Лекция 9. Информационные технологии в правоохранительной и правоприменительной деятельности

 

9.1. Концепция внедрения информационных технологий в судах общей юрисдикции

9.2. Информационные технологии Прокуратуры

9.3. Информационные технологии в  деятельности органов внутренних дел

9.4. Государственная автоматизированная система «Выборы»

 

9.1. Концепция внедрения информационных технологий в судах общей юрисдикции

Рассмотрим основные программы и концепции внедрения информационных технологий в судах общей юрисдикции:

1.    Программа информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 г.

2.    Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной постановлением Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г.

3.    Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 (СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4623).

4.    Концепция информатизации судов общей юрисдикции, предусматривающая создание Государственной автоматизированной системы «Правосудие» (ГАС «Правосудие»), утвержденная Постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. № 75.

5.    Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583.

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» — это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

В начале 2004 г. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание ГАС «Правосудие». Победителем конкурса стало Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт «Восход» (далее — ФГУП НИИ «Восход»).

Судебным департаментом и ФГУП НИИ «Восход» был заключен государственный контракт «На выполнение работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», по которому осуществляется поставка товаров и услуг за счет централизованных средств в рамках федеральной целевой программы, в том числе по подготовке технорабочего проекта на ГАС «Правосудие», его последующей реализации во всех судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, а также по созданию инфраструктуры дальнейшего поддержания системы в ходе ее эксплуатации и обучению пользователей.

Целями создания ГАС «Правосудие» являются:

1. Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов.

2. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи.

3. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации.

4. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.

5. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.

6. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента.

7. Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.

8. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.

9. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

11. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.

12. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.

13. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

14. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС «Правосудие».

15. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

16. Создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие».

17. Обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями — Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

ГАС «Правосудие» разрабатывается в составе следующих 27 подсистем: «Административное управление»; «Организационное обеспечение»; «Право»; «Финансы»; «Финансовый контроль»; «Кадры»; «Судебное делопроизводство и статистика»; «Банк судебных решений (судебной практики)»; «Видеоконференцсвязь»; «Судебная экспертиза»; «Документооборот»; «Ведомственная статистика Судебного департамента»; «Обучение»; «Общественные связи»; «Материально-технические ресурсы»; «Обращения граждан»; «Международно-правовое сотрудничество»; «Недвижимость»; «Судейское сообщество»; Информационно-справочная подсистема; «Интернет-портал ГАС «Правосудие»; «Отображение информации коллективного пользования»; «Обеспечение безопасности информации»; «Связь и передача данных»; «Управление и контроль функционирования»; «Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания»; «Обучение кадров».

Подсистема «Административное управление» предназначена для сбора, обработки, хранения и выдачи данных и документов, необходимых для выполнения функциональных обязанностей и информационной поддержки деятельности должностных лиц Судебного департамента, а также управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, повышения эффективности их информационно-справочного обслуживания;

Подсистема «Банк судебных решений (судебной практики)» предназначена для организации автоматизированного сбора судебных решений, формирования единого банка судебных решений, обеспечения механизма для систематизации сведений по данным судебным решениям и обеспечения санкционированного доступа к информации со стороны различных категорий пользователей;

Подсистема «Ведомственная статистика Судебного департамента» предназначена для сбора и свода статистических данных ведомственной отчетности, полученных из соответствующих функциональных подсистем ГАС «Правосудие», с целью после-дующего анализа накопленных данных;

Подсистема «Видеоконференцсвязь» предназначена для обеспечения Верховного Суда Российской Федерации, областных и равных им судов общей юрисдикции услугами видеоконференцсвязи и обеспечивает проведение судебных заседаний в ре-жиме удаленного участия осужденных и свидетелей;

Подсистема «Документооборот» предназначена для автоматизации информационных процессов документооборота и делопроизводства, связанных с документационным обеспечением управления деятельностью судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

Интернет-портал ГАС «Правосудие» предназначен для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности судебной системы Российской Федерации;

Информационно-справочная подсистема предназначена для информационно-справочного обслуживания в оперативном ре-жиме (режиме on-line) судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также взаимодействующих органов государственной вла-сти на основе информации, содержащейся в информационном фонде ГАС «Правосудие»;

