Тема 7. Процессуальные особенности
рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).
1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) организаций
и граждан.
2.Право на обращение в арбитражный суд по делам о
несостоятельности (банкротстве).
3.Специальные правила рассмотрения и разрешения дел о
несостоятельности (банкротстве).
1.Понятие и признаки несостоятельности
(банкротства) организаций и граждан.
Дела
о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, относящихся
к специальной подведомственности арбитражного суда (п.1 ч.1 ст.33 АПК РФ). При
этом в АПК РФ предусмотрено, что дела о банкротстве независимо от состава
участвующих в них лиц рассматриваются исключительно арбитражными судами, на что
указывает правило о специальной подведомственности, сформулированное в ст.33
АПК РФ.
Эти дела согласно ст.223 АПК РФ
рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с
особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы
несостоятельности (банкротства). Таким законам является Федеральный
закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002г.
№127-ФЗ. Таким образом, положения АПК РФ и Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)", составляют процессуальную основу
рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами. Причем нормы АПК РФ имеют
при этом общий характер, а нормы Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" особенный, специальный характер.
Структура
Закона о банкротстве такова, что в его гл.I
определяются основные понятия и другие общие положения, относящиеся к
банкротству. В гл. III "Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном,
суде" содержатся нормы, регламентирующие процесс рассмотрения дела о
банкротстве в арбитражном суде. В гл. IV-VIII регулируются вопросы, связанные с
осуществлением процедур банкротства, и определяется компетенция арбитражного
суда, его функции при осуществлении этих процедур. Глава IX Закона о
банкротстве посвящена особенностям банкротства отдельных категорий должников
юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций,
стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий).
Особенности банкротства граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей,
крестьянских (фермерских) хозяйств, а также упрощенные процедуры предусмотрены
в гл. X, XI ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Дела
о банкротстве всегда подведомственны арбитражному суду независимо от того,
участвуют ли в деле юридические или физические лица. Суды общей юрисдикции дела
о банкротстве не рассматривают. То же самое относится и к
третейским судам согласно п.3 ст.33 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" дело о банкротстве не может быть передано
на рассмотрение третейского суда, тогда как в соответствии со ст.4 АПК РФ
подведомственные арбитражному суду споры, возникающие из гражданских
правоотношений, могут быть переданы сторонами на рассмотрение в третейский суд.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в ч.2 ст.3
устанавливает, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и
(или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и
(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если
соответствующие обязательства и (или) обязанность не
исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Также в ст.33 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" установлено, что заявление о признании должника банкротом
принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в
совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику-гражданину
- не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в
течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если
иное не предусмотрено данным законом.
Понятие подведомственности дел о банкротстве как
бы включает в себя и признаки неплатежеспособности, наличие которых служит
основанием для обращения в арбитражный суд и принятия им заявления к
рассмотрению.
Применительно к делам о банкротстве в
ст.38 АПК РФ и в ст.33 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
установлено специальное правило территориальной подсудности – они
рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника-юридического
лица и по месту жительства должника-гражданина. При этом ст.42, 50 Закона о
банкротстве предусматривают нормы о том, что судья единолично решает вопрос о
принятии к рассмотрению заявления о признании должника банкротом и осуществляет
меры по подготовке к судебному разбирательству.
Как
и АПК РФ (гл.5), ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
выделяет лиц, участвующих в деле (ст.34), и
лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст.35), однако
состав названных лиц характеризуется значительными особенностями.
Так, по Закону о банкротстве,
лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий,
конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения
финансового оздоровления.
В отличие от АПК РФ ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)"не называет в
числе лиц, участвующих в деле, третьих лиц. Согласно ст.52 АПК РФ 2002 г.
положение прокурора в арбитражном процессе ограничено. При этом Закон о
банкротстве вообще не называет прокурора в числе лиц, участвующих в деле.
2.Право на обращение в арбитражный суд
по делам о несостоятельности (банкротстве).
Производство
по делу о банкротстве в соответствии со ст.42 ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" возбуждается в арбитражном суде на основании заявления о
признании должника банкротом, подаваемого лицом, имеющим право на обращение в
арбитражный суд с таким заявлением. Круг этих лиц четко определен в ст.7 ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)": это должник, конкурсный
кредитор, уполномоченные органы. Причем право на обращение в арбитражный суд
возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30
дней с даты принятия решения, подтверждающего
взыскание задолженности за счет имущества должника (п.2 ст.7, п.3 ст.6).
При этом право на обращение с
заявлением о признании должника банкротом названные лица имеют при наличии
признаков банкротства, предусмотренных в ст.3 и 33 ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" .
На лиц, участвующих в деле о банкротстве,
распространяются положения ст.41 АПК РФ о правах и обязанностях лиц,
участвующих в деле. Однако арбитражный управляющий наделен более широким кругом
процессуальных прав и обязанностей, чем другие лица, участвующие в деле, что в
определенной степени обусловлено предъявляемыми к нему требованиями (ст. 23-26
ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
3.Специальные правила рассмотрения и
разрешения дел о несостоятельности (банкротстве).
Особенности
производства по делам о банкротстве проявляются и в установлении особых по
сравнению с предусмотренными в ст.125-126 АПК РФ требований к форме и
содержанию заявления о признании должника банкротом и к документам, прилагаемым
к нему. Такие требования установлены в ст. 37-41 ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)", при этом они отличаются в зависимости от того, кто
обращается с заявлением в арбитражный суд (должник, конкурсный кредитор,
уполномоченный орган).
В соответствии с п.1 ст.42 ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" судья обязан принять заявление о
признании должника банкротом, если оно подано с соблюдением требований,
предусмотренных как АПК РФ, так и ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)".
Принятие
заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного
суда единолично, руководствуясь при этом положениями ст.127 АПК РФ и ст.42 ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)". В частности, в течение пяти
дней после поступления заявления судья должен вынести определение о
принятии заявления, в котором могут быть также предусмотрены меры по обеспечению
требований кредиторов (п.7 ст.42, ст.46). Причем в отличие от обеспечительных
мер, называемых ст.91 АПК РФ, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" , кроме того, предусматривает, что арбитражный суд по
заявлению лица, участвующего в деле, может запретить совершать без согласия
арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п.2 ст.64 ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)". В определении арбитражного суда о
принятии заявления о признании должника банкротом указывается саморегулируемая
организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного
управляющего (п.3 ст.42).
При
этом в качестве такой организации понимается некоммерческая организация,
которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена
в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение
деятельности арбитражных управляющих (ст. 2 ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)").
Важная роль отводится в ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" наблюдению, которое является не только процедурой
банкротства, как определено в данном законе, но в то же время может
рассматриваться в качестве меры по обеспечению заявленного требования и
исполнения решения, вводится в целях обеспечения сохранности имущества
должника, проводится под контролем временного управляющего, утверждаемого
арбитражным судом (гл. IV ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Об утверждении временного управляющего указывается в определении
(п.2 ст.65 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд
может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом по
основаниям, предусмотренным в ст.43 ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)". Так, в соответствии со ст.43 ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" судья отказывает в принятии заявления, если не соблюдены
условия, предусмотренные п.2 ст.33 этого закона, о том, например, что
требования к должнику должны в совокупности составлять определенную сумму и
задолженность должна существовать не менее трех месяцев.
При
этом следует заметить, что АПК РФ не предусматривает в настоящее время
института отказа в принятии искового заявления, тогда как Закон о банкротстве
его использует.
Заявление
о признании должника банкротом может быть оставлено без движения в соответствии
со ст.128 АПК РФ, а также возвращено при наличии оснований, предусмотренных в
ст.129 АПК РФ и в ст.44 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". При
этом ст.44 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает
возвращение заявления, если не соблюдены требования к нему, предусмотренные
ст.37-41. Если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является
обязательным (ст.9 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" , но к указанному заявлению приложены не все документы,
предусмотренные ст.38 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", это
обстоятельство не является основанием для возвращения заявления. Судья
истребует недостающие документы при подготовке дела о банкротстве к судебному
разбирательству (абз.2 п.1 ст.42). Аналогично должен бы решаться вопрос и в
случаях, когда есть возможность устранить недостатки заявления. ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" (ст.47) предусматривает и такое
процессуальное правило, как установление права должника направить в суд,
заявителю, иным лицам, участвующим в деле, в 10-дневный срок с момента
получения определения отзыв на заявление о признании банкротом. При этом
отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.
Согласно ст.131 АПК РФ ответчик должен направить отзыв на исковое заявление.
Большое
значение в процессе рассмотрения дела о банкротстве отводится подготовке дела к
судебному разбирательству, которая осуществляется по правилам гл.14 АПК РФ, но
при этом имеет и важные особенности. Они состоят в
том, что до рассмотрения дела по существу арбитражный суд рассматривает
заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле, устанавливает
обоснованность требований кредиторов по правилам ст.71 ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)", по ходатайству лиц, участвующих в деле,
может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или
преднамеренного банкротства (ст.50 ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)".
Дело
о банкротстве согласно ст.51 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
должно быть рассмотрено в срок не превышающий семи
месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд. В соответствии со
ст.152 АПК РФ установлен 3-х месячный срок для рассмотрения дел в порядке
искового производства. Таким образом, сроки рассмотрения дел о банкротстве
значительно превышают сроки, установленные для рассмотрения дел искового
производства.
Другая
важная особенность рассмотрения дел о банкротстве состоит в том, что
согласно ч.3 ст.223 АПК РФ определения, выносимые при рассмотрении дел о
банкротстве, обжалование которых предусмотрено АПК РФ или федеральным законом,
могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня вынесения. Данное
специальное процессуальное правило предусмотрено для ускорения процедуры
рассмотрения дел этой категории.
Решение арбитражного суда, вынесенное
по результатам рассмотрения дела о банкротстве, должно соответствовать
требованиям, установленным в ст.170 АПК РФ. В решении о признании банкротом в
соответствии с п.2 ст.53 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
должны содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии
конкурсного производства. Такое решение подлежит немедленному исполнению, если
иное не установлено ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (п.2
ст.52). В статьях 28, 54 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
предусматривается публикацию сведений о судебных актах, вынесенных арбитражным
судом, в официальном издании, определяемом Правительством Российской Федерации.