Лекция 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

2.1 Понятие и система информационного права

2.2 Принципы информационного права

2.3 Предмет и методы информационного права

 

2.1  Понятие и система информационного права

 

Термин «информационное право» тесно переплетается с «правовой кибернетикой», «правовой информатикой», «компьютерным правом». Некоторые исследователи отождествляют эти понятия, приводя соответствующие доводы. Однако, это все же разные области научного знания и исследования.

Правовая кибернетика исследует условия и закономерности использования математических методов, идей и технических средств кибернетики в праве как наука об оптимальном и целенаправленном управлении сложными динамическими системами.

Правовая информатика изучает право, правовую систему и юридическую деятельность в целом, с точки зрения информации, как целостные информационно-правовые образования в обществе.

Информационное право рассматривает и изучает свою совокупность юридических норм, актов, законов, регулирующих информационные отношения в обществе.

Компьютерное право в известной мере пересекается с информационным правом. Оно исследует лишь проблемы правового регулирования общественных отношений в процессе использования вычислительных систем (компьютерных систем и сетей), которые осуществляют сбор, обработку и использование машинной информации.

Затрагивая исторический аспект развития отрасли информацион­ного права, следует отметить, что впервые предложил и обосновал не­обходимость создания самостоятельной отрасли права — информаци­онного права — А.Б. Венгеров в 1975 г.[1] Она не всеми была поддержа­на, и научная дисциплина стала развиваться в рамках компьютерного права, основоположником которого является Ю.М. Батурин[2].

Само понятие информационного права появилось относительно недавно и трактуется учеными-юристами по-разному.

Так, В.А. Копылов предлагает определять термин «информаци­онное право» как систему охраняемых государством социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации, и относит к основным объектам правового регулирования информа­ционные отношения, «возникающие при осуществлении информа­ционных процессов — процессов создания, сбора, обработки, нако­пления, хранения, поиска, распространения и потребления инфор­мации»[3].

М.М. Рассолов определяет информационное право как сово­купность юридических норм и институтов, регулирующих инфор­мационные отношения в информационной сфере[4].

И.Л. Бачило и В.Н. Лопатин приходят к выводу, что «информа­ционное право — совокупность правовых норм, регулирующих от­ношения в информационной сфере, связанных с оборотом инфор­мации, формированием и использованием информационных ресур­сов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества»[5].

В любом случае все приведенные определения информационно­го права основаны на совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.

Можно смело утверждать, что практически все обще­ственные отношения содержат информационную составляющую. Отсюда об информационном праве принято говорить в широком и узком смысле.

Если придерживаться расширенной версии, то нормы инфор­мационного права можно выявить практически в любой тематике законодательства. Например, информационно-правовой характер носят нормы КоАП РФ о процессуальных действиях со свидетеля­ми и прочими лицами, нормы налогового законодательства о дек­ларировании и отчетности и т.д. Однако в этих случаях информа­ционная деятельность играет хотя и немаловажную, но вспомога­тельную роль, т.е. является средством для достижения цели, лежа­щей за пределами информационной сферы (рассмотрение админи­стративного правонарушения и привлечение виновных к админист­ративной ответственности, взимание налогов и т.д.).

К информационному праву в узком смысле относят лишь такие нормы, которые регулируют информационные процессы, являю­щиеся самоцелью, т.е. когда информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный итог.

Раскрыть понятие любой отрасли права означает рассмотреть его основные принципы и систему.

Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, т.е. отрасль российского права.

Информационное право как наука — это система научных зна­ний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравни­тельно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран.

Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в со­ответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических, осно­вано на действующем федеральном законодательстве в информаци­онной сфере, включает основные вопросы, связанные с содержанием информационной сферы, особенностями объектов информационного права, описанием источников инфор­мационного права.

Информационное право как одна из отраслей российского права представляет собой систему норм права, регулирующих отношения в информационной сфере.

Рассмотренные три системы информационного права практиче­ски совпадают. Информационное право как отрасль права, как нау­ка и учебная дисциплина делится на общую и особенную части.

Общая часть, представляющая собой системообразующее начало, включает изучение: предмета, методов, способов, принципов правового регулирования общественных отношений, связанных с производством и обращением информации в общем виде, вопросов правового регулирова­ния информационных отношений, возникающих при обращении ин­формации, при производстве и применении информационных техноло­гий и средств их обеспечения, в области информационной безопасности, а также в виртуальной среде Интернета. Сюда же следует включить и ин­ститут юридической ответственности за правонарушения в информаци­онной сфере.

