GRAMMAR SUPPORT

 

PRESENT SIMPLE

Утверждение                                    Вопрос

 

I play                                                    Do 1 play?

You play                                               Do you play?

He/she/it plays                                      Does he/she/it play?

We play                                                Do we play?

You play                                               Do you play?

They play                                              Do they play?

 

Отрицание (полная форма)            Отрицание (краткая форма) 

           

 I do not play                                         I don't play                                    

 You do not play                                   You don't play                                      

 He/ she/ it does not play                       He/she/it doesn't play                                     We do not play                                      We don't play                                     

 You do not play                                    You don't play                                      

  They do not play                                   They don't play

                                    

 Present Simple используется:

        Когда говорят об обычных повторяющихся действиях, например: John plays tennis once a week. We start work at 9 a.m. every day. Mary gets up 7a.m. on weekdays. I go to school every day.

        Когда говорят о вкусах, например: Peter likes Chinese food. Julie doesn't like fish. Children love chocolate.

        Когда сообщают факты, например: The sun rises in the east.

In Europe, the weather is cold in winter. Authors write books.

Для указания на повторный характер действия часто употребляются слова every day/ week, month, year (каждый день / каждую неделю, месяц, год), often (часто), seldom (редко), always (всегда), usually (обычно), never (никогда).

Наречия often, seldom, always, never, usually обычно ставятся перед глаголом. В предложениях с глаголом to be эти наречия обычно ставятся после глагола.

Не is never late for his work. — Он никогда не опаздывает  на работу.

Глаголы в Present Simple в 3-ем лице единственного числа имеют окончание -s (-es).

 

PRESENT CONTINUOUS (PROGRESSIVE)

 Утвержденис                                            Вопрос

 

I am playing                                              Am I playing?

You are playing                                         Are you playing?

He/she/it is playing                                    Is he/she/it playing?

We are playing                                           Are we playing? 

You are playing                                          Are you playing?  

They are playing                                        Are they playing?

 

Отрицание (полная форма)                     Отрицание (краткая форма)  

 

I am not playing                                          I'm not playing                                          

You are not playing                                     You're not playing                                   

He/she/it is not playing                                He/she/it's not playing                             

We are not playing                                       We aren't playing                                    

You are not playing                                      You're not playing                                          

They are not playing                                     They aren't playing       

                       

           Present Continuous употребляется для выражения действия, длящегося в настоящий момент или в момент речи. Указание на время типа now (сейчас), at the moment (в данный момент) может быть либо выражено, либо подразумеваться.

Present Continuous может также употребляться для выражения планируемых в будущем действий. Например: Next month I am spending my holidays in Moscow. Our neighbours are coming to dinner tomorrow.

С глаголами, которые обозначают не действие, а состояние, Present Continuous обычно не употребляется: to live (жить), to stay (оставаться), to hear (слышать), to see (видеть), to know (знать), to realize (понимать, осознавать), to suppose (предполагать), to mean (означать), to understand (понимать), to believe (верить, считать), to remember (помнить), to think (думать), to belong (принадлежать), to contain (содержать), to consist (состоять из чего-либо), to seem (казаться), to want (хотеть), to like (любить, нравиться), to love (любить), to hate (ненавидеть), to need (нуждаться), to prefer (предпочитать).

Глаголы to feel (чувствовать) и to look (выглядеть) могут употребляться и в форме Present Simple и в форме Present Continuous, чтобы сказать, как кто-то выглядит или чувствует себя сейчас. Например:

You look well today. — You are looking well today. How do you feel now? — How are you feeling now?

 

PRESENT PERFECT

Глаголы в формах Perfect выражают действие завершенное, которое привело к определенному результату (или к отсутствию результата). С помощью глагольных форм Perfect подновится итог действий. Present Perfect образуется при помощи вспомогательного глагола to have в настоящем времени (have, has) и третьей формы смыслового глагола. В вопросительном предложении вспомогательный глагол ставится перед подлежащим. В отрицательном предложении после вспомогательного глагола ставится отрицание not.

Утверждение                                         Вопрос

 

I have done                                              Have I done?  

You have done                                         Have you done?  

 He/she/it has done                                   Has he/she/it done?

We have done                                           Have we done?  

You have done                                          Have you done?  

They have done                                         Have they done?

 

Отрицание (полная форма)                    Отрицание (краткая форма)

                 

I have not done                                          I haven't done                                             

You have not done                                     You haven't done                                         

He/she/it has not done                                He/she/it hasn't done                                   

We have not done                                       We haven't done                                          

You have not done                                      You haven't done                                        

They have not done                                     They haven't done

 

PRESENT PERFECT CONTINUOUS

 

Утверждение                                               Отрицание

 

1 have been sleeping.                           I have not been sleeping.

You have been sleeping.                      You have not been sleeping.

He /She/ It has been sleeping.              He/ She / It has not been sleeping.

We have been sleeping.                       We have not been sleeping.

They have been sleeping.                     They have not been sleeping.

   

Вопрос

Have I been sleeping?

Have you been sleeping?

Has he/ she it / been sleeping?

Have we been sleeping?

Have they been sleeping'

 

Примеры:

You have been waiting here for five minutes.

You have not been waiting since Tuesday.

Have you been waiting for two weeks?

Present Perfect Continuous используется для того, чтобы показать, что действие, начатое в прошлом, продолжается вплоть до данного момента времени.

Слова for five minutes, в течение пяти минут, for two weeks в течение двух недель и since Tuesday со вторника указывают длительность действия в Present Perfect Continuous.

Present Perfect Continuous можно также использовать без указания длительности например for two weeks. Без указания длительности Present Perfect Continuous имеет более общее значение, а именно — lately, recently — в последнее время, за последнее время, недавно, на днях.

