Тема 1.4  Зарубежные психологические теории и журналистика

 

В 1913 году американский психолог Джон Бродес Уотсон опубликовал манифест «Психология с точки зрения бихевиориста», в кото­ром поднял знамя восстания против гос­подствовавшей тогда «академической» интроспективной «психо­логии сознания», основанной на изучении психики путем самона­блюдения.

Исходя из психологических и физиологических идей рус­ских ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и опы­тов на животных Эдуарда Торндайка, Дж. Уотсон предложил отказаться от рассмотрения субъективного мира человека в качестве пред­мета психологии, а считать таковым поведение (от англ. behaviour. — поведение) индивидуума, где внешняя среда является стиму­лом, а поведение — реакцией.

В числе основных стимулов в бихевиоризме выступает инфор­мация. Поэтому знаменитая «единица поведения» — формула S (стимул) — R (реакция) в массовой коммуникации обрела вид: ком­муникатор — реципиент, где журналисту отводилась роль активно­го побудителя — это, так называемые, субъект-объективные отно­шения манипулятивного направления. С помощью целенаправлен­ных действий он преобразует «инертную массу» и добивается нуж­ного поведения аудитории. Манипулируя внешними раздражителя­ми, можно, писал еще в 1925 году Дж. Уотсон, «изготовить» чело­века с любыми константами поведения. Такая целевая установка соответствует рыночным отношениям «общества потребления» и поэтому бихевиоризм сразу же получил широкое практическое при­менение.

Когнитивизм как познающая психология

Несомненным позитивным шагом в изучении сознания и поведения человека и в преодолении недостатков бихевиоризма явилась разработка психологической тео­рии когнитивизма (от англ. cognition — знать).

Эта теория возникла в США под влиянием гештальт-психоло­гии, теории поля Курта Левина, кибернетических идей Норберта Винера и ин­формационной теории Клода Шеннона. Концептуально важным в тео­рии когнитивизма являются рассмотрение человека в качестве ак­тивного преобразователя информации, а также положение о том, что главным мотивом поведения индивида является потребность в достижении сбалансированности его когнитивной (интеллектуаль­ной) структуры. Решающую роль в сознании и поведении человека имеют знания, считают когнитивисты, поэтому когнитивизм назы­вают познающей психологией. Отсюда внимание когнитивистов к таким важным категориям, как информация и ее переработка, вос­приятие, внимание, память, мотивы, интересы и т.д.

Психологи-когнитивисты изучают психологические факторы в системе СМИ с помощью «человеческих измерений», «психобиографического ме­тода», подчеркивая значение теорий конгруэнтности и когнитивно­го диссонанса, взаимодействия сознаний, превращения установок в убеждения, чувства и волю. Например, Джордж Келли в своей теории личностных конструктов (интеллектуальных моделей) ре­шающее значение придает влиянию на поведение человека разума, мыслительных процессов. В целях расширения своего информаци­онного подхода к психическим явлениям и преодоления известного схематизма когнитивисты использовали концепцию культурно-исторического развития Л.С. Выготского, психологию деятельности Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурия и генетическую психологию француз­ского психолога Жана Пиаже.

Когнитивистская психология внесла значительный вклад в ис­следования многих психологических процессов массовой коммуни­кации и СМИ. К наиболее важным достижениям психологи массо­вых коммуникаций относят следующие теории, гипотезы и разра­ботки когнитивистов: теория когнитивного соответствия (конгруэнт­ность) Чарльза Оскуда и П. Таниенбаума; теория коммуникативных ак­тов Теодора Ньюкома; теория сбалансированных структур Ф. Хайдера; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; гипотеза гомеостаза (равновесия); разработка понятий «объем памяти», «психо­логические фильтры» и т.д.

