Раздел 1. Литературоведение как наука. Основные разделы. Вспомогательные и смежные относительно литературоведения дисциплины

Литературоведение изучает?

1.искусство словесности

2.художественную литературу

3.мировую литературу

4.методы анализа литературного произведения

5.языковые особенности литературного произведения

История литературы - это раздел литературоведения, изучающий

1.процесс развития литературы

2.исторические произведения

3.процесс возникновения и развития литературы

4.влияние истории на развитие литературы

взаимосвязи истории и литературоведения

Теория литературы - это раздел литературоведения, изучающий

1.общие законы построения литературных произведений

2.основные разделы литературоведения

3. творчество писателей

4. научно-исследовательскую литературу

5.специфические свойства художественной литературы

 

Литературная критика – это наука изучающая

1.                  труды теоретиков литературоведения

2.                  современный литературный процесс

3.                  эстетические вкусы читателей

4.                  историю и теорию литературы

5.                  современное литературное произведение

           

К вспомогательным наукам относительно литературоведения относятся

1. палеография

2. лингвистика

3. искусствоведение

4. эстетика

5.библиография

К смежным наукам относительно литературоведения относятся

1. текстология с атрибуцией

2. лингвистика

3. текстология

4. философия

5.историография литературоведения

 

Историография литературоведения – это

1.                  Наука,  изучающая древние рукописи;

2.                  Наука, изучающая историю литературоведения и его основных разделов;

3.                  Наука, изучающая историю возникновения  литературы как словесного вида искусства;

4.                  Наука, занимающаяся систематизацией литературоведческих исследований

История теории литературы, история истории литературы и история литературной критики.

Раздел 2. Литературное произведение как художественная целостность

Содержание литературного произведения - это

1.выраженная в литературном произведении идейно-эмоциональная оценка писателем жизни;

2. система литературных образов произведения;

3. приемы раскрытия художественного своеобразия литературного произведения;

4. целостность литературного произведения;

5. способ выражения оценки автором той или иной «стороны жизни»

 

Форма литературного произведения – это

1.                  Идейно эмоциональная оценка писателем жизни;

2.                  Внутренняя завершенность художественного  произведения;

3.                  Обозначение приемов, художественных средств выражения содержания;

4.                  Способы постижения идейного богатства литературного произведения;

 

Явления художественной речи, композиционные средства, система образов и т.д.

Проблема литературного произведения - это

1.                  Обозначение основной мысли, вытекающей из литературного произведения;

2.                  Выделение писателем в литературном произведении существенных черт, свойств, особенностей;

3.                  Обозначение события, происшествия;

4.                  Обозначение жизненно-важного вопроса, решаемого в произведении;

Раскрытие в литературном произведении особенностей человеческой жизни в ее социальной сущности.

Тема литературного  произведения – это

1.                  Выражение миросозерцания писателя;

2.                   Обозначение важного вопроса в произведении;

3.                  Оценка жизненных явлений  в произведении;

4.                  Обозначение события, происшествия, о котором повествуется  в литературном произведении;

5.                  Основа, предмет, объект исследования.

 

Идея литературного  произведения  - это

1.                  Жизненно-важный или общественно-важный вопрос, поставленный в литературном произведении;

2.                  Система событий, изображенных в литературном произведении;

3.                  Решение поставленной в произведении проблемы или основная мысль, вытекающая из произведения;

4.                  Обозначение важного вопроса в произведении;

5. Выражение миросозерцания писателя.

 

Раздел 3. Художественный образ. Средства психологического раскрытия образа. Персонаж. Характер. Тип.

Художественный образ – это

1.                  Материализованное авторское  представление;

2.                  Выражение автором основной мысли;

3.                  Воплощение существенного в индивидуальном;

4.                  Выражение, высказывание авторского замысла в произведении;

5.                  Подбор и расположение деталей, выражающих авторское отношение к действительности.

Художественные образы в литературном произведении

1.                  Иллюстрируют доказываемые  положения;

2.                  Воплощают общее, существенное в индивидуальном;

3.                  Являются основным средством выражения содержания произведения

4.                  Играют вспомогательную роль;

5.                  Содержат общественно значимые черты, проявляющиеся в поведении, умонастроении людей.

 

Персонаж – это

1.                  Вид художественного образа

2.                  Носитель общественно- значимых черт, проявляющихся в поведении и умонастроении людей.

3.                  Образ человека в литературном произведении;

4.                  Герой произведения, не имеющий характера;

5.                  Воплощение характера в произведении.

Средства психологического раскрытия литературного образа – это   

1.         Портрет, внутренние монологи;

2.         2. Формы поведения, исповеди, дневники;

3.         Экспозиция;

4.         Кульминация;

5.         Композиция.

 

Тип – это      

1.         Выражение внешних и внутренних перемен в герое;

2.         Действующее лицо в произведении;

3.         Высшая степень характерности;

4.         Персонаж, играющий сюжетную роль в произведении;

5.         Художественное обобщение важных свойств национального характера, черт, свойственных герою времени.

