Тема 3. Эстетика оформления периодических изданий

 

1.    Удобочитаемость и эстетика оформления.

2.    Средства и приемы композиции.

3.    Способы ориентации читателя в содержании.

4.    Средства акцентирования публикаций.

5.    Литература.

 

1.      Удобочитаемость и эстетика оформления.

 

Удобочитаемость предполагает оформление газеты или журнала таким образом, чтобы все в газете и журнале было «как на ладони». Удобно читать газету или журнал, если читатель легко и за короткое время может первоначально ознакомиться с содержанием издания. Читатель после беглого просмотра номера составляет достаточно полное представление о тематике и жанровом наполнении номера, а также об отдельных его частях.

Дизайн газеты (журнала) – это особое искусство, требующее от оформителей знаний эстетики газетной графики. Искусство оформления периодического издания предполагает: уяснение идеи полосы (номера); подбор определенных материалов для выражения этой идеи; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения.

Удобочитаемая газета или журнал – это хорошо организованное, смоделированное издание, в котором каждый тематический раздел имеет свое постоянное место.  В таком издании читатель без труда находит интересующие его рубрики.

Эстетическое восприятие газеты читателем складывается как минимум из двух компонентов — первого впечатления и оценки после более тщательного ознакомления с ней. Первое (непосредственное) впечатление зависит от внешнего вида газеты — от ее графической формы, под которой мы понимаем все, что воспринимается в газете глазом читателя. Потом читатель начинает разбираться в содержании номера или страницы, анализирует их построение, обращает внимание на главные материалы. Иначе говоря, читатель опять оценивает внешнюю (графическую) форму газеты или ее страницы, но уже с иных позиций — с точки зрения целесообразности этой формы, ее соответствия содержанию напечатанных материалов. Таким образом, при более глубокой оценке газеты по­-настоящему красивым в ее графической форме кажется то, что является целесообразным, что отвечает задаче наилучшего выражения содержания материалов. При верстке газетной страницы следует учитывать оба уровня ее эстетического восприятия.

Очевидно, что первое впечатление зависит от соблюдения в процессе создания этой формы эстетических норм — законов пропорции и равновесия. Пропорция, несомненно, играет в газете очень важную роль. Она определяет размеры многих элементов оформления, в частности формат газетной страницы. Соотношение между шириной и высотой страницы (и полосы) основывается на так называемом золотом сечении (или золотой пропорции), применяемом и при определении книжных форматов, — примерно оно равно 3/5­5/8. Конечно, не следует абсолютизировать эту величину и превращать ее в универсальную норму, поскольку практика показывает лишь относительную устойчивость различных эстетических канонов. То, что в один исторический период казалось красивым,  в другой таковым не считается. Например, в позапрошлом веке в России вполне эстетичной считалась близкая к квадрату форма страниц. Приведем еще один пример по поводу условности пропорций. Сейчас принято считать, что красиво смотрится лишь вертикальное расположение газетной страницы, а газета, в которой ширина страницы превышает высоту, многим покажется некрасивой и нарушающей эстетические нормы. Но вспомним о так называемом газетном развороте: он представляет собой страницу, ширина которой намного больше высоты. Это необычно, непривычно, но читатель без раздражения воспринимает разворот, понимая его необходимость в отдельных случаях и вовсе не считая его неэстетичным.

Однако некоторая относительность эстетических норм не означает отрицания их устойчивости в определенных условиях. Нарушение этих норм, в частности пропорций и равновесия, может привести к неудачам и ошибкам в верстке и оформлении газеты.

 

 

 

2.      Средства и приемы композиции.

 

Композиционные средства условно можно разделить на несколько групп, исходя из того, какого рода отношения между элементами целого они представляют. Первая группа – равновесие, симметрия и асимметрия – характеризует местоположение элементов относительно оси или центра композиции. Вторая группа – пропорциональность, масштабирование – определяет размерные отношения между частями целого и между частями и целым. Третья группа – контраст и нюанс – указывает на степень различия и на характер различия между частями и элементами. Четвертая группа – метр и ритм, динамичность и статичность – характеризует движение. К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрию и асимметрию, равновесие частей композиции, выделение сюжетно-композиционного центра.

Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое. Главное – соблюсти при этом соразмерность и сообразность, определяющие истинный вкус. Асимметричная композиция может включать в себя элементы симметрии. Для создания динамичных композиций лучше всего использовать элементы ломаной, горизонтальной, вертикальной, симметричной верстки с тем условием, что они не меняют кардинально устоявшегося вида верстки, а обогащают его, не слишком затрудняя выпуск издания.

Эффективным средством динамичного архитектурного решения полосы, способов группировки материалов с целью подчеркнуть их связи и оптимизировать смысловое восприятие визуальной информации является и пропорция. Приятные глазу пропорции в газете приближаются к «золотому сечению» и составляют 21:34 (0,61803). При создании газетной графики следует соблюдать это соотношение. Но, опираясь на традиционные пропорции, оформители не должны избегать их смены – смена пропорций, как и приемы асимметрии, определяет динамику полос.

Пропорции, преобладающие в газете, служат единству композиции, а в конечном счете – созданию целостного организма газеты. В каждой конкретной газете – свои излюбленные пропорции. Заданность тех или иных пропорций определяет стабильность размеров публикаций, разделов газеты. Нередко редакции устанавливают верхний предел размера публикаций (в большеформатных газетах он равен приблизительно 300 наборных строк), который позволяет выдерживать стабильные пропорции и даже служит повышению мастерства журналистов, стремящихся выразить свои мысли в сжатой форме, точном слове. Если многостраничные материалы уравновешиваются заметками, небольшими по объему репортажами, интервью, корреспонденциями, это означает, что оформитель использовал эффективный с точки зрения смыслового визуального восприятия прием – смену пропорций.

И симметрия (асимметрия), и пропорция создают в композиции газеты определенный ритм, который служит организации движения и остановок глаз читателя. Ритм и метр, наряду с объемно-пространственной структурой, масштабом, пропорцией, контрастом и нюансом, симметрией и асимметрией, колоритом, – важнейшие формообразующие категории (средства композиции). Метрическое строение формы предполагает равномерное движение, чередование одинаковых элементов; ритмическое – является результатом равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. «Метрический ряд характерен тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы (простой ряд). С помощью его достигается строгость и уравновешенность. По сравнению с простым рядом ритмический ряд подвижнее, напряженнее, интереснее. Он более живой, дает возможность дальнейшему развитию и поэтому применяется дизайнерами для выражения движения». Ритм (с греческого – соразмерный, стройный) «является существеннейшим моментом формирования целостности любого произведения, вне зависимости от того, с помощью каких каналов (зрительных, слуховых, осязательных и т.д.) оно воспринимается». Метрической основой в газете выступают колонки текста, а горизонтальное движение глаз пересекается вертикальным. Распределение внимания на мозаичной газетной полосе, в общем-то, хаотично – организации внимания и служит дизайн (дизайн – всегда порядок). Да и газету каждый читатель воспринимает по-своему, а не строго с первой до последней полосы, с верхних до нижних материалов – выборочность, избирательность чтения специфичны для читателей периодических изданий. Ритм основывается на повторе, он характерен для всех элементов оформления газеты. Особое место здесь занимает линейный ритм, который отличает не просто повторение, но и определенная периодичность. Вообще, ритмический повтор имеет достаточно сложное выражение – это повторяемость с элементами новизны. Различаются динамический и статический ритмы – первый чаще характерен для дизайна детских, молодежных, бульварных, второй – для качественных общественно-политических газет.

