Лекция 6. Российская империя первой пол. XIX в.
В ночь на 12 марта
Реформы государственного управления.
В
Против проекта
Сперанского выступили дворяне, увидевшие в нем опасность крепостничества. Их
идеологом стал историк Карамзин. В записке «О древней и новой России»,
адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков. Реакционную
политику проводил близкий к Александру граф Аракчеев, стремившийся к укреплению
лично власти императора. Борьба между либералами и консерваторами закончилась
победой последних. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.
Реформы 1802-1811 гг. изменили сущности самодержавия, В последующие годы
реформаторские настроения Александра 1 отразились во введение конституции в
Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в
Финляндии, присоединенной к России
в
Цель создания военных поселений - добиться самообеспечения и самовоспроизводства
армии с целью облегчить бюджет страны. Массово их начали создавать в 1815-г. В
разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской,
Новгородской, Могилевской и Харьковской губернии. Здесь же расселяли солдат, к
которым выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет
зачислялись в кантонисты, а с 18 - в действительную военную службу. Все они
своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные,
сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. За малейшее
нарушение следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним
миром категорически запрещались. Здесь царил произвол местного начальства.
Начальником над поселениями был назначен А.А.Аракчеев.
Крестьяне и передовые люди России с возмущением встретила введение военных
поселений, но Александр твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы
то ни стало». К
Внешняя
политика России, движение декабристов пер. чет. XIX в.
Традионными направлениями во внешней политике России первой
четверти XIX в. были западное и восточное.
Упадок Турции привел к борьбе европейских государств за преобладание на
Балканах и в Турции. Россия также участвовала в разделе Турции. В 1806-1812 гг.
Длилась русско-турецкая война. Поводом
к войне послужило отстранение турецким султаном господарей Молдавии и Валахии
от власти и назначение на их место ставленников Наполеон Бонапарта.
Русско-турецкая кампания приобрела затяжной характер. Однако взятие крепостей
Бендеры, Аккерман, Бухарест и разгром турецкого флота
в Дарданельском и Афонском сражениях в
В
Западное направление в
русской внешней политике Россия в
июне
Первая в
Отечественная война
Блокада Англии, в которой Россия участвовала,
подрывала её экономику. Сокращалась торговля, ввоз товаров превышал вывоз, и
это вело к инфляции. Наполеон увеличил пошлины на русский экспорт. Спад
экономики и непрочность мира с Наполеоном заставляли Александра I готовиться к войне с ним. Для Наполеона же Россия
была преградой к мировому господству "Я буду господином мира, -- заявлял
Наполеон Бонапарт, -- остается одна Россия, но я раздавлю се".24 июня
Кутузов решил дать
генеральное сражение Наполеону у села Бородино
в
После победы над
Наполеоном собрался Венский конгресс (1814-1815), на котором
державы-победительницы решали судьбу Европы. Россия присоединила под названием
Царства Польского значительную часть польских земель. В
Движение
декабристов.
Движение
декабристов, хотя и содержало некоторые признаки дворцовых переворотов
прошлого, стало первой попыткой совершения буржуазной революции в России.
Причины движения декабристов: 1. Неспособность правительства провести обещанные
реформы. Выросшие в ожидании либеральных преобразований, молодые дворяне были
разочарованы в Александре I и пытались взять процесс демократизации жизни
российского общества в свои руки. 2.Заграничный поход русской армии (1813-1814
гг.), во время которого русские офицеры воочию убедились в отсталости России,
острее почувствовали ужасающее бесправие русского общества. Необходимость
отмены крепостного права, чреватого новой пугачевщиной.
3. Активное
участие крепостных крестьян в Отечественной войне
4. Знакомство
дворян с трудами европейских философов-просветителей, через которые в Россию и
проникали либеральные идеи.
5. Крайне
реакционная политика самодержавия после
Среди
либерально настроенной дворянской молодежи особое место занимали гвардейские
офицеры А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой,
И.Д. Якушкин, которые и стали инициаторами создания в
К
Н.М.
Муравьев в своей «Конституции» предлагал ввести в России конституционную
монархию. Царь становился главой исполнительной власти, а власть
законодательную получал двухпалатный парламент («Народное вече» и «Державная
дума»). Крепостное право отменялось. Каждый выходящий на волю крестьянин
наделялся двумя десятинами земли. Остальную землю (исходя из принципа
неприкосновенности частной собственности) предполагалось оставить помещикам.