 

Психологизм – это   

1.         Воспроизведение чувств и мыслей персонажей в их динамике;

2.         Воспроизведение мыслей героя, душевного состояния в художественном произведении;

3.         Воспроизведение переживаний в речи персонажей;

4.         Описание сцен взаимоотношений героев;

5.         Анализ, развернутая авторская характеристика героя.

 

Внутренний монолог – это            

1.         Форма речи;

2.         Прием психологического изображения;

3.         Повествование от третьего лица;

4.         Прием прямой психологической характеристики;

5.         Воспроизведение мыслей героя в динамике.

 

Система персонажей – это

1.         Соотношение характеров, персонажей;

2.         Способы связи персонажей;

3.         Сюжетная связь между героями;

4.         Система параллелей и противоположностей;

5.         Композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность героев произведения

 

Раздел 4. Художественная речь и язык литературного произведения. Особые лексические ресурсы художественной речи. Поэтическая лексика.

 

Источником художественной речи является

1.         Литературный язык и живая разговорная речь;

2.         Национальный язык и его диалекты;

3.         Общенародные языковые элементы;

4.         Литературный язык и языковые средства народа;

5.         Национальный литературный язык и просторечие.

 

Главным источником образности речи является

1.         Лексические средства употребления слова;

2.         Наличие переносного значения слова;

3.         Принадлежность слова к той или иной социальной группе;

4.         Многозначность слова;

5.         Лексическая окраска слова.

 

Поэтическая лексика рассматривает         

1.         Вопрос о выборе приемов употребления слов;

2.         Вопрос о выборе отдельных слов, входящих в состав художественной речи;

3.         Словарь произведения и пользование этим словарем, оттенки значений слов;

4.         Вопрос о связи слов в предложениях;

5.         Вопрос о способах сочетания слов.

 

Варваризмы – это внедрение в связную речь

1.         Слов иностранных в иностранном тексте;

2.         Грубых слов просторечия;

3.         Устаревших слов;

4.         Иностранных слов;

5.         Вновь образованных слов.

 

Диалектизмы – это заимствования           

1.         Из говоров того же языка

2.         Из говоров литературно говорящих горожан

3.         Слов просторечия

4.         Из  лексики профессиональных групп

 

Арготизмы – это      

1.         Слова иностранные в иностранном тексте;

2.         Слова воровского жаргона; уголовников- заключенных;

3.         Слова из лексики профессиональных групп;

4.         Грубые слова просторечия;

5.         Слова, противоположные по значению.

 

Художественная речь  отличается от нехудожественной речи:

1.         Использованием мимики, жестов;

2.         Использованием особых средств выразительности;

3.         Фиксированностью речи;

4.         Тяготением к ритмичности;

5.         Образностью.

 

Раздел 5. Тропы. Виды тропов.

Тропы – это

1.         Слова, употребляемые в противоположном смысле;

2.         В переносном смысле;

3.         Приемы изменения прямого значения слова

4.         Развернутое описательное выражение

5.         Развернутое сопоставление двух явлений.

 

Эпитет - это 

1.         Повторение слов и словосочетаний в конце стихов или предложений;

2.         Художественное определение существенных  свойств литературного образа;

3.         Словосочетание, состоящее из взаимоисключающих слов;

4.         Развернутое описательное выражение;

5.         Поэтическое определение существенных с точки зрения автора признаков литературного образа.

 

Оксюморон – это     

1.         Явление поэтической лексики;

2.         Эпитет, противоречащий определяемому слову;

3.         Эпитет, определяющий точные признаки предмета;

4.         Словосочетание, содержащее в себе сопоставление двух отчетливых понятий;

5.         Развернутое описательное выражение.

 

Сравнение – это      

1.         Определение существенных признаков, душевного состояния;

2.         Сопоставление двух отчетливых понятий, явлений;

3.         Сопоставление менее знакомого с более знакомым явлением;

4.         Явление поэтической лексики;

5.         Словосочетание, определяющее устойчивые признаки предмета.

Сравнение – это      

1.         Древнейшая фигура поэтической речи;

2.         Развернутое описательное выражение, заменяющее точное название явлений;

3.         Развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях;

4.         Сопоставление менее знакомого явления с более знакомым;

5.         Средство поэтической лексики.

Перифраз – это

1.         Нарушение привычного порядка слов в стихе, строфе, предложении;

2.         Пропуск в предложении, стихе, строфе значащего слова;

3.         Замена собственного имени или известного явления  развернутым описательным выражением;

4.         Развернутое описательное выражение, заменяющее точное название явлений, исторического , собственного имени;

5.         Сопоставление двух отчетливых понятий

 

Перифраз то          

1.         Древнейшая фигура поэтической речи;

2.         Развернутое описательное выражение, заменяющее точное название явлений;

3.         Развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях;

4.         Сопоставление менее знакомого явления с более знакомым;

5.         Средство поэтической лексики.