 

Задание 1.  Вставьте глаголы start, take, eat, think, sleep, go, like, drink, write, live в нужной форме.

1.      The serial on TV ----  every day at 8 p.m.

2.      The children ----         milk with their meals.

3.      Cats usually ---  a lot.

4.      Julie --- a letter to her mother once a week.

5.      Tom and Julie ---        in a big city in the centre of the country

6.      Tourists --- to Egypt to see the pyramids.

7.      Jimmy always ---        the bus to go to school.

8.      We all know that children --- sweets.

9.      Anne          --- it's a good idea to learn English.

10. If you want to be healthy, you must --- good food.

 

ЗАДАНИЕ 2. Поставьте глаголы в нужную форму, выбрав Present Simple или Present Continuous.

1.      Every day Julie (take) the bus to go to her office.

2.      At the moment you (do) an English exercise.

3.      Tom and Julie (learn) English this year.

4.      This restaurant (open) at 9.30 every morning.

5.      Our cousins (come) to see us next Sunday.

6.      Tom (read) the newspaper every morning on the train.

7.      Julie usually (clean) the house on Saturdays.

8.      She (write) a letter to a client now.

9.      Julie (speak) three languages: English, French and Spanish.

10.    Today is Sunday. Tom and Julie (relax) in their garden.

 

ЗАДАНИЕ 3. Поставьте глаголы в нужную форму, выбрав Present Simple или Present Continuous.

1.      Water (to boil) at 100 degrees Celsius.

2.      The water (to boil). Can you turn it off?

3.      Look!  That man (to try) to open the door of your car.

4.      Can you hear those people? What do they (to talk) about?

5.      The moon (to go) round the earth in about 27 days.

6.      I usually (to go) to work by car.

7.      "Hurry up! It's time to leave." - "OK,  I (to come)."

8.      Paul is never late.  He always (to come) to work on time.

9.      They don't get on well. They always (argue).

10.    Let's go out.  It (not / to rain) now.

11.    Julia is very good at languages. She (to speak) four languages well.

12.    Hurry up!  Everybody (to wait) for you.

13.    The River Nile (to flow) into the Mediterranean Sea.

14.    The river (to flow) very fast today — much faster than usual.

15.    We usually (to grow) vegetables in our garden, but this year we (not / to grow) any.

 

 ЗАДАНИЕ 4. Раскроите скобки и поставьте глаголы а Present Perfect Continuous.

1.     He (work) a lot lately.

2.      She (watch) too much television lately.

3.      They (talk) for the last hour.

4.      Mary (feel) a little depressed.

5.      Lisa (not/practice) her English.

6.      What he (do) last month? 

7.      She (study) at that University for three years.

8.      What you (do) for the last 30 days?

9.      Peter (teach) at the University since June.

10.    We (wait) here for over two hours!

 

Unit 2

PAST SIMPLE

Past Simple используется, когда говорят о законченных действиях в законченный период времени. Например: Yesterday evening, I played tennis with a friend. / went to school in 1990. When I was at school, I liked history. Five minutes ago, I finished the report for my boss.

ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ

REGULAR AND IRREGULAR VERBS

По способу образования прошедшего времени все глаголы м английском языке можно разделить на две группы: правильные и неправильные. У правильных глаголов вторая и третья формы (Past Indefinite Tense и Past Participle — простое прошедшее время и причастие прошедшего времени) совпадают между собой и образуются путем прибавления к основе глагола окончания -ed(-d): to askasked         to changechanged to receive — received to work — worked.

При этом существует ряд особенностей:

а) если глагол оканчивается на -у с предшествующей согласной, то буква у меняется на i и добавляется окончание -ed: to supply — suppliedto apply— applied 

Если глагол оканчивается на -у с предшествующей гласной, то буква у не меняется и добавляется окончание -ed. to stay — stayed to play — played

б) если глагол оканчивается на согласную с предшествующим кратким гласным звуком, то согласная на конце удваивается: to stop — stopped

После звонких согласных и гласных звуков окончание -ed или -d произносится как [d] loved, said, а после глухих согласных как [t] looked.

После звуков |d] и [t] на конце слова окончание -ed (-d) произносится как [id] landed, started.

Неправильные глаголы образуют вторую и третью формы различными способами, без четких правил. Это наиболее часто употребляемые глаголы. Отрицательная и вопросительная формы в Past Indefinite образуются при помощи вспомогательных глаголов did с частицей not, краткая форма: didn't. Вопросительные предложения образуются, как правило, простой перестановкой подлежащего и вспомогательного глагола. Вопросительные местоимения при этом стоят всегда впереди.

 

Утверждение                                       Вопрос

 

I played                                                  Did I play? 

You played                                            Did you play?

He/she/it played                                     Did he/she/it play?

We played                                              Did we play?  

You played                                            Did you play? 

They played                                           Did they play?

 

Отрицание (полная форма)              Отрицание (краткая форма)

              

I did not play                                        1 didn't play                                          

You did not play                                   You didn't play                                     

He/she/it did not play                           He/she/it didn't play                              

We did not play                                    We didn't play                                       

You did not play                                  You didn't play                                     

They did not play                                 They didn't play 

                                 

PAST CONTINUOUS

 

Утверждение                                Вопрос

 

I was playing                                          Was I playing?

You were playing                                    Were you playing?

He/she/it was playing                            Was he/she/it playing?

We were playing                                   Were we playing?

You were playing                                  Were you playing?

They were playing                                 Were they playing?

