Тема 2.1 Психологические характеристики личности журналиста

 

Существование прямой связи между творчеством журналиста и его личностью не вызывает сомнений. Таков удел всех творческих профессий. Какой же человек может быть журналистом, кто наиболее успешен в журналистике?

Остановимся вначале на биологически запрограммированных свойствах человеческой личности.

Гендерная характеристика. Журналистская профессия — традиционно мужская, но, как и многие другие специальности, постепенно феминизируется. В России, до революции, среди 400 членов профессионального союза, была только одна женщина. В 20-е годы в редакциях работало не более 10 % женщин, в 1993 году – 37 %. Причем, кроме общей тенденции к феминизации женских профессий, этому есть и психологическое объяснение: полушария головного мозга лучше координируются у женщин, чем у мужчин. Поэтому решения, принятые женщинами, более адекватны многообразию мира, в целом они отражают мир более объективно, чем мужчины.

 

Возраст. Журналист достигает мастерства и профессионализма в пору зрелости. По данным российско-американского исследования, средний возраст российского журналиста 41 год, а американского — 38 лет. Но и здесь все относительно: например, репортерская специализация предпочитает молодых, аналитическая — опытных журналистов.

 

Психологическая структура личности журналиста очень многообразна: сюда входят характеристики типа личности, темперамента, характера, особенностей внимания, памяти, мышления, воображения и творческих способностей.

Тип личности журналиста. Публичная журналистская профессия предполагает экстравертный, то есть открытый, хорошо приспосабливающийся к обстоятельствам тип личности. Но известно, что замкнутый, сосредоточенный интровертный тип личности часто характеризуют творческую личность, какой и является журналист. Поэтому журналистами чаще становятся амбоверты, сочетающие в себе открытость и сосредоточенность.

Темперамент. Выделяют четыре типа темперамента (Гиппократ, Кант, Павлов):

– сангвиники (лат sanguis – род пад sanguinis - кровь, жизненная сила) характеризуются живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций;

– холерики (греч chole – желчь) - характеризуются быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике;

– меланхолики (греч melaina chole – черная желчь) характеризуются повышенной впечатлительностью, относительно незначительным внешним выражением чувств, меланхолик – это человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности;

– флегматики (греч phlegma – слизь) характеризуются медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств вовне.

 

Предпочтительнее на взгляд ученых в стрессовой, напряженной профессии журналиста сангвиники. Они обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями. Однако и здесь многое зависит от специализации. Так для ведущего телевизионную передачу предпочтителен холерик, для аналитика – флегматик, а для критика — меланхолик.

Среди социальных типов характера важную роль играют два – рыночный и продуктивный.

Рыночный тип социального характера журналиста характерен для современного общества. Журналист-рыночник осознает себя одновременно продавцом и товаром. У него нет индивидуальности, обладает эклектичным, манипулятивным мышлением, эгоистичен, агрессивен. Готов на все, вплоть до дезинформации.

Продуктивный тип противостоит рыночному. Это независимый, честный, творчески мыслящий журналист.

С.М. Виноградов выделяет несколько социально-психологических типов журналистов разных эпох:

§ собиратель и распространитель «чистой информации»;

§ интерпретатор знаний, добытых другими;

§ ремесленник, вынужденный продавать свой труд, чтобы жить;

§ политический писатель, борец за справедливость, пропагандист, агитатор, организатор;

§ подручный партии;

§ репортер в погоне за сенсациями, готовый на персональный журналистский «подвиг»;

§ разгребатель грязи;

§ мистификатор, манипулятор сознанием, магнат прессы.

Способности. Основными для журналиста считаются литературные способности. Совершенное владение словом для журналиста обязательно.

В системе способностей выделяются базовые характеристики (интеллект, эмоциональность, воля), социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию) и профессиональные (познавательные, проективные и коммуникативные).

Основой способностей служит интеллект, обуславливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике.

Уровень образования имеет большое значение для продуктивной профессиональной деятельности. В России 96 % журналистов — специалисты с высшим образованием. В целом сейчас в журналистике 56 % людей, имеющих диплом об окончании факультетов журналистики, остальные — закончили филологические отделения пединститутов, имеют театральное, другое гуманитарное или естественно-техническое образование.

Поскольку журналист по долгу службы много общается, большое значение имеет и усвоение им психологической культуры.

Психологическая культура журналиста – это:

O психологическое познание самого себя как личности и профессионала;

O знание психологии людей и их поведения, проникновение в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения и овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории;

O создание психологически адекватной журналистской картины мира в отношении и взаимодействии с аудиторией. Модель мира и картина мира принципиально важны для журналиста. Он ретранслирует их читателям. Поэтому далеко не безразлично, что является для корреспондента главной ценностью. Роль доминанты подчас решает близкое окружение журналиста (групповой уровень). Ответственность перед коллегами, корпоративная этика, приверженность интересам партии или клана - мощный стимул профессиональной активности;

O постоянное изучение социально-психологических законов, лежащих в основе жизни социума, общественных явлений, массовой коммуникации и индивидуального творчества.

