Тема 5. Композиционно-графическая модель периодического издания

 

1. Значение моделирования.

2. Этапы создания модели.

3. Структура модели.

4. Модульная сетка.

5. Литература.

 

   

1.    Значение моделирования.

 

Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель — образец, эталон композиции и графики газеты. Модель обеспечивает индивидуальный, узнаваемый. привлекательный для читателя облик издания. С моделью легче создать удобную для читателя внешнюю форму издания, ведь в этом случае публикации одной тематики, направленности имеют закрепленное на полосе, в номере место, выразительные графические средства применяются по своеобразному расписанию. Модель призвана рационально организовать работу редакции по выпуску газеты, ведь она может быть представлена не только в виде редакционного документа – памятки, но и храниться в памяти компьютера в виде специального файла (стандарт-макеты, все графические составляющие модели). Время верстки существенно сокращается. В случае применения КГМ читатель всегда точно знает, какую информацию и на каком месте полосы он получит, а журналист знает требуемый объем, представляет форму подачи материала, над которым он работает. Благодаря моделированию деятельность редакции становится целенаправленной, появляются благоприятные условия для четкого планирования и контроля. Управление редакции становится более эффективным, сокращается время на решение повседневных задач, экономятся силы журналистов. Моделирование для дизайнера газеты – это создание образцов, эталонов композиции и графики газеты. В моделировании выделяют три этапа: моделирование групп оформительских элементов; систематизацию и унификацию оформления всех тематических объединений материалов; комплексную разработку оформительской модели газеты. Последнее возможно лишь при жестком планировании содержания, когда выдерживается график периодичности появления основных рубрик, разделов и тематических страниц, закрепленных размерных стереотипов, операций набора и стандарт-макетов. То есть моделируются размерные характеристики полосы, тематическая структура, логотип издания, колонтитул, выходные сведения, заголовочные и текстовые шрифты, подача элементов заголовочного комплекса, авторских подписей, «текстовок» и других особых текстовых блоков, иллюстраций, инфографики, разделительные средства, способы подачи и оформления рекламы.

Композиционно-графическая модель – это сложное многофункциональное системное образование, которое обеспечивает ряд важнейших редакционных задач:

- сформировать индивидуальный, уникальный образ издания;

- удобная для потребителя внешняя форма;

- рациональная организация работы редакционного коллектива

 

2.    Этапы создания модели.

 

1 этап – теоретическая разработка концепции издания и основных принципов моделирования в соответствии с концепцией.

2 этап – практическая разработка модели каждой полосы с подробной проработкой всех элементов формы и содержания.

3 этап – создание пробного номера по новой модели.

4 этап – обсуждение промежуточного результата и внесение дополнений и исправлений в концепцию и структуру КГМ.

5 этап – испытательный.

 

3. Структура модели.

 

Размерные стереотипы;

Структура тематики (содержание, разделы, рубрики, жанры);

Логотип;

Колонтитул;

Блок «Адрес и служебные сведения»;

Расписание титульных и текстовых шрифтов;

Заголовок и заголовочный комплекс (структура заголовочного комплекса, выключка, позиция, графическое оформление и т.д.;

Иллюстрации и информационная графика;

Оформление особых текстовых блоков и элементов текста;

Дополнительные графические элементы оформления (линейки, рамки, маркеры); Реклама.

Форматэто размер листа печатной бумаги, книги, журнала или газеты, а также строки, колонки или полосы.

Стандартные форматы: большой – А2, малый – А3 и сверхмалый – А4.

Формат полосы – это совокупный размер площади страницы, занятой материалами.

Поля (верхнее, нижнее, внешнее и внутреннее).

Объем измеряется в страницах (традиционно) или в полосах (профессионально).

Заголовки – это своего рода опорный конспект для читателя.

Заголовочный комплекс: заголовок, рубрика, подзаголовок, надзаголовок, в отдельных случаях – шапка, а также лид, вынос в тексте, подпись под иллюстрацией (если есть) и авторская подпись.

Логотипом называют некий словесный или рисованный символ, обозначающий марку или бренд какой-либо организации: слова или словосочетания, называющие издание, вид издания (например, ежедневная, вечерняя, учительская и т.д.), выходные данные (год рождения, порядковый номер, дата) призыв или лозунг, принадлежность к какой-либо организации, партии и т.п.

На газетной или журнальной полосе текст размещается по колонкам. Ширина стандартной колонки - 45-50 мм. Количество колонок на полосе формата А2 – 8, формата А3 – 4, а в формате А4 – 2.

Выключка – это операция разгонки или сжимания набранной строки до формата набора с помощью увеличения или уменьшения междусловных пробелов, реже межбуквенных просветов или же, в крайнем случае, сужением ширины букв и знаков (причем последний способ возможен только при компьютерном наборе).  Основной вид выключки – по формату, когда колонка выровнена и по левому, и по правому краям. Выключка по правому краю, когда все лишние пробелы собираются слева, и поэтому правый край колонки остается ровным, а левый – нет. При выключке по левому краю все происходит в зеркальном отражении. Выключка по центру дает эффект неровного края с двух сторон. В этих случаях переносы слов не используются.

Межстрочные пробелы – это еще один немаловажный вопрос в компьютерной газетной верстке. Величина расстояния между строками - интерлиньяж, который, как и кегль, измеряется в пунктах. Наиболее оптимальным считается интерлиньяж в 110% от кегля.

 

4. Модульная сетка.

 

Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необ­ходимо разработать макет — графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах тек­стовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят об­щий макет всего номера и ма­кеты отдельных полос. Разверстку текстовых материалов на макете показывают ломаной линией, идущей по середине текстовой колонки вниз, снизу вверх по очередной ко­лонке и заканчивающейся стрелкой в конце материала, или диа­гональю, соединяющей начало и конец текста, а место иллюстра­ции (четырехугольник) штрихуют или перечеркивают накрест, или одной чертой из угла в угол. На макете указываются линейки, мар­керы, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк. Ускорить макетирование позволяет модульная сетка — система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии определяют формат колонок и пробелы между ними, горизон­тальные — единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор модуля зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания.

Страницы-шаблоны с модульной сеткой и основными элементами оформления хранятся в памяти компьютера.  

Многолетняя практика верстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим терминам: на открытие (правый верхний угол полосы), на отлёт (правый верхний угол), стояк (две-три колонки сверху донизу), чердак (верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть), подвал на разворот (или «нарас­пашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трех колонок заметки идут одна за другой), мель­ница, win вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали). Использование различных вариантов размещения материалов на полосе призвано привести к ее цело­стности, обеспечить единство графического стиля, сбалансиро­ванность и пропорциональность в компоновке публикаций.

А в ряде изданий для особо оперативной информации при­меняется «раздельная верстка», т. е. с места событий журналист передает уже сверстанный материал. 

Верстка — это не только способ расположения матери­алов при творческом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера и, в соот­ветствии с макетом размещается материал.

Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель — образец, эталон композиции и графики газеты. Модель как композиционно-графическая кон­струкция издания включает в себя структуру тематики, формы организации подачи материалов и способы графического выра­жения всех содержательных элементов газеты, то есть такие по­стоянные составляющие, как формат полосы, количество коло­нок, стандартный пробел, модульная сетка, распределение мате­риалов по разделам, рубрикам, полосам, а также логотип изда­ния, колонтитул (строка с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием страницы — вверху или внизу каждой полосы), блок «адрес и служебные сведения», титульные и тек­стовые шрифты, заголовки, иллюстрации, линейки, маркеры.

 

 

5. Литература

1.     Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. – М., 2008. – 214 с.

2.     Лидвелл У. Универсальные принципы дизайна – СПб., 2014. – 272 с.

3.     Луптон Э. Графический дизайн: от идеи до воплощения – СПб. –

2013 – 184 с.

4.     Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. – Воронеж, 2012

5.     Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных

пропорций. – М.: Техносфера, 2005. – 416 с.

6.     Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн

газеты и журнала. – М., 2003

7.     Мильчин А.Э. Издательский словарь справочник. – М., 1998.

8.     Полянский, Н.Н. Основы полиграфического. – М., 1991. – 352 с.

9.     Розенсон И. Основы теории дизайна. — СПб., 2008

10.                       Самар Т. Эволюция дизайна. От теории к практике. - М.: 2009.

11.                       Табашников И.Н. Газета и дизайн. – Тюмень, 1994.

12.                       Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий. – М., 1982

13.                       Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий

СПб., 2004. – 240с