Также, как и в нашей отечественной психологии, когнитивисты уделяют большое внимание установкам, которые приобрета­ются человеком с помощью идентификации, подражания и обуче­ния. Система установок человека, согласно теории гомеостаза, стремится к равновесию. Оно может достигаться во всех формах общения. Под воздействием СМИ происходит ослабление, пере­стройка всех компонентов установки или формирование новой, что ведет к изменению психологической структуры личности.

 

В теории когнитивного диссонанса ее автор Леон Фестингер рас­крыл причину этого явления — наличие в сознании индивиуума двух «противоречивых знаний» об одном и том же предмете, явлении, человеке или несоответствии того, что сообщают СМИ и что есть в жизни. В этом случае задача СМИ — снять у аудитории напря­жение, вызванное диссонансом и социальной фрустрацией путем пропаганды конструктивных вариантов, а не организации медиаистерий.

Психологическая сторона искусства журналиста, считают когнитивисты, состоит не только в знании установок, но и в умении снимать когнитивные диссонансы для оптимального воздействия на аудиторию.

Однако когнитивизм справедливо критикуют за ограниченность информационного подхода, сведению сложного внутреннего мира человека к упрощенным моделям. «Абстрактное соответствие», к которому стремится индивид, не связывается когнитивистами с реальными противоречиями внешнего мира, что делает весьма уяз­вимыми большинство психологических моделей когнитивистов.

 

Эта европейская психологическая теория имеет практическое значение для изучения журналистами законов восприятия информации и анализа своей творческой лаборатории. Гештальтпсихологи представляют жизнь как мир, отраженный в цело­стных психических образах.

Гештальтпсихология возникла в начале XX века в Германии (Берлинская и Австрийская школы). Гештальт (от нем. Gestalt — форма, структура, целостная конфигурация) — основное понятие гештальтпсихологии. Он обозначает целостную, образную струк­туру, не сводимую к сумме ощущений. Отличительная черта геш­тальтпсихологии — целостный подход к изучению человека и его психики.

В центре гештальтпсихологии — восприятие (перцепция), что имеет важное значение в журналистике. Дело в том, что без знания теории и практики восприятия журналист будет постоянно испыты­вать затруднение не только в сборе информации и общении с ее источниками, но и в творческом процессе написания материалов. Восприятие и мышление журналиста в значительной степени предопределяют качество журналистских материалов, силу их воз­действия на аудиторию.

Будучи неудовлетворенными существовавшими в их время пси­хологическими теориями, в частности бихевиоризмом, на основе философии, «критического реализма» гештальтпсихологи стали рас­сматривать сознание как некое динамическое «целостное поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с магнитными полями в физике). Поэтому единицей это­го «поля» выступил гештальт. Гештальтисты пришли к выводу, что предметы воспринимаются сознанием как целостный образ в виде фигуры на определенном фоне — «фигуры и фона». Они рассмат­ривают человека активным субъектом, структуирующим дискрет­ные события и придающим им смысл.

Восприятие в теории гештальтпсихологии выражено в следую­щих законах:

1) части образа стремятся к симметричному целому. На этом, например, основаны рекламные слоганы и «клиповый» дизайн журнальных и газетных полос и телеклипы;

2) части группируются по признаку максимальной простоты и экономии:

3) в сознании суще­ствует тенденция к восприятию образа в более отчетливой форме;

4) сознание зависит от предметного мира и нервной системы. Итак, пред­меты воспринимаются в виде образа на определенном психологиче­ском фоне, а мозг формирует элементы восприятия по признаку сход­ности, близости, симметрии, непрерывности и заполняет пробелы.

Один из ведущих гештальтистов Клод Левин разработал теорию личности, в центре которой находятся потребности, эффекты (эмо­ции), воля, лежащие в основе поведения человека. Образование и реализация потребностей происходит в «психологическом поле». Оно обуславливает мотивационную силу личности и в конечном итоге, поведение индивида.

Понятие «гештальт» ныне широко используется для обозначе­ния целостных физических, физиологических и социальных фено­менов, а «инсайт» как неожиданное озарение в творческом процес­се. В практической психологии и медицине применяются методы гештальттерапии.

