8.1. Основные направления применения информационных
технологий в правотворческой деятельности
8.2. Автоматизированные информационные системы Федерального
Собрания
8.3. Автоматизированные информационные системы Министерства
юстиции РФ
8.4. Новые актуальные направления применения информационных
технологий в парламентской деятельности
Правотворческая
деятельность представляет собой деятельность государства по
подготовке, принятию и изменению правовых норм и НПА. Она опирается на принципы
законности, гласности, демократизма, профессионализма и планирования.
Правотворчество – первоначальное звено системы правового регулирования.
Основными
стадиями использования информации в правотворческой
деятельности являются:
1)
Стадия подготовки
первоначального варианта законопроекта, где используется следующая информация:
-
сведения,
обосновывающие необходимость принятия конкретного закона;
-
справки или
информационные обзоры обо всех действующих актах по данной проблеме;
-
заключение юридической
службы о соответствии законопроекта Конституции РФ и действующему
законодательству;
-
расчетная
информация (предполагаемые расходы, связанные с реализацией закона);
-
прогнозная
информация.
2)
Стадия
предварительного рассмотрения законопроекта, где приоритетной информацией
являются:
-
варианты решений
того или иного вопроса, включая альтернативные проекты;
-
рекомендации,
сформулированные с учетом наиболее удачных правовых решений по этому вопросу,
имеющихся в нашей стране и за рубежом;
-
экспертные оценки
(в том числе правовая, финансово-экономическая и экологическая экспертиза).
3)
Стадия первого
чтения законопроекта в законодательном (представительном) органе, где
подготавливается справочный материал для депутатов, содержащий:
-
обоснование общей
идеи основного и альтернативных проектов;
-
перечень органов
и должностных лиц, которым законопроект направлялся на заключение, сведения об
имеющихся в этой связи разногласиях и мотивированное мнение о них;
-
заключение
экспертизы по законопроекту;
-
информация о ходе
работы над законопроектом в комитете законодательного (представительного)
органа при его предварительном рассмотрении.
В этой связи под информатизацией
правотворчества понимается внедрение в эту сферу государственной
деятельности новейших ИТ, создание крупных информационных центров, внедрение
экспертных и консультационных систем, применение интеллектуальных систем и
технологий на базе идей искусственного интеллекта.
Правовой основой регулирования информационных
отношений в правотворческой деятельности являются следующие
нормативные акты:
-
регламенты
Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ;
-
Федеральный
конституционный закон от 17 декабря
-
Постановление
Правительства РФ от 13 августа
-
Федеральный закон «О
порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 4 июня
-
Федеральный закон
Российской Федерации от 9 февраля
-
Указ Президента
РФ №765 от 23 мая
Информационной
основой правотворческой деятельности является система
объективных данных об общественных явлениях, а также средствах их обработки и
оценки.
Основными
видами исходной информации, используемыми в правотворческом
процессе является:
1) информация,
содержащаяся в концепции НПА, где дается характеристика предмета и цели будущего
акта, излагаются основные положения, предполагаемые последствия применения
проектируемых норм, примерная структура акта. Информацией должен быть обеспечен
каждый элемент концепции, а также каждый структурный элемент НПА – акт в целом,
его разделы, отдельные статьи, отдельная правовая норма;
2) информация,
получаемая в результате экспертизы законопроектов, осуществляемая
юридическими научными учреждениями и вузами, отдельными специалистами или
группами экспертов, привлекаемыми профессионалами;
3) научная
информация – это данные, получаемые от научных организаций и
учреждений, а именно фактические данные (касаются ненормативной информации,
используемой в законодательной работе, - юридическая терминология и понятийный
аппарат, наиболее распространенные конструкции, данные о логической структуре
правовых норм); данные о типичной структуре законодательных актов
(наименование, преамбула, общая часть, главная часть законопроекта, процедурные
вопросы, механизм действия, порядок вступления закона в силу, характерные
примеры из законодательных текстов; систематизированные перечни законодательных
ошибок (декларативность отдельных законодательных норм, нарушение баланса между
нормами различного вида, отсутствие должного механизма реализации закона,
просчеты в прогнозировании эффективности принимаемого акта, противоречия и
несогласованность с другими актами).
