Тема 6. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля в ходе аудита

План лекции

1.Элементы системы внутреннего контроля

2.Порядок изучения и оценки системы внутреннего контроля

3.Организация внутреннего контроля и меры осуществления аудиторами противодействия коррупции

Вопросы для самоконтроля

 

1.Элементы системы внутреннего контроля

Статья 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязывает вести внутренний контроль бухгалтерии только организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Остальным достаточно проверять лишь «совершаемые факты хозяйственной жизни». Но на практике, чтобы не привлечь внимание ФНС и предотвратить всевозможные финансовые потери, сотрудники бухгалтерии должны в своей работе соблюдать многочисленные  стандарты, рекомендации в области бухучета, нормативные акты ЦБ РФ и пр.

Следование различным инструкциям предусматривает все тот же закон № 402-ФЗ. В организациях, где сотрудники выполняют все указанные требования, бухучет и хозяйственная жизнь неразрывны.

Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля присутствует в любой организации, руководство которой стремится минимизировать финансовые и др. риски, а также избежать лишних споров с ИФНС.

Масштаб и особенности системы внутреннего контроля должны соответствовать размерам эконо­мического субъекта и особенностям его деятельности.

Система внутреннего контроля экономического субъекта вклю­чает 3 компонента: систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля (рис.6.1).

 

https://sci.house/files/uch_group28/uch_pgroup333/uch_uch1583/image/image013.jpg

Рисунок 6.1  - Компоненты системы внутреннего контроля

 

В Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» представлен перечень  элементов внутреннего контроля экономического субъекта, в состав которого входят:

а) контрольная среда;

б) система бухгалтерского учета и оценка рисков;

в) процедуры внутреннего контроля;

г) информация и коммуникация;

д) оценка внутреннего контроля.

Контрольная среда в соответствии с МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом. Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

Контрольная среда охватывает:

    стиль и основные принципы управления данным экономиче­ским субъектом;

    организационную структуру экономического субъекта;

    распределение ответственности и полномочий;

    осуществляемую кадровую политику;

    порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних
пользователей;

    порядок осуществления внутреннего управленческого учета и
подготовки отчетности для внутренних целей;

    соответствие   хозяйственной   деятельности   экономического
субъекта в целом требованиям действующего законодательства.

Система бухгалтерского учета - совокупность конкретных форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т.е. осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскую отчетность.

Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. В ходе такой оценки экономический субъект рассматривает вероятность искажения учетных и отчетных данных исходя из следующих допущений:

а) возникновение и существование: факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности экономического субъекта;

б) полнота: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухгалтерском учете;

в) права и обязательства: имущество, имущественные права и обязательства экономического субъекта, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;

г) оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

д) представление и раскрытие: данные бухгалтерского учета корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Система бухгалтерского учета экономического субъекта может считаться эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных опе­раций выполняются следующие требования:

      операции в учете правильно отражают временной период их
осуществления;

      операции в учете зафиксированы в правильных суммах;

      операции правильно и в соответствии с действующими нор­мативными положениями и учетной политикой отражены на счетах
бухгалтерского учета;

      зафиксированы особенности операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;

       ограничена возможность появления злоупотреблений.

Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта. Экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

а) документальное оформление (например, составление первичных документов, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе этих первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);

б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). Первичные документы в организации должны:

      быть оформлены в момент совершения хозяйственных опе­раций или сразу после их окончания, так как при большом интер­вале времени между совершением операции и ее учетом возрастает
вероятность ошибочных записей в первичном документе.  Кроме
того, операция вообще может остаться не отраженной в учете;

      содержать  обязательные   реквизиты,   установленные   Феде­ральным законом «О бухгалтерском учете»;

     соответствовать формам документов, описанным в учетной
политике организации (в случае, когда формы документов установ­лены учетной политикой организации);

     кроме того, в случаях, когда в бухгалтерский учет вносятся
исправления, бухгалтерские справки, содержащие обоснование ис­правлений, и специальные расчеты должны быть изложены просто
и ясно во избежание двусмысленного толкования.