Россия должна была стать федеративным государством, состоящим из 15 частей, со
столицей в Славянске (Нижний Новгород).
«Русская
правда» П.И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Сразу после
восстания власть должна была быть передана временному правительству,
наделенному диктаторскими полномочиями. Затем Россия должна была стать
республикой, все органы которой – и законодательный («Народное вече»), и
исполнительный («Державная дума» (орган исполнительной власти из пяти человек,
один из которых переизбирался ежегодно)), – формировались бы на основе
всеобщего равного избирательного права (только для мужчин). Глава
исполнительной власти – Президент (один из членов Державной думы). Крепостное
право предполагалось отменить, причем каждый земледелец должен получить в
пользование только абсолютно минимальный надел. Остальная земля делилась на две
части: государственный фонд и земли помещиков. Крестьяне могли покупать землю у
государства или арендовать ее у помещиков. Новые организации готовили
переворот, который должен был произойти летом
14
декабря
Россия
при Николае I.
1.
Николай I: образ правления и внутренняя политика.
Тридцатилетнее
царствование Николая I (1825-1855) — это период наивысшего
могущества самодержавия и окончательного кризиса феодально-крепостнического
строя в России. Взгляды императора отличались исключительным консерватизмом. К
царствованию он относился как к возложенному на него свыше долгу. Главную
угрозу незыблемым вековым устоям России самодержец видел в духе вольномыслия,
исходившем из Европы. В царствование Николая I была окончательно оформлена идейная доктрина
монархического государства. В 1832 году товарищ министра народного просвещения
С.С. Уваров в докладе императору о Московском университете формулирует
знаменитую триаду: «православие, самодержавие, народность». Доктрина С.С. Уварова, получившая название «теории
официальной народности», была основана на идее национальной исключительности и
имперского превосходства. С точки зрения власти, она должна была обеспечить
идейную изоляцию России от «гибнущего Запада». После событий 14 декабря новый
монарх не без основания считал, что родовитое дворянство с ним в ссоре, и
полагался на армию и бюрократию. Милитаризация и бюрократизация
государственного строя достигли в годы его правления огромных размеров. Армия
для Николая I была не только самым мощным инструментом власти, но и моделью
идеальной общественной организации, которую он стремился распространить на всю
страну. Чиновничество за первую половину XIX века достигнуло
внушительной цифры в 61548 человек. Социальную базу николаевского режима,
помимо армии и бюрократии, составляла также масса провинциальных помещиков,
живших патриархальными представлениями и трудом крепостных крестьян. Целью и
основным направлением внутренней политики Николая I стало сохранение и
укрепление существующего государственного строя. В годы правления Николая I в
России была проведена кодификация права. Исполнение этой трудоемкой работы было
возложено на М.М. Сперанского. Он и вверенное ему ведомство проделали
колоссальный труд, собрав воедино и приведя в строгую систему более 30 тыс.
актов — от Соборного уложения 1649 года до конца правления Александра I. Результатом этого явились два издания — «Полное
собрание законов Российской Империи» в 47 томах и «Свод законов Российской
Империи» — действующее законодательство в 15 томах. «Свод» был опубликован в
1833 году, законы в нем располагались по тематико-хронологическому принципу
(государственное право, административно-сословное, полицейское, уголовное и т.
д.). «Свод законов» сыграл регламентирующую и стабилизирующую роль,
способствовал укреплению самодержавной власти в России. Упорядочение
российского законодательства не привело к автоматическому избавлению от
судебного и административного произвола, к чему так стремился Николай I. Бороться с произволом чиновников он поручил самим
чиновникам, для чего наладил практику сенатских ревизий. Исключительное значение
в системе государственного управления приобрела в тот период Собственная его
императорского величества канцелярия, ставшая органом личной власти самодержца.
Среди всех отделений канцелярии особо выделялось Третье, во главе которого
Николай поставил своего ближайшего сподвижника и личного друга барона А.Х. Бенкендорфа.
В его функцию входило обеспечивать «безопасность престола и спокойствие
государства». На III отделение возлагался сыск по политическим делам,
надзор за общественными деятелями, писателями и учеными. Одновременно оно
следило за иностранными подданными в России, осуществляя функции контрразведки,
ловило фальшивомонетчиков, ведало расколом и сектантством, надзирало за
действиями администрации, вело статистику крестьянских волнений.
