Модуль 1. Социально-психологическая модель СМИ. 
Тест 1.   1. Психология – это:
 а) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; 
б) наука о единстве части и целого;
 в) философская категория. 
 
2. Эмпатия – это: 
а) удовольствие, наслаждение; 
б) неудовольствие, неприятие;
 в) сочувствие, сопереживание. 
 
3.  Психологическая культура журналиста предполагает: 
а) знание законов философии и политологии; 
б) психологическое познание самого себя как личности и профессионала, знание психологии людей и их поведения; 
в) знание анатомии человека. 
 
4.  Овладевая психологической культурой, журналист проходит стадии: 
а) адаптации, индивидуализации, интеграции; 
б) отчуждения, приближения, единения;
в) внушения, заражения, убеждения. 
 
5.  Концептуальными вопросами теории общения являются: 
а) сотрудничество, кооперация, партнерство, диалог; 
б) информационно-психологические войны и психологическая защита; 
в) общение и коммуникация, соотношение межличностных отношений и общественных отношений, единство общения и деятельности. 
 
6.  Формы социально-психологического общения: 
а) межличностное, межгрупповое, массовая коммуникация;
б) письменное, устное; 
в) видеоизображение, звуковое. 
 
7.  Основой психологии человека являются: 
а) индивидуализм, субъективизм; 
б) общение, речь, мышление, деятельность; 
в) внутренняя культура. 
 
8.  Особенность массовой коммуникации как вида общения заключается в: 
а) общении больших социальных групп, через специальные «каналы», гомеостазы; 
б) качественности изданий, полиграфических особенностей; 
в) создании транснационального пространства. 
 
9. Структура общения имеет стороны: 
а) рекламно-справочную, утилитарную, познавательную; 
б) релаксационную, идеологическую, культурную;
в) коммуникативную, перцептивную, интерактивную. 
 
10. Тезаурус – это: 
а) воздействие на аудиторию; 
б) единая система значений; 
в) психопрограммирование. 
 
11. Коммуникация – это: 
а) обмен информацией, значениями; 
б) способ сбора эмпирической информации; 
в) телефонная связь. 
 
12. Социальная перцепция – это: 
а) сотрудничество; 
б) восприятие и взаимоотношение; 
в) соперничество. 
 
13. Интеракция – это: 
а) взаимодействие; 
б) информационная безопасность; 
в) вмешательств в другое СМИ. 
 
14. Направленность информации может быть: 
а) вертикальной; 
б) горизонтальной; 
в) аксиальной, ретиальной. 
 
15. Идентификация – это: 
а) уподобление себя другому; 
б) психологическая защита; 
в) референтная группа. 
 
16. Языки общения бывают: 
а) устный, письменный; 
б) звуковой, видеоизображение; 
в) вербальный, невербальный, конституциональный. 
 
17. Суггестия – это: 
а) подражание; 
б) внушение; 
в) заражение. 
 
18. Основными компонентами структурно-функциональной модели СМИ являются: 
а) источники информации, коммуникатор, сообщение, канал, аудитория; 
б) журналист – текст – аудитория; 
в) учредитель, руководящие органы, действительность. 
 
19. При сборе информации журналист имеет дело с: 
а) коллегами, секретариатом, редактором; 
б) внутренним миром, индивидуальным сознанием и поведением источников информации; 
в) учредителем, руководящими органами. 
 
20. При обработке информации журналист справляется с: 
а) психологией труда и творчества, межгрупповыми отношениями в редакции; б) необходимостью вести социологический контроль; 
в) созданием итогового документа-отчета. 
 
21. При передаче и распространении информации журналист имеет дело с: 
а) разными каналами СМИ; 
б) различными журналистскими организациями; 
в) психологическими методами воздействия на аудиторию, с массовым сознанием и т.д. 
 
22.  Российская школа психологии придерживается постулатов: 
а) детерминизма, единства сознания и действительности, развития, целостности и системности, гуманизма;
б) единства части и целого, фона; 
в) инсайта. 
 
23. Аттитюд – это: 
а) психологическая установка; 
б) готовность к действию; 
в) социальная установка. 
 
24. Бихевиоризм – это: 
а) знание действительности; 
б) сопереживание; 
в) наука о поведении. 
 
25. Когнитивизм – это: 
а) познающая психология; 
б) метод сбора информации; 
в) учение о будущем. 
 
26. Гештальтпсихология – это: 
а)  наука о поведении; 
б) учение о целостности психических явлений; 
в) психология познания. 
 
27. З. Фрейд основал школу: 
а) психоанализа; 
б) когнитивизма; 
в) бихевиоризхма. 
 
28. К. Юнг сформировал: 
а) поведенческую теорию; 
б) аналитическую теорию; 
в) науку о целостности восприятия явлений. 
 
29. Э. Фромм – представитель: 
а) российской психологии; 
б) гештальтпсихологи; 
в) гуманистической психологии. 
 
Модуль 2. Социально-психологические проблемы массовой аудитории. Тест 2. 1.  Журналисту характерно: а) рефлексивное сознание и социологическая направленность мышления; б) конформизм и конъюнктурность; в) оптимизм и толерантность. 2. Рефлексия – это: а) мышечная атрофия; б) склонность к самоанализу, размышлению о себе; в) способ деятельности. 3. Структура личности журналиста охватывает сферы: а) физиологическую, идеологическую, нравственную; б) авторскую, редакторскую, организаторскую; в) побудительную, регулятивно-смысловую, исполнительскую. 4. Социальный имидж журналиста классифицируется по: а) типу контакта, уровню близости, функции в процессах социализации, типу текста и парадигме мышления; б) идеологической направленности, типу СМИ, в котором работает журналист; в) антропометрическим данным, демографическим сведениям. 
5. Типы журналистских идеологий делятся на: а) монархическую, буржуазную, демократическую; б) социалистическую, коммунистическую, переходного периода; в) авторитарно-технократическую, информационно-познавательскую, гуманитарную. 6. «Я-концепция» – это: а) способности, склонности личности; б) система представлений человека о самом себе; в) мировоззрение журналиста. 7. Основные психологические параметры классификации журналистских текстов предполагают: а) ориентацию общения, психологическое содержание общения, использование средств общения, степени социальной опосредованности; б) наличие дескриптивной и прескриптивной информации; в) результативность воздействия на индивида. 8. Для демократического мышления типичны: а) субъективизм, нетерпимость, жестокость; б) конформизм, конъюнктурность; в) плюрализм, толерантность, альтруизм, эмпатия. 9. Для авторитарного мышления характерно: а) терпимость, оптимизм, создание идеального будущего; б) индивидуализм, агрессивность, ригидность, субъективизм; в) мифологизация сознания. 10. Маргинальное мышление отличается: а) толерантностью, оптимизмом; б) сублимацией; в) экономическим и идейным воздействием на СМИ, ангажированностью. 11.Психологическая сущность парадигмы «журналист – аудитория» основана на: а) отношении; б) восприятии; в) узнавании. 12.  Социально-психологические отношения складываются из: а) уважения, демократизма, либерализма, интернационализма, патриотизма; б) суггестийного отношения, рефлексии, «я-концепции»; в) информационного давления, отчуждения, релаксации, информирования, воспитания, диалога. 
 
13. Классификация «идеологий» аудитории предполагает: а) объективную, демократическую, либеральную; б) информационно-познавательскую, гуманитарную; в) субъективную, тоталитарную, авторитарную. 
 
14. Структура аудитории состоит из: а) психологических и личностных особенностей, социально-психологических установок; б) характера, анатомических особенностей; в) социально-демографических сведений. 
 
15.  Мотивы обращения аудитории к СМИ заключаются в: а) рекламно-справочном, утилитарном, релаксационном; б) информационном, эмоциональном, прагматическом, социальном; в) психологическом манипулировании, программировании. 
 
16. Психологические способы воздействия на сознание и поведение личности – это: 
а) диалог, партнерство; б) коммуникация,  субъект-объектные отноешения; в) подражание, внушение, заражение, убеждение. 
 
17. Манипулирование использует: а) эмоционально-волевое воздействие; б) интеллектуальное воздействие; в) физическое воздействие. 
 
18. Психологические стереотипы: а) дают социальные установки, знания, идеи; б) помогают быстрее воспринимать информацию, зомбируют сознание; в) осуществляют эмоционально-психологический настрой. 
 
19. Идентификация – это: а) уподобление себя значимому образцу; б) убеждение; в) заражение. 
 
20. Имиджмейкерство – это: а) создание клипа; б) индивидуальное бессознательное; в) метод суггестий. 
 
21. Психологическую основу клипмейкерства составляет: а) использование механизмов восприятия, бессознательного, образного мышления и стереотипного сознания; б) когнитивное восприятие, рациональное, идейное; в) идентификация, социализация, ценностные нормы. 
 
22.  Убеждающее комментирование воздействует на: а) эмоциональную сферу массового сознания; б) физиологическое состояние; в) рациональную, логическую сферу массового сознания. 
 
23. Психологические эффекты – это: а) результаты в области психического воздействия, социально-психологи-ческих состояний в системе СМИ; б) реакция социальных институтов на выступления СМИ; в) наиболее полное осуществление СМИ своих социальных функций. 24. Показатели психологических эффектов состоят в: а) идеологическом, рациональном, демократическом, либеральном; б) эмоционально-образном, потребительском, индивидуальном, ориентирующем; в) утилитарном, престижном, усиления позиции, удовлетворения познавательных интересов, эмоциональном, эстетическом, комфорте. 25.  Целью информационно-психологической войны является: а) изменение сознания и поведения реципиентов в нужном для коммуникатора направлении даже против его желания, воли, интересов; б) захват новых СМИ и слияние их в одну корпорацию; в) создание нового мирового сообщества. 26. Психологические информационные войны ведутся в сферах: а) идеологической, духовной; 
б) геополитической, внутригосударственной, социально-общественной; в) экономической, политической. 27. Основой психологической защиты является: а) иммунитет; б) эмоционально-образная сфера; в) убеждение человека, уверенность в правоте своих принципов. 28. Первые средства коммуникации возникают: а) из инстинктивного поведения б) из дрессировки животных в) из условий жизнедеятельности 29.На дочеловеческой стадии коммуникация проявляет такие черты, как: а) интерсубъектность и деятельностный характер б) толерантность и милосердие в) агрессию и примирение 30.Человек выбирает две стратеги коммуникативного поведения: а) агрессия и примирение (бегство), антипатия или симпатия б) толерантность и милосердие в) инстинкты и агрессию 
 
 
Алгоритм проверки теста: за правильный ответ студент получает 1 балл, за неправильный или не указанный ответ – 0 баллов. Критерии перевода тестовых баллов в 4 – х бальную систему оценок: неудовлетворительно – до 55%, удовлетворительно – от 55 % до 69 %, хорошо – от 70% до 85 % правильных ответов, отлично от 85% правильных ответов