Идеи гештальтпсихологии оказали влияние на развитие когнитивизма и необихевиоризма. Вместе с тем критики гештальтпсихологии, среди которых был и Л.С. Выготский, отмечают антиис­торизм гештальтпсихологов, сведение ими психологических зако­номерностей к физиологической работе мозга.

Американские и европейские психологи, психосоциологи, тео­ретики пропаганды, рекламы и массовых коммуникаций (Л. Фрей­зер, Г. Лассуэлл, Л. Дуб, Дж. Милл и др.) всесторонне разработали механизмы воздействия на аудиторию, методы ее изучения и сред­ства управления. «Управлять, предсказывать и контролировать по­ведение» — такова цель психологии, считают бихевиористы. Эта идея в послевоенные годы, особенно в период «холодной войны», стала основой разработки глобальной стратегии — «психопрограм­мирования массовой аудитории» с помощью СМИ, рекламы, паблик рилейшнз и шоу-бизнеса. Индивид в бихевиорических концеп­циях «предстает варваром», которого нужно «дрессировать с по­мощью стимулов» (Г.С. Мельник).

Когда на практике обнаружилась механистическая ограничен­ность «единицы поведения», необихевиорист психолог Эдвард Толмэн внес существенную поправку, —«промежуточные перемен­ные» (V) и схема приобрела новый вид: S-V-R, где под V обознача­лись внутренние процессы человека как представителя социума — цели, намерения, мотивы, «познавательные карты» (образы ситуа­ции). Совершенствуя концепцию бихевиоризма, Эдуард Торндайк иссле­довал особого типа условные реакции — инструментальные и тем самым укрепил позиции так называемой теории «социального нау­чения». Научение человека — это образование условных реакций через специальную систему подкреплений, считают приверженцы научающе-бихевиорального направления (Б.Ф.Скиннер, А.Бандура). Скиннер рассматривает организм человека как «черный ящик», а личность как набор форм поведения, определяемых средой и сти­мулами.

 

Поведенческая психология стимулировала развитие психо­логии массовых коммуникаций и сыграла вместе с теорией и практикой рекламы и маркетинга (Котлер Ф. Основы маркетин­га. М., 1996) и паблик рилейшнз (Блэк С. Паблик релейшнз. Что это такое? М. 1990) в известном смысле решающую роль в обо­сновании психологии пропаганды, психологии рекламы и пси­хологии маркетинга. Специалистами этих областей массовой коммуникации разработаны эффективные формы ведения «пси­хологических войн», предвыборных президентских кампаний, за­воевания потребительского рынка, методы манипулирования массовым сознанием («промывание мозгов»), С помощью лже­событий, «ложного сознания», «психопрограммирования» и «ис­кусственных потребностей» стало возможным созданием иллюзор­ного (виртуального) мира, который, подобно наркотикам, становится для аудитории более привлекательным и желаемым, чем реальная действительность. Именно в этом заинтересована правящая полити­ческая элита, финансовые олигархи и медиамагнаты.

Пропаганда и реклама на основе принципа «реакция - стимул» широко и успешно эксплуатируют эмоционально-психологическую сфе­ру человека, социальные установки — аттитюды (действия в соот­ветствии с оценочными комплексами), индивидуальное и коллектив­ное бессознательное и природные инстинкты, особенно сексуальные. Бихевиоризм исключил из психологии сознание, механически перенес результаты исследований психики животных на человека, а поэтому эту теорию часто называют «психологией без психики».

Все негативные характеристики теоретической сущности, прак­тических форм и методов пропаганды и рекламы не зачеркивают определенного позитивного вклада бихевиоризма в психологию — использование объективных методов в изучении поведения людей и животных, раскрытие механизмов образования навыков и привы­чек.

 

Скромный австрийский врач Зигмунд Фрейд, лечивший неврозы, обессмертил своё имя обоснованием познания психики через бессознательное.

З. Фрейд считал, что движущими силами развития личности являются родовые ин­стинктивные влечения — сексуальное и агрессивное (психодинамическая теория). В связи с тем, что реализация этих влечений наталкивается на сопротивление обще­ства и индивидуальное моральное табу, они вытесняются и образуют область бессознательного. Оно проявляется в символах, сновидени­ях, свободных ассоциациях, невольных оговорках и описках, забыва­нии — всем том, что характеризует неврозы.

Общеизвестна фрейдовская модель: Оно (Id) , Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). Доминанта фрейдовской теории—либидо (половое вле­чение), связывается с двумя желаниями — стремлением человека к удовольствию, жизни (Эрос) и к разрушению, смерти (Танатос). Конфликт между требованиями «Оно» и «Сверх-Я» разрешает «Я», которое приспосабливает человека к реальности с помощью защит­ных механизмов: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. «Золотым веком» классического фрейдизма стал период с 1940 до 1970 г.г. в форме американского фрейдизма — психоанализа. Концепция Сверх-Я оказалась близка американцам как нации энер­гичных индивидуалистов. Психоанализ стал не только теорией, а выгодной формой медицинского бизнеса. Например, один сеанс у «врачевателя души» — психоаналитика стоит в США до 145 дол­ларов, а годовой курс лечения — 25 тысяч долларов.

Кризис классического фрейдизма начался еще при жизни 3. Фрей­да с опубликования его дочерью Анной Фрейд маленькой книжки «Я» и защитные механизмы», в которой привычный акцент с «Оно» был перенесен на «Я».

Ныне целью практического психоанализа считается самоиден­тификация, то есть совершенствование отношений человека с ок­ружающей реальностью и самоактуализация всех психических вле­чений личности.

В современных западных и отечественных СМИ классиче­ский фрейдизм широко и спекулятивно используется в качестве псевдонаучной базы и оправдания безудержной пропаганды и экс­плуатации секса и насилия. В так называемых гедонистических текстах массовой коммуникации и особенно в телевизионной рек­ламе и «желтой прессе» применяются такие приемы как «регрес­сия», «сгущение» и «замещение». Под лозунгом свободы лично­сти и свободы печати, понимаемых как устранение «внутреннего цензора», раскрепощение личности и снятие всех социальных и нрав­ственных табу, осуществляется интенсивное информационное дав­ление. Оно направлено на формирование психологического привы­кания аудитории («эмоциональная тупость») к агрессии и «эстети­ке» безобразного, насилию и индустриальному «сексуальному потреблению», вмешательству в частную жизнь, которые могут принимать форму массового психоза, который часто кончается тра­гически для кумиров СМИ и «толпы», что, например, произошло с английской принцессой Дианой, погибшей осенью 1997 г. Цель это­го манипулирования — отвлечение аудитории от реальных проти­воречий действительности и получение прибыли от рекламы за счет расширения аудитории и повышение рейтингов.

Любимым занятием некоторых журналистов либерально-демократических газет «глянцевых журналов» и «желтой прессы» является описание исторических личностей и событий, а также со­временных политиков на основе невежественного и дилетански понятого психоанализа.

Аналитическая и гуманистическая психологии.Рефор­мированная психодинамическая теория 3. Фрейда стала основой формирования аналитической теории Карла Юнга и гуманистической психологии Эриха Фромма, Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Обе эти психоло­гические теории в западном мире после неофрейдизма занимают ведущее место по популярности и авторитету.

К. Юнг выделил в личности более глубокий слой, чем сознание и индивидуальное бессознательное — коллективное бессознатель­ное, генетически наследуемое хранилище латентных следов памя­ти человечества и наших человекообразных предков. Коллектив­ное бессознательное состоит из архетипов (буквально — «первич­ные модели») — врожденных идей, образов, символов, воспомина­ний, которые влияют на поведение людей. Не менее значимым вкла­дом К. Юнга в психологию считается обоснование им концепции двух типов поведения — экстравертов и интровертов и четырех основных психологических функций личности — мышление и чув­ство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Глав­ная жизненная цель индивида — обрести самость (индивидуаль­ность) посредством «процесса индивидуации» (термин А. Юнга).

Э. Фромму принадлежит блестящий и никем пока непревзой­денный в социальной психологии анализ двух способов существо­вания человека — «иметь» или «быть», проблем свободы и ее ви­дов: «свободы от...» и «свободы для...», концепции социальных ха­рактеров, в том числе, рыночного.

В психотерапевтической практике завоевала популярность тео­рия «клиент — центрированная терапия» Карла Роджерса. Суть ее со­стоит в методе «групповых встреч», в ходе которых психолог, ори­ентируя пациентов на свободное выражение своих чувств и приня­тие эмоций других, помогает человеку брать на себя ответствен­ность за решение своих жизненных проблем.

Наибольшую известность принесли А. Маслоу иерархическая модель мотивации (5 уровней) потребностей и концепция самоак­туализации, изложенные им в книге «Дальние пределы человече­ской психики» (М. 1981).

Модель мотивации А. Маслоу:

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они

включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные

потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают

потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны

окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут

удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем

является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими

видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в

причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или

кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального

взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных

достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих

потенциальных возможностей и росте как личности.

Понятие самоактуализации А. Маслоу рас­шифровывает как «полное использование талантов, способностей, возможностей, как процесс самореализации человеческих потен­ций, как желание человека стать тем, кем он может стать. «Само­актуализироваться» люди могут, считает А. Маслоу, только в пси­хологически «здоровом обществе».

Современные западные психолога и философы возлагают осо­бые надежды на «революционную психодинамическую теорию» Ста­нислава Грофа (чешско-американский психолог и психиатр, специалист в области клинической психологии и психотерапии, р.1931 г.), который провел многочисленные эксперименты с при­менением наркотика ЛСД (Полусинтетическое психоактивное вещество из семейства лизергамидов. ЛСД может считаться самым известным психоделиком, использовавшимся или используемым в качестве рекреационного наркотика, энтеогена, а также в качестве инструмента в различных трансцендентальных практиках, таких как медитация, психонавтика или запрещённой законом (но легальной в прошлом) психоделической психотерапии. ЛСД синтезируют из лизергиновой кислоты, добываемой из спорыньи, микроскопического грибка, паразитирующего на злаковых растениях (например, пшенице), освобождающего, по мнению автора тео­рии, глубинные бессознательные процессы. Опыты показали возмож­ность «возврата» сознания человека в «дородовое, внутриутробное состояние».

По мнению автора фундаментального труда «История за­падного мышления» (М. 1995) Ричарда Тарнаса, глубинная психология С. Грофа открывает гуманистический путь к архетипическим си­лам психики, помогает «воссоединению обособившегося «Я» с осталь­ным миром», уничтожая прежний дуализм восприятия и мировоззрения.

Изучение психологических теорий необходимо журналисту для повышения общей культуры и особенно психологической. Процесс познания себя и других происходит, конечно, не по книжкам, а в жизни. Од­нако этот процесс может совершенствоваться методами практи­ческой психологии. К ним относятся: психологическая коррекция, психотерапия, психотреннинг, психологические консультации. Пси­хологи-консультанты используют психодраму, «Т-группы», группо­вые встречи, танцевальную и другую терапию. Программой пси­хологического обучения студентов-журналистов на факультетах МГУ и СПбГУ предусмотрены практические занятия.

При оценке всех психологических теорий следует помнить, что ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину в познании внутреннего мира человека. Кроме того, все рассмотрен­ные теории исторически ограничены, они родились на базе опреде­ленных общественных потребностей и интересов своего времени и уровня развития науки. В каждой из них есть, конечно, то, что уже не выдержало испытания временем, и то, что имеет теоретическую и практическую ценность до сих пор.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»