 

Метафора – это троп,          

1.         Основанный на смежности или связи явлений;

2.         Основанный на контрасте;

3.         Основанный на сходстве двух явлений;

4.         На замене единственного числа множественным;

5.         Скрытое сравнение.

 

Олицетворение – это  троп

1.         Разновидность метафоры;

2.         основанный на перенесении признаков живого существа на неодушлевленные предметы, явления природы;

3.         Основанный на связи явлений;

4.         Основанный на сходстве явлений;

5.         Основанный на контрасте явлений.

 

Гипербола – это троп, основанный на     

1.         Преуменьшении размеров;

2.         На связи явлений;

3.         На контрасте явлений;

4.         На сходстве явлений;

5.         На преувеличении размеров.

 

Литота – троп, основанный на     

1.         Преуменьшении размеров;

2.         На связи явлений;

3.         На контрасте явлений;

4.         На сходстве явлений;

        5. На преувеличении размеров.

 

Метонимия – это троп, основанный на   

1.         Сходстве явлений;

2.         На контрасте явлений;

3.         На связи явлений;

4.         На смежности содержащего и содержимого, страны и ее жителей и т.д.

5.         На сближении явлений природы с живыми поступками человека.

 

Олицетворение – это троп, основанный на        

1.         Сходстве явлений;

2.         На контрасте явлений;

3.         На связи явлений;

4.         На смежности содержащего и содержимого, страны и ее жителей и т.д.

5.         На сближении явлений природы с живыми поступками человека.

 

Синекдоха – это троп, основанный на     

1.         Контрасте явлений;

2.         На связи явлений;

3.         На замене единственного числа множественным;

4.         На замене содержащим содержимого;

5.         На условном обозначении важных явлений.

 

Ирония – это троп, основанный на          

1.         Контрасте явлений;

2.         Это словосочетание, которое следует понимать в противоположном смысле;

3.         На условном обозначении явлений;

4.         На сопоставлении явлений;

5.         На связи явлений.

 

Аллегория – это троп, основанный на     

1.         На сопоставлении явлений, понятий, предметов;

2.         Условном обозначении предметов, явлений, употребляемом для выражения иных понятий;

3.         На условном обозначении явлений, вызывающем ряд ассоциаций;

4.         На связи явлений, предметов, понятий.

 

Символ – это троп, основанный на         

1.         На сопоставлении явлений, понятий, предметов;

2.         Условном обозначении предметов, явлений, употребляемом для выражения иных понятий;

3.         На условном обозначении явлений, вызывающем ряд ассоциаций;

 4.   На связи явлений, предметов,             понятий.

 

Раздел 6. Поэтический синтаксис

Поэтический синтаксис рассматривает:   

1.         Способы сочетания слов, построения предложений в художественной речи;

2.         Обороты речи в их выразительном значении

3.         Способы отбора слов, входящих в состав художественной речи;

4.         Вопрос о выборе приемов употребления слов;

5.         Слова и словосочетания, употребляемые переносном смысле.

Анафора – это          

1.         Вид повторения слов;

2.         Сопоставление слов, словосочетаний;

3.         Повторение слова в конце предложений, стихов, строф;

4.         Синтаксическая фигура;

5.         Интонационное бессоюзное соединение слов.

Эпифора – это          

1.         Вид повторения слов;

2.         Сопоставление слов, словосочетаний;

3.         Повторение слова в конце предложений, стихов, строф;

4.         Синтаксическая фигура;

Интонационное бессоюзное соединение слов.

Стык - это     

1.         Средство поэтического синтаксиса;

2.         Средство поэтической лексики;

3.         Повторение слова в конце предложений, стихов, строф;

4.         Повторение слова в начале предложений, стихов, строф;

5.         Повторение слов в конце одного и в начале другого предложения, стиха, строфы.

Кольцо - это 

1.         Средство поэтического синтаксиса;

2.         Средство поэтической лексики;

3.         Повторение слова в конце предложений, стихов, строф;

4.         Повторение слова в начале предложений, стихов, строф;

5.         Повторение слов в начале  и в конце предложения, стиха, строфы.

Многосоюзие – это

1.         Средство поэтической лексики;

2.         Средство поэтического синтаксиса;

3.         Повторение одинаковых союзов при соединении однородных членов предложения;

4.         Интонационное бессоюзное соединение однородных членов предложения.

Бессоюзие – это       

1.         Средство поэтической лексики;

2.         Средство поэтического синтаксиса;

3.         Повторение одинаковых союзов при соединении однородных членов предложения;

4.         Интонационное бессоюзное соединение однородных членов предложения.

Синтаксический параллелизм – это         

1.         Древнейшая фигура поэтической речи;

2.         Развернутое описательное выражение, заменяющее точное название явлений;

3.         Развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях;

4.         Сопоставление менее знакомого явления с более знакомым;

5.         Средство поэтической лексики.

