§ 1. Идеологическое многообразие в
системе основ конституционного строя Российской Федерации:
понятийно-категориальный аппарат и методология исследования
Проблемам правового регулирования основ
конституционного строя Российской Федерации посвящено достаточное количество
разнообразных исследований[1].
«Основы конституционного строя» – название первой
главы Конституции Российской Федерации 1993 года[2]. Данное
понятие является новым для конституционного (государственного) права нашего
государства. В ранее действовавших на территории России конституциях
употреблялись такие понятия, как «Основы общественного строя и политики СССР»[3] и
«общественное устройство»[4].
Интересен тот факт, что Конституция СССР 1924 года[5] не
выделяла отдельно главы для регулирования основ общественного устройства. При
этом в Конституции РСФСР 1918 года положения, регулирующие основы общественного
устройства, закреплялись как в первом, так и втором разделах[6].
Первая глава Основного закона состоит из базовых
фундаментальных норм права, которые содержат исходные положения для дальнейшего
правового регулирования: о государственном суверенитете, о высшей ценности прав
и свобод человека, о народовластии, о единстве экономического пространства, о
местном самоуправлении, о федерализме, о социальном государстве, о многообразии
форм собственности, о разделении властей, об идеологическом и политическом
плюрализме, о светскости государства и др.
Основы конституционного строя – это базовые ценности
для государства и общества, которые должны соблюдаться органами публичной
власти, гражданами и их объединениями, и иными лицами.
Необходимо отметить, что нормы Конституции Российской
Федерации, составляющие основы конституционного строя, носят общий характер и
служат своеобразным «каркасом», фундаментом правового регулирования для других
отраслей права, где данные исходные положения получают своё развитие и
конкретизацию.
Основы конституционного строя представляют собой
важнейшие характеристики общества и государства во всех их проявлениях. В
первую очередь – это отношения государства со своими гражданами, что и
определяет правовое положение личности.
Г.А. Гаджиев пишет о том, что в Конституции РФ, в ее
главе 1, содержится своего рода компендиум, т. е. сжатое, суммарное изложение
основных положений конституционного права.
Особое положение этой главы подчеркивают и ее название
— это основы, т. е. юридические принципы, на которых зиждется весь строй, и ч.
2 ст. 16 — о более высоком положении этих норм среди всех других норм
Конституции РФ[7].
Думается, прав В.Е. Чиркин в том, что понятие
«конституционный строй», которое пришло на смену понятию «общественный строй»,
подчеркивает идею конституционализма, легитимности и обязанности государства и
других участников правоотношений действовать на основе Конституции Российской
Федерации и в соответствии с ней[8].
Понятие «конституционный строй» в юридической науке
традиционно рассматривается в узком и широком смыслах. Так, О.Е. Кутафин
связывает понятие конституционного строя только с характеристикой формы или
способа организации государства. При этом он различает конституционный строй,
присущий всякому имеющему конституцию государству, и конституционный строй,
присущий государству, «подчиненному праву» (конституционному государству). В
первом случае конституционный строй рассматривается как некая форма, способ
организации государства, который закрепленный в его конституции[9]. Иначе,
конституционный строй есть всякий государственный строй, установленный
конституцией. Во втором случае «конституционный строй – это форма (или способ)
организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и
характеризует его как конституционное государство»[10].
Интерес в данном вопросе представляет позиция М.В.
Баглая. Конституционным строем он признает некий порядок, согласно которому соблюдаются
основные права и свободы личности, а государство, в свою очередь, функционирует
в соответствии с конституцией[11].
Конституционный строй включает в себя устанавливаемые демократической
конституцией принципы организации государства «в его соотношении с личностью и
гражданским обществом»[12].
Еще более широкое определение конституционного строя
дает один из первых исследователей данной категории в России О.Г. Румянцев. По
его мнению, конституционный строй есть система социальных отношений,
регулируемых нормами конституции[13].
