3.1 Понятие и этапы государственной политики в информационной сфере
3.2 Направления разработки и реализации государственной политики в
информационной сфере
Политика (от греч. polis — город-государство и прилагательного от него — politikos: все, что связано с городом, — государство,
гражданин и проч.; politika — государственные и
общественные дела) — особая форма социальной деятельности, связанная с
распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами.
Существует
государственная и негосударственная информационная политика. Негосударственная
информационная политика осуществляется СМИ, формирующими идеологические,
политические, экономические и другие взгляды, мнения, знания и оценки, влияющие
на быт, досуг, культуру, поведение и на все стороны жизни людей.
Под государственной политикой в
информационной сфере (государственной информационной политикой (ГИП))
следует понимать политику (в смысле англоязычного термина «policy»
- курс, стратегия, а не «politic» - политическая
борьба за власть), проводимую государственной властью в информационной сфере
жизнедеятельности общества и государства.
Государственную информационную
политику следует рассматривать как совокупность целей, отражающих национальные
интересы в информационной сфере, стратегии, тактики, задач государственного
управления, управленческих решений и методов их реализации, разрабатываемых и
реализуемых государственной властью для регулирования и совершенствования как
непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах
жизнедеятельности общества и государства, так и процессов в широком смысле
технологического обеспечения такого взаимодействия.
В этой связи, рассмотрим несколько взаимосвязанных понятий, используемых
при проведении государственной информационной политики:
информационная сфера, информационные отношения, информационное общество.
Информационная сфера представляет собой совокупность
информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор,
формирование, распространение и использование информации (информационные
процессы), а также системы регулирования возникающих при этом общественных
отношений. Также можно сказать, что понятие информационной сферы (среды)
раскрыто законодательно как «сфера деятельности субъектов, связанная с
созданием, преобразованием и потреблением информации».
Информационная
сфера рассматривается как сфера правового регулирования информационных
отношений с целью выявления роли и места информации в правовой системе,
изучения мотивов и оснований производства, преобразования и применения
информации разного вида и назначения, исследования особенностей и свойств
информации, исследования информационных процессов и возникающих при их
исполнении информационных отношений, установления институтов информационного
права. Именно в информационной сфере возникают общественные отношения,
подлежащие правовому регулированию, при выполнении информационных процессов.
Эти социальные (общественные) отношения, возникающие при выполнении информационных процессов и подлежащие правовому регулированию называют информационными отношениями. Они составляют основной предмет информационного права, предмет его правового регулирования.
Информационная сфера,
являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние
политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности
Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации
существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в
ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Информационная сфера
может быть разделена на четыре предметных области:
1) реализации права на поиск, получение,
передачу и применение информации;
2) производства, передачи и распространения
исходной и производной информации; формирования информационных ресурсов,
подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг;
3) создания и применения информационных систем
(АИС, БД, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных технологий;
4) создания и применения средств и механизмов
информационной безопасности.
Каждая предметная
область включает в себя непересекающиеся множества элементов:
-
информация
разного вида, назначения, формы представления;
-
информационные
процессы производства и обращения информации;
-
субъекты —
участники и исполнители информационных процессов;
-
общественные
отношения, возникающие при исполнении информационных процессов, т.е.
информационные отношения.
При исследовании
информационной сферы фиксируются отношения по поводу осуществления прав, в том
числе ограничения прав, выполнения обязанностей, установления ответственности.
Цель ГИП должна заключаться в
обеспечении перехода к информационному обществу, в частности:
- формирование российского информационного пространства,
- развитие системы массовой информации,
- организацию международного информационного обмена и
интеграции информационного пространства России в мировое информационное
пространство.
Информационное
общество — теоретическая концепция постиндустриального
общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными
продуктами производства становятся информация и знания.
Отличительные черты:
-
увеличение роли
информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
-
возрастание числа
людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством
информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
-
нарастающая
информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети
Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
-
создание
глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное
информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным
ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и
услугах.
