1. Интеллектуальные
информационные технологии.
2. Информационная
технология поддержки принятия решений.
3. Информационная
технология экспертных систем.
Использование
информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности,
экспоненциальный рост объемов информации и необходимость оперативно
реагировать на возникающие ситуации потребовали поиска адекватных путей решения
возникающих проблем. Эффективнейшим из них является путь интеллектуализации
информационных технологий.
Под интеллектуальными
информационными технологиями (ИТТ) обычно понимают такие информационные
технологии, в которых предусмотрены
следующие возможности:
1. наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных
людей, групп, обществ, человечества в целом, при решении творческих задач в
определенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой
интеллекта человека (например, такие плохо формализуемые задачи, как принятие
решений, проектирование, извлечение смысла, объяснение, обучение и т.п.);
2. наличие моделей мышления на основе баз
знаний: правил и логических выводов, аргументации и рассуждения, распознавания
и классификации ситуаций, обобщения и понимания и т.п.;
3. наличие механизма объяснений (т.е.,
способность объяснять выводы и решения);
4. способность формировать вполне четкие
решения на основе нечетких, нестрогих, неполных данных;
5. способность к обучению, переобучению и,
следовательно, к развитию.
Новой парадигмой
создания перспективных ИИТ стали мультиагентные
системы. Агент - это самостоятельная
интеллектуальная система. Взаимодействие между агентами обеспечивается
системой более высокого уровня — метаинтеллектом. В мультиагентных системах моделируется
виртуальное сообщество интеллектуальных агентов - объектов, которые автономны,
активны, вступают в различные социальные отношения такие как кооперация и
сотрудничество (дружба), конкуренция,
соревнование, вражда и т.п.
Социальный аспект решения современных задач и есть
фундаментальная особенность новизны передовых интеллектуальных технологий - виртуальных организаций, виртуального
общества.
ИИТ также находят широкое применение для
¾ распределенного решения сложных задач,
¾ совместного проектирования изделий,
¾ построения виртуальных предприятий,
¾ моделирования больших производственных систем
¾ электронной торговли,
¾ электронной разработки сложных компьютерных систем,
¾ управления системами знаний и информации и т. п.
Еще одно эффективное применение — поиск
информации в Internet и других глобальных сетях, ее структуризация и доставка
заказчику.
Интеллектуальные
информационные технологии – это средство для разработки интеллектуальных информационных систем, которые в последнее время
становятся весьма распространенным коммерческим продуктом, находящим широкий
спрос пользователей в самых разнообразных областях деятельности. Примерами
таких систем являются экспертные системы, системы интеллектуального управления,
интеллектуальные базы данных, системы когнитивной графики [когнитивная графика, т.е. графическое и образное
представление знаний], самообучающиеся системы (нейронные
сети).
Информационная технология
поддержки принятия решения - вид ИТ,
которая помогает человеку с
помощью компьютера обрабатывать большие объемы информации и принимать
решения.
Особенность данной ИТ в том,
что человек участвует в данном процессе на начальной и завершающей стадиях,
т.е. вводит первоначальные данные в систему и принимает окончательное решение
на основе полученной информации. "Черновую" же работу по переработке
заданной информации проделывает компьютер.
Подобное взаимодействие между
человеком и компьютером, где человек выступает в качестве управляющего
звена, а компьютер под управлением человека создает новую
информацию, называется итерационным процессом.
Для итерационного процесса
характерны:
¾ ориентация на решение плохо структурированных
(формализованных) задач;
¾ сочетание традиционных методов доступа и обработки
компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения
задач на их основе;
¾ направленность на непрофессионального пользователя
компьютера;
¾ высокая адаптивность, обеспечивающая возможность
приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного
обеспечения, а также требованиям пользователя.
Информационная технология
поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления.
Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны
координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является
координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и
на одном уровне.
В состав системы
поддержки принятия решений входят три главных компонента:
¾ база данных;
¾ база моделей;
¾ программная подсистема, которая состоит из системы
управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и
системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.
База данных (БД) - совокупность информации, используемая в работе
информационной технологии принятия решений.
БД формируется из нескольких источников:
1. часть данных поступает от информационной системы
операционного уровня;
2. данные из внешних источников,
имеющие особенно важное значение для поддержки принятия
решений на верхних уровнях управления. В числе необходимых внешних
данных можно указать данные о
конкурентах, национальной и мировой экономике. В отличие от
внутренних данных, внешние данные обычно приобретаются у специализирующихся на
их сборе организаций;
3. В настоящее время широко исследуется вопрос о
включении в базу данных еще одного источника данных - документов, включающих
в себя записи, письма, контракты,
приказы и т. п. Если содержание этих документов будет записано в
памяти и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам (поставщикам,
потребителям, датам, видам услуг и др.), то система получит новый мощный
источник информации.
Целью создания базы
моделей является описание и оптимизация некоторого объекта или процесса.
Использование моделей обеспечивает проведение
анализа в системах поддержки принятия решений.
Модели, базируясь на
математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов
способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений.
В системах поддержки
принятия решения база моделей состоит из:
1. стратегических моделей;
2. тактических моделей;
3. оперативных моделей;
4. математических моделей.