Подсистема «Кадры» предназначена для комплексной автоматизации основных участков деятельности кадровых органов Судебного департамента и аппаратов судов: учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и кадровом составе судов разных уровней и органов системы Судебного департамента;

Подсистема «Контроль финансов» повышает эффективность проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности судов и системы Судебного департамента;

Подсистема «Материально-технические ресурсы» предназначена для автоматизации планирования и учета обеспеченности материально-техническими средствами системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции (в том числе военных судов), создания интегрированной базы данных по поступающим из регионов данным, характеризующим объекты материально-технического учета;

Подсистема «Международно-правовое сотрудничество» обеспечивает возможность доступа и поиска необходимой информации в среде информационных ресурсов международных правовых организаций, государственных и иных органов, учреждений судебной власти за рубежом с целью подготовки аналитических отчетов, а также ведения электронных библиотек международных правовых актов и зарубежных законодательных актов по вопросам правосудия;

Подсистема «Недвижимость» предназначена для автоматизации информационных процессов управления недвижимостью, проводимыми работами и необходимыми ресурсами, необходимыми для устойчивого функционирования;

Подсистема «Обеспечение безопасности информации» предназначена для повышения уровня достоверности данных и информационной безопасности, защиты информационных ресурсов при решении задач по интеграции с другими автоматизированными системами органов государственной власти и внедрении безопасной технологии обработки конфиденциальной информации, а также для создания комплексной системы антивирусной защиты;

Подсистема «Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания» предназначена для автоматизации процессов обеспечения эксплуатации программно-технических средств ГАС «Правосудие» и сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации;

Подсистема «Обращения граждан» предназначена для автоматизации информационных процессов, связанных с документационным обеспечением в части приема, обработки и рассмотрения писем, жалоб и заявлений граждан, включая возможность создания виртуальной приемной с использованием Web-технологий, а также устных обращений граждан (на приеме) в судах общей юрисдикции и в организациях системы Судебного департамента;

Подсистема «Общественные связи» предназначена для повышения эффективности процессов установления и развития связей органов судейского сообщества с государственными и иными органами, учреждениями и организациями (в том числе иностранными);

Подсистема «Организационное обеспечение» предназначена для создания, ведения и распространения классификаторов, справочников и словарей, нормативно-справочной информации, а также для обеспечения информационной совместимости и технологического единства информационных потоков судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

Подсистема «Отражение информации коллективного пользования» предназначена для отображения предметов и информации, признанной в качестве вещественных доказательств, в ходе судебного заседания, в том числе с участием присяжных заседателей, справочной информации в приемных и холлах судов субъектов Федерации и управлениях Судебного департамента, а также использования средств визуального отображения для проведения обучения и обеспечения повседневной деятельности судов и управления Судебного департамента;

Подсистема «Право» предназначена для ввода, хранения и циркулярной рассылки нормативных актов, организации доступа к справочной базе нормативных актов и к справочным базам правовых актов, находящихся в правовых системах федерального и местного законодательства;

Подсистема «Связь и передача данных» представляет современную телекоммуникационную среду для обеспечения достоверной, надежной и оперативной передачи данных между комплекса-ми средств автоматизации ГАС «Правосудие» всех уровней;

Подсистема «Судебная экспертиза» предназначена для повышения эффективности информационного взаимодействия пользователей ГАС «Правосудие» всех ее уровней при автоматизации судебно-экспертной деятельности судов общей юрисдикции в части удовлетворения соответствующих информационных запросов судей, их помощников, сотрудников аппарата судов и иных пользователей подсистемы;

Подсистема «Судебное делопроизводство и статистика» создана с целью предоставления пользователям средств формирования, анализа и интеграции информационных массивов данных, возникающих в процессе судопроизводства в судах общей юрисдикции, формирования и анализа массивов данных судебной статистики, фиксации хода судебного разбирательства, а также автоматизации процессов регистрации, сбора и хранения информации о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и в отношении которых вынесены судебные постановления, вступившие в законную силу;

Подсистема «Судебное сообщество» предназначена для автоматизации информационных процессов, связанных с документационным обеспечением управления деятельности органов судебного сообщества;

Подсистема «Управление и контроль функционирования» предназначена для обеспечения централизованного управления распределенными компонентами комплексов средств автоматизации и оперативного получения данных о текущем состоянии узлов вычислительной сети объектов информатизации ГАС «Правосудие» для выявления и устранения нештатных ситуаций;

Подсистема «Финансы» предназначена для автоматизации деятельности подразделений Судебного департамента, управлений Судебного департамента в субъектах Федерации (округах), осуществляемой ими в процессе управления бюджетными средствами, на основе единого правового, методологического и информационного пространства.