Любопытной представляется точка зрения А.Н. Кокотова. По
его мнению, конституционный строй представляет собой некое ядро правового
строя, которое, в свою очередь, представляет собой задаваемую национальным
правом в совокупности всех его отраслей юридическую модель
общественно-политического строя, а также «само осуществление данной модели на
практике и то состояние общественно-политического строя, которое сложилось под
воздействием национального права»[14].
Конституционный строй воспринимается автором как «задаваемая всем массивом
конституционно-правовых норм юридическая модель общественно-политического
строя, реализация данной модели на практике и то состояние государства,
общества и национального права, которое сложилось под воздействием конституционно-правовых
норм»[15].
Соответственно, в зависимости от выбранного подхода к
понятию конституционного строя определяются и его основы: «устои государства,
его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер
конституционного государства»[16];
совокупность конституционных норм, закрепляющих основы общественного устройства
государства, включая экономическую, социальную и политическую систему[17];
система конституционных принципов[18]. При
этом раскрытие понятия «основы» через категорию «конституционные принципы» в
последние годы приобретает все большее развитие. Соответственно, это понятие
тесно увязывается с определением конституционных принципов как исходных,
руководящих начал правового положения личности, устройства общества и
государства, установленных конституцией[19].
Следует отметить позицию В.А. Четвернина, который
указывает, что «любая кодифицированная конституция содержит стремящийся к
системности набор эксплицитных и имплицитных принципов. Они выражают концепцию,
замысел, интенцию всей конституции. По существу, они выражают содержание основного
закона в концентрированном виде. Совокупность этих принципов принято обозначать
разработанным в правовой доктрине понятием «основы конституционного строя»[20].
Соответственно, необходимо показать правовую природу
конституционного принципа. Если принцип как таковой (от лат. principium–«начало, основа»)
трактуется как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки,
мировоззрения, политической организации»[21], то
конституционный принцип можно охарактеризовать как основное исходное положение
(исходная идея) конституции, включающее в себя содержание нормативно-правового
регулирования (нормами конституции, законов и подзаконных актов) определенного
круга общественных отношений, возникающих в процессе установления статуса
личности в обществе и государстве, порядка организации общества и государства в
их взаимодействии[22].
Прежде всего, конституционный принцип является
исходным и в то же время обобщающим положением для отдельных норм самой
конституции, а понимаемый таким образом конституционный принцип находит
проявление в следующем:
1) конституционный принцип олицетворяет собой
отдельные научные идеи, учения, доктринальные установки (идею высшей ценности
человека, его прав и свобод в сравнении с иными общественными ценностями; идею
демократического государства; идею разделения и взаимного уравновешивания
ветвей государственной власти и др.). Тем самым он определяет философию,
идейный смысл конституции, развития общества и государства в отдельных сферах.
Каждая из идей, доктрин должна находить более или менее отчетливое понимание и
широкое признание в кругах политических элит, научной общественности, населения
в целом;
2) в конституционных принципах находят отражение цели
общества и государства. Известно, что конституции обладают качествами
учредительного и программного характера. Их нормы направлены на регулирование не
только существующих общественных отношений, но и отдаленно сориентированных
общественных отношений на основе определенных признаваемых ценностей. Иным
словами, речь идет о провозглашаемом конституцией целеполагании. Достижение
цели как идеального, мысленного предвосхищения результата деятельности
представляет собой процесс. Этот процесс наполняется «ценностным порядком»
(цель определяет человеческую деятельность»), который сфокусирован в конкретно
сформулированных основных исходных положениях, в данном случае в исходных
положениях конституции;
3) конституционные принципы выступают в качестве
правовых категорий, нашедших закрепление в Конституции Российской Федерации. В
системе норм конституции нормам, устанавливающим конституционные принципы,
отводится особое место. Они имеют более высокий ранг. Это проявляется, в
частности, в возможности изменения их, как и положений первой главы Конституции
Российской Федерации в целом, лишь при соблюдении усложненной процедуры
пересмотра всей Конституции Российской Федерации[23].