 

Отрицание (полная форма)                     Отрицание (краткая форма)                     

I was not playing                                   I wasn't playing                                     

 You were not playing                          You weren't playing                             

We were not playing                            We weren't playing                               

He/she/it was not playing                     He/she/it wasn't playing                        

You were not playing                           You weren't playing                              

They were not playing                        They weren't playing 

   

           Past Continuous обычно употребляется для выражения конкретного действия, длившегося в точно указанный момент или период в прошлом. Например: Yesterday evening, at 9 o'clock, I was watching television.

Past Continuous также употребляется для выражения длительного действия, во время которого произошло другое, более краткое действие.

Например: Yesterday evening, while I was watching television, the phone rang. When my husband arrived home yesterday evening, I was cooking dinner. 

 

PAST PERFECT

 

Past Perfect употребляется:

а)      для выражения действия, завершившегося до какого-либо момента или другого действия в прошлом: Не had read the book by 10 о 'dock yesterday.Он прочел книгу до десяти часов (к десяти часам) вечера.

When we came to the airport the plane had already landed. Когда мы приехали в аэропорт, самолет уже приземлился;

б)      в предложениях, в которых одно действие завершилось до другого действия, длящегося в прошлом: Не had read the book and was watching TV when I came. Когда я пришел, он уже прочитал книгу и смотрел телевизор.

 

Утверждение                                      Вопрос

 

I had played                                          Had I played?

You had played                                     Had you played?

He/she/it had played                             Had he played?

We had played                                      Had we played?

You had played                                     Had you played?

They had played                                    Had they played?

 

Отрицание (полная форма)                 Отрицание (краткая форма) 

             

1 had not played                                     1 hadn't played                                      

You had not played                                 You hadn't played                                 

He/she/it had not played                          He hadn't played                                     

We had not played                                  We hadn't played                                   

You had not played                                 You hadn't played                                  

They had not played                                They hadn't played 

 

           ЗАДАНИЕ 1. Раскройте скобки и поставьте глаголы в Past Simple.

1.      We (buy) a new car on Tuesday.

2.      Mandy not (do) her homework yesterday.

3.      When you (meet) Jane?

4.      Why they (go) to London?

5.      I not (be) ill last month.

6.      Where your parents (live) when they (be) young?

7.      Jill (be) in London last year.

8.      When Fred (give) you this book?

9.      We not (visit) them when they (be) ill.

10. I (read) much last year.

 

 ЗАДАНИЕ 2. Раскройте скобки и поставьте глаголы в Past Simple.

1.      Yesterday evening I (go) to the cinema with a friend.

2.      From 1995 to 1998 he (work) in Minsk.

3.      Last night the concert (finish) at midnight.

4.1 (arrive) at the office this morning before my colleagues.

5.      When he was young, Tom (ride) a bicycle to school.

6.      The train was at 8 p.m. so I (leave) home at 7 p.m.

7.      Last Sunday was my mother's birthday, so I (buy) a present for her.

8.      I (start) to play tennis five years ago.

9.      The great composer Mozart (die) at the age of 35.

10.    Julie (do) a lot of English exercises last week.

 

 ЗАДАНИЕ 3. Раскройте скобки, вставьте глаголы в форме Past Simple: (buy, catch, cost, fall, hurt, sell, spend, teach, throw, write).

1.      Mozart --- more than 600 pieces of music.

2.      My father  --- me to drive.

3.      We couldn't afford to keep our car, so we ---          it.

4.      Dave …     down the stairs this morning and …     his leg.

5.      Jim ---        the ball to Sue, who ---        it.

6.      Ann…a lot of money yesterday. She --- a dress which --- 100.

 

             ЗАДАНИЕ 4. Раскройте скобки.

1.      It was warm, so I (take) off my coat.

2.      The film wasn't very good. I (not/enjoy) it very much.

3.      I knew Sarah was very busy, so I (not/disturb) her.

4.      I was very tired, so I (leave) the party early.

5.      The bed was very uncomfortable. I (not/sleep) very well.

6.      The window was open and a bird (fly) into the room.

7.      The hotel wasn't very expensive. It (not/cost) very much.

8.      I was in a hurry, so I (not/have) time to phone you.

9.      It was hard carrying the bags. They (be) very heavy.

 

 

Unit 3

FUTURE SIMPLE

Future Simple употребляется когда говорят о прогнозируемых действиях в будущем: You are going on a long flight. You can say: "I will be tired after my long journey".

Утверждение                                 Вопрос

 

I will go                                                     Will 1 go?        

You will go                                               Will you go?

He/she/it will go                                        Will he/she/it go?

We will go                                                 Will we go?

You will go                                                Will you go?

They will go                                               Will they go?

Отрицание (полная форма)               Отрицание (краткая форма)

 

I will not go                                                I won't go

You will not go                                          You won't go

 He/she/it will not go                                  He/she/it won't go

We will not go                                            We won't go

You will not go                                           You won't go

They will not go                                         They won't go

 

                            FUTURE CONTINUOUS

 

Утверждение                                       Вопрос

                           

1 will be going                                         Will 1 be going?

You will be going                                    Will you be going?

He will be going                                      Will he be going?

We will be going                                      Will we be going?

You will be going                                    Will you be going?

They will be going                                   Will they be going?

 

Отрицание (полная форма)                   Отрицание (краткая форма)

 

I will not be going                                  I won't be going

You will not be going                             You won't be going

He will not be going                                He won't be going

We will not be going                               We won't be going

You will not be going                             You won't be going

They will not be going                            They won't be going

 

        Future Continuous употребляется для выражения действия, которое будет длиться в точно указанный момент или период в будущем. Например: We are leaving for Moscow in July. — Мы уезжаем в Москву в июле.

Глаголы в Present Continuous также выражают действие, отнесенное в ближайшее будущее: You are going on a long flight. You can say, for example: In two hours' time, I will be having lunch on the plane / I will be flying over London / I will be reading a newspaper / I will be sleeping / I will be watching a film, etc.

