Лекция 1. Восточные славяне в древности.
Образование Древнерусского государства.
В развитии
народов и государств большую роль играют естественно-географические условия. Природно-климатические
способствовали расселению славян на пространствах современной России,
Белоруссии, Украины, оказали влияние на формирование нравов, верований
восточных славян. Благоприятные
климатические условия территории современного юга России и Украины, с
древнейших времен привлекали различные племена и народы. Первыми из известных нам племен, населявших южные
территории нашей страны, были скифы. Именно «скифский» период наиболее богат
археологическими находками, многие
из которых имеют всемирно-историческую ценность. Это связано с тем, что с VI
века до н. э. скифы вступают в
непосредственные контакты с древнегреческой (эллинской) цивилизацией.
Возникновение греческих колоний (Ольвия, Херсонес,
Пантикапей, Танаис и др.) на северных берегах Черного моря, или, как называли
его греки, Евксинского Понта, привело к
распространению среди кочевых и полукочевых племен скифов греческой культуры,
развитию торговли между греками и скифами. В ряде случаев образовывались
смешанные эллино-скифские поселения. Например, в Пантикапее в V веке н. э.
возникло Боспорское царство, которое объединяло ряд
греческих городов-колоний и скифские племена, населявшие близлежащие к этим
городам территории. Из свидетельств современников (Геродот, V век до н.
э.) известно, что скифы делились на кочевников и земледельцев.
О высоком уровне развития земледелия говорит тот факт, что зерно занимало
важное место в торговле скифов с Элладой. К началу нашей эры место скифов
занимают родственные им племена сарматов (савроматов),
затем роксаланов и аланов. Со II—III веков н. э. в
северном Причерноморье утверждаются германские племена готов, населявшие прежде
низовья Вислы и южные берега Балтийского моря. В IV веке н. э. начинается эпоха
азиатских вторжений в Европу. В 375 году монгольская орда гуннов разгромила готское
государство, вытеснив готов в пределы Римской империи. В VI веке земли,
занимаемые ранее гуннами, захватили пришедшие из Азии племена аваров («обры»по русской летописи). К концу
VIII века с востока появляются монгольские племена угров
и хазар. В ходе дальнейшего расселения угры заняли
территории современной Венгрии, хазары же основали значительное по территории
государство от Кавказских гор до Волги и Днепра — Хазарский Каганат. В дальнейшем вслед за хазарами в южных пределах
современных России и Украины появляются новые пришельцы из Азии — печенеги, торки, половцы и затем татары.
Итак, что же нам известно о
наших предках — славянах? По разным данным, предки славян (праславяне) известны со II—I тысячелетия до н.
э. Письменные источники
(греческие, римские, византийские, арабские) упоминают славян под именами
венедов, антов, склавинов, называя их многочисленным,
«великим» народом.
Достоверно известно, что
славянские племена — одна из ветвей индоевропейской группы народов. Древнейшими
местами расселения славян принято считать Прикарпатье, территорию Балкан, а
также территории современных Чехословакии, Польши, Германии. С течением времени
единая славянская этническая общность распадается на три отдельные ветви
славянства: южную (балканскую), западную и восточную. На основе
выделившейся в VI веке восточной ветви образовался древнерусский (впоследствии
русский, украинский и
белорусский) народ. Восточные славяне пришли на Днепр в начале нашей эры и,
постепенно расселяясь, заняли обширные пространства вплоть до озера Ильмень и
верховьев Оки. О расселении славянских племен мы узнаем из данных
археологических раскопок, а также из летописей. Наиболее древней является
«Повесть временных лет», созданная в XII веке монахом Печерского монастыря в
Киеве. Автор дает описание истории славян, объясняет названия славянских
племен, описывает их обычаи, называет их соседей.
