ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ

 

·                   Представление об информационном обществе. Информатика. История развития.

·                   Технические средства реализации информационных процессов. Устройство персонального компьютера (ПК)

 

 

 

Представление об информационном обществе

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработ­ки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человечес­ким обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантско­му качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикаль­но изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которо­му появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах со­здаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

   переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

   миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

   создание программно-управляемых устройств и процессов.

Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, знаний пользующейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue (информатика) образован путем ели слов information (информация) и automatigue (автоматика) и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработка информации".

Более подробно история развития информатики представлена в следующем документе.

Инфор­матика трактовалась как "комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики".

Информатика в таком понимании нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных моделей. Поэтому методы информатики примени­мы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т.п. с помо­щью информационных моделей.

Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Обобщая опубликованные в литературе по ин­форматике определения этого термина, предлагаем такую трактовку.

Информатика — это область человеческой деятельности, связанная с про­цессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаи­модействием со средой применения.

Часто возникает путаница в понятиях "информатика" и "кибернетика". Попытаемся разъяснить их сходство и различие.

Основная концепция, заложенная Н. Винером в кибернетику, связана с разработкой теории управления сложными динамическими системами в разных областях человеческой деятельности. Кибернетика существует независимо от наличия или отсутствия компьюте­ров.

Наиболее часто встречающееся определение информатики в технической литературе:

Информатика – наука о всеобщих принципах, способах, методах сбора, хранения, передачи, отображения, представления и переработки информации.

Структура информатики

Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человечес­кой деятельности.

Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвя­занных частей — технических средств (hardware), программных средств (software), алгорит­мических средств (brainware). В свою очередь, информатику как в целом, так и каждую ее часть обычно рассматривают с разных позиций: как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.

Задачи информатики состоят в следующем:

   исследование информационных процессов любой природы;

   разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных про­цессов;

   решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффек­тивного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общест­венной жизни.

Информатика существует не сама по себе, а является комплексной научно-техничес­кой дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии для решения проблем в других областях. Она предоставляет методы и средства исследования другим областям, даже таким, где считается невозможным применение количественных ме­тодов из-за неформализуемости процессов и явлений. Особенно следует выделить в инфор­матике методы математического моделирования и методы распознавания образов, практическая реализация которых стала возможной благодаря достижениям компьютерной техники.  

Главное отличие вычислительных машин от всех других искус­ственно созданных предметов — это программное управление их работой, т. е. для решения более или менее сложной задачи пользователю необходимо составить перечень инструкций или команд, следуя которому шаг за шагом ЭВМ выдаст необходи­мый результат.

Таким образом, для того чтобы решать задачу на ЭВМ, ее необ­ходимо сначала, как говорят, алгоритмизировать.

Алгоритм — это конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную задачу из некоторого клас­са однотипных задач.

 

Технические средства реализации информационных процессов. Устройство персонального компьютера (ПК)

Архитектура ЭВМ - совокупность основных устройств, узлов и блоков ЭВМ, а также структура основных управляющих и информационных связей между ними, обеспечивающая выполнение заданных функций.

Архитектура в информатике - концепция взаимосвязи элементов сложной структуры, включает компоненты логической, физической и программной структур.

Архитектура компьютера обычно определяется совокупностью ее свойств, существенных для пользователя.

В 1945 г. отец современной компьютерной архитектуры Джон фон Нейман, великий математик подготовил доклад о машине, которая могла бы хранить программы в памяти. Доклад был разослан многим ученым и получил широкую известность, поскольку в нем фон Нейман ясно и просто сформулировал общие принципы функционирования универсальных вычислительных устройств, т. е. компьютеров. Он был консультантом проекта EDVAC и внес большой личный вклад во многие фундаментальные изобретения, легшие в основу одного из первых в истории компьютеров. В 1946 году возглавлявшие разработку инженеры Экерт и Мочли попытались запатентовать все основы технологии EDVAC, включая и те вещи, которые придумал фон Нейман. Первый компьютер, в котором были воплощены принципы фон Неймана, был построен в 1949 г. английским исследователем Морисом Уилксом. И на настоящий день подавляющее большинство компьютеров сделано в соответствии с принципами фон Неймана (см. рис. 1).

 

 

Рисунок 1

 

Обозначения: ЦПУ - центральное процессорное устройство. Арифметико-логическое устройство (АЛУ) - для арифметических вычислений и принятия логических решений. Запоминающее устройство (ЗУ) служит для хранения информации. Устройство управления (УУ) - координация различных блоков ЭВМ.

Принцип открытой архитектуры - состоит в обеспечении возможности переносимости прикладных программ между различными платформами и обеспечения взаимодействия систем друг с другом. Эта возможность достигается за счет использования международных стандартов на все программные и аппаратные интерфейсы между компонентами систем. Это позволяет, во-первых, выполнять модернизацию ПК (upgrade), дополняя его новыми элементами и заменяя устаревшие блоки, во-вторых, дает возможность пользователю составлять самостоятельно структуру своего ПК в зависимости от конкретных целей и задач.

Структура компьютера - некоторая модель, устанавливающая состав, порядок и принципы взаимодействия входящих в нее компонентов.

Структура персонального компьютера (ПК)

ПК состоит из системного блока и периферийного оборудования.

Его конфигурацию (состав оборудования) можно гибко изменять по мере необходимости. Тем не менее, существует понятие базовой конфигурации, которую считают типовой. В таком комплекте компьютер обычно поставляется. Понятие базовой конфигурации может меняться.

В настоящее время в базовой конфигурации рассматривают четыре устройства:

                      системный блок;

                      монитор;

                      клавиатура;

                      мышь (считалось до появления графического интерфейса операционной системы компьютера дополнительным устройством!!! ).

 

 

Ниже приведена структурная схема персонального компьютера типа IBM PC

Рисунок 2 Структурная схема персонального компьютера

 

Условные обозначения месторасположения компонентов ПК:

 

Системный блок

Материнская плата

Периферийные (внешние) устройства

 

Основные и дополнительные устройства ПК

Микропроцессор.

 Самым главным элементом в компьютере, ее «мозгом», является микропроцессор — небольшая (в несколько сантиметров) электронная схема, выполняющая все вычисления и обработку информации. Микропроцессор умеет производить сотни раз

личных операций и делает это со скоростью в несколько десятков или даже сотен миллионов операций в секунду. В компьютерах типа IBM PC используются микропроцессоры фирмы Intel, а также совме­стимые с ними микропроцессоры других фирм. Подробную информацию о процессорах можно получить в следующем документе.

Оперативная память. Следующим очень важным элементом компьютера является оперативная память. Именно из нее процессор и сопроцессор берут программы и исходные данные для обработки, в нее они записывают полученные результаты. Название «оператив­ная» эта память получила потому, что она работает очень быстро, так что процессору не приходится ждать при чтении данных из па­мяти или записи в память. Однако содержащиеся в ней данные со­храняются только пока компьютер включен, при выключении компь­ютера содержимое оперативной памяти стирается.

Контроллеры и шина. Чтобы компьютер мог работать, необхо­димо, чтобы в его оперативной памяти находились программа и дан­ные. А попадают они туда из различных устройств компьютера — клавиатуры, дисководов для магнитных дисков и т.д. Результаты выполнения программ также выводятся на внешние устройства — монитор, диски, принтер и т.д.

Таким образом, для работы компьютера необходим обмен инфор­мацией между оперативной памятью и внешними устройствами. Та­кой обмен называется вводом-выводом. Но этот обмен не происходит непосредственно: между любым внешним устройством и оперативной памятью в компьютере имеются целых два промежуточных звена:

Кэш-память. Для достаточно быстрых компьютеров  необходи­мо обеспечить быстрый доступ к оперативной памяти, иначе микроп­роцессор будет простаивать и быстродействие компьютера уменьшит­ся. Для этого такие компьютеры могут оснащаться кэш-памятью, т.е. «сверхоперативной» памятью относительно небольшого объема (обычно от 64 до 256 Кбайт), в которой хранятся наиболее часто ис­пользуемые участки оперативной памяти. Кэш-память располагается «между» микропроцессором и оперативной памятью, и при обраще­нии микропроцессора к памяти сначала производится поиск нужных данных в кэш-памяти.

Системная шина. Еще одна важная характеристика компьютера, которая наряду с типом ос­новного микропроцессора определяет возможности и диапазон применимости компьютера — это тип системной магистрали передачи данных внутри компью­тера, в просторечии — шины. Шина входит в состав материнской системной платы компьютера и осуществляет обмен данными между процессором или опе­ративной памятью и контроллерами внешних устройств компьютера: клавиатуры, монитора, дисков и т.д. (Подробную информацию о системной (материнской) плате и системной шине можно получить в следующем документе.) Все контроллеры внешних устройств, кроме размещен­ных непосредственно на материнской плате, подключаются к компьютеру путем вставки этих контроллеров в свободные разъемы (слоты) шины.

Накопители на жестком диске. Накопители на жестком диске (винчестеры) предназначены для постоянного хранения информации, используемой при работе с ком­пьютером: программ операционной системы, часто используемых па­кетов программ, редакторов документов, трансляторов с языков программирования и т.д. Наличие жесткого диска значительно повышает удобство работы с компьютером.

Для пользователя накопители на жестком диске отличаются друг от друга прежде всего своей емкостью, т.е. тем, сколько информации помещается на диске.

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями:

• временем доступа к данным на диске;

• скоростью чтения и записи данных на диске.

Эти характеристики соотносятся друг с другом приблизительно так же, как время разгона и максимальная скорость автомобиля.

Пропускная способность ввода/вывода. Еще одна очень важная характеристика жестких дисков, которой, как ни странно, редко уделяется должное внимание — это пропускная способность тракта ввода/вывода с диском. Она зависит не только от жесткого диска, но и в значительной мере от контроллера диска и типа си­стемной шины, а поэтому не указывается ни в спецификации ком­пьютера, ни в документации диска. Подробную информацию о жестком диске  можно получить в следующем документе.

Мониторы. Монитор (дисплей) компьютера IBM PC предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации. Мониторы бывают цветными и монохромными. Они могут работать в одном из двух режимов: текстовом или графическом. Подробную информацию о мониторах  можно получить в следующем документе.

Текстовый режим. В текстовом режиме экран монитора разбивается на отдельные участки — знакоместа, чаще всего к 25 строк по 80 символов (знакомест). В каждое знакоместо может быть выведен один из 256 заранее заданных символов. В число эти символов входят большие и малые латинские буквы, цифры, символ!

Графический режим. Графический режим монитора предназна­чен для вывода на экран графиков, рисунков и т.д. Разумеется, в этом режиме можно также выводить И текстовую информацию в виде различных надписей, причем эти надписи могут иметь произвольный щрифт, размер букв и т.д.

В графическом режиме экран монитора состоит из точек, каждая из которых может быть темной или светлой на монохромных монито­рах или одного из нескольких цветов — на цветном. Количество то­чек по горизонтали и вертикали называется разрешающей способно­стью монитора в данном режиме. Например, выражение «разреша­ющая способность 640х200» означает, что монитор в данном режиме выводит 640 точек по горизонтали и 200 точек по вертикали.

Скорость работы. Важной характеристикой адаптера монитор является скорость работы. В текстовом режиме все адаптеры paботают достаточно быстро, но при выводе графических изображений высокой разрешающей способностью скорость работы может быть довольно существенна.

Видеопамять. Монитор по отношению к процессору выступает той же роли, что телевизор по отношению к телецентру: он показывает изображение, формируемое процессором компьютера. Но телевизор непрерывно получает видеосигнал из телецентра, а монитор компьютера на это «рассчитывать» не может. Дело в том, что процессор должен заниматься многими другими задачами, а не только передавать картинку на монитор. Поэтому монитор, а точнее его адаптер, должен иметь специальную память (она называется видео памятью), в которую процессор записывает картинку. Подробную информацию о видеопамяти (видеоадаптере)  можно получить в следующем документе.

Клавиатура предназначена для ввода в компьютер информации от пользователя.

Мышь — это манипулятор для ввода информации в компьютер

Модем — устройство для обмена информацией с другими ком­пьютерами через телефонную сеть.

Факс-модем — устройство, сочетающее возможности модема и средства для обмена факсимильными изображениями с другими факс-модемами и обычными телефаксными аппаратами.

Графопостроитель (плоттер) — устройство для вывода черте­жей на бумагу. Плоттеры несколько дешевле, чем лазерные принте­ры, но скорость печати у них ниже. Плоттеры бывают барабанного типа (работают с рулоном бумаги) и планшетного типа (в них лист бумаги лежит на плоском столе). Как правило, плоттеры использу­ются в системах конструирования (САПР) для вывода чертежей.

Сканер — устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. Сканеры могут вводить в компьютер ри­сунки. С помощью специального программного обеспечения компью­тер может распознавать символы во введенной через сканер кар­тинке, это позволяет быстро вводить напечатанный (а иногда и руко­писный) текст в компьютер.

В целом устройства персонального компьютера можно разделить на две части: это основные устройства (без которых компьютер вообще не заработает) и дополнительные которые дополняют компьютер новыми возможностями.

Информацию обо всех этих устройствах можно получить в хрестоматии по первой лекции, а также в презентациях по темам:

флэш-память;

устройства отображения информации;

ТВ-тюнеры;

системная плата и шины ПК;

Процессоры ПК;

Накопители;

звуковые карты;

внешняя память;

видеокарты;

Видеоадаптеры;

ВИДЕО_ОЧКИ;

3D звук.