| ||||||
|
| |||||
Тема 1.4 Зарубежные психологические теории и журналистика
В 1913 году американский психолог Джон Бродес Уотсон опубликовал манифест «Психология с точки зрения бихевиориста», в котором поднял знамя восстания против господствовавшей тогда «академической» интроспективной «психологии сознания», основанной на изучении психики путем самонаблюдения. Исходя из психологических и физиологических идей русских ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и опытов на животных Эдуарда Торндайка, Дж. Уотсон предложил отказаться от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии, а считать таковым поведение (от англ. behaviour. — поведение) индивидуума, где внешняя среда является стимулом, а поведение — реакцией. В числе основных стимулов в бихевиоризме выступает информация. Поэтому знаменитая «единица поведения» — формула S (стимул) — R (реакция) в массовой коммуникации обрела вид: коммуникатор — реципиент, где журналисту отводилась роль активного побудителя — это, так называемые, субъект-объективные отношения манипулятивного направления. С помощью целенаправленных действий он преобразует «инертную массу» и добивается нужного поведения аудитории. Манипулируя внешними раздражителями, можно, писал еще в 1925 году Дж. Уотсон, «изготовить» человека с любыми константами поведения. Такая целевая установка соответствует рыночным отношениям «общества потребления» и поэтому бихевиоризм сразу же получил широкое практическое применение. Когнитивизм как познающая психология Несомненным позитивным шагом в изучении сознания и поведения человека и в преодолении недостатков бихевиоризма явилась разработка психологической теории когнитивизма (от англ. cognition — знать). Эта теория возникла в США под влиянием гештальт-психологии, теории поля Курта Левина, кибернетических идей Норберта Винера и информационной теории Клода Шеннона. Концептуально важным в теории когнитивизма являются рассмотрение человека в качестве активного преобразователя информации, а также положение о том, что главным мотивом поведения индивида является потребность в достижении сбалансированности его когнитивной (интеллектуальной) структуры. Решающую роль в сознании и поведении человека имеют знания, считают когнитивисты, поэтому когнитивизм называют познающей психологией. Отсюда внимание когнитивистов к таким важным категориям, как информация и ее переработка, восприятие, внимание, память, мотивы, интересы и т.д. Психологи-когнитивисты изучают психологические факторы в системе СМИ с помощью «человеческих измерений», «психобиографического метода», подчеркивая значение теорий конгруэнтности и когнитивного диссонанса, взаимодействия сознаний, превращения установок в убеждения, чувства и волю. Например, Джордж Келли в своей теории личностных конструктов (интеллектуальных моделей) решающее значение придает влиянию на поведение человека разума, мыслительных процессов. В целях расширения своего информационного подхода к психическим явлениям и преодоления известного схематизма когнитивисты использовали концепцию культурно-исторического развития Л.С. Выготского, психологию деятельности Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурия и генетическую психологию французского психолога Жана Пиаже. Когнитивистская психология внесла значительный вклад в исследования многих психологических процессов массовой коммуникации и СМИ. К наиболее важным достижениям психологи массовых коммуникаций относят следующие теории, гипотезы и разработки когнитивистов: теория когнитивного соответствия (конгруэнтность) Чарльза Оскуда и П. Таниенбаума; теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома; теория сбалансированных структур Ф. Хайдера; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; гипотеза гомеостаза (равновесия); разработка понятий «объем памяти», «психологические фильтры» и т.д. Также, как и в нашей отечественной психологии, когнитивисты уделяют большое внимание установкам, которые приобретаются человеком с помощью идентификации, подражания и обучения. Система установок человека, согласно теории гомеостаза, стремится к равновесию. Оно может достигаться во всех формах общения. Под воздействием СМИ происходит ослабление, перестройка всех компонентов установки или формирование новой, что ведет к изменению психологической структуры личности.
В теории когнитивного диссонанса ее автор Леон Фестингер раскрыл причину этого явления — наличие в сознании индивиуума двух «противоречивых знаний» об одном и том же предмете, явлении, человеке или несоответствии того, что сообщают СМИ и что есть в жизни. В этом случае задача СМИ — снять у аудитории напряжение, вызванное диссонансом и социальной фрустрацией путем пропаганды конструктивных вариантов, а не организации медиаистерий. Психологическая сторона искусства журналиста, считают когнитивисты, состоит не только в знании установок, но и в умении снимать когнитивные диссонансы для оптимального воздействия на аудиторию. Однако когнитивизм справедливо критикуют за ограниченность информационного подхода, сведению сложного внутреннего мира человека к упрощенным моделям. «Абстрактное соответствие», к которому стремится индивид, не связывается когнитивистами с реальными противоречиями внешнего мира, что делает весьма уязвимыми большинство психологических моделей когнитивистов.