Николай I считал
своим долгом много и напряженно работать. Он инспектировал казенные учреждения
Петербурга — учебные заведения, сиротские дома, суды, таможню. По воспоминаниям
современника, «при этих посещениях Николай I входил во все подробности управления и часто давал
замечания, что следует изменить или уничтожить». Не обходилось при этом и без
«разноса». С этой же целью император много разъезжал по стране, осматривал
провинциальные города и делал, где было нужно, «внушения» местным властям.
Будучи в Рязани, например, он обратил внимание «на ужасное состояние дороги на
Москву». Для контроля следовало создавать учреждения и структуры, несовместимые
с сословно-крепостническим строем, — народное представительство, свободную
прессу, политические партии. Одной из острых проблем политической жизни России,
перешедших к Николаю I по
наследству от его предшественника на троне, был польский вопрос. Царство
Польское пользовалось в составе Российской империи широкой автономией, имело
свою конституцию и народное представительство (сейм). Согласно конституции,
российский император являлся одновременно и царем польским. В 1830 году под
влиянием революции в Европе в Варшаве вспыхнуло восстание, сейм объявил о
свержении династии Романовых с польского престола. Это было воспринято Николаем
I как покушение на его легитимные права. В Варшаву были введены войска,
подавившее восстание. Польская автономия, конституция и сейм были после этого
ликвидированы. Ведущее место во внутренней политике Николая I занимал крестьянский вопрос. Необходимость, прежде
всего экономическая, отмены крепостного права осознавалась как самим
императором, так и некоторыми лицами из его ближайшего окружения. Поборником
скорейшего проведения в жизнь этой меры был не кто иной, как начальник III отделения А.Х. Бенкендорф, исходивший из соображений государственной
безопасности. Однако Николай I, опасаясь дворянского
недовольства, предпочитал действовать осторожно, и практические меры по
устройству судьбы крепостных крестьян за весь период его царствования свелись
лишь к частным поправкам и изменениям. Так, было запрещено отдавать крепостных
крестьян на заводы, продавать крепостных без земли или землю без крепостных,
ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, продавать их с
публичного торга с раздроблением семейств, платить ими частные долги. В 1844 году в западных губерниях была проведена
инвентарная реформа, согласно которой правительственными чиновниками
проводилось описание имений и четкое определение повинностей и земельных
наделов крестьян (инвентаризация). Сведения, занесенные в инвентари, в
дальнейшем не подлежали изменению. Правительство, таким образом, стремилось
взять на себя «примирительную» роль арбитра, регулирующего отношения между
помещиками и крепостными крестьянами. Важным явлением в жизни общества стала
реформа в отношении государственной деревни (1837—1841), проведенная под
руководством министра государственных имуществ П.Д. Киселева. Эта реформа
способствовала улучшению экономических и социальных условий жизни и
деятельности «казенных» крестьян, которые составляли более 34 % всего податного
сельского населения. Размер взимаемого с них оброка стал соотноситься с
доходностью крестьянского надела. В деревне создавались кредитные кассы,
которые выдавали нуждавшимся крестьянам ссуды на льготных условиях. Уделялось
внимание вопросам народного образования и медицинской помощи. В течение двадцати лет было заведено свыше 2,4 тыс. сельских
приходских училищ, в том числе для девочек, что способствовало повышению уровня
крестьянской грамотности. В
деревнях организовывались медицинские и ветеринарные пункты. В то же время
проведенная П.Д. Киселевым реорганизация управления государственной деревней,
основанная на сочетании принципа крестьянского самоуправления с принципом
казенного попечительства, привела к утяжелению чиновничьего бремени над
крестьянами. Как писал А. Х. Бенкендорф, если «прежде целый уезд жертвовал на одного
исправника и двух или трех заседателей», то «ныне на счет крестьян живут
десятки чиновников». Во второй четверти XIX века Россия вступила в начальную фазу промышленного
переворота, который в передовых странах Западной Европы развивался уже не одно
десятилетие. Николай I, будучи консерватором в вопросах политических и социальных,
в то же время сочувственно относился к техническому прогрессу и содействовал
распространению его достижений в России. При нем в империи были построены первые железные дороги с
паровозной тягой: в 1837 году — от Петербурга до Царского Села и в 1851 году —
дорога Петербург — Москва. На правление Николая I приходится и строительство половины всей сети
шоссейных дорог, проложенных в России до 1917 года. Правительство в те
годы проявляло заботу о подготовке технических кадров и развитии науки. Были
открыты Лесной и Технологический институты в столице, Межевой и
Земледельческий институты в Москве, получила развитие система медицинских
факультетов в университетах. Пулковскую обсерваторию, открывшуюся в 1839 году,
редактор американского «Астрономического журнала» В. Гулдназвал
«астрономической столицей мира». И все-таки промышленно-экономическое развитие
России шло медленными темпами. Крепостная зависимость крестьян, жесткая
регламентация общественной жизни, сословное деление населения явились
важнейшими условиями, не позволявшими в полной мере реализовать созидательный
потенциал общества.
