Лекция 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Понятие и система информационного права
2.2 Принципы информационного права
2.3 Предмет и методы информационного
права
2.1 Понятие и система информационного
права
Термин «информационное право» тесно переплетается с
«правовой кибернетикой», «правовой информатикой», «компьютерным правом».
Некоторые исследователи отождествляют эти понятия, приводя соответствующие
доводы. Однако, это все же разные области научного знания и исследования.
Правовая кибернетика исследует
условия и закономерности использования математических методов, идей и
технических средств кибернетики в праве как наука об оптимальном и
целенаправленном управлении сложными динамическими системами.
Правовая информатика изучает право,
правовую систему и юридическую деятельность в целом, с точки зрения информации,
как целостные информационно-правовые образования в обществе.
Информационное право рассматривает
и изучает свою совокупность юридических норм, актов, законов, регулирующих
информационные отношения в обществе.
Компьютерное право в известной
мере пересекается с информационным правом. Оно исследует лишь проблемы
правового регулирования общественных отношений в процессе использования
вычислительных систем (компьютерных систем и сетей), которые осуществляют сбор,
обработку и использование машинной информации.
Затрагивая исторический аспект развития отрасли информационного права,
следует отметить, что впервые предложил и обосновал необходимость создания
самостоятельной отрасли права — информационного права — А.Б. Венгеров в
Само понятие информационного права появилось относительно недавно и
трактуется учеными-юристами по-разному.
Так, В.А. Копылов предлагает
определять термин «информационное право» как систему охраняемых государством
социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере — сфере
производства, преобразования и потребления информации, и относит к основным
объектам правового регулирования информационные отношения, «возникающие при
осуществлении информационных процессов — процессов создания, сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации»[3].
М.М. Рассолов определяет
информационное право как совокупность юридических
норм и институтов, регулирующих информационные отношения в информационной
сфере[4].
И.Л. Бачило
и В.Н. Лопатин приходят к выводу, что
«информационное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения в
информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и
использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием
информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных
потребностей граждан, их организаций, государства и общества»[5].
В любом случае все приведенные определения информационного права основаны
на совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения в
информационной сфере.
Можно смело утверждать, что практически все общественные отношения
содержат информационную составляющую. Отсюда об информационном праве принято
говорить в широком и узком смысле.
Если придерживаться расширенной
версии, то нормы информационного права можно выявить практически в любой
тематике законодательства. Например, информационно-правовой характер носят
нормы КоАП РФ о процессуальных действиях со свидетелями и прочими лицами,
нормы налогового законодательства о декларировании и отчетности и т.д. Однако
в этих случаях информационная деятельность играет хотя и немаловажную, но
вспомогательную роль, т.е. является средством для достижения цели, лежащей за
пределами информационной сферы (рассмотрение административного правонарушения
и привлечение виновных к административной ответственности, взимание налогов и
т.д.).
К информационному праву в узком
смысле относят лишь такие нормы, которые регулируют информационные
процессы, являющиеся самоцелью, т.е. когда информация есть не только средство
достижения чего-либо иного, но и конечный итог.
Раскрыть понятие любой отрасли права означает рассмотреть его основные
принципы и систему.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная
дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в
информационной сфере, т.е. отрасль российского права.
Информационное право как
наука — это система научных знаний об информационном праве как отрасли права,
его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных
отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом
анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных
стран.
Информационное право как
учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве,
обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь
юридических, основано на действующем федеральном законодательстве в информационной
сфере, включает основные вопросы, связанные с содержанием информационной сферы,
особенностями объектов информационного права, описанием источников информационного
права.
Информационное право как одна
из отраслей российского права представляет собой систему норм права, регулирующих
отношения в информационной сфере.
Рассмотренные три системы информационного права практически совпадают. Информационное
право как отрасль права, как наука и учебная
дисциплина делится на общую и особенную части.
Общая часть,
представляющая собой системообразующее начало, включает изучение: предмета,
методов, способов, принципов правового регулирования общественных отношений,
связанных с производством и обращением информации в общем виде, вопросов
правового регулирования информационных отношений, возникающих при обращении информации,
при производстве и применении информационных технологий и средств их обеспечения,
в области информационной безопасности, а также в виртуальной среде Интернета.
Сюда же следует включить и институт юридической ответственности за
правонарушения в информационной сфере.
Особенная часть содержит
вопросы правового регулирования информационных отношений, возникающих при
производстве и обращении информации разных видов (массовой, в области
библиотечного и архивного дела и др.), на основе методов, способов и принципов
информационного права, изучаемых в общей части. Сюда же включено изучение двух
групп институтов информационного права: 1) института обращения открытой
информации; 2) института обращения информации ограниченного доступа.
2.2 Принципы информационного права
Информационное право функционирует в соответствии с определенными принципами,
которые, как и принципы любой другой отрасли права, означают основные идеи и
требования, законодательные отправные начала, организационные начала, наиболее
характерные черты и свойства той или иной деятельности.
Опираясь на объективные закономерности общественных отношений в
информационной сфере, особенности и юридические свойства информации, можно
сформулировать принципы информационного права.
1. Принцип сбалансированных интересов личности, общества и государства[6]. Интересы
личности в информационной сфере заключаются: в реализации конституционных прав
человека и гражданина на доступ к информации, на ее использование в интересах
осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и
интеллектуального развития; в защите информации, обеспечивающей личную
безопасность.
Интересы общества в информационной сфере направлены на обеспечение
интересов личности в этой сфере, упрочение демократии, создание правового
социального государства, достижение и поддержание общественного согласия,
духовное обновление России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются: в создании условий
для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для
реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области
получения информации и пользования ею при обеспечении незыблемости
конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России,
политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном
обеспечении законности и правопорядка; в развитии равноправного и
взаимовыгодного международного сотрудничества.
2. Принцип законности. Это универсальный принцип, проявляющийся в соблюдении Конституции и
законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм
международного права при осуществлении деятельности в информационной сфере.
Важную роль в обеспечении принципа законности играет информированность о
содержании законов и иных нормативных юридических актов широких слоев
населения, не говоря уже о государственных и муниципальных служащих.
Возможности ознакомления с содержанием законов в последнее время неизмеримо
выросли, в том числе и благодаря информационному праву. Достаточно вспомнить,
как трудно было приобрести текст какого-либо закона, например
кодекса, в книжных магазинах в сравнительно недавнем прошлом.
3. Принцип гласности. Имеется в виду открытость в реализации функций федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ
и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их
деятельности с учетом
ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Принцип правового равенства. Правовое равенство всех участников
процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического,
социального и экономического статуса основывается на конституционном праве
граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение
информации любым законным способом.
Названный принцип вытекает из более общего положения, согласно которому
«государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (Ст. 19
Конституции Российской Федерации).
5. Принцип ответственности. Применительно к информационному праву это
означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение норм и правил,
закрепленных в нормативных правовых актах.
6.
Принцип отчуждения прав на использование информации[7]. Данный принцип
основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации от ее
создателя (обладателя). Он заключается как бы в замене процедуры отчуждения
информации на отчуждение прав на использование информации.
7. Принцип оборотоспособности информации. Он
основан на свойстве обособляемости и овеществляемости информации и заключается в том, что
информация может обращаться как самостоятельный объект, т.е. независимо от ее
создателя или обладателя.
8. Принцип
информационного объекта
(информационной вещи). Основан на свойстве двуединства информации и материального носителя и
заключается в том, что на такой объект должны распространяться одновременно и
взаимосвязанно два института: интеллектуальной собственности, защищающего
право на информацию на материальном носителе, и вещной собственности,
защищающего право собственности на материальный носитель с зафиксированной на
нем информацией.
9. Принцип распространяемости информации.
Основан на свойстве распространяемости информации и
заключается в том, что одна и та же информация может одновременно принадлежать
неограниченному кругу лиц.
10. Принцип организационной формы. Основан на одноименном свойстве
информации и заключается в том, что в правовой системе речь, как правило,
должна идти по поводу не информации вообще (например, в философском ее
понимании), а информации, представленной в определенной организационной форме
(документ — оригинал,
подлинник, копия; массив документов; банк данных; библиотека; архив и т.п.). Этот
принцип позволяет также относить к категории информационных объектов как
отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.
2.3 Предмет и методы информационного права
Традиционно отрасли права выделяют по единству
предмета и метода правового регулирования. Но это единство характерно не для
всех отраслей права. Возникают новые отрасли права (экономическое, космическое
и другие), которые обособляются пока что больше по своему предмету, а метод
регулирования для этих отношений может еще вырабатываться, может быть смешанным
или вообще не иметь четкого содержания. Это можно отнести к информационному
праву как новой отрасли российского права.
Предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче,
производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения,
которым действующим законодательством придано значение информационных
(отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации;
отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся
по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением
информационной безопасности).
Из специфики предмета информационного
права вытекает его метод - совокупность способов правового воздействия на
общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода
проявляются в правовом положении субъектов, форме и содержании правоотношений,
в юридическом инструментарии, используемом при воздействии на общественные
отношения.
В правовом регулировании применяются
два взаимно противоположных базовых метода. Первый - метод субординации (императивный),
когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности.
Регулирование в данном случае осуществляется на властных началах, в юридическом
инструментарии преобладают приказы и распоряжения, а основными способами
воздействия на отношения (способами регулирования) являются запреты и
позитивные обязывания.
В информационном праве существует
несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения.
Это прежде всего отношения по формированию государственных информационных систем, по управлению информационными процессами,
по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в
режиме государственной тайны.
Второй - метод координации (диспозитивный), который строится на основе равенства участников правоотношений и
их автономии. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглашения,
а среди способов регулирования ведущую роль играют дозволения. В информационном
праве к отношениям, которые складываются на началах равенства сторон и их
имущественной самостоятельности, прежде всего принадлежат отношения,
возникающие по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и
отношения по предоставлению информации.
Таким образом, в информационном праве
проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь
место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами
правового воздействия и особым правовым инструментарием.
Один из ведущих специалистов информационного права М.А. Федотов утверждает,
что «мы находимся на пороге появления нового метода правового регулирования.
Этот метод правового регулирования будет связан с функционированием права в
телекоммуникационных сетях, с использованием новых информационных и
коммуникационных технологий. Традиционные представления о методах правового
регулирования, которые позволяют нам вычленять, традиционные отрасли права, как то административное право, гражданское право,
конституционное (или государственное) право, уголовно-процессуальное право и
т.д., применить в данном случае мы не сможем.
Но если представить, что телекоммуникационные сети типа Интернета — это не
просто новое средство коммуникации, а новая сфера обитания человеческой
цивилизации, новая сфера человеческой активности и новая сфера применения
права, то мы поймем, что информационное право будет иметь свой особый метод
правового регулирования, ибо он в первую очередь будет осуществляться в
телекоммуникационных сетях, в киберпространстве. Иными словами, человек будет
не просто пользоваться телекоммуникационными сетями, он будет вступать в
правовые отношения, испытывать на себе правовое регулирование через
телекоммуникационные сети, внутри телекоммуникационных сетей»[8].
Методы правового регулирования следует отличать от методов науки информационного
права, среди которых выделяются общенаучные
(логический, исторический, статистический, социологический и др.) и специфические - информационные. При
решении вопроса о методологии информационного права следует по меньшей мере
исходить из необходимости учета особых свойств информации, понятий
информационной сферы и информационного общества.
При исследовании информации как основного объекта правоотношений применяют
методы теории информации (науки,
изучающей количественные закономерности, связанные
с получением, передачей,
обработкой и хранением информации); информатики
(науки, изучающей информацию, информационные процессы, информационные
технологии и информационные системы во всех областях человеческой
деятельности); правовой информатики
(науки, изучающей информацию, информационные процессы, информационные
технологии и информационные системы в правовой сфере) и правовой кибернетики (науки, изучающей информационные особенности
процессов управления в правовой сфере).
В целом информационное право представляет собой комплексную отрасль права,
имеющую свой особый предмет правового регулирования — информационные отношения
и использующую весь набор традиционных методов правового регулирования в
пределах одной предметной отрасли.
[1] См., например: Венгеров А.Б, Право и информация в условиях
автоматизации управления. — М.: Юридическая литература, 1978.
[2] См., например:
Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. — М., 1991.
[3] Копылов В.А. Указ. раб. С. 84.
[4] См.: Рассолов М.М. Информационное
право. — М., 1999.
[5] Бачило
И.Л., Лопатин В.Н.,
Федотов М.А. Информационное право /Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. - СПб., 2001. - С. 106.
[6] На наш взгляд, указанный принцип
должен быть главенствующим в правовом регулировании информационных отношений.
Он исходит не только из основных информационных норм Конституции РФ, но и из
Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной
Президентом РФ 9 сентября
[7] Этот и четыре следующих принципа
сформулированы В.А. Копыловым. См.: Копылов В.А. Информационное право. — М.,
2002. - С. 104—105.
[8] См.: Избранные труды Кафедры ЮНЕСКО
по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности. Т.
2. Актуальные проблемы информационного права. Материалы круглого стола Москва,
ИМПЭ, 27 января