Риторический вопрос – это           

1.         Средство поэтического синтаксиса;

2.         Оборот речи, не требующий ответа;

3.         Оборот речи, который произносится с особенно выразительной интонацией.

4.         Оборот речи, который произносится с особой восклицательной интонацией;

5.         Оборот речи, содержащий обращение к отсутствующим собеседникам, к тому, что не может дать отклика.

Риторическое обращение   

1.         Средство поэтического синтаксиса;

2.         Оборот речи, не требующий ответа;

3.         Оборот речи, который произносится с особенно выразительной интонацией.

4.         Оборот речи, который произносится с особой восклицательной интонацией;

5.         Оборот речи, содержащий обращение к отсутствующим собеседникам, к тому, что не может дать отклика.

Риторическое восклицание

1.         Средство поэтического синтаксиса;

2.         Оборот речи, не требующий ответа;

3.         Оборот речи, который произносится с особенно выразительной интонацией.

4.         Оборот речи, который произносится с особой восклицательной интонацией;

5.         Оборот речи, содержащий обращение к отсутствующим собеседникам, к тому, что не может дать отклика.

Градация – это         

1.         Нарушение привычного порядка слов в предложении, стихе, строфе;

2.         Пропуск одного или нескольких слов в предложении, стихе, строфе;

3.         Предложение с однородными членами, в котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего;

4.         Средство поэтического синтаксиса;

5.         Средство поэтической лексики.

Эллипсис – это        

1.         Нарушение привычного порядка слов в предложении, стихе, строфе;

2.         Пропуск одного или нескольких слов в предложении, стихе, строфе;

3.         Предложение с однородными членами, в котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего;

4.         Средство поэтического синтаксиса;

5.         Средство поэтической лексики.

Инверсия – это        

1.         Нарушение привычного порядка слов в предложении, стихе, строфе;

2.         Пропуск одного или нескольких слов в предложении, стихе, строфе;

3.         Предложение с однородными членами, в котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего;

4.         Средство поэтического синтаксиса;

5.         Средство поэтической лексики.

Антитеза - это          

1.         Средство поэтического синтаксиса;

2.         Средство поэтической лексики;

3.         Противопоставление двух образов;

4.         Сопоставление двух явлений;

5.         Развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях

Синтаксический параллелизм – это

1.         Средство поэтического синтаксиса;

2.         Средство поэтической лексики;

3.         Противопоставление двух образов;

4.         Сопоставление двух явлений;

5.         Развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях

Раздел 7. Поэтическая фонетика

Эвфония – это

1.         Поэтический синтаксис;

2.         Поэтическая лексика;

3.         Поэтическая фонетика;

4.         Художественно-выразительное средство;

5.         Отдел стилистики, изучающий принципы звуковой организации речи.

 Аллитерация – это

1.         Повторение слов в начале строфы, стиха, предложения;

2.         Повторение одинаковых гласных звуков;

3.         Повторение одинаковых согласных звуков;

4.         Повторение слов в конце предлож6ния, стиха, строфы;

5.         Соответствие звукового строя речи образу.

 

Ассонанс –это          

1.         Повторение слов в начале строфы, стиха, предложения;

2.         Повторение одинаковых гласных звуков в стихе, строфе, предложении;

3.         Повторение одинаковых согласных звуков;

4.         Повторение слов в конце предлож6ния, стиха, строфы;

5.         Нет варианта.

Звукоподражание – это      

1.         Повторение слов в начале строфы, стиха, предложения;

2.         Повторение одинаковых гласных звуков;

3.         Повторение одинаковых согласных звуков;

4.         Повторение слов в конце предлож6ния, стиха, строфы;

5.         Соответствие звукового строя речи образу.

 

Ономатопеи - это    

1.         Явление поэтического синтаксиса;

2.         Явление поэтической лексики;

3.         Явление поэтической фонетики;

4.         Звукоподражание, соответствие фонетической формы выражения  и звуковой природы описываемого явления;

5.         Ассоциации незвуковой природы.

 

Речь прозаическая и стихотворная. Ритм прозы и ритм стиха. Способы образования ритма. Системы стихосложения

Просодия языка – это

1.         Особенности художественной выразительности речи;

2.         Особенности акцентации языка;

3.         Морфологические особенности языка;

4.         Способы ритмической организации речи;

5.         Логические паузы в речи

  Проза – это

1.         Разновидность художественной речи;

2.         Речь, не содержащая собственных ритмических акцентов;

3.         Речь, содержащая ритмические и логические акценты;

4.         Вид  художественной литературы;

5.         Род  художественной литературы.

 Стихотворная речь – это

1.         Разновидность художественной речи;

2.         Речь, не содержащая собственных ритмических акцентов;

3.         Речь, содержащая ритмические и логические акценты;

4.         Вид  художественной литературы;

5.         Род  художественной литературы.