Внешняя
политика Николая I. Крымская война.
Вступив на престол, Николай I получил в наследство от своего предшественника
огромной международный престиж России. Империя сохраняла первенствующее положение
на континенте, она была желанным партнером и союзником для всех великих и малых
государств Европы. Сильнейшая армия и отлаженная дипломатическая служба
превращали российского самодержца в гаранта европейского мира и опору
монархических режимов. Поставив целью своей внутренней политики охранение и укрепление существующего
общественно-политического строя, Николай I и во внешних делах придерживался начал легитимизма и
Священного союза. В его глазах борьба с революционным движением в Европе была и
борьбой за реальные интересы России как европейской державы. Приоритетное
значение Николай I придавал союзу с Австрией и Пруссией. Эти государства
рассматривались им как необходимая часть его охранительной политической
системы. Однако сотрудничество трех монархий не было прочным. Каждая страна
решала собственные задачи, и полное согласие достигалось лишь перед лицом
революционной опасности. Постоянной заботой российской дипломатии было также
поддержание ровных отношений с Великобританией: от взаимодействия двух великих
держав — сухопутной и морской — зависел мир в Европе. При этом Англия выступала
как главный соперник России на Ближнем Востоке: она интенсивно проникала на
ближневосточные рынки, вытесняя оттуда Россию, добивалась преобладающего
влияния в Константинополе, укреплялась в Средиземноморье. В связи с этим
британская пресса при поддержке правительства стремилась создать в глазах
английской общественности негативный образ России, пугала пресловутой «русской
опасностью», преувеличивала агрессивность самодержавия, скрывая своекорыстные
цели английской буржуазии в ближневосточном регионе. В отношении Франции
Николай I занял враждебную позицию с момента французской
буржуазной революции 1830 года. Центральное
место во внешней политике николаевской России занял восточный вопрос,
возникший еще во второй половине XVIII века Гигантская и некогда
могущественная Османская империя была близка
к распаду; волнения в провинциях постепенно расшатали ее государственность.
Европейские политики сравнивали Турцию со смертельно больным человеком и в
ожидании неизбежного конца строили планы раздела ее территориального
наследства. Особенную активность в этом проявляли Англия, Франция и Австрийская
империя. Для России Восточный вопрос включал следующие
аспекты: окончательное политическое и экономическое утверждение в Северном
Причерноморье, которое в основном было достигнуто при Екатерине II; признание ее прав как покровительницы христианских и
славянских народов Османской империи, и прежде всего Балканского полуострова;
благоприятный режим черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, что обеспечивало
России ее торговые и военные интересы на юге. В широком смысле Восточный
вопрос касался и российской политики в Закавказье. В начале правления Николая I Россия вела успешные войны на Кавказе и в европейской
части Турции. Война с Персией (1826-1828), ставшая следствием попыток
персидского шаха вернуть под свое владычество Грузию, закончилась разгромом
персидской армии и подписанием Туркманчайского мирного
договора, в заключении которого принял активное участие
известный русский писатель и дипломат А.С. Грибоедов. К России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, на территории которых была
образована Армянская область. Это послужило началом консолидации армянского
народа: после подписания Туркманчайского мира
более 140 тыс. армян эмигрировали в Российскую империю из Турции и Ирана. Туркманчайский договор
закрепил позиции России на Каспийском море, подтвердив ее преимущественное
право держать здесь свой военный флот, и послужил основой стабилизации
русско-иранских отношений на длительный исторический период. Почти параллельно
с русско-персидской развернулась и русско-турецкая война
(1828-1829). Поводом к ней послужил отказ турецкого султана признать
независимость Греции, на чем настаивали правительства великих держав — России,
Англии и Франции. В 1827 году между ними был заключен договор о помощи Греции,
которая на протяжении уже ряда лет вела национально-освободительную борьбу
против османского владычества. Осенью того же года эскадра союзников уничтожила
турецко-египетский флот в Наваринской бухте,
после чего русско-турецкие отношения резко ухудшились. Военные действия развернулись в Закавказье и на Балканах. В 1828 году
русская армия под командованием генерала И.И. Дибича овладела Варной, а в 1829
году перешла Балканы и заняла Адрианополь, тем
самым, открыв себе путь на Константинополь. Одновременно генерал И.Ф. Паскевич эффективно действовал в Закавказье,
захватив Карс и Эрзерум. Турция пошла на переговоры, и в
1829 году в Адрианополе был заключен мир, по которому Россия
получила восточный берег Черного моря от Анапы до Поти и
право свободного плавания торговых судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Адрианопольский мир явился важнейшей вехой в
освобождении балканских народов от османского ига: победа России в войне
обеспечила Греции государственную независимость и упрочила автономию Сербии,
Молдавии и Валахии.
