ЛЕКЦИЯ 10. ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ И ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ
ПО
СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ РОССИИ.
1. Механизмы выполнения
Стратегии, контроля и корректировки его хода
2. Подходы к разработке
региональных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия
3. Международное
сотрудничество
1. Механизмы выполнения Стратегии, контроля и
корректировки его хода
План действий
Для реализации
Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия России и достижения ее целей
формируется Национальный План действий по сохранению биоразнообразия. Согласно
Конвенции о биологическом разнообразии (статья 6), каждая Договаривающаяся
Сторона в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями разрабатывает
национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использования
биологического разнообразия или адаптирует с этой целью существующие стратегии,
планы или программы. Исходя из этого, формирование Национального Плана действий
предполагает следующие действия:
-
координацию
существующих в России государственных программ (федеральных, региональных,
отраслевых и межотраслевых) и проектов неправительственных организаций
(российских и международных фондов, общественных организаций) в области
сохранения биоразнообразия;
-
выявление
существующих пробелов в деятельности по сохранению биоразнообразия;
-
разработку
недостающих планов и программ и их включение в План действий.
Пополнение Плана
действий должно происходить за счет свободной подачи проектных заявок от любых
субъектов Стратегии и их последующего отбора. Работа по сбору проектных заявок,
их экспертной оценке, корректировке Плана действий должна проводиться открыто с
публикацией результатов в открытой печати.
Реализация
Национального Плана действий происходит за счет партнерского взаимодействия
всех субъектов Стратегии. Для федеральных и региональных государственных
органов власти Национальный План действий по сохранению биоразнообразия России
является источником приоритетных мероприятий при формировании проектов
бюджетных заявок и целевых программ, в том числе обоснованием при определении
направлений бюджетного финансирования. Проекты, содержащиеся в Плане действий,
открыты для финансирования государственными органами или неправительственными
природоохранными организациями, коммерческими структурами, международными природоохранными
организациями и другими национальными и зарубежными партнерами.
План действий
разрабатывается на краткосрочный период и его необходимо корректировать по мере
изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране,
возможностей финансирования работ по предложенным проектам, появления новых,
более перспективных технологий и методов работ.
Для формирования
Национального Плана действий и обеспечения представительства разных секторов
общества при подготовке рекомендаций по проектам сохранения биоразнообразия
необходимо создание Координационного экспертно-консультативного совета из
представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти,
научных учреждений, структур бизнеса, общественных организаций, гражданского
общества, природоохранных фондов, средств массовой информации.
Контроль и критерии оценки эффективности
выполнения Стратегии
Оценка
результатов выполнения Стратегии осуществляется в ходе ее реализации и после
завершения отдельных проектов на основании следующих критериев:
-
показатели,
характеризующие качественные и количественные изменения состояния объектов
биоразнообразия разных иерархических уровней – популяций, видов, сообществ,
экосистем;
-
изменения
в области общественного сознания, права и экономики, влияющие на
биоразнообразие;
-
изменение
концепций и технологий использования природных ресурсов;
-
развитие
системы особо охраняемых природных территорий;
-
критерии
эффективности мероприятий Стратегии: оценка экологического эффекта на единицу
затраченных ресурсов.
Состав
показателей и методы их расчета могут корректироваться в зависимости от
имеющейся информации и степени точности обоснований.
Одним из условий
успешности реализации Стратегии является четко организованная система контроля за ее выполнением, отслеживающая ход ее реализации
и регулярно информирующая о завершенных и реализуемых проектах Плана действий,
возникающих трудностях и путях их преодоления.
Обобщенная
оценка выполнения Стратегии должна лечь в основу разработки направлений
действий и мероприятий на следующий период.
Информационно-аналитическая поддержка
выполнения Стратегии
Информационно-аналитическое
обеспечение выполнения Стратегии, формирования Плана действий и его реализации
– одно из основных условий эффективной организации стратегического процесса.
Необходимым
шагом при этом является создание эффективного механизма – Межведомственного
информационно-аналитического центра, который также будет выполнять функции
национального звена более общего механизма посредничества, формируемого в
рамках Конвенции о биологическом разнообразии.