 

FUTURE PERFECT

 

Утверждение                                         Вопрос

 

I shall have written                               Shall I have written?

You will have written                          Will you have written?

He/she/it will have written                   Will he/she/it have written?

We will have written                            Will we have written?

You will have written                          Will you have written?

They will have written                         Will they have written?

 

Отрицание (полная форма)                Отрицание (краткая форма)

 

I shall not have written                          I shan't have written

You will not have written                      You won't have written

He/she/it will have written                     He/she/it won't have written

We will not have written                       We won't have written

You will not have written                      You won't have written

They will not have written                     They won't have written

 

          Future Perfect употребляется для выражения действия, которое будет происходить до определенного момента или другого действия в будущем, и завершится или прекратится до него. Например: We will have written the test before the end of the lesson. We will have covered the tables before the guests arrive.

ЗАДАНИЕ  1. Вставьте to write в нужной форме.

1.      We often --- --- letters to our parents.

2.      What          --- you ---  now?

3.      Yesterday they --- --- tests from 10 till 12 o'clock.

4.      Who --- --- this letter?

5.      I --- --- some letters last week.

6.      What          --- you ---tomorrow at 10?

7.      When I came to her, she      --- --- a letter.

8.      --- you --- letters tomorrow?

9.      I --- not --- this letter now. I --- --- it in some days.

10.    ---     he ---          his home task now?

 

ЗАДАНИЕ 2.  Раскройте скобки, укажите время глагола.

         1. Не (know) several foreign languages.

2.      I (learn) English at school.

3.      Usually the classes (begin) at 9 o'clock.

4.      Our grandparents (live) now in Moscow.

5.      He often (visit) them last year.

6.      As a rule I (go) to my school by bus.

7.      She (work) abroad next year.

8.      He (not like) loud music.

9.      Your children usually (ask) many questions.

10.    At present he (not work) at school.

 

 ЗАДАНИЕ 3.  Раскройте скобки. Поставьте глаголы в нужную форму.

1.      When 1 (came) the dinner already (begin).

2.      What you (do) here?

3.      Who (speak) now?

4.      He already (come) here?

5.      She said that she (not like) fish and (take) beefsteak.

6.      Usually breakfast (begin) at 8 o'clock.

7.      She (work) abroad next year.

8.      She (not/like) loud music.

9.      My brother (not/like) strawberry ice cream.

10.    Who (work) yesterday?

 

ЗАДАНИЕ 4.  Переведите предложения на английский язык, используя Perfect.

1.      Вы были за границей?

2.      Он только что закончил работу?

3.      Вы уже сделали заказ?

4.      Вы заказали билеты на самолет по телефону?

5.      Вы когда-нибудь видели этого человека?

6.      Что вы выбрали на десерт?

7.      Вы пробовали клубничное мороженое?

8.      Вы были когда-нибудь в нашем ресторане раньше?

9.      Вы уже закончили свой обед?

10. Официанты уже накрыли столы?

 

ЗАДАНИЕ 5. Поставьте глаголы в нужную форму, выбрав Past Simple или Past Continuous.

1.      When her husband (come) home, Anne (watch) television.

2.      I (prepare) dinner when the telephone (ring).

3.      What (you do) when the postman arrive)?

4.      Julie (learn) to drive when she (work) in London.

5.      Where (you sit)when the show(begin)?

6.      I (visit) Athens while 1 (tour) Greece.

7.      It was when he (cross) the street that John (fall).

8.      What (you see) while you (wait) for the bus?

9.      Where (you go) when your car (break) down?

10.    Julie (meet) Peter when she (walk) in the park.

 

            ЗАДАНИЕ 6. Поставьте глаголы, данные в скобках, в нужную форму Present Perfect или Past Simple.

1.      Tom (go) to the cinema yesterday.

2.      John is playing a game of tennis. He (play) for 2 hours.

3.      I (buy) the tickets for this concert two weeks ago.

4.      The teacher (speak) English since the beginning of this lesson.

5.      In your life, how many countries you (visit)?

6.      The Bank (open) a branch in the new shopping centre last month.

7.      The bus is late and Julie is cold. She (wait) for the bus for 10 minutes.

8.      Caroline (work) here between 1997 and 1999.

9.      Before getting on the plane, John (buy) a book to read during the flight.

10.    Since the beginning of this exercise, I (learn) several new words in English.

 

ЗАДАНИЕ 7. Переделайте следующие предложения в вопросительно-отрицательные и дайте краткие ответы.

Образец: They are at home. — Aren't they at home? — Yes, they are. — No, they aren't.

1.      He has finished his work.

2.      She will visit us on Sunday.

3.      She has many relatives.

4.      His father works here.

5.      You know his address.

6.      We shall go home together.

7.      He can play chess.

8.      His friends were playing football.

9.      You have done the task.

10. They went to Moscow some days ago.

 

Unit 4

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВОПРОСОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

 

1. Общий вопрос.

Общий вопрос относится ко всему предложению в целом, и ответом на него будут слова yes или по: Do you like ice-cream ? — Yes, I do. Can you speak English ? — Yes, I can. Are you a schoolboy? — No, I am not. Have you bought a text book? — Yes, I have.

Порядок слов в общем вопросе:

1)      вспомогательный (модальный, глагол-связка) глагол; ]

2)      подлежащее (существительное или местоимение);

3)      смысловой глагол (или дополнение).

 

2. Специальный вопрос.

Специальный вопрос относится к какому-нибудь члену предложения или их группе и требует конкретного ответа: What is your name ? — My name is Peter. Where do you live? —- 1 live in Rostov. Специальный вопрос всегда начинается со специального вопросительного слова:

who (кто?)                           where (где? куда?)

whom (кого?)                      why (почему? зачем?)

whose (чей?)                       when(когда?)

what (что? какой?)           how (как?)

which (который?)             how many/ how much (сколько?)

