ЛЕКЦИЯ 7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
1. Всемирные Международные организации
2. Программа Организации Объединенных
Наций по окружающей среде (ЮНЕП)
3. Экологические организации России
1.
Всемирные
Международные организации
Охрана
окружающей среды – одна из актуальнейших проблем современности. Именно этот
фактор предопределил участие в решении экологических проблем подавляющего
большинства международных организаций. Их количество постоянно возрастает
главным образом за счет организаций, специально ориентированных на
природоохранительную проблематику. Некоторые из них специально созданы для
охраны окружающей среды, другие – выполняют, наряду с другими функциями,
отдельные функции по ее охране.
Россия активно
участвует в работе многих международных экологических организаций. Согласно ст.
79 Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных
объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с
международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод
человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.
Нарастающий
интерес международного сообщества к проблемам окружающей среды после Второй
мировой войны нашел свое выражение не только в усилении прямого международного
сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических
и научно-технических форумов, посвященных отдельным аспектам взаимодействия
общества и природы, но и в возрастании численности рядов, повышении активности и
расширении компетенции международных организаций.
Международные
организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех
заинтересованных государств, независимо от их политических позиций,
определенным образом выделяя экологические проблемы из совокупности
политических, экономических и других международных проблем. Россия активно
участвует в работе многих международных экологических организаций.
Причины
экологических проблем:
ü
Быстрый
рост населения Земли - демографический взрыв.
ü
Одновременно
с демографическим взрывом произошла и научно-техническая революция. Человек
освоил ядерную энергию, ракетную технику и вышел в Космос. Он изобрел
компьютер, создал электронную технику и промышленность синтетических
материалов.
ü
Хищническое
отношение к природе, получение прибыли любой ценой, хотя природные ресурсы не
безграничны. Именно это привело к тому, что в настоящее время потери кислорода
в атмосфере в год составляет 10 - 12 млрд.т. В России
объем добычи, и переработки полезных ископаемых удваивается каждые 8 лет, в
остальном мире - каждые 15 лет;
ü
Многофункциональность
использования природных ресурсов (в экономическом, биологическом и социальном
плане);
ü
Несовершенство
технологических процессов, когда из добываемого природного вещества только 10%
используется человеком с пользой, а остальные в непотребном виде возвращаются
природе, загрязняют воздух и почву;
ü
Экологическая
безграмотность общества, незнание законов экологии;
ü
Нравственное
оскудение общества, потеря гражданской ответственности за последствия его
деятельности по отношению к своей среде обитания;
ü
Недостаточность
средств на природоохранные мероприятия.
ü
Незнание
законов экологии, нарушение принципов биосферной этики
С точки зрения
правового статуса международные экологические организации можно разделить на:
Ø
Межправительственные
экологические организации - (ЮНЭП, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, ВМО, МОТ, МАГАТЭ)
Ø
Неправительственные
международные организации – (МСОП; Всемирный фонд охраны дикой природы - WWF; Международная юридическая организация (МЮО);
Римский клуб (РК)
Международные
организации вносят весомый вклад в охрану окружающей среды.
Разумеется,
наиболее ощутимую роль играют ООН и
ее специализированные учреждения. Официальный
сайт ООН:
http://www.un.org/ru/index.html
Международные организации
Полное наименование
организации на русском языке (сайт) |
Сокращенное наименование на
русском языке и оригинальном языке |
Полное наименование
организации на оригинальном языке |
Логотип |
Год создания |
Периоды членства России
(РСФСР) |
ООН UN |
United Nations |
|
1945 |
Да |
|
ВМО WMO |
World Meteorological
Organization |
|
1950 |
Да |
|
ВОЗ WHO |
World Health Organization |
|
1946 |
Да |
|
ООН, Организация Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры |
ЮНЕСКО UNESCO |
United Nations Educational, Scientific