Важная задача
указанного Центра заключается в обеспечении информационной поддержки принятия
управленческих решений разного уровня и условий доступа к информации, ее
использования и распространения для всех пользователей.
Источники
финансирования природоохранных программ
-
Реформа
налогообложения. Получение государством адекватных рентных доходов от
использования природных ресурсов. Россия – ресурсная держава и от экологизации налогообложения можно ожидать оживления
экономических процессов.
-
Увеличение
поступления рентных доходов в бюджеты разных уровней может быть основным
источником финансирования сохранения биоразнообразия из расходной части
бюджетных средств.
-
Средства
из международных экологических фондов, включая компенсации за природоохранные
ограничения хозяйственной деятельности, например, на Байкале, в старовозрастных лесах Карелии, на Каспии.
-
Доходы
от приватизации с учетом экономической оценки объектов биоразнообразия в
составе стоимости приватизируемых объектов; требование увеличения
природоохранных инвестиций в приватизируемые объекты.
-
Средства
от экологического страхования.
-
Доходы
от продажи лицензий и других подобных услуг.
-
Механизм
«обмена долгов на природу» – вложение бюджетных средств в охрану природы России
должно идти в зачет долга другим странам и международным финансовым
организациям.
-
Рыночные
механизмы Киотского протокола по продаже квот на выбросы парниковых газов.
-
Целевые
инвестиционные фонды, создаваемые в том числе за счет
отчислений от доходов высокорентабельных хозяйственных структур. Многоцелевые
предпринимательские средства на основе учета жестких экологических нормативов
для инвестиционных проектов. Часть средств инвестора неизбежно будет связана с
выполнением экологических требований.
-
Средства от
штрафов и исков за причиненный биоразнообразию ущерб.
2. Подходы к разработке региональных стратегий и планов
действий по сохранению биоразнообразия
Сильные различия между регионами по природным и социально-экономическим
условиям, степени трансформированности природных
систем и интенсивности антропогенной нагрузки на них определяют необходимость
регионального подхода к реализации Стратегии.
Региональные стратегии должны основываться на принципах, определенных
Национальной Стратегией сохранения биоразнообразия России. В то же время они
должны учитывать специфику природных и социально-экономических условий региона.
Региональные стратегии могут разрабатываться как для отдельных субъектов
Российской Федерации, так и для экорегионов
(бассейнов рек, озер и морей, горных систем и других природных комплексов).
Разработка региональных стратегий включает следующие основные стадии.
·
Инвентаризация биоразнообразия региона и
анализ его состояния. На этом этапе прежде всего
необходимо оценить достаточность имеющихся данных о биоразнообразии в регионе и
наличие необходимой научной базы для разработки стратегии. Эффективная
стратегия может быть разработана только на основании конкретных сведений о
состоянии биоразнообразия, тенденциях и причинах его изменения, распределении
объектов по территории. Если таковые данные отсутствуют, необходимо провести
специальные обследования региона.
·
Выделение приоритетных объектов охраны.
Центральный вопрос, встающий при разработке региональных стратегий – с чего
надо начинать и на что следует направить основные усилия? Попытки сохранять все
сразу и везде, как правило, приводят лишь к распылению средств и не дают
желаемого результата. Высший приоритет охраны в региональных стратегиях должны
иметь редкие виды и природные комплексы федерального и международного значения.
Для определения природоохранных приоритетов среди объектов биоразнообразия
используется соответствующая система критериев. На основе анализа функций и
состояния природных систем разного иерархического уровня (популяций, видов,
биоценозов, экосистем) необходимо определить объекты, исчезновение или
изменение которых представляет угрозу для сохранения биоразнообразия региона в
целом, и направить приоритетные усилия на них. Правильный выбор объекта
является необходимым условием достижения цели управления и позволяет сделать
это с минимальными затратами средств.
