Модуль 1. Социально-психологическая модель СМИ.
Тест 1. 1. Психология – это:
а) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;
б) наука о единстве части и целого;
в) философская категория.
2. Эмпатия – это:
а) удовольствие, наслаждение;
б) неудовольствие, неприятие;
в) сочувствие, сопереживание.
3. Психологическая культура журналиста предполагает:
а) знание законов философии и политологии;
б) психологическое познание самого себя как личности и профессионала, знание психологии людей и их поведения;
в) знание анатомии человека.
4. Овладевая психологической культурой, журналист проходит стадии:
а) адаптации, индивидуализации, интеграции;
б) отчуждения, приближения, единения;
в) внушения, заражения, убеждения.
5. Концептуальными вопросами теории общения являются:
а) сотрудничество, кооперация, партнерство, диалог;
б) информационно-психологические войны и психологическая защита;
в) общение и коммуникация, соотношение межличностных отношений и общественных отношений, единство общения и деятельности.
6. Формы социально-психологического общения:
а) межличностное, межгрупповое, массовая коммуникация;
б) письменное, устное;
в) видеоизображение, звуковое.
7. Основой психологии человека являются:
а) индивидуализм, субъективизм;
б) общение, речь, мышление, деятельность;
в) внутренняя культура.
8. Особенность массовой коммуникации как вида общения заключается в:
а) общении больших социальных групп, через специальные «каналы», гомеостазы;
б) качественности изданий, полиграфических особенностей;
в) создании транснационального пространства.
9. Структура общения имеет стороны:
а) рекламно-справочную, утилитарную, познавательную;
б) релаксационную, идеологическую, культурную;
в) коммуникативную, перцептивную, интерактивную.
10. Тезаурус – это:
а) воздействие на аудиторию;
б) единая система значений;
в) психопрограммирование.
11. Коммуникация – это:
а) обмен информацией, значениями;
б) способ сбора эмпирической информации;
в) телефонная связь.
12. Социальная перцепция – это:
а) сотрудничество;
б) восприятие и взаимоотношение;
в) соперничество.
13. Интеракция – это:
а) взаимодействие;
б) информационная безопасность;
в) вмешательств в другое СМИ.
14. Направленность информации может быть:
а) вертикальной;
б) горизонтальной;
в) аксиальной, ретиальной.
15. Идентификация – это:
а) уподобление себя другому;
б) психологическая защита;
в) референтная группа.
16. Языки общения бывают:
а) устный, письменный;
б) звуковой, видеоизображение;
в) вербальный, невербальный, конституциональный.
17. Суггестия – это:
а) подражание;
б) внушение;
в) заражение.
18. Основными компонентами структурно-функциональной модели СМИ являются:
а) источники информации, коммуникатор, сообщение, канал, аудитория;
б) журналист – текст – аудитория;
в) учредитель, руководящие органы, действительность.
19. При сборе информации журналист имеет дело с:
а) коллегами, секретариатом, редактором;
б) внутренним миром, индивидуальным сознанием и поведением источников информации;
в) учредителем, руководящими органами.
20. При обработке информации журналист справляется с:
а) психологией труда и творчества, межгрупповыми отношениями в редакции; б) необходимостью вести социологический контроль;
в) созданием итогового документа-отчета.
21. При передаче и распространении информации журналист имеет дело с:
а) разными каналами СМИ;
б) различными журналистскими организациями;
в) психологическими методами воздействия на аудиторию, с массовым сознанием и т.д.
22. Российская школа психологии придерживается постулатов:
а) детерминизма, единства сознания и действительности, развития, целостности и системности, гуманизма;
б) единства части и целого, фона;
в) инсайта.
23. Аттитюд – это:
а) психологическая установка;
б) готовность к действию;
в) социальная установка.
24. Бихевиоризм – это:
а) знание действительности;
б) сопереживание;
в) наука о поведении.
25. Когнитивизм – это:
а) познающая психология;
б) метод сбора информации;
в) учение о будущем.
26. Гештальтпсихология – это:
а) наука о поведении;
б) учение о целостности психических явлений;
в) психология познания.
27. З. Фрейд основал школу:
а) психоанализа;
б) когнитивизма;
в) бихевиоризхма.
28. К. Юнг сформировал:
а) поведенческую теорию;
б) аналитическую теорию;
в) науку о целостности восприятия явлений.
29. Э. Фромм – представитель:
а) российской психологии;
б) гештальтпсихологи;
в) гуманистической психологии.
Модуль 2. Социально-психологические проблемы массовой аудитории. Тест 2. 1. Журналисту характерно: а) рефлексивное сознание и социологическая направленность мышления; б) конформизм и конъюнктурность; в) оптимизм и толерантность. 2. Рефлексия – это: а) мышечная атрофия; б) склонность к самоанализу, размышлению о себе; в) способ деятельности. 3. Структура личности журналиста охватывает сферы: а) физиологическую, идеологическую, нравственную; б) авторскую, редакторскую, организаторскую; в) побудительную, регулятивно-смысловую, исполнительскую. 4. Социальный имидж журналиста классифицируется по: а) типу контакта, уровню близости, функции в процессах социализации, типу текста и парадигме мышления; б) идеологической направленности, типу СМИ, в котором работает журналист; в) антропометрическим данным, демографическим сведениям.