Важно рассмотреть вопрос структурирования (системы)
основ конституционного строя России. Глава первая первого раздела Конституции Российской
Федерации не дает четких оснований для системного толкования основ
конституционного строя. В ней без четко выраженной системной последовательности
закреплены основополагающие положения (принципы) о России как демократическом,
правовом, федеративном и республиканском государстве (часть 1 статьи 1), о
представляющих высшую ценность правах и свободах человека (статья 2),
социальном (часть 1 статьи 7) и светском (часть 1 статьи 14) государстве.
Кроме универсальных, с высокой степенью обобщения
идеальных начал положения личности в России и Российского государства в первой
главе содержатся отдельные положения — «рядовые принципы», которые общепризнаны
в качестве неотъемлемых элементов конституционных доктрин более общего порядка,
и отдельные положения, которые могут быть отнесены к содержанию упомянутых
основополагающих конституционных принципов лишь посредством расширительного
толкования их (единство экономического пространства, свобода конкуренции и
экономической деятельности (часть 1 статьи 8), равенство различных форм
собственности (часть 2 статьи 8), особый правовой режим земли и других
природных ресурсов (части 1 и 2 статьи 9))[24].
Е.И. Козлова и О.Е Кутафин структурируют основы
конституционного строя, исходя из сфер их проявления в различных областях жизнедеятельности
общества и функционирования государства. Так выделяются политические основы, экономические
и социальные, а также духовные[25].
Рассматривая идеологическое многообразие в качестве
основы конституционного строя Российской Федерации, важно установить, что оно
реализуется во всех сферах жизнедеятельности общества. Всякая попытка отнесения
идеологического многообразия к той или иной группе основ конституционного строя
является некорректной, поскольку данный принцип имеет универсальный характер и
не может рассматриваться вне взаимосвязи со всеми сферами общественной жизни.
М.В. Баглай систематизирует основы конституционного
строя России по четырем группам. К первой он относит гуманистические основы, ко
второй - собственно конституционные
характеристики государства, к третьей – основы организации публичной власти и
управления на всех уровнях, к четвертой – основы, реализуемые в экономической и
политической сферах жизнедеятельности общества[26].
Интересен подход И.А. Андреевой, которая
классифицирует основы конституционного строя на три отдельные группы:
1) основы организации государственной власти:
народовластие, федерализм, верховенство права, разделение властей,
государственный суверенитет, принадлежность России к мировому сообществу как
его части;
2) основы взаимоотношений государства и личности,
правового положения личности: признание прав человека высшей ценностью,
обязанность государства защищать и соблюдать права и свободы личности.
3) основы организации жизни гражданского общества:
идеологический, светский характер государства, свобода экономической
деятельности, социальный характер государства[27].
Отдельно следует отметить подход к систематизации
основ конституционного строя, в основе которого лежит определение их сущности и
содержания через систему отдельных взаимосвязанных конституционных принципов[28].
Следует отметить, что довольно широкое распространение
в юридической литературе получила систематизация основ конституционного строя
Российской Федерации на четыре группы общественных отношений:
1) основы экономической сферы общества;
2) основы политической сферы общества;
3) основы социальной сферы общества;
4) основы духовно-культурной жизни общества[29].
В юридической науке также высказана позиция о
несколько иной классификации сфер жизни общества (в которых нами, в частности,
рассматривается реализация идеологического многообразия): политической,
экономической, социокультурной и религиозной[30].
Согласно части 1 ст. 16 российской Конституции основы
конституционного строя, содержащиеся в положениях главы 1, не подлежат
изменению, а при возникшей необходимости их изменения должна быть принята новая
конституция. Также указано, что никакие иные положения Основного закона РФ не
могут противоречить основам конституционного строя. Соответственно, очевидно их
особое положение в структуре самой Конституции. В этой связи можно говорить о
том, что первая глава российской Конституции является «конституцией в
конституции».
Место идеологического многообразия в системе основ
конституционного строя России определяется его взаимоотношением с иными
основами конституционного строя. В первую очередь это касается экономических,
политических, религиозных и духовно-культурных основ. Остановимся на этом
подробнее.
Конституционные
основы экономической системы общества составляют общественные отношения,
характер которых обусловлен формой собственности, преобладающей в государстве.
Эта категория охватывает огромный спектр различных общественных отношений,
связанных с производством, распределением, обменом и потреблением. В экономической
сфере идеологическое многообразие означает:
1) свободное
становление, существование, развитие и прекращение экономических
правоотношений;
2) конкуренцию
между субъектами экономических правоотношений;
3) осуществление
экономической деятельности на основе и в условиях многообразия форм
собственности и форм хозяйствования.
Свобода экономической деятельности,
закрепленная в статье 8 Конституции Российской Федерации, – важнейшая основа
правового регулирования экономических отношений Российской Федерации, неразрывно
связанная с многообразием форм собственности, свободой предпринимательства,
свободным перемещением товаров и услуг, с единством экономического
пространства, гарантирующим отсутствие таможенных барьеров. Функционирование
рыночной экономики требует единства экономического пространства, которое
обеспечивается свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, а
также установлением правовых основ единого рынка (п. «ж» статьи 71),
закреплением в Конституции Российской Федерации принципа верховенства федерального
закона (статья 4). Реализация данного принципа актуальна в условиях
федеративного государства. Конституционный Суд Российской Федерации отмечал,
что принцип единства экономического пространства, имеющий своим предназначением
экономическое обеспечение государственного единства и государственной
целостности Российской Федерации, предполагает осуществление такого
законодательного регулирования экономических отношений, включая финансовые
отношения, которое способствовало бы достижению указанного принципа и
поддержанию единства бюджетной системы как финансово-экономической основы
реализации публичных функций Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации[31].
Определяющим элементом любых экономических отношений
является собственность. Регулирование отношений собственности осуществляется
посредством правовых норм разного уровня, центральное место среди которых,
безусловно, отводится конституционным нормам.
Принцип свободы экономической деятельности
неоднократно становился предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской
Федерации. Так, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что свобода
экономической деятельности предполагает как юридическое равенство хозяйствующих
субъектов на рынке, так и их свободу в реализации своих прав[32].
Конституция Российской Федерации определяет исходные
положения, на основе которых строятся экономические отношения в Российской
Федерации. Экономические отношения конкретизируются в Гражданском кодексе
Российской Федерации и иных федеральных законодательных актах, а также
законодательных актах субъектов Федерации, изданных в пределах их полномочий.
Конституционные
основы социальной системы общества. Основы социальной
системы – это взаимоотношения классов, наций, других этнических групп и
различных социальных общностей, которые составляют базу действующего
социального порядка. Конституционные принципы социальной системы общества
выражены в понятии социального государства, хотя и не сводятся только к нему.
Социальное государство призвано содействовать установлению на основе закона
партнерских отношений труда и капитала, влиять на распределение экономических
благ, создаваемых в обществе; исходя из принципа справедливости, оно стремится
обеспечивать социальную солидарность в обществе, достойное существование каждому
человеку и справедливое распределение общественных обязанностей, прежде всего,
на основе соответствующего налогообложения[33].
Социальное государство не может установить абсолютное социальное равенство, оно
лишь стремится к этому, применяя различные методы сглаживания социального
неравенства. Для этого применяются различные формы вмешательства государства в
социальные отношения (установление минимума заработной платы, прогрессивное
налогообложение в зависимости от размера доходов, государственные пенсии, льготы
малочисленным народам, инвалидам, ветеранам, молодежным объединениям и т.д.).
Концепция социального государства тесно связана с экономическими, социальными,
культурными правами личности.
Российская Конституция устанавливает правовой режим
свободы труда, включая порядок и условия ее осуществления. К примеру, она
закрепляет право на трудовые споры, включая право на забастовку, на социальное
обеспечение, жилище, на образование, охрану здоровья, охрану материнства и
детства и содержит многие другие положения, относящиеся к социальной системе
общества.
Конституционно-правовое регулирование социальной
системы российского общества распространяется на обширную сферу национальных
отношении. Непреложным конституционным принципом является национальное
равноправие этнических групп, что находит свое выражение в равном праве всех
народов на самоопределение внутри Российской Федерации (т.е. на свободный выбор
организационных форм своей жизни (статья 5 Конституции Российской Федерации), а
также в равноправии индивидов (человека и гражданина), независимо от его расы и
национальности (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Одной из сторон национальной политики Российской
Федерации является защита прав и интересов коренных малочисленных народов
(статья 69 Конституции Российской Федерации). Так, действующим
законодательством предусмотрено, что лица, относящиеся к этим народам, в местах
их проживания вправе пользоваться традиционными промыслами, вести традиционный
образ жизни. Они пользуются многими льготами, в том числе на замену военной
службы альтернативной. Им должны возмещаться убытки, причиненные в результате
нанесения ущерба их исконной среде обитания хозяйственной деятельностью всех
физических и юридических лиц, независимо от формы собственности.
С проблемами национальных отношений тесно связан
вопрос о языке. Законом РСФСР 1991 года «О языках народов Российской Федерации»[34] еще до
принятия Конституции Российской Федерации 1993 года было установлено, что
русский язык, как язык межнационального общения, имеет статус государственного
языка, а республики в составе Российской Федерации в дополнение к нему могут
устанавливать свой государственный язык. Эти положения были подтверждены
федеральной Конституцией в статье 68, в соответствии с которой государственные
языки республик употребляются наряду с русским языком на всех уровнях власти и
управления.
Конституционные
основы политической системы общества. Целостность
политической системы России вытекает из того, что даже противоположные по
характеру политические силы заинтересованы в сохранении жизнедеятельности
общества, для чего нужно (наряду с его саморегулированием) управлять им,
регулировать политические отношения различных социальных слоев, вводить их
законом в определенные рамки, ибо без этого общества могут грозить анархия и
распад. Суть такого регулирования состоит в производстве и распределении
социальных благ (в том числе и самой власти) между различными общностями и
личностями на основе использования государственной власти, участия в ней,
борьбы за нее. Эта борьба и участие выражаются в политической деятельности. В
современном российском обществе такая деятельность может осуществляться только
в конституционных рамках.
Ядром политической системы является существующая в
стране публичная власть, осуществляющая свои полномочия от имени и в интересах всего
многонационального народа России, который в соответствии с Конституцией
является единственным и суверенным источником власти. Свою власть он
осуществляет непосредственно (путем выборов, референдума и в других формах), а
также опосредованно – через органы всех уровней публичной власти. Органы
государственной власти в Российской Федерации реализуют власть народа в
масштабах всей страны, органы местного самоуправления действуют как власть
народа (населения) определенной административно-территориальной единицы, ее
территориального коллектива, муниципального образования.
Важнейшие элементы политической системы – государство
и политические объединения, прежде всего, политические партии. В разных статьях
главы 1 Конституции Российской Федерации дается характеристика разных сторон
Российского государства. Это – суверенное, демократическое, социальное,
светское, правовое государство с республиканской формой правления. Термин
«суверенное государство» означает верховенство данной (российской)
государственной власти и ее независимость от любой другой власти.
Пространственный предел действия государственного суверенитета очерчен
государственной границей[35].
Государственный суверенитет Российской Федерации (государственная власть)
распространяется также на граждан Российской Федерации, находящихся за
границей.
«Демократическое государство» в переводе на русский
язык означает государство народной власти. В самом общем виде такое государство
определяется как государство, созданное по воле народа, народом и для народа.
Демократическое Российское государство (часть 1 статьи 1 Конституции Российской
Федерации) должно обеспечить свободу и конкуренцию идеологий, не противоречащих
законодательству России, во всех сферах жизни общества как необходимое условие
реализации воли многонационального народа Российской Федерации, социальных
групп и индивидов.