Колонизация новых территорий не сопровождалась насилием по отношению к коренным
народам. Во-первых, малонаселенность территорий позволяла занимать свободные земли,
не ущемляя интересов проживающих по соседству племен, во-вторых, славяне несли
с собой более высокую культуру (земледелие, ремесло и т. д.) и, находясь на
более высокой стадии развития, притягивали к себе (ассимилировали) разобщенные,
малочисленные племена коренного населения. Рассматривая быт восточных
славян, необходимо отметить некоторые характерные черты. Из летописей мы
узнаем, что славяне — народ оседлый. Главное их занятие — земледелие. Довольно
высоко было развито домашнее скотоводство. В пантеоне языческих богов, которым
поклонялись славяне, не последнее место занимал «скотий» бог Велес, или Волос.
Наличие лесов способствовало развитию охоты, бортничества, лесных промыслов.
Воск, мед и шкуры были, как и зерно, предметами торговли. Торговля, по мнению
многих историков, являлась уже в VII веке и позднее важной частью хозяйственной
жизни славян. Наличие большого количества речных путей — основных торговых
артерий в то время, удобное положение славянских земель на средоточии торговых
путей между Западом и Востоком способствовали активному включению славян в
международный обмен. О широком развитии торговли говорят обильные клады
арабских монет, найденных на территории нынешней России. К моменту появления
славян на территории современных России, Украины, Белоруссии их отличает
родоплеменной строй. С течением времени, когда племена и роды расселились на
больших пространствах, ослабевала связь между родами, они распадались на
отдельные семьи. Каждая семья обрабатывала свою пашню, имела свои луга, обособленно
занималась лесными промыслами. Общая родовая собственность постепенно
заменялась собственностью семейной. Обособлению семьи, выделению ее из рода,
замене родовой общности соседской общиной способствовало и совершенствование
орудий производства, увеличение производительности общественного труда, рост
прибавочного продукта.
Разложение родовых общин,
разрушение старых племенных структур вело к усилению роли и влияния племенных
старейшин. Этому способствовали и многочисленные войны, которые славяне вели,
отражая натиск кочевников, совершая военные походы на Балканы, Византию.
Постепенно усиливается власть военачальника — князя. Вокруг князя, власть
которого из выборной превращается в наследственную,
формируется особое сословие — дружина. Со временем из среды дружины формируется
военно-дружинная знать, которая, объединяясь с родоплеменной знатью, постепенно
сосредоточивает в своих руках всю полноту власти, подчиняя себе свободное
земледельческое население. Таким образом, к VIII—IX векам восточные славяне вступают
в период феодальных отношений. Образование классов вплотную привело восточных
славян к образованию государства.
«Повесть временных лет»
связывает создание древнерусского государства с пришествием на Русь варягов.
Согласно летописной легенде, в 862 году три брата-варяга (Рюрик, Синеус, Трувор) со своими родами по приглашению славян
пришли «из-за моря» и стали владеть северными землями: Рюрик — в Ладоге, Синеус — на Белом озере, Трувор — в Изборске. Именно
организаторская деятельность варяжских князей, по словам летописца, положила
начало русской государственности. Согласно той же летописи, в 882 году
новгородский князь Олег (варяг из окружения Рюрика) захватил Киев. Слияние двух
центров древнерусской государственности (Новгородского и Киевского княжеств)
принято считать отправной точкой древнерусского государства.
Во
время княжения Олега (882—912) начинает формироваться территория государства
Русь за счет присоединения к Киеву славянских племенных союзов. Так, в 883 году Олег присоединил к Киеву древлян, в 884
году — северян, в 885 году — радимичей. К началу X века вокруг племенного союза полян (Киев), ставшего как
бы основой русского государства, объединялись словене,
кривичи, северяне, радимичи, древляне, вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы, а
также некоторые угро-финские племена. Превращение разрозненных племенных союзов в единое
славянское государство привело к росту славянского могущества. В 907 году Олег осуществил военный поход на
Византию, закончившийся подписанием договора Руси с Византией, весьма выгодного
для славянского государства.