Конец 20-х — начало 30-х годов были
временем наибольшего влияния России в Османской империи. Николай Iповерил в слабость Турции и стал рассматривать ее как
удобного соседа, чье существование не вредит интересам России. Зримым
проявлением дипломатической гибкости и дальновидности стало оказание Россией
военной помощи султану в 1833 году в связи с кризисом, вызванным мятежом
египетского паши. Предотвратив фактический распад Османской империи, Россия
заключила с ней союзный договор о дружбе и взаимопомощи. Этот договор был
подписан в 1833 году в местечке Ункяр-Искелеси. Соглашение гарантировало помощь Турции со
стороны России в случае нового турецко-египетского конфликта. Взамен Россия
получала наиболее выгодный для нее режим черноморских проливов, которые султан
обязался закрывать по ее требованию для военных кораблей европейских держав. Ункяр-Искелесийский мир
явился высшим успехом политики Николая I в Восточном вопросе. Никогда Россия не была так близка
к осуществлению своих внешнеполитических планов, как в этот период. Однако
договор вызвал остро негативную реакцию со стороны главных соперников России в
ближневосточном регионе — Англии и Франции, обеспокоенных усилением русского
влияния в Константинополе. В последующие годы дипломатия этих стран сделала все
возможное, чтобы срок русско-турецкого союза не был продлен по истечении восьми
лет, предусмотренных при его подписании. После того, как в войнах с Персией и
Турцией Россия отстояла свое право на Грузию, Армению и Азербайджан, коренным
образом изменилась политическая ситуация на Северном Кавказе. Владения горских
народов со всех сторон были окружены землями, вошедшими в состав Российской
империи. Конфликты между независимыми горскими племенами и Россией вылились в
широкое национально-освободительное и социальное движение, известное под
названием Кавказской войны (1829-1864).
Локальные боевые действия на Северном
Кавказе начались еще при Александре I, назначившим наместником в
этот регион героя Отечественной войны 1812 года А.П. Ермолова. Последний приступил
к крутому пресечению распространенной среди горских «вольных обществ» набеговой
системы, т. е. практики вооруженных нападений на равнинных соседей,
занимавшихся земледелием, и захвата пленников для последующей продажи в
рабство. Для борьбы с
набегами Ермолов стал широко применять вырубку лесов и уничтожение непокорных
аулов. При нем были построены
крепости Грозная, Внезапная, Бурная, служившие опорными пунктами русских войск
при продвижении в глубь горных районов. Военные
экспедиции Ермолова вызвали противодействие горцев Чечни и Кабарды,
переросшее в 1820-е годы в
организованное военно-политическое сопротивление. Его идейной основой стал
мюридизм — разновидность ислама, приспособленная к понятиям горских народов.
Мюридизм накладывал на своих последователей обязанность вести священную войну,
газават, против неверных до их обращения в мусульманство или полного
истребления. Резкое обострение ситуации произошло в 1829 году, когда
Гази-Магомед провозгласил себя имамом (главой духовной и светской власти)
Дагестана и Чечни и объявил газават России и ее сторонникам среди горских народов.
Созданное им государство мюридов (имамат) просуществовало до 1859 года, став
базой для восстания, которое в 1834 году возглавил третий имам Дагестана Шамиль. В 1847 году самые
кровопролитные сражения шли в Дагестане, а после 1850 года — в Чечне.
Окончательное «замирение Кавказа» и установление здесь власти России пришлось
уже на правление Александра II.
Если в 1830-е годы внешняя политика
Николая I отличалась
военными и дипломатическими успехами и способствовала укреплению международного
престижа России, то в 1840-е годы ситуация стала меняться в худшую сторону.