С помощью такого критерия, как отношение к противоречию можно рассмотреть несколько стилей журналистского мышления:

– мифологическое (игнорирующее противоречия);

– формально логическое (стремящееся к уничтожению или примирению противоречий);

– диалектическое (ориентированное на выявление противоречий как движущей силы любых явлений).

Эмоции. Эмоциональная устойчивость и постоянный самоконтроль принципиально значимы для тех, кто постоянно имеет дело с событиями быстро меняющейся реальности. Поэтому среди журналистов подавляющее большинство – эмоционально устойчивые люди, оптимистично настроенные по отношению к окружающей действительности.

Для журналиста принципиально значимы этические чувства. Нравственная сторона деятельности оказывает влияние на формирование личности пишущего, его творческий потенциал. Строгой моральной регламентации требуют такие специфические творческие моменты, как журналистский домысел, смена профессии, сохранение в тайне источников информации.

Различать прекрасное и безобразное помогают эстетические чувства, вкус.

Еще раз подчеркнем, что не может быть какой-то одной модели способностей для всех профессиональных специализаций. Для репортеров приоритетны качества, обеспечивающие оперативность сбора информации. Для аналитиков – логика, глубина и нестандартность мышления, для публицистов – образное восприятие, умение убеждать, для теле- и радиоведущих – коммуникабельность, личное обаяние, артистизм.

Творческая индивидуальность журналиста

Соответствие между социальной ролью, принципами деятельности и внутренними мотивами рождает творческую индивидуальность в журналистике.

Необходимость яркой, творческой индивидуальности обусловлена тем, что: во-первых, журналистика несет разноплановую информацию, выходит за рамки усредненного статистического отражения действительности и, во-вторых, в процессе взаимодействия журналистики и аудитории существует предел обезличивания, за которым эффективность влияния на аудиторию падает.

Типология творческих индивидуальностей в журналистике:

– тип творческой ориентации (нацелен на самовыражение, преобразование социальных ситуаций);

– тип информационно-преобразующей деятельности (исследователи);

– тип предметно-активного отношения к действительности (универсально-активные, выполняют практические, организаторские функции).

Регуляторами творческой индивидуальности выступают самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция, нормы профессиональной этики.

 

Что такое творчество?

Библиотекарь, выдающий книги, занимается творчеством? А когда он составляет рубрикатор для каталога, по которому эти книги можно будет найти?

У дворника творческая профессия?

А у писателя творческая профессия? А если это графоман?

После размышления над этиопросами, дадим определение творчества в общем смысле.

Творчество – это общественно целесообразное и субъективно значимое открытие нового в сфере производства, управления, науки, техники и т.д. Творчество рождается, когда работа, связанная с воссозданием имеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяет общественным и личностным потребностям.

Творчество – рождение нового. Является ли журналистика творческой деятельностью? Создает ли журналистский текст что-то новое? На первый взгляд – вопрос риторический, но с одной стороны в журналистике есть устоявшиеся годами жанровые каноны, масса журналистских клише, с другой – журналист сообщает о том новом, что уже кто-то изобрел, поставил на сцене, предложил в политике и т.д.

Сегодня часто употребляется термин «креативность» как синоним понятия «творчество». Согласно некоторым философским исследованиям термин креативность обозначает способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства[17].

Любой субъект деятельности, в том числе и журналист, который обладает высокой степенью креативности, характеризуется высоким уровнем интеллекта и высокой степенью иррациональности. Иррациональность – основа решения многих незаурядных задач незаурядным способом. Иррациональность в журналистике отражается в интуитивном характере применения принципов деятельности и корпоративности участия в творческом процессе. Природа интуиции состоит в неосознаваемой переработке чувственной и рациональной информации, в бессознательном регулировании мыслительной деятельности. Журналистская интуиция синтезирует научное, художественное чутье и «практическую мудрость».

 

Творчество в журналистике носит особый, специфический характер. Так, с позиций научного знания новым является открытие новых фактов и закономерностей. А с позиций журналистики творчеством является наиболее широкое оповещение аудитории о самых интересных фактах.

Любое творчество субъективно, то есть несет отпечаток личности автора, его позиции, предпочтений, привычек. Но помимо субъекта доминантами в творческом процессе также выступают объект творчества и содержание действительности. Особенность журналистского творчества заключается в том, что все эти три стороны должны находиться в центре внимания, в органическом сочетании, не тормозить развитие друг друга.

Отличительными особенностями журналиста-профессионала всегда было уважение к точному знанию и его носителю, осознание приоритетности информации специалиста по отношению к субъективным реакциям на мир корреспондента.

В любой профессии есть творческие и нетворческие моменты. Вопрос – в характере соотношения творческих и нетворческих начал в деятельности. Если ремесленные операции имеют вспомогательное значение, такая деятельность считается творческой. С этой точки зрения журналистика – безусловно творческая профессия.

Творческая природа журналистики обнаруживается в том, как и на каком качественном уровне она удовлетворяет общественную потребность в знаниях, нормах, осознание и принятие которых обеспечивает активную жизнедеятельность личности, социальной группы, общества в целом.