Для подтверждение соответствия между документами и операциями используют процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);

в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их; как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию (например, утверждение авансового отчета сотрудника его руководителем);

г) сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);

д) разграничение полномочий и ротация обязанностей (например, возложение полномочий по составлению первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском учете на разных лиц на ограниченный период с целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений). Если один и тот же человек совершает хозяйст­венную операцию и сам отражает ее в учете или выполняет все учетные функции, начиная от составления первичных документов и заканчивая составлением баланса, возрастает вероятность того, что ошибка не будет обнаружена. Соблюдение необходимых формальных процедур при соверше­нии хозяйственных операций работниками предприятия должно быть неукоснительным. Данный элемент внутреннего контроля не­посредственно связан с четким определением прав и обязанностей отдельного работника. Каждый сотрудник должен, во-первых, абсо­лютно точно знать, какие формальные процедуры ему следует вы­полнять при исполнении своих должностных обязанностей, и, во-вторых, точно их выполнять;

е) процедуры контроля фактического наличия и состояния активов и документов (объектов), в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация. Физический контроль над    активами    предполагает:

*               обеспечение охраны имущества организации;

*               плановые инвентаризации имущества предприятия в соответ­ствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня
1995 г.) и учетной политикой организации;

*               инвентаризацию имущества в установленных указанных выше
Методических указаниях случаях.

Физический контроль над документацией осу­ществляется за счет:

*               создания графика документооборота организации;

*               последовательной нумерации первичных документов каждого
вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспече­ния поиска документов при необходимости и выявления отсутст­вующих документов);

*               гашения первичных и оправдательных документов в установ­ленных случаях (это необходимо во избежание повторного их ис­пользования);

*               брошюрования документов в папки по окончании отчетного
периода;

*               организации архива в экономическом субъекте;

*               сдачи папок документов в архив по истечении сроков опера­тивного хранения документов в бухгалтерии предприятия, установленных графиком документооборота организации;

ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей (например, правильности осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Информация и коммуникация как элементы внутреннего контроля предполагает проведение процедур, связанных с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений). Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы, включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности оформления реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, др.).

Оценка системы внутреннего контроля в процессе аудита состоит в выявлении сильных и слабых сторон контроля клиента-экономического субъекта.

2.Порядок изучения и оценки системы внутреннего контроля

В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом им экономическом субъекте, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он должен определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур. При этом аудитор обязан получить достаточную убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формирова­нию такой убежденности. Когда аудитор убеждается, что может опереться на соответствующие средства контроля, — он получает возможность:

     сократить объем аудиторских процедур;

     проводить аудиторские процедуры более выборочно, чем он
делал бы в противном случае;

     внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур;

     откорректировать предполагаемые затраты времени на осуще­ствление аудиторских процедур.

Оценивая эффективность и надежность системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контро­ля, аудиторская организация обязана использовать не менее трех следующих градаций: а) высокая; б) средняя; в) низкая. Однако она может принять решение о применении в своей деятельности боль­шего числа градаций.

Изучение и оценка аудиторскими организациями особенностей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе ауди­торской проверки должны в обязательном порядке документиро­ваться с использованием следующих типовых форм:

    специально разработанные тестовые процедуры;

    перечни типовых вопросов для выяснения мнений руководя­щего персонала и работников бухгалтерии;

    специальные бланки и проверочные листы;

    блок-схемы и графики;

    перечни замечаний, протоколы, акты.

Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают мето­дики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов изучения и оценки. Сниже­ние объема и детальности отдельных аудиторских процедур в ре­зультате изучения особенностей средств контроля экономического субъекта должно быть во всех таких случаях надлежащим образом аргументировано.

В соответствии с МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль« аудитор должен в обязательном порядке  задокументировать полученное представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта и оценку риска системы контроля, а также получить аудиторское доказательство посредством проведения тестов контроля для подтверждения любой оценки риска системы контроля, которая ниже высокой.

Основываясь на результатах тестов контроля, аудитор определяет, были ли разработаны или применялись ли средства внутреннего контроля в соответствии с тем, что было предусмотрено при предварительной оценке риска системы контроля.

До того как закончить аудиторскую проверку, основываясь на результатах процедур проверки по существу и других полученных ауди­торских доказательствах, аудитор должен проанализировать, была ли подтверждена оценка риска системы контроля.

Поскольку мнение аудитора об организации системы бухгалтер­ского учета и эффективности системы внутреннего контроля явля­ется основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур, постольку отсутствие документирования или ненадлежащее документирование особенно­стей системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта, а также результатов изучения и оценки системы внутрен­него контроля этого экономического субъекта могут служить при предъявлении претензий к аудитору доказательством низкого качества оказываемых им услуг.

Серьезные недостатки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в пись­менной информации (отчете) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта.

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгал­терского учета проверяемого экономического субъекта.

Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о таких сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта, как:

• учетная политика и основные принципы ведения бухгалтер­ского учета;

*                  организационная структура подразделения,  ответственного
за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской от­
четности;

*                  распределение обязанностей и полномочий между работни­ками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности;

*                  организация подготовки, оборота и хранения документов, от­ражающих хозяйственные операции;

*                  порядок   отражения   хозяйственных   операций   в   регистрах
бухгалтерского учета, а также формы и методы обобщения данных
таких регистров;

*                  порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности
на основе данных бухгалтерского учета;

*                  роль и место средств вычислительной техники в ведении уче­та и подготовки отчетности;

*                  критические области учета, где риск возникновения ошибок
или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

*                  средства контроля, предусмотренные в отдельных областях
системы учета.

Аудиторская организация в ходе аудиторской проверки обязана:

1)  проверить соответствие организации системы бухгалтерского
учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений;

2)  ознакомиться   с   внутренними   документами   проверяемого
экономического субъекта, касающимися организации, постановки и
ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное
состояние дел соответствует положениям перечисленных выше до­кументов. В необходимых случаях для такой сверки рекомендуется
проследить движение отдельных сумм в учете от первичных документов до их вклада в отчетные документы.

Аудитору в соответствии с МСА 260 «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление» следует оценивать систему внутреннего контроля эко­номического субъекта не менее чем в три этапа:

а) общее знакомство с системой внутреннего контроля;

б) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;

в) подтверждение достоверности оценки системы внутреннего
контроля.

Аудиторские организации могут принять решение о примене­нии в своей деятельности большего количества этапов оценки сис­темы внутреннего контроля, чем три вышеупомянутые, проводить оценку более детально и тщательно, чем предписывается в данном разделе.

Общее знакомство с системой внутреннего контроля. Аудитор­ской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первона­чального знакомства аудиторская организация должна принять ре­шение о том, может ли она в своей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежа­щего проверке.

Если аудиторская организация примет решение о том, что она не может полагаться в своей работе на систему внутреннего кон­троля экономического субъекта, аудит должен быть спланирован таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на до­верии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как «низкая» или когда аудитору более удобно или экономически оправдано во­все не полагаться на нее.

Если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля экономического субъекта аудиторская организация при­мет решение о том, что она может сделать попытку полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей следует осущест­вить первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.

Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля процедура первичной оценки надежности системы внутреннего кон­троля. Она осуществляется на основе методики и приемов, которые аудиторские организации разрабатывают самостоятельно.

В ходе процедуры первичной оценки надежности системы внутрен­него контроля аудитор обязан принимать во внимание, что:

    следует проверять на предмет надежности средств контроля бухгалтерскую и хозяйственную документацию экономического субъекта всего отчетного периода, а не только избранных периодов времени;

    при проверке необходимо уделить большее внимание тем периодам, деятельность в которых имела особенности или различия по сравнению с деятельностью, типичной для всего периода в целом;

    оценка надежности  всей системы внутреннего контроля и
(или) отдельных средств контроля как «низкой» не исключает воз­можности оценки надежности других отдельных средств контроля
как «средней» или «высокой».

По итогам процедуры первичной оценки надежности аудитор­ская организация может оценить надежность всей системы внут­реннего контроля и (или) отдельных средств контроля как «сред­нюю» или «высокую». В этом случае аудиторская организация долж­на планировать аудиторские процедуры исходя из этого предполо­жения, но не должна доверять данной системе абсолютно.

Если по итогам процедуры первичной оценки аудиторская ор­ганизация оценит надежность системы внутреннего контроля в целом и (или) отдельных средств контроля как «низкую», она обязана констатировать это и в дальнейшем планировать аудиторские про­цедуры соответствующим образом.

Подтверждение достоверности оценки системы внутреннего кон­троля означает, что аудиторская организация, принявшая по итогам процеду­ры первичной оценки решение о доверии системе внутреннего кон­троля и (или) отдельным средствам контроля, обязана в ходе ауди­торской проверки осуществлять процедуры подтверждения досто­верности этой системы.

Процедуры подтверждения достоверности системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля осуществляются на основе методики и приемов, которые разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.

Если аудиторская организация в ходе процедур подтверждения надежности придет к выводу, что оценка надежности системы внутреннего контроля в целом и (или) каких-либо отдельных средств внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, она обязана соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудитор­ских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выво­дов по результатам проведения аудита.

Аудиторские процедуры, проводимые для проверки работоспо­собности и надежности системы внутреннего контроля и отдельных средств контроля, называются тестированием средств контроля.