4) стратегическая
информация, включающая такие элементы, как определение
долгосрочных задач развития правотворчества, правовой системы и
законодательства; тщательный анализ исходной ситуации и определение объективных
тенденций развития правовой системы; определение приоритетных правовых средств
решения перспективных задач, оценка сравнительной эффективности правовых и
неправовых методов достижения конечных целей – юридических и социальных;
всестороння оценка ресурсов, которыми располагают РФ и общество для достижения конкретных
целей правового развития (материально-финансовых, кадровых, информационных и
т.д.);
5) информация,
содержащаяся в модельных правовых актах, получаемых при
моделировании;
6) социологическая
информация, включающая данные о степени распространенности тех
или иных социальных явлений, связанных с регулируемыми общественными
отношениями; недостатках в правоприменительной практике; недостатках в
юридическом и социальном механизме закона; проблемах правосознания в
рассматриваемой сфере, отношении различных социальных групп к конкретным нормам
закона – поддержка или же негативное восприятие; степени информированности
населения, социальных групп о нормативных актах, регулирующих данную сферу.
В состав Федерального Собрания РФ
входят Государственная Дума (ГД) и Совет Федерации (СФ).
Информатизация нормотворческого
процесса в ГД включает следующие этапы:
1) информационное обеспечение процесса разработки,
подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним
приложениями;
2) автоматизированный контроль за соблюдением всех
необходимых для прохождения документа условий;
3) информационное обеспечение процесса обсуждения
законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;
4) распространение текстов правовой и иной информации
среди депутатов;
информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе
компьютерно-техническое;
5) электронно-техническое и технологическое обеспечение
пленарных заседаний и голосования;
6) подготовка текста принятого закона для передачи его в
Совет Федерации.
Состав и
краткая характеристика прикладных информационных систем Государственной Думы
К настоящему времени в
Государственной Думе разработаны и используются более 30 прикладных автоматизированных
систем, программных комплексов и задач, состав которых можно классифицировать
по видам обеспечения деятельности депутатов и подразделений Аппарата.
1.Обеспечение
законодательного процесса.
Автоматизированная система обеспечения законодательной
деятельности (АСОЗД) включает аппаратные и информационно-программные
средства на всех этапах законодательной процедуры. Доступ к размещению
информации в системе имеют около 500 пользователей на основе утвержденной структуры
системных имен и паролей, доступ для просмотра информации имеют все
пользователи Интранет ГД.
Система электронного голосования включает 470 рабочих
мест депутатов и обеспечивает оперативную регистрацию участников заседаний и
подсчет результатов голосования с выдачей
соответствующей сводной и детализированной информации.
2.
Организационное обеспечение
Автоматизированная система организационного управления
(АСОУ) предназначена для поддержки процессов планирования рассмотрения
вопросов Государственной Думой и координации деятельности комитетов, фракций,
депутатских групп..
Автоматизированные
системы "Учет протокольный
поручений" и "Учет
парламентских запросов".
3.
Документационное обеспечение
Система делопроизводства и документооборота (САДД) обеспечивает
регистрацию внешних и внутренних документов, учет движения документов
(документооборота) внутри Государственной Думы, регистрацию исходящих
документов, списание документов "В дело", контроль за своевременным
исполнением документов, поиск документов по различным критериям и получение
статистических отчетов по документообороту Государственной Думы.
Система "Отправка исходящей корреспонденции" обеспечивает
регистрацию исходящей корреспонденции, направляемой в адрес депутатов ГД,
членов СФ, организаций и граждан, формирование реестров отправки фельдсвязью
или почтой и др.