Газетная полоса строится на контрастах: текстовые материалы соседствуют с иллюстрационными, которые, в свою очередь, распадаются на штриховые и тоновые; информационная заметка также обязательна в газете, как корреспонденция и статья (контраст большого и малого); публицистические материалы перемежаются статистическими, литературно-художественными, справочными и другими; положительные – критическими; редакционные – официальными, рекламными и т.д. Оформители, помимо уже названного контраста большого и малого, сознательно или интуитивно пользуются контрастами горизонтального и вертикального, широкого и узкого, «черного и белого» (а иногда и дополнительного) цвета, черного, серого, белого и цветного. В газете «темные» части это крупные заголовки, набранные жирным (рубленым) шрифтом, темные снимки, плотные текстовые блоки; «серые» части – отдельные тексты, подложки; «светлые» – части полосы, содержание малое количество текста (белое пространство называют «воздухом»). Одни газеты предпочитают контрастное оформление, другие – слабый контрастный вариант оформления.

Пользоваться контрастами следует осторожно – так, чтобы они не нарушали пропорций, равновесия и ритма на полосе. Стоит, видимо, заранее продумать применение контраста, зафиксировав его основные проявления в модели: определить несколько схем композиционного размещения материалов на тех или иных полосах, исходя из их тематики и размерных характеристик; выбрать один-два основных текстовых шрифта (да и заголовочных тоже) и один-два дополнительных; закрепить определенную группу линеек, среди которых также выделить основные и вспомогательные; установить размер межколонных пробелов между иллюстрациями.

 

3.      Способы ориентации читателя в содержании.

 

Аппарат ориентирования читателя представляет собой организованную в систему совокупность средств, управляющих вниманием читателя, определяющих избирательность и последовательность восприятия представленной в издании информации. Ориентирами называются сообщения, которые несут читателю информацию предварительного, направляющего, указательного характера. Например, одни ориентиры указывают читателю на функциональную суть тех или иных элементов конструкции периодического издания, другие показывают степень значимости, актуальности, новизны, интересности, качественный уровень исполнения различных публикаций выпуска, третьи сообщают о таких характеристиках публикаций, как тема, жанр, автор, четвёртые ведут читателя к нужной публикации и т.д.

Главная задача дизайна — способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов. Хорошее оформление выполняет  еще две задачи, которые приобрели особую актуальность в цифровую эпоху —  облегчить восприятие материалов и руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера).

Направленность — принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам.

В любом издании найдутся более актуальные и менее актуальные статьи,  злободневная и рядовая информация. Это обязывает дизайнеров одним публикациям придавать яркую броскость, а другие преподносить в приглушенных графических тонах. По расстановке акцентов читатель определяет, что в номере главное, чему отдать предпочтение.

В периодическом издании можно выделить: отдельные фрагменты текста, отдельные материалы на полосе (развороте), материалы в номере.

Для привлечения внимания читателей к отдельным частям публикаций применяются шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные способы выделения фрагментов текста.

Для акцентирования публикаций применяются: композиционные способы, заголовки, подзаголовки, иллюстрации.

Для ориентации читателя в содержании номера периодического издания применяются следующие способы: первополосные анонсы, фотоанонсы, «шапка»-анонс, «витринное» оформление, портрет «героя номера» на обложке, полные указатели содержания журнала на первых страницах, размещение анонсов содержания очередных номеров на последней странице, тематическая организация полос, закрепление постоянного места за рубриками, стабильный порядок расположения и оформления полос.

Таким образом, один из принципов дизайна — направленность ставит своей целью не только привлечь внимание читателя, но и сделать процесс чтения удобным.

Для быстрого и легкого ориентирования читателя в содержании изданий служат разного рода способы: указатель содержания, первополосные и обложечные анонсы, тематическая организация полос, стабильный порядок их расположения и оформления.

Аппарат ориентирования читателя должен быть удобен и постоянному читателю, и случайному, непостоянному, обращающемуся к данному периодическому изданию от случая к случаю, и новичку, впервые взявшему его в руки.

 

 

4.      Средства акцентирования публикаций.

 

В периодическом издании можно выделить: отдельные фрагменты текста, отдельные материалы на полосе (развороте), материалы в номере.

Для привлечения внимания читателей к отдельным частям публикаций применяются шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные способы выделения фрагментов текста.