Такт – это      

1.         Единица ритма прозаической речи;

2.         Единица ритма в стихотворной речи;

3.         Ударение на последнем слоге стиха;

4.         Логическая пауза;

5.         Ритмическая пауза.

Стих – это     

1.         Единица ритма прозаической речи;

2.         Единица ритма в стихотворной речи;

3.         Ударение на последнем слоге стиха;

4.         Логическая пауза;

5.         Ритмическая пауза.

Константа – это       

1.         Единица ритма прозаической речи;

2.         Единица ритма в стихотворной речи;

3.         Ударение на последнем слоге стиха;

4.         Логическая пауза;

5.         Ритмическая пауза.

Цезура –это   

1.         Ритмическое ударение;

2.         Словораздел, проведенный через все стихотворение;

3.         Сочетание ударного и безударного слогов;

4.         Словораздел, который делит стих на два полустишия;

5.         Слог, предшествующий первому  ритмическому ударению.

Анакруза – это         

1.         Слог, последующий за первым ритмическим ударением;

2.         Слог, предшествующий последнему ритмическому ударению;

3.         Словораздел в стихе;

4.         Последний ударный слог;

5.         Слог, предшествующий первому ударению в стихе.

Система стихосложения – это

1.         Особенности акцентуации речи;

2.         Способ образования ритма;

3.         Особая ритмически организованная единица речи;

4.         Стиховедческая теория;

5.         Разновидность художественной речи.

Стихотворная речь – это    

1.         Совокупность стихотворных произведений;

2.         Способ образования ритма;

3.         Особая ритмически организованная единица речи;

4.         Стиховедческая теория;

5.         Разновидность художественной речи.

В основе метрической системы стихосложения лежат: 

1.         Способы сочетания ударных и безударных слогов;

2.         Законы ритма вокальных произведений;

3.         Повторение равного количества ударных слогов в стихе;

4.         Долгота и краткость произнесения слога

5.         Повторение равного количества  слогов в стихе;

 

В основе силлабической системы стихосложения лежит:        

1.         Способы сочетания ударных и безударных слогов;

2.         Законы ритма вокальных произведений;

3.         Повторение равного количества ударных слогов в стихе;

4.         Долгота и краткость произнесения слога

5.         Повторение равного количества  слогов в стихе;

 

В основе тонической системы стихосложения лежит:

1.         Способы сочетания ударных и безударных слогов;

2.         Законы ритма вокальных произведений;

3.         Повторение равного количества ударных слогов в стихе;

4.         Долгота и краткость произнесения слога

5.         Повторение равного количества  слогов в стихе;

 

В основе силлабо-тонической системы стихосложения лежит:           

1.         Способы сочетания ударных и безударных слогов;

2.         Законы ритма вокальных произведений;

3.         Повторение равного количества ударных слогов в стихе;

4.         Долгота и краткость произнесения слога

5.         Повторение равного количества  слогов в стихе;

 

Стопа – это   

1.         Сочетание нескольких мор;

2.         Сочетание ударного и безударного слогов;

3.         Словораздел;

4.         Способ организации ритма;

5.         Повторение равного количества ударных слогов.

Гекзаметр – это        

1.         Стих метрической системы стихосложения;

2.         Стих силлабической системы стихосложения;

3.         Стих тонической системы;

4.         Стих состоящий из 6 дактилей с женской клаузулой;

5.         Стих, состоящий из 5 дактилей с мужской клаузулой.

Пентаметр – это       

1.         Стих метрической системы стихосложения;

2.         Стих силлабической системы стихосложения;

3.         Стих тонической системы;

4.         Стих состоящий из 6 дактилей с женской клаузулой;

5.         Стих, состоящий из 5 дактилей с мужской клаузулой.

Элегическое двустишие состоит:  

1.         Из 5 дактилических стоп с усечением;

2.         Из стихов логаэдов;

3.         Из стиха гекзаметра и стиха пентаметра;

4.         Из стиха пентаметра и александрийского стиха.

 Александрийский стих состоит из:          

1.         Ямбов и дактиля;

2.         Ямбов с мужской клаузулой;

3.         Ямбов с женской клаузулой;

4.         Ямбов с чередующимися мужскими и женскими клаузулами;

5.         Ямбов с анапестом.

Логаэдическими называются стихи, в которых сочетаются:     

1.         Мужские и женские клаузулы;

2.         Дактили и спондеи;

3.         Ямбы и анапест;

4.         Двухсложные и трехсложные стопы;

5.         Облегченные и утяжеленные стопы.

Силлабическая система стихосложения в русской литературе имела традиции:      

1.         греческой литературы;

2.         польской литературы;

3.         французской литературы;

4.         русского народного стиха;

5.         польско-латинского стиховедения.

Усвоению силлабического стиха в русской поэзии способствовали:  

1.         Ломоносов;

2.         Жуковский;

3.         Державин;

4.         Симеон Полоцкий;

5.         Антиох Кантемир

Реформаторами силлабической системы в России явились:    

1.         Державин

2.         Карамзин;

3.         Тредиаковский;

4.         Полоцкий;

5.         Кантемир.