Сведения о появлении
варяжской (норманнской) княжеской династии в Новгороде, а затем в Киеве,
изложенные в летописи, стали основой формирования особого течения в
исторической науке. Представители этого течения, возникшего в середине ХVIII века,
по преимуществу немцы на русской службе: Готлиб
Байер, Август Шлецер, Герард
Миллер считали, что славяне были диким, необразованным народом, неспособным
создать свою государственность. По их мнению, только завоевание славян норманнами
— варягами привело к созданию русского государства. Эта точка зрения,
получившая название «норманнской теории», изначально вызвала серьезное
возражение многих отечественных историков. Первым убежденным «антинорманистом» был великий русский ученый М.В. Ломоносов.
С тех пор вот уже в течение более чем полутора веков ведется спор между
сторонниками и противниками «норманнской теории» происхождения Российского
государства.
Древнерусское
государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода
славянского общества от первобытнообщинного
к феодальному строю.
В
начале X века русские дружины совершают военные походы на сильнейшее в то время
государство — Византию, заключая с греками выгодные договоры о торговле (907,
912).
После
смерти Олега киевским князем становится сын Рюрика — Игорь (912—945), который, в свою очередь,
предпринимает военные походы против Византийской империи: в Малую Азию и на
Константинополь. Эти походы
привели к заключению в 945 году нового договора Руси с Византией. В том же году
Игорь был убит восставшими
древлянами, которых он обложил чрезмерной данью. Вдова Игоря Ольга (945—957)
являлась фактически правительницей Руси при малолетнем сыне Святославе. Ее
правление отмечается летописцем как «мудрое» и «доброе». Ольга была первой
представительницей высшей власти, принявшей христианство, что впоследствии дало
основание причислить ее к лику святых. Сын Ольги и Игоря Святослав (957—972)
снискал себе славу воина в многочисленных военных походах. Он подчинил Киеву
вятичей, разгромил хазарское государство, овладел землями волжских болгар,
превратив Русь в главную силу в Причерноморье. В союзе с Византией Святослав
покорил Дунайскую Болгарию, основал в болгарском городе Переяславце
свою столицу, вел военные действия против Византии и потерпел поражение;
возвращаясь в Киев, был захвачен у днепровских порогов печенегами и в 972 году
погиб в неравном бою.
После
смерти Святослава его сыновья (Ярополк, Владимир и Олег) втянули государство в междоусобные
распри, в которых Ярополк и Олег погибли. Владимир же силой захватил Великое
киевское княжение (980—1015). Продолжив дело своего отца, Владимир расширил
территорию Руси на Запад. В 981 году им были присоединены Перемышль и ряд других
городов, в 983 году — земли литовского племени ятвягов. При Владимире в
основном завершается процесс формирования древнерусского государства. Власть
киевского князя распространяется на все подвластные территории. Упрочнение
экономических, торговых связей между княжествами, необходимость объединения
военных усилий в борьбе против кочевников и строительстве пограничных
оборонительных сооружений способствовали укреплению единства Руси. Другим, не
менее важным фактором единства стало принятие христианства.
Пантеон языческих богов, соответствующий
мировоззрению славян времен разобщенности, неизбежно должен был уступить место
новым символам, которые способствовали бы более прочному объединению славян
вокруг Киева, освятили бы процессы феодализации и классового расслоения и
укрепили русскую государственность. Такой идеологической базой явилось на Руси
православие, ставшее с 988 года, то есть времени крещения Руси, государственной
религией. Вопрос о государственной религии был вопросом большой политики. Речь
шла о том, с кем пойдет Русь — с католическим Западом, с византийским
православным Югом или с мусульманским Востоком. Важнейшую роль здесь сыграли
сложившиеся к этому времени тесные политические, экономические и культурные
связи Киевской Руси с Византией и то, что христианство из Византии уже давно
проникало на Русь (вспомним крещение Ольги в Константинополе, упоминание в
договоре князя Игоря с Византией от 944 года христиан на Руси). Вот эти
обстоятельства и обусловили выбор новой религии — христианства в его восточном,
византийском варианте.
Христианская мораль
сливалась, прежде всего, с моралью княжеской дружины, господствующего класса
феодалов. Простой народ долго еще помнил старых богов и языческие верования.