В любом издании найдутся более актуальные и менее актуальные статьи,  злободневная и рядовая информация. Это обязывает дизайнеров одним публикациям придавать яркую броскость, а другие преподносить в приглушенных графических тонах. По расстановке акцентов читатель определяет, что в номере главное, чему отдать предпочтение.

В периодическом издании можно выделить:

 

1.    Отдельные фрагменты текста

2.    Отдельные материалы номера

3.    Само издание среди других

1.  Для привлечения внимания читателей к отдельным частям публикаций применяются шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные способы выделения фрагментов текста.

 

Шрифтовые способы

 

§  Выделение полужирным шрифтом

§  Выделение курсивом

§  Разрядка (набор с увеличенными пробелами между буквами)

§  Трекинг

§  набор прописными буквами

§  капителью

§  полужирным курсивом

§  полужирным прямым шрифтом другой гарнитуры

§  жирным шрифтом

 

По силе разрядка и светлый курсив примерно одинаковы, однако разрядка подходит лишь для выделения небольших участков текста – одного или нескольких слов. Целая строка, а тем более несколько строк, набранных в разрядку, затрудняет чтение, как бы разрывая связный текст.

Выделение прописными применяется в современной газете, однако следует помнить, что при небольшом интерлиньяже слова, а тем более целые строки, набранные прописными буквами, плохо читаются.

Капительными называются буквы, имеющие рисунок прописных, но по высоте равные строчным. А, б, е , р, у, ф, ( у остальных букв прописные и строчные буквы совпадают). В силу этого при наборе шрифтами на русской графической основе капитель малозаметна, поэтому графически применяется редко.

При наборе шрифтом латинского алфавита выделение капителью (оно считается несколько слабее выделения курсивом) вполне оправдано. Выделение жирным шрифтом как чрезмерно редкое встречается в газетах в связи с особым замыслом оформления.

Повышение (понижение) кегля без изменения гарнитуры.

Изменение начертания на полужирное.

Изменение написания на курсивное.

Смена гарнитуры (иногда вместе с начертанием).

Разрядка – увеличиваются пробелы между буквами (при этом должен увеличиваться и промежуток между словами).

В компьютерной верстке появились новые приемы: кернинг (корректировка расстояния между отдельными парами литер) и трекинг (автоматическое изменение величины межсимвольного интервала для всех литер внутри заданного отрезка текста).

Кернинг позволяет уменьшить расстояние внутри отдельных пар литер и тем самым улучшить читаемость текста. Иногда кернинг используется и для увеличения расстояния между литерами. Часто это делается для повышения разборчивости белого текста на черном фоне. Более крупный шрифт, как правило, требует меньшей величины межсимвольных интервалов и пробелов между словами.

Трекинг дает возможность регулировать общую величину межсимвольного интервала и осуществляется следующими способами: непосредственно как операция над выбранным отрезком текста; как элемент стилевого оформления; как установка по умолчанию (то есть программа будет автоматически осуществлять трекинг на заданную величину, если только верстальщик не укажет иное значение). Увеличение трекинга повышает плотность текста и позволяет разместить на той же площади большее количество слов. Это делает публикацию более темной. И наоборот, уменьшение трекинга осветляет полосу.

Набор прописными буквами.

Набор капителью (размер капительных букв соответствует строчным, а рисунок – прописным).

 

Нешрифтовые  способы

 

§  Втяжка (выделяемые строки набираются на неполный формат, с отступом от левого края). Ширина втяжки должна заметно (хотя бы в два раза) превышать ширину абзацных отступов.

§  Увеличенный интерлиньяж (Интерлиньяж – это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оптимален интерлиньяж в 120 процентов от кегля шрифта).

§  Буквица.

§  Постановка боковой линейки.

§  Подчеркивание.

§  Зарамливание.

§  Использование фоновых подложек.

§  Выделение цветом.

§  Использование выворотки (белые буквы на черном, а также на фоне какого-то другого цвета).