 

Порядок слов в специальном вопросе:

1)      вопросительное слово {what, where, who, when, и т.д.);

2)      вспомогательный (модальный, глагол-связка) глагол;

3)      подлежащее;

4)      смысловой глагол;

5)      дополнения;

6)      обстоятельства (места, времени, образа действия и т.д.), В специальных вопросах, обращенных к подлежащему в формах Present и Past Indefinite, не употребляется вспомогательный глагол to do (did) и сохраняется прямой порядок слов: Who wants to go to the cinema? Whose pen is it? Who lives here?

Если вопрос начинается со слов Do you know where ... ?/ / don't know why... / Could you tell me what... ? и т.д., то порядок слов меняется.

Например, сравните два вопроса: What time is it?       Do you know what time it is?

Who are those people? I don't know who those people are. Where can 1 find you? Can you tell me where I can find you? I low much will it cost? Do you know how much it will cost?

В вопросах с do/does/did:

What time does the film begin?

What do you mean? Why did she leave early?

Do you know what time the film begins? Please explain what you mean. I wonder why she left early.

 

3.      Альтернативный вопрос.

Альтернативный вопрос предполагает выбор из двух возможностей:

Do you like coffee or tea ? — Вы любите кофе или чай?

Альтернативный вопрос начинается как общий вопрос, затeм следует разделительный союз or и вторая часть вопроса.

 

4.      Разделительный вопрос.

Разделительный вопрос состоит из двух частей. Первая часть — это повествовательное предложение (утвердительное или отрицательное), вторая, отделенная запятой от первой, — краткий вопрос, который на русский переводится не правда ли? не так ли?

You are a student, aren't you? — Вы студент, не правда ли?

You aren't a student, are you? — Вы не студент, не так ли?

В кратком вопросе повторяется вспомогательный, модальный или связочный глагол предложения, содержащего заявление. Если сказуемое предложения выражено глаголами to be или to have, то повторяются эти глаголы.

Не is reading, isn't he? Он читает, не так ли? (Повторяется вспомогательный глагол.)

Не can read, can't he? Он умеет читать, не так ли? (Повторяется модальный глагол сап.)

Не is a good specialist, isn't he? Он хороший специалист, не так ли? (Повторяется связочный глагол  to be.)

Не has a book, hasn't he? У него есть книга, не так ли? (Повторяется глагол to have, употребляемый как смысловой глагол.)

Если в повествовательной части разделительного вопроса содержится утверждение, то во второй — отрицание.

Если в повествовательной части — отрицание, то во второй части, как правило, — утверждение:

Не is there, isn't he? Он там, не так ли?

Не isn't there, is he? Он не там, не так ли?

5. Вопрос-отрицание.

Вопрос-отрицание используется, когда хотят показать удивление, или ожидают, что слушатель согласится с высказыванием.

Например:

Didn't you hear the doorbell? I rang it three times. Разве ты не слышал дверной звонок? Я звонил три раза.

Don 't you want to go to the cinema? Разве ты не хочешь пойти в кино?

Ответ Yes означает Yes, I want to go.

Ответ No означает No, I don't want to go.

 

ЗАДАНИЕ 1. Составьте вопросы к следующим ответам. Начните со слов who или what.

Образец: I'm worried about something. — What are you worried about?

1.      Somebody hit me.

2.      I hit somebody.

3.      Somebody paid the bill.

4.      Something happened.

5.      Diane said something.

6.      This book belongs to somebody.

7.      Somebody lives in that house.

8.      I fell over something.

9.      Something fell on the floor.

10. This word means something.

 

ЗАДАНИЕ 2.  Составьте вопросы из следующих слов.

1.      when / was / built / this house

2.      how / cheese / is / made

3.      when / invented / the computer / was

4.      why / Sue / working / isn't / today

5.      what time / coming / your friends / are

6.      why / was / cancelled / the concert

7.      where / your mother / was / born

8.      why / you / to the party / didn't / come

9.      how / the accident / did / happen

10.    why / this machine / doesn't / work

 

ЗАДАНИЕ 3. Поставьте общий вопрос к предложению и дайте краткие утвердительные и отрицательные ответы.

А) Образец: The guests are at the restaurant. Are the guests at the restaurant? Yes, they are.

Mary is a good cook. Is she a good cook? Yes, she is.

1.      The cooks are in the kitchen.

2.      The waiters are in the dining hall.

3.      The tables are set for dinner.

4.      The watermelon is juicy.

5.      The menu card is on the table.

В) Образец: The guests are not at the restaurant. Are the guests at the restaurant? No, they are not.

He is not a waiter. Is he a waiter? No, he is not.

1.      The dining hall is not small.

2.      The waiters are not in the dining hall now.

3.      The tablecloths are not on the tables now.

4.      Menu-cards are not on the table.

5.      Steak is not on the menu today.

 

ЗАДАНИЕ 4. Поставьте к каждому предложению разделительный вопрос.

1.      She is a student.

2.      Не speaks English well.

3.      They have many books.

4.      The weather was fine yesterday.

5.      We saw a new film yesterday.

6.      You can read well.

 

 ЗАДАНИЕ 5. Составьте письменно вопросы к следующим предложениям. 1. Общие. 2. Специальные. 3. Разделительные.

There is a picture on the wall.

The lecture begins at nine o'clock.

They will go to the University on Monday.

Our teacher knows several foreign languages.

He has already bought a ticket.

They visited many countries.

They are working in the kitchen.

Dinner is the largest meal during the day.

He likes oysters.