and Cultural Organization |
|
1946 |
Да |
ООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию |
ЮНИДО UNIDO |
United Nations Industrial Development
Organization |
|
1966 |
Да |
ООН, по окружающей среде |
ЮНЕП UNEP |
United Nations Environment Programme |
|
1972 |
|
ФАО FAO |
Food and Agriculture Organization |
|
1945 |
Да |
|
ООН, Международный фонд сельскохозяйственного
развития |
МФСР IFAD |
International Fund for Agricultural
Development |
|
1977 |
2014 |
ООН, Всемирная
продовольственная программа |
ВПП WFP |
World Food Programme |
|
1963 |
1955 |
Международный центр генной
инженерии и биотехнологии |
МЦГИБ ICGEB |
The International Centre for Genetic
Engineering and Biotechnology |
|
1983 |
|
МОТ ILO |
International Labour
Organization |
|
1919 |
1934 |
|
МАГАТЭ IAEA |
International Atomic
Energy Agency |
|
1957 |
Да |
|
ИКАО ICAO |
International Civil
Aviation Organization |
|
1947 |
1970 |
|
ИМО IMO |
International Maritime
Organization |
|
1958 |
1958 |
|
ВОИС WIPO |
World Intellectual
Property Organization |
|
1967 |
Да |
|
ВПС UPU |
Universal Postal Union |
|
1874 |
Да |
|
УПОВ UPOV |
Union Internationale
pour la protection des obtentions végétales |
|
1961 |
1998 |
|
ВАО АЭС WANO |
World Association of Nuclear Operators |
|
1989 |
Да |
|
ВТО WTO |
World Trade Organization |
|
1995 |
Да
с 2012 г. |
|
ВФП WFTU |
World Federation of Trade Unions |
|
1945 |
Да |
|
ФАИ FAI |
Fédération Aéronautique Internationale |
|
1905 |
Да |
|
ИНМАРСАТ |
… |
|
1979 |
… |
|
Интерпол ICPO, OIPC, Interpol |
International Criminal Police
Organization/ Organisation Internationale
de Police Criminelle |
|
1923 |
1990-н.в. |
|
Международная федерация инженеров-консультантов (строительство) |
ФИДИК |
… |
|
1913 |
… |
SITA |
Société Internationale
de Télécommunications Aéronautiques |
|
1949 |
… |
|
«Южноамериканский общий рынок» |
Mercosur |
Mercado Comun del Sur |
|
1991 |
Нет |
OECS |
Organisation of Eastern Caribbean States |
|
1981 |
Нет |
|
ОДКБ |
… |
|
1992 |
1992-н.в. |
|
ГУАМ GUAM |
Organization for Democracy and Economic
Development — GUAM |
|
1997 |
Нет |
|
МВФ IMF |
International Monetary
Fund |
|
1945 |
Да |
|
МСЭ ITU |
International Telecommunication
Union |
|
1865 |
Да |
|
ОБСЕ OSCE |
Organization for Security and
Co-operation in Europe. |
|
1975 |
1975-н.в. |
|
Организация
Североатлантического договора (Североатлантический альянс) |
НАТО NATO |
North Atlantic Treaty Organization |
|
1949 |
Нет |
ОПЕК OPEC |
Organization of the Petroleum Exporting
Countries |
|
1960 |
Нет |
|
ОЧЭС BSEC |
The Black Sea Economic Cooperation |
|
1999 |
1999-н.в. |
|
СГБМ CBSS |
Council of the Baltic Sea States |
|
1991 |
1991-н.в. |
|
- |
Counsil of Europe |
|
1949 |
Да |
|
ССАГПЗ GCC |
Gulf Cooperation
Council |
|
1981 |
Нет |
Организация
Объединенных Наций в настоящее время является центром сосредоточения всех форм
природоохранительного сотрудничества государств. ООН располагает целой системой
органов, которые заняты развитием международной природоохранительной
деятельности государств. При Генеральной Ассамблее имеется Научный комитет по
действию атомной радиации, Комитет по использованию космического пространства в
мирных целях (КОСПАР) и др.
Другим органом
ООН, в работе которого значительное место занимает координация сотрудничества
государств в области охраны природы, является Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС). Он предпринимает исследования и составляет доклады по
международным вопросам охраны окружающей среды и дает рекомендации по любым
аспектам этой проблемы Генеральной Ассамблее, членам ООН и заинтересованным
специализированным учреждениям. При ЭКОСОС имеется Комитет по природным
ресурсам. Природоохранными проблемами занимаются также
региональные экономические комиссии, ряд специализированных учреждений ООН (ВОЗ, ИМО, ФАО. ЮНЕСКО, МОТ, ВМО и др.), а также МАГАТЭ.
Организация Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - (UNESCO – United
Nations Educational, Scientificand Cultural Organization)
разработала международную программу «Человек и биосфера» и координирует ее
выполнение. В ее рамках были разработаны Конвенция об охране всемирного
культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о водно-болотных угодьях,
имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания
водоплавающих птиц, 1971г. и др.