Особенная часть содержит вопросы правового регулирования ин­формационных отношений, возникающих при производстве и обра­щении информации разных видов (массовой, в области библиотечного и архивного дела и др.), на основе методов, способов и прин­ципов информационного права, изучаемых в общей части. Сюда же включено изучение двух групп институтов информационного права: 1) института обращения открытой информации; 2) института обра­щения информации ограниченного доступа.

2.2 Принципы информационного права

 

Информационное право функционирует в соответствии с опре­деленными принципами, которые, как и принципы любой другой отрасли права, означают основные идеи и требования, законода­тельные отправные начала, организационные начала, наиболее ха­рактерные черты и свойства той или иной деятельности.

Опираясь на объективные закономерности общественных от­ношений в информационной сфере, особенности и юридические свойства информации, можно сформулировать принципы информа­ционного права.

1.  Принцип сбалансированных интересов личности, общества и го­сударства[6]. Интересы личности в информационной сфере заклю­чаются: в реализации конституционных прав человека и граждани­на на доступ к информации, на ее использование в интересах осу­ществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития; в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере направлены на обеспечение интересов личности в этой сфере, упрочение демократии, создание правового социального государства, достижение и поддержа­ние общественного согласия, духовное обновление России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются: в создании условий для гармоничного развития российской ин­формационной инфраструктуры, для реализации конституцион­ных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею при обеспечении незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целост­ности России, политической, экономической и социальной ста­бильности, в безусловном обеспечении законности и правопоряд­ка; в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

2.  Принцип законности. Это универсальный принцип, проявляющийся  в соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, об­щепризнанных принципов и норм международного права при осу­ществлении деятельности в информационной сфере. Важную роль в обеспечении принципа законности играет информированность о содержании законов и иных нормативных юридических актов ши­роких слоев населения, не говоря уже о государственных и муни­ципальных служащих. Возможности ознакомления с содержанием законов в последнее время неизмеримо выросли, в том числе и бла­годаря информационному праву. Достаточно вспомнить, как трудно было приобрести текст какого-либо закона, например кодекса, в книжных магазинах в сравнительно недавнем прошлом.

3.  Принцип гласности. Имеется в виду открытость в реализации функций  федеральных  органов  государственной  власти,   органов государственной власти субъектов РФ и общественных объедине­ний, предусматривающая информирование общества об их деятель­ности  с  учетом  ограничений,  установленных  законодательством Российской Федерации.

4.  Принцип правового равенства. Правовое равенство всех участ­ников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса осно­вывается на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

Названный принцип вытекает из более общего положения, со­гласно которому «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежно­сти к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (Ст. 19 Конституции Российской Федерации).

5.  Принцип ответственности. Применительно к информацион­ному праву это означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение норм и правил, закрепленных в нормативных право­вых актах.

6.  Принцип отчуждения прав на использование информации[7]. Дан­ный принцип основан на юридическом свойстве физической неот­чуждаемости информации от ее создателя (обладателя). Он заключается как бы в замене процедуры отчуждения информации на от­чуждение прав на использование информации.

7.  Принцип оборотоспособности информации. Он основан на свой­стве обособляемости и овеществляемости информации и заключается в том, что информация может обращаться как самостоятельный объ­ект, т.е. независимо от ее создателя или обладателя.

8.   Принцип  информационного  объекта  (информационной вещи). Основан на  свойстве двуединства  информации и материального носителя и заключается в том, что на такой объект должны распро­страняться одновременно и взаимосвязанно два института: интел­лектуальной собственности, защищающего право на информацию на материальном носителе, и вещной собственности, защищающего право собственности на материальный носитель с зафиксированной на нем информацией.

9.  Принцип распространяемости информации. Основан на свой­стве распространяемости информации и заключается в том, что од­на и та же информация может одновременно принадлежать неогра­ниченному кругу лиц.

10.  Принцип организационной формы. Основан на одноименном свойстве информации и заключается в том, что в правовой системе речь, как правило, должна идти по поводу не информации вообще (например, в философском ее понимании), а информации, пред­ставленной в определенной организационной форме (документ — оригинал,  подлинник,  копия;  массив документов;  банк данных; библиотека; архив и т.п.). Этот принцип позволяет также относить к категории информационных объектов как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.