Комплексы средств автоматизации системы ГАС «Правосудие» сформированы во всех республиканских, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах, во всех территориальных органах Судебного департамента, в более чем 700 районных судах (с большим количественным составом судей), в большинстве гарнизонных военных судов.

Все суды областного уровня, территориальные органы Судебного департамента, более половины районных судов имеют устойчивый доступ в Интернет.

Началось создание ведомственной системы связи и передачи данных, обеспечивающей формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства.

Практически все суды областного уровня оснащены системами видеоконференц-связи для проведения кассационных процессов с участием осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, для чего оборудованы 143 зала судов и 161 помещение изоляторов.

На основе подсистемы «Интернет-портал ГАС «Правосудие» обеспечивается представительство всех судов общей юрисдикции в публичной информационной сети Интернет.

В настоящее время в Российской Федерации не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования.

 

9.2. Информационные технологии Прокуратуры

 

Деятельность прокурора включает в себя:

-      надзор за расследованием уголовных дел;

-      поддержание обвинения по уголовным делам и участие в рассмотрении гражданских дел судами;

-      надзор за исполнением законов и законностью правовых актов;

-      разрешение большого количества жалоб и заявлений граждан и другие аспекты.

Очевидно, что содержание прокурорского надзора по всем его направлениям непосредственно связано с анализом разнообразной информации. Чем более полная и достоверная информация находится в распоряжении прокурора, тем выше вероятность принятия верного решения, причем закон отводит прокурору определенное, а зачастую весьма ограниченное время для выбора решения.

Проведение этой работы эффективно и на должном уровне невозможно без использования современных информационных технологий.

Основными целями информатизации прокуратуры являются:

1) качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан путем расширения номенклатуры учетных показателей, систематизации и обобщения накопленной информации;

2) повышение достоверности обрабатываемой информации за счет автоматизированного сопоставления и контроля однотипных данных, полученных из разных источников;

3) упрощение существующей системы делопроизводства, главным образом за счет упорядочения документооборота;

4) обеспечение поддержки принятия решений по основным направлениям деятельности прокуратуры, заключающейся в реализации единой методологии автоматизированного сбора, учета, интегрированного хранения и многоцелевой обработки информации, необходимой для решения всех типов функциональных задач;

5) освобождение сотрудников прокуратуры от рутинного непроизводительного труда, улучшение их информированности;

6) значительное сокращение сроков обработки информации и обеспечение высокой оперативности требуемых сведений;

7) использование ЭВМ для обеспечения некоторых контрольных функций за соблюдением сроков исполнения различных документов, разрешаемых сотрудниками прокуратуры.

Стратегию информатизации прокурорской системы определяют следующие концепции:

1)    Концепция развития информатизации органов прокуратуры на 1997-1999 годы;

2)    Концепция создания первой очереди информационной системы обеспечения надзора за исполнением законов с использованием государственной телекоммуникационной системы;

3)    Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).

В рамках создания АСИО-Прокуратура предусматривается решение следующих основных задач:

1)    организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов, защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);

2)    объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном банке;

3)    объединение вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в единую информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране информационной инфраструктуре;

4)    обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления, министерствах и ведомствах правовой сферы, других министерствах и ведомствах.

В рамках реализации АСИО-Прокуратура сегодня созданы и развиваются следующие информационные технологии и системы.

1. Информационные системы в сфере делопроизводства представлены в настоящее время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.

К действующим системам регистрации и контроля исполнения документов можно отнести:

а) автоматизированную систему информационного обеспечения деятельности секретариата Генерального прокурора РФ и его заместителей;

б) системы учета и анализа жалоб, поступающих в центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные и городские прокуратуры;

в) систему обеспечения работы приемной Генеральной прокуратуры РФ;

г) системы учета и контроля поступающей в прокуратуры разных уровней информации.