5. Типы журналистских идеологий делятся на: а) монархическую, буржуазную, демократическую; б) социалистическую, коммунистическую, переходного периода; в) авторитарно-технократическую, информационно-познавательскую, гуманитарную. 6. «Я-концепция» – это: а) способности, склонности личности; б) система представлений человека о самом себе; в) мировоззрение журналиста. 7. Основные психологические параметры классификации журналистских текстов предполагают: а) ориентацию общения, психологическое содержание общения, использование средств общения, степени социальной опосредованности; б) наличие дескриптивной и прескриптивной информации; в) результативность воздействия на индивида. 8. Для демократического мышления типичны: а) субъективизм, нетерпимость, жестокость; б) конформизм, конъюнктурность; в) плюрализм, толерантность, альтруизм, эмпатия. 9. Для авторитарного мышления характерно: а) терпимость, оптимизм, создание идеального будущего; б) индивидуализм, агрессивность, ригидность, субъективизм; в) мифологизация сознания. 10. Маргинальное мышление отличается: а) толерантностью, оптимизмом; б) сублимацией; в) экономическим и идейным воздействием на СМИ, ангажированностью. 11.Психологическая сущность парадигмы «журналист – аудитория» основана на: а) отношении; б) восприятии; в) узнавании. 12. Социально-психологические отношения складываются из: а) уважения, демократизма, либерализма, интернационализма, патриотизма; б) суггестийного отношения, рефлексии, «я-концепции»; в) информационного давления, отчуждения, релаксации, информирования, воспитания, диалога.
13. Классификация «идеологий» аудитории предполагает: а) объективную, демократическую, либеральную; б) информационно-познавательскую, гуманитарную; в) субъективную, тоталитарную, авторитарную.
14. Структура аудитории состоит из: а) психологических и личностных особенностей, социально-психологических установок; б) характера, анатомических особенностей; в) социально-демографических сведений.
15. Мотивы обращения аудитории к СМИ заключаются в: а) рекламно-справочном, утилитарном, релаксационном; б) информационном, эмоциональном, прагматическом, социальном; в) психологическом манипулировании, программировании.
16. Психологические способы воздействия на сознание и поведение личности – это:
а) диалог, партнерство; б) коммуникация, субъект-объектные отноешения; в) подражание, внушение, заражение, убеждение.
17. Манипулирование использует: а) эмоционально-волевое воздействие; б) интеллектуальное воздействие; в) физическое воздействие.
18. Психологические стереотипы: а) дают социальные установки, знания, идеи; б) помогают быстрее воспринимать информацию, зомбируют сознание; в) осуществляют эмоционально-психологический настрой.
19. Идентификация – это: а) уподобление себя значимому образцу; б) убеждение; в) заражение.
20. Имиджмейкерство – это: а) создание клипа; б) индивидуальное бессознательное; в) метод суггестий.
21. Психологическую основу клипмейкерства составляет: а) использование механизмов восприятия, бессознательного, образного мышления и стереотипного сознания; б) когнитивное восприятие, рациональное, идейное; в) идентификация, социализация, ценностные нормы.
22. Убеждающее комментирование воздействует на: а) эмоциональную сферу массового сознания; б) физиологическое состояние; в) рациональную, логическую сферу массового сознания.
23. Психологические эффекты – это: а) результаты в области психического воздействия, социально-психологи-ческих состояний в системе СМИ; б) реакция социальных институтов на выступления СМИ; в) наиболее полное осуществление СМИ своих социальных функций. 24. Показатели психологических эффектов состоят в: а) идеологическом, рациональном, демократическом, либеральном; б) эмоционально-образном, потребительском, индивидуальном, ориентирующем; в) утилитарном, престижном, усиления позиции, удовлетворения познавательных интересов, эмоциональном, эстетическом, комфорте. 25. Целью информационно-психологической войны является: а) изменение сознания и поведения реципиентов в нужном для коммуникатора направлении даже против его желания, воли, интересов; б) захват новых СМИ и слияние их в одну корпорацию; в) создание нового мирового сообщества. 26. Психологические информационные войны ведутся в сферах: а) идеологической, духовной;
б) геополитической, внутригосударственной, социально-общественной; в) экономической, политической. 27. Основой психологической защиты является: а) иммунитет; б) эмоционально-образная сфера; в) убеждение человека, уверенность в правоте своих принципов. 28. Первые средства коммуникации возникают: а) из инстинктивного поведения б) из дрессировки животных в) из условий жизнедеятельности 29.На дочеловеческой стадии коммуникация проявляет такие черты, как: а) интерсубъектность и деятельностный характер б) толерантность и милосердие в) агрессию и примирение 30.Человек выбирает две стратеги коммуникативного поведения: а) агрессия и примирение (бегство), антипатия или симпатия б) толерантность и милосердие в) инстинкты и агрессию
Алгоритм проверки теста: за правильный ответ студент получает 1 балл, за неправильный или не указанный ответ – 0 баллов. Критерии перевода тестовых баллов в 4 – х бальную систему оценок: неудовлетворительно – до 55%, удовлетворительно – от 55 % до 69 %, хорошо – от 70% до 85 % правильных ответов, отлично от 85% правильных ответов