 

Комбинированные  способы

 

В некоторых случаях применяется сочетание шрифтовых и нешрифтовых способов выделения. (Рис. 1)

Рис. 1

Можно сочетать шрифтовые и нешрифтовые выделения, и самое главное – сохранять систему применения выделений.

 

 

 

2.  Для акцентирования публикаций применяются: композиционный способ, заголовки, подзаголовки, иллюстрации.

 

Композиционный способ

§  Размещение самых значительных публикаций на первой полосе.

§  Разделение материалов на части, с вынесением начальных абзацев на первую полосу.

§  Последовательность расположения в номере тематических разделов

§  Расположение наиболее важных текстов в верхней части полосы

 

Заголовки

§  Крупный, броский шрифт

§  Необычный рисунок шрифта

§  «Утопленный» заголовок (заверстанный в крупную публикацию)

§  Включение в заверстанный заголовок графических элементов

 

Подзаголовки

§  Расчленение крупных текстов внутренними подзаголовками

§  Обозначение отдельных частей публикации

Иллюстрации

§  Фотографии

§  Рисунки

§  Инфографика

 

3.   Для ориентация читателя в содержании номера периодического издания применяются следующие способы:

§  Первополосные анонсы

§  Фотоанонсы

§  «Шапка»-анонс

§  «Витринное» оформление первой полосы

§  Портрет «героя номера» на обложке

§  Полные указатели содержания журнала на первых страницах (до рекламных полос).

§  Размещение анонсов содержания очередных номеров на последней странице

§  закрепление постоянного места за рубриками

§  Тематическая организация полос

§  Стабильный порядок расположения и оформления полос.

 

Для акцентирования публикаций применяются: композиционные способы, заголовки, подзаголовки, иллюстрации.

В периодических изданиях используются различные способы выделения в тексте. Существуют шрифтовые и нешрифтовые способы. Особое место среди нешрифтовых способов занимает выделение цветом. Естественно, это должен быть цвет, заметно отличающийся от черного цвета основного текста и вместе с тем отчетливо видимый на бумаге (например, красный, оттенки коричневого и т. д.). Для выделения текстового блока также используют фоновые подложки (цветные или серые разной степени насыщенности). При этом фон не должен забивать черный цвет шрифта, но все же быть достаточно заметным на бумаге. С внедрением компьютерной технологии этот способ стал применяться наиболее активно, поскольку использовать его очень просто. Однако чрезмерное увлечение чревато отрицательными последствиями, т. к. использование подложек для больших по размеру текстов, а также насыщенного серого оттенка приводит зачастую к тому, что читатель устает читать текст на подложке, а иногда и просто не может его прочесть. Один из мощных графических приемов выделения текста – выворотка (белые буквы на черном или цветном фоне). Выворотку можно использовать для очень небольших по объему текстов, т. к. чтение такого текста требует значительного напряжения.

Повышают интерес к материалам сопровождающие их иллюстрации, они визуально дополняют, обогащают публикации, делают их более привлекательными для читателей.

 

 

 

5.      Литература.

 

 

1.      Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. – М., 2008. – 214 с.

2.      Лидвелл У. Универсальные принципы дизайна – СПб., 2014. – 272 с.

3.      Луптон Э. Графический дизайн: от идеи до воплощения – СПб. –

2013 – 184 с.

4.      Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. – Воронеж, 2012

5.      Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных

пропорций. – М.: Техносфера, 2005. – 416 с.

6.      Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн

газеты и журнала. – М., 2003

7.      Мильчин А.Э. Издательский словарь справочник. – М., 1998.

8.      Полянский, Н.Н. Основы полиграфического. – М., 1991. – 352 с.

9.      Розенсон И. Основы теории дизайна. — СПб., 2008

10.    Самар Т. Эволюция дизайна. От теории к практике. - М.: 2009.

11.    Табашников И.Н. Газета и дизайн. – Тюмень, 1994.

12.    Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий. – М., 1982

13.    Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий

СПб., 2004. – 240с