Эта европейская психологическая теория имеет практическое значение для изучения журналистами законов восприятия информации и анализа своей творческой лаборатории. Гештальтпсихологи представляют жизнь как мир, отраженный в целостных психических образах. Гештальтпсихология возникла в начале XX века в Германии (Берлинская и Австрийская школы). Гештальт (от нем. Gestalt — форма, структура, целостная конфигурация) — основное понятие гештальтпсихологии. Он обозначает целостную, образную структуру, не сводимую к сумме ощущений. Отличительная черта гештальтпсихологии — целостный подход к изучению человека и его психики. В центре гештальтпсихологии — восприятие (перцепция), что имеет важное значение в журналистике. Дело в том, что без знания теории и практики восприятия журналист будет постоянно испытывать затруднение не только в сборе информации и общении с ее источниками, но и в творческом процессе написания материалов. Восприятие и мышление журналиста в значительной степени предопределяют качество журналистских материалов, силу их воздействия на аудиторию. Будучи неудовлетворенными существовавшими в их время психологическими теориями, в частности бихевиоризмом, на основе философии, «критического реализма» гештальтпсихологи стали рассматривать сознание как некое динамическое «целостное поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с магнитными полями в физике). Поэтому единицей этого «поля» выступил гештальт. Гештальтисты пришли к выводу, что предметы воспринимаются сознанием как целостный образ в виде фигуры на определенном фоне — «фигуры и фона». Они рассматривают человека активным субъектом, структуирующим дискретные события и придающим им смысл. Восприятие в теории гештальтпсихологии выражено в следующих законах: 1) части образа стремятся к симметричному целому. На этом, например, основаны рекламные слоганы и «клиповый» дизайн журнальных и газетных полос и телеклипы; 2) части группируются по признаку максимальной простоты и экономии: 3) в сознании существует тенденция к восприятию образа в более отчетливой форме; 4) сознание зависит от предметного мира и нервной системы. Итак, предметы воспринимаются в виде образа на определенном психологическом фоне, а мозг формирует элементы восприятия по признаку сходности, близости, симметрии, непрерывности и заполняет пробелы. Один из ведущих гештальтистов Клод Левин разработал теорию личности, в центре которой находятся потребности, эффекты (эмоции), воля, лежащие в основе поведения человека. Образование и реализация потребностей происходит в «психологическом поле». Оно обуславливает мотивационную силу личности и в конечном итоге, поведение индивида. Понятие «гештальт» ныне широко используется для обозначения целостных физических, физиологических и социальных феноменов, а «инсайт» как неожиданное озарение в творческом процессе. В практической психологии и медицине применяются методы гештальттерапии. Идеи гештальтпсихологии оказали влияние на развитие когнитивизма и необихевиоризма. Вместе с тем критики гештальтпсихологии, среди которых был и Л.С. Выготский, отмечают антиисторизм гештальтпсихологов, сведение ими психологических закономерностей к физиологической работе мозга. Американские и европейские психологи, психосоциологи, теоретики пропаганды, рекламы и массовых коммуникаций (Л. Фрейзер, Г. Лассуэлл, Л. Дуб, Дж. Милл и др.) всесторонне разработали механизмы воздействия на аудиторию, методы ее изучения и средства управления. «Управлять, предсказывать и контролировать поведение» — такова цель психологии, считают бихевиористы. Эта идея в послевоенные годы, особенно в период «холодной войны», стала основой разработки глобальной стратегии — «психопрограммирования массовой аудитории» с помощью СМИ, рекламы, паблик рилейшнз и шоу-бизнеса. Индивид в бихевиорических концепциях «предстает варваром», которого нужно «дрессировать с помощью стимулов» (Г.С. Мельник). Когда на практике обнаружилась механистическая ограниченность «единицы поведения», необихевиорист психолог Эдвард Толмэн внес существенную поправку, —«промежуточные переменные» (V) и схема приобрела новый вид: S-V-R, где под V обозначались внутренние процессы человека как представителя социума — цели, намерения, мотивы, «познавательные карты» (образы ситуации). Совершенствуя концепцию бихевиоризма, Эдуард Торндайк исследовал особого типа условные реакции — инструментальные и тем самым укрепил позиции так называемой теории «социального научения». Научение человека — это образование условных реакций через специальную систему подкреплений, считают приверженцы научающе-бихевиорального направления (Б.Ф.Скиннер, А.Бандура). Скиннер рассматривает организм человека как «черный ящик», а личность как набор форм поведения, определяемых средой и стимулами.
