Тема 1.3  Российские психологические школы

 

 

Отечественная психологическая мысль  имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX в. (если иметь в виду только развитие психологии учеными, специализирующимися в этой области знаний). Исторически появление интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали ее выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом (до революции история нашей страны повторяла основные шаги европейской цивилизации).      Благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики (хотя во многом история развития этих наук в нашей стране похожа). Это Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования. Это - Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) и др. Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30-60-е годы. Для этого периода характерно возникновение и развитие нескольких школ и направлений:

  •  одно из них возникло в Грузии, его возглавил Дмитрий Николаевич Узнадзе(1886-1950). Школа Д.Н.Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений;

  •    другое, пожалуй самое сильное, направление оказалось связанным с именем Л.С. Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии;

  •     третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должности. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием "Основы общей психологии" (впервые появился в начале 40-х годов и был переиздан в 1989 г.). В эту работу вошли (насколько позволяла жесткая цензура того времени) передовые достижения отечественной и мировой психологической науки. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов:

  •   общей психологии;

  • возрастной и педагогической психологии;

  •    психофизиологии. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Б.Г. Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Заслугой Б.Г. Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием "ленинградской школы".      Аналогичную организаторскую роль при создании отделения и факультета психологии в Московском государственном университете сыграли С.Л. Рубинштейн и A.H. Леонтьев. А.Н. Леонтьев также внес существенный вклад в разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.      А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А.В. Запорожца, организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, входили вопросы возрастного развития, воспитания детей. Д.Б. Эльконин известен как автор весьма популярного учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и новой концепции обучения детей младшего школьного возраста.      Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я. Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.      Благодаря А.Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии - области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т.е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Особое значение имели научные труды А.Р. Лурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Они заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.      Широкую мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова. Совместно с сотрудниками он создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти, изучал многие механизмы, объясняющие на нейронном уровне процессы восприятия и памяти. Е.Н. Соколов детально исследовал ориентировочный рефлекс, вошедший в объяснительную структуру нейрофизиологических основ внимания.      С 80-х годов начался процесс перестройки отечественной психологической науки, ее интеграции в мировое психологическое знание. С одной стороны, этот процесс характеризуется теми же тенденциями, которые были отмечены при анализе современной зарубежной психологии, а с другой - имеет свои особенности, связанные с социально-политической ситуацией в нашей стране. Все это обнадеживает и позволяет надеяться на то, что в скором времени отечественная психология вновь займет достойное место в мире.

 

Концепции российской школы психологии

Отечественная психология, включая и ее советский период, имеет глубокие тради ции и своими историческими корнями уходит в русскую философию, социологию, ли­тературу и научную публицистику.

Наши психологические школы отличаются не столько многообразием, сколько теоретической глубиной разработок и энциклопедичностью своих лидеров. Достаточно назвать имена Ивана Петровича Павлова, Ильи Ильича Мечникова, Ивана Михайловича Сеченова, Владимира Михайловича Бехтерева, Николая Константиновича Михайловского, Льва Семёновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Александра Романовича Лурия и др. В мировой психологии нет ни одной фундаментальной проблемы, в разработку которой не внесла свой весомый вклад отечественная психология.

Для правильного осознания психологической сущности СМИ и личности журналиста, природы его творчества и психологии мас­совой аудитории принципиальным являются основные научные по­стулаты, которые исповедует отечественная психология:

— принцип детерминизма, означающий, что взаимообуслов­ленностью среды и психики определяется внутренняя жизнь чело­века и она изменяется с переменой жизненных условий. С.Л. Ру­бинштейном разработан принцип детерминизма — все внешние причины действуют только через внутренние условия;

— принцип единства сознания и деятельности, в соответствии с которым сознание и психические свойства человека не только проявляются, но и формируются в самой деятельности;

— принцип деятельности как детерминанта развития психики; 

— принцип развития, целостности и системности, постулирую­щий познание психологического лишь в развитии, движении и сис­темной целостности.