Центр всемирного
наследия ЮНЕСКО работает над выполнением Конвенции об охране культурного и
природного наследия и созданием региональной системы для охраны памятников,
включенных в список мирового культурного наследия (в этот список внесено около
300 объектов). Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО проводит
исследования по влиянию загрязнителей на морскую среду и разрабатывает
соответствующие рекомендации.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается
изучением проблемы загрязнения атмосферного воздуха, разрабатывает единые
показатели загрязнения воздуха, проводит анализ законодательства отдельных
стран по этому вопросу и др.
Международная морская организация (ИМО) занимается
вопросами охраны морской среды, разрабатывает конвенции по охране морской среды
и созывает международные конференции по охране Мирового океана.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация
ООН (ФАО) – (FAO
– Foodand Agricultural Organization UN)
разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и
растительного мира и предлагает их государствам-членам для руководства, а также
разрабатывает проекты конвенций по охране указанных объектов.
ВМО (Всемирная метеорологическая организация): учреждена в
1951 г., природоохранительные функции, прежде всего, связаны с глобальным
мониторингом окружающей среды. ВМО проводит мероприятия по оценке загрязнения
атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного
переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях
атмосферы, а также по изучению воздействия на озоновый слой Земли.
Определенное
сотрудничество в экологической сфере осуществляется в рамках Содружества
Независимых Государств (СНГ). Азербайджан, Армения, Беларусь,
Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан
подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в
области экологии и охраны окружающей среды и договорились создать Международный
экологический совет и при нем - Межгосударственный экологический фонд для
выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую
очередь - для ликвидации последствий экологических катастроф.
В настоящее
время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных
организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия.
Однако главная роль среди этих организаций принадлежит небольшому числу специализированных
и зарекомендовавших себя высокой активностью организаций, таких, как Международный союз охраны природы и
природных ресурсов (МСОП), Всемирный
фонд охраны дикой живой природы (WWF) - (WWF
— World Wide
Fund for
Nature).
Международный союз охраны природы и природных
ресурсов (МСОП) - (IUCN - International Union for the
Conservation of
Nature), создан по решению учредительной ассамблеи в
сентябре 1948 г. (Фонтенбло, Франция). В соответствии со ст. 1 Устава, МСОП
содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и
международными организациями, отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны
окружающей среды и сохранения природных ресурсов путем проведения
соответствующих национальных и международных мероприятий. По состоянию на конец 80-х гг. членами союза были 54 государства и свыше
300 организаций из более 100 стран мира. Работа МСОП способствует реализации
Вашингтонской конвенции о международной
торговле дикими видами фауны и флоры (CITES).
Так, в 1961 г.
был создан Всемирный фонд охраны дикой
природы (WWF). Его деятельность заключается, в основном, в оказании
финансовой поддержки природоохранительным мероприятиям. Программа работы этой
организации в конце 80-х гг. охватывала более 160 проектов охраны природы в 70
странах. Одной из известных природоохранных организаций мира является
международное экологическое движение «Greenpeace».
Одна только кампания «Спасите китов!» приносила доход в год до 100 млн. дол.
США, став одним из основных источников средств для
этой организации. Кроме движения «Гринпис», в мире действуют такие
международные экологические неправительственные объединения, как «Зеленый
крест», «Экология», «Беллуна» и др.
Важные
технико-юридические нормы и правила охраны окружающей среды от авиационного
шума регулярно одобряются Международной
организацией гражданской авиации (ИКАО). Стандарты и Рекомендуемая практика
по авиационному шуму были впервые приняты Советом ИКАО 2 апреля 1971 г. в
соответствии со ст. 37 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. и
оформлены в виде приложения 16 к Конвенции об охране окружающей среды. В
дальнейшем эти Стандарты и Рекомендуемая практика дополнялись и
совершенствовались. В них содержатся методы расчета шума и критерии
использования эксплуатационных методов снижения шума. По рекомендации ИКАО
государства-члены одобрили правила сертификации авиационного шума.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с 1958 Г.
осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды», цель
ее – обеспечение безопасности использования ядерной энергии и защита человека и
окружающей среды от ядерной радиации, радиоактивных и других выбросов с ядерных
установок.
Европейский союз (ЕС). Окружающей
среде посвящен раздел XIX части третьей Договора о ЕС (ст. 174-176). Согласно
ст. 174 Договора политика Сообщества в отношении окружающей среды имеет
следующие цели:
а) сохранение, защита
и улучшение состояния окружающей среды;
б) защита
здоровья людей;
в) достижение
разумного и рационального использования природных ресурсов;
г) содействие на
международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам
окружающей среды.