2. Система ведомственного электронного документооборота предполагает охват всех подразделений органов прокуратуры вычислительной сетью и образованием АРМ в канцелярии каждого подразделения, у каждого прокурора. Автоматизированный документооборот должен быть защищен специальными программно-техническими средствами, системами разграничения доступа к информации.

3. Интегрированная база данных статистики содержит показатели о состоянии законности и преступности в Российской Федерации, учетные данные правоохранительной статистики и обобщенные показатели. Обновленное программное обеспечение в виде АРМ-«Статистика» является основой для проведения аналитической работы.

4. Информационно-правовые фонды предназначаются главным образом для организации межведомственного информационного обмена и для обеспечения «электронными оригиналами» НПА из официального источника, применяется механизм электронной почты с использованием криптографической защиты и электронной подписи. Большое распространение получили также СПС «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс».

5. Информационное обеспечение кадровых подразделений органов прокуратуры, его основой  является АИС «Кадры». Она построена и технологически увязана с документами личного дела сотрудника: личным листком по учету кадров, анкетой, личной карточкой сотрудника, приказами. Информация об аттестации заносится в аттестационную карточку, а о резерве — в карточку резерва. После ввода данных полная информация содержится в удобной для работы электронной карточке сотрудника. Такая база данных дает возможность получить списки сотрудников, подлежащих аттестации, или представления к очередному классному чину на определенную дату.

6. Информационное обеспечение надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие ряд АИС и комплексов задач, разработанных  НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации («Надзор за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях»; «Учет уголовных дел»; «Надзор за сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей»; «Учет нераскрытых убийств»; «Опознание»).

7. «АРМ-следователя» — это комплексы индивидуальных технических и программных средств, предназначенных для автоматизации информационной поддержки процесса предварительного следствия. В структуру «АРМ-следователя» входит три функциональных блока. Первый (условное наименование «Правовая информация») включает нормативную правовую базу, обеспечивающую предварительное следствие. Второй блок Функциональные АИСС») содержит методические рекомендации, созданные в помощь следователю, автоматизированные системы, несущие элементы обучения (типовые образцы документов, постатейный материал УПК к следственным действиям), также позволяет следователю выполнять отдельные поручения иных правоохранительных органов вне рамок расследуемых им преступлений.  Включает АИСС «Бланк»; «Судебные экспертизы»; «Учеты»; «Методические рекомендации по планированию расследования отдельных видов преступлений»;  «Планирование». Третий блок автоматизированных систем Ведение уголовного дела») предназначен для подготовки, систематизированного хранения и выдачи информации по уголовным делам, находящимся в стадии производства, а также приостановленным или оконченным производством делам, которые будут храниться в базе данных до принятия по ним судебных решений.

Развитие системы информационного обеспечения органов прокуратуры и, прежде всего, следственного аппарата предполагает решение следующих первоочередных задач:

-      централизованное оснащение всех звеньев прокуратуры современной вычислительной техникой и коммуникационным оборудованием;

-      создание информационно-коммуникационной инфраструктуры;

-      обеспечение на этой базе выхода во внешние информационные системы;

-      внедрение информационно-аналитических технологий в деятельность прокуратуры, в частности, создание электронных носителей по применению норм УПК РФ.

 

9.3. Информационные технологии в  деятельности органов внутренних дел

 

Стратегию информатизации ОВД РФ определяют следующие концепции:

1.    Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 годы.

2.    Программа «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел».

3.    Концепция информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 года.

 

Состояние информатизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД России

 

В ОВД на основе централизованных учетов[1] в ГИАЦ МВД России, региональных ИЦ и ИЦ УВДТ, отделе информационного обеспечения Центра по обеспечению деятельности ОВД на закрытых территориях и режимных объектах МВД РФ формируются интегрированные банки данных, ориентированные на использование подразделениями ОВД, включающие:

-      централизованные оперативно-справочные,

-      криминалистические и розыскные учеты,

-       банки биометрической, статистической, научно-технической и архивной информации.

Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные.

Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляются в региональных банках криминальной информации (РБКИ).

Основные АИПС и их краткая характеристика, назначение и возможности:

АИПС "КАРТОТЕКА" - автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, служит для получения сведений о гражданах Российской Федерации, иностранцах и лицах без гражданства; о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии; о месте жительства и месте работы до осуждения; о розыске лиц, задержанных за бродяжничество; перемещении осужденных; группе крови, дактилоскопической формуле.