·
Анализ природных и антропогенных факторов
прямого и опосредованного воздействия на объекты биоразнообразия. Важно
проанализировать максимально широкий спектр действующих на объекты факторов и
определить, каково их происхождение – являются ли они исключительно природными
(например, климатические или геологические явления) или вызваны деятельностью
человека, хотя и проявляются в изменениях природной среды (например, сокращение
численности кормовых ресурсов или увеличение численности врагов). На этом этапе
необходима инвентаризация землепользователей и природопользователей,
определение имеющихся в регионе источников загрязнения среды.
·
Анализ социально-экономических условий – региональных
особенностей экономики, правовой системы, социальных процессов и общественного
сознания, влияющих на биоразнообразие.
·
Определение причин неблагополучного
положения объектов сохранения – важнейшее звено в разработке стратегии. Если
ведущие причины неблагополучного состояния объектов не будут установлены, любые
меры по их сохранению будут неэффективными. Прежде всего, необходимо
проанализировать две группы причин: природные факторы, негативно влияющие на
объект, и антропогенные факторы. Природные факторы необходимо учитывать, но их
блокирование нецелесообразно, а в большинстве случаев и невозможно. Из
антропогенных факторов необходимо блокировать прежде
всего те, которые наиболее сильно влияют на состояние объекта или являются для
него критическими.
·
Оценка соответствия имеющейся системы охраны
биоразнообразия и необходимых для его сохранения действий, включая оценку
репрезентативности и эффективности существующей региональной системы особо
охраняемых природных и историко-культурных территорий.
·
Определение приоритетных
социально-экономических механизмов, необходимых для сохранения биоразнообразия
в регионе, включая направления совершенствования системы региональных
нормативно-правовых документов, разработку мер в области экономических
механизмов, формирования общественного мнения и образования.
·
Проведение пропагандистской кампании в
поддержку мероприятий по сохранению биоразнообразия и общественного обсуждения
мероприятий по сохранению биоразнообразия параллельно с процессом их
разработки, обеспечение общественного консенсуса в отношении планируемых
мероприятий.
·
Выбор способов сохранения объектов
биоразнообразия. Предпочтительными в общем случае являются те
методы управления, которые сохраняют объект минимально нарушенным и в
естественной для него среде. Использовать методы сохранения, приводящие
к изменению объекта или среды его обитания, следует только в тех случаях, когда
его современное состояние и имеющиеся возможности его контроля не гарантируют
его сохранения в природе.
·
Территориальное планирование мероприятий по сохранению
биоразнообразия с учетом пространственной структуры биосистем, зонирование
территории, включение задач сохранения биоразнообразия в территориальное
планирование развития региона. Устойчивое сохранение природных систем (популяций,
видов, биоценозов, экосистем) требует не только достаточной общей площади, на
которой они существуют, но и сохранения их пространственной структуры.
Необходимость сохранения разнообразных систем на одной и той же территории
требует учитывать сложный комплекс условий, в том числе:
-
минимальные площади для устойчивого существования
природных биоценозов и экосистем, с учетом требования сохранения разнообразия
сукцессионных стадий;
-
минимальные площади для существования отдельных особей и
семей (индивидуальные участки) и популяций охраняемых видов, включая требование
сохранения разнообразия сезонных биотопов (места размножения, зимовки и т.п.);
-
предотвращение фрагментации или искусственного слияния
природных систем с помощью сохранения или организации экологических коридоров
или барьеров; сохранение пространственной структуры популяций и видов.
Территориальный подход реализуется с помощью методов экологического
планирования территории, зонирования землепользования, организации сети особо
охраняемых природных территорий с разным режимом охраны, создания
«экологических коридоров» в сильно освоенных человеком регионах и планирования
«коридоров проникновения» человека в ходе развития хозяйства в малоосвоенных
регионах.
·
Определение конкретных форм реализации избранных
способов сохранения (включая разработку мероприятий и устройств), необходимых
мер в области образования, просвещения и формирования общественного мнения, а
также экономических и правовых механизмов блокирования
антропогенных факторов на основе анализа социально-экономических условий в
регионе и имеющихся ресурсов и возможностей. Оценка эколого-экономической
эффективности выработанных мероприятий.
