Лекция
3. Понятие художественного образа. Система образов литературного произведения.
Способы психологического раскрытия образа. Характер. Тип. Приемы типизации.
Искусство
имеет образную природу. Термин "образ" используется не только в литературоведении,
но и в философии, психологии, лингвистике, искусствознании.
Природа
образа иная, нежели природа понятия. Образ конкретен, многозначен и целостен,
тогда как понятие абстрактно и стремится к исключению многозначных трактовок.
Художественный
образ - воплощенное, материализованное авторское представление, обладающее
рядом свойств: условностью, двойственной природой, способностью к типизации,
уникальностью, самодостаточностью, целостностью и т.д.
Двойственная
природа художественного образа состоит в неразрывном сочетании
формально-содержательных аспектов: эстетических свойств мира в их
конкретно-чувственном многообразии. Единство
"предметного" и "идеального" в художественном образе -
универсальное свойство всех видов изящных искусств (живописи, музыки,
скульптуры, литературы и других).
"Самодостаточность"
образов искусства отличает их от других видов образности, имеющих
вспомогательное значение: иллюстрации (научной, рекламной, публицистической) и
фактографии (мемуарной, документальной).
В создании
художественного образа велика роль творческой фантазии автора. Первичная
условность - свойство любого художественного образа. Образ не тождественен
ничему во внехудожественной реальности.
Одним
из отличительных свойств образов искусства выступает их экспрессивность,
обращенность к личному эмоциональному воображению и рассчитанность
на "сотворчество" читателей, зрителей, слушателей. В этом состоит
своеобразие коммуникативной функции искусства, основанной на очевидном
внутреннем родстве акта творчества и восприятия.
Художественный
образ всегда несет в себе обобщение, то есть имеет типическое значение(в пер. с греч. Typos – отпечаток, оттиск).
Образы искусства – это концентрированные воплощения существенного в индивидуальном. В художественных образах раскрываются
типические явления жизни в свете тех или иных
общественных интересов и идеалов. Но при этом искусство претворяет в
своих образах индивидуальность явлений, их существенные особенности. То есть
искусство типизирует жизнь творчески и этим отличается от публицистики и науки.
Художник освобождает явления действительности от
наносного, случайного, идеализирует их.
Типизация
– это такое изображение жизни, в процессе которого существенные свойства ее
явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболизированное) выражение в их
новых, вымышленных индивидуальных
чертах. Как продукты творческой типизации художественные образы отличаются от
фактографических, документальных образов публицистики, мемуаров и т.д. Типизация
может привести к нарушению жизнеподобия в
изображении: гиперболе, гротеску, контрасту, которые способствуют выявлению,
обнаружению сущности явления жизни в произведении. Это
заметно в повести «Нос» Гоголя, романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, в «Путешествии Гулливера» Свифта.
Важное
свойство художественного образа – эмоциональность. Создавая в своем
произведении типическое, автор выражает
свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением
деталей образа, внешними средствами
изображения – художественной речью, мимикой, жестами, очертаниями, красками.
Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.
Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева огромная
семантическая нагрузка ложится на отдельную деталь:
Я
очи знал, - о, эти очи!
Как
я любил их, - знает Бог!
От
их волшебной, страстной ночи
Я
душу оторвать не мог.
Будучи
воплощением общего, существенного в индивидуальном,
художественный образ может порождать различные толкования, включая такие, о
которых не помышлял автор. Еще Шеллинг в работе «Система трансцендентального
идеализма» заметил, что истинное произведение искусства «содержит бесконечное
число замыслов, допуская тем самым бесконечное число толкований…» (К примеру,
стихотворение И.Анненского «Смычок и струны»).
Образ
существует объективно, как «вещь в себе». Однако, становясь элементом сознания
«других», образ обретает субъективное существование, порождает эстетическое
поле, выходящее за рамки авторского замысла.
Персонаж - образ человека в литературных произведениях (в перев. с латинского – особа, лицо,
маска), это вид художественного образа, субъект действия, переживания,
высказывания в произведении. В том же
значении в литературоведении используются понятия литературный герой,
действующее лицо. Понятие персонажа – важнейшее при анализе эпических и
драматических произведений, в которых именно персонажи образуют определенную
систему и сюжет (систему событий) и составляют тем самым основу предметного
мира. Чаще всего литературный персонаж – это человек, но наряду с людьми в
произведениях могут разговаривать и животные, растения, вещи (например, в
повести «Холстомер» Толстого, в сказке «Синяя птица»
Метерлинка и др.)
Персонажную сферу литературы составляют не только обособленные
индивидуальности, но и собирательные герои (толпа в «Мастере и Маргарите»,
образ безликой толпы в «Иуде Искариоте», «Рассказе о семи повешенных» Л.Андреева и др.) Какими бы нечеловеческими ни были
персонажи произведения, они являются носителями качеств человека, т.к.
предметом познания в художественной литературе неизменно является человек и
человеческие сущности.
В эпосе и драме – это характеры (в пер. с греч.
– отличительная черта, признак). Характером в литературном произведении называется образ
человека – носителя общественно значимых, устойчивых черт, проявляющихся в
поведении и умонастроении людей. Персонаж и характер – понятия нетождественные.
Аристотель писал: «Действующее лицо будет иметь характер,
если в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли…» (Об искусстве
поэзии. М., 1957.С.87)
Например, Базаров в оценке Д.И.Писарева,Н.Н. Страхова, М.А.Антоновича
предстает по-разному. То есть, с одной стороны, персонаж – это характер, а с
другой – это художественный образ, воплощающий данный характер. Персонаж
оценивается эстетически, в зависимости от того, насколько в нем ярко отразился
характер.
