Лекция 3. Понятие художественного образа. Система образов литературного произведения. Способы психологического раскрытия образа. Характер. Тип. Приемы типизации.

Искусство имеет образную природу. Термин "образ" используется не только в литературоведении, но и в философии, психологии, лингвистике, искусствознании.

Природа образа иная, нежели природа понятия. Образ конкретен, многозначен и целостен, тогда как понятие абстрактно и стремится к исключению многозначных трактовок.

Художественный образ - воплощенное, материализованное авторское представление, обладающее рядом свойств: условностью, двойственной природой, способностью к типизации, уникальностью, самодостаточностью, целостностью и т.д.

Двойственная природа художественного образа состоит в неразрывном сочетании формально-содержательных аспектов: эстетических свойств мира в их конкретно-чувственном многообразии. Единство "предметного" и "идеального" в художественном образе - универсальное свойство всех видов изящных искусств (живописи, музыки, скульптуры, литературы и других).

"Самодостаточность" образов искусства отличает их от других видов образности, имеющих вспомогательное значение: иллюстрации (научной, рекламной, публицистической) и фактографии (мемуарной, документальной).

В создании художественного образа велика роль творческой фантазии автора. Первичная условность - свойство любого художественного образа. Образ не тождественен ничему во внехудожественной реальности.

Одним из отличительных свойств образов искусства выступает их экспрессивность, обращенность к личному эмоциональному воображению и рассчитанность на "сотворчество" читателей, зрителей, слушателей. В этом состоит своеобразие коммуникативной функции искусства, основанной на очевидном внутреннем родстве акта творчества и восприятия.

Художественный образ всегда несет в себе обобщение, то есть имеет типическое значение(в пер. с греч. Typos – отпечаток, оттиск). Образы искусства – это концентрированные воплощения существенного в индивидуальном. В художественных образах раскрываются типические явления жизни в свете тех или иных  общественных интересов и идеалов. Но при этом искусство претворяет в своих образах индивидуальность явлений, их существенные особенности. То есть искусство типизирует жизнь творчески и этим отличается от публицистики и науки. Художник освобождает явления действительности от наносного, случайного, идеализирует их.

Типизация – это такое изображение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболизированное) выражение в их новых, вымышленных  индивидуальных чертах. Как продукты творческой типизации художественные образы отличаются от фактографических, документальных образов публицистики, мемуаров и т.д. Типизация может привести к нарушению жизнеподобия в изображении: гиперболе, гротеску, контрасту, которые способствуют выявлению, обнаружению сущности явления жизни в произведении. Это заметно в повести  «Нос» Гоголя,  романе «Мастер и Маргарита» Булгакова,  в «Путешествии Гулливера» Свифта.

Важное свойство художественного образа – эмоциональность. Создавая в своем произведении типическое, автор  выражает свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением деталей образа, внешними   средствами изображения – художественной речью, мимикой, жестами, очертаниями, красками. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей. Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева огромная семантическая нагрузка ложится на отдельную деталь:

Я очи знал, - о, эти очи!

Как я любил их, - знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

 

Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном, художественный образ может порождать различные толкования, включая такие, о которых не помышлял автор. Еще Шеллинг в работе «Система трансцендентального идеализма» заметил, что истинное произведение искусства «содержит бесконечное число замыслов, допуская тем самым бесконечное число толкований…» (К примеру, стихотворение И.Анненского «Смычок и струны»).

Образ существует объективно, как «вещь в себе». Однако, становясь элементом сознания «других», образ обретает субъективное существование, порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла.

 

Персонаж - образ человека в литературных произведениях (в перев. с латинского – особа, лицо, маска), это вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении.   В том же значении в литературоведении используются понятия литературный герой, действующее лицо. Понятие персонажа – важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, в которых именно персонажи образуют определенную систему и сюжет (систему событий) и составляют тем самым основу предметного мира. Чаще всего литературный персонаж – это человек, но наряду с людьми в произведениях могут разговаривать и животные, растения, вещи (например, в повести «Холстомер» Толстого, в сказке «Синяя птица» Метерлинка и др.)

Персонажную сферу литературы составляют не только обособленные индивидуальности, но и собирательные герои (толпа в «Мастере и Маргарите», образ безликой толпы в «Иуде Искариоте», «Рассказе о семи повешенных» Л.Андреева и др.) Какими бы нечеловеческими ни были персонажи произведения, они являются носителями качеств человека, т.к. предметом познания в художественной литературе неизменно является человек и человеческие сущности. 

В эпосе и драме – это характеры (в пер. с греч.отличительная черта, признак). Характером  в литературном произведении называется образ человека – носителя общественно значимых, устойчивых черт, проявляющихся в поведении и умонастроении людей. Персонаж и характер – понятия нетождественные. Аристотель писал: «Действующее лицо будет иметь характер, если в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли…» (Об искусстве поэзии. М., 1957.С.87)

Например, Базаров в оценке Д.И.Писарева. Страхова, М.А.Антоновича предстает по-разному. То есть, с одной стороны, персонаж – это характер, а с другой – это художественный образ, воплощающий данный характер. Персонаж оценивается эстетически, в зависимости от того, насколько в нем ярко отразился характер.

