Тема 3. Основные направления развития информационных технологий.

1. Основные тенденции развития информационных технологий.

2. Технологизация социального пространства

3. Синергетика – основа новейших технологий.

4. Вопросы к теме.

 

1. Основные тенденции развития информационных технологий.

Зарубежные специалисты выделяют 5 основных тенденций развития информационных технологий:

1.     усложнение информационных продуктов (услуг);

2.     обеспечение совместимости;

3.     ликвидация промежуточных звеньев;

4.     глобализация;

5.     конвергенция.

Первая тенденция связана с изменением характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю.

Ведущей технологической проблемой для поставщиков и потребителей информации является обеспечение совместимости – возможности свободного обмена информацией.

Таким образом, вторая тенденция связана со способностью к параллельному взаимодействию логических элементов АИТ, совмещением всех типов информации (текста, цифр, звука) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.

Усилия по стандартизации программных, аппаратных и информационных компонентов обеспечивают унификацию внешних форм, но не их содержание. Благодаря этому можно изменять конфигурации программно-технических средств и обеспечивать передачу и хранение разнообразной  информации.

Третья тенденция состоит в ликвидации всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю в результате разработки новых методов, которые обеспечивают преобразование в формы, удобные и доступные для немедленного использования потребителем. Например, ранее из телефонных систем были исключены телефонисты, затем за счет пользователя кредитных телефонных карточек – те, кто собирает деньги. В банковской деятельности часть денег выдается через банкоматы, а не через кассиров. Заказ товаров через телемаркет, минуя базы, склады, магазины или торговых агентов, также отражает эту тенденцию. Становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов на предприятии через систему видеоконференций, электронный киоск, электронную почту.

Четвертая тенденция связана  с глобализацией информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Интернет, благодаря чему люди получают возможность общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты. Информация легко передается через границы регионов и государств. Экономика окончательно становится общемировой и открытой.

Конвергенция – это пятая из рассматриваемых инфотенденций. Она заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Таким образом, новые информационные технологии становятся основой перехода общественного развития от индустриальной к информационной эпохе в мировом масштабе.

2. Технологизация социального пространства

Cовременные достижения и перспективы развития информационных технологий определяют технологизацию социального пространства, т.е.

¾   переход общества к информационному этапу развития;

¾   формирование информационных культуры и экономики.

Переход к информационному обществу.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

В современных исследованиях выделяют следующие отличительные черты информационного общества:

¾   обеспечение приоритета информации по сравнению с другими ресурсами,  в основу общества будет заложено использование знаний;

¾   информационные  технологии  приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

¾   с помощью средств информатики реализуется свободный доступ каждого человека к мировым информационным ресурсам;

¾   информационная экономика становится главной формой развития.

Материальной и технологической основой информационного общества станут различного рода системы на базе средств компьютерной техники и телекоммуникационных сетей. В связи с этим определяющее значение в жизни общества приобретают автоматизированные (компьютерные) информационные и коммуникационные технологии.

В информационном обществе изменяется весь уклад жизни, система ценностей. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Формирование информационной культуры.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи автоматизированную (компьютерную) информационную технологию, современные технические средства и методы.

Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

¾   в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

¾   в способности использовать в своей деятельности автоматизированную (компьютерную) информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

¾   в умении извлекать информацию из различных источников (периодические издания, электронные ресурсы);

¾   в умении представлять информацию в понятном виде, во владении основами аналитической переработки информации;

¾   в умении работать с различными видами информации.

Становление информационной экономики

К появлению нового сектора экономики - информационной экономики привели:

¾   глобальная информатизация общества, формирование в последние десятилетия национальных и глобальных информационно-телекоммуникационных систем;

¾   стремительное развитие средств информационной техники и новых информационных технологий;

¾   увеличение потребностей общества в разнообразных информационных услугах.

Информационная экономика – новый сектор экономики, включающий в себя производство средств информатизации, а также информационных продуктов и услуг и информационный рынок.

Структуру информационной экономики на современном этапе ее развития можно представить себе в виде совокупности следующих основных компонентов:

¾   производство средств информационной техники, включая средства связи и передачи данных;

¾   производство информационных продуктов (баз данных и знаний, мультимедийных продуктов и информационных технологий);

¾   оказание информационных услуг пользователям.

Информационная экономика имеет ряд принципиальных особенностей.

1. Информационное производство, информационные продукты и услуги являются чрезвычайно наукоемкими. Поэтому их качество и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках существенным образом зависят от уровня технологического развития той или иной страны, от уровня развития и использования новых информационных технологий.

2. Продукция информационной экономики является сегодня важнейшим фактором для ускоренного развития ряда других областей общественного хозяйства - промышленности, строительства, транспорта, добывающих отраслей.