Тоническая система присуща:        

1.         Германским литературам;

2.         Французской литературе;

3.         Античной литературе;

4.         Русскому народному стиху;

5.         Польскому стиху.

Утверждение силлабо-тонической системы стихосложения в России было связано с деятельностью:    

1.         Ломоносова;

2.         Жуковского;

3.         Державина;

4.         Симеон Полоцкого;

5.         Тредиаковского.

Скандовка - это       

1.         Дополнительное ударение в слове;

2.         Усиленное произношение стихов с расстановкой ударения на равных слоговых промежутках;

3.         Новая поэтическая форма слова;

4.         Ударение через слог  или через два слога в стихе с равносложными размерами;

5.         Обязательное сохранение естественного ударения в слове.

Композицияюжет. Фабула. Внешняя и внутренняя композиция.

Что  такое композиция?

1.         Соединение частей произведения в целое;

2.         Соотнесенность и взаимосвязь всех образов, эпизодов, частей литературного произведения;

3.         Система событий в произведении;

4.         Расчленение произведения на отдельные части;

5.         Последовательность эпизодов в произведении.

Что такое сюжет?    

1.         Пространственно-временная связь в произведении;

2.         Цепь событий, изображенная в литературном произведении;

3.         Совокупность событий, воссоздаваемых в произведении;

4.         Построение литературного произведения.

5.         Описание действия.

Сюжет - это  

1.         Жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга обстоятельствах;

2.         Воссоздание впечатлений, раздумий и переживаний героев;

3.         Совокупность событий, воссоздаваемых в литературном произведении;

4.         Система персонажей;

5.         Совокупность событий в их взаимосвязи.

Сюжеты различаются         

1.         Хроникальные;

2.         Концентрические;

3.         Фразеологические;

4.         Формальные;

5.         Системные.

 

Концентрическим называется сюжет, который строится:        

1.         На одном событии, ситуации, сюжетной линии, изменения в которой приводят к изменениям в целом действия литературного произведения;

2.         На событиях, которые не имеют между собой причинно-следственных связей и соотносятся лишь во времени;

3.         На параллельном  самостоятельном развертывании нескольких сюжетных линий;

4.         На событиях, которые находятся в причинно-следственной связи между собой, выявляющей конфликт в произведении;

5.         На устремлении действия от завязки к развязке.

 

Хроникальным называется сюжет, который строится:  

1.         На одном событии, ситуации, сюжетной линии, изменения в которой приводят к изменениям в целом действия литературного произведения;

2.         На событиях, которые не имеют между собой причинно-следственных связей и соотносятся лишь во времени;

3.         На параллельном  самостоятельном развертывании нескольких сюжетных линий;

4.         На событиях, которые находятся в причинно-следственной связи между собой, выявляющей конфликт в произведении;

5.         На устремлении действия от завязки к развязке.

 

Традиционный (классический) сюжет строится:

1.         На одном событии, ситуации, сюжетной линии, изменения в которой приводят к изменениям в целом действия литературного произведения;

2.         На событиях, которые не имеют между собой причинно-следственных связей и соотносятся лишь во времени;

3.         На параллельном  самостоятельном развертывании нескольких сюжетных линий;

4.         На событиях, которые находятся в причинно-следственной связи между собой, выявляющей конфликт в произведении;

5.         На устремлении действия от завязки к развязке.

 

В традиционных сюжетах большую роль играют:          

1.         Перипетии;

2.         Коллизия;

3.         Лирические отступления;

4.         Предисловие;

5.         Послесловие.

 

Конфликт – это

1.         Эпизод или случай, с которого начинается повествование;

2.         Отражение в конкретных взаимоотношениях героев и персонажей важных, существенных противоречий.

3.         Средство психологического раскрытия образа;

4.         Начальный эпизод литературного произведения;

5.         Элемент сюжета.

 

Завязка – это

1.         Эпизод или случай, с которого начинается развитие конфликта в литературном произведении;

2.         Отражение в конкретных взаимоотношениях героев и персонажей важных, существенных противоречий.

3.         Средство психологического раскрытия образа;

4.         Начальный эпизод литературного произведения;

5.         Элемент сюжета.

 

Какой из названных элементов не является элементом сюжета:         

1.         Завязка;

2.         Кульминация;

3.         Экспозиция;

4.         Эпиграф;

5.         Развязка;

 

Сюжетная инверсия – это  

1.         Нарушение привычного порядка слов в повествовании;

2.         Развитие конфликта в литературном произведении;

3.         Нарушение последовательности в повествовании о событиях;

4.         Последовательность в повествовании о событиях;

5.         Хронологическая последовательность в изображении событий.