Основные
характеристики информационного общества определяются по
следующим критериям.
Технологический: ключевой фактор — информационные
технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе
образования и в быту.
Социальный: информация выступает в качестве важного
стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается
«информационное сознание» при широком доступе к информации.
Экономический: информация составляет
ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника
добавленной стоимости и занятости.
Политический: свобода информации, ведущая к
политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом
между различными классами и социальными слоями населения.
Культурный: признание культурной ценности информации
посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах
развития отдельного индивида и общества в целом.
В деятельности органов
власти по разработке и реализации государственной политики в области развития
информационного общества в России можно выделить несколько этапов.
На первом
(1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации.
Второй этап
(1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к
выработке информационной политики.
Третий этап, который
длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения
информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП
«Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию
информационного общества в российских регионах.
Каждая страна решает
самостоятельно, какой тип информационного общества следует создавать. Возможны
два полярных типа информационного общества: «цифровая диктатура» или «цифровая
демократия».
«Цифровая
диктатура» создается цифровой бюрократией для того, чтобы
упростить управление цифровым государством. При этом цифровые права цифровых
граждан не защищены, ставка делается на цифровые полицейские меры тотального
цифрового контроля. Производится навязывание цифровых услуг населению, в
которых нуждается не само население, а государство (бюрократия).
«Цифровая
демократия» это совершенно иной тип устройства информационного
общества. «Цифровая демократия» строится ради граждан, ради защиты их цифровых
гражданских прав. Создавать «цифровую демократию» намного сложнее, чем
«цифровую диктатуру». Прогнозы показывают, что «цифровая демократия» должна
обеспечивать конфиденциальность, анонимность личной информации граждан.
Обеспечить конфиденциальность и анонимность личной информации (персональных
данных) граждан удается только средствами криптографии, при этом личным ключом
для управления своей личной криптографией должен стать сам человек
(биометрический образ человека).
Для того, чтобы
обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных,
Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных
стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 (введен в действие); ГОСТ Р 52633.1-2009
(введен в действие), ГОСТ Р 52633.2 (прошел публичное обсуждение); ГОСТ Р
52633.3 (разработан, готовится к публичному обсуждению); ГОСТ Р 52633.4 (разработан,
готовится к публичному обсуждению); ГОСТ Р 52633.5 (разработан, готовится к
публичному обсуждению).
Так как другие страны
пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в
его личный криптографический ключ, предположительно стандарты пакета ГОСТ Р
52633.хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих
международных стандартов. В этой связи интересно отметить то, что уже
существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы
как национальные стандарты США. Все биометрические стандарты США ориентированы
на полицейский биометрический паспортный контроль иностранных граждан.
Наметилось явное
международное разделение труда: Россия создает биометрические стандарты для
«цифровой демократии», а США активно создает ветвь биометрических стандартов
для «цифровой диктатуры». Цифровому государству нужны обе ветви биометрических
стандартов, однако важно, чтобы эти ветви были сбалансированы между собой.
Ветвь российских стандартов пакета ГОСТ Р 52633.хх должна выровнять
существующий перекос. Именно в этом и состоит роль России.
Государственная
информационная политика (ГИП) – это способность и возможность субъектов
политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность
с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле – это особая сфера
жизнедеятельности людей…, связанная с воспроизводством и распространением
информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и
направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и
их представителями.
Для России проведение грамотной
государственной информационной политики означает:
-
развитие
гражданского общества;
-
обеспечение
конструктивного диалога между государством и СМИ и властью
и обществом;
-
признание
презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;
-
ориентацию
главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного
обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный
поиск, получение, производство информации и ее распространение;
-
повышение доверия
общества к власти;
-
налаживание
эффективных взаимоотношений России с другими странами и т.д.
Также ГИП должна быть
направлена на реализацию национальных интересов России в
информационной сфере:
-
соблюдение
конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией,
сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и
научного потенциала страны;
-
информационное
обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с
доведением до российской и международной общественности достоверной информации
о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по
политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с
обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным
ресурсам;
-
развитие
современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в
том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи,
обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции
на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного
использования отечественных информационных ресурсов;
-
защита
информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение
безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых,
так и создаваемых на территории России.
Концепция
государственной информационной политики так определяет предмет своего
исследования: государственная информационная политика представляет собой
совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной
сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их
реализующих.
Долгосрочной
стратегической целью ГИП провозглашается построение демократического
информационного общества и вхождение страны в мировое информационное
сообщество. Она будет эффективна, если ее основой станут: системность и
открытость. Одна из главных целей ГИП – согласование интересов граждан,
общества и государства, налаживание диалога между ними.
В Концепции
государственной информационной политики ее основные задачи сформулированы
следующим образом:
-
модернизация
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
-
развитие
информационных, телекоммуникационных технологий;
-
эффективное
формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР),
обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
-
обеспечение
граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств
массовой информации;
-
подготовка
человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
-
создание
необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
Концепция
государственной информационной политики охватывает практически все наиболее
значимые положения и принципы, составляющие основу ГИП:
Принцип открытости политики – все основные
мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство
учитывает общественное мнение.
Принцип равенства интересов – политика в равной
степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне
зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной
принадлежности (единые для всех “правила игры”).
Принцип системности – при реализации принятых
решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны
учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.
Принцип приоритетности отечественного производителя
– при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному
производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
Принцип социальной ориентации – основные
мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов
граждан России.
Принцип государственной поддержки – мероприятия
информационной политики, направленные на информационное
развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.
Принцип приоритетности права – развитие и
применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми
формами административных решений проблем информационной сферы.
В РФ накоплен известный
опыт выработки
государственной политики в области развития информационной сферы.
Выделим основные направления разработки и реализации ГИП:
1) научное исследование
и осмысление закономерностей развития общественных отношений в информационной
сфере и постановка проблемы;
2) определение
доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление (к таким
документам следует отнести Концепцию национальной безопасности РФ и Доктрину
информационной безопасности РФ, Концепцию формирования и развития единого
информационного пространства России и соответствующих государственных
информационных ресурсов (
3) конкретизация задач
для органов государственной власти при определении основных направлений
внутренней и внешней политики (в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному
Собранию с
4) разработка и принятие
концепций развития законодательства в информационной сфере и ее отдельных
областях (Комитетом Государственной Думы по информационной политике и
Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического
консультативного совета при Президенте РФ одобрена Концепция государственной
информационной политики (
5) разработка и принятие
законов как правовой основы регулирования отношений в информационной сфере (в
1990-е гг. в Российской Федерации сформирован большой массив законодательства в
области регулирования информационных отношений — более 120 законов федерального
уровня и более 100 законов субъектов Федерации. Конституция РФ, все 18 кодексов
Российской Федерации в большей или меньшей степени касаются реализации
информационных прав и свобод, формирования и вовлечения информационных ресурсов
в экономический оборот и систему государственного и муниципального управления;
6) подготовка и принятие
подзаконных нормативных правовых актов (регулирование деятельности
государственных органов и специализированных организаций в области информационной
деятельности, оформление отдельных направлений государственной политики
осуществляется через акты Президента РФ, Правительства РФ, нормативные правовые
акты министерств и ведомств, в компетенцию которых входят проблемы информации и
информатизации. Например, в 1993-1999 гг. было издано более десяти специальных
актов по проблеме правовой информатизации в Российской Федерации, в результате
реализации которых были решены многие вопросы организации правовой информации и
ее распространения через специализированные системы «КонсультантПлюс»,
«Кодекс», «Гарант», «Система» и др. Таким примером по вопросам упорядочения
правовой информации является Указ Президента РФ от 10 августа
7) подготовка и
реализация федеральных целевых программ, конкретизирующих участие органов
государственной власти в формировании и реализации государственной политики в
соответствии с их компетенцией (примером здесь может служить Федеральная
целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»).