3. Информационная экономика отличается исключительно высокой динамичностью смены моделей и даже целых поколений своей продукции, опережая в этой части все другие секторы развития экономики.

4. Многие виды информационной продукции и информационные технологии по своим функциональным возможностям являются изделиями двойного применения, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях. Поэтому, развитие информационной экономики самым тесным образом связано с развитием военно-промышленного комплекса той или иной страны и в значительной степени определяет ее обороноспособность и уровень обеспечения национальной безопасности.

5. Информационная экономика обеспечивает создание инструментальных средств для производства и эффективного использования знаний. Все это создает предпосылки для экономии других видов ресурсов развития общества (сырья, энергии, материальных и людских ресурсов).

6. Развитие информационной экономики создает новую структуру занятости населения, стимулирует развитие новых форм индивидуального труда и творчества, формирования новой информационной культуры общества и новых духовных ценностей.

7. Информационная экономика имеет дело с весьма специфическим видом ресурсов общества - информационным ресурсом, который обладает особыми свойствами при его тиражировании, распространении и использовании в качестве товара.

Специфика информации как товара:

¾   информационный продукт не отчуждается от производителя; в отличие от обычного товара, произведенная информация не только переходит к поку­пателю, но и остается у продавца;

¾   в течение неограниченного времени в различных географических точках различными людьми возможно использование одной и той же информации;

¾   у информации отсутствует свойство расходования;

¾   определение ценности информации существенно осложняется её индиви­дуализированной востребованностью. Ценность информации субъективна и зависит от отдельного человека;

¾   в отличие от других товаров, цена информации не является выражением её стоимости, т.к. не отражает количество труда, затраченное на её производство и доведение до потребителя.

Эти свойства и особенности еще недостаточно учитываются в правовой сфере общества.

3. Синергетика – основа новейших технологий.

Усложнение экономических и социальных процессов требует новых подходов к их исследованию. Экономические и социальные процессы характеризуются нелинейностью, а потому зачастую непредсказуемы, отличаются неустойчивостью и хаотической динамикой. Совокупность новых теоретических методов исследования таких процессов получила название синергетики.

Синерге́тика - направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).

Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые развиваются вследствие открытости, нелинейности внутренних процессов, наличия более одного устойчивого состояния.

Т.о., синергетика – наука, изучающая процессы нелинейные, динамичные. Эта наука возникла как продолжение методов кибернетики, теории систем, теории информации и других.

Новые информационные технологии, построенные на базе теории сложных систем, должны помочь в выборе подходящей стратегии использования энергии, климата, достижения благосостояния с учетом циклов и состояний в экономико-экологической системе.

Характерной особенностью сложных нелинейных систем в экономике и обществе является наличие положительных обратных связей. Если продукт на рынке обладает какими-то свойствами, обеспечивающими ему преимущество в конкуренции, то в конце концов такой продукт-лидер упрочит свое положение на рынке, не будучи при этом обязательно лучшим. Такие эффекты не могут быть объяснены в рамках традиционной линейной динамики, но в теории нелинейных систем хорошо известны. Объяснить их помогает  компьютерное моделирование.

Классические линейные модели циклов деловой активности, спроса и потребления, поведения биржи и ряд других переформируются в рамках экономической синергетики. Такого рода нелинейные модели с успехом используются в анализе экономических процессов и на макроуровне.

Теория самоорганизации сложных систем в сочетании с компьютеризацией и новыми  информационными технологиями может оказаться полезной при построении глобальной модели экономической динамики. Исторически опыт показал ложность представлений о планируемом рынке: сложным рынком нельзя командовать как армией. Однако тот же опыт показывает, что самоорганизующийся рынок автоматически не обеспечивает благосостояния. Для того чтобы он служил людям, необходимы определенные социальные и экономические условия (управляющие параметры), которые при помощи современных научных методов и технических средств могут быть смоделированы и проанализированы для принятия обоснованных управленческих решений.

Синергетика – основа новейших компьютерных информационных технологий. Синергетика возможна не только как строгая наука, но и как средство экспериментирования, игры с реальностью. В этой эволюционной игре ничто не определено, кроме самых общих правил этой игры. Эти правила носят характер эволюционных запретов, накладываемых на некоторые несвойственные сложной системе пути эволюции. Экспериментальная синергетика строится на солидном фундаменте математики и компьютерного моделирования. 

Вопросы к теме.

1.       Основные тенденции развития информационных технологий.

2.       В чём выражается технологизация социального пространства.

3.       Понятие информационного общества.

4.       Отличительные черты информационногообщества

5.       Понятие информационной культуры.

6.       В каких аспектах проявляется информационная культура.

7.       Что привело к появлению информационной экономики?

8.       Понятие информационной экономики.

9.       Структура информационной экономики.

10.  Особенности информационной экономики.

11.  Понятие синергетики.

Синергетика – основа новейших технологий