Понятие правового государства связано с господством
права. Российская Федерация признается правовым государством, что при этом не
свидетельствует об отсутствии явлений неправового характера. Как правовое
государство Российская Федерация должна принимать все возможные меры для
реализации постулата верховенства права в различных сферах общественной жизни.
Идеологическое многообразие должно реализовываться во всех сферах жизни
общества посредством правового регулирования, принятия необходимых правовых
актов.
Неотъемлемый элемент политической системы –
общественные объединения и организации. Согласно официальной статистике
Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало к январю 2013 года
около 105 тыс. таких объединений[36]. Кроме
того, свои объединения действуют в субъектах Российской Федерации и на
муниципальном уровне. Порядок организации и деятельности общественных
объединений регулируется Федеральным законом 1995 года «Об общественных
объединениях»[37].
Существуют также закон о некоммерческих организациях[38], об
отдельных видах общественных объединений (например, о профсоюзах
Особую роль в политической системе России играют
политические партии, политические объединения, политические движения.
Политические партии устанавливают постоянную связь между народом и властью. На
1 января 2015 года в России зарегистрировано 76 политических партий[40].
Конституционные
основы духовной жизни общества. В отличие от
регулирования других сфер жизни общества, в духовной сфере правовое
регулирование устанавливает лишь общие принципы. Это связано с тем, что в
демократическом государстве право не должно вторгаться в духовно-культурную
систему общества, где регулирование происходит посредством иных социальных норм
– морали, религии и т.д.
Духовная жизнь общества многообразна.
Иногда ее понимают в самом широком смысле слова, включая идеологию, интеллектуальную
и религиозную жизнь общества, иногда — разделяют религиозную и интеллектуальную
сферы. Для целей настоящей работы предлагается использовать понятие
«духовность» в широком смысле слова. Духовная жизнь общества находит свое
выражение в литературе, искусстве, науке, религии, других сторонах общественной
жизни. Наиболее концентрированным, систематизированным, а часто теоретически
обоснованным выражением духовной жизни общества являются системы различных
идеологических взглядов, различные идеологии, верования. Они неодинаковы, ибо
современное общество социально асимметрично, различные классы и социальные слои
имеют разные интересы, что и находит выражение в тех или иных идеологических
построениях. Государство в силу идеологического многообразия обязано создавать
необходимые условия для равной реализации духовных прав и свобод для всех
субъектов общественных правоотношений.
Россия — светское государство. В стране
существуют различные религиозные конфессии и верования, и государство обязано
создавать условия для равной их конкуренции (выражения), а также уважительно
относиться к ним. Религиозные верования, социальные группы и индивиды
равноправны независимо от их религиозной принадлежности. Светскость государства
является необходимым условием существования идеологического многообразия в
религиозной сфере.
Россия — многоконфессиональная страна, и
это имеет существенное значение. В современной России признана свобода совести,
вероисповедания, что означает существование возможности разделять какие-либо
религиозные воззрения и следовать им, либо не разделять никаких. Следует
отметить, что данная конституционная свобода тесно переплетена с иными
основными правами и свободами личности. Так, правовым пространством и рамками
осуществления этой свободы является конституционная свобода мысли и слова,
включая установление конституционных запретов в данной сфере.
Запрещается агитация, возбуждающая
религиозную ненависть и вражду, пропаганда религиозного превосходства (статья
29 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, наряду с различиями коренные
интересы многих социальных, конфессиональных, политических группировок в
обществе могут совпадать, например, на базе общей заинтересованности в
общественном прогрессе. Есть также и некоторые, признаваемые многими
группировками, общечеловеческие ценности. На этой основе складывается
общероссийская идея, создаются идеологические постулаты, которые находят
концентрированное выражение в Конституции Российской Федерации. Эти
идеологические постулаты представлены многими концепциями, принятыми
современным российским обществом: демократия, права человека, разделение
властей, местное самоуправление, социально ориентированная рыночная экономика,
политический плюрализм, идеологическое многообразие и др.
