| ||||||
|
| |||||
Тема 2.4 Информационные войны
Информационная война – это разновидность боевых действий, в которых ключевым объектом воздействия является информация, хранящаяся или циркулирующая в управляющих, разведывательных, боевых и прочих системах противника. Концепция современной информационной войны разработана сравнительно недавно. По мнению американских специалистов, само понятие информационной войны стало возможным в результате «кибернетической революции», которая повлекла массовое внедрение во все сферы жизни различных информационных систем, основанных на применении электронных устройств. Оружием информационной войны являются устройства и методы обработки информации, которые используются для широкомасштабного, целенаправленного, быстрого и скрытного воздействия на военные и гражданские информационные системы противника с целью подрыва его экономики, снижения степени боеготовности и боеспособности с целью способствовать достижению окончательной победы. При этом имеется в виду, что информационная война может вестись как самостоятельно, то есть без применения традиционных средств и способов вооруженной борьбы, так и в сочетании с другими видами боевых действий. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
К информационной войне относятся две большие группы мероприятий:
В качестве составных частей информационной войны выделяют: психологические операции с целью воздействия на мотивацию военнослужащих противника; дезинформация – предоставление противнику ложной информации о наших силах и планах; радиоэлектронная война, заключающаяся в «ослеплении» вражеских систем радиоэлектронной разведки; физическое разрушение элементов информационных системы противника; информационная атака – разрушение или искажение информации без видимых повреждений носителя; защита своей информации. Роль информационной войны сегодня осознается и российским военно-политическим руководством. В выступлении вице-премьера и председателя Военно-промышленной комиссии РФ Дмитрия Рогозина в «Российской газете», сделанном 28 июня 2013 года, говорится следующее: «Если раньше все военные наработки в этой сфере [кибероружия] затрагивали лишь обеспечение безопасности компьютерных систем и коммуникаций, то теперь информационные технологии рассматриваются как оружие первого удара. В случае конфликта с каким-либо государством, возможная первая атака производится через информационные сети, в ходе которой разрушаются критически важные объекты инфраструктуры государства, нарушается система политического и военного управления, выключаются станки с электромозгами, основанными на импортной электронно-компонентной базе. Когда же государство-жертва агрессии становится практически парализованным, наносится удар классическими военными средствами». ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ Информационная война стала играть заметную роль в вооруженном противоборстве с началом массовых войн «машинной» эры. Впервые печатные средства воздействия на противника широко были применены в Первой мировой войне. Особенно активно эти средства использовались Великобританией. Разбрасывание пропагандистских листовок над позициями германских войск дало неожиданно сильный эффект, и Лондон создал специальный орган для разработки информационных материалов, содержащих британскую трактовку ведения войны. В конце войны страны Антанты создали специальный штаб по морально-психологическому разложению германской армии, что сыграло определенную роль в исходе боевых действий. К его работе были привлечены писатели, художники и журналисты. Листовки и плакаты Первой мировой войны - действенное оружие информационной пропаганды. Очень большое значение придавалось пропаганде руководством нацистской Германии. По словам Гитлера, «…еще до того как армии начнут военные действия, противник будет психологически разоружен пропагандой. Она подобна артподготовке перед фронтальной атакой пехоты в позиционной войне. Враждебный народ необходимо деморализовать, подвести к порогу капитуляции и лишь после этого начинать вооруженную борьбу». Главный пропагандист третьего рейха Геббельс сформулировал теорию пропаганды, главные принципы которой:умственное упрощение,ограничение и фильтрация материала, «вдалбливающее» повторение и эмоциональное нагнетание. Следует признать высокую эффективность немецкой пропаганды в начале Второй мировой войны. В некоторых кампаниях начального периода войны немцам удавалось добиться успеха вообще без единого выстрела, как например, при