2.3  Предмет и методы информационного права

 

Традиционно отрасли права выделяют по единству предмета и метода правового регулирования. Но это единство характерно не для всех отраслей права. Возникают новые отрасли права (экономическое, космическое и другие), которые обособляются пока что больше по своему предмету, а метод регулирования для этих отношений может еще вырабатываться, может быть смешанным или вообще не иметь четкого содержания. Это можно отнести к информационному праву как новой отрасли российского права.

Предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных (отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности).

Из специфики предмета информационного права вытекает его метод - совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положении субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридическом инструментарии, используемом при воздействии на общественные отношения.

В правовом регулировании применяются два взаимно противоположных базовых метода. Первый - метод субординации (императивный), когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности. Регулирование в данном случае осуществляется на властных началах, в юридическом инструментарии преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на отношения (способами регулирования) являются запреты и позитивные обязывания.

В информационном праве существует несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по формированию государственных информационных систем, по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.

Второй - метод координации (диспозитивный), который строится на основе равенства участников правоотношений и их автономии. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглашения, а среди способов регулирования ведущую роль играют дозволения. В информационном праве к отношениям, которые складываются на началах равенства сторон и их имущественной самостоятельности, прежде всего принадлежат отношения, возникающие по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и отношения по предоставлению информации.

Таким образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструментарием.

Один из ведущих специалистов информационного права М.А. Федотов утверждает, что «мы находимся на пороге появления нового метода правового регулирования. Этот метод правового ре­гулирования будет связан с функционированием права в телеком­муникационных сетях, с использованием новых информационных и коммуникационных технологий. Традиционные представления о методах правового регулирования, которые позволяют нам вычле­нять, традиционные отрасли права, как то административное право, гражданское право, конституционное (или государственное) право, уголовно-процессуальное право и т.д., применить в данном случае мы не сможем.

Но если представить, что телекоммуникационные сети типа Интернета — это не просто новое средство коммуникации, а новая сфера обитания человеческой цивилизации, новая сфера человече­ской активности и новая сфера применения права, то мы поймем, что информационное право будет иметь свой особый метод право­вого регулирования, ибо он в первую очередь будет осуществляться в телекоммуникационных сетях, в киберпространстве. Иными сло­вами, человек будет не просто пользоваться телекоммуникацион­ными сетями, он будет вступать в правовые отношения, испыты­вать на себе правовое регулирование через телекоммуникационные сети, внутри телекоммуникационных сетей»[8].

Методы правового регулирования следует отличать от методов науки информационного права, среди которых выделяются общена­учные (логический, исторический, статистический, социологиче­ский и др.) и специфические - информационные. При решении во­проса о методологии информационного права следует по меньшей мере исходить из необходимости учета особых свойств информа­ции, понятий информационной сферы и информационного обще­ства.

При исследовании информации как основного объекта право­отношений применяют методы теории информации (науки, изучаю­щей  количественные  закономерности,   связанные   с   получением, передачей, обработкой и хранением информации); информатики (науки, изучающей информацию, информационные процессы, ин­формационные технологии и информационные системы во всех областях человеческой деятельности); правовой информатики (нау­ки, изучающей информацию, информационные процессы, инфор­мационные технологии и информационные системы в правовой сфере) и правовой кибернетики (науки, изучающей информацион­ные особенности процессов управления в правовой сфере).

В целом информационное право представляет собой комплекс­ную отрасль права, имеющую свой особый предмет правового регу­лирования — информационные отношения и использующую весь набор традиционных методов правового регулирования в пределах одной предметной отрасли.

 



[1] См., например: Венгеров А.Б, Право и информация в условиях автоматизации управления. — М.: Юридическая литература, 1978.

[2] См., например: Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. — М., 1991.

[3] Копылов В.А. Указ. раб. С. 84.

[4] См.: Рассолов М.М. Информационное право. — М., 1999.

[5] Бачило И.Л., Лопатин В.Н.,  Федотов М.А. Информационное право /Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. - СПб., 2001. - С. 106.

[6] На наш взгляд, указанный принцип должен быть главенствующим в правовом регулировании информационных отношений. Он исходит не только из основных информационных норм Конституции РФ, но и из Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 (см.: Российская газета. — 2000. — № 187. — 28 сентября).

 

[7] Этот и четыре следующих принципа сформулированы В.А. Копыловым. См.: Копылов В.А. Информационное право. — М., 2002. - С. 104—105.

[8] См.: Избранные труды Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отрас­лям права интеллектуальной собственности. Т. 2. Актуальные проблемы информа­ционного права. Материалы круглого стола Москва, ИМПЭ, 27 января 2000 г. //Серго Антон, 1998—2003. Правовая информация, http://www.internet-law.ru.