Таким образом, видно, что плюралистическая
составляющая свойственна организации целого ряда сфер общественной жизни и
идеологическое многообразие в этой связи выступает для соответствующих основ
конституционного строя центральным связующим звеном. В этом смысле оно
универсально и выполняет системообразующую функцию в процессе организации жизни
гражданского общества и отдельных институтов политической власти.
[1] См.: Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994; Квачева Н.Е. Конституционное закрепление принципов правового государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996; Штелер-Май А. Сущность основ конституционного строя Российской Федерации и Федеративной Республики Германии: сравнительно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002 и др.
[2] См.:
Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек.
[3] См.:
Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик : принята
Верховным Советом СССР 7 окт.
[4] См.:
Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик : утв. постановлением
Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 дек.
[5] См.: Об
утверждении Основного закона (Конституции) Союза Советских Социалистических
Республик : постановление II Съезда Советов СССР от 31 янв.
[6] См.:
Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики : принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля
[7] См.: Гаджиев Г. А. Онтология права: (критическое исследование юридического концепта действительности): монография / Г. А. Гаджиев. М.: Норма: ИНФРА. М, 2013. С.155.
[8] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2002. С. 77.
[9] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998. С. 76.
[10] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. - С. 77.
[11] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. С. 98.
[12] См.: Баглай М.В. Указ. соч. - С. 98.
[13] См.: Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С. 28.
[14] См.: Конституционное право России: учебник. Екатеринбург, 2001. С. 87.
[15] См.: Там же.
[16] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 80.
[17] См.: Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное (государственное) право России. М., 1995. - С. 54.
[18] См.: Румянцев О.Г. Указ. соч. - С. 29; Баглай М.В. Указ. соч. С. 98–99.
[19] См.: Невинский В.В. Основы конституционного строя. Обеспечение достоинства личности. Конституционные принципы публичной власти: избранные научные труды. М.: Формула права, 2012. С. 32.
[20] Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 21.
[21] См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1990. С. 107.
[22] См.: Невинский В.В. Немецкие граждане в зеркале основополагающих принципов Конституции ФРГ. Барнаул, 1994. С. 30.
[23] См.: Невинский В.В. Основы конституционного строя. Обеспечение достоинства личности. Конституционные принципы публичной власти: Избранные научные труды / Невинский В.В. М.: Формула права, С. 33–36.
[24] См.: Невинский В.В. Указ. соч. С. 40.
[25] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 82.
[26] См.: Баглай М.В. Указ. соч. С. 98–153.
[27] См.: Основы государства и права / под ред. О.Е. Кутафина. М., 1995. С. 46–47.
[28] См.: Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 33–39; Невинский В.В. Указ. соч. С. 42–43.
[29] См., например: Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник : в 4 т. Т. 1 / отв. ред. Б.Д. Страшун. М.: Изд-во БЕК, 1993; Конституционное право: учебник / отв. ред. А.Е. Козлов. М.: Изд-во БЕК, 1997; Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. Т. 1. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2014 и др.
[30] См. подробнее об этом: Кононов К.А. Указ. соч.
[31] См.: По делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 дек.2006 г. № 10-П // Рос. газ. 21.12.2006.№ 287.
[32] См.: По делу о проверке конституционности ряда положений статьи
19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в связи с запросом
Арбитражного суда Псковской области и жалобой гражданина А.Н. Гасанова : постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 12 нояб.
[33] См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 92.
[34] См.: О
языках народов Российской Федерации : закон Рос. Федерации от 25 окт.1991 г. №
1807-1 : в ред. от 12 марта
[35] См.: О Государственной границе Российской
Федерации : закон Рос. Федерации от 1 апр.
[36] См.: Данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/02-10.htm. [Электронный ресурс] (дата обращения: 22.12.2014).
[37] См.: Об
общественных объединениях : федер. закон Рос.
Федерации от 19 мая
[38]См.: О некоммерческих организациях : федер.
закон Рос. Федерации от 12 янв.
[39] См.: О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности : федер.
закон Рос. Федерации от 12 янв.
[40] См.: Данные с официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/ru/node/40472. [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.12.2014).