АИПС "ОПОЗНАНИЕ" выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях - гражданах Российской Федерации, СНГ и лицах без гражданства.

АИПС "ФР-ОПОВЕЩЕНИЕ" обеспечивает учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий и организаций (государственных должников) или граждан (неплатильщиков алиментов), пропавших без вести, отрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске, а также готовит циркуляры на объявление или прекращение розыска.

АИПС "ОРУЖИЕ" позволяет вести учет yтраченного (похищенного, утерянного) и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие, гранатометы, артиллерийские системы и другое вооружение).

АИПС "АВТОПОИСК" содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах, полуприцепах отечественного и иностранного производства со следующими установочными данными - государственный номер, номера двигателя, кузова и шасси. В информационных центрах МВД, УВД дополнительно осуществляется регистрация мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

АИПС "АНТИКВАРИАТ" выдает сведения об утраченных и выявленных предметах, представляющих историческую, художественную или научную ценность. К ним относят археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы искусства.

АИПС "ВЕЩЬ" информирует пользователя о похищенных и изъятых номерных вещах, а также документах, ценных бумагах общего государственного обращения в связи с совершенными преступлениями.

АИПС "СЕЙФ" позволяет осуществлять сбор, обработку и выдачу информации о преступлениях, при совершении которых взламывались металлические хранилища.

АИПС "ДОСЬЕ" позволяет подучить сведения об особо опасных рецидивистах, "ворах в законе", "авторитетах" преступного мира и др.: установочные данные, приметы, место работы, место жительства, связи, привычки и т.д.

АИПС "НАСИЛИЕ" обеспечивает такими сведениями о тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях, связанных с насилием против личности, как предмет посягательства, место, время и способ совершения, описание изъятых следов и др.

Для учета правонарушений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, разработана и функционирует АИПС "КРИМИНАЛ-И", включающая пять подсистем:

АИПС "Криминал-И Адмпрактика" содержит сведения об иностранцах и лицах без гражданства, совершивших административные правонарушения;

АИПС "Криминал-И Преступление" выдает сведения о происшествиях и преступлениях с участием иностранцев и лиц без гражданства;

АИПС "Криминал-И ДТП" обеспечивает сведениями об иностранцах и лицах без гражданства, участниках ДТП на территории России;

АИПС "Криминал-И Розыск" содержит данные о находящихся в розыске или разысканных иностранцах;

АИПС "Криминал-И Наказание" содержит сведения об иностранцах и гражданах России, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории Российской Федерации.

Примерами АИСС, применяемых для проведения оперативной и учетно-аналитической работы в горрайорганах и МВД республик, являются:

АИСС "СВОДКА" - позволяет работать с базой данных, создаваемой по поступающей в органы внутренних дел оперативной информации о происшествиях и преступлениях, осуществлять поиск в БД по реквизитам, а также вести статистическую обработку данных, составлять отчеты при поступлении запросов и после исполнения документов;

АИСС "ГАСТРОЛЕРЫ" - предназначена для автоматизированной обработки оперативными подразделениями УВДТ и ОВДТ информации о лицах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел на транспорте, и их связях; о похищенных на транспорте, неразысканных или добровольно сданных вещах, имеющих индивидуальные номера или характерные особенности;

АИСС "Грузы-ЖД" - разработана для автоматизированного сбора, хранения и выдачи информации о фактах хищения груза и багажа на железнодорожном транспорте, по которым возбуждены уголовные дела, а также о раскрытых хищениях грузов;

АИСС "НАРКОБИЗНЕС" - предназначена для сотрудников отдела по незаконному обороту наркотиков. Использование системы межзадачных связей позволяет выявлять лица, их связи с событиями, друг с другом, оружием и адресами, проходящими по разным видам учетов;

АИСС "Картотека-Регион" - предназначена для работы с пофамильными учетами осужденных, разыскиваемых и задержанных за бродяжничество лиц;

АИСС "СПЕЦАППАРАТ" - предназначена для работы со спецаппаратом и позволяет планировать oпeративно-розыскные мероприятия на основе быстрого и качественного обеспечения их необходимой информацей. Можно, например, быстро найти круг лиц, проходящих по однотипным фактам из массива спецсообщений, способам совершения преступлений, адресам и т.п.

На основе создаваемых автоматизированных информационных систем (АИС) и специализированных территориально-распределенных автоматизированных систем (СТРАС) формируются информационные ресурсы специального назначения, ориентированные на использование в подразделениях органов внутренних дел по направлениям оперативно-служебной деятельности ОВД.

С 2005 года в МВД России реализуются мероприятия по созданию единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) в рамках реализации Программы МВД России "Создание ЕИТКС ОВД", утверждённой приказом МВД России от 20 мая 2008 года № 435. Проведены работы по созданию основных инфраструктурных элементов Системы.

Для технического обеспечения функционирования АИС в части формирования ИР, организации оперативного информационного обмена и доступа к информации в интерактивном режиме развивается интегрированная мультисервисная телекоммуникационная система ОВД (ИМТС), предоставляющая для этих целей современные цифровые каналы связи.

Созданная ИМТС ОВД является совокупностью коммутационных узлов и каналов (трактов) для предоставления различных услуг связи в интересах всех подразделений ОВД и ВВ, позволяющая обеспечить различные традиционные подсистемы связи (передачи данных, телефонную, видеоконференцсвязь и другие) на базе единых технологий, схемных решений и наборов типовых программно-аппаратных средств.

В 2007 году завершены работы по реконструкции базовых объектов ИЦ и экспертно-криминалистических подразделений для обеспечения функционирования соответствующих баз и банков данных, развёрнуты СТРАС по основным направлениям оперативно-служебной деятельности ОВД.

В рамках создания ЕИТКС появилась возможность построения базовой технической инфраструктуры единого информационного пространства (ЕИП) ОВД. Разработаны проекты типовых требований:

 к вновь разрабатываемым (модернизируемым) ИР общего и специального назначения,

-      инфраструктуры

-      систем информационной безопасности

-      электронного документооборота и делопроизводства,

-      единой модели данных (ЕМД)

-      единой системы классификации и кодирования (ЕСКК).

 

Цели, задачи и принципы информатизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2012 года

 

Целью информатизации является повышение эффективности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности ОВД и ВВ на основе применения современных информационных технологий, научного и научно-технического обеспечения деятельности системы МВД России.

 Основными задачами информатизации ОВД и ВВ являются:

1. Создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы МВД России, обеспечивающей создание единого информационного пространства, требуемого уровня информационной безопасности и внедрение ЭДиД.

2. Совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития ЕИТКИ, её структурных компонентов.

3. Разработка новых и модернизация существующих ИР, их подключение к ЕИТКИ, обеспечение к ним санкционированного удаленного доступа в интерактивном режиме.

4. Создание организационных, правовых и технических возможностей обеспечения внутриведомственного, межведомственного, международного информационного взаимодействия.

5. Обеспечение комплексной автоматизации управления ОВД и ВВ на основе создания ситуационных центров (СЦ) управления.

6. Организация профессиональной переподготовки специалистов по эксплуатации и сопровождению информационных и телекоммуникационных систем, а также средств и систем защиты информации.

К основным принципам информатизации МВД России относятся:

1. Принцип системности, основанный на возможности объединения автономных АИС и СТРАС в единую распределенную иерархическую систему на основе единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России (ЕИТКИ), с предоставлением возможности автономной разработки, модернизации и внедрения АИС и СТРАС при обеспечении единых подходов и стандартов.

2. Принцип открытости, обеспечивающий взаимодействие компонентов ЕИТКИ друг с другом, а также с системами, не входящими в ЕИТКИ, через стандартные интерфейсы и основанный на возможности:

-      расширения предоставляемых сервисов и используемых технологий без нарушения функционирования ЕИТКИ и ухудшения эксплуатационных характеристик;

-      подключения к ЕИТКИ новых пользователей и источников информации.

3. Принцип направленного развития, основанный на осуществлении взаимосвязанных процессов проектирования и поэтапной модернизации структурных составляющих ЕИТКИ, обеспечивающих возможность ее постоянной адаптации к изменяющимся задачам МВД России и требованиям пользователей.

4. Принцип консолидации данных, основанный на приведении всех данных к единой терминологии, обеспечении их единообразной интерпретации и точного сопоставления.