Система "Депутатская почта" обеспечивает
регистрацию корреспонденции, поступающей в адрес депутатов ГД, поиск и просмотр
зарегистрированной корреспонденции, печать списков рассылки и формирование
статистических данных.
4.
Обеспечение работы с обращениями граждан и общественных организаций
Автоматизированная система "Приемная ГД" предназначена для
автоматизации технологических операций, связанных с обработкой письменных и
устных обращений граждан в Государственную Думу. В системе формируются
документы - извещения, направляемые гражданам и сопроводительные письма,
направляемые в подразделения Государственной Думы и внешние организации.
Обеспечивается автоматизированный контроль исполнения документов по обращениям
граждан.
5.
Обеспечение работы с кадрами
Автоматизированная информационная система
"Кадры" предназначена для хранения информации о депутатах,
помощниках депутатов и работниках Аппарата ГД с выполнением: работ со штатным
расписанием, получения статистической информации, обработки запросов на поиск
информации по наборам критериев для Руководства ГД и ряда подразделений
аппарата ГД.
6.
Финансовое, материально техническое и социально-бытовое обеспечение
В настоящее время в Государственной
Думе эксплуатируются ряд систем, автоматизирующих отдельные участки
деятельности Управления делами ГД (размещение в гостиницах и др.), разработана "Система комплексной автоматизации
финансово-хозяйственной деятельности ГД".
7. Системы автоматизации работ в
отдельных подразделениях Аппарата ГД
К числу этого вида
систем относятся системы учета загранкомандировок, системы автоматизированного
ведения видеоархива и др.
Информационно-коммуникационная
система Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
(ИКС СФ)
Разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 17
февр. 1995 «О создании информационно-коммуникационной системы Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и внедрена в эксплуатацию в 1999.
ИКС СФ является многопользовательской,
многофункциональной, территориально распределенной системой, предназначенной
для эффективной поддержки законодательной деятельности СФ и принятия
стратегических решений в условиях информационного взаимодействия с федеральными
органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ,
российскими и зарубежными организациями. Система охватывает практически все
сферы парламентской деятельности, состоит из взаимосвязанных подсистем,
размещенных в нескольких территориально распределенных зданиях СФ.
ИКС включает в себя:
1) корпоративную компьютерную Интранет-сеть, рассчитанную на
подключение более 2000 компьютеров, серверов и периферийного оборудования;
2) локальную вычислительную Интернет-сеть, рассчитанную на
подключение более 500 компьютеров к информационным ресурсам сети Интернет по
высокоскоростному каналу связи;
3) основной и резервный серверные залы, где круглосуточно
функционируют 36 серверов;
4) более 1500 сетевых компьютеров пользователей;
5) программно-технический комплекс Интернет-представительства
СФ;
6) информационно-коммуникационный центр;
7) мобильные информационные системы;
8) электронные технологические системы обеспечения залов
заседаний СФ, включающие системы электронного голосования, общего
звукоусиления, технологического телевидения, конференц-системы, систему
информационного обеспечения заседаний СФ;
9) систему управления и администрирования ИКС;
10)
технологическую систему сопровождения и
развития ИКС;
11)
центр обучения членов СФ и работников
Аппарата СФ;
12)
информационные системы подразделений
СФ.
Функционирование ИКС СФ поддерживается общесистемным и
прикладным программным обеспечением (неотъемлемыми элементами ИКС) и внешними
сетями передачи данных, обеспечивающими информационное взаимодействие с
внешними организациями.
В качестве базовой в ИКС принята программная
платформа корпорации Microsoft.
Корпоративная компьютерная сеть строится на базе
виртуальных локальных вычислительных сетей, работающих по технологии Ethernet, Fast Ethernet, Gigabit Ethernet. Основной сетевой протокол TCP/IP. Конструктивные
элементы ИКС обеспечивают выполнение совокупности прикладных функциональных задач,
решаемых в интересах пользователей.