 

Фабула –

1.         нарушение хронологической последовательности в развитии событий;

2.         Восстановление в сознании читателя нарушенной автором хронологической последовательности в развитии событий;

3.         Порядок событий в произведении;

4.         Основной вопрос, решаемый в произведении;

5.         Устойчивый, повторяющийся в произведении мотив.

 

Концентрическим называется сюжет, при котором:

1.         допущена сюжетная инверсия в произведении;

2.         В произведении развертываются независимые друг от друга событийные узлы;

3.         События не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены между собой лишь во времени;

4.         События развиваются напряженно, остро, а в развитии событий допущена инверсия.

 

Хроникальным называется сюжет, в котором:    

1.         допущена сюжетная инверсия в произведении;

2.         В произведении развертываются независимые друг от друга событийные узлы;

3.         События не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены между собой лишь во времени;

4.         События развиваются напряженно, остро, а в развитии событий допущена инверсия.

 

Какой из элементов не относится к элементам внешней композиции:           

1.         Эпилог;

2.         Эпиграф;

3.         Заглавие;

4.         Пролог;

5.         Кульминация.

 

Внутренней композицией литературного произведения называется:

1.         Порядок событий в произведении;

2.         Восстановление хронологической последовательности в развитии событий;

3.         Организация всех частей произведения в целостное единство;

4.         Членение произведения на главы, части, строфы и т.д.

5.         Внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей.

 

Перипетии - это      

1.         Занимательные событийные хитросплетения в произведении;

2.         Восстановление хронологической последовательности в развитии событий;

3.         Организация всех частей произведения в целостное единство;

4.         Членение произведения на главы, части, строфы и т.д.

5.         Внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей.

 

К  внесюжетным  элементам произведения относятся:

1.         Эпиграф;

2.         Эпилог;

3.         Развязка;

4.         Лирические отступления;

5.         Художественные предварения.

 

К  внесюжетным  элементам произведения относятся: 

1.         Художественные предварения.;

2.         Пейзажные зарисовки;

3.         Завязка;

4.         Дневники;

5.         Исповеди;

6.         Монологи.

 

Что такое лирическое отступление?

1.         Часть литературного  произведения, в котором герой или персонаж становится рассказчиком;

2.         Повествование о вымышленных событиях;

3.         Своеобразный намек в произведении в виде сна, предчувствия, предсказания;

4.         Часть литературного произведения, в котором писатель выражает свое непосредственное отношение к героям и происшествию, выражает свои чувства, дает оценку жизненным явлениям;

5.         Элемент внутренней композиции, в котором выражается отношение человека к природе.

 

Что такое художественное предварение?

1.         Часть литературного  произведения, в котором герой или персонаж становится рассказчиком;

2.         Повествование о вымышленных событиях;

3.         Своеобразный намек в произведении в виде сна, предчувствия, предсказания;

4.         Часть литературного произведения, в котором писатель выражает свое непосредственное отношение к героям и происшествию, выражает свои чувства, дает оценку жизненным явлениям;

5.         Элемент внутренней композиции, в котором выражается отношение человека к природе.

 

Рассказ в рассказе - это       

1.         Элемент внешней композиции;

2.         Элемент внутренней композиции;

3.         Вводный эпизод;

4.         Средство психологического раскрытия образа;

5.         Элемент художественного пространства.

 

Пейзаж – это

1.         Элемент внешней композиции;

2.         Элемент внутренней композиции;

3.         Элемент художественного пространства произведения, выполняющий функцию средства психологического раскрытия образов;

4.         Элемент художественного пространства;

5.         Вводный эпизод.

 

Вставная новелла – это      

1.         Элемент внешней композиции;

2.         Элемент внутренней композиции;

3.         Рассказ в рассказе;

4.         Эпический жанр;

5.         Психологический прием.

 

Прием повтора - это           

1.         Элемент внешней композиции;

2.         Элемент внутренней композиции;

3.         Эпизод или сцена, повторяющиеся в тексте художественного произведения;

4.         Эпизод или сцена, противоположные по значению и расположенные в произведении рядом;

5.         Композиционное средство, к которому читатель неоднократно обращается и переосмысливает его в процессе чтения литературного произведения.

 

Прием контраста – это        

1.         Элемент внешней композиции;

2.         Элемент внутренней композиции;

3.         Эпизод или сцена, повторяющиеся в тексте художественного произведения;

4.         Эпизод или сцена, противоположные по значению и расположенные в произведении рядом;

5.         Композиционное средство, к которому читатель неоднократно обращается и переосмысливает его в процессе чтения литературного произведения.

 

Заглавие литературного произведения – это      

1.         Элемент внешней композиции;

2.         Элемент внутренней композиции;

3.         Эпизод или сцена, повторяющиеся в тексте художественного произведения;

4.         Эпизод или сцена, противоположные по значению и расположенные в произведении рядом;

5.         Композиционное средство, к которому читатель неоднократно обращается и переосмысливает его в процессе чтения литературного произведения.