 

1. Прямая непосредственная зависимость журналиста и всей системы СМИ от социальных, экономических отношений и идеологии. Связь журналистики с практикой, с идеологией обнаруживается в оперативности, актуальности публикаций. Журналист рассказывает о жизни в момент ее развития. Оппозиционные СМИ тоже зависят от существующей идеологии в том смысле, что они с этой идеологией борются. Разница в отражении тех или иных идеологических концепций выражается в системе СМИ в индивидуализированном подходе к формированию принципиальных позиций деятельности, так как и издания стоят на разных идейных позициях и культурные позиции изданий и журналистов разные и способы организации производства информации тоже разные.

2. Взаимозависимость духовного и практического начал в журналистском творчестве. Изначальный замысел журналистского произведения всегда ищет подтверждения в практике. Журналист, прежде чем создать свое произведение, работает в «полевых условиях», все свои выводы проверяет на конкретных практических примерах. Духовно-практическая природа проявляется и в особенностях творческого процесса, в котором точка зрения журналиста всегда проверяется конкретной ситуацией. Журналист пишет свой текст в расчете на изменение действительности, улучшение ее путем изменения сознания своей аудитории.

Изначальная ориентация на духовное развитие аудитории и на практику диктует необходимость создания таких условий, в которых потребитель информации не только является потенциальным участником информационного процесса, но и развивает творческое начало аудитории, ее позитивные качества: чувство собственного достоинства, чувство прекрасного и т.д.

3. Журналистика  коллективистский род творчества. Эта особенность творчества обеспечивается в журналистике комплексностью самого СМИ – системностью построения радио и телепрограмм, модели газеты и журнала, а также наличием методики подготовки выпуска печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции масс-медиа. Журналист в одиночку не может издавать газету или выпускать передачу в эфир. Рядом с ним работают редактор, оператор или звукооператор, фотограф, оператор верстки и т. д. Каждый из них на своем этапе вносит что-то свое в творческий процесс. В каждодневной работе редакции проявляется единство коллективистского и индивидуального начал в творчестве.

Журналист может творчески реализоваться наиболее полно, только если его личностные устремления совпадают с направленностью редакции, в которой он работает. Если журналисту искренне нравится работа в желтой газете, нравится любой факт подавать как сенсацию, и ради этого он даже готов что-то присочинить, он находится в гармонии с собой и с коллективом и, как ни парадоксально звучит, общественная польза от реализации его творческого потенциала будет выше, чем если бы он работал в качественной газете. А если в этой ситуации окажется человек по натуре скрупулезный, опирающийся только на факты – он будет страдать. При всех случаях для максимальной реализации журналистского потенциала необходимо, чтобы совпали интересы журналиста и интересы газеты.

Для нормальной работы редакции необходимо сотрудничество или сотворчество журналиста и всех соучастников творческого процесса.

Творческая среда выполняет по отношению к журналисту следующие функции:

u критическую (оценка готовых материалов и способов деятельности);

u селективную (отбор наиболее удачных текстов);

u программирующую (задающую программу действий, объясняющую, как нужно поступать в тех или иных случаях).

4. Регулярность и системность творческих акций, зависящая от периодичности выхода в эфир или публикаций. Если писатель может сидеть за письменным столом и ждать вдохновения, то журналист вряд ли может себе этого позволить. К моменту сдачи номера в печать все публикации должны быть готовы, а к выходу следующего номера они уже могут устареть.

Системность журналистских действий предполагает использование сообщений и интерпретаций информации, трактовок проблемы другими средствами массовой информации; синтетичность воздействия и разделение функций разных по формам воздействия СМИ и т.д.

5. Журналисту приходится обращаться к текущим, рядовым фактам, выявляя в них общезначимое. Он не может писать о фантастических, выдуманных событиях, только о повседневности, о том, что случилось в реальной жизни. Задача журналиста – за обыденными фактами видеть социально значимые явления, объяснять их суть.

6. Предсказуемость взаимодействия текста с сознанием и поведением аудитории. Текст пишется в расчете на ту или иную реакцию аудитории. Так, информационная заметка рассчитана на рациональную познавательную реакцию, фельетон предполагает эмоционально-живую, реакцию, «смех сквозь слезы», а интервью – более подробное знакомство с явлением, анализ причин и следствий, реакцию сотворчества, соучастия аудитории в этом процессе анализа. В отличие от журналистского, предполагаемая реакция на художественный или на научный текст в него на закладывается.

Объекты и субъекты творческого процессаГлавные объекты творческого журналистского процесса:· окружающая действительность;· личности (как отдельные, так и группы, общности);· социальные институты;· аудитория СМИ.Главные субъекты:§ средства массовой информации;§ журналисты;§ аудитория СМИ; § социальные институты.

На разных стадиях общения, творческого процесса, в разных условиях объекты и субъекты могут меняться местами, выполнять задачи другой стороны. Однако главными фигурами в СМИ были и остаются журналист с одной стороны и аудитория – с другой.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»