Функцией
Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их
соответствия Конституции РФ и федеральным законам.
В соответствии с Указом
Президента РФ от 13 октября
Для решения вопросов в
области правовой информации 25 июня
Сегодня НЦПИ
осуществляет информационно-правовое обеспечение центрального аппарата и
учреждений Минюста России, федеральных органов исполнительной власти, судебных
органов и др. Научный центр правовой информации выступает как головное
учреждение по вопросам правовой информатизации в Министерстве юстиции РФ.
Научный Центр правовой
информации — государственное учреждение, имеющее наибольший в России опыт
работы по автоматизированной обработке правовой информации. С начала 1990-х гг.
в НЦПИ создается база нормативных актов «Эталон», а затем и Федеральный
регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В
Приказом
Минюста РФ от 21 января
Концепция является организационно-методической
основой для формирования правовой, технической, финансовой, кадровой политики
при создании Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения
(ЕСИТО) Минюста России.
В Концепции
информатизации Министерства юстиции Российской Федерации отражена совокупность
взглядов на состояние системы информатизации Минюста России, определены цели,
задачи, критерии, принципы и основные направления развития системы
информатизации Министерства юстиции Российской Федерации.
Основными целями данной
Концепции являются:
-
анализ
состояния информатизации и информационной инфраструктуры Министерства юстиции
Российской Федерации;
-
определение
проблем, основных направлений и этапов развития Единой системы
информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России для организации
информационно-технологического взаимодействия центрального аппарата
Министерства с его территориальными органами и учреждениями;
-
анализ
тенденций развития, определение основных критериев и принципов функционирования
системы информатизации Минюста России, обеспечение интеграции указанной системы
в рамках единого информационного пространства с соответствующими системами
федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов и в
международную систему правовой информации;
-
обеспечение
информационной безопасности указанной системы и ее информационных ресурсов как
составляющей информационной безопасности Российской Федерации;
-
обеспечение
участия Минюста России в работе по развитию и совершенствованию
законодательства в информационной сфере.
Одной из первоочередных задач при
построении системы информатизации Минюста России является внедрение системы
электронного документооборота, которая должна стать основой функционирования
всех указанных подсистем и управления ими.
Система электронного документооборота Минюста
России должна обеспечить:
-
выполнение
основных функций коллективной обработки информации от руководства Министерства
до конкретного исполнителя;
-
автоматизацию
пересылки документов в электронном виде;
-
унификацию
ведущейся переписки, выработку стандартов на документы, циркулирующие в
структуре Минюста России, использование при составлении документов типовых форм
и образцов;
-
выдачу
поручений и организацию согласования документов с обязательным оперативным
сбором информации о ходе их выполнения и проведением эффективного контроля над
исполнением поручения;
-
требуемый
уровень защиты информации как при ее передаче, так и при ее хранении;
-
организацию
единого информационного пространства, когда передача информации производится
одинаково просто как в рамках локальной сети структурного подразделения, так и
в другое здание, район или субъект Российской Федерации.
-
Информатизация
базируется на основных положениях правовой информатизации России, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня
Система
информатизации Министерства юстиции Российской Федерации строится как система распределенной
обработки информации, однородность которой обусловлена внедрением единых
стандартов в обработку и хранение информации и интеграцией единого
лингвистического обеспечения. В целях максимально эффективного обеспечения
информационных потребностей пользователей необходимы интерактивный доступ к
ресурсам и их защита на всех уровнях системы.
Основными критериями работы
информационной системы Минюста России являются полнота, актуальность,
достоверность правовой информации, необходимость минимизации времени
выполнения задачи и стоимости технологии, обеспечивающих их решение.
Анализ
современных научных взглядов позволяет сформулировать следующие основные принципы создания и
развития ЕСИТО:
системность -
рациональная декомпозиция системы на составные части (подсистемы) и организация
информационного взаимодействия подсистем между собой и единой системы с
аналогичными внешними информационными системами;
эволюция,
обеспечивающая создание и постоянное поддержание в актуальном состоянии
информационного ресурса;
открытость -
способность системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий,
увеличению числа источников информации и пользователей, организации доступа
пользователей к информационному ресурсу по каналам сети передачи данных;
информационная
безопасность - комплекс мер, призванных обеспечить
защищенность системы.
В ЕСИТО
должен использоваться также принцип централизованного управления,
позволяющий обеспечить весь спектр интегрированных функций, которые управляют
всеми информационными ресурсами Минюста России. Реализация указанного принципа
управления в системе информатизации Минюста России позволит отслеживать
состояние всей системы, оперативно принимать решения и контролировать
восстановление при отказе отдельных элементов, прогнозировать критические
ситуации и повысит уровень безопасности системы, а также приведет к снижению
трудоемкости эксплуатации системы, повышению ее надежности.
На
Министерство юстиции Российской Федерации федеральными законами, указами
Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской
Федерации возложены задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой
информации и организации ее использования.
Основными информационными ресурсами, находящимися
в распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему
организаций, являются компьютерные базы данных по различным аспектам права.
Кроме того, Минюст России обладает уникальными информационными ресурсами на
бумажных носителях - это фонды правовых актов НЦПИ,
Минюста России, бывшего Минюста СССР, содержащие около 3,5 млн. документов.
Информационные
ресурсы Минюста России в Интернет стали доступны для пользователей с
Созданная
система распределенной обработки правовой информации позволяет обрабатывать в
НЦПИ информацию, поступающую из федеральных органов государственной власти, а
также органов государственной власти Москвы и Московской области. Правовая
информация органов государственной власти субъектов Российской Федерации
обрабатывается территориальными органами Минюста России или центрами правовой
информатизации и передается в НЦПИ как в центральный узел системы по
коммутируемым каналам связи, в том числе с использованием сети Интернет.
Созданный
НЦПИ при Минюсте России программно-технологический комплекс "ФОНД"
представляет собой полнотекстовую, поверсионную базу
данных законодательства бывшего Союза ССР, Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, государств-участников
СНГ.
В настоящее
время программно-технологический комплекс "Фонд" содержит около 400
тыс. правовых актов бывшего СССР и Российской Федерации, начиная с
Используемая
автоматизированная СПС "Эталон", как уже упоминалось выше,
представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому
законодательству. Это законы, указы и постановления органов государственной
власти, приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти,
судебная и арбитражная практика.
Дальнейшее
развитие системы информатизации Минюста России требует создания
высокоинтеллектуальных систем, выполняющих не только функции
справочно-информационного обслуживания пользователей, но и обеспечивающих
эффективную поддержку законотворческой деятельности. Указанные системы должны
обеспечивать законотворческую деятельность Минюста России на основе решения
следующих задач:
обработки
запросов, заданных в виде свободных наборов
терминов или произвольных текстов на естественном языке;
выделения
в полнотекстовой базе данных множества релевантных документов (или их
фрагментов) с автоматическим ранжированием текстов по уровню релевантности;
динамического
формирования текстов документов, актуальных на задаваемый
пользователем период времени;
навигации
в правовой базе данных не только по заранее установленным
гиперссылкам, но и по любому другому признаку, выбираемому пользователем
(например, по органам, источникам опубликования, позициям общеправового
классификатора отраслей права и т.д.).
Научный
центр правовой информации Минюста РФ проводит значительную работу по созданию в
регионах центров правовой информации (ЦПИ). Одна из задач этих центров -
обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотворческой
деятельности государственных органов субъектов Федерации. Центры правовой
информации создаются во всех регионах РФ. Они передают нормативную методическую
и справочную информацию в суды и нотариальные конторы, передачу статистической
отчетности из судов и нотариальных контор в органы юстиции.
В настоящее
время ведется интенсивная работа по созданию региональных баз правовой
информации.
Региональная
система представляет собой совокупность автоматизированных информационных
центров и абонентских пунктов, объединенных с помощью каналов связи и средств
передачи информации в единый программно-технический комплекс.
Основное
назначение региональных систем - аккумуляция данных о нормативных актах,
принимаемых на уровне субъекта Федерации (законы, постановления, распоряжения и
иные документы региональных органов государственной власти).
В связи с
реорганизацией деятельности Министерства юстиции РФ, проведенной в последние
годы, значительно изменилась роль различных служб, входящих в единую систему
юстиции.
Так,
например, созданная Федеральная регистрационная служба РФ (ФРС РФ) проводит
активную работу по информатизации всех ее структурных звеньев на местах (в
городах и районах). Обновленная система государственной регистрации будет
обеспечивать в едином информационно-технологическом режиме весь процесс
регистрации юридических лиц, недвижимости и другие объекты учета. Единая
информационно-компьютерная система позволит в сетевом режиме объединить все
регистрационные системы в стране.
В связи с
этим предстоит огромная работа по компьютерному оснащению всех рабочих мест ФРС
РФ в городах и районах, прокладке корпоративной компьютерной сети, а также
разработке прикладного программного обеспечения единой информационной системы.
Деятельность
Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает
международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные
системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в
различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с
решением задач планирования государственной социально-экономической политики.
Кроме развития
технологической составляющей, большое значение имеет совершенствование
концептуальных направлений применения информационных технологий в
деятельности
Совета Федерации и Федерального Собрания в целом.
Направление
1. В Совете Федерации необходимо образовать Центр генерации
государственных целей и проблем. В его функцию должна входить генерация
стратегических и тактических целей развития Российской Федерации на перспективу
и текущие периоды. Он должен обосновывать и формировать желаемые состояния
государства, используя результаты прогнозирования на перспективы (долгосрочную
и краткосрочную). Центр должен анализировать и формировать перечень и содержание
актуальных государственных проблем, находящихся в ведении законотворческой
деятельности палаты. Для этого необходимо, чтобы в Совете Федерации был
координатор проблем (законодательных инициатив) и персонально ответственное
лицо за это направление деятельности палаты. В качестве варианта возможно
предусмотреть группу стратегического планирования деятельности Совета
Федерации, подчиненную непосредственно его Председателю или одному из
заместителей. На основе исходных данных этой группы можно обеспечить
формирование: а) базы знаний "Цели развития Российской Федерации"; б)
базы знаний "Паспорта проблем, находящихся в ведении Совета
Федерации". Естественно, эта работа должна проводиться в тесном
методологическом и информационно-техническом взаимодействии структурных
подразделений Аппарата Совета Федерации, Аппарата Государственной Думы,
Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства
Российской Федерации.
Направление
2. Разработка единой пооперационной технологии законопроектной работы
Федерального Собрания Российской Федерации. Законы должны проходить
унифицированный "жизненный цикл", начиная от идейного замысла закона
(законодательной инициативы) до выпуска готового продукта – закона. При этом
должны быть определены нормативы времени и затрат на разработку закона, что
позволит более обоснованно планировать параллельное прохождение десятков и
сотен законов. Для этого необходимо откорректировать (в сторону детализации)
регламенты Совета Федерации и Государственной Думы и порядок их информационного
взаимодействия в ходе законопроектной работы на всех стадиях, особенно на
начальном этапе работы над проектом закона. Необходимо осуществлять
пооперационный контроль качества закона во всем его "жизненном цикле"
прохождения в Государственной Думе, Совете Федерации. В качестве варианта
возможно предусмотреть в Государственной Думе и Совете Федерации на постоянной
основе соответствующие группы (отделы контроля) комплексной оценки качества
разрабатываемых и согласовываемых законов по разработанной и согласованной
системе критериев, методов, средств, моделей. Эффективная система контроля
разрабатываемых законов может быть обеспечена только профессионально
подготовленными в этой области кадрами. За счет введения групп контроля число
отклоняемых Советом Федерации законов также может быть сведено до минимума.