I heard about this film from my friend.

 

Unit 5

Модальные глаголы и их эквиваленты

          Модальные глаголы показывают отношение говорящего к действию. Само же действие передается инфинитивом смыслового глагола, который следует за модальным глаголом. Модальные глаголы не имеют форм во всех временах, для этого употребляются их эквиваленты (заменители).

Вопросительные и отрицательные предложения с модальными глаголами строятся без вспомогательных глаголов: Сап you help mе? — Yes, I can.— No, I can't. Вы можете помочь мне? — Да. — Нет.

К основным модальным глаголам относятся следующие.

 

Модальный глагол сап

сап — мочь, быть в состоянии,

could — прошедшее время

Предполагает наличие физической, умственной и прочих возможностей, позволяющих сделать что-либо:

I can swim. — Я могу (я умею) плавать.

1 could translate this text. (Я мог, был в состоянии) перевести этот текст.

Вежливую просьбу можно начинать с модального глагола could:

Could you help me, please! He могли бы вы помочь мне, пожалуйста!

В будущем времени у глагола сап есть заменитель — конструкция to be able to (быть в состоянии что-либо сделать): I shall be able to help you when I am free. — Я смогу помочь тебе, когда освобожусь.

 

Модальный глагол may

may — иметь возможность, получить разрешение (делать что-либо),

May [ help you ? Можно вам помочь? — Yes, you may. Да, можно.

Форма прошедшего времени might употребляется для выражения предположения:

Не might know about it. — Он, вероятно, знал об этом.

В будущем времени у модального глагола may есть заменитель — конструкция to be allowed to (получить разрешение сделать что-либо).

Не will be allowed to take the book. Ему разрешат взять книгу.

 

Модальный глагол must

Модальный глагол must означает «должен, обязан».

You must write it down now. Вы должны написать это сейчас.

Заменителями глагола must являются глаголы to have to и to be to, которые имеют некоторые дополнительные оттенки значения. Глагол have to означает долженствование, вызванное обстоятельствами, вынужденную необходимость, в то время как глагол to be to — долженствование, связанное с расписанием, планом или заранее сделанной договоренностью.

She had to stay at home. — Она вынуждена была (ей пришлось) остаться дома. The train was to arrive at 8 in the evening. Поезд должен был прибыть в 8 вечера. (По расписанию).

После модальных глаголов и некоторых их эквивалентов инфинитив употребляется без частицы to.

Заменителями модального глагола must являются также модальные глаголы ought to, should (в значении совета, рекомендации, упрека).

Children ought to obey their parents. Дети должны слушать своих родителей. You should consult the doctor. Вам следует посоветоваться с врачом.

В сочетании с перфектным инфинитивом глагол should выражает сожаление о невыполненном действии и переводится «следовало бы». You should have helped them. Вам следовало бы помочь им. (Но вы не сделали этого).

 

Модальный глагол should

Модальный глагол should в сочетании с перфектным инфинитивом should hаve done выражает действия, которые должны были произойти в прошлом, но по каким-то причинам не произошли, переводится на русский язык «следовало», «нужно было».

You should have helped them. Вам следовало помочь им.

You should have done this. Вам следовало это сделать (упрек).

This work should have been done yesterday. Эту работу нужно было сделать вчера.

 

Модальный глагол would

Модальный глагол would может иметь следующие значения:

1.      Вежливая просьба. Would you help те? Не поможете ли вы мне?

2.      Повторяемость действия в прошлом. Не would often help те. Он, бывало, часто помогал мне.

3.      Стойкое нежелание совершать какие-либо действия. Не wouldn't listen to me. Он никак не хотел слушать меня.

 

Модальный глагол need

Модальный глагол need - «нужно, надо» употребляется, в основном, в отрицательных предложениях. You needn't do it now. Вам не нужно делать это сейчас.

 

Модальный глагол shall

Модальный глагол shall употребляется в тех случаях, когда испрашивается разрешение на совершение какого-либо действия, и иногда является заменителем модального глагола must.

Shall I help you?  Вам помочь?

Shall I bring you the dessert? Мне принести вам десерт?

 

ЗАДАНИЕ 1. Завершите диалоги. Дайте утвердительный или отрицательный ответ.

Образец: — Can you help mе? — Yes, I can. / No, I can't.

1.      May I take that chair? - ...

2.      Can 1 have a dinner here? — ...

3.      Can you bring me a drink? — ...

4.      May I have the menu card? — ...

5.      Shall I bring you the dessert right now? — ...

6.      May I have my bill? — ...

ЗАДАНИЕ 2. Замените модальные глаголы соответствующими эквивалентами.

1.      We must meet at 7 o'clock as we planned before.

2.      That waiter cannot speak English.

3.      You may take these books.

4.      You must come in time.

5.      We must receive and serve our guests very well.

6.      You must not smoke here.

7.      Must they come early every day?

8.      Must I serve the dinner for you now?

9.      He couldn't explain anything.

10.    Can you swim?

 

ЗАДАНИЕ 3. Переведите предложения на английский язык, используя модальные глаголы или их заменители.

1.      Вчера мне пришлось работать до позднего вечера.

2.      Можно мне курить здесь? — Нет, нельзя.

3.      Вам следует помочь вашему другу. Он не может делать работу сам.

4.      Вам пришлось остаться дома, потому что была плохая погода?

5.      Вам следовало бы заказать билеты заранее.

6.      Я рад, что мне не пришлось заканчивать эту работу вчера.

7.      Я не люблю рано вставать, но иногда мне приходится.

8.      Ты должен перевести этот текст на английский язык.

9.      Вам не нужно идти в библиотеку. У меня есть книги, которые вам нужны.

10. Я не мог пойти домой, я должен был закончить работу.