 

Пролог литературного произведения – это часть, которая помещается:         

1.         В конце;

2.         В начале;

3.         В центре;

4.         В конце и в начале;

5.         Перед текстом произведения.

 

Пролог – это часть литературного произведения, которая:       

1.         Графически выделяется в тексте;

2.         Содержит сообщение о дальнейшей судьбе героев через несколько лет после разрешения основного конфликта;

3.         Помещается в самом начале и содержит в себе слова другого автора рядом с основным текстом;

4.         Помещается всегда в начале и содержит в себе предысторию основных событий, рассказываемых в произведении;

5.         Содержит короткое афористическое выражение или цитаты и помещается в самом начале произведения и перед каждой его главой.

 

Эпиграф – это часть литературного произведения, которая:    

1.         Графически выделяется в тексте;

2.         Содержит сообщение о дальнейшей судьбе героев через несколько лет после разрешения основного конфликта;

3.         Помещается в самом начале и содержит в себе слова другого автора рядом с основным текстом;

4.         Помещается всегда в начале и содержит в себе предысторию основных событий, рассказываемых в произведении;

5.         Содержит короткое афористическое выражение или цитаты и помещается в самом начале произведения и перед каждой его главой

 

Эпилог – это            

1.         Графически выделяется в тексте;

2.         Содержит сообщение о дальнейшей судьбе героев через несколько лет после разрешения основного конфликта;

3.         Помещается в самом начале и содержит в себе слова другого автора рядом с основным текстом;

4.         Помещается всегда в начале и содержит в себе предысторию основных событий, рассказываемых в произведении;

5.         Содержит короткое афористическое выражение или цитаты и помещается в самом начале произведения и перед каждой его главой

 

Хронотоп – категория, обозначающая:     

1.         Пространственно-временную организацию художественного мира в произведении;

2.         Взаимоотношения автора и героя в произведении;

3.         Соотнесенность форм художественного времени и художественного пространства в литературном произведении;

4.         Пейзажные зарисовки в художественном произведении;

5.         Художественное определение существенных свойств литературного образа.

 

Композиция литературного произведения – это            

1.         Использование основных сюжетных компонентов в литературном произведении;

2.         Способ повествования;

3.         Соотнесенность и взаимосвязь всех образов, эпизодов, частей литературного произведения;

4.         Часть литературного произведения,   которая содержит описание обстановки, действия или взаимоотношений персонажей до начала конфликта;

5.         Система событий в литературном произведении.

 

Экспозиция – это    

1.         Использование основных сюжетных компонентов в литературном произведении;

2.         Способ повествования;

3.         Соотнесенность и взаимосвязь всех образов, эпизодов, частей литературного произведения;

4.         Часть литературного произведения,   которая содержит описание обстановки, действия или взаимоотношений персонажей до начала конфликта;

5.         Система событий в литературном произведении.

 

Кульминация – это  

1.         Конечный эпизод литературного произведения;

2.         Момент наивысшего напряжения в развитии конфликта;

3.         Занимательные событийные хитросплетения;

4.         Соединение частей произведения в целое;

5.         Самая малая единица предметного мира произведения.

 

Художественная деталь – это        

1.         Самая малая единица предметного мира произведения;

2.         Единица языка;

3.         Словесная ткань произведения;

4.         Элемент формы литературного произведения;

5.         предметные подробности в литературном произведении.

 

Текст – это    

1.         Самая малая единица предметного мира произведения;

2.         Единица языка;

3.         Словесная ткань произведения;

4.         Элемент формы литературного произведения;

5.         предметные подробности в литературном произведении;.

 

Ретардация – это     

1.         композиционный прием;

2.         зеркальное отражение событий;

3.         средство психологического  раскрытия литературного образа;

4.         задержка развития действия;

5.         Исходный эпизод сюжета.

 

Диалог – это

1.         форма устной речи, протекающая в условиях вне прямого общения;

2.         Форма устной речи, протекающая в условиях непосредственного контакта;

3.         Элемент внешней композиции литературного произведения;

4.         Форма устной речи, протекающая в форме внутренней речи;

5.         Способ раскрытия характера персонажа.

 

Монолог – это

1.         форма устной речи, протекающая в условиях вне прямого общения;

2.         Форма устной речи, протекающая в условиях непосредственного контакта;

3.         Элемент внешней композиции литературного произведения;

4.         Форма устной речи, протекающая в форме внутренней речи;

5.         Способ раскрытия характера персонажа.

 

Что объединяет диалогическую и монологическую речь?        

1.         Формы устной речи;

2.         Роды словесных образований;

3.         их носителями являются и повествователь, и герои;

4.         Несоответствие  мысли  и слова;

5.         Единство места и времени общения.

 

Реминисценция- это           

1.         Неавторское слово;

2.         Межтекстовые отношения;

3.         Присутствующие в писательских текстах отсылки к предшествующим литературным фактам;

4.         Несловесный текст;

5.         Слова автора в тексте литературного произведения.