2.1 Понятие информационных процессов
2.2 Виды информационных процессов
2.3 Государственная программа
информатизации России
Любая деятельность
человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия
решений на ее основе и их выполнения. Информация содержится в человеческой
речи, текстах книг, журналов, газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях
приборов и т.д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств,
хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы.
Процесс решения в уме математической задачи, процесс перевода текста с одного
языка на другой - все это обработка информации. Процессы обработки информации
составляют суть умственной деятельности человека. Человек думает, вычисляет,
говорит, слушает, читает, пишет. При этом он всегда имеет дело с информацией.
Связанные с информацией
процессы происходят не только в мире, имеющем отношение к деятельности
человека, но также и в живой природе и технике. Организация живой природы,
сообществ и популяций основана на постоянном обмене информацией, переработке
информации, получаемой из неживой природы. Информационный процесс - это
совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью
получения результата.
Информационные
процессы лежат в основе производства, распространения,
преобразования и потребления информации, т.е. это процессы создания, сбора,
обработки, накопления, хранения, поиска, получения, распространения и
потребления информации в государстве и обществе, а также процессы создания и
применения ИС, ИТ и средств их обеспечения, средств и механизмов информационной
безопасности. Также можно сказать, что информационный процесс - это
совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью
получения результата.
Таким образом, информационные
процессы — процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения,
поиска, распространения и потребления
информации.
В результате исполнения
информационных процессов осуществляются информационные права и свободы,
выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в
обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются
вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации,
защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от
несанкционированного доступа.
Процесс правового
воздействия на общественные отношения представляется возможным рассматривать
как реализацию совокупности информационно-значимых функций:
• постановки целей регулирования в области права (естественно,
происходит на основе имеющейся, осмысленной информации о состоянии объекта
управления — общественных отношений);
• получения и восприятия поступающей правовой и иной информации, ее
регистрации, хранения и обработки (в соответствии с поставленными целями
собирается, систематизируется, анализируется информация о состоянии
общественных отношений в наиболее полном виде);
• принятия определенного юридического решения (создание новой правовой информации);
• передачи и использования социально-правовой информации.
Таким образом, все
стадии процесса правового воздействия осуществляются на основе информационных
процессов.
Информационные процессы
в правовой системе — это процессы сбора, производства, распространения,
преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации.
Целью изучения является,
с одной стороны, необходимость эффективной организации информационных процессов
во всех видах юридической деятельности, а с другой стороны, изучение их
особенностей необходимо для грамотного правового регулирования тех общественных
отношений, к возникновению которых приводят рассматриваемые информационные процессы.
Сегодня в
законодательстве можно найти следующие виды информационных процессов.
Так, согласно ч. 4
ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В Законе об информации
определены информационные процессы предоставления и распространения информации.
Предоставление информации — действия,
направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации
определенному кругу лиц.
Распространение информации — действия,
направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу
информации неопределенному кругу лиц.
Обобщенная
структура процесса обращения информации имеет вид (см. рис. 2.1):
Рис. 2.1. Обобщенная
структура процесса обращения информации в информационной системе
На каждом из приведенных
этапов процесса обращения информации действуют свои объективные закономерности.
Изучение их позволит грамотно организовать работу любой информационной системы.
1. В источниках
информации происходит создание информации.
С юридической точки
зрения создание информации — это генерация информационных продуктов и ресурсов
в процессе творческой, производственной и иной общественно полезной
деятельности человека и гражданина, юридических лиц, органов и иных субъектов
права на информацию.
Правовое регулирование
присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию
организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования
ин-формационного производства; в виде гарантий свободы творчества, поведения,
образования, в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной
собственности, а также в виде запретов на производство «вредной» информации,
распространение которой может нанести вред законным интересам других субъектов
ин-формационных отношений.
2. Сбор информации — это
процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду,
стандартному для данной информационной системы. Необходимыми этапами в системе
сбора информации является ее восприятие и преобразование.
♦ Восприятие информации —
процесс преобразования сведений, поступающих в социальную, техническую систему
или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего
использования. Благодаря восприятию информации обеспечивается связь системы с
внешней средой (в качестве которой могут выступать человек, наблюдаемый объект,
явление или процесс и т.д.). Восприятие информации необходимо для любой
информационной системы, коль скоро она претендует на какую-либо полезность. На
процессы восприятия информации влияют следующие факторы: потребность в
информации — это осознанная индивидом необходимость получения и использования в
практической деятельности полученных сведений; интерес к информации — это,
прежде всего, выделенность какой-либо информации из потока, функционирующего в
данном обществе. Интерес к информации характеризуется такими параметрами, как
глубина, широта, специализация; социокультурный уровень личности. Этот фактор
характеризует владение личностью определенной суммой культурных ценностей.
Современные информационные системы,
создаваемые, как правило, на базе ЭВМ, в качестве своей составной части имеют
более или менее (в зависимости от цели системы) развитую систему восприятия.
Система восприятия информации может представлять собой довольно сложный
комплекс программных и технических средств. В зависимости от анализаторов
(входящих в комплекс технических средств системы восприятия) организуется
восприятие зрительной, акустической и других видов информации.
♦ Преобразование информации является
вторым этапом сбора информации, в результате которого информация должна быть
представлена в виде, пригодном для ее дальнейшего использования. Основными
формами представления информации в информационной системе являются аналоговая и
цифровая формы. Аналоговая форма представления информации связана с такими
категориями носителей, используемых в современных ин-формационных системах,
какими являются текст, видео и голос. Одним из первых способов, которым
доисторические люди поддерживали связь, был звук. Звуки обозначали эмоции типа
удовольствия, гнева и опасности, а также объекты окружающей среды, включая,
например, пищу, инструмент и прочее. Звуки принимали их значения в соответствии
с некими соглашениями путем использования их многократно при схожих
обстоятельствах. Объединение частей звука позволило представлять более сложные
понятия, постепенно приводя к возникновению речи и, в конечном счете, к
разговорным «естественным» языкам.
В области сбора информации действует объективный
закон роста информации. Действительно, любая система может приобрести
информацию из внешней среды. Но каждый субъект системы должен стремиться
получить новую для данной системы информацию, отличную от получаемой всеми
остальными ее субъектами. Последнее возможно, если их действия хорошо
скоординированы, если они информированы о достижениях всех других субъектов.
Информация приобретается из внешней среды в процессе материальной деятельности,
при научных и конструкторских разработках, благодаря жизненному опыту, в
процессе общения, при обучении и т.д. Отсюда следует, что наибольшее число
элементов (субъектов или объектов) должно оперировать в информационно емких
областях деятельности. Закон роста информации называется основным законом
кибернетики, информатики и общественных систем. В результате действия этого закона
в обществе с
Закон роста информации предопределяет
непрерывный объективный процесс увеличения количества информации в природе и
обществе, что мы и наблюдаем в реальной действительности. Как же обеспечить
управление этой массой растущего количества информации? Ведь возможности
человека в управлении (восприятии, осмыслении) информацией, да и любой другой
природной системы небеспредельны. Казалось, человек давно должен был утонуть в
этом растущем океане данных, и, очевидно, есть механизм, способный обуздать
этот неумолимый поток.
Управление информацией становится
возможным, если люди объединяются, специализируясь по какой-то части
общественной или служебной информации, т.е. необходимо минимизировать
количество обрабатываемой ими информации, ограничившись только областью определенной
деятельности. Это суть закона минимизации информации (специализации).
Закон специализации — второй основной закон в области сбора информации.
Для осуществления поиска интересующей
информации во всем массиве циркулирующих сведений информация должна быть
организована. Рассмотрим основные средства организации информации.
Каталогизация и классификация —
испытанные инструменты, часто объединяемые под общим заголовком «индексация»,
обеспечивающие необходимый уровень организации информации. И та, и другая использовались
все время, пока существовали библиотеки, но их значение в так называемый
информационный век значительно возросло при использовании компьютеров.
Назначение каталога —
идентифицировать все объекты в собрании и сгруппировать подобные предметы вместе.
Особое место среди
каталогов занимают тезаурусы. Они содержат предметные заголовки,
организованные в списки, которые помогают пользователям найти соответствующий
заголовок по теме (разделу), представляющей интерес, определить связанные
термины, используемые для более узких или более широких тематических разделов.
Одна из функций управляемого словаря заключается в выборе из большой группы
синонимов одного термина, который наиболее точно описывает тему.
3. Передача информации между
различными элементами информационной системы осуществляется различными
способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными
средства-ми, дистанционная передача по каналам связи.
Рис. 2.2. Общая схема
передачи информации
4. Обработка информации это
центральный этап в процессе обращения информации в информационной системе. В
зависимости от общего назначения системы на данном этапе проводится
систематизация собранной информации, реализуются поисковые, логические или
другие аналитические процедуры. Например, проводится статистический анализ
собранных данных или автоматический перевод на другой язык введенных текстов.