5. Принцип безопасности данных, основанный на осуществлении организационных и технических мер, предотвращающих повреждение или потерю данных, а также их использование без соответствующих полномочий.

6. Принцип достоверности и легитимности данных, основанный на использовании в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности проверенных данных, полученных в установленном порядке.

7. Принцип экономической целесообразности, основанный на обоснованности финансовых затрат на создание, развитие и эксплуатацию ИР.

Основные направления информатизации МВД России соответствуют общероссийским целям информатизации[2].

Основными направлениями информатизации являются:

1. Формирование ЕИТКИ на основе создания, внедрения, развития и интеграции функциональных технологических подсистем (ФТП) ИМТС, ЕИП, единой системы информационной безопасности, ЭДиД, единой системы контроля и управления функционированием.

2. Создание и модернизация ИР на основе единых стандартов и их подключению к ЕИТКИ, а также обеспечению санкционированного удаленного доступа к автоматизированным ИР в интерактивном режиме.

3. Проведение мероприятий по развитию ИТКС ВВ и ее интеграции в ЕИТКИ.

4. Создание СЦ на федеральном, окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях управления и подключение их к ЕИТКИ.

 

9.4. Государственная автоматизированная система «Выборы»

 

Совершенствование компьютерных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи информации явилось важнейшей предпосылкой, обеспечивающей расширение использования АИС, в том числе для подготовки и проведения выборов и референдума. Автоматизированные информационные системы являются хорошей базой для проведения референдума и всенародных обсуждений, для регистрации избирателей, для оперативного выявления общественного мнения, для проведения избирательных кампаний, а также для расширения информированности и гласности.

В ходе подготовки избирательных кампаний, кампаний референдума на всех уровнях собирается и обрабатывается значительное количество информации. Это данные о кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, об избирателях Российской Федерации, участниках референдума, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума, о ходе и результатах голосования.

ГАС «Выборы» была создана Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года № 1723 «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Генеральный заказчик системы — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Представитель заказчика — Федеральный центр информатизации при ЦИК России. Система создана в Научно-исследовательском институте «Восход» (ФГУП НИИ «Восход»).В работе по модернизации ГАС «Выборы» во главе с НИИ «Восход» были задействованы такие известные компании как КРОК Инкорпорейтед, Роснет, Информзащита, «Инсофт», «АНД Проджект» при тесном взаимодействии с представительствами крупнейших международных компаний HP, Oracle, Cisco Systems.

Первое использование системы в масштабах страны было произведено в декабре 1995 года. Вторая очередь ГАС «Выборы» разработана ФГУП НИИ «Восход» по заказу ЦИК России и ФЦИ при ЦИК России в 2003 году. В 2004 году ГАС «Выборы» повторно прошла Государственные приемочные испытания.

ГАС «Выборы» — это уникальная, учитывая географические и демографические факторы современной России, территориально-распределенная система общегосударственного уровня. Она позволяет комплексно решать задачи организации избирательного процесса на всех этапах:

-      планирование подготовки проведения выборов,

-      учет избирателей,

-      ввод сведений о кандидатах в депутаты,

-      проведение голосования,

-      подведение итогов и последующую статистическую обработку результатов,

-      согласование работы избирательных комиссий разных уровней — практически в режиме реального времени подводить итоги голосования и с помощью средств отображения и Интернета доводить их до каждого гражданина России.

Количество зарегистрированных в системе ГАС «Выборы» кандидатов не может превышать 65535.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (СЗ РФ, 2003, № 2, ст. 172) ГАС «Выборы» является федеральной автоматизированной информационной системой, предназначенной для автоматизации информацион­ных процессов подготовки и проведения выборов и референдумов, обеспечения деятельности избирательных комиссий, а также решения задач, не связанных с выборами.

Согласно законодательству ГАС «Выборы» используется в целях:

-        совершенствования информационного обеспечения избирательной системы Российской Федерации;

-        сокращения сроков подведения итогов голосования и финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.

-        Целями использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении голосования также являются:

-        повышение уровня гарантий избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме;

-        повышение эффективности и надежности процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации, используемой в ходе подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечение оперативности, достоверности и полноты этой информации;

-        повышение эффективности информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

-        создание условий для повышения достоверности и полноты информации, используемой в процессе выборов и референдума;

-        повышение оперативности подведения предварительных итогов, статистической обработки и анализа результатов выборов и референдума;

-        обеспечение широкого информирования избирателей и участников референдума о ходе выборов и референдума и их результатах;

-        снижение финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.

Организационная структура ГАС «Выборы» соответствует системе избирательных комиссий Российской Федерации, определяемой федеральными законами о выборах и референдуме, а также законами и иными нормативными правовыми актами о выборах и референдуме, принятыми законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Структура ГАС «Выборы» включает комплексы средств автоматизации (КСА), организованные в виде пятиуровневой иерархической структуры. Верхний (первый) уровень системы представляет собой КСА ЦИК России, второй уровень системы – КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, третий уровень – КСА окружных избирательных комиссий, четвертый уровень – КСА территориальных избирательных комиссий; пятый уровень – КСА участковой избирательной комиссии (комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы для электронного (сенсорного) голосования).

В ГАС «Выборы» применяются современные инфор­мационные технологии, обеспечивающие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для подготовки и проведения выборов и референдумов, оперативного доведения результатов выборов до избирателей

Всего в ГАС «Выборы» разработаны и применяются более 800 взаимосвязанных и упорядоченных функциональных задач.

Все АРМ ГАС «Выборы» оснащены базовым комплектом лицензионного общего (ОПО) и сертифицированного специального программного обеспечения (СПО), программно-техническими средствами безопасности информации, имеют общую итерационную среду и единую систему управления базами данных (СУБД). Это позволяет не проводить разработку и эксплуатацию устройств, сопряжения различных операционных сред и СУБД между разнородными задачами и всеми уровнями КСА.

СПО включает в себя пакет многофункциональных программ, обеспечивающих решение задач, стоя­щих перед ГАС «Выборы».

В   процессе  развития   выделены   подсистемы   ГАС, реализующие многочисленные функциональные задачи по отдельным направлениям (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Подсистемы ГАС «Выборы».

 

Важнейшей составляющей автоматизированной системы являются информационные ресурсы. В ст. 2 Закона о ГАС «Выборы» информационные ресурсы ГАС «Выборы» определены как «отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС «Выборы».

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают:

-        персональные данные об избирателях, участниках референдума, выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, избранных кандидатах, доверенных лицах, уполномоченных представителях, членах избирательных комиссий, комиссий референдума, т.е. практически обо всех дееспособных гражданах страны;

-        информацию о ходе и итогах голосования;

-        картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального, регионального и муниципального уровней, используемую при проведении выборов и референдума;

-        информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

-        информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме;

-        иную информацию, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными актами Центральной избирательной комиссии РФ.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» независимо от уровня их формирования и использования являются государственной собственностью.

Информационные ресурсы формируются и хранятся:

-        в Центральной избирательной комиссии РФ;

-        в Федеральном центре информатизации;

-        в информационных центрах и службах при соответствующих избирательных комиссиях.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» по уровню доступа можно подразделить на две группы:

-        информационные ресурсы, содержащие информацию открытого доступа;

-        информационные ресурсы, содержащие информацию ограниченного доступа.

Согласно предписаниям п. 6 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1 избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают «информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов». Эта информация, содержащаяся в информационных ресурсах ГАС «Выборы», относится к категории информации открытого доступа.

К информации ограниченного доступа относятся персональные данные об избирателях, участниках референдума, членах избирательных комиссий, комиссий референдума.

Несомненно, к преимуществам ГАС «Выборы» следует отнести возможность более точного и оперативного подсчета голосов, возможность выявления несоответствия данных об избирателях, участниках референдума, принявших участие в голосовании, с данными об избирателях, участниках референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума. Использование автоматизированной системы при проведении выборов, референдума дает возможность непосредственно наблюдать за ходом проводимого голосования, обеспечивает наглядную демонстрацию процесса проведения выборов (референдума) по всем регионам страны в динамике реального времени. ГАС «Выборы» позволяет обеспечить информационную открытость проводимых выборов и референдума, доступность для граждан общественно значимой информации и, следовательно, реализацию права граждан на получение информации. Это особого рода гарантия реализации принципов народовластия, народного суверенитета, демократии, политического участия граждан в управлении государством.

 

 



[1] Учет — это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

[2] Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р.