 

ЗАДАНИЕ 4. Вставьте сап или (be) able to.

1.      Gary has travelled a lot. He ---     speak five languages.

2.      I haven't ---        sleep very well recently.

3.      Nicole ---  drive, but she hasn't got a car.

4.      I used to ---        stand on my head, but I can't do it now.

5.      I can't understand Martin. I've never ---         understand him.

6.      I can't see you on Friday, but I ---         meet you on Saturday

morning.

7.      Ask Catherine about your problem. She might --- help you.

 

 

Unit 6

Согласование времен при переводе прямой речи в косвенную

 

Повелительное наклонение в косвенной речи

tell + to + infinitive

При переводе прямой речи в косвенную необходимо знать следующие правила:

1.      После глаголов ask, request и некоторых других глаголов, обозначающих просьбу, перед придаточным предложением ставятся союзы whether или if (в значении «ли»):

Не asked if everyone was ready. Он спросил, все ли готовы.

2.      Глагол tell (told) употребляется вместо глагола say (said):

Не told те that..., но: Не said that...

Глаголы talk, speak в косвенной речи в значении «Он сказал, что...» не употребляются.

3.      Если прямая речь содержит приказание или просьбу, то значение «велел, приказал» передается сочетанием глаголов tell, order, ask, demand с инфинитивом, причем отрицательная форма инфинитива употребляется в последовательности: ... told ... not to do smth.:

При переводе предложений в повелительном наклонении (команд, просьб или приказаний) в косвенную речь изменяются лицо, время глагола и слова и выражения, обозначающие время

Father: "Do your homework. " Father told me to do my homework. Teacher: "Don't talk to your neighbour. " The teacher told me not to talk to my neighbour.

Если предложение начинается с глагола в настоящем времени, то время не изменяется. Например:

Susan: "I work in an office."  Susan tells me that she works in an office.

Если предложение начинается с глагола в прошедшем времени, то вступает в действие правило согласования времен и время меняется на одно из прошедших. Например:

Susan: "I work in an office." Susan told me that she worked in an office.

Как изменяются времена при переводе прямой речи в косвенную?

Simple Present меняется на Simple Past Simple Past меняется на Past Perfect Present Perfect меняется на Past Perfect

Происходит замена вспомогательных глаголов:

am/are/is меняется на was/were

was/were меняется на had been

has been меняется на had been

will   в будущем времени меняется на would

При переводе прямой речи в косвенную происходят и другие замены: вместо местоимений I, we употребляются he, she, they; вместо указательного местоимения this (these) употребляется that (those):

Peter: "I work in the garden." Peter said that he worked in the

garden.

Peter: "I worked in the garden."

Peter: "1 have worked in the garden." Peter said that he had worked in the garden.

Peter: "1 had worked in the garden."

Peter: "I will work in the garden." Peter said that he would work

in the garden.

Peter: "I can work in the garden." Peter said that he could work

in the garden.

Peter: "I may work in the garden." Peter said that he might work

in the garden.

Peter: "I'm working in the garden." Peter said that he was working

in the garden.

Peter: "I was working in the garden."

Peter: "I have been working in the garden. "Peter said that he had been working in the garden.

Peter: "1 had been working in the garden."

Если предложение содержит выражения, связанные со временем, то они также изменяются.

В прямой речи           В косвенной речи

this (evening)             that (evening)

now                             then

yesterday                    the day before

today/this day            that day

these (days)                those (days)

now                            then

(a week) ago               (a week) before

last weekend              the weekend before / the previous weekend

next (week)                the following (week)

tomorrow                   the next/following day

 

Например:

Peter: "I worked in the garden yesterday." — Peter said that he had worked in the garden the day before.

Перевод вопросительных предложений в косвенную речь

Если вопрос переводится в косвенную речь, то также изменяются лицо, время и выражения, связанные со временем. В косвенной речи уже нет вопроса, и предложение становится утвердительным.

Общий вопрос:

Peter: "Do you play football?" — Peter asked me whether (if) I played football.

Специальный вопрос:

Peter: "When do you play football?" — Peter asked me when I played football.

 

 ЗАДАНИЕ 1. Раскройте скобки, переведите предложения.

1.      I did not know that you already (read) this book

2.      He did it better than I (expect).

3.      He said that the bus (be) here soon.

4.      I think it all happened soon after the meeting (end).

5.      They decided that they (bring) us all the necessary books.

6.      He said that he (can) not do it without my help.

7.      He asked the students whether they (solve) a problem.

8.      It was decided that we (start) our work at eight o'clock.

9.      I told you that I (leave) for Minsk on the following day.

10.    The boy did not know that he already (receive) a good mark.

11.    He wanted to know what (become) of the books.

12.    The visitors were told that the secretary just (go out) and (come back) in half an hour.

13.    He said we (may) keep the books.

14.    We thought that she not (be able) to make his work in time and therefore (offer) to help her.

15.    When I came they (tell) me that he (leave) half an hour before.

16.    It was soon clear to the teacher that the control work (be) a difficult one.

17.    I decided that next year I (go) to see my old friend again. I not (o see) him since he (go) to Moscow.

 

ЗАДАНИЕ 2 . Переведите предложения в косвенную речь.

Образец: Jack: "I don't like ice cream." — Jack said (that) he didn't like ice cream. "

1.      Father: "Don't forget to write a letter."

2.      Nick: "You may ride my bike."

3.      Mary:  " The weather is beautiful today."

4.      Mr Ford: "You will have much work tomorrow."

5.      Jane: "I lost my keys and I don't know what to do."

6.      Mrs Hillary: "I'd like to tell you one interesting thing."

7.      Postman: "There are no letters for you today."

8.      Teacher: "Who is on duty today?"

9.      Salesgirl: "I would recommend you these fresh cakes."

10.    Taxi driver: "Your hotel is not far from here."

11.    Teacher: "Stop talking."

12.    Policeman: "Don't move."

13.    Friend: "Help me, please."

14.    Ann: "Don't go there!"

 

ЗАДАНИЕ 3 . Переведите из прямой речи в косвенную.

