ЛЕКЦИЯ 12. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
ПО СОХРАНЕНИЮ И СБАЛАНСИРОВАННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
1.
Перечень
основных законодательных актов в области сохранения биоразнообразия Российской Федерации
2.1 Природная и
социально-экономическая специфика Северо-Кавказского федерального округа
2.2 Биологическое разнообразие
2.3 Выявление общих тенденций
изменения биологического разнообразия
Среди всех проблем, с которыми сталкивается
человечество, самая главная - это сохранение биологического разнообразия, от
которого зависит само существование человечества. Однако именно биота наиболее уязвима ко всем
стрессовым факторам и в особенности, антропогенным. Вот почему мировое сообщество
встревожено последствиями научно-технического прогресса, оказывающего зачастую
разрушающее воздействие на условия существования самого человечества, на биоту, являющуюся источником пищи,
кислорода, чистого воздуха, сырьевым ресурсом, основным регулятором
стабильности биосферы, связующим звеном Земля - Солнце. Осознание этой великой
роли биоты является основополагающей предпосылкой
выполнения требований Конвенции о биологическом разнообразии.
Биологическое разнообразие включает виды,
внутривидовые формы и популяции всех типов растений, микроорганизмов и
животных, а также разнообразие экосистем, распространенных как в естественных
условиях, так и созданных из сортов, пород, линий и штаммов, культивируемых,
выращиваемых и разводимых человеком.
Проблема сохранения и сбалансированного использования
этого важного источника жизнеобеспечения по актуальности не
сравнима ни с какой другой проблемой человечества. Вот почему назрела
острая необходимость разработки научно обоснованного стратегического подхода и
конкретных, последовательно осуществляемых планов действий по сохранению и
сбалансированному использованию биологического разнообразия.
Стратегия - это искусство руководства для достижения основных целей с
наименьшими затратами сил, путем глубокого анализа и определения общих
ситуаций, определения приоритетных на данный момент проблем и ключевых вопросов
для их решения. Стратегия определяет общее руководство к действию и
направлена на достижение широкомасштабных целей. Выполнение стратегических
задач осуществляется на основе конкретных планов действий, предусматривающих
сроки выполнения, расстановку и соотношение основных средств - исполнителей,
материально-технических и финансовых ресурсов.
В плане действий должны быть
представлены комплекс четких мер, направленных на сохранение биологического
разнообразия, сокращение воздействия отрицательных факторов на биологическое
разнообразие, определение ресурсного потенциала и нормативно-правовых основ для
осуществления сбалансированного его использования.
Стратегия должна быть гибкой, легко переводимой в
комплекс взаимосвязанных действий и периодически обновляемой в связи с новыми
социально-экономическими, политическим реалиями. Сами планы
действий должны быть приоритезированы по
социально-экономической, экологической значимости, срочности, финансовым и
техническим возможностям, разделены на кратко-, средне- и долгосрочные, а также
на те, выполнение которых возможно своими ресурсами, и на те, выполнение
которых требует донорской поддержки.
Разработка Стратегии и плана действий по сохранению и
сбалансированному использованию биологического разнообразия Северо-Кавказского
федерального округа и их осуществление требуют глубокой научной проработки.
Сама Стратегия и планы действий по ее осуществлению должны стать блоком Национальных
экологических программ Кавказских республик, являющихся в свою очередь частью
"Национальных стратегий устойчивого развития своих стран". Только при
таком подходе, когда принцип гармонизации проблем экономики и экологии в
развитии общества возводится в общегосударственный ранг, меры по стабилизации
состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия будут
эффективными. Биологическое разнообразие является неотъемлемым элементом
устойчивого развития общества и должно быть включено в планы экономического
развития Кавказских стран.
Стратегия и план действий по сохранению и
сбалансированному использованию биоразнообразия охватывают все вопросы
Конвенции по сохранению биоразнообразия, должны способствовать улучшению и
поддержанию благосостояния людей, продуктивности и разнообразию экосистем,
содействовать целям устойчивого развития общества.
В процесс планирования должно быть вовлечено как можно
больше участников, специалистов из различных областей науки, производства,
общественной сферы, представителей местных органов. Сама стратегия после
завершения ее разработки должна пройти общественные слушания.
Поскольку Стратегия по выполнению Конвенции войдут как
составные части Национальных планов действий по охране окружающей среды,
являющейся субсистемой общего плана устойчивого
развития, решение об исполнении должно быть принято на самом высшем уровне
управления.
Национальная стратегия сохранения и сбалансированного
использования биоразнообразия относится к системе управления и оперирует
совокупностью категорий, отражающих отдельные стороны управления: цели,
функции, методы, органы, кадры, финансовое обеспечение, технику, технологию и
т.д. Предназначение ее - выработка и осуществление конкретных мер, направленных
на сохранение и сбалансированное использование биоразнообразия в соответствии с
потребностями общества и объективными законами развития жизни на Земле.
Эффективность системы управления оценивается по показателям ее функционирования
и состоянию объектов управления. Сохранившиеся до сих пор административные
методы управления природными ресурсами оказались малоэффективными. Требуется
широкое внедрение, совершенствование экономической системы стимулирования
сохранения и сбалансированного использования биологического разнообразия.
Сбалансированное использование биоресурсов требует
правового регулирования взаимоотношений между ресурсопотребителями
и ресурсовладельцами, между ресурсопотребителями
и местным населением, традиционно пользующимся биоресурсами на своей
территории. Поэтому необходимо законодательное решение этих проблем.
Законодательно должны быть закреплены: размер
компенсации за ущерб, нанесенный состоянию биоразнообразия; ответственность
землевладельцев и землепользователей за сохранение биообъектов, особенно
внесенных в Красную книгу Северо-Кавказского федерального округа; права
местного населения на биоресурсы, расположенные на их территории.
Начальным этапом разработки мер по сохранению и
сбалансированному использованию биоразнообразия является фундаментальный учет и
анализ состояния биоресурсов. В регионах Северо-Кавказского федерального округа
проведена огромная работа в этом направлении, но не завершены работы по
инвентаризации лишайников, мхов, фитоценозов, зооценозов и энтомофауны.
