Тема 2.3  Социально-психологические проблемы массовой аудитории

 

Деятельность журналиста осуществляется чаще всего в ситуациях, которые можно обозначить как творчески стимулированные и утилитарно-практические. Эта деятельность, как мы показали, может быть ограничена или, напротив, дина­мизирована, усилена некоторыми обстоятельствами индивидуально-личного, со­циально-культурного, профессионального, собственно творческого и другого ха­рактера.

 

Теперь, согласно логике изложения, попытаемся выделить и описать то, что способствует или препятствует данного рода деятельности с точки зрения реали­зации интересов аудитории средств массовой коммуникации?

В новейших исследованиях политологов, социологов, психологов54 показано, что плюрализм ценностей складывается быстрее, чем плюрализм интересов. На примере сегодняшней России можно убедиться, что общество в переходный пери­од плохо структурируется на основе различения интересов, социальные группы и слои складываются недостаточно активно, средний класс размывается. Существу­ет большой «разброс» ценностей и настроений, господство нерациональных моти­вов, препятствующее достижению общественного согласия.

В качестве элементов общественного согласия чаще всего выделяются консенсус — полное согласие, деятельность на основе общих правил и компромисс как способность жертвовать частью интересов для достижения наиболее существенной их части. При­чем подчеркивается, что полное согласие, консенсус и компромисс в переходный пе­риод плохо достижимы чаще всего не из-за многообразия интересов, а из-за их несформированности и отсутствия понимания как частных интересов, так и национально-государственного интереса.

В исследованиях политологов отмечается, что в этих условиях консенсусную функцию в обществе чаще всего берет на себя журналистика как институт социа­лизации и духовного развития. Однако проблемная ситуация заключается в том, насколько полно и адекватно отечественные средства массовой информации отражают сегодня интересы личности, отдельных социальных групп и общества в це­лом, каким целям служат.

Свобода формирования мнения требует доступа к различным представлениям о действительности, существующим в различных социальных группах, для того, что­бы их сопоставить. Этот свободный доступ к различным мнениям и называется плю­рализмом. «Плюрализм — равнодействующая конкурирующих сил, — заметил по этому поводу французский исследователь Пьер-Ив Шерль. — Плюрализм источни­ков информации — единственный путь к ее достоверности. Априорно, не будучи со­чтенной ложной, всякая заданная информация должна быть проверена; проверка же эта невозможна без плюрализма мнений»55.

То есть современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов — журналиста (коммуникатора) и аудитории, при­чем каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятель­ность, предполагает активность также и в своем партнере. Лишь в этом случае ауди­тория включена во всю систему общественных отношений. Журналисту же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответству­ющие им характеристики аудитории, включая и ряд специфических, формируе­мых при прямом участии СМИ.

Их аудитория — чрезвычайно сложный социально-духовный феномен. С од­ной стороны, определенные ее качества детерминированы социально-экономичес­кой и политической структурой общества, и с этой точки зрения она является спе­цифическим социальным образованием. С другой стороны, она формируется, су­ществует и развивается только в рамках процесса массовой коммуникации на базе особого рода деятельности — потреблении и восприятии материалов и сообщений СМИ, что позволяет определить аудиторию как специфическую социально-коммуникативную общность. 

Безусловно, необходим тщательный учет и анализ предпосылок, обуславлива­ющих образование аудитории и самих технических средств — носителей массовой информации. Ведь аудитория существует и функционирует лишь в той мере, в ка­кой осуществляется деятельность по производству и распределению массовой ин­формации в обществе.

Так современный этап развития отечественных СМИ как канала характеризует­ся прежде всего совершенствованием технических средств массовой коммуникации и связи, модернизацией полиграфической базы, а, следовательно, и качественным изменением материальных носителей информации — периодической печати. Про­должается процесс освобождения СМИ от государственной опеки, и общество в лице различных социальных группировок получило формально независимые от чьего бы то ни было давления источники информации, диалога, общественной дискуссии.

