Тема 5.
Композиционно-графическая модель периодического издания
5. Литература.
Повседневная
работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель —
образец, эталон композиции и графики газеты. Модель обеспечивает индивидуальный,
узнаваемый. привлекательный для читателя облик издания. С моделью легче
создать удобную для читателя внешнюю форму издания, ведь в этом случае
публикации одной тематики, направленности имеют закрепленное на полосе, в
номере место, выразительные графические средства применяются по своеобразному
расписанию. Модель призвана рационально организовать работу редакции по
выпуску газеты, ведь она может быть представлена не только в виде
редакционного документа – памятки, но и храниться в памяти компьютера в виде
специального файла (стандарт-макеты, все графические составляющие модели).
Время верстки существенно сокращается. В случае применения КГМ читатель
всегда точно знает, какую информацию и на каком месте полосы он получит, а
журналист знает требуемый объем, представляет форму подачи материала, над
которым он работает. Благодаря моделированию деятельность редакции становится
целенаправленной, появляются благоприятные условия для четкого планирования и
контроля. Управление редакции становится более эффективным, сокращается время
на решение повседневных задач, экономятся силы журналистов. Моделирование для
дизайнера газеты – это создание образцов, эталонов композиции и графики
газеты. В моделировании выделяют три этапа: моделирование групп оформительских
элементов; систематизацию и унификацию оформления всех тематических
объединений материалов; комплексную разработку оформительской модели газеты.
Последнее возможно лишь при жестком планировании содержания, когда
выдерживается график периодичности появления основных рубрик, разделов и
тематических страниц, закрепленных размерных стереотипов, операций набора и
стандарт-макетов. То есть моделируются размерные характеристики полосы,
тематическая структура, логотип издания, колонтитул, выходные сведения, заголовочные
и текстовые шрифты, подача элементов заголовочного комплекса, авторских
подписей, «текстовок» и других особых текстовых блоков, иллюстраций,
инфографики, разделительные средства, способы подачи и оформления рекламы. Композиционно-графическая
модель – это сложное многофункциональное системное образование, которое
обеспечивает ряд важнейших редакционных задач: -
сформировать индивидуальный, уникальный образ издания; -
удобная для потребителя внешняя форма; -
рациональная организация работы редакционного коллектива 1
этап – теоретическая разработка концепции издания и основных принципов
моделирования в соответствии с концепцией. 2
этап – практическая разработка модели каждой полосы с подробной проработкой
всех элементов формы и содержания. 3
этап – создание пробного номера по новой модели. 4
этап – обсуждение промежуточного результата и внесение дополнений и
исправлений в концепцию и структуру КГМ. 5
этап – испытательный. Размерные
стереотипы; Структура
тематики (содержание, разделы, рубрики, жанры); Логотип; Колонтитул; Блок
«Адрес и служебные сведения»; Расписание
титульных и текстовых шрифтов; Заголовок
и заголовочный комплекс (структура заголовочного комплекса, выключка,
позиция, графическое оформление и т.д.; Иллюстрации
и информационная графика; Оформление
особых текстовых блоков и элементов текста; Дополнительные
графические элементы оформления (линейки, рамки, маркеры); Реклама. Формат – это размер листа печатной бумаги, книги,
журнала или газеты, а также строки, колонки или полосы. Стандартные
форматы: большой – А2, малый – А3 и сверхмалый – А4. Формат полосы – это совокупный размер площади
страницы, занятой материалами. Поля (верхнее, нижнее, внешнее и
внутреннее). Объем
измеряется в страницах (традиционно) или в полосах (профессионально). Заголовки
– это своего рода опорный конспект для читателя. Заголовочный
комплекс: заголовок, рубрика,
подзаголовок, надзаголовок, в отдельных
случаях – шапка, а также лид, вынос в тексте, подпись под
иллюстрацией (если есть) и авторская
подпись. Логотипом
называют некий словесный или рисованный символ, обозначающий марку или бренд
какой-либо организации: слова или словосочетания, называющие издание, вид
издания (например, ежедневная, вечерняя, учительская и т.д.), выходные данные
(год рождения, порядковый номер, дата) призыв или лозунг, принадлежность к
какой-либо организации, партии и т.п. На
газетной или журнальной полосе текст размещается по колонкам. Ширина стандартной колонки - 45-50 мм. Количество
колонок на полосе формата А2 – 8, формата А3 – 4, а в формате А4 – 2. Выключка – это операция разгонки или сжимания набранной строки до формата набора
с помощью увеличения или уменьшения междусловных
пробелов, реже межбуквенных просветов или же, в
крайнем случае, сужением ширины букв и знаков (причем последний способ
возможен только при компьютерном наборе).
Основной вид выключки – по
формату, когда колонка выровнена и по левому, и по правому краям.
Выключка по правому краю,
когда все лишние пробелы собираются слева, и поэтому правый край колонки
остается ровным, а левый – нет. При выключке по левому краю все происходит в зеркальном отражении. Выключка
по центру дает эффект
неровного края с двух сторон. В этих случаях переносы слов не используются. Межстрочные пробелы – это еще один немаловажный
вопрос в компьютерной газетной верстке. Величина расстояния между строками - интерлиньяж,
который, как и кегль, измеряется в пунктах. Наиболее оптимальным считается
интерлиньяж в 110% от кегля. 4. Модульная сетка. Чтобы
газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет —
графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились
на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все
детали их оформления. В секретариате редакции готовят общий макет всего
номера и макеты отдельных полос. Разверстку текстовых материалов на макете
показывают ломаной линией, идущей по середине текстовой колонки вниз, снизу вверх по очередной колонке и заканчивающейся
стрелкой в конце материала, или диагональю, соединяющей начало и конец
текста, а место иллюстрации (четырехугольник) штрихуют или перечеркивают
накрест, или одной чертой из угла в угол. На макете указываются линейки, маркеры,
размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк.
Ускорить макетирование позволяет модульная сетка — система вертикальных и
горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы.
Вертикальные линии определяют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные
— единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор модуля
зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания. Страницы-шаблоны
с модульной сеткой и основными элементами оформления хранятся в памяти
компьютера. Многолетняя
практика верстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим
терминам: на открытие (правый верхний угол полосы), на отлёт (правый верхний
угол), стояк (две-три колонки сверху донизу), чердак (верхняя часть полосы),
подвал (нижняя часть), подвал на разворот (или «нараспашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока
из двух-трех колонок заметки идут одна за другой), мельница, win вертушка (два крупных материала
уравновешивают друг друга по диагонали). Использование различных вариантов
размещения материалов на полосе призвано привести к ее целостности,
обеспечить единство графического стиля, сбалансированность и
пропорциональность в компоновке публикаций. А
в ряде изданий для особо оперативной информации применяется «раздельная
верстка», т. е. с места событий журналист передает уже сверстанный
материал. Верстка
— это не только способ расположения материалов при творческом создании
газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из
соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера и, в соответствии
с макетом размещается материал. Повседневная
работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель —
образец, эталон композиции и графики газеты. Модель как
композиционно-графическая конструкция издания включает в себя структуру
тематики, формы организации подачи материалов и способы графического выражения
всех содержательных элементов газеты, то есть такие постоянные составляющие,
как формат полосы, количество колонок, стандартный пробел, модульная сетка,
распределение материалов по разделам, рубрикам, полосам, а также логотип
издания, колонтитул (строка с названием газеты, номером выпуска, его датой и
указанием страницы — вверху или внизу каждой полосы), блок «адрес и служебные
сведения», титульные и текстовые шрифты, заголовки, иллюстрации, линейки,
маркеры. 1.
Галкин С.И. Художественное конструирование
газеты и журнала. – М., 2008. – 214 с. 2.
Лидвелл У.
Универсальные принципы дизайна – СПб., 2014. – 272
с. 3.
Луптон Э. Графический
дизайн: от идеи до воплощения – СПб. – 2013 – 184 с. 4.
Тулупов В.В. Дизайн периодических
изданий. – Воронеж, 2012 5.
Водчиц С.С. Эстетика
пропорций в дизайне. Система книжных пропорций. – М.:
Техносфера, 2005. – 416 с. 6.
Волкова В.В., Газанджиев
С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и
журнала. – М., 2003 7.
Мильчин А.Э.
Издательский словарь справочник. – М., 1998. 8.
Полянский, Н.Н. Основы
полиграфического. – М., 1991. – 352 с. 9.
Розенсон И. Основы
теории дизайна. — СПб., 2008 10.
Самар Т. Эволюция
дизайна. От теории к практике. - М.: 2009. 11.
Табашников И.Н. Газета и дизайн.
– Тюмень, 1994. 12.
Шульц Д. Эстетические критерии типизации
изданий. – М., 1982 13.
Яцюк О. Основы
графического дизайна на базе компьютерных технологий – СПб., 2004. –
240с |