Серьезной неудачей николаевской дипломатии явилось подписание в 1841 году
Лондонской конвенции великих держав, фактически означавшей отказ от принципов Ункяр-Искелесийского договора. Судоходство в проливах ставилось
под международный контроль, проход военных кораблей в мирное время запрещался и
русский Черноморский флот лишался оперативного простора. В 1848-1849 годах
начались новые революции в Европе. Только за первое полугодие 1848 года
восстания прокатились по восьми странам, снова вызвав волнения в Польше.
Николай всеми силами стремился оградить Россию от революционной Европы. 3 марта
он предписал всем русским подданным покинуть Францию. Две недели спустя
император запретил впускать в Россию иностранных преподавателей, а еще через
десять дней — публиковать в газетах сообщения о событиях в Европе. С Францией,
где была провозглашена республика, были прерваны дипломатические отношения. Когда в начале 1849 года революция охватила Венгрию,
входившую в состав Австрийской империи, правительство Франца-Иосифа обратилось
к Николаю I за помощью. Манифест от 26 апреля
возвестил о вступлении 100-тысячной русской
армии в Галицию. Повстанцы были разбиты, пленные венгерские генералы выданы Австрии.
Однако когда Николай I узнал, что 13 из них были казнены, он поручил министру
иностранных дел Нессельроде
выразить австрийскому кабинету «неодобрение подобной бесцельной жестокости».
Подавление венгерского восстания было триумфом охранительной внешней политики
Николая I, которого стали называть «жандармом Европы». После
революционного 1848 года великие державы, прежде всего Франция и Англия,
отвернулись от России. Это сразу изменило соотношение сил в Восточном
Средиземноморье. Турция могла теперь игнорировать требования России, не
опасаясь английского или французского флотов. Назревала новая русско-турецкая
война.
Формальным поводом к ней послужило
нарушение турецким правительством прав православной церкви в Палестине. По
наущению Франции ключи от Вифлеемского храма, где молились как католики, так и
православные, были переданы католическим священникам. Николай I, покровительствовавший христианско-православным
народам Османской империи, сделал попытку принудить Турцию к повиновению и в
1853 году оккупировал автономные дунайские княжества Молдавию и Валахию. В
ответ Турция объявила России войну. В сущности, это была провокация европейских
держав против России.
Вступая в Крымскую войну (1853-1856),
император и его окружение допустили два главных просчета в оценке ситуации:
преувеличение военной мощи собственной страны и непонимание масштабов ее
международной изоляции. Располагая огромной армией (свыше 1 млн. человек),
Россия однако не обладала развитой военно-технической
инфраструктурой. Из-за отсутствия железных дорог переброска войск в нужном
направлении затягивалась на многие месяцы, подводы с боеприпасами тянулись со
скоростью 3-
Последнее в военно-морской истории
крупное сражение двух парусных флотов (русского и турецкого) произошло в ноябре
1853 года, когда черноморская эскадра под командованием адмирала П.С.
Нахимова наголову разбила
турецкие корабли в Синопской бухте. Однако господство русского флота на
Черном море было недолгим. Начался второй этап Крымской войны, ознаменованный
вступлением в нее Англии, Франции и Сардинии. Для Николая I,
рассчитывавшего вести кампанию против одиночного и более слабого противника,
война с мощной европейской коалицией оказалась полной неожиданностью. Позицию
«вооруженного нейтралитета» заняла даже Австрия, незадолго от этого спасенная
от расчленения силой русского оружия.
В сентябре 1854 года английские и
французские войска высадились в Крыму и начали осаду Севастополя. Героическая
оборона города длилась 350 дней. Защитники черноморской цитадели выдержали ряд
ожесточенных бомбардировок и штурмов, прежде чем им пришлось окончательно
покинуть разбитые укрепления. Прославились в этой войне адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов,
В.И. Истомин, военный инженер Э. И. Тотлебен,
артиллерийский генерал С.А. Хрулев, матросы и
солдаты П. Кошка, И. Шевченко, Ф. Самолатов и
другие.
Николай I умер
в самый разгар боев за Севастополь, когда уже стало ясно, что война проиграна.
По Парижскому мирному договору 1856 года Россия теряла устье Дуная и Южную Бессарабию, но главное, ей было запрещено
держать военный флот на Черном море, что фактически оставляло южную границу
империи открытой.
Поражение в Крымской войне,
продемонстрировав экономическую и военно-техническую отсталость
России, вызвало перелом в настроениях правительственных кругов и
общественности и послужило прологом к эпохе «великих реформ» 1860-1870-х годов.