Персонажей в произведении можно легко сосчитать, а вот выявить характеры можно лишь в результате
анализа, исследования художественного текста. Число характеров и персонажей в
произведении обычно не совпадает: персонажей больше. В произведении могут иметь
место персонажи, не имеющие характера, играющие лишь сюжетную роль (их масса в
«Мастере и Маргарите» Булгакова), двойники – варианты одного типа (Добчинский и Бобчинский в
«Ревизоре» Гоголя).
Высшей степенью характерности, художественного обобщения является
типический образ.
Типом называется неповторимая индивидуальность, в которой обобщены
наиболее важные свойства национального
характера, общечеловеческие черты, а также черты, свойственные герою
своего времени. Важное, существенное, закономерное в человеческой жизни в
литературных типах раскрывается ярко, преувеличенно, заостренно, поэтому
средствами типизации образов нередко служат гипербола, гротеск, символика,
аллегория, фантастика. Один тип может быть представлен целым рядом персонажей.
Например, «самодуры и безответные», «лишний человек».
Основные атрибуты образа персонажа в литературных произведениях:
портретная, психологическая и речевая характеристики. Художественная
завершенность персонажа определяет динамическое единство конкретных
подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности.
Персонаж в литературном произведении наделяется внешним
(портретные детали, мимика, жесты) и внутренним обликом.
Портретная характеристика персонажа - описание его наружности. Как
правило, портретные характеристики однократны и исчерпывающи: при появлении
персонажа описывается его внешность. Литературный портрет обладает способностью
показать динамический аспект внешности - грацию: мимику, походку, манеру
движений, жесты и пр. Традиционно это называется динамикой портрета, но по сути речь идет
о формах поведения. Поведенческие характеристики как
правило рассредоточены в тексте, поскольку они фиксируют в изображаемом
человеке то, что в нем динамично, связано с внешними и внутренними
переменами. Например, изменения в
выражении лица Андрея Болконского при встречах с Пьером.
Психологизм – выражение мыслей,
чувств и переживаний персонажей в их динамике и неповторимости.
Косвенный психологизм - это указание на
характер переживаний посредством портретных характеристик, действий, поступков
персонажей. Прямой психологизм - это
раскрытие процесса протекания переживаний, чувств, формирования мыслей.
К особым приемам прямой
психологической характеристики относятся:
внутренний монолог, развернутые авторские характеристики, изображение
снов, грез, "поток сознания" и пр.
Приемами психологизма являются психологический анализ и самоанализ.
Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, а самоанализ
– от первого, от третьего и в форме несобственно-прямой
внутренней речи. Например, рассуждения Пьера Безухова или самоанализ Печорина.
Важным и частым приемом психологизма является внутренний монолог –
это фиксация мыслей героя, имитирующая
реальные психологические закономерности внутренней речи. Автор словно
подслушивает мысли героя. Внутренний монолог обычно фиксирует речевую манеру
персонажа, а, следовательно, и манеру мышления. Внутренний монолог, доведенный
до своего предела, – это «поток сознания», еще один прием психологизма. Его
открывателем явился Толстой, так же, как и приема «диалектики души».
Еще один прием психологизма
– умолчание, когда писатель в какой-то момент ничего не говорит о внутреннем
мире героя, давая возможность читателю
додумать самостоятельно. Это тайный, косвенный психологизм. Особенно часто мы
встречаемся с этим приемом у Достоевского – разговор Раскольникова с Порфирием
Петровичем, у Чехова, у Леонида Андреева («Баргамот и
Гараська», «Ангелочек»).
Для психологического изображения душевных состояний используются и
детали (портрет, пейзаж, мир вещей). Например, улыбка в
романах Достоевского – странная, ядовитая, насмешливая, с жестокой усмешкой,
кроткая и грустная, печальная, безобразная и т.п.
Состояние природы так или иначе соотносится с человеческими чувствами
и переживаниями, поэтому детали природы могут создавать в произведении
определенную психологическую атмосферу.
Речь персонажа также является средством его характеристики. Формы
речи: монолог, реплики в диалоге, "мысли вслух", внутренний монолог,
поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь
позволяют определить взгляды, мироощущение персонажей, их жизненную позицию.
Основу предметного мира эпических и драматических произведений
обычно составляет система персонажей. Ее основными элементами являются
персонажи, а структуру системы определяют способы их связей,
взаимоотношений. На ранних стадиях
развития литературы связи между персонажами определялись логикой развития
сюжета. Вокруг главных героев группируются второстепенные.
Таким образом, система персонажей в произведении включает в себя главные, второстепенные, эпизодические
персонажи. Связь между ними может осуществляться не только сюжетно. Система персонажей – это определенное
соотношение характеров. Обычно главные герои произведения, через которых
раскрывается творческая концепция автора, занимают центральное положение и в
сюжете. Но для понимания главного,
проблемного героя большую роль играют и второстепенные персонажи,
которые оттеняют различные свойства его характера. В результате возникает
система параллелей и противоположностей. Например, в романе Гончарова «Обломов»
главного героя поясняют и Штольц, и Ольга, и Захар,
и Агафья Матвеевна. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире произведения
выступает фактором его целостности. В
построении системы персонажей авторы
могут использовать двойников (Лужин и Свидригайлов у Достоевского, Розенкранц и Гильдестерн в
«Гамлете» Шекспира), собирательные образы.