Эта статья
перечисляет принципы экологической деятельности ЕС, в том числе: принцип
превентивных действий; принцип предосторожности; принцип возмещения ущерба
окружающей среде; принцип ответственности загрязнителя, т. е. ущерб,
оплачивается теми, кто его причинил (загрязнитель платит).
Основным
организационным органом ЕС в природоохранной области является Европейское
агентство по окружающей среде.
Приоритетными в
деятельности Агентства являются следующие вопросы: качество воздуха и выбросы в
атмосферу; качество воды, загрязняющие агенты и водные ресурсы; состояние
почвы, фауны, флоры и биотоков; землепользование и природные ресурсы;
регулирование отходов; шумовое загрязнение; химические вещества, наносящие вред
окружающей среде; охрана побережий.
Полезную работу
по кодификации и прогрессивному развитию международного экологического права
проводят Всемирный фонд охраны дикой живой природы, Международный институт по
окружающей среде и развитию, Международный совет по природоохранному праву и
др.
На протяжении
многих лет сотрудничества с Россией сформировались сильные партнерства на
разных уровнях, объединяющие представителей правительства, частного сектора,
гражданского общества и научных кругов. ЮНЕП способствовала внедрению в России
природоохранных концепций и продвижению инициатив, направленных на включение
вопросов управления охраной окружающей среды в национальную политику, что
обеспечило важное признание и уважение деятельности и репутации ЮНЕП
Правительством России. Сравнительное преимущество ЮНЕП в качестве глобального
лидера в области охраны окружающей среды и мощного интеллектуального ресурса
получило широкое признание как Правительства, так и
общественности России. От российской стороны в ЮНЕП поступают запросы о
предоставлении консультативных услуг по вопросам, касающимся политики,
международных переговоров и крупномасштабных общественных мероприятий.
2.
Программа
Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП)
Природоохранительная
деятельность государств в рамках ООН и на национальной
основе привела к необходимости создания в ООН специального механизма по
координации сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Таким
механизмом стала Программа ООН по
окружающей среде (ЮНЕП) - (United Nations Environment Programme), созданная в 1972 г.
Специальная
сессия Генеральной Ассамбле и ООН в июле 1997 г. утвердила Найробийскую
декларацию, в которой определена будущая роль ЮНЕП. В этой Декларации
отмечается, что ЮНЕП является и должна оставаться основным органом ООН в
области окружающей среды. Она должна выполнять роль
ведущего природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую
повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического
компонента устойчивого развития в рамках системы ООН и являющегося авторитетным
защитником глобальной окружающей среды.
Мандат ЮНЕП
утвержден резолюцией 2997 (XXVII) Генеральной Ассамблеи ООН
15 декабря 1972 г. и получил дальнейшее развитие в Повестке дня на XXI век.
Основными функциями ЮНЕП являются:
а) анализ
состояния глобальной окружающей среды и оценка глобальных и региональных
экологических тенденций, предоставление консультаций по основным направлениям
деятельности; заблаговременное предупреждение об экологических угрозах, а также
активизация и развитие международного сотрудничества и деятельности с
использованием самой совершенной научно-технической базы;
б)
стимулирование развития международного экологического права в интересах
устойчивого развития, включая развитие согласованного взаимодействия между
действующими международными природоохранными конвенциями;
в) содействие
осуществлению согласованных международных соглашений в области экологического
права и поощрение совместной деятельности по решению возникающих экологических
проблем;
г) укрепление
своей роли в координации природоохранной деятельности в рамках системы ООН, а
также своих функций как учреждения-исполнителя Фонда глобальной окружающей
среды;
д)
предоставление помощи в разработке политики и консультативных услуг по ключевым
вопросам институционного строительства правительствам и другим соответствующим
институтам.
Во главе ЮНЕП
стоит Совет управляющих из представителей 58 стран.
Основные функции Совета:
а) содействие
международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление по
мере необходимости рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики;
б) осуществление
общего руководства и координации программ в области окружающей среды,
выполняемых организациями ООН;
в) подготовка
обзоров состояния окружающей среды и определение путей международного
сотрудничества;
г) осуществление
постоянного наблюдения за влиянием национальной и международной политики и
природоохранительных мер для развивающихся стран;
д) подготовка
обзора мероприятий, предусмотренных Фондом окружающей среды, и др.