Поэтому одной из первоочередных задач ставится восполнение этих пробелов. Кроме
того, необходимо проведение социально-экономической оценки биологических
ресурсов, создание биологических ресурсных кадастров, определение объемов
внутреннего потребления и экспортных возможностей.
Одновременно с инвентаризацией необходима оценка
состояния биоразнообразия, степени антропогенной деградации экосистем и
генетической эрозии.
Для сохранения любого вида требуется не только охрана
его самого, но, прежде всего, поддержание условий его местообитания и положения
в системе, стабилизация сообщества в целом. Любой вид или популяция организмов
исторически подогнаны в определенное сообщество и
занимают в этой системе конкретное положение, выполняют свою функциональную
долю, адаптированы к этой системе, являются ее неотъемлемой составной частью.
Поэтому, чем стабильнее эта система, тем прочнее и состояние входящих в нее
видов и популяций. Вот почему системный подход к сохранению и сбалансированному
использованию биоразнообразия, прежде всего, означает сохранение вида и внутривидовой
популяции в среде их естественного обитания, сохранение экосистем, как
составной части биоразнообразия.
Конвенция придает важное значение
проблемам сбалансированного использования биологического разнообразия, вопросам
доступа к генетическому фонду других сторон, подписавших Конвенцию, и правовому
решению этого вопроса.
Сбалансированное
использование биоразнообразия означает изъятие особей, не допускающее снижения
оптимальной их численности в конкретных ценозах,
заготовку массы растений с учетом их репродуктивной способности и режимное
использование природных сельскохозяйственных угодий без снижения их
самовосстанавливающей способности.
Меры сохранения и воспроизводства биоразнообразия
многообразны и в последние годы придается большое значение созданию банков гермоплазмы. Эта проблема из сферы природоохранной
деятельности переходит даже в коммерческую. Генофонд
становится валютным эквивалентом. В этих условиях слаборазвитые страны, защищая
свои интересы, формируют Национальные программы резервирования растительной гермоплазмы. Такие программы ориентируются не только на
краткосрочную, но, главным образом, на долгосрочную отдачу обеспечение
генетического "суверенитета" и генетического потенциала для
экономического и социального развития страны.
Поэтому необходимо определить роль ботанических садов,
питомников, дендрариев, зоопарков, оценить значение интродукционных работ,
трансграничного переноса организмов.
Не всеми правильно понято положение Конвенции
относительно интродукции. Статья 8 Конвенции гласит, что Договаривающаяся
Сторона "предотвращает интродукцию чужеродных видов, которые угрожают
экосистемам, местам обитания и видам, контролирует или уничтожает чужеродные
виды". К сожалению, на основе этого положения предпринимаются попытки
вообще запретить интродукционную деятельность.
Интродукционный материал обогащает генофонд страны и
увеличивает ее биоресурсный потенциал. Но подход к
интродукционной деятельности должен осуществляться с учетом диапазона
экологической амплитуды экзотических видов, их конкурентоспособности и
агрессивности, чтобы не допустить их натурализации и внедрения в природную
экосистему
Конвенция придает важное значение
проблемам реабилитации деградированных систем в разработке мер по сохранению и
сбалансированному использованию биоразнообразия. Восстановление компонентного
состава деградированных экосистем, фитомелиоративная рекультивация техногенно-нарушенных земель, создание агролесных
ландшафтов и других урбаэкосистем, позволяет
сохранить многие группы биологического разнообразия.
Пополнение генофонда страны осуществляется не только
за счет интродукции, традиционных селекционных работ, но и путем генетического
изменения организмов биотехнологическими методами. Эти организмы, не прошедшие
длительного изучения их конкурентоспособности, могут принести огромный ущерб
биоразнообразию страны. Поэтому важно осуществление строгого надзора за
трансграничным переносом всех биологических объектов, включая и организмы,
генетически измененные биотехнологическими методами, надзора и контроля за научными разработками в области биотехнологии.
Необходимо придать общегосударственное значение
сохранению генофонда, созданию банка гермоплазмы
редких, исчезающих видов и форм растений, музея микроорганизмов,
специализированных хозяйств по сохранению и периодическому воспроизводству
стародавних местных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных.
Обладающие высококачественными свойствами и хорошо адаптированные к местным
условиям, они являются ценным материалом в селекционной работе.
Сохранение и сбалансированное использование
биологического разнообразия, включая внутривидовые формы и популяции, виды и
экосистемы, линии и породы, штаммы микроорганизмов, составляют единую задачу.
Поэтому планы действий должны быть представлены в виде системы, в которой все
элементы находятся в отношениях и теснейших взаимодействиях друг с другом,
образуя целостную структуру.
Россия ратифицировала Конвенцию о биологическом
разнообразии в 1995 г., взяв на себя ответственность за сохранение живой
природы на 1/8 суши нашей планеты. Это произошло на переломном этапе развития
страны и ее экономики.
Несмотря на сложную политическую, экономическую и
социальную обстановку, Россия делает все возможное для выполнения обязательств
по Конвенции: развивает систему заповедников и национальных парков, готовит к
изданию новую редакцию Красной Книги, реализует национальные программы по
спасению редких видов животных. Для создания правовой основы по реализации
Конвенции о биологическом разнообразии на федеральном уровне Государственная
Дума Федерального собрания Российской Федерации только за последние 2 года
приняла такие фундаментальные Законы как: "Об особо охраняемых природных
территориях", "О животном мире", "Об экологической
экспертизе", "О континентальном шельфе Российской федерации" и
др. Начаты работы по формированию единой государственной системы экологического
мониторинга, в которой значительное место уделено слежению за состоянием
биологического разнообразия.
Очень активно Россия подключилась к международной
деятельности в области сохранения живой природы. В стране открыты
представительства практически всех международных экологических организаций.
Некоторые из них (IUCN, GEF, WWF и др.) реализуют в России крупные проекты.
Так, Глобальный Экологический Фонд выделил более 20 млн. долларов для
реализации проекта "Сохранение биоразнообразия", который будет
содействовать разработке Национальной Стратегии России и Плана Действий в этой
сфере, окажет реальную помощь российским заповедникам и решению проблем охраны
природы на Байкале.
Начиная с 1992 г.
Правительством Российской Федерации приняты решения о создании 23 новых
государственных природных заповедников общей площадью 71 000 кв. км, 16
национальных парков общей площадью 31 000 кв. км, расширении территорий еще 12 заповедников
(на 25 000 кв. км) и о создании 4-х новых федеральных природных заказниках (с
общей площадью 51 000 кв. км). В 1995 г.
Указом Президента утверждена Федеральная целевая программа государственной
поддержки заповедников и национальных парков на период до 2000 г.
Ратификация Россией Конвенции о биологическом
разнообразии содействовала усилению работ по охране редких видов растений и
животных. Так, в 1997 г. начала действовать федеральная программа по сохранению
амурского тигра, подготовлена отраслевая программа по сохранению,
восстановлению и использованию зубра, подготовлен список животных для включения
в новое издание Красной книги России.
Но основной фронт спасения живой природы из Центра
перемещается постепенно в регионы, где от деятельности исполнительных органов
власти во многом зависит судьба биоразнообразия России. По их инициативе здесь
создаются новые заповедники, региональные экологические фонды финансируют
работы по сохранению биоразнообразия.
Прошло всего 5 лет после Конференции
ООН в Рио-де-Жанейро, но сделано по выполнению принятых там документов
уже многое. Один из важнейших результатов встречи в Рио - совместная
деятельность стран по Конвенции о биологическом разнообразии, в том числе в
Европе, где она реализуется на основе Общеевропейской стратегии по сохранению
ландшафтного и биологического разнообразия. Россия имеет богатый опыт охраны
природы, высококлассных специалистов - ученых, экологов-практиков, управленцев.
Очевидно, что данный доклад и предлагаемые схемы не
могут рассматриваться в отрыве от других документов. Однако его целевое
назначение общества Северо-Кавказского федерального округа определило
необходимость повторения очевидных для специалистов положений по структуре и
функции органов власти, базовому природоохранному законодательству и другой
информации.
Конечно, как стартовая работа в этой области,
сделанная в сравнительно сжатые сроки, предлагаемые варианты не лишен недостатков. Поэтому надеемся, что конструктивная
критика предлагаемого документа позволит его усовершенствовать в будущем, с тем чтобы он явился полноценной аналитической базой для
разработки Национальной Стратегии и Плана действий по сохранению и устойчивому
использованию биологического разнообразия такого уникального района каким
является наш Кавказ.
1.
Перечень основных законодательных
актов в области сохранения биоразнообразия Российской Федерации
Конституция Российской Федерации, 1994
О Международных договорах Российской Федерации, 1995
1. Законы РСФСР, законы Российской Федерации, федеральные законы:
Кодекс РСФСР "Об административных
правонарушениях", 1984
Об охране окружающей среды, 1991
Земельный кодекс РСФСР, 1991
Патентный закон, 1993
О ветеринарии, 1993
О селекционных достижениях, 1994
Об авторском праве и смежных правах, 1994О
государственной регулировании внешнеторговой деятельности, 1994
Водный Кодекс Российской Федерации, 1995
О животном мире, 1995
Об особо охраняемых природных территориях, 1995
О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах, 1995
Об экологической экспертизе, 1995
О континентальном шельфе Российской Федерации, 1995
О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии,
1995
Об основах туристической деятельности, 1995
О науке и государственной научно-технической политике,
1996
Об участии в международном информационном обмене, 1996
О мелиорации земель, 1996
О государственном регулировании в области
генно-инженерной деятельности, 1996
Уголовный Кодекс Российской Федерации, 1996
О промышленной безопасности опасных производственных
объектов, 1997
О безопасности гидротехнических сооружений, 1997
Лесной Кодекс Российской Федерации, 1997
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации по охране животного и
растительного мира:
Постановление Правительства Российской Федерации
от 6.11.1992 г. №854 "О Лицензировании и квотировании
экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации"
от 13.08.1993 г. №825 "О признании утратившими
силу постановлений Совета Министров РСФСР и внесении изменений в Постановление
Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 г. №854 "О
лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (услуг) на территории
Российской Федерации"
от 22.09.1993 г. №943 "О специфике уполномоченных
государственных органах Российской федерации в области охраны окружающей
среды"
от 22.09.1994 г. №1472 "О внесении дополнений и
изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации в
области государственного регулирования экспорта товаров и услуг"
от 1.08.1994 г. №758 "О мерах по
совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг"
от 25.05.1994 г. №575 "Об утверждении такс для
исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным
выловом или добычей водных биологических ресурсов"
от 25.05.94 г. №515 "О мерах по выполнению постановления
Правительства РФ от 25 мая 1994 г. "Об утверждении такс для исчисления
размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным выловом или добычей водных
биологических ресурсов"
от 13.09.1994 г. №1051 "О мерах по обеспечению
выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о
международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящихся под угрозой
исчезновения, от 3 марта 1973 года"
от 13.09.1994 г. №1049 "О заключении Соглашения
об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их
обитания"
от 13.09.1994 г. №1050 "О мерах по обеспечению
выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о
водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в
качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г."