Все этапы оценки системы внутреннего контроля должны над­лежащим образом документироваться с указанием аргументов, ко­торыми руководствовалась аудиторская организация, давая соответ­ствующую оценку надежности всей системы или отдельных средств контроля либо принимая решение, оказывающее влияние на пла­нирование аудиторских процедур.

При аудите экономических субъектов, относящихся к субъектам малого предпринимательства, аудиторские организации также обя­заны изучать и давать оценку системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля, однако при этом следует учитывать специ­фические особенности таких субъектов.

Для субъектов малого предпринимательства характерно то, что бухгалтерский учет в них ведется ограниченным числом работников и, кроме того, законодательно допускается совмещение обязанно­стей лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, аудиторская организация в ходе аудиторской проверки таких предприятий не должна требо­вать в полной мере разделения ответственности и полномочий со­трудников. В субъектах малого предпринимательства доверие аудитора к эффективности системы внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов, и по этой причине мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно в большей мере определяться аудиторскими процедурами по существу. Аудиторская организация самостоятель­но принимает решение о том, применять или не применять при аудите данного экономического субъекта методики аудита, харак­терные для субъектов малого предпринимательства. При этом она обязана отразить свой выбор и соответствующую аргументацию в рабочей документации.

В то же время при планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь, в первую очередь, соображениями возмож­ности разделения ответственности и полномочий сотрудников, от­ветственных за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъ­ектам малого предпринимательства, основанными на виде деятель­ности, структуре уставного капитала и средней численности работ­ников, предусмотренными другими нормативными актами Россий­ской Федерации.

При этом документирование изучения и оценки системы бух­галтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответ­ствовать масштабу проверяемого экономического субъекта. Для субъектов малого предпринимательства оно может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием крупных и средних экономических субъектов.

3.Организация внутреннего контроля и меры осуществления аудиторами противодействия коррупции

 

Для многих компаний минимизация коррупционных рисков занимает сегодня первое место среди мероприятий по обеспечению соответствия законодательным требованиям. Помимо принятия традиционных мер в этой сфере, некоторые организации начали разрабатывать дополнительные регламенты и средства контроля, направленные на предотвращение коррупции и мошенничества. Такой подход нашел свое отражение в подготовленных нормативных и законодательных актах РФ, в частности в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021 №155-ФЗ). Согласно данному закону организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В связи с этим Советом по аудиторской деятельности 23 сентября 2015 г. (протокол № 18) одобрены «Методические указания по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции».

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

а) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

б) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

в) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

г) принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации;

д) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

е) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Аудит не имеет целью предотвращение случаев нарушения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции. В ходе аудита могут быть выявлены риски, имевшие место и потенциальные случаи несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции. Аудит не предполагает, что аудиторская организация должна выявить все случаи несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции.

Аудиторская организация не наделена правом и в ее обязанности не входит правовая квалификация конкретного действия (бездействия) аудируемого лица в качестве несоблюдения им требований нормативных правовых актов, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

При рассмотрении аудиторской организацией соблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции в ходе аудита аудиторская организация:

а) изучает деятельность аудируемого лица по соблюдению указанного законодательства;

б) ознакамливается с системой внутреннего контроля аудируемого лица, обеспечивающей соблюдение указанного законодательства;

в) выполняет аудиторские процедуры проверки по существу;

г) информирует соответствующих лиц о недостатках системы внутреннего контроля и случаях нарушения указанного законодательства.

Учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель обязаны рассмотреть информацию аудиторской организации о ставших известными ей при оказании аудиторских услуг случаях коррупции, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев и в письменной форме проинформировать о результатах рассмотрения аудиторскую организацию не позднее 90 календарных дней со дня, следующего за днем получения указанной информации.

В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению информации аудиторской организации о ставших ей известными случаях коррупции, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев последняя обязана проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.

Кроме того, аудиторская организация в целях обеспечения соблюдения законодательства о противодействии коррупции создает у себя в организации систему внутреннего контроля. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в аудиторской организации, могут включать, среди прочего, определение должностного лица (должностных лиц), ответственного (ответственных) за профилактику коррупционных правонарушений.

Одной из форм развития навыков и профессиональной компетентности состоящих в штате аудиторской организации аудиторов по тематике противодействия коррупции является обучение по соответствующей программе повышения квалификации, утвержденной саморегулируемой организацией аудиторов.

Вопросы для самопроверки

1.Какие элементы системы внутреннего контроля знаете?

2. Как проводится оценка системы внутреннего контроля аудита?

3. Какие существуют этапы оценки системы внутреннего контроля?

4. Какие меры осуществляются аудиторами для противодействия коррупции?