Важнейшими направлениями природоохранительной
деятельности ЮНЕП являются:
а) охрана
отдельных природных объектов (защита морской среды, охрана почв и пресных вод);
б) борьба с
различными видами вредного воздействия (борьба с опустыниванием, загрязнением);
в) рациональное
использование природных ресурсов;
г) создание
мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды
(мониторинг);
д) изучение
экономических особенностей развития населенных пунктов;
е) разработка
международно-правовой основы природоохранительной деятельности.
ЮНЕП выполняет следующие функциональные программы:
1) информация по
окружающей среде, оценка ее состояния и раннее оповещение;
2) разработка
экологической политики и природоохранное законодательство;
3) проведение
природоохранной политики;
4) технология,
промышленность и экономика;
5) региональное
сотрудничество и присутствие в регионах;
6)
сотрудничество с механизмами конвенций;
7) фонд
глобальной окружающей среды.
Деятельность
ЮНЕП финансируется из бюджета ООН, Фонда окружающей среды и ряда целевых
фондов.
При
поддержке ЮНЕП разработаны и приняты Конвенция по охране Средиземного моря от
загрязнения 1976 г.. Кувейтская региональная конвенция по охране морской среды
от загрязнения 1978 г., Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких
животных 1979 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие
расстояния 1979 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. и многие
другие.
Всемирный союз
охраны природы создан в 1948 г. Штаб-квартира находится в Женеве. Его членами
являются государства, правительственные учреждения и организации, международные
и национальные неправительственные организации. Союз объединяет 800 членов из
125 государств. Работа его сосредоточена в 6 комиссиях, членами которых
являются 6 тыс. экспертов. Союз активно участвовал в разработке международных
норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными
компонентами природных ресурсов. Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке
национальных стратегий по охране окружающей среды и реализации их полевых
проектов.
Союз активно
участвует в международном нормотворческом процессе. Им подготовлены проекты
многих действующих конвенций. Под руководством Союза разработан проект Международной
хартии по окружающей среде и развитию и комментарии к нему. Союз совместно с
ЮНЕП и Всемирным фондом по охране природы разработал и опубликовал Всемирную
стратегию по охране природы (1980 г.) и Стратегию по поддержке жизненного
уровня на должном уровне (1991 г.).
Помимо
универсальных организаций проблемами охраны окружающей среды вплотную
занимаются многие региональные организации общей и специальной компетенции.
Миссия:
Обеспечивать руководство и поощрять партнерские отношения в природоохранной
деятельности, создавая для государств и народов соответствующие стимулы,
поставляя им информацию, а также давая им возможность повысить качество своей
жизни, не ставя под угрозу качество жизни будущих поколений.
Программа ООН по
окружающей среде (ЮНЕП) учреждена Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1972
года. ЮНЕП является основным органом ООН в сфере экологии, через который осуществляется сотрудничество государств и
международных организаций по решению глобальных, региональных и национальных
проблем в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. Программа
прилагает особые усилия для формирования партнерских отношений с другими
агентствами системы ООН, обладающими дополнительным опытом и организационным
потенциалом и содействующими более широкому участию гражданского общества в
достижении устойчивого развития.
Штаб-квартира
ЮНЕП находится в Найроби (Кения). Исполнительным директором ЮНЕП с июня 2006 г.
является Ахим Штайнер (Achim
Steiner).
В декабре 2012
г. по итогам встречи на высшем уровне Рио+20 Генеральной Ассамблеей ООН было
принято решение об «усилении и повышении статуса» Программы ООН по окружающей
среде (ЮНЕП) и учреждении всеобщего членства в ее управляющем органе. До
принятия этой резолюции Совет Управляющих ЮНЕП состоял лишь из 58 членов.
Предыдущие усилия по обеспечению более широкого представительства в управлении
ЮНЕП привели к созданию Глобального министерского экологического форума (ГМЭФ),
в рамках которого происходят совещания министров окружающей среды, параллельно
с Советом Управляющих.
Первая сессия
Совета Управляющих /Глобального Министерского Экологического Форума состоялась
в Найроби с 18 по 22 февраля 2013 г.
В марте 2013 г.
Генеральная Ассамблея одобрила учреждение Экологической Ассамблеи ООН в рамках усилий по укреплению и повышению статуса
Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится в
Найроби. Согласно заявлению ЮНЕП, этот шаг отражает будущее полное участие всех
193 стран-членов ООН в управляющем органе ЮНЕП.