от 7.04.1995 г. №318 "Об оговорках по видам диких
животных, включенных в Приложения 1 и 2 Конвенции о международной торговле
видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта
1973 года"
от 1.07.1995 г. №669 "О мерах по выполнению
Конвенции о биологическом разнообразии"
от 7.08.1995 г. №795 "О сохранении амурского
тигра и других редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов диких животных и растений на территории Приморского и
Хабаровских краев"
от 18.07.1996 г. №852 "О правилах, сроках и
перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов
животного мира"
от 13.08.1996 г. №952 "О присоединении Российской
Федерации к Соглашению о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов растений и животных - Красной Книге государств-участников СНГ"
от 7.06.1995 г. №566 "Об утверждении Положения о
лицензировании деятельности по проведению авиалесоохранных работ"
от 26.06.1995 г. "Об утверждении Положения о
лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства"
от 26.06.1995 г. "Об утверждении Положения о
лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова
ценных видов рыб, водных животных и растений"
от 26.02. 1996 г. №158 "О Красной Книге Российской
федерации"
от 13.08.1996 г. №997 "Об утверждении требований
по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении
производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей,
трубопроводов, линий связи и электропередачи"
от 13.08.1997 г. №1010 "Об усилении охраны
объектов животного мира и среды их обитания на территории лесного фонда
Российской федерации"
от 8.02.1996 г. №132 "Об утверждении Положения по
лицензированию деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих
лекарственных растений"
от 19.02.1996 г. №156 "О порядке выдачи
разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих
к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации"
от 15.04.1996 г. №457 "О специально уполномоченных
государственных органах по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания"
от 17.07.1996 г. №823 "О порядке государственного
учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за
пределы Российской Федерации и ввоза на ее территорию зоологических
коллекций"
от 10.11.1996 г. №1342 "О порядке ведения
государственного учета, государственного кадастра и государственного
мониторинга объектов животного мира"
от 6.01.1997 г. №13 "Об утверждении Правил
добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную
Книгу Российской Федерации"
от 26.05.1997 г. №643 "Об утверждении Положения о
Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды"
от 8.07.1997 г. №843 "О Федеральной Целевой
программе "Сохранение амурского тигра".
3. Нормативные правовые акты Российской Федерации по охране окружающей среды
Указы Президента Российской Федерации:
от 10.10.1995 г. №1032 "О Федеральной Целевой
программе государственной поддержки государственных природных заповедников и
национальных парков на период до 2000 года"
от 19.02.1993 г. №2144 "О федеральных природных
ресурсах"
от 20.11.1992 г. №8 "Об утверждении Положения о
порядке контроля за экспортом из Российской Федерации
возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их
генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования,
которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического)
и токсинного оружия"
от 5.05.1992 г. №436 "Об охране природных
ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны
Российской Федерации"
от 23.12.1993 г. №2871 "О ставке отчислений
(сбора) на воспроизводство, охрану и защиту леса"
от 4.02.1993 г. №236 "О государственной стратегии
Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития"
Распоряжения Президента Российской Федерации:
от 11.02.1994 г. №74-рп "О контроле
за экспортом товаров и технологий двойного применения"
от 14.06.1994 г. №298-рп "О контроле
за экспортом возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных,
растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и
оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического и
токсинного оружия"
от 17.11.1992 №711-рп "Об утверждении списка
возбудителей заболеваний, их генетически измененных форм и фрагментов
генетического материала, которые могут быть использованы при создании
бактериологического (биологического) и токсинного оружия и экспорт которых
осуществляется по лицензиям".
Распоряжения Правительства Российской Федерации:
Постановление Совета Министров РСФСР от 16.03.90 №93
"О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в
1991-1995 г.г. и основных направлениях охраны природы
в ХIII пятилетке и на период до 2005 года"
от 7.02.1995 г. №167-р "Об охране и
воспроизводстве государственного охотничьего фонда"
Постановления Правительства Российской Федерации:
от 28.07.1992 г. "О мерах по усилению охраны
лесов от пожаров"
от 8.08.1992 г. №545 "Об утверждении порядка
разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую I среду, лимитов использования природных
ресурсов, размещения отходов"
от 5.08.1992 г. №555 "Об утверждении Положения о
порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель,
загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными
веществами"
от 28.08.1992 г. №632 "Об утверждении Порядка
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды,
размещения отходов, другие виды вредного воздействия"
от 24.11.1993г. №1229 "О создании Единой
государственной системы экологического мониторинга"
от 23.02. 1994 г. № 140 "О рекультивации земель,
снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв"
от 12.08.1994 г. №918 "О мерах по реализации
Закона Российской Федерации "О селекционных достижениях"
от 26.06.1995 г. №594 "Об утверждении Порядка
разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация"
от 9.10.1995 г. №990 "Об изменении решений
Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона
"Об особо охраняемых природных территориях"
от 18.12.1995 г. №41 "О государственном контроле
за медицинскими и имунно-биологическими
препаратами"
от 3.04.1996 г. №390 "Об утверждении Положения о
лицензировании деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний
человека"
от 11.06.1996 г. №698 "Об утверждении Положения о
порядке проведения государственной экологической экспертизы"
от 19.02. 1996 г. №155 "О плане действий
Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды"
от 26.02.1996 г. №168 "Об утверждении положения о
лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей
среды"
1. Природная и
социально-экономическая специфика Северо-Кавказского федерального округа
1.1. Природные условия
(географическое положение, климат, рельеф, геологическое строение, внутренние
воды, почвы).
1.2. Социально-экономические условия.
2.1. Экологические системы.
2.1.1. Природные экосистемы.
2.1.2. Агроэкосистемы
(пашни, сеянные пастбища, лесонасаждения, сады,
виноградники, парки).
2.2. Видовое разнообразие.
2.2.1. Флора.
2.2.2. Фауна.
2.2.3. Микроорганизмы.
2.2.4. Ископаемая флора и фауна.
3. Выявление общих тенденций
изменения
биологического разнообразия
3.1. Основные причины и проявления процессов истощения
биологического разнообразия.
3.2. Приоритеты сохранения биологического
разнообразия.
- Карта-схема распределения видов растений,
находящиеся под угрозой исчезновения: уязвимые, угрожаемые, критически
угрожаемые.
- Карта-схема размещения растительных сообществ,
находящихся под угрозой исчезновения.
- Категории охраны видов позвоночных животных.
- Категории охраны видов беспозвоночных животных.
- Категории охраны диких сородичей культурных растений
и местных пород животных.
- Карта-схема распределения видов (подвидов)
позвоночных животных, находящихся под угрозой исчезновения.
- Карта-схема распределения видов беспозвоночных
животных, находящихся под угрозой исчезновения.
- Карта-схема распространения диких сородичей
культурных растений (деревья, кустарники, лианы).
- Карта-схема распространения местных пород животных и
их диких сородичей, требующих охраны.
4. Стратегия
сохранения и сбалансированного использования
биологического разнообразия Северо-Кавказского федерального округа
4.1. Цели и задачи стратегии.
4.1.1. Основные цели стратегии.
4.1.2. Задачи стратегии.
4.2. Стратегические направления деятельности по сохранению
и сбалансированному использованию биологического разнообразия.
4.2.1. Сохранение биологического разнообразия.
4.2.2. Особая роль заповедников.
- Карта-схема особо охраняемых территорий
Северо-Кавказского федерального округа.
- Карта-схема деградации пастбищ.
- Сохранение и сбалансированное использование пастбищ
Северо-Кавказского федерального округа:
а) Причины деградации.
б) Следствие.
в) План действий.
- Карта-схема распространения лесов Северо-Кавказского федерального округа.
- Структура управления и контроля за сохранением и
сбалансированным использованием биологического разнообразия Северо-Кавказского
федерального округа.
а) Динамика распределения
земель.
б) Распределение покрытых
лесами площадей по породам.
в) Некоторые запасы и нормы изъятия
биоресурсов полезных растений.
г) Изменение уровня
фактического производства продовольствия на Кавказе.
д) Динамика лимитов
и фактических объемов вылова рыбы в водоемах Северо-Кавказского федерального
округа:
*) осетровых;
*) тюленя.
- Государственные заповедные зоны.
- Государственные заказники.
- Государственные национальные парки.
- Водно-болотистые угодья.
- Сохранение биологического разнообразия лесов,
особенно редких и исчезающих.
- Создание условий для сохранения микроорганизмов.
4.3. Сбалансированное использование биологических
ресурсов.
4.3.1. Сбалансированное использование ресурсов
экосистем и их компонентов.
4.3.2. Пастбища.
4.3.3. Леса.
4.3.4. Ресурсы дикорастущих сырьевых растений.
4.3.5. Технические растения.
4.3.6. Пищевые растения.
4.3.7. Эфиромасличные растения.
4.3.8. Лекарственные растения.
4.3.9. Ресурсы грибов.
4.3.10. Ресурсы и трансформация сельскохозяйственных
угодий.
4.3.11. Зоологические ресурсы.
4.4. Разработка нормативных основ сохранения и
сбалансированного использования биологического разнообразия.
4.4.1. Леса.
4.4.2. Охотничье хозяйство.
4.4.3. Пастбища.
4.4.4. Сенокосы.
4.4.5. Растительные сырьевые ресурсы.
4.4.6. Водные и прибрежные экосистемы.
4.4.7. Развитие экологического туризма.
4.5. Экологическое районирование Северо-Кавказского
федерального округа как основа сохранения биологического разнообразия.
4.6. Организация системы биологического мониторинга.
4.6.1. Оценка динамического состояния редких видов
животных и растений.
4.6.2. Оценка динамического состояния экосистем.
4.7. Совершенствование государственной структуры
управления биологическим разнообразием Северо-Кавказского федерального округа.
4.8. Совершенствование законодательной базы по
осуществлению государственной политики в области биологического разнообразия.
4.9. Совершенствование экономической системы
стимулирования сохранения и сбалансированного использования биологического
разнообразия.
4.10. Научное, информационное обеспечение и подготовка
кадров.
4.11. Роль неправительственных организаций.
4.12. Использование традиционных знаний местного
населения в сохранении и устойчивом использовании биологического разнообразия
Северо-Кавказского федерального округа.
4.13. Усиление регионального взаимодействия и
международного сотрудничества по проблемам биологического разнообразия.
5. Существующие
предпосылки сохранения и сбалансированного
использования биологического разнообразия.
6.1. Схема основных действий.
6.1.1.
Сохранение
6.1.2.
Региональное планирование ООПТ.
6.1.3.
Совершенствование системы летописи.
6.1.4.
Инвентаризация объектов риска потери биологического разнообразия вне ООПТ.
6.1.5.
Определение условий сохранения транзитных следов.
6.1.6.
Разработка проектов по сохранению биологического разнообразия.
6.1.7.
Проект схемы развития ООПТ, утверждение Правительствами организации сети ООПТ,
объединение усилий государственных и региональных в схемы охраны биологического
разнообразия, включение их в План государственных инвестиций. Результат.
6.1.8.
Полное сохранение биологического разнообразия и природной среды в условиях
охраны.
6.2. Сбалансированное использование. Следствие
(стратегия).
6.2.1. Совершенствование и необходимая реконструкция
системы использования биологического разнообразия на национальном, областном и
районном (местном) уровнях.
6.2.2. Мероприятия (План действий).
-
Инвентаризация и мониторинг состояния и тенденции изменения (критерии).
-
Региональное планирование объемов пользования и управление биоресурсами.
-
Государственный контроль за использованием.
-
Нормативно-правовое регулирование (критерии).
- Поддержание потенциала биологического разнообразия.
ИНДИКАТОРЫ
- Схема территориального управления пользованием
биоресурсами и участков мониторинга.
- Анализ динамики биологического разнообразия на
основе базы данных (ГИС).
РЕЗУЛЬТАТ
- Сохранение устойчивости биологического разнообразия
природной среды.
6.3. Восстановление.
6.3.1. Ликвидация нарушений путем фитомелиорации
и восстановление самовоспроизводства экосистемы.
МЕРОПРИЯТИЯ (План действий)
6.3.2. Инвентаризация и оценка нарушений экосистем с
выявлением источников воздействий.
6.3.3. Определение приоритетных методов и объектов
рекультивации.
6.3.4. Восстановление жизнеспособных долголетних
саморегулируемых экосистем зонально-климатического соответствия.
ИНДИКАТОРЫ
6.3.5. Увеличение восстановленных ресурсов
биологического разнообразия, повышение их продуктивности и устойчивости.
РЕЗУЛЬТАТЫ
6.3.6. Реабилитация деградированных земель, экосистем,
их биологического разнообразия.
6.4. Основные критерии определения приоритетных
действий по сохранению и сбалансированному использованию биологического
разнообразия Северо-Кавказского федерального округа.
6.4.1. Приоритетные действия на ближайший период
Завершение инвентаризации биоразнообразия
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Сохранение компонентов лесных экосистем Выпуск
научно-популярного и учебного справочника для практической природоохранной
деятельности
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Выявление биоразнообразия лесных экосистем и выработка
предложений по их сохранению и рациональному использованию
- Инвентаризация лесных экосистем
- Завершение инвентаризации и издание флоры мхов
- Инвентаризация и издание флоры водорослей
- Инвентаризация и издание "Анализ флоры
Северо-Кавказского федерального округа"
6.4.2. Ключевые орнитологические территории, как
основа сохранения и сбалансированного использования птиц
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Оптимальное и устойчивое использование ресурсов диких
птиц Северо-Кавказского федерального округа при сохранении всего видового и
подвидового разнообразия орнитофауны республик.
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Сохранение ключевых орнитологических территорий, как
мест максимального повышенного биоразнообразия птиц
В последние годы во всем мире особое внимание
уделяется ключевым участкам, где сходятся ареалы многих биологических видов,
охрана которых имеет особое значение для сохранения данных видов. В орнитологии
этот подход развит лучше, чем в других разделах зоологии и успешно применяется
во многих странах.
Кавказ, благодаря достаточно обширной территории и
географическому положению почти в центре материка Евразия, располагает
значительным количеством таких участков повышенного биоразнообразия, играющих
ключевую роль не только для местной орнитофауны, но также и для птиц,
гнездящихся в тайге и тундре Сибири и зимующих в Южной Азии, странах Среднего
Востока и Африке. Следовательно, выявление и взятие под охрану таких участков
важно не только для Северо-Кавказского федерального округа, но и для Евразии в
целом.
6.4.3. Инвентаризация беспозвоночных (подготовка и
издание справочника по биоразнообразию насекомых Северо-Кавказского
федерального округа)
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Повышение уровня образованности населения в вопросах
биоразнообразия беспозвоночных, повышение квалификации специалистов в области
сохранения и устойчивого использования биоразнообразия путем предоставления им
информации о беспозвоночных
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Улучшение качества подготовки кадров биологов,
экологов и практиков в области охраны и использования биоразнообразия на
Кавказе, а также защиты от беспозвоночных-вредителей.
На Кавказе отмечается явная нехватка информации,
касающейся биологического разнообразия животных. Особенно это относится к
насекомым и паукообразным. Между тем, без знания биоразнообразия невозможно
решение практических задач по его сохранению и разумному использованию. Большую
помощь в этом может оказать срочное издание достаточно полного
научно-популярного справочника по биоразнообразию насекомых, в котором
представлены иллюстрированные характеристики всех крупных таксонов (от отрядов
до семейств) и наиболее важных родов и видов. Он поможет практическим
работникам в области охраны и использования животных ориентироваться в богатом
мире насекомых. Кроме того, он был бы полезным пособием для студентов-биологов,
экологов широкого профиля и специалистов, работающих в области защиты растений,
домашних животных и человека от насекомых-вредителей.
6.4.4. Разработка схемы развития сети особо охраняемых
природных территорий и создание заповедников, национальных парков.
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Познание естественного хода эволюции ландшафтов на
нетронутых эталонных участках природы
Сохранение в фауне и флоре Северо-Кавказского федерального
округа уникальных и эндемичных видов животных и растений
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Сохранение эталонных участков экосистем, отражающих
основные ландшафты природных поясов Северо-Кавказского федерального округа
Кавказ в силу специфики географического положения в
центре Евроазиатского материка и большого размера территории обладает
чрезвычайным многообразием ландшафтов, видов растений и животных.
В целях предотвращения деградации природных
комплексов, обеспечения оптимального экологического баланса в регионах и
республики в целом, а также для сохранения биологического разнообразия,
генофонда живой природы, существует сеть охраняемых природных территорий
различного статуса.
Однако в общей сложности площадь особо охраняемых
природных территорий (ООПТ) различного статуса явно не обеспечивает сохранения
уникального флористического, фаунистического и ландшафтного разнообразия.
В сохранении уникальных и эталонных участков
репрезентативных экосистем, редких видов флоры и фауны важную роль играет
создание особо охраняемых природных территорий.
Разработка схемы развития и размещения
особо охраняемых территорий на основе детального изучения имеющихся фондовых
материалов, а также путем проведения экспедиционных обследований состояния
территорий и объектов является необходимой стадией решения проблем сохранения
биологического разнообразия.
6.4.5. Сохранение исчезающих и уязвимых видов
перелетных птиц водно-болотных угодий
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Создание сети особо охраняемых водно-болотных угодий,
соответствующих критериям Рамсарской Конвенции, и
обеспечение их устойчивого функционирования
Осуществление международного сотрудничества в области
изучения и охраны водно-болотных угодий, имеющих международное значение как
места обитания перелетных птиц
6.4.6. Создание сети особо охраняемых водно-болотных
угодий международного значения, согласно Рамсарской
Конвенции
Кавказ является крупнейшим резерватом водно-болотных
птиц. К настоящему времени здесь в период гнездования, линьки, сезонных
миграций и зимовки зарегистрирована довольно многочисленная группа редких, особо
охраняемых водно-болотных птиц.
Несмотря на то, что существуют общегосударственные
программы выполнения охранных и научных мероприятий в водно-болотных угодьях
реальная координация в решении этих вопросов фактически отсутствует.
Наиболее действенной и эффективной формой сохранения
водно-болотных угодий и обитающих на них птиц для Северо-Кавказского
федерального округа является сотрудничество в Рамсарской
Конвенции, учрежденной в 1971 году.
6.4.7. Сохранение биоразнообразия Каспийского и
Черного морей
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Сохранение видового и экосистемного
разнообразия Каспия и Черного моря и их прибрежных районов
СЛЕДСТВИЕ (цели)
- Сохранение продуктивности экосистем морей.
- Устойчивый рост экономических выгод от эксплуатации
биологических ресурсов региона для всех государств
- Осуществление в регионе хозяйственной деятельности,
безопасной для биоресурсов и населения
6.5. Издание "Красной книги Северо-Кавказского
федерального округа"
6.5.1.Том 1. Животные.
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Создание информационной базы данных по угрожаемым
видам беспозвоночных животных
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Возможность сохранения генофонда видов, которым грозит
исчезновение
Издание Красной книги Северо-Кавказского федерального
округа
6.5.2. том 2 "Растения"
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Сохранение редких и исчезающих видов растений
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Оценка состояния, определение статуса редких видов
растений
Издание Красной книги Северо-Кавказского федерального
округа
6.5.3. том 3 "Растительные сообщества и
экосистемы
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Создание информационной базы данных по угрожаемым
экосистемам
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Возможность сохранения разнообразия экосистем, которым
грозит уничтожение
6.6. Книга генетического фонда (Аннотированный список
видов) насекомых Северо-Кавказского федерального округа
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Повышение уровня квалификации специалистов в области
сохранения и устойчивого использования биоразнообразия
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Повышение эффективности охраны и использования
биоразнообразия в Северо-Кавказского
федерального округа, а также защиты от беспозвоночных вредителей
В международной Конвенции о биологическом разнообразии
отмечается явная "нехватка информации и знаний, касающихся биологического
разнообразия". Это в полной мере относится к биоразнообразию насекомых
Северо-Кавказского федерального округа. Несмотря на более чем 100-летний период
энтомологических и арахнологических исследований на
Кавказе, его энтомофауна даже в аспекте
инвентаризации видов охвачена не более чем на 50 %, не
говоря уже об углубленных экологических исследованиях. Учитывая
огромную роль насекомых в природе и большое значение их для человека и
вытекающую из этого важность сохранения разнообразия этих групп животных,
необходимо срочное создание аннотированного списка видов насекомых,
представляющего собой книгу генетического фонда этой группы животных, как по
уже накопленному информационному и коллекционному материалу, так и по
материалам новых полевых исследований в малоизученных регионах Северо-Кавказского
федерального округа. Он мог бы явиться научной основой для
ориентирования в богатом мире насекомых при разработке и осуществлении мер по
сохранению и рациональному использованию биоразнообразия этой группы животных,
а также при защите растений от вредителей или решении актуальных проблем
лесной, ветеринарной и медицинской энтомологии.
6.7. Создание банка гермоплазмы
эндемичных и исчезающих видов растений Северо-Кавказского федерального округа
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Сохранение генофонда эндемичных и исчезающих видов
растений Северо-Кавказского федерального округа
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Создание банка гермоплазмы
эндемичных и исчезающих видов растений
Сохранение видового и формового разнообразия растений
является важной проблемой. В последние годы происходит нарастающее изменение
ареалов численности многих растений. Особенно значительное давление испытывают
эндемичные виды.
Не всегда представляется возможность
сохранения эндемичных и исчезающих видов растений в природных их
местонахождениях. Поэтому создание банка гермоплазмы
является одной из основных мер сохранения таких видов, позволяющей
предотвратить исчезновение видов при природных или антропогенных
катастрофических явлениях.
6.8. Создание банка гермоплазмы
сельскохозяйственных культур и коллекционных стад животных
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Устойчивое развитие аграрного сектора.
Создание республиканских селекционно-генетических
центров по сохранению агробиоразнообразия
6.9. Сохранение воспроизводства биоразнообразия и
ландшафтов
Сохранение и сбалансированное использование
биоразнообразия, водных, земельных ресурсов
Борьба с опустыниванием
6.10. Совершенствование системы рационального
использования пастбищ, с целью предотвращения процессов опустынивания.
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Устойчивое развитие аграрного сектора.
Сохранение биоразнообразия пастбищ
Увеличение поглощения СО2
СЛЕДСТВИЕ (цели)
6.10.1. Совершенствование системы рационального
использования пастбищ
Создание сеяных пастбищ
6.10.2. Восстановление биологического разнообразия на
деградированных землях
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Сохранение земельных ресурсов, экосистем, мест
обитания животных
Установление экологической оптимизации и разумного
сопряжения природно-ресурсного потенциала и восстановления биоразнообразия
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Процесс деградации земель приостановлен,
биоразнообразие восстанавливается
6.11. Формирование инфраструктуры экологического
туризма в Южном федеральном округе
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Создание развитой системы экологического туризма как
одного из основных способов сохранения биоразнообразия Северо-Кавказского
федерального округа
Улучшение здоровья населения путем создания комфортных
рекреационных условий
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Создание инфраструктуры экологического туризма в
республиках Северо-Кавказского федерального округа
Внедрение институциональных и экономических основ
природного туризма
6.12. Экологическое районирование
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Создание устойчивой модели управления и экологического
мониторинга.
Сохранение биоразнообразия
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Совершенствование системы рационального
природопользования
Создание ГИС биоразнообразия региона
Повышение информированности на всех уровнях
Среди экологических приоритетов природопользования
названо экологическое районирование, как одна из основ сбалансированного
использования природных ресурсов. План действии по
биологическому разнообразию предусматривает адаптацию карт экологического
районирования для целей сохранения биологического разнообразия. План действий
предполагает включение блока "Биологическое разнообразие" в единую
геоинформационную систему (ГИС). Для этого требуется полная инвентаризация всех
компонентов биоразнообразия на местном, областном и национальном уровнях и
создание ряда целевых разномасштабньк карт оценки
биологического разнообразия и ресурсов: их состояния, использования,
кадастровой и нормативной оценки, карт необходимой охраны уязвимых объектов,
экологических ограничений при различных антропогенных воздействиях и опасных
природных явлениях.
6.13. Создание системы мониторинга биологического
разнообразия
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Создание системы мониторинга биологического
разнообразия
СЛЕДСТВИЕ (цели)
1. Сохранение уникальных и репрезентативных экосистем,
редких видов флоры и фауны.
2. Учет неблагоприятных изменений в экологическом
состоянии экосистем.
3. Создание базы данных природных комплексов на основе
ГИС-технологий.
Мониторинг биологического разнообразия предполагает
многолетние режимные наблюдения на основе единой концепции и
стандартизированных для конкретных объектов методик.
Для создания на Кавказе сети мониторинговых станций
наиболее целесообразно использовать:
существующие и планируемые заповедники и заказники;
гидрометеорологические станции и агрометеорологические
посты;
регионы с наиболее высокой степенью биологического
разнообразия;
экологически кризисные территории;
репрезентативные участки, земли государственного
лесного фонда и охотничьих хозяйств;
фоновые фрагменты пастбищ, сенокосов, зарослей
сырьевых растений.
6.14. Совершенствование законодательной основы
сохранения и рационального использования биологического разнообразия
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Законодательное регулирование мер по сохранению и
рациональному использованию биологического разнообразия
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Разработка новых нормативных правовых актов в области
охраны окружающей среды и биологического разнообразия
Изъятие из существующей законодательной основы в
области охраны окружающей среды устаревших нормативных правовых актов
Вся система нормативных правовых актов в области
охраны окружающей среды направлена одновременно и на сохранение биологического
разнообразия. Разделить природоохранное законодательство на акты, регулирующие
вопросы сохранения и рационального использования биологического разнообразия, и
акты, не затрагивающие эту проблему, практически невозможно. Поэтому при
разработке плана действии предусматривается пересмотр не только отдельных
нормативных правовых актов, направленных на сохранение биоразнообразия, но и
всего природоохранного законодательства в целом, что совпадает со Стратегией, в
которой совершенствование законодательной основы в области охраны окружающей
среды значится главным приоритетом.
6.15. Совершенствование экономической системы
стимулирования сохранения биологического разнообразия
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Реализация приоритетных проектов, улучшение природной
среды Северо-Кавказского федерального округа
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Усовершенствование экономической системы
стимулирования сохранения биоразнообразия
В целях совершенствования системы экономического
стимулирования природопользования предвидеть:
совершенствование нормативно-методической базы
лицензирования деятельности по сохранению биоразнообразия;
совершенствование методики установления лимитов и квот
на природопользование;
совершенствование существующего порядка выдачи
разрешений на специальное природопользование;
внедрение в практику использования биологических
ресурсов системы договоров на природопользование.
При переходе к рыночным отношениям и в условиях
экономического кризиса, разбалансированности кредитно-финансовой системы,
только формируются новые взаимоотношения между предприятиями и региональными
администрациями, компенсация ущерба, причиняемого аварийными (внезапными,
непреднамеренными) загрязнениями окружающей среды, становится практически
невозможной, так как и у предприятий, и у местных органов власти отсутствуют на
это финансовые средства. В таких условиях единственной возможностью компенсации
ущерба, причиненного экстремальным загрязнением окружающей среды, и вреда, наносимого здоровью населения или же имуществу становится
экологическое страхование, как одна из разновидностей
предпринимательской деятельности в области экологии.
6.16. Разработка основ экономической оценки
биологических ресурсов и нормативов их сбалансированного использования
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Реализация приоритетных проектов, улучшение природной
среды Северо-Кавказского федерального округа
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Разработка основ экологической оценки биологических
ресурсов и нормативы их сбалансированного использования
До настоящего времени отсутствует система
экономической оценки биологических ресурсов, что отрицательно отражается на
организации их рационального использования. Имеющиеся проработки в этом
направлении носят фрагментарный характер и не связаны в единую систему, что
затрудняет их практическое использование. Поэтому в план действий по сохранению
биоразнообразия включают работы по созданию нормативно-методической базы
осуществления экономической оценки ресурсов биоразнообразия. В процессе их
осуществления будет изучен зарубежный опыт проведения экономической оценки и
проведена систематизация проработок по этому вопросу, имеющихся в республиках
Северо-Кавказского федерального округа.
Для практического осуществления этой работы следует
запланировать выполнение ряда мероприятий организационного характера:
разработку нормативно-методической документации по
проведению территориального экологического нормирования;
создание координационно-консультационного центра;
создание и организацию работ областных комиссий,
задачей которых должно стать осуществление территориального экологического
нормирования.
По итогам оценки экономического состояния, полученной
в результате экологического районирования, должны быть разработаны
территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды, а также
долгосрочные, среднесрочные и текущие планы и программы по охране окружающей
среды.
6.17. Информационное обеспечение и пропаганда знания
среди населения по проблемам биологического разнообразия
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Повысится уровень подготовки и переподготовки кадров
Возрастет участие общественности и различных
организаций в реализации проектов по сохранению биоразнообразия
Научно-технические достижения в области проблем
экологии и биоразнообразия окажут влияние на практику
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Улучшится качество преподавания экологических
дисциплин, понимание школьниками, студентами проблем экологии и Стратегии
республик Северо-Кавказского федерального округа
Повысится сознательность населения и пропаганда знаний
в области сохранения биоразнообразия Северо-Кавказского федерального округа
Увеличится число высоко
квалифицированных специалистов-экологов Региона
Снизятся межнациональные конфликты
6.18. Усиление регионального взаимодействия и
международного сотрудничества по проблемам биологического разнообразия
ВОЗДЕЙСТВИЯ (конечные цели)
Улучшение качества среды обитания живых организмов в
регионе
Вклад в устойчивость глобальных экосистем, сохранение
биологического разнообразия в странах Евразии
СЛЕДСТВИЕ (цели)
Повышение эффективности экологической политики
Выполнение обязательств Конвенции по биоразнообразию и
других международных конвенций
В целях усиления регионального взаимодействия и
международного сотрудничества по проблемам биологического разнообразия план
действий по совершенствованию существующей системы регулирования трансграничных
проблем, связанных с сохранением и использованием биологического разнообразия,
предполагает тесное взаимодействие с рабочими группами, Министерствами по
налаживанию международного сотрудничества и реализации проектов, имеющих
трансграничный, региональный и глобальный характер.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1.
Дайте определение понятию «Стратегия».
2.
Перечень основных законодательных актов в области
сохранения биоразнообразия Российской Федерации.
3.
Какие нормативные правовые акты Российской Федерации
по охране животного и растительного мира вы знаете?
4.
В чем заключается рабочая схема разработки стратегии
и плана действий по сохранению и сбалансированному использованию биологического
разнообразия Северо-Кавказского федерального округа?
5.
Какова природная и социально-экономическая специфика
Северо-Кавказского федерального округа?