Образец: Не asked David, "Are you interested in business?"— He asked David if he was interested in business.

1.      Mary said, "I like apples better than oranges."

2.      They said, "We will live here."

3.      Ann said, "I don't like modem music."

4.      He asked, "Is it still raining?"

5.      He ordered, "Don't be late"

6.      He promised, "Everything will have been done by Monday."

7.      I informed, "The concert will be on Sunday."

8.      Director told his secretary, "Get the documents ready for the conference".

9.      "I ask you to come to my office tomorrow", he added.

10.    "Do you know English well?" he asked me.

11.    "I am not sure I know him well", the boy replied.

12.    "I am not well", he says every time before the examination.

 

Unit 7

Word building

        Образование производных cлов происходит путем добавления префикса или суффикса к непроизводной или производной основе.

Наиболее употребительные суффиксы:

-ER, -OR

to absorb — поглощать; всасывать absorber — поглотитель,

to accelerate — ускорять; разгонять accelerator — ускоритель,                   

to boil — кипятить    boiler — паровой котел;

-ENT, -ANT

to absorb — поглощать; absorbent — поглотитель, абсорбент

to assist — помогать, assistant — помощник, ассистент

to deterge — очищать; мыть detergent — моющее средство

-ION, -SION, -TION

to collide — сталкиваться collision — столкновение

to attract — притягивать attraction — притяжение;

to react - реагировать reaction — реакция

-ANCE, -ENCE

to assist — помогать, ассистировать assistance — помощь;

to depend — зависеть dependence — зависимость

to differ — различаться, difference — разница; отличаться

 -URE

to fail — терпеть неудачу, поражение failure — неудача, провал

 to press — давить     pressure — давление

-NESS

kind — добрый kindness — доброта

useful — полезный, пригодный usefulness — полезность,

dark — темный darkness — темнота

-ISM

mechanism — механизм

criticism — критика

realism — реализм

-DOM

wise — мудрый          wisdom — мудрость

free — свободный     freedom — свобода

-TY, -ITY

able — способный     ability — способность

flexible — гибкий, эластичный  flexibility — гибкость, эластичность

superior — лучший; превосходный   superiority — превосходство 

-ICITY

atomic — атомный    atomicity — атомность, валентность

electric — электрический electricity — электричество

specific — особый, точный specificity — специфичность

-ING

heating — нагревание; накаливание

pointing — указание; прицеливание

freezing — замораживание

-MENT

to develop — развивать     development — развитие

to equip — оборудовать    equipment — оборудование

to measure — измерять      measurement — измерение

-ABLE, -IBLE

movable — подвижный; переносной

flexible — подвижный; гибкий

limitable — ограниченный

-ANT, -ENT

to resist — сопротивляться resistant — стойкий, прочный

to differ — различать, отличаться different — различный

to depend — зависеть         dependent — зависимый 

-FUL

peace — мир peaceful — мирный

care — забота careful — заботливый; осторожный; тщательный

-LESS

use — польза useless — бесполезный

 life — жизнь lifeless — безжизненный

 wire — провод, проволока        wireless —  беспроводной

-ISH

blue — голубой         bluish — голубоватый

white — белый whitish — беловатый

cold — холодный      coldish — довольно холодный; холодноватый

-AL

central — центральный

 technical — технический

-1С

atomic — атомный

economic — экономный; экономический

systematic — систематический

 -FY

quality — качество    to qualify — квалифицировать

class — класс    to classify — классифицировать

pure — чистый to purify — очищать

-1ZE

real — явный, действительный to realize — понимать

economy — экономика to economize — экономить

-EN

fast — быстрый to fasten — убыстрять

short — короткий to shorten — укорачивать

deep — глубокий to deepen — углублять

 

 Наиболее употребительные префиксы:

 UN-

equal — равный         unequal — неравный

to balance — уравновешивать    to unbalance — выводить из равновесия

to brace — обхватывать, скреплять to unbrace — ослаблять, расслаблять

DIS-

to join — соединять  to disjoin — разъединять

to affirm — подтверждать to disaffirm — отрицать

to adjust — регулировать; настраивать to disadjust — разрегулировать

charge — заряд discharge — разряд

MIS-

adjustment — регулировка; установка        to misadjustment — неверная регулировка или установка

to calculate — рассчитывать; считать to miscalculate — ошибиться в расчете

to measure — измерять to mismeasure — неправильно измерять

IN-, IL-, IM-, IR-

 accurate — точный, правильный  inaccurate — неточный, ошибочный

complete — завершенный, полный incomplete — незавершенный

constant — постоянный, устойчивый inconstant — непостоянный,

СО-

factor — фактор cofactor — совместно действующий фактор

to operate действовать, работать to cooperate — сотрудничать,

взаимодействовать

RE-

adsorption — адсорбция readsorption — резорбция

 acting — действующий reacting — реагирующий

to act — действовать to react — реагировать; действовать

OVER-

abundant — обильный; overabundant — избыточный

balance — равновесие overbalance — перевес; избыток

charge — заряд overcharge — перегрузка; перезаряд (эл.)

proportion — пропорция, overproportion — диспропорция;

1NTER-

to act — действовать to interact — взаимодействовать; воздействовать

communication — связь intercommunication — взаимосвязь

face — поверхность  interface — поверхность раздела;

to work — работать; действовать to interwork —  взаимодействовать