Эти основополагающие научные принципы позволяют объек­тивно интерпретировать такие важные для журналистики психоло­гические явления и механизмы их функционирования в массовой коммуникации как общение, сознание и бессознательное, психоло­гические и социально-психологические установки, мышление и язык, сущность и структуру личности и т.д.

Основные принципы современной материалистической психологии развиты в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, психологической теории деятельности Л.С. Ру­бинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, психологических школах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева, В.Ф. Ломова и др.

В отечественной психологии (и это особенно важно для науч­ного изучения массовой коммуникации и решения практических вопросов СМИ) интенсивно разрабатывается психология общения и психология личности. Исторически эта тенденция своими корня­ми уходит в исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бех­терева. Философско-теоретическое обоснование психологии обще­ния дал С.Л. Рубинштейн. В трудах А.Н. Леонтьева и А.А. Леон­тьева общение трактуется как «условие и особый вид деятельно­сти», Борис Герасимович Ананьев рассмотрел общение в качестве «детерминан­ты развития психики», Борис Фёдорович Ломов — как «образ жизни», Борис Дмитриевич Парыгин — как «фактор жизнедеятельности общности» и т.д.

В российской психологии как в прошлом, так и в настоящем существует и другая важная традиция — всестороннее изучение личности. Это особо важно для нас, так как и субъект и объект журналистики — человек, его взаимосвязи, общение и деятельность. В рамках системно-деятельного историко-эволюционного подхода условием развития личности выступает совместная деятельность и общение, вхождение человека в социокультурную среду, где он проходит (в том числе и с помощью СМИ) фазы своего социально-индивидуального развития.

Теория установки в отечественной психологии разработана в школе Дмитрия Николаевича Узнадзе, в которой установку трактуют как «целостное», недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, пред­шествующее актуально развертывающейся деятельности»). Раз­личаются психологическая установка и социальная установка — аттитюд. В отличие от просто установки (готовность к действию) социальная установка обязательно несет два дополнительных эле­мента — когнитивное (знание) и оценочно-эмоциональное отноше­ние.

В ходе разработки учения об установках социологом Владимиром Александровичем Ядовым предложена схема диспозиций установок: низший — про­сто установка, средний — аттитюды, высший — ценностные ори­ентации и общая направленность).

С конца 1970-х годов интенсивно разворачиваются социальные и социально-психологические исследования в области общественного сознания и механизмов проникновения в него через СМИ духовно-идеологических ценностей, норм поведения, формирования общест­венного мнения (работы Б.А. Грушина, Б.М. Фирсова, В.А. Ядова, Г.И. Хмары и др.). Массовый характер приобретает изучение ауди­тории СМИ, обратных связей, кадров журналистики. В специаль­ные направления выделяется психология труда и творчества жур­налистов, социопсихолингвистика, психосемантические исследова­ния массовой коммуникации, психология журналистики. Стал активно изучаться и заимствоваться (правда не всегда объективно-критически) опыт психологии западных, особенно американских, массовых коммуникаций.

Психологи и философы уже давно пытаются создать единую, комплексную науку о человеке — человековедение, в которой ос­новным предметом комплексного исследования должен стать субъективный внутренний мир целостного человека (исследо­вания Б.Г. Ананьева, В.П. Тугаринова, А.А. Бодалева и др.). В отечественной психологии и философии такие попытки предприни­мались еще Н.Г. Чернышевским, К.Д. Ушинским и др. В наше время, опираясь на антропологические принципы Л. Фейербаха, М. Шелера, Г.Ноля, ряд российских психологов (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.) разрабатывают психологическую антропологию как психо­логию субъективности. Над теорией «психологии субъектности» работает В.А. Петровский.

Не прихо­дится сомневаться в том, что в связи с технотронно-информацион-ной цивилизацией нахождение гуманистических подходов к челове­ку стоит как никогда остро. Но думается, что одним психологам не под силу создать общую теорию человека, тем более что в разных философских и психологических концепциях человека его психиче­ская жизнь рассматриваются по-разному.

По мнению известного историка психологии А.Н. Ждан рос­сийская психологическая школа на рубеже нового тысячелетия вы­ходит из кризиса «переоценки ценностей».

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»