·
Разработка регионального Плана действий
включает в себя определение источников
финансирования, конкретных исполнителей и сроков его реализации.
3. Международное сотрудничество
Международное
сотрудничество - один из важнейших механизмов достижения цели Стратегии.
Система международного экологического права строится на балансе международных
обязательств по сохранению окружающей природной среды и суверенном праве
государств на использование своих природных ресурсов. Система международного
сотрудничества по сохранению окружающей среды включает целый ряд глобальных,
региональных и двусторонних конвенций, соглашений, программ и организаций, а
также информационные сети, базы и банки данных.
В
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4.02.94 г. № 236 «О
государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и
обеспечению устойчивого развития» сохранение биоразнообразия является одним из
основных направлений деятельности России по участию в решении глобальных
экологических проблем.
Россия
осуществляет международное сотрудничество по многосторонним конвенциям и
соглашениям, касающимся проблемы сохранения биоразнообразия, общеевропейской
стратегии по биологическому и ландшафтному разнообразию, двусторонним
конвенциям по охране перелетных птиц, двусторонним соглашениям по проблемам
охраны окружающей среды, сотрудничает по проблемам сохранения биоразнообразия с
рядом правительственных и неправительственных организаций, а также участвует в
значительном количестве международных программ. Особую роль
играет сотрудничество по сохранению биоразнообразия в рамках СНГ.
Наличие
огромных, слабо затронутых хозяйственной деятельностью территорий определяет
место России в международных процессах как крупнейшего региона планеты, где
обеспечивается существование биоразнообразия Северной Евразии. Существенный
вклад России, по этой причине, в предотвращение глобальных экологических угроз
должен находить адекватную поддержку со стороны мирового сообщества и
учитываться в развитии международных экономических и
финансовых механизмов.
Основная
задача международного сотрудничества России в области сохранения биоразнообразия
– оптимизация международной деятельности по сохранению биоразнообразия для
обеспечения приоритетных с национальной точки зрения мероприятий.
Развитие
международного сотрудничества России по сохранению биоразнообразия должно
осуществляться по следующим основным направлениям.
·
Выполнение
международных обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в
международных договорах и участия в международных организациях в сфере
сохранения биоразнообразия. В этой области необходимо решение следующих задач:
-
организация
на национальном уровне эффективной межведомственной координации деятельности по
выполнению международных обязательств по сохранению биоразнообразия, в
частности, по Конвенции о биологическом разнообразии и другим глобальным и региональным
природоохранным договорам, а также деятельности в рамках международных
организаций, предусмотрев на первом этапе согласование отчетности и
информационных систем;
-
создание
механизма посредничества, в том числе в целях оперативного информирования заинтересованных
национальных организаций и поддержки принятых решений и их распространения;
-
разработка
и реализация планов мероприятий в рамках действующих международных договоров,
относящихся к проблеме сохранения биоразнообразия;
-
привлечение
субъектов Российской Федерации к реализации международных обязательств в
области сохранения биоразнообразия.
·
Максимальное
использование всех каналов сотрудничества с целью его развития и привлечения
необходимых ресурсов для охраны и устойчивого использования биоразнообразия в России. Задачи этого
направления следующие:
-
взаимодействие
с международными агентствами по развитию и финансовыми организациями в целях
привлечения международного опыта и ресурсов для сохранения биоразнообразия;
-
использование
возможностей и финансовых ресурсов международных доноров для обеспечения
приоритетных с национальной точки зрения мероприятий;
-
использование
возможностей совместного выполнения проектов по сохранению биоразнообразия и
тиражирование полученных позитивных результатов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1.
Какие задачи или действия предлагают программы
сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия для формирование Национального
Плана действий?
2.
Перечислите критерии оценки эффективности выполнения
Стратегии.
3.
Какова информационно-аналитическая поддержка
выполнения Стратегии?
4.
Перечислите источники финансирования природоохранных
программ?
5.
Какие основные стадии в разработке региональных
стратегий вы знаете?
Какова роль Международного сотрудничества?