Лекция
18. Силлабо-тоническая система стихосложения
Ритм
в стихах на русском, украинском, болгарском, немецком, английском, шведском,
норвежском и др. языках образуется путем повторения в каждом стихе одинаковых
сочетаний ударного слога с безударными. Такие
повторяющиеся сочетания называются стопами. От порядка, количества,
расположения в стопе ударного и безударного слогов зависит размер или метр
русского силлабо-тонического стиха.
В
России стопная система начала развиваться с
30-х годов XVIII века. Новая эпоха русского стихосложения
началась в связи с деятельностью Тредиаковского и Ломоносова, благодаря которым
силлабо-тоника одержала победу в русской поэзии.
Анализируя
русский силлабический стих, Тредиаковский предложил для изучения и оценки его ритма
условно делить его на стопы, включающие по 2 слога. Получилось, что русский
13-тисложник поделили на 6 стоп и один слог оказался на цезуре вне стопы. Для
поддержания однообразия ритма он предложил придерживаться хореических стоп.
Например:
Делом
бы одним стихи не были диво,
Знайте
с дружными людьми живуче правдиво.
Ломоносов
же в ответ утверждал, что в русском языке возможны и иные формы, такие как ямб
и трехсложники. Возникла полемика: сторонники хорея
утверждали необходимость имитации ритма народных песен (Капнист, Державин,
Карамзин и др.) Но были и сторонники имитации античных размеров в русской
поэзии (Радищев, Дельвиг, Гнедич,
который перевел «Илиаду» Гомера , Жуковский). В
дальнейшем эта борьба лишь утвердила традиции равносложных размеров, которые
укрепили в своем творчестве Жуковский, Пушкин, Лермонтов и их современники.
В
чем же заключается принцип русского классического равносложного стихосложения? В его основе
лежит скандовка
– усиленное размеренное произношение стихов с расстановкой ударения на равных
слоговых промежутках. При скандовке слово может
получать дополнительные ударения при обязательном сохранении естественного
ударения, например,
слово «разочарование» может быть проскандировано следующими способами:
ра' – зо - ч'а - ро- в'а-
ни-е или ра – з'о - ч'а – ро
- в'а – ни – е .
Если
слово теряет свое естественное ударение, оно не может нести и скандовочного ударения, поскольку будет потеряно значение слова, а ведь ударение в русском
языке имеет функцию значения.
Слова
при скандовке могут получить новую поэтическую
форму: музы'ка, сча'стливый, призра'к и т.д.
В
правильных равносложных тонических размерах
ударение при скандовке может падать через
слог, тогда это двусложный размер, или через два слога, тогда это трехсложный
размер.
Размеры
различаются двусложные и трехсложные, основные и вспомогательные. К основным
двусложным размерам силлабо-тонической системы стихосложения (далее СТСС)
относятся хорей (/-) и ямб (-/). Хореем называется
двухсложная стопа с ударением на первом слоге:
Мой костер в тумане светит;
/- /- /- /-
Искры гаснут на лету… /- /- - -
/
Ночью нас никто не встретит; /-
/- /-/-
Мы простимся на мосту. /- /- - -/ (4-стопный хорей)
Ночь
пройдет – и спозаранок
В
степь, далеко, милый мой,
Я
уйду с толпой цыганок
За
кибиткой кочевой.
(Я.
Полонский. Песня Цыганки)
Ямбом
называется двусложная стопа с ударением на втором слоге. Это самый
распространенный размер русских стихов:
Твое
мученье – за горами, -/ -/ -- -/ -
Твоя
любовь – в родном краю;
-/ -/ -/ -/
Моя
– над этими звездами -/ -/ --
-/-
У Бога ждет меня в раю. -/ -/ -/ -/ (4-стопный ямб с наращением и пиррихием в
3 стопе)
(Я.
Полонский.Старый Сазандар)
Из
вспомогательных двухсложных стоп встречается пиррихий (облегченная стопа), т.е.
стопа, состоящая из двух безударных слогов:
Там,
никого не потревожа, -- -/ -- -/ - (4-стопный ямб с пиррихием в 1 и 3 стопах)
Я
разостлать могу ковер, -- -/ -/ -/
Там
целый день, спокойно лежа,
Могу
смотреть на цепи гор.
(Я.
Полонский.Старый Сазандар)
Спондей
(утяжеленная стопа) состоит из двух ударных слогов, что придает стиху
весомость, используется при описании
баталий, сражений:
О,слезы на глазах! -/ -- -/
Плач
гнева и любви! // --
-/ (3-стопный ямб со спондеем в 1 и
пиррихием во 2 стопах)
О,Чехия в слезах,
Испания
в крови!
(Марина
Цветаева)
Сочетание
основных размеров с вспомогательными
является отличительной чертой русской поэзии. Наличие вспомогательных стоп в
стихах придает им различные смысловые оттенки, разнообразит ритмический рисунок
стихов. При анализе лирического произведения следует обращать особое внимание
на слова, на которые приходятся
вспомогательные стопы. Они обычно несут основную смысловую нагрузку в
стихотворении:
Не дай мне бог сойти с ума. -/ -/ -/
-/
Нет, легче посох и сума;
//-/- - -/
Нет, легче труд и глад. // -/ -/
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду
Нестройных, чудных грез.
(А.Пушкин)
К
основным трехсложным размерам относятся дактиль, амфибрахий, анапест.
Дактиль
– трехсложная стопа с ударением на первом слоге:
Еду
ли ночью по улице темной, /-- /-- /-- /-
Бури
заслушаюсь в пасмурный день- /-- /-- /-- /
Друг
беззащитный, больной и бездомный, /-- /-- /-- /-
Вдруг
предо мной промелькнет твоя тень! /-- /-- /-- /
(4-стопный дактиль с усечением)
(Николай
Некрасов)
Амфибрахий
– трехсложная стопа с ударением на втором слоге:
По
небу полуночи ангел летел, -/- -/-
-/- -/
И
тихую песню он пел;
-/- -/- -/
И
месяц, и звезды, и тучи толпой -/- -/-
-/- -/
Внимали
той песне святой. -/- -/-
-/
(4-стопный амфибрахий с усечением)
(М.Лермонтов. Ангел)
Анапест
– трехсложная стопа с ударением на третьем слоге. Например,
За
горами, лесами, в дыму облаков --/ --/ --/ --/ ()
Светит
пасмурный признак луны.
4-стопный анапест
Вой
протяжный голодных волков
Раздается
в тумане дремучих лесов.-
Мне
мерещатся странные сны.
(Яков
Полонский.Зимний путь.)
Наряду
с основными размерами употребляются вспомогательные трехсложные стопы:
Трибрахий
– стопа, состоящая из трех безударных слогов: Производитель работ. - - - / - - /
Тримакр
– стопа, состоящая из трех ударных слогов:
Знай!Враг стал бешено драться. (Шенгели) /// /-- /-
(3-стоп.дактиль с усеч. и тримакром в 1 стопе)
Амфимакр
– трехсложная стопа, в которой между
двумя ударными находится один безударный
слог:
Неприступный,
горами заставленный, --/ --/
--/--
Ты,Кавказ,наш воинственный
край,- /-/ /-/ --/
Ты,
наш город Тифлис, знойно-каменный,
Светлой
Грузии солнце, прощай!
(Яков
Полонский. На пути из-за
Кавказа)
Сохнет
рожь, и не всходят овсы… (Есенин)
/-/ --/ --/