1. Понятие интегрированной
автоматизированной системы управления
(ИАСУ).
2. Современные концепции
построения АИС предприятия.
В настоящее время наблюдается повсеместное внедрение
АИС в сферу управления предприятием. Это вполне понятно, так как автоматизация
управления приносит наиболее ощутимый эффект. В сфере автоматизации крупных
предприятий эти системы получили название корпоративных
информационных систем (КИС). К предприятиям такого типа можно отнести,
например, промышленные предприятия с разветвлённой структурой производства,
торгово-закупочные объединения, предприятия энергоснабжения и т.п. В основе КИС лежит интегрированная
автоматизированная система управления (ИАСУ) предприятием.
ИАСУ предприятием – это система
процедур, методов и средств, полностью охватывающая основные задачи и функции
управления хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивающая принятие
управленческих решений на основе информации, получаемой с помощью современных
управленческих и информационных технологий. Она обеспечивает ведение
оперативного, бухгалтерского и управленческого учёта и строится на основе
единого информационного пространства, охватывая и координируя всю совокупность управленческих процессов
предприятия.
В целом ИАСУ предприятием должна обеспечивать:
·
высшее
руководство – информацией для
стратегического планирования, финансово-экономического прогнозирования и
анализа хозяйственной деятельности;
·
руководство
среднего звена – информацией для
оперативного планирования и координации подконтрольных ему функций;
·
рядовых
сотрудников – эффективными
инструментами для выполнения должностных функций, регистрации фактов
хозяйственной деятельности и принятия оперативных решений.
Примерный
перечень задач, которые должна решать ИАСУ на различных уровнях управления
предприятием и для различных его служб, к настоящему времени можно считать
общепризнанным. Он приведен в таблице 4.1.1
Таблица
4.1.1
Основные
задачи ИАСУ
Современный подход к описанию методологий, на которых
базируются АИС предприятия, сложился во многом благодаря целенаправленной
работе Американской ассоциации по управлению запасами и производством (APICS).
Эволюция концепций (методологий) построения ИСУП
приведена в таблице 4.1.2.
Таблица 4.1.2
Эволюция методологий построения ИСУП
период |
название методологии |
конец 1960-х – конец
1970-х гг. |
Методология MRP –
планирование потребности в материалах |
начало 1980-х гг. |
Методология CRP
планирование потребности в мощностях |
середина 1980гг. |
Методология MRP II – планирование производственных ресурсов |
начало 1990 гг. |
Методология ERP –
планирование ресурсов корпорации |
начало 2000-х г.г. |
Методология APS – развитое управление
производственными планами |
середина 2000-х г.г. |
Методология CSRP
– планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. |
Исходным стандартом систем управления предприятием
стал стандарт MRP.
MRP-система –
это совокупность компьютерных программ, предназначенных для составления
детального календарного плана поставок ТМЦ, необходимых для обеспечения
производственного процесса или отгрузки товаров по заказам покупателей,
обеспечивающего оптимальный уровень состояния запасов в любой момент заданного
периода.
Использование MRP-системы для планирования производственных
потребностей позволяет оптимизировать время поступления каждого материала,
значительно снизить складские издержки и облегчить ведение производственного
учёта. Однако MRP-система не может оценить
возможность выполнения производственной программы с точки зрения её
обеспеченности производственными мощностями и трудовыми ресурсами, составить
календарный график их загрузки. Эти задачи решаются средствами систем автоматизации планирования
производственных мощностей, основанных на методологии CRP.
CRP-система –
совокупность компьютерных программ, предназначенных для составления детального
календарного плана загрузки производственных мощностей, необходимого для
реализации плана выпуска продукции на заданный период.
CRP-система позволяет определить, возможно ли выполнить
производственную программу имеющимися в наличии производственными мощностями.
Следующим стандартом систем управления предприятием
был стандарт MRP II, позволяющий планировать все производственные ресурсы
предприятия (сырьё, материалы, оборудование и т.д.).
Компьютерная система, реализованная в соответствии с
требованиями стандарта MRP II, должна
решать всю совокупность задач производственного планирования и учёта. Кроме
этого, стандарт предусматривает создание взаимосвязи производственных и
финансовых планов, а также сравнение принятого плана с его фактическим
использованием и альтернативными планами.
Дальнейшее развитие идеологии АИС предприятия привело
к появлению концепции ERP. Основные отличия этой концепции от MRP II -
возможность планирования не только производственных, но и иных ресурсов
предприятия; значительно большее внимание уделено финансовым подсистемам и
имеется возможность управления «виртуальным предприятием».
Виртуальное предприятие отражает взаимодействие
производства, поставщиков, партнеров и потребителей. Оно может состоять из
автономно работающих учреждений, корпораций, быть распределено географически
или состоять из временного объединения предприятий, работающих над каким-либо
проектом.
В ERP также добавляются механизмы управления
транснациональными корпорациями, включая поддержку нескольких часовых поясов,
языков, валют, систем бухгалтерского учета и отчетности. Эти отличия в меньшей
степени затрагивают логику и функциональность систем, и в большей степени
определяют их инфраструктуру. Так же их характеризует более высокая гибкость,
надежность и производительность.
Концепция ERP может быть реализована на одной
интегрированной системой, а может и
набором программного обеспечения. В последнем случае один из программных
продуктов используется как базовый, а другие специализированные программные
продукты интегрируются как бы «поверх» базового (автоматизация электронной
коммерции, продаж и другие).
Концепция APS – это
развитое управление производственными планами. Появление этой концепции
продиктовано необходимостью динамизма современных производственных систем.
Особенность этой концепции в том, что при построении вариантов планирования и
распределения ресурсов используется широкий спектр современных методов
оптимизации – от чётких математических до эвристических. Например,
обеспечивается максимально точное время выполнения заказов одновременно с
минимальной длительностью выполнения соответствующих работ в условиях
ограниченных ресурсов.
Последней появилась концепция стандарта CSRP, регламентирующая взаимодействие с клиентами.
Сущность концепции CSRP состоит в том, чтобы
интегрировать заказчика (клиента, покупателя) в систему управления
предприятием.
Если концепции MRP, MRP II и ERP ориентированы на внутреннюю организацию работы
предприятия, то концепция CSRP выходит из
рамок внутренней во внешнюю деятельность предприятия. Она предполагает управление полным циклом
работы – от проектирования будущего изделия с учётом требований заказчика до
гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.
Основой ИСУП, реализующей концепцию CSRP, является ERP-, или MRP II-система,
дополненная программными средствами, обеспечивающими её взаимодействие с
покупателями. Наиболее действенным инструментом реализации методологии CSRP является интеграция функционирующей на предприятии
ERP-системы с интернет-технологиями, позволяющими открыть доступ покупателей к
процессу регистрации заказов, потребительских требований к производимой
продукции, а также данным, необходимым для контроля исполнения заказов.
В таблице 4.1.3 приведены примеры наиболее известных
систем управления предприятием.
Таблица 4.1.3
Примеры наиболее известных систем управления
предприятием
1. Понятие интегрированной автоматизированной системы
управления (ИАСУ).
2. Каков перечень задач, которые должна решать ИСУП на
различных уровнях управления предприятием и для различных его служб?
3. Назовите современные концепции построения АИС
предприятия.
4. Краткая
характеристика MRP-систем.
5. Понятие CRP-системы.
6. Понятие MRPII-системы.
7. Краткая
характеристика методологии ERP.
8. Концепция APS.
9. Краткая
характеристика концепции CSRP.
10. Приведите примеры наиболее известных систем управления
предприятием.