«В своей
резолюции Генеральная Ассамблея заявила, что новое определение не меняет
функции управляющего органа ЮНЕП, или общий мандат, цели и задачи ЮНЕП».
Совет
Управляющих ЮНЕП, в рамках которого ежегодно проводится крупнейшее совещание
министров охраны окружающей среды, теперь будет называться Экологической
Ассамблеей ООН.
Главные задачи
ЮНЕП состоят в анализе и оценке состояния глобальной окружающей среды,
предупреждении об экологических угрозах, развитии международного права в
области окружающей среды в интересах устойчивого развития, содействии повышению
осведомленности общественности о международной природоохранной политике и
деятельности, предоставлении помощи в разработке политики и оказании
консультативных услуг правительственным и неправительственным организациям.
Российская Федерация
традиционно принимает активное участие в деятельности ЮНЕП, основываясь на
целесообразности и реальной возможности использования потенциала этой
организации для решения приоритетных для России экологических задач.
Учитывая большую
важность России как партнера в международном экологическом сотрудничестве, ЮНЕП
в 2000 году открыла свое представительство в Москве. В основные задачи
Московского офиса ЮНЕП входит развитие политического диалога с органами власти
Российской Федерации, ответственными за выработку и проведение национальной и
международной политики в области окружающей среды; участие в продвижении
программ ЮНЕП и содействие Российской Федерации в разработке и осуществлении
проектов, в том числе в рамках Глобального экологического фонда (ГЭФ), развитие
сотрудничества с государственными, научными, неправительственными организациями
и деловыми кругами.
В 2003-2010 гг.
Сотрудничество в вышеуказанных областях осуществлялось через проекты, среди
которых: Российская Федерация: поддержка национального плана
действий по защите арктической морской среды, Российская Федерация -
«Комплексный экосистемный подход к сохранению
биоразнообразия и уменьшению фрагментации местообитаний на трех модельных
территориях Российской Арктики» (ECORA)», Защита морской среды Каспийского
моря, Создание в РФ потенциала для внедрения Стокгольмской конвенции о СОЗ и
разработки национального плана выполнения, разработка сети водноболотных
угодий, борьба с опустыниванием через устойчивоое
управление земельными ресурсами, и т.д.
Сотрудничество
ЮНЕП и ее Московского офиса с российским партнерами базируется на Соглашении о
сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Программой ООН по
окружающей среде (ЮНЕП), подписанном в Найроби 16 апреля 2013 г. Сергеем
Донским, Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации, от имени
Правительства Российской Федерации, и Ахимом
Штайнером, Исполнительным Директором ЮНЕП.
В соответствии с
Соглашением между ЮНЕП и Правительством Российской Федерации, подписанным 16
апреля 2013 г., сотрудничество будет осуществляться по следующим основным
направлениям, являющимся приоритетными для Сторон:
a) поддержка
развития хозяйственной и иной деятельности, соответствующей установленным
нормам и требованиям в области охраны окружающей среды, и обеспечения
экологической безопасности, в том числе с применением наилучших доступных
экологически безопасных технологий;
b) сохранение
биологического разнообразия; учет экосистемных услуг
и управление экосистемами;
c) управление
водными ресурсами, охрана водных объектов, морской и прибрежной среды от
негативного техногенного воздействия;
d) сокращение
антропогенного воздействия на климатическую систему и смягчение неблагоприятных
последствий изменения климата;
e) регулирование
использования химических веществ, утилизация и переработка отходов;
f)
сотрудничество в целях дальнейшего выполнения Балийского
стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала с
использованием российского экспертного потенциала;
g) рациональное
использование природных ресурсов, устойчивое производство и потребление;
h)
информирование и повышение осведомленности общественности в вопросах охраны
окружающей среды;
i) содействие
реализации соглашений и программ в области охраны окружающей среды, действующих
под эгидой Организации Объединенных Наций, в которых участвуют Стороны;
j)
содействие в реализации Меморандума о взаимопонимании между автономной
некоммерческой организацией «Организационный комитет ХХII Олимпийских зимних
игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» и Программой
Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) от 5 июня 2009 г. в
контексте подготовки зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи Российской
Федерации, а также учет полученного опыта, последствий и планирование
возможных последующих мероприятий на период после 2014 года.
Соглашение будет
дополнено оперативным Планом работы на 2-4 года, который сейчас находится в
разработке.