5. Хранение информации это
необходимым этап в процессе обращения информации в информационной системе. Для
информации, которая должна быть распространена широко, необходимы хранилища,
внешние по отношению к человеческой памяти; накопление человеческого опыта,
знаний и обучение были бы невозможны без такой памяти.
6. Тиражирование это одновременное обеспечение одной и
той же информацией широкого круга пользователей. Как правило, информация,
систематизированная и хранящаяся в информационной системе, предназначена для
некоторого круга пользователей. Причем в качестве пользователей могут выступать
не только люди, но и другие информационные системы. В процессе тиражирования
создаются идентичные копии информации, которые на следующем этапе должны быть
распространены по адресатам. С технической точки зрения все копии абсолютно
идентичны. Однако в процессе решения юридических задач возникает проблема различения
оригинала и копий документа. Для защиты оригинала документа применяются
дополнительные процедуры, например электронная цифровая подпись.
7. Распространение информации
нередко сопряжено с необходимостью преодоления информационных барьеров. Сегодня
в научной литературе выделяют следующие информационные барьеры:
1) большой объем
информации;
2) технические барьеры;
3) барьер незнания
(неосведомленности);
4) коммуникативный
барьер;
5) межъязыковой и
внутриязыковой барьеры.
Согласно Закону об информации
в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при
соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Информация,
распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать
в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем
информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого
лица.
При использовании для
распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации,
в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо,
распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации
возможность отказа от такой информации.
Запрещается
распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание
национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной
информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная
ответственность.
Целями информатизации во
всем мире и в том числе в России являются наиболее полное удовлетворение
информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение
условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства,
содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве на
основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
Информационные ресурсы, инфраструктуры
и технологии в совокупности образуют интегрированную информационную среду (ИС)
общества. Развитая информационная среда служит технологическим базисом
формирования единого информационного пространства России как целостного
федеративного государства, обеспечивающим включение российских регионов в
социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны,
последовательное вхождение России в Европейскую и глобальную информационную
инфраструктуру. Она является необходимым условием гибкого и эффективного
управления жизнью общества.
Информатизация - организационный социально-экономический
и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений
на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Законодательство
по информатизации имеет следующую структуру:
· Общие вопросы создания и использования
информационных ресурсов
·
Международные
соглашения о сотрудничестве в информационной сфере
·
Управление
·
Положения о лицензировании деятельности в сфере
информации и информатизации
o Международные правила информационного
обмена
o Идентификация цифровой подписи
o Организация информационных ресурсов
государства
o Технические средства негласного получения
информации
o Защита информации
o Использование средств шифрования
o Услуги по шифрованию
·
Сертификация
и стандартизация
·
Информатизация
в области права
·
Делопроизводство
и документирование
·
Технологии
в информационной сфере
·
Архивы
·
Категории доступа к информационным ресурсам
o Государственная тайна
o Конфиденциальная информация
o Открытая информация
·
Информатизация в некоторых отраслях
o Информатизация медицины
o Информатизация управления
природоиспользованием
o Информатизация рынка ценных бумаг
o Информатизация органов государственной
власти
o Информатизация банков
o Информатизация других отраслей
·
Ответственность
за несоблюдение законодательства
Основными направлениями
государственной политики в сфере информатизации являются:
• обеспечение условий
для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
• формирование и защита
государственных информационных ресурсов; создание и развитие федеральных и
региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и
взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
• создание условий для
качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и
общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
• обеспечение
национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение
реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
• содействие
формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий,
средств их обеспечения;
• формирование и
осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере
информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных
технологий;
• поддержка проектов и
программ информатизации;
• создание и
совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования
разработки и реализации проектов информатизации;
• развитие
законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
В "Концепции
формирования и развития единого информационного пространства России и
соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренной
решением Президента РФ в 1995 году, отмечено, что имеющиеся проблемы
информатизации России можно решить только путем формирования единого
информационного пространства России. Это понятие определено в Концепции так:
Единое
информационное пространство представляет собой совокупность баз и
банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных
систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим
правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан,
а также удовлетворение их информационных потребностей.
Иными словами, единое
информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
• информационные
ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих
носителях информации;
• организационные
структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного
пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и
передачу информации;
• средства
информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ
к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий,
включающие программно-технические средства и организационно-нормативные
документы.
Организационные
структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную
инфраструктуру.
Целями формирования и развития
единого информационного пространства России являются:
• обеспечение прав
граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;
• создание и поддержание
необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного
потенциала;
• повышение
согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной
власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
• повышение уровня
правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и
нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;
• предоставление
возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью
федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации
и органов местного самоуправления;
• повышение деловой и
общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными
структурами возможности;
• интеграция с мировым
информационным пространством.
Развитие информационной
инфраструктуры России во многом определяется современным уровнем развития
отечественной индустрии информатизации.
Основными
задачами государственной политики в области индустрии
информатизации являются:
• создание отечественных
современных информационных технологий и развитие производства средств для их
реализации;
• развитие
отечественного производства современных систем и средств связи,
телекоммуникационных сетей;
• содействие внедрению
информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах
национального и транснационального масштаба;
• подготовка
квалифицированных кадров для работы в области информатизации.
Процесс информатизации
должен реализовываться не только на федеральном уровне, но и в отдельных
субъектах РФ, т.е. должна проводиться региональная информатизация. В
качестве примера рассмотрим Республику Дагестан.
На уровне данного
субъекта в целях практической реализации провозглашенных в Конституции РД
информационных прав и свобод ведутся определенные работы в области
информатизации:
-
созданы и
функционируют официальные сайты Президента Республики Дагестана и Правительства
Республики Дагестан, обеспечивающие реализацию прав граждан и организаций на
доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти;
-
в ряде органов
муниципальной и исполнительной власти республики созданы свои официальные
сайты;
-
ведётся
эксплуатация специализированного республиканского портала госзакупок, позволяющего
республиканским министерствам и ведомствам более оперативно и качественно
самостоятельно публиковать в Интернет сети информацию о проводимых торгах;
-
создан Совет по
информатизации при Президенте Республики Дагестан, основной задачей которого
является координация взаимодействия органов исполнительной власти Республики
Дагестан, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти,
научных организаций, иных хозяйствующих субъектов по вопросам информатизации
Республики Дагестан;
-
реализуются
мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в частности Дагестан
участвует в программе в качестве пилотного региона, т.е. отрабатываются элементы
«Электронного правительства», телекоммуникационного оборудования и его
программного обеспечения;
-
Министерством
коммуникаций и связи РФ и Правительством Республики Дагестан подписано
Соглашение об информационном взаимодействии в рамках функционирования единой
вертикально-интегрированной автоматизированной информационной системы по
обеспечению мониторинга результативности деятельности органов государственной
власти, органов местного самоуправления;
-
создана
межведомственная рабочая группа по вопросам разработки и внедрения
информационной системы «Одно окно»;
-
установлена
Система обнаружения атак (СОА) совместно со специалистами УФСБ РФ по Ростовской
области для защиты Интернет-ресурсов Президента и Правительства Республики
Дагестан, которая информирует о компьютерных атаках обнаруженных в сегменте
сети Интернет-ресурсов официальных сайтов
Минкомсвязи
России подвело итоги результатов плана внедрения Электронного Правительства
России за 1-й квартал 2011 года. По информации, размещенной в системе
мониторинга реализации проектов по направлению «Электронная Россия»
Минкомсвязи России, Дагестан вошел в тридцатку лучших регионов России, успешно
реализующих "План перехода на предоставление в электронном виде
государственных и муниципальных услуг " по 1 и 2 этапу, опередив
более 50 регионов России.
В рамках реализации Концепции региональной информатизации до 2010
года, Концепции формирования в
Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, Стратегии
развития информационного общества в Российской Федерации и ряда других
согласно Положению Правительства РД создано Управление Правительства Республики
Дагестан по информационным технологиям (Управление Правительства РД по ИТ),
являющееся республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную
политику и осуществляющим управление в сфере развития информационного общества
в Республике Дагестан, информатизации и средств телекоммуникаций и формировании
электронного правительства, в пределах своей компетенции, а также
осуществляющим координацию в этой сфере деятельности министерств и ведомств
Республики Дагестан, администраций районов и городов.
Управление Правительства
РД по ИТ для выполнения возложенных на него функций руководствуется федеральной
нормативно-правовой базой в области информационного законодательства, а именно
федеральными законами:
1. «Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг» от 27 июля
2. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля
3. «О персональных данных» от 27 июля
4. «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» от 27 июля
5. «Об электронной цифровой подписи» от 10 января
Региональной базой
являются Постановления Правительства РД «О правительственной комиссии
Республики Дагестан по внедрению информационных технологий»[1], «О республиканском
реестре государственных и муниципальных услуг (функций)»[2], «Об информационной
системе поддержки оказания органами исполнительной власти Республики Дагестан и
органами местного самоуправления государственных услуг с использованием
электронных средств коммуникаций по принципу «одного окна»[3].