С другой стороны, глубокий социально-экономический кризис привел россий­ские СМИ к ситуации, в которой они зачастую теряют свою доступность (прежде всего периодические издания — в силу их дороговизны в продаже по сравнению с «бесплатно» получаемыми теле-и радиопрограммами).

Качественный состав различных групп аудитории современных СМИ, безус­ловно, во многом и целом определен социальной структурой российского обще­ства. Раскрыть же механизм развития, изменения такого сложного объекта как ауди­тория СМИ, по мнению социологов56, можно только системой показателей.

Чаще всего к первой группе характеристик аудитории относят качественно-ко­личественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы средств массовой информации. Среди них выделяются социально-демографические (пол, возраст, уровень обра­зования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное по­ложение и т. д.) и социально-психологические характеристики (потребности, уста­новки, мотивы, интересы и т. п.).

Среди широкого спектра потребностей человека зачастую отдельно выделяют­ся информационные потребности (в числе их проявлений — информационные ин­тересы, то есть субъективные склонности, стремления, пожелания, в которых эти потребности находят свое отражение). Они пронизывают все другие виды потреб­ностей индивида, но в то же время носят самостоятельный характер. Конкретизи­рует сложившиеся интересы аудитории изучение мотивов выбора того или иного средства информации, передачи, сообщения. Результаты различных социологичес­ких исследований показывают, что знание, понимание и учет коммуникатором мно­гоплановых и многосторонних духовных, информационных и других потребностей аудитории — один из основных факторов эффективной работы средств массовой информации в диалоге со зрителями, слушателями, читателями.

Вторая специфическая группа признаков характеризует аудиторию в ее непосред­ственных взаимоотношениях со СМИ. Она может быть выражена рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой инфор­мации. Так, к примеру, можно выделить следующие подгруппы признаков.

•    Характеристики условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению информации.

•    Характеристики включенности аудитории в процесс потребления массовой информации через различные каналы СМИ, связанные с фиксацией ее реаль­ного коммуникативного поведения. Условно эти характеристики разделяются на два вида. Первый — это показатели владения тем или иным источником массовой информации (подписка на периодические издания или регуляр­ность их приобретения, наличие теле-радиоапаратуры). Второй — признаки, позволяющие оценить степень включенности аудитории в процесс потребле­ния массовой информации (частота, интенсивность, регулярность обращения к тому или иному источнику, затраты времени на контакты с ним и т.д.).

  Характеристики отношения аудиторий к материалам средств массовой ин­формации, выражающиеся в степени удовлетворенности, оценках, мнени­ях, пожеланиях и т. д. Среди них может быть рассмотрен самый широкий комплекс показателей, характеризующих как общее отношение аудитории к программе, передаче, материалу, так и оценка их отдельных сторон, про­явлений (к примеру, оценка оперативности, уровня критичности, объектив­ности, актуальности, конкретности и т. д.).

•    Характеристики информированности аудитории о различных сферах дей­ствительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях средств мас­совой информации, а также информированности о деятельности самих СМИ.

•    Характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретран­сляции информации (в том числе обсуждение, использование полученной информации в различных сферах деятельности респондентов, обращение в СМИ, нештатное сотрудничество и т. д.).

Третья группа характеристик связана с изучением воздействия сообщений средств массовой информации на сознание аудитории. При их помощи социолога­ми, психологами, политологами (как правило, в ходе комплексного анализа дея­тельности не только СМИ, но и всей системы жизнедеятельности аудитории, обра­за жизни) фиксируются изменения, происходящие в сознании и поведении зрите­лей, слушателей, читателей.