В настоящее
время деятельность ЮНЕП в России включает:
1. Содействие
Правительству Российской Федерации в «озеленении» Олимпиады в Сочи;
2. Перевод на
русский язык доклада «Навстречу зеленой экономике: пути к устойчивому развитию
и искоренению бедности» (ноябрь 2011 – март 2012)
3. «Навстречу
«зеленой» экономике России (обзор) (ноябрь 2011 - март 2012);
4. Атлас
биологического разнообразия лесов России и воздействий изменения климата с
использованием космических снимков – 1-й этап (ноябрь 2011 - сентябрь 2012);
5. Перевод на
русский язык «Глобальной экологической перспективы» («ГЭП-5»).
В 2011 г. Под
руководством Правительства России и ЮНЕП было учреждено партнерство по
устойчивому управлению окружающей средой в российской Арктике. Целью настоящей
инициативы является разработка и выполнение долгосрочной, многоцелевой
программы по устойчивому управлению окружающей средой в Арктике в быстро
меняющихся климатических условиях («Арктическая Повестка 2020»). Ее целью
является содействие выполнению Национального плана действий «Арктика»,
принятого российским Правительством в 2009 г.
Программа разработана
на пять лет, общий бюджет составляет свыше 335 миллионов долларов США (25
миллионов из Трастового фонда ГЭФ и 310 миллионов со-финансирование из
различных источников). ЮНЕП планирует выделить 11 миллионов долл. США на
выполнение трех проектов в рамках Программы и выполнение функций координатора
Программы.
В этом
партнерстве участвуют следующие организации и группы: Правительство Российской
Федерации, Глобальный Экологический Фонд, ЮНЕП, Всемирный Банк, Европейский
Банк Реконструкции и Развития, Программа Развития ООН, Северная Экологическая
Финансовая Корпорация, Агентство защиты окружающей среды США, администрации
арктических регионов России, добывающие компании, неправительственные
организации и коренные народы Арктики.
На протяжении
многих лет сотрудничества с Россией сформировались сильные партнерства на
разных уровнях, объединяющие представителей правительства, частного сектора,
гражданского общества и научных кругов. ЮНЕП способствовала внедрению в России
природоохранных концепций и продвижению инициатив, направленных на включение
вопросов управления охраной окружающей среды в национальную политику, что
обеспечило важное признание и уважение деятельности и репутации ЮНЕП
Правительством России. Сравнительное преимущество ЮНЕП в качестве глобального
лидера в области охраны окружающей среды и мощного интеллектуального ресурса
получило широкое признание, как Правительства, так и общественности России. От
российской стороны В ЮНЕП поступают запросы о
предоставлении консультативных услуг по вопросам, касающимся политики,
международных переговоров и крупномасштабных общественных мероприятий.
3.
Экологические
организации России
Всероссийское
общество охраны природы (ВООП)
Всероссийское
общество охраны природы (ВООП) было
основано
в 1924 году, как добровольное Общество охраны
природы.
На
сегодняшний день ВООП - это общероссийская, общественная и
культурно-просветительная экологическая организация.
Цели:
Сохранение окружающей среды, поддержание многообразия флоры и фауны. Сохранение
и укрепление здоровья населения.
Основные
направления деятельности Общества:
Оказание
содействия органам государственной власти и управления в обеспечении
устойчивого экологически безопасного развития страны.
Экологическое
образование, просвещение и воспитание населения.
Научно-техническая
и практическая природоохранная деятельность. Консультационная деятельность
субъектов природопользования.
Проведение
своими силами и силами аккредитованных компаний экологического мониторинга
территорий.
Внедрение
современных высокоточных технологий в целях осуществления эффективного
государственного экологического контроля.
Официальный
сайт: http://voop.spb.ru
Центр
экологической политики России (ЦЭПР)
Центр экологической политики России
создан в 1993 г. как профессиональная общественная экологическая организация
для экспертной поддержки экологического движения и разработки рекомендаций для
законодательной и исполнительной власти. Cайт
организации: www.ecopolicy.ru
Российское
экологическое движение "Зеленые"
В 1994 году на основе экологического
движения «Кедр» была создана Российская экологическая партия
"Зеленые", в 2009 году деятельность Политической партии была
прекращена, а сама организация реорганизована в Общероссийское общественное
движение "Российское экологическое движение «Зелёные».
Цель
экологического движения «Зелёные» изменить отношение государства и общества к
экологическим проблемам России и человечества в целом организованными и
волевыми политическими действиями.