оккупации Австрии и Чехословакии, где население встречало немцев вполне благосклонно, а в некоторых – сопротивление противника ломалось за короткое время. В значительной мере это объясняется низкими моральными качествами солдат противника, которые не были готовы сражаться «до последней капли крови» против обладающих весьма зловещей репутацией германских войск. Да и фантастическое количество советских пленных, взятое немцами в период летней кампании 1941 г. не может быть объяснено только немецким военным гением. Очевидно, что германские войска производили огромное психологическое впечатление на противника. Немецкая пропаганда об освобождении от «комиссарско-еврейского ига» по-видимому, тоже играла свою роль. Однако в дальнейшем ведомство Геббельса столкнулось с серьезной проблемой. Пропаганда, основанная на лжи, может быть эффективной лишь некоторое время. Когда обман раскрывается, управлять массами становится значительно труднее. Многие немцы в поисках правдивой информации о положении на фронтах, предпочитали слушать английские или советские радиопередачи. В связи с этим прослушивание зарубежных радиопередач в нацистской Германии приравнивалось к государственной измене. Советский Союз тоже активно участвовал в информационной войне. Советскими специалистами были разработаны свои методы, например, синхронное вещание на используемых в Германии частотах. Это позволило вторгаться в нацисткие радиопередачи прямо посреди вещания. Например, во время радиопередачи взволнованный голос кричал: «Ложь!», а затем следовало «правдивое» сообщение, излагавшее советскую точку зрения. При этом мог имитироваться голос Гитлера или Геббельса. Подобные приемы оказывали сильное воздействие на слушателей. Но наибольших успехов в деле информационной войны и пропаганды добились Соединенные Штаты Америки. Уже в 1956 году, во время Корейской войны управление психологической войны вооруженных сил США было преобразовано в управление специальных методов войны. Таким образом, операции информационной войны получили статус специальных, а специальные подразделения информационной войны вошли в состав Сил специальных операций (ССО). Разработанная в США концепция информационной войны прошла обкатку во Вьетнаме. С целью морального истощения скрывающихся в джунглях вьетконговцев организовывалось непрерывное вещание с вертолетов, при этом применялись методы эмоционального воздействия: трансляция женского и детского плача, воплей ужаса, буддийской погребальной музыки и тому подобные звуковые эффекты. Радиопропаганда велась на вьетнамском языке с территории Тайланда, Тайваня, Филлипин и Австралии и охватывала 95% населения страны. Несмотря на военное поражение США во Вьетнаме, концепция информационной войны доказала свою состоятельность. За все время конфликта около 250 тыс. вьетконговцев добровольно перешли на сторону противника. Да и военное поражение США наступило в тот момент, когда население страны массово выступило против продолжения боевых действий, то есть Штаты потерпели не столько военное, сколько информационно-психологическое поражение. Из этого были сделаны соответствующие выводы. ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВАЯ ВОЙНА В настоящее время уровень развития информационных технологий стер границы между государствами в информационном пространстве и создал беспрецедентные возможности для подавления противника без использования традиционных средств поражения. Все это давно осознали в Пентагоне, и в 1998 г. МО США была разработана новая «Объединенная доктрина информационных операций». В ней впервые вводится термин «стратегическое информационное противоборство». Целями воздействия в нем являются объекты противника, выбираемые по принципу «пяти колец» (по мере убывания важности):
Поскольку воздействие на указанные объекты осуществляется с помощью сетевых технологий и методов, такое противоборство получило название «информационно-сетевая война». Основой ее является массированное воздействие на морально-психологическое состояние руководства и населения страны-противника. Причем, зачастую даже сам факт такого воздействия заблаговременно не может быть выявлен ее спецслужбами. Информационно-сетевая война предусматривает проведение комплекса мероприятий в отношении противника:
При этом информационное противоборство следующего поколения характеризуется следующими особенностями: Одна из целей информационно-сетевых войн - провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений, инициирование забастовок, массовых беспорядков и протестных акций, перенос агрессии из военно-географического в информационно-сетевое измерение. Классическим примером такой агрессии стали события «арабской весны». При этом интернет-ресурсы, с помощью которых проводилась информационная агрессия, размещались на серверах вне физической досягаемости правительств атакуемых стран. Попытки полного отключения интернета были предприняты слишком поздно, когда ситуация уже успела выйти из-под контроля. Однако, в случаях, когда атакуемый режим оказывается слишком прочным (как, например, в Ливии, где М. Каддафи пользовался поддержкой значительной части населения), его «добивают» комбинацией из обычных средств бесконтактного поражения, использования подразделений ССО и иностранных наемников в роли «отрядов оппозиции». Резкое возрастание роли телеканалов в разжигании конфликтов. «Правдивые репортажи» с мест «злодеяний» правительственных войск, сокрытие критически важных фактов, погружение ценной информации в массив информационного мусора – эти и другие приемы позволяют манипулировать общественным мнением в выгодном агрессору направлении и при необходимости оправдать военное вмешательство. Наибольших успехов в деле манипуляции общественным мнением достигли американский канал CNN и созданный на деньги катарского эмира Хамад бин Халиф ат-Тани канал «Аль-Джазира». Репортажи CNN всегда отличаются реалистичностью подачи, снимаются с нескольких камер, чтобы создать эффект присутствия зрителя на месте событий. При этом картинка снабжается минимумом комментариев и обобщений. Что касается «Аль-Джазиры», то она сыграла активную роль в событиях «арабской весны», а сейчас занимается информационным воздействием на население Сирии с целью убедить его принимать участие в выступлениях против режим Б. Асада. События, подобные «арабской весне» были бы невозможны, если бы самих арабских странах не выросло целое поколение, воспитанное на западных ценностях и получившие образование в западном духе. Амбиции таких людей уже не могут быть удовлетворены в традиционном обществе, поэтому, как только возникает такая возможность, они охотно начинают работать на его разрушение, пусть даже рискуя жизнями. Фактически, правительства, которые не могут предложить прослойке такой молодежи западные права и западные стандарты жизни, очень быстро оказываются в неустойчивом положении. Хотя, речь скорее идет даже не о западных стандартах, а о некой картинке желаемого устройства государства. Притягательность ее настолько сильна, что заставляет многих отказаться от текущей вполне обеспеченной и безопасной жизни (как это было в Ливии), однако на выходе «борцы с режимом» получают не жизнь по западному образцу, а перманентную гражданскую войну. Социальные сети стали движущей силой арабских «революций» Отсутствие четко различимых признаков агрессии, характерных для обычной войны. Подавляющая часть населения страны-жертвы даже не подозревает, что страна подвергается информационной атаке, и может совершенно добровольно, «идейно» помогать агрессору. Передача контроля над стратегическими ресурсами государства происходит тоже добровольно
В результате информационной войны прежние моральные установки общества замещаются принципами, навязанными агрессором. После этого возврат к прежнему состоянию общества невозможен, и страна уже добровольно встраивается в структуры, выстроенные агрессором. Так произошло с Японией, которая с 1945 г. фактически стала западной страной, неуклонно следующей в русле американской политики, так произошло и с населением Югославии, которое, после распада страны, произошедшего под контролем США, считает себя частью западного мира и добровольно участвует в евроатлантических интеграционных процессах. Таким образом, формы и способы ведения информационной войны за сравнительно недолгий срок претерпели качественные изменения. Роль информационных технологий и средств массовой информации многократно возросла – они сделались ключевым средством достижения военно-политических целей государств. Разрушительная мощь информационно-психологического воздействия в современных условиях настолько велика, что ставит под сомнение не только независимость побежденного государства, но и сам факт существования его народов как национальной общности. Вместе с тем, информационная война имеет свои границы возможностей и эффективна не против любого противника. Она не отменяет, а скорее, дополняет и усиливает традиционные средства ведения войны.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |