ЛЕКЦИЯ 10. ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ РОССИИ.

 

1. Механизмы выполнения Стратегии, контроля и корректировки его хода

2. Подходы к разработке региональных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия

3. Международное сотрудничество

 

1. Механизмы выполнения Стратегии, контроля и корректировки его хода

План действий

Для реализации Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия России и достижения ее целей формируется Национальный План действий по сохранению биоразнообразия. Согласно Конвенции о биологическом разнообразии (статья 6), каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями разрабатывает национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия или адаптирует с этой целью существующие стратегии, планы или программы. Исходя из этого, формирование Национального Плана действий предполагает следующие действия:

-                   координацию существующих в России государственных программ (федеральных, региональных, отраслевых и межотраслевых) и проектов неправительственных организаций (российских и международных фондов, общественных организаций) в области сохранения биоразнообразия;

-                   выявление существующих пробелов в деятельности по сохранению биоразнообразия;

-                   разработку недостающих планов и программ и их включение в План действий.

Пополнение Плана действий должно происходить за счет свободной подачи проектных заявок от любых субъектов Стратегии и их последующего отбора. Работа по сбору проектных заявок, их экспертной оценке, корректировке Плана действий должна проводиться открыто с публикацией результатов в открытой печати.

Реализация Национального Плана действий происходит за счет партнерского взаимодействия всех субъектов Стратегии. Для федеральных и региональных государственных органов власти Национальный План действий по сохранению биоразнообразия России является источником приоритетных мероприятий при формировании проектов бюджетных заявок и целевых программ, в том числе обоснованием при определении направлений бюджетного финансирования. Проекты, содержащиеся в Плане действий, открыты для финансирования государственными органами или неправительственными природоохранными организациями, коммерческими структурами, международными природоохранными организациями и другими национальными и зарубежными партнерами.

План действий разрабатывается на краткосрочный период и его необходимо корректировать по мере изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране, возможностей финансирования работ по предложенным проектам, появления новых, более перспективных технологий и методов работ.

Для формирования Национального Плана действий и обеспечения представительства разных секторов общества при подготовке рекомендаций по проектам сохранения биоразнообразия необходимо создание Координационного экспертно-консультативного совета из представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, научных учреждений, структур бизнеса, общественных организаций, гражданского общества, природоохранных фондов, средств массовой информации.

Контроль и критерии оценки эффективности выполнения Стратегии

Оценка результатов выполнения Стратегии осуществляется в ходе ее реализации и после завершения отдельных проектов на основании следующих критериев:

-                   показатели, характеризующие качественные и количественные изменения состояния объектов биоразнообразия разных иерархических уровней – популяций, видов, сообществ, экосистем;

-                   изменения в области общественного сознания, права и экономики, влияющие на биоразнообразие;

-                   изменение концепций и технологий использования природных ресурсов;

-                   развитие системы особо охраняемых природных территорий;

-                   критерии эффективности мероприятий Стратегии: оценка экологического эффекта на единицу затраченных ресурсов.

Состав показателей и методы их расчета могут корректироваться в зависимости от имеющейся информации и степени точности обоснований.

Одним из условий успешности реализации Стратегии является четко организованная система контроля за ее выполнением, отслеживающая ход ее реализации и регулярно информирующая о завершенных и реализуемых проектах Плана действий, возникающих трудностях и путях их преодоления.

Обобщенная оценка выполнения Стратегии должна лечь в основу разработки направлений действий и мероприятий на следующий период.

Информационно-аналитическая поддержка выполнения Стратегии

Информационно-аналитическое обеспечение выполнения Стратегии, формирования Плана действий и его реализации – одно из основных условий эффективной организации стратегического процесса.

Необходимым шагом при этом является создание эффективного механизма – Межведомственного информационно-аналитического центра, который также будет выполнять функции национального звена более общего механизма посредничества, формируемого в рамках Конвенции о биологическом разнообразии.

Важная задача указанного Центра заключается в обеспечении информационной поддержки принятия управленческих решений разного уровня и условий доступа к информации, ее использования и распространения для всех пользователей.

 

 

Источники финансирования природоохранных программ

-                   Реформа налогообложения. Получение государством адекватных рентных доходов от использования природных ресурсов. Россия – ресурсная держава и от экологизации налогообложения можно ожидать оживления экономических процессов.

-                   Увеличение поступления рентных доходов в бюджеты разных уровней может быть основным источником финансирования сохранения биоразнообразия из расходной части бюджетных средств.

-                   Средства из международных экологических фондов, включая компенсации за природоохранные ограничения хозяйственной деятельности, например, на Байкале, в старовозрастных лесах Карелии, на Каспии.

-                   Доходы от приватизации с учетом экономической оценки объектов биоразнообразия в составе стоимости приватизируемых объектов; требование увеличения природоохранных инвестиций в приватизируемые объекты.

-                   Средства от экологического страхования.

-                   Доходы от продажи лицензий и других подобных услуг.

-                   Механизм «обмена долгов на природу» – вложение бюджетных средств в охрану природы России должно идти в зачет долга другим странам и международным финансовым организациям.

-                   Рыночные механизмы Киотского протокола по продаже квот на выбросы парниковых газов.

-                   Целевые инвестиционные фонды, создаваемые в том числе за счет отчислений от доходов высокорентабельных хозяйственных структур. Многоцелевые предпринимательские средства на основе учета жестких экологических нормативов для инвестиционных проектов. Часть средств инвестора неизбежно будет связана с выполнением экологических требований.

-                   Средства от штрафов и исков за причиненный биоразнообразию ущерб.

 

2. Подходы к разработке региональных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия

Сильные различия между регионами по природным и социально-экономическим условиям, степени трансформированности природных систем и интенсивности антропогенной нагрузки на них определяют необходимость регионального подхода к реализации Стратегии.

Региональные стратегии должны основываться на принципах, определенных Национальной Стратегией сохранения биоразнообразия России. В то же время они должны учитывать специфику природных и социально-экономических условий региона. Региональные стратегии могут разрабатываться как для отдельных субъектов Российской Федерации, так и для экорегионов (бассейнов рек, озер и морей, горных систем и других природных комплексов).

Разработка региональных стратегий включает следующие основные стадии.

·                   Инвентаризация биоразнообразия региона и анализ его состояния. На этом этапе прежде всего необходимо оценить достаточность имеющихся данных о биоразнообразии в регионе и наличие необходимой научной базы для разработки стратегии. Эффективная стратегия может быть разработана только на основании конкретных сведений о состоянии биоразнообразия, тенденциях и причинах его изменения, распределении объектов по территории. Если таковые данные отсутствуют, необходимо провести специальные обследования региона.

·                   Выделение приоритетных объектов охраны. Центральный вопрос, встающий при разработке региональных стратегий – с чего надо начинать и на что следует направить основные усилия? Попытки сохранять все сразу и везде, как правило, приводят лишь к распылению средств и не дают желаемого результата. Высший приоритет охраны в региональных стратегиях должны иметь редкие виды и природные комплексы федерального и международного значения. Для определения природоохранных приоритетов среди объектов биоразнообразия используется соответствующая система критериев. На основе анализа функций и состояния природных систем разного иерархического уровня (популяций, видов, биоценозов, экосистем) необходимо определить объекты, исчезновение или изменение которых представляет угрозу для сохранения биоразнообразия региона в целом, и направить приоритетные усилия на них. Правильный выбор объекта является необходимым условием достижения цели управления и позволяет сделать это с минимальными затратами средств.

·                   Анализ природных и антропогенных факторов прямого и опосредованного воздействия на объекты биоразнообразия. Важно проанализировать максимально широкий спектр действующих на объекты факторов и определить, каково их происхождение – являются ли они исключительно природными (например, климатические или геологические явления) или вызваны деятельностью человека, хотя и проявляются в изменениях природной среды (например, сокращение численности кормовых ресурсов или увеличение численности врагов). На этом этапе необходима инвентаризация землепользователей и природопользователей, определение имеющихся в регионе источников загрязнения среды.

·                   Анализ социально-экономических условий – региональных особенностей экономики, правовой системы, социальных процессов и общественного сознания, влияющих на биоразнообразие.

·                   Определение причин неблагополучного положения объектов сохранения – важнейшее звено в разработке стратегии. Если ведущие причины неблагополучного состояния объектов не будут установлены, любые меры по их сохранению будут неэффективными. Прежде всего, необходимо проанализировать две группы причин: природные факторы, негативно влияющие на объект, и антропогенные факторы. Природные факторы необходимо учитывать, но их блокирование нецелесообразно, а в большинстве случаев и невозможно. Из антропогенных факторов необходимо блокировать прежде всего те, которые наиболее сильно влияют на состояние объекта или являются для него критическими.

·                   Оценка соответствия имеющейся системы охраны биоразнообразия и необходимых для его сохранения действий, включая оценку репрезентативности и эффективности существующей региональной системы особо охраняемых природных и историко-культурных территорий.

·                   Определение приоритетных социально-экономических механизмов, необходимых для сохранения биоразнообразия в регионе, включая направления совершенствования системы региональных нормативно-правовых документов, разработку мер в области экономических механизмов, формирования общественного мнения и образования.

·                   Проведение пропагандистской кампании в поддержку мероприятий по сохранению биоразнообразия и общественного обсуждения мероприятий по сохранению биоразнообразия параллельно с процессом их разработки, обеспечение общественного консенсуса в отношении планируемых мероприятий.

·                   Выбор способов сохранения объектов биоразнообразия. Предпочтительными в общем случае являются те методы управления, которые сохраняют объект минимально нарушенным и в естественной для него среде. Использовать методы сохранения, приводящие к изменению объекта или среды его обитания, следует только в тех случаях, когда его современное состояние и имеющиеся возможности его контроля не гарантируют его сохранения в природе.

·                   Территориальное планирование мероприятий по сохранению биоразнообразия с учетом пространственной структуры биосистем, зонирование территории, включение задач сохранения биоразнообразия в территориальное планирование развития региона. Устойчивое сохранение природных систем (популяций, видов, биоценозов, экосистем) требует не только достаточной общей площади, на которой они существуют, но и сохранения их пространственной структуры. Необходимость сохранения разнообразных систем на одной и той же территории требует учитывать сложный комплекс условий, в том числе:

-                   минимальные площади для устойчивого существования природных биоценозов и экосистем, с учетом требования сохранения разнообразия сукцессионных стадий;

-                   минимальные площади для существования отдельных особей и семей (индивидуальные участки) и популяций охраняемых видов, включая требование сохранения разнообразия сезонных биотопов (места размножения, зимовки и т.п.);

-                   предотвращение фрагментации или искусственного слияния природных систем с помощью сохранения или организации экологических коридоров или барьеров; сохранение пространственной структуры популяций и видов.

Территориальный подход реализуется с помощью методов экологического планирования территории, зонирования землепользования, организации сети особо охраняемых природных территорий с разным режимом охраны, создания «экологических коридоров» в сильно освоенных человеком регионах и планирования «коридоров проникновения» человека в ходе развития хозяйства в малоосвоенных регионах.

·                   Определение конкретных форм реализации избранных способов сохранения (включая разработку мероприятий и устройств), необходимых мер в области образования, просвещения и формирования общественного мнения, а также экономических и правовых механизмов блокирования антропогенных факторов на основе анализа социально-экономических условий в регионе и имеющихся ресурсов и возможностей. Оценка эколого-экономической эффективности выработанных мероприятий.

·                   Разработка регионального Плана действий включает в себя определение источников финансирования, конкретных исполнителей и сроков его реализации.

 

3. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество - один из важнейших механизмов достижения цели Стратегии. Система международного экологического права строится на балансе международных обязательств по сохранению окружающей природной среды и суверенном праве государств на использование своих природных ресурсов. Система международного сотрудничества по сохранению окружающей среды включает целый ряд глобальных, региональных и двусторонних конвенций, соглашений, программ и организаций, а также информационные сети, базы и банки данных.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4.02.94 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» сохранение биоразнообразия является одним из основных направлений деятельности России по участию в решении глобальных экологических проблем.

Россия осуществляет международное сотрудничество по многосторонним конвенциям и соглашениям, касающимся проблемы сохранения биоразнообразия, общеевропейской стратегии по биологическому и ландшафтному разнообразию, двусторонним конвенциям по охране перелетных птиц, двусторонним соглашениям по проблемам охраны окружающей среды, сотрудничает по проблемам сохранения биоразнообразия с рядом правительственных и неправительственных организаций, а также участвует в значительном количестве международных программ. Особую роль играет сотрудничество по сохранению биоразнообразия в рамках СНГ.

Наличие огромных, слабо затронутых хозяйственной деятельностью территорий определяет место России в международных процессах как крупнейшего региона планеты, где обеспечивается существование биоразнообразия Северной Евразии. Существенный вклад России, по этой причине, в предотвращение глобальных экологических угроз должен находить адекватную поддержку со стороны мирового сообщества и учитываться в развитии международных экономических и финансовых механизмов.

Основная задача международного сотрудничества России в области сохранения биоразнообразия – оптимизация международной деятельности по сохранению биоразнообразия для обеспечения приоритетных с национальной точки зрения мероприятий.

Развитие международного сотрудничества России по сохранению биоразнообразия должно осуществляться по следующим основным направлениям.

·                   Выполнение международных обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных договорах и участия в международных организациях в сфере сохранения биоразнообразия. В этой области необходимо решение следующих задач:

-                   организация на национальном уровне эффективной межведомственной координации деятельности по выполнению международных обязательств по сохранению биоразнообразия, в частности, по Конвенции о биологическом разнообразии и другим глобальным и региональным природоохранным договорам, а также деятельности в рамках международных организаций, предусмотрев на первом этапе согласование отчетности и информационных систем;

-                   создание механизма посредничества, в том числе в целях оперативного информирования заинтересованных национальных организаций и поддержки принятых решений и их распространения;

-                   разработка и реализация планов мероприятий в рамках действующих международных договоров, относящихся к проблеме сохранения биоразнообразия;

-                   привлечение субъектов Российской Федерации к реализации международных обязательств в области сохранения биоразнообразия.

·                   Максимальное использование всех каналов сотрудничества с целью его развития и привлечения необходимых ресурсов для охраны и устойчивого использования биоразнообразия в России. Задачи этого направления следующие:

-                   взаимодействие с международными агентствами по развитию и финансовыми организациями в целях привлечения международного опыта и ресурсов для сохранения биоразнообразия;

-                   использование возможностей и финансовых ресурсов международных доноров для обеспечения приоритетных с национальной точки зрения мероприятий;

-                   использование возможностей совместного выполнения проектов по сохранению биоразнообразия и тиражирование полученных позитивных результатов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1.                 Какие задачи или действия предлагают программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия для формирование Национального Плана действий?

2.                 Перечислите критерии оценки эффективности выполнения Стратегии.

3.                 Какова информационно-аналитическая поддержка выполнения Стратегии?

4.                 Перечислите источники финансирования природоохранных программ?

5.                 Какие основные стадии в разработке региональных стратегий вы знаете?

Какова роль Международного сотрудничества?