Сайт
организации: www.greenparty.ru
Неправительственный
экологический фонд им. В.И.Вернадского
Неправительственный
экологический фонд имени В.И.Вернадского был создан в
1995 году.
Экологический
фонд - это одна из крупнейших благотворительных организаций, поддерживающая
экологически ориентированные образовательные проекты, представляющая интересы
российской экологической общественности и социально ответственного бизнеса,
инициатор и участник природоохранных программ, развивающихся в России.
Основные
задачи Фонда: содействие устойчивому экологически ориентированному
социально-экономическому развитию общества, обеспечение взаимодействия между
деловыми кругами, правительством и обществом по вопросам устойчивого развития;
поддержка экологических инициатив и проектов.
Направления
деятельности Фонда: экологическое образование и воспитание; проведение конкурса
грантов и стипендий им. В.И.Вернадского; проведение
национальных и международных конференций, симпозиумов, выставок по вопросам
устойчивого развития; издание научной, научно-популярной, образовательной
литературы по основным направлениям деятельности Фонда. Cайт
организации: www.vernadsky.ru
Российский
региональный экологический центр (РРЭЦ)
Российский региональный экологический
центр учрежден в 2000 годy
Европейской Комиссией и Академией государственной службы при президенте
Российской Федерации.
РРЭЦ
входит в сеть региональных экологических центров, действующих в Восточной
Европе, на Кавказе и в Центральной Азии для поддержки сотрудничества между
правительственными структурами, бизнес-сообществом и
гражданским обществом в области охраны окружающей среды.
Миссия
центра заключается в продвижении и внедрении передовых идей, стандартов и
методов для экологического благополучия и устойчивого развития России через
организацию информационного диалога и осуществление практической деятельности.
Высшим
руководящим органом российского центра является совет учредителей,
коллегиальным органом управления - совет управляющих, образован совещательный
орган - консультативный совет.
Восемь
членов Совета Управляющих.представляют
различные сектора общества: организации государственной власти Российской
Федерации, иностранные организации, российские общественные организации,
бизнес-структуры и научные сообщества. Официальный сайт: www.rusrec.ru
Общероссийская
общественная организация "Зеленый патруль"
Общероссийская
общественная организация "Зеленый патруль" была зарегистрирована в
мае 2006 года. В апреле 2007 года состоялось открытие интернет-ресурса
организации. Основная цель организации – содействие росту экологической
культуры общества, защита прав человека на благоприятную окружающую среду,
чистую воду, качественные продукты питания, охрана уникальной природы России,
развитие тенденций, необходимых для устойчивого развития страны.
Официальный
сайт: www.greenpatrol.ru
Российский
Зеленый крест
Зелёный
крест - неправительственная общественная организация,
член
Международной ассоциации «Зелёный крест», создан в
1994
году.
Зелёный
крест основное внимание сосредотачивает на
проведении в жизнь мероприятий по охране
окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и
развиваться в соответствии с законами природы, сохранению её для потомков с тем
же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня. Лозунг
российского зеленого креста - компромисс вместо конфронтации - соответствует
принципам гражданского общества, в котором экологические проблемы решаются с
позиций партнёрства и добрососедства.
Официальный
сайт: www.green-cross.ru
Движение Дружин охраны
природы (ДОП)
Движение
Дружин охраны природы (ДОП) появилось в 60-х
годах ХХ века как студенческое природоохранное движение.
Направления
и формы работы Движения Дружин по охране
природы
зависят от складывающейся обстановки, традиций и возможностей участников
Движения, обусловленных его социальным и профессиональным составом. Движение,
основу которого составляют студенты и специалисты естественнонаучного профиля,
выступает за компетентность и профессионализм в изучении и решении проблем
охраны природы. В то же время оно будет участвовать и в массовых экологических
кампаниях.
Главным
для участников Движения является конкретная практическая природоохранная
деятельность. Для него недопустимо превращение этой работы в модное
развлечение, политическую приманку или средство наживы.
Официальный
сайт: www.dop.environment.ru
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1.
В чем заключается законодательная защита видов?
2.
Какова роль международной деятельности в деле
сохранения биоразнообразия?
3.
Глобальные общественные блага.
4.
Экономическая эффективность сохранения глобальных общественных
благ.
5.
Национальные программы и опыт решения экологических
проблем.
6.
Международные организации в области охраны
окружающей среды.
7.
Роль ООН в переходе к устойчивому развитию.
8.
Глобальный экологический фонд.
9.
Неправительственные международные организации.
Соглашения и Программы международного сотрудничества.