Лекция 16. Системы стихосложения. Метрическая система.

Главными распространенными в мире системами стихосложения являются метрическая, силлабическая и тоническая.

Метрическая система была принята в античных литературах:  греческой и латинской. В ее основе лежит пение. Античные стихи пелись или произносились речитативом, поскольку  законы ритма античного стиха соответствовали  законам ритма  вокальных музыкальных произведений. Просодии  древнегреческого языка были присущи долгота и краткость гласных звуков. Кратчайшая единица ритмического ряда – мора - время произнесения самого короткого  слога. Долгий слог состоял из двух мор.  Сочетание нескольких мор – такт,  или стопа. Несколько стоп образуют стих. Несколько стихов образуют строфу или куплет.

 

На каждую стопу падало ритмическое ударение, называемое иктом. Ударный слог назывался арсисом, неударный – тезисом. Значит, основные характеристики стопы в метрической системе – длина стопы в морах и положение икта. Самый распространенный стих – гекзаметр.  Он состоял из 6 четырехморных стоп с иктом на первом слоге, т.е. из 6  дактилей. Имеет женскую клаузулу. Его схема такова:

/ -- / -- / -- /  -- / -- /-

Гнев, о богиня,  воспой, Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный  который ахеянам тысячи бедствий содеял. (Гомер)

 

Гекзаметр у Пушкина:

Чистый лоснится пол; стеклянные чаши блистают;

Все уж увенчаны гости; иной обоняет, зажмурясь,

Ладана сладостный дым…

 

Или другие примеры:

 

Скорбные старцы, глядя на дочь, без движенья сидели,

Словно мрамор, обильно обрызганный хладной росою.

(А.Дельвиг)

 

Живо бегут, и,  колеблясь зефиром, по мраморной шейке

Черные кудри струятся; смеются уста их и глазки.

 (Н.Щербина)

 

Пентаметр – пятистопие. Он похож на гекзаметр, но отличается тем, что является два раза усеченным и имеет мужскую клаузулу.

Пентаметр имеет следующую схему

/  --  /  --  / II /  --  /  --  /

Двустишие, которое состояло из стиха гекзаметра и стиха пентаметра именовалось у греков элегическим дистихом. Пример элегического дистиха у Пушкина:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила;

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

 

Александрийский стих – это шестистопный ямб, в котором чередуются мужские и женские клаузулы.  Например, у Пушкина:

 

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель?

 

Древнегреческие лирики Алкей и Сапфо и др. создавали логаэдические (от греческого – слово и песня) стопы. Каждый из них имел излюбленное сочетание разных (двух-  и трехсложных) стоп в одном стихе и в строфе.

Сапфическая строфа состоит из 5 стоп, из которых первая и вторая, четвертая и пятая – хореи, а третья – дактиль:

Ночь была прохладная, светло в небе

Звезды блещут, тихо источник льется,

Ветры нежны веют, шумят листами

Тополи белы. (Радищев)

 

Ты клялася верною быть вовеки,

Мне богиню нощи дала порукой,

Север хладный дунул один раз крепче (Радищев)

 

Алкеева строфа или горациева очень сложна по строению:

Каждый из двух первых стихов состоит их трех ямбов и одного анапеста при дактилической клаузуле; третий стих – их 4 ямбов с женской клаузулой; четвертый стих из двух дактилей и двух хореев. Например:

Когда родился Феб-Аполлон, ему  - / - / - / - - / - /

Златою митрой Зевс повязал чело  - / - / - / - - / - /

И лиру дал и белоснежных            - / - / - - - / -

Дал лебедей с колесницей легкой. / - - / - - / - / -

(Вячванов)