Персонажей в произведении можно легко сосчитать, а  вот выявить характеры можно лишь в результате анализа, исследования художественного текста. Число характеров и персонажей в произведении обычно не совпадает: персонажей больше. В произведении могут иметь место персонажи, не имеющие характера, играющие лишь сюжетную роль (их масса в «Мастере и Маргарите» Булгакова), двойники – варианты одного типа (Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Гоголя).

Высшей степенью характерности, художественного обобщения является типический образ. 

Типом называется неповторимая индивидуальность, в которой обобщены наиболее важные свойства национального  характера, общечеловеческие черты, а также черты, свойственные герою своего времени. Важное, существенное, закономерное в человеческой жизни в литературных типах раскрывается ярко, преувеличенно, заостренно, поэтому средствами типизации образов нередко служат гипербола, гротеск, символика, аллегория, фантастика. Один тип может быть представлен целым рядом персонажей. Например, «самодуры и безответные», «лишний человек».

Основные атрибуты образа персонажа в литературных произведениях: портретная, психологическая и речевая характеристики. Художественная завершенность персонажа определяет динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности.

Персонаж в литературном произведении наделяется внешним (портретные детали, мимика, жесты) и внутренним обликом.

Портретная характеристика персонажа - описание его наружности. Как правило, портретные характеристики однократны и исчерпывающи: при появлении персонажа описывается его внешность. Литературный портрет обладает способностью показать динамический аспект внешности - грацию: мимику, походку, манеру движений, жесты и пр. Традиционно это называется динамикой портрета, но по сути  речь идет о формах поведения. Поведенческие характеристики как правило рассредоточены в тексте, поскольку они фиксируют в изображаемом человеке то, что в нем динамично, связано с внешними и внутренними переменами.  Например, изменения в выражении лица Андрея Болконского при встречах с Пьером.

Психологизм – выражение мыслей,  чувств и переживаний персонажей в их динамике и неповторимости. Косвенный психологизм -  это указание на характер переживаний посредством портретных характеристик, действий, поступков персонажей. Прямой психологизм  - это раскрытие процесса протекания переживаний, чувств, формирования мыслей.

К особым  приемам прямой психологической характеристики относятся:  внутренний монолог, развернутые авторские характеристики, изображение снов, грез, "поток сознания" и пр.  Приемами психологизма являются психологический анализ и самоанализ. Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, а самоанализ – от первого, от третьего и в форме несобственно-прямой внутренней речи. Например, рассуждения Пьера Безухова  или самоанализ Печорина.

Важным и частым приемом психологизма является внутренний монолог – это фиксация  мыслей героя, имитирующая реальные психологические закономерности внутренней речи. Автор словно подслушивает мысли героя. Внутренний монолог обычно фиксирует речевую манеру персонажа, а, следовательно, и манеру мышления. Внутренний монолог, доведенный до своего предела, – это «поток сознания», еще один прием психологизма. Его открывателем явился Толстой, так же, как и приема «диалектики души».

 Еще один прием психологизма – умолчание, когда писатель в какой-то момент ничего не говорит о внутреннем мире героя, давая  возможность читателю додумать самостоятельно. Это тайный, косвенный психологизм. Особенно часто мы встречаемся с этим приемом у Достоевского – разговор Раскольникова с Порфирием Петровичем, у Чехова, у Леонида Андреева («Баргамот и Гараська», «Ангелочек»).

Для психологического изображения душевных состояний используются и детали (портрет, пейзаж, мир вещей). Например, улыбка в романах Достоевского – странная, ядовитая, насмешливая, с жестокой усмешкой, кроткая и грустная, печальная, безобразная и т.п.

Состояние  природы так или иначе соотносится с человеческими чувствами и переживаниями, поэтому детали природы могут создавать в произведении определенную психологическую атмосферу.

Речь персонажа также является средством его характеристики. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, "мысли вслух", внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь позволяют определить взгляды, мироощущение персонажей, их жизненную позицию.

Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляет система персонажей. Ее основными элементами являются персонажи, а структуру системы определяют способы их связей, взаимоотношений.  На ранних стадиях развития литературы связи между персонажами определялись логикой развития сюжета. Вокруг главных героев группируются второстепенные. Таким образом, система персонажей в произведении включает в себя  главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Связь между ними может осуществляться не только сюжетно.  Система персонажей – это определенное соотношение характеров. Обычно главные герои произведения, через которых раскрывается творческая концепция автора, занимают центральное положение и в сюжете. Но для понимания главного,  проблемного героя большую роль играют и второстепенные персонажи, которые оттеняют различные свойства его характера. В результате возникает система параллелей и противоположностей. Например, в романе Гончарова «Обломов» главного героя поясняют и Штольц, и Ольга, и Захар, и  Агафья Матвеевна.  Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире произведения выступает  фактором его целостности. В построении  системы персонажей авторы могут использовать двойников (Лужин и Свидригайлов у Достоевского, Розенкранц и Гильдестерн в «Гамлете» Шекспира), собирательные образы.