Стратегические модели используются на высших уровнях управления для установления
целей организации; объемов ресурсов, необходимых для их достижения, а также
политики приобретения и использования этих ресурсов. Они могут быть
также полезны при выборе вариантов размещения предприятий, прогнозировании
политики конкурентов и т. п. Для стратегических моделей характерны
значительная широта охвата, множество переменных, представление данных в
сжатой агрегированной форме.
Тактические модели применяются управляющими среднего уровня для
распределения и контроля использования имеющихся ресурсов. Среди возможных
сфер их использования следует указать: финансовое планирование, планирование
требований к работникам, планирование увеличения продаж, построение схем
компоновки предприятий.
Оперативные модели используются на низших уровнях управления для
поддержки принятия оперативных решений. Возможные применения этих моделей
включают в себя календарное производственное планирование, управление запасами
и т. д. Оперативные модели обычно используют для расчетов внутрифирменных
данных.
Математические модели состоят из совокупности модулей и процедур,
реализующих математические методы. Сюда могут входить процедуры линейного
программирования, статистического анализа временных рядов, регрессионного анализа
и т. п.
Эффективность и гибкость
информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса системы
поддержки принятия решений.
Интерфейс должен обладать
следующими возможностями:
¾ манипулировать различными
формами диалога, изменяя их в процессе
принятия решения по выбору пользователя;
¾ передавать данные системе различными способами;
¾ получать данные от различных устройств системы в различном формате;
¾ гибко поддерживать знания
пользователя (оказывать помощь по
запросу, подсказывать).
Наибольший прогресс среди
компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных
систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные
системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о
которых этими системами накоплены знания.
Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким
действиям, которые назывались бы интеллектуальными,
если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду
способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области
искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также
включают в себя создание роботов,
систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение,
обоняние, способность к обучению.
Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его
знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в
этом возникнет необходимость.
Являясь одним из основных
приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные
программы, трансформирующие опыт
экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не
гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как
обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки
принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые
решения для их практического использования. Это делает возможным использовать
технологию экспертных систем в качестве советующих систем.
Сходство
информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах
поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают
высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три
существенных различия:
¾ первое связано с тем, что решение проблемы в рамках
систем поддержки принятия решений соответствует интеллекту пользователя. Технология экспертных систем, наоборот,
предлагает пользователю принять
решение, превосходящее его возможности;
¾ второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои
рассуждения в процессе
получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя,
чем само решение;
¾ третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии - экспертных знаний.
База
экспертных знаний содержит факты, описывающие проблемную область, а
также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний
принадлежит правилам. Правило определяет,
что следует делать в данной конкретной
ситуации, и состоит из двух
частей:
¾ условия, которое
может выполняться или не выполняться;
¾ действия, которое
следует произвести, если условие выполняется.
Все используемые в экспертной
системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно
простой системы может содержать несколько тысяч правил.
Технология экспертных систем
предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и
необходимые объяснения. Различают два вида объяснений:
¾ объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от
экспертной системы объяснения своих действий;
¾ объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может
потребовать объяснений того, как оно
было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих
рассуждений, ведущих к решению задачи.
Хотя технология работы с
экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих
систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении
диалога.
Основные типы задач, решаемых с помощью
ЭС:
1)
интерпретация, определение смыслового содержания входных данных;
2) предсказание
последствий наблюдаемых ситуаций;
3) диагностика
неисправностей (заболеваний) по симптомам;
4)
конструирование объекта с заданными свойствами при соблюдении установленных
ограничений;
5) планирование
последовательности действий, приводящих к желаемому состоянию объекта;
6) слежение
(наблюдение) за изменяющимся состоянием объекта и сравнение его параметров с
установленными или желаемыми;
7) управление
объектом с целью достижения желаемого поведения;
8) поиск
неисправностей;
9) обучение.
В экономических информационных системах с
помощью ЭС возможно решение следующих задач:
1. анализ
финансового состояния предприятия;
2. оценка
кредитоспособности предприятия;
3. планирование
финансовых ресурсов предприятия;
4. формирование
портфеля инвестиций;
5. страхование
коммерческих кредитов;
6. выбор
стратегии производства;
7. оценка
конкурентоспособности продукции;
8. выбор
стратегии ценообразования;
9. выбор
поставщика продукции;
10.подбор
кадров.
1.
Что понимают под интеллектуальными информационными технологиями?
2.
Дать понятие мультиагентных систем.
3. Назовите области применения
интеллектуальных информационных технологий.
4. Дайте понятие информационной
технологии поддержки принятия решения.
5. Какой процесс называется
итерационным?
6. Назовите характерные
особенности итерационного процесса.
7. Какова структура системы
поддержки принятия решений?
8. Дайте определение базы
данных.
9. Из каких источников
формируется база данных системы поддержки принятия решений?
10.
Какова цель создания базы моделей в системе поддержки принятия решений?
11.
Из каких видов моделей состоит база моделей? Их краткая характеристика.
12.
Что определяет интерфейс системы поддержки принятия решений?
13.
Какими возможностями должен обладать интерфейс системы поддержки
принятия решений?
14.
Что понимают под искусственным интеллектом?
15.
Какова главная идея использования технологии экспертных систем?
16.
В чём заключается сходство и каковы различия информационных технологий,
используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений?
17.
Дайте краткую характеристику
базы экспертных знаний.
18.
Назовите типы задач, решаемых с помощью экспертных систем.