Направление
3. Создание научного центра, обеспечивающего на постоянной основе научное
сопровождение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Этот Центр (на правах
института, Академии, вновь возрожденного Парламентского центра) должен
осуществлять систематическое научно-методическое обеспечение законопроектной
работы как Совета Федерации, так и Государственной Думы по всему комплексу
проблем эффективной организации их деятельности с учетом регулярной сменяемости
депутатского корпуса и членов Совета Федерации. Положение о статусе этого
независимого от партий и фракций, политической конъюнктуры Центра должно
утверждаться Федеральным Собранием, планы его научной и практической работы
должны формироваться обеими палатами. Руководство Центром могли бы по очереди
осуществлять руководители палат. В ведении Центра как головной научной
организации целесообразно было бы сосредоточить разработку нормативной базы
законопроектной работы не только Федерального Собрания, но и законодательных
собраний субъектов Российской Федерации. Центр должен систематизировать и
обеспечивать преемственность положительного опыта работы отечественных
парламентов всех созывов (дореволюционной Думы, Верховных Советов СССР и РСФСР,
Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных собраний субъектов Российской
Федерации). Сюда же относится проблема научной координации работ и обеспечения
сотрудничества законодательных органов на межпарламентском уровне
(Межпарламентская Ассамблея СНГ, парламенты других государств). Важнейшей
функцией Центра явилась бы разработка методологии и определения критериев
оценки деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в целом и каждой
из входящих в него палат.
Направление
4. Формирование на уровне России в целом Единого информационно-правового
пространства, обеспечивающего как законопроектную, так и правоприменительную
деятельность всех субъектов Российской Федерации. Это общегосударственная
проблема всех трех ветвей власти: представительной (законодательной),
исполнительной и судебной. Основой для разработки Президентских программ по
правовой информатизации может служить принятая в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 28.06.96 г. № 996 Концепция правовой
информатизации России, которая, как предусматривалось ранее, должна была
осуществляться по трем направлениям: - информатизация правотворческой
деятельности; - информатизация правоприменительной деятельности; - правовое
обеспечение процессов информатизации. В реализации Президентских программ по
правовой информатизации России было задействовано значительное число
федеральных ведомств. В связи с уточнением функций министерств и ведомств
необходимо в кратчайшее время проанализировать состояние дел с реализацией этих
программ и принять новые необходимые решения. Эта работа должна проводиться во
взаимодействии Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и
Аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы.
Направление
5. Создание эффективной системы профессиональной подготовки
парламентариев. Цель системы – формирование профессионального парламента,
основанного на передовых отечественных и зарубежных достижениях в этой области
деятельности. Система должна включать в себя комплекс организационных,
учебно-методических и других мероприятий (программ), нацеленных на
систематическое повышение профессионального уровня парламентариев (как членов
Совета Федерации, так и депутатов Государственной Думы). Это позволит
разработать систему критериев, методов и средств оценки эффективности
парламентской деятельности каждого члена Совета Федерации, депутата
Государственной Думы, комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной
Думы.
Направление
6. Активизация информирования российской и зарубежной общественности о
перспективных планах и текущей деятельности Федерального Собрания Российской
Федерации. В Российской Федерации имеется значительный научный и практический
задел по формированию Единого информационного пространства всех трех ветвей
власти – представительной, исполнительной и судебной, вхождению его в мировое
информационное пространство. Анализ состояния информатизации в зарубежных
государствах показывает, что этому направлению уделяется огромное внимание.
Реализация названных направлений поможет поднять на новый уровень
законодательную деятельность Российского парламента.