Поведенческая психология стимулировала развитие психологии массовых коммуникаций и сыграла вместе с теорией и практикой рекламы и маркетинга (Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1996) и паблик рилейшнз (Блэк С. Паблик релейшнз. Что это такое? М. 1990) в известном смысле решающую роль в обосновании психологии пропаганды, психологии рекламы и психологии маркетинга. Специалистами этих областей массовой коммуникации разработаны эффективные формы ведения «психологических войн», предвыборных президентских кампаний, завоевания потребительского рынка, методы манипулирования массовым сознанием («промывание мозгов»), С помощью лжесобытий, «ложного сознания», «психопрограммирования» и «искусственных потребностей» стало возможным созданием иллюзорного (виртуального) мира, который, подобно наркотикам, становится для аудитории более привлекательным и желаемым, чем реальная действительность. Именно в этом заинтересована правящая политическая элита, финансовые олигархи и медиамагнаты. Пропаганда и реклама на основе принципа «реакция - стимул» широко и успешно эксплуатируют эмоционально-психологическую сферу человека, социальные установки — аттитюды (действия в соответствии с оценочными комплексами), индивидуальное и коллективное бессознательное и природные инстинкты, особенно сексуальные. Бихевиоризм исключил из психологии сознание, механически перенес результаты исследований психики животных на человека, а поэтому эту теорию часто называют «психологией без психики». Все негативные характеристики теоретической сущности, практических форм и методов пропаганды и рекламы не зачеркивают определенного позитивного вклада бихевиоризма в психологию — использование объективных методов в изучении поведения людей и животных, раскрытие механизмов образования навыков и привычек.
Скромный австрийский врач Зигмунд Фрейд, лечивший неврозы, обессмертил своё имя обоснованием познания психики через бессознательное. З. Фрейд считал, что движущими силами развития личности являются родовые инстинктивные влечения — сексуальное и агрессивное (психодинамическая теория). В связи с тем, что реализация этих влечений наталкивается на сопротивление общества и индивидуальное моральное табу, они вытесняются и образуют область бессознательного. Оно проявляется в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, невольных оговорках и описках, забывании — всем том, что характеризует неврозы. Общеизвестна фрейдовская модель: Оно (Id) , Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). Доминанта фрейдовской теории—либидо (половое влечение), связывается с двумя желаниями — стремлением человека к удовольствию, жизни (Эрос) и к разрушению, смерти (Танатос). Конфликт между требованиями «Оно» и «Сверх-Я» разрешает «Я», которое приспосабливает человека к реальности с помощью защитных механизмов: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. «Золотым веком» классического фрейдизма стал период с 1940 до 1970 г.г. в форме американского фрейдизма — психоанализа. Концепция Сверх-Я оказалась близка американцам как нации энергичных индивидуалистов. Психоанализ стал не только теорией, а выгодной формой медицинского бизнеса. Например, один сеанс у «врачевателя души» — психоаналитика стоит в США до 145 долларов, а годовой курс лечения — 25 тысяч долларов. Кризис классического фрейдизма начался еще при жизни 3. Фрейда с опубликования его дочерью Анной Фрейд маленькой книжки «Я» и защитные механизмы», в которой привычный акцент с «Оно» был перенесен на «Я». Ныне целью практического психоанализа считается самоидентификация, то есть совершенствование отношений человека с окружающей реальностью и самоактуализация всех психических влечений личности. В современных западных и отечественных СМИ классический фрейдизм широко и спекулятивно используется в качестве псевдонаучной базы и оправдания безудержной пропаганды и эксплуатации секса и насилия. В так называемых гедонистических текстах массовой коммуникации и особенно в телевизионной рекламе и «желтой прессе» применяются такие приемы как «регрессия», «сгущение» и «замещение». Под лозунгом свободы личности и свободы печати, понимаемых как устранение «внутреннего цензора», раскрепощение личности и снятие всех социальных и нравственных табу, осуществляется интенсивное информационное давление. Оно направлено на формирование психологического привыкания аудитории («эмоциональная тупость») к агрессии и «эстетике» безобразного, насилию и индустриальному «сексуальному потреблению», вмешательству в частную жизнь, которые могут принимать форму массового психоза, который часто кончается трагически для кумиров СМИ и «толпы», что, например, произошло с английской принцессой Дианой, погибшей осенью 1997 г. Цель этого манипулирования — отвлечение аудитории от реальных противоречий действительности и получение прибыли от рекламы за счет расширения аудитории и повышение рейтингов. Любимым занятием некоторых журналистов либерально-демократических газет «глянцевых журналов» и «желтой прессы» является описание исторических личностей и событий, а также современных политиков на основе невежественного и дилетански понятого психоанализа. Аналитическая и гуманистическая психологии.