  

Вместе с тем современная массово-коммуникационная практика, на наш взгляд, дает основания дополнить систему показателей аудитории средств массово инфор­мации. Так, к примеру, проанализировав в общей сложности свыше 200 различных программ на отечественном телевидении, мы обнаружили что при реализации ди­алогового взаимодействия достижение понимания и взаимопонимания между жур­налистом и аудиторией нельзя рассматривать только на уровне содержания обще­ния. Эмоциональная сторона восприятия также является одной из основных целей коммуникатора (зачастую — просто определяющей) и безусловным ориентиром участников коммуникации. Жан Бодрийяр не по этому ли поводу иронизировал: «Народ оказался публикой...Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища»57.

Наиболее продуктивным, как показал проведенный нами опрос экспертов — журналистов-профессионалов, является для коммуникатора моделирование роле­вого участия в масс-медиа деятельности. Проиллюстрируем это конкретными при­мерами.

Так, например, Леонид Якубович в сознании аудитории зафиксирован прежде всего как носитель социально-психологической роли, которую мы условно обозна­чим как «артист». Подобного рода коммуникаторы имеют выразительную, прият­ную внешность. Всегда со вкусом одеты, подтянуты, элегантны. Да, они нередко «играют» роль ведущего, но делают это, не таясь, акцентируя внимание не на собственной персоне, а лишь талантливо оттеняя собеседников. К примеру сам Яку­бович обладает хорошей дикцией, темп речи позволяет говорить четко, доходчиво. У него очень ритмичная речь, причем темп ее может варьироваться.

Неторопливо он начинает говорить тогда, когда хочет выделить какие-то слова или фразы. Он также в своих программах «Поле чудес», часто использует паузы как необхо­димый способ передачи информации в устной речи. Во время пауз он останавливается, перестает говорить и в этот момент ведущий демонстрирует широкий спектр невербаль­ных способов передачи информации: например, закатить глаза, подмигнуть, тяжело вздох­нуть. Часто в программе паузы — это способ остановить собеседника, говорящего откро­венную глупость или читающего бездарное стихотворение. Прямо об этом сказать не­возможно, ибо он может быть обижен на глазах многомиллионной аудитории, а жесты, мимика более выразительны и, как показывает его опыт, более действенны.

Телегид Евгения Пищикова на основании ролевого участия журналистов в де­ятельности электронных СМИ даже вывела некую «формулу» телевизионной веж­ливости58: «Приветствие и прощание — это, собственно говоря, обращение. Како­вое указывает, к какому именно зрителю обращена программа. Грубо говоря, ад­ресное деление может быть таким: к среднему потребителю информации, рядовому гражданину, Гражданину, единомышленнику, патриоту, клиенту, постоянному посетителю тусняку, грамотному челу, члену узкого кружка посвященных, Жен­щине с большой буквы и так далее».

Далее журналист подмечает ряд интересных деталей. Так, к примеру, что Дмит­рий Дибров в «Антропологии» почти всегда здоровался холодно, а прощался теп­ло. Как важный гость в незнакомой компании, который приходит недовольный, не уверенный, что все сложится как должно, а уходит более или менее удовлетворен­ный приемом. Тут есть совпадение с идеей передачи: гости Диброва всякий раз были люди особенные, оригиналы — в течение передачи они как бы должны доказать свое право на особенность... И заслужить тепло ведущего.

Михаил Леонтьев со своим анекдотическим «однако» в так и называющейся моно-программе как бы отдает себя одним этим словом на потеху обывателю, но смотрит в глаза посвященному зрителю.

Примечательно, что носителями социально-психологических ролей выступа­ют как коммуникаторы, так и их аудитория. Эти роли характеризуются относи­тельно постоянной, внутренне связанной системой поступков и действий, которая является реакцией на поведение других лиц. Не учитывать тот факт, что и предста­вители аудитории в большинстве своем явно или подсознательно стремятся к «ро­левому участию» при восприятии продукции СМИ, значит намеренно сокращать число факторов эффективности массово-коммуникационного взаимодействия. Причем на оси восприятия субъектом этого рода продукции находятся не только рациональные оценки, но и эмоции, чувства, аффект (допустим от «ролевого со­участия»), вызываемые как вербальным (словесным) содержанием, так и эстети­кой конкретного произведения или передачи.

Следовательно, всякое журналистское произведение можно рассматривать как систему раздражителей (слов, приемов невербальных коммуникаций, эстетических конструкций, способов активизации «ролевого соучастия» и т. д.), сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать определенную реакцию аудитории СМИ. Да, как и во всякой творческой деятельности здесь воз­можно подсознательное «конструирование», но оно все же является превалирую­щим при индивидуальной творческой деятельности журналиста. В данном же слу­чае можно говорить о вполне высокой степени прагматического моделирования тех­нологий массово-коммуникационной деятельности. Ведь анализируя структуру раздражителей, мы в этом случае должны воссоздать (смоделировать) структуру реакций. Причем понятие «творчество» мы в равной степени относим как к созда­телям данного вида продукции, так и к потребителям. Ибо, как мы уже отмечали, только со-творчество характерно для истинно демократического государства, для отношений, основанных на принципах гуманизма.

При описании эмоциональной стороны восприятия информации как одного из системных показателей аудитории СМИ можно назвать и другие социально-пси­хологические роли коммуникаторов. Нами было выделено 24 роли. К примеру, та­кие, как: «аналитик», «лирик», «агрессор», «свой парень» и т. д. Допустим, веду­щий телевизионных «Итогов» Евгений Киселев — был типичный «аналитик», та­ковым он в 2006 году оставался и в авторской программе радиостанции «Эхо Москвы». Ему свойственны, как показывает исследование, такие внутренние лич­ностные характеристики, как интеллект, широта кругозора, способность мыслить масштабно, сдержанность, солидность, респектабельность и т. д. Характерные про­фессиональные качества — коммуникабельность, способность заражать энергией, уверенностью, внушать свои идеи и т. д. Владимир Молчанов и в прежних и в се­годняшних телепрограммах — «лирик», ибо все его наиболее удачные, с точки зре­ния экспертов, программы выдержаны именно в этом ключе. Тимур Кизяков, при­ходящий с экрана «Пока все дома», — типичный «свой парень». Выделение носи­телей «ролей» позволяет не просто прогнозировать успешную и эффективную деятельность коммуникатора, но и просчитывать варианты взаимодействия с кон­кретными носителями «ролей» из числа аудитории СМИ. 

Сегодняшняя массово-коммуникационная практика, а также практика полити­ческой, прежде всего предвыборной борьбы дает возможность выделить еще один ракурс проблемы учета в системе показателей аудитории СМИ эмоциональной сто­роны восприятия информации. В свое время американский исследователь Дж. Голдхабер описал так называемую харизматическую модель коммуникатора. В его иссле­дованиях, анализировавших многолетнюю массово-коммуникационную практику, было доказано, что успех телевизионной передачи, как правило, гораздо меньше свя­зан с ее информационным содержанием, чем с «харизмой» той личности, что транс­лирует новости, в целом передает какой-то объем информации в программе. «Хариз­ма» им понималась как личный магнетизм. Голдхабер делал вывод о том, что на со­временном телевидении США представлены три типа харизматической личности:

•    «герой» — некая идеализированная в сознании аудитории личность: смел, агрессивен, говорит именно о том и то, что мы хотим слышать; 

•    «антигерой» — «простой человек», «один из нас», с этим коммуникатором мы чувствуем себя «безопасно»;

•    «мистическая личность» — коммуникатор, внешне чуждый нам, ибо он не­обычен, непонятен нам, непредсказуем.

С точки зрения массово-коммуникативной практики, харизма — качество, под­верженное развитию. В разные периоды аудиторией СМИ бывают предпочитаемы харизматические коммуникаторы разного типа, разного «уровня» обаяния, при­влекательности, заразительности и т. д. Проведенный автором опрос, к примеру, показал, что сегодняшняя практика выдвигает на первый план прежде всего ком­муникаторов харизматического типа из среды телеведущих.

Конечно, харизма — это не только особая биологическая заразительность, челове­ческое обаяние, это еще и умение самоорганизоваться, самостоятельно срежиссировать свое поведение, а может быть и привлечь к имиджмейкерской деятельности профес­сионалов из числа талантливых советников, психоаналитиков, режиссеров, виза­жистов, логопедов, педагогов по движению и т. д. Наше сознание защищается от водопада внешних раздражителей фильтром стереотипного восприятия мира, но, по образному замечанию Е.А. Блажнова, «на его плечах» имидж врывается в наше

сознание.

Можно выделить четыре основные функции имиджа журналиста (коммуни­катора):

•    номинативная (заявить о себе, хоть как-то выделиться из числа себе подобных);

•    эстетическая («облагородить» впечатление от собственного появления пе­ред аудиторией, продемонстрировать наглядно чувство меры, художествен­ного вкуса);

•    психологическая (акцентирование внимания на харизме коммуникатора);

•    адресная функция (связывает его со своей целевой аудиторией).

Все эти четыре функции имеют наглядные формы проявления в деятельности каждого успешно работающего журналиста, будь то в сфере телевизионной практи­ки, радио или периодической печати. А доминирующей, по мнению экспертов, самих опрошенных журналистов, чаще всего является именно психологическая функция.

Психолог Вильям Джемс определял мистические состояния личности, как не­изреченность, интуитивность, кратковременность, «второе рождение» и т.д. Чаще всего интуитивность определяет коммуникатору харизматического типа направ­ление поиска информации; все остальные качества — всего лишь контексты ее даль­нейшей трансформации, то есть, вторичны по сути. К примеру, «неизреченность» позволяет журналисту лишь быть загадочным, до конца не понятным в речах. Ясно, что бесконечно это продолжаться не может, и аудитории нужны «подтверждения» или «разоблачения» подобного образа жизни и творчества. Точно так же, как и при «кратковременности» — когда он не раскрывается в общении; уходит от ответов; таинственен в личной жизни и т.д. «Второе рождение» — вообще лишь способ стать после какого-либо события «причастным», «отмеченным», быть «вне понимания», когда действие ситуативно. Одним словом, и в данном контексте организации твор­ческой деятельности журналистов интуитивность играет весьма важную роль. 

Опрошенные нами журналисты-практики понятие «имидж» определили преж­де всего как «образ, которого в сфере массовой коммуникации до сих пор не было» (43 % ответивших), как «респектабельность, располагающий внешний вид» (18 %), «уверенность в себе» (14 %), как «умение казаться, а не быть» (11 %) и т. д.

Однако нужно учитывать тот факт, что имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом. Этот «публичный портрет» динамичен и в сознании ауди­тории нередко живет как бы «самостоятельной жизнью» и требует постоянной «фактологической» или «драматургической» подпитки. Он также находится как бы между реальным и желанным, восприятием и воображением.

Составляющие имиджа коммуникатора: внешние черты, характер, манера по­ведения, коммуникативные характеристики, «идейная платформа» и, главное, пси­хологические качества коммуникативного лидера — то есть впечатление о нем в комплексе. Последнее особенно важно при подборе адекватного типажа, соответ­ствующего запросам аудитории, ибо коммуникатор, как показало наше исследова­ние, заключенный в рамки типа, воспринимается гармоничнее. Итак, суммируем вышесказанное.

    Внешняя составляющая: имидж, манера одеваться. Хорошие внешние дан­ные. Культура поведения. Эмпатия, расположенность к аудитории. Интел­лигентность.

    Коммуникативные способности: умение улавливать специфику речи ауди­тории, её внешние признаки, не быть для неё «чужим». Быть для неё связую­щим звеном в сложном информационном процессе. Индивидуальность («штучность») коммуникатора.

    Профессиональные способности: владение методами сбора информации, проверки её на доступность и достоверность, творчество, а не тиражирование. Желание быть психологически подготовленным человеком. Быть не скучным ментором, а другом, советчиком, собеседником, известным экспертом.

Все это можно представить как модель коммуникатора.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»