Длительное время он предпочитал языческих Даждьбога и
Хорса христианским святым, а языческих волхвов —
православным священникам. В результате переплетений старых и новых верований
образовалась пестрая смесь так называемого «двоеверия». Христианство вынуждено
было идти на уступки, приспосабливая к себе старые обряды, праздники, обычаи и
самих богов. Становление и развитие православия превратило русскую христианскую
церковь в институт, служивший укреплению Древнерусского государства.
Именно поэтому принятие
христианства Русью, несмотря на попытки Византии, не привело к политическому
подчинению Руси. Более того, сама русская церковь добилась известной
самостоятельности от византийского патриарха.
Принятие христианства имело
огромное значение для Руси. Во-первых, оно заключалось в борьбе церкви с
пережитками родового строя, в распространении письменности и книжности, в
укреплении международного авторитета Руси. Этот процесс положительно сказался
на общем подъеме культуры, которая восприняла все лучшее из античной культуры.
Во-вторых, крещение Руси
ускорило консолидацию феодальных отношений и укрепило власть феодалов. Церковь
проповедовала справедливость и извечность деления на богатых и бедных, рабов и
господ, укрепляла авторитет господ, прежде всего, князя, заявляя, что власть
князя — от бога, а сам он — помазанник божий и наместник бога на земле.
В-третьих, православие
вносило в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи — как
пожизненного союза мужа и жены, освященного и скрепленного церковным венчанием
и, как правило, нерасторжимого. Оно решительно выступало против многоженства и
беспорядочных брачных отношений.
В целом, православная
церковь давала светскому обществу пример нового, более гуманного устройства, в
котором могли найти себе духовную защиту все неимущие и униженные. Влияние
церкви охватывало все стороны общественной жизни и подчиняло себе как
политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.
Смерть Владимира,
получившего имя «Святой», в 1015 году вновь привела к кровавой междоусобице. Врезультате которой на великокняжеский престол в Киеве вступил его сын
Ярослав. Впоследствии его стали называть Ярославом Мудрым (1019—1054).
Период правления Ярослава Мудрого — это время роста силы и авторитета Руси. При
нем Киевским митрополитом впервые становится русский по происхождению священник
Илларион, что говорит об ослаблении зависимости русской церкви от
Константинопольской патриархии. Усилиями Ярослава в Киеве сооружаются
грандиозные Золотые ворота и церковь святой Софии. Растет международное
признание Руси. Путем династических браков Ярослав вступает в родство с
крупнейшими королевскими дворами Европы. Сам Ярослав был женат на шведской
принцессе. Дочери его становятся королевами Франции, Венгрии, Норвегии. Сын
Всеволод женится на дочери Византийского императора Константина Мономаха.
С именем Ярослава Мудрого
связывают и создание в 1016 году «Русской правды» — первого дошедшего до нас
свода нормативных актов, регламентирующих юридические отношения в Киевской
Руси. Неся на себе отпечаток пережитков родоплеменных отношений, таких, как
право кровной мести, «Русская правда» ограничивает это право кругом самых
близких родственников и, что главное, законодательно закрепляет роль княжеской
власти в разрешении споров, вводя альтернативу кровной мести в виде различных
денежных штрафов за убийство. В 1072 году сыновья Ярослава принимают так
называемую «Правду Ярославичей». Она отменяла кровную месть, вводила систему
штрафов не только за покушение на жизнь служилых людей князя, но и за кражу и
порчу княжеского имущества. Анализ «Русской правды» позволяет утверждать, что
содержащиеся в ней юридические нормы носят ярко выраженный сословный характер.
Так, за убийство представителя княжеской администрации («княжа мужа») полагался
денежный штраф («вира») в 80 гривен, за убийство простолюдина, свободного
человека — 40 гривен, а за убийство смерда или холопа полагался штраф всего в 5
гривен.
Имущество
свободного человека в «Русской правде» ценится дороже жизни самого человека,
его личной безопасности. Все это позволило историку В.О. Ключевскому сделать
вывод о том, что «Русская правда» есть по преимуществу законодательство о
капитале». Из статей «Русской правды» мы можем многое узнать об
историко-правовых, социально-экономических, политических и нравственно-бытовых
аспектах той далекой, во многом противоречивой эпохи.