Реформированная психодинамическая теория 3. Фрейда стала основой формирования аналитической теории Карла Юнга и гуманистической психологии Эриха Фромма, Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Обе эти психологические теории в западном мире после неофрейдизма занимают ведущее место по популярности и авторитету. К. Юнг выделил в личности более глубокий слой, чем сознание и индивидуальное бессознательное — коллективное бессознательное, генетически наследуемое хранилище латентных следов памяти человечества и наших человекообразных предков. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (буквально — «первичные модели») — врожденных идей, образов, символов, воспоминаний, которые влияют на поведение людей. Не менее значимым вкладом К. Юнга в психологию считается обоснование им концепции двух типов поведения — экстравертов и интровертов и четырех основных психологических функций личности — мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Главная жизненная цель индивида — обрести самость (индивидуальность) посредством «процесса индивидуации» (термин А. Юнга). Э. Фромму принадлежит блестящий и никем пока непревзойденный в социальной психологии анализ двух способов существования человека — «иметь» или «быть», проблем свободы и ее видов: «свободы от...» и «свободы для...», концепции социальных характеров, в том числе, рыночного. В психотерапевтической практике завоевала популярность теория «клиент — центрированная терапия» Карла Роджерса. Суть ее состоит в методе «групповых встреч», в ходе которых психолог, ориентируя пациентов на свободное выражение своих чувств и принятие эмоций других, помогает человеку брать на себя ответственность за решение своих жизненных проблем. Наибольшую известность принесли А. Маслоу иерархическая модель мотивации (5 уровней) потребностей и концепция самоактуализации, изложенные им в книге «Дальние пределы человеческой психики» (М. 1981). Модель мотивации А. Маслоу: 1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию. 3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки. 4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. 5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Понятие самоактуализации А. Маслоу расшифровывает как «полное использование талантов, способностей, возможностей, как процесс самореализации человеческих потенций, как желание человека стать тем, кем он может стать. «Самоактуализироваться» люди могут, считает А. Маслоу, только в психологически «здоровом обществе». Современные западные психолога и философы возлагают особые надежды на «революционную психодинамическую теорию» Станислава Грофа (чешско-американский психолог и психиатр, специалист в области клинической психологии и психотерапии, р.1931 г.), который провел многочисленные эксперименты с применением наркотика ЛСД (Полусинтетическое психоактивное вещество из семейства лизергамидов. ЛСД может считаться самым известным психоделиком, использовавшимся или используемым в качестве рекреационного наркотика, энтеогена, а также в качестве инструмента в различных трансцендентальных практиках, таких как медитация, психонавтика или запрещённой законом (но легальной в прошлом) психоделической психотерапии. ЛСД синтезируют из лизергиновой кислоты, добываемой из спорыньи, микроскопического грибка, паразитирующего на злаковых растениях (например, пшенице), освобождающего, по мнению автора теории, глубинные бессознательные процессы. Опыты показали возможность «возврата» сознания человека в «дородовое, внутриутробное состояние». По мнению автора фундаментального труда «История западного мышления» (М. 1995) Ричарда Тарнаса, глубинная психология С. Грофа открывает гуманистический путь к архетипическим силам психики, помогает «воссоединению обособившегося «Я» с остальным миром», уничтожая прежний дуализм восприятия и мировоззрения. Изучение психологических теорий необходимо журналисту для повышения общей культуры и особенно психологической. Процесс познания себя и других происходит, конечно, не по книжкам, а в жизни. Однако этот процесс может совершенствоваться методами практической психологии. К ним относятся: психологическая коррекция, психотерапия, психотреннинг, психологические консультации. Психологи-консультанты используют психодраму, «Т-группы», групповые встречи, танцевальную и другую терапию. Программой психологического обучения студентов-журналистов на факультетах МГУ и СПбГУ предусмотрены практические занятия. При оценке всех психологических теорий следует помнить, что ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину в познании внутреннего мира человека. Кроме того, все рассмотренные теории исторически ограничены, они родились на базе определенных общественных потребностей и интересов своего времени и уровня развития науки. В каждой из них есть, конечно, то, что уже не выдержало испытания временем, и то, что имеет теоретическую и практическую ценность до сих пор. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |