Тема 5. Организация и подготовка аудиторской проверки

План лекции

1.    Основные этапы подготовки аудиторской проверки.

2.    Подготовительный (предварительный) этап проведения аудиторской проверки.

3.    Планирование аудита.

4.    Оценка стоимости аудиторских услуг.

5.    Оценка стоимости аудиторских услуг

Вопросы для самопроверки

 

1. Основные этапы подготовки аудиторской проверки

Коммерческий успех аудиторов, рост их общественного авторитета и расширение круга клиентов зависит от профессионализма, правильности применения методологии и методики контроля. Поскольку, каждая аудиторская проверка ограничена во времени аудиторам необходимо чётко определить её цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формирования объективного аудиторского заключения.

Анализ российской и зарубежной экономической литературы позволяет выделить 4 этапа проведения аудита:

            I.      Подготовительный (предварительный) этап.

         II.      Планирование аудита.

     III.      Этап выполнения аудиторских процедур.

     IV.      Оформление результатов аудита.

Самый основной этап аудиторского контроля – подготовка. На подготовительном этапе происходит установление взаимоотношений между аудиторской организацией и предприятием клиентом.

На этапе планирования составляется подробный план проверки, который необходим для качественной проверки деятельности предприятия.

  На этом этапе аудитор знакомится с организацией бухучета на предприятии, учетной политикой компании и внутренней системой финансового контроля. Полученная информация необходима для определения характера и видов деятельности организации. На основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учёта аудиторы определяют основные зоны риска фирмы, требующих особого внимания и определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

Планирование аудита – осуществляется на основании Международного стандарта аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», который следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На планирование затрачивается около 20% времени аудита. На данном этапе разрабатываются:

-   предварительный план;

-   программа проверки;

-   вопросник аудитора.

Руководитель аудиторской группы распределяет специалистов по подразделениям, проводит инструктаж, анализирует данные, полученные на предыдущих стадиях.

План и программа аудита могут изменяться и пересматриваться по мере проведения контрольных мероприятий.

На этапе выполнения аудиторских процедур производится проверка для сбора аудиторских доказательств и их документирование.

При проведении контроля применяются следующие методы:

-   пересчет;

-   инвентаризация;

-   опрос;

-   инспектирование;

-   проверка документов;

-   анализ.

Аудиторский анализ проводится на основании показателей отчетности путем сопоставления отдельных статей баланса с данными учета и фактическим наличием материальных ценностей.

Целью проведения всех перечисленных мероприятий является выявление нарушений при отражении фактов хозяйственной деятельности организации в бухучете.

         После завершения основных этапов  проверки начинается процесс оформления результатов аудита, где  аудиторская компания обобщает полученные сведения и определяет уровень существенности, то есть количество обнаруженных ошибок, влияющих на достоверность отчетов. Уровень существенности и его расчет оформляется отдельным документом. На основании этого показателя определяется аудиторский риск – вероятность содержания в отчетности не выявленных искажений.

Затем подготавливается аудиторское заключение. В этом документе проверяющий отражает выполненные мероприятия, дает оценку системы внутреннего контроля, указывает наличие недостатков, а также формулирует мнение аудиторской организации относительно достоверности бухгалтерской отчётности и соответствия её действующему законодательству, а также составляет информацию руководству проверяемого предприятия. Аудиторское заключение может быть модифицированным и не модифицированным, в зависимости от наличия или отсутствия искажений в документах. В заключении также содержатся рекомендации по оптимизации системы учета и контроля.

2. Подготовительный (предварительный) этап проведения аудиторской проверки

На подготовительном  этапе осуществляется сбор предварительной информации о заказчике , аудиторская организация должна ознакомиться с финансово – хозяйственной деятельностью предприятия.

Для того чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы должны в свою очередь иметь надёжные критерии оценки потенциальных клиентов.

На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяснить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты проверки. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиентов.

К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятием относятся следующие:

1)      определение цели проверки у данного клиента;

2)      определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия – клиента, его организационно – управленческого устройства, наличия дочерних предприятий и филиалов  на основе ознакомления с учредительными и другими внутренними документами;

3)      выяснение квалификации учётного персонала путём личных бесед;

4)      предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских посещений;

5)      знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчётами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

6)      выяснения характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнёрами, учредителями (акционерами) и другими пользователями финансовой отчётности клиента;

7)      экспресс – анализ отчётности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учёта и системы внутреннего контроля на предприятии;

8)      получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, различных организаций, из средств массовой информации и т.д.);

9)      предварительная оценка трудоёмкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

10)оценка собственной способности аудиторской организации к выполнению работы.

Для выполнения предварительного ознакомления чаще всего используются следующие аудиторские процедуры:

- наблюдение;

- осмотр;

- опрос;

- запрос к третьим лицам;

- просмотр;

- аналитические процедуры.

Источниками получения информации об экономическом субъекте, его бизнесе, состоянии бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут являться:

1)      учредительные и регистрационные документы;

2)      приказ по учетной политики;

3)       бухгалтерская отчетность, регистры учета;

4)      контракты (договора) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;

5)      результаты осмотра предприятия, его производственных площадей, офисных помещений;

6)      результаты бесед и переговоров с руководством с руководством, главным бухгалтером, работниками предприятия;

7)      результаты наблюдения за производственным процессом;

8)      результаты проверок, проведенных раннее(другой аудиторской фирмой, налоговой инспекцией);

9)      информация от третьих лиц.

Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоёмкой, то клиент не принимается на обслуживание – и наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации рекомендуется направить руководителю (исполнительному органу) предприятия – клиента официальное  письмо о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предприятием до заключения договора.

В соответствии с Международным стандартом аудита МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий», который следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита», в содержании письма-соглашения об условиях аудиторского задания должны быть раскрыты:

1)      цель и объем аудита финансовой отчетности;

2)      обязанности аудитора (ответственность аудиторской организации перед клиентом и её обязательство о сохранении коммерческой тайны);

3)      обязанности руководства аудируемого лица (обязательства клиента по предоставлению необходимой для проверки информации);

4)      указание на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности (ответственность руководства предприятия – клиента за достоверность финансовой информации и отчётности);

5)      описание предполагаемой формы и содержания заключений и отчетов, которые должен выпустить аудитор, а также заявление о том, что могут существовать такие обстоятельства, при которых заключение или отчет аудитора могут отличаться от ожидаемого по форме и содержанию (форма отчётности аудиторской организации по результатам проверки). В различных обстоятельствах используются такие МСА как МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении, МСА 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения».

6)      условия оплаты выполненной работы. 

От предварительного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия зависят определение объема и сроки проведения проверки, а также стоимость стоимость услуги.

В связи с тем, что в настоящее время действует значительное количество аудиторских фирм  создаётся возможность выбора предприятием той аудиторской фирмы, которая окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиентом письмо о согласии на проведение аудита в соответствии с ГК РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудиторской организацией. Если же раннее между сторонами был заключён долгосрочный договор, то указанное письмо аудиторской организации может не составляться.

При достижении между аудиторской организацией и предприятием -  клиентом договорённости о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг, который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон. Кроме того Международный стандарт аудита 210 «Согласование условий аудиторских заданий», введенный в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н, рекомендует включать в договор следующие пункты:

1) условия оказания услуг;

2) права и обязанности аудиторской организации;

3) права и обязанности экономического субъекта;

4) ответственность сторон и порядок разрешения споров.

В договоре следует точно сформулировать права, обязанности и ответственность сторон, сроки выполнения работ. Целесообразно отразить в нём перечень причин, по которым аудиторская организация может выдать клиенту отрицательное заключение или вовсе отказаться от выдачи заключения, а также установить окончательные сроки представления клиентом документов для проверки.

В договоре также фиксируется стоимость аудиторских услуг. Определённую финансовую независимость аудиторской организации от клиента может обеспечить указание на частичную или полную предоплату стоимости услуг. Возможно также включение в договор пункта, обязывающего клиента оказывать помощь аудиторам (выделять работников для проведения инвентаризации, предоставлять рабочий кабинет, транспорт для выезда в командировки и т. д.)

В тексте договора могут быть также включены:

1)      примерный календарный план оказания аудиторских услуг и состав участвующей в этом группы;

2)      общая характеристика применяемых методов проведения проверки и оказания услуг;

3)      уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;

4)      указания по ограничению ответственности аудиторской организации;

5)      порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе оказания аудиторских услуг;

6)      условия дальнейшего развития договорных отношений между аудиторской организацией и предприятием.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (однократное оказание услуги) или долгосрочный (неоднократное оказание услуги в течение определённого периода времени) характер, исходя из наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии. В случае достижения повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться. Изменения и дополнения к договору должны быть оформлены в письменном виде.

 

 

 

3. Планирование аудиторской проверки

В соответствии с Международным стандартом аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», который следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита»  для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудиторской организации необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита осуществляется с целью:

-           установить объём проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

-           определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;

-           определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объёма, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объём, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения об отчётности проверяемой организации.

Планирование аудита должно проводиться в соответствии со следующими принципами:

1)   комплексности планирования;

2)   непрерывности планирования;

3)   оптимальности планирования.

Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования, от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряжённых заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам и дочерним организациям).

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определённых самой аудиторской организацией.

При планировании аудиторской проверки аудиторской фирме следует выделять следующие основные этапы:

-      предварительный этап;

-      подготовка и составление общего плана и программы проведения аудиторской проверки.

Рассмотрим действия аудиторской фирмы на каждом этапе.

1.    Предварительный этап.

На этапе предварительного планирования аудитор должен по­лучить информацию:

- о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятель­ность экономического субъекта, отражающих экономиче­скую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

- о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную дея­тельность экономического субъекта, связанных с его ин­дивидуальными особенностями;

- об организационно-управленческой структуре экономиче­ского субъекта;

- о видах деятельности;        

- о структуре капитала и курсе акций;

- о технологических особенностях;

- об уровне рентабельности;

- об основных контрагентах экономического субъекта;

- о порядке распределения прибыли, остающейся в распоря­жении экономического субъекта;

- о существовании дочерних и зависимых организаций;

- о системе внутреннего контроля;

- о принципах формирования оплаты труда персонала.

Основными источниками информации об экономическом субъекте служат:         

- устав экономического субъекта;

- документы о регистрации экономического субъекта; 

- протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управ­ления экономического субъекта;      

- документы, регламентирующие учетную политику;

- бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность;

- документы планирования деятельности экономического субъ­екта (планы, сметы, проекты);

- контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

- отчеты аудиторов, консультантов;

- внутрифирменные инструкции;

- материалы налоговых проверок;

- материалы судебных и арбитражных исков;

- документы, регламентирующие производственную и орга­низационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

- сведения, полученные из бесед с руководством и исполни­тельным персоналом экономического субъекта;   

- информация, полученная при осмотре экономического субъ­екта, его основных участков, складов.

2.    Подготовка и составление общего плана и программы проведения аудиторской проверки.

Разработка общего плана и программы аудиторской проверки основывается на предварительных данных об экономическом субъ­екте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложно­сти данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивается эффективность системы внутреннего контроля, дей­ствующей у экономического субъекта, и проводится оценка самой системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля эффективна, если своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет ее. Оценивая эффектив­ность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказа­тельств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверно­сти бухгалтерской отчетности, она должна скорректировать объ­ем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудитор­ской организации следует установить приемлемые для нее уро­вень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет неотъемлемый (внутрихо­зяйственный) риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономи­ческого субъекта. С учетом установленных рисков и уровня су­щественности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процеду­ры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияю­щие на изменение аудиторского риска и уровня существенно­сти, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу аудита, следует учиты­вать уровень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Если аудиторская организация сочтет целесообразным, она может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана. При этом она не­зависима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в об­щем плане, но несет полную ответственность за результаты сво­ей работы.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально до­кументировать, поскольку они служат основанием для планирова­ния аудита и могут использоваться в течение всего процесса прове­дения аудиторских проверок разделов и счетов бухгалтерского учета.

Общий план — это руководство осуществления программы аудита. В процессе проведения аудиторской проверки у аудитор­ской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план измене­ния, а также причины изменений аудитору следует подробно до­кументировать.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (информации руководству экономического субъекта) и аудитор­ского заключения. В процессе планирования необходимо учесть реальные трудозатраты, уровень существенности, проведенную оценку аудиторских рисков.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рис­ков аудита. Когда принимается решение о проведении выбороч­ного аудита, аудитор формирует аудиторскую выборку.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

- конкретные области, подлежащие изучению, чтобы аудит
был объективным;

- существенные моменты, которые следует охватить;

- формирование аудиторской группы, ее численность и ква­лификацию специалистов, привлекаемых к проведению про­верки;

- распределение аудиторов в соответствии с их профессио­нальными качествами и должностными уровнями по кон­кретным участкам аудиторской проверки;

- стандарты, процедуры, методики или документы, с кото­рыми следует ознакомить группу аудиторов;

- бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;

- предполагаемые сроки работы группы;

- инструктирование всех членов группы об их обязанностях,
ознакомление
их с финансово-хозяйственной деятельностью
экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

- контроль руководителя за выполнением плана и качеством
работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей до­кументации и надлежащим оформлением результатов аудита;

- разъяснение руководителем аудиторской группы методи­ческих вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

- документальное оформление особого мнения члена ауди­торской группы (исполнителя) при возникновении разно­гласий в оценке конкретного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внут­реннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки.

Содержание общего плана аудита может оформляться в виде таблицы (табл. 5.1). Таблица 5.1. Общий план аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Число человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

 

п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель аудиторской организации

__________________________________

 

Руководитель аудиторской группы,

имеющий право подписи аудиторских заключений

от имени аудиторской организации

___________________________________

 

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов ра­бот) при составлении общего плана аудита охватывает такие по­зиции:

- учредительные и другие общие документы организации (ус­тав организации, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседа­ний учредителей, штатное расписание и др.);

- учетная политика организации (в целях ведения бухгалтер­ского учета в целях налогообложения);

- основные средства;

- нематериальные активы;

- производственные запасы;

- расчеты по оплате труда;

- затраты на производство;

- готовая продукция, товары и реализация;

- денежные средства;

- расчеты;

- финансовые результаты и использование прибыли;

- капитал и резервы;

- кредиты и финансирование;

- учет по забалансовым счетам;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность и приложения.

Разработка программы проведения аудиторской проверки вклю­чает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и пред­ставляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необ­ходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководите­лей аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской проце­дуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссыл­ки на них в рабочих документах.

Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой пе­речень совокупности действий, предназначенных для сбора ин­формации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономиче­ского субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя деталь­ную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для де­тальных конкретных проверок. Для процедур по существу ауди­тору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить про­грамму аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита мо­жет пересматриваться. Причины и результаты изменений следу­ет документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, — фактический материал для составления аудиторского отчета (информации ру­ководству аудируемого лица) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бух­галтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

Программа проверки может составляться по форме, приве­денной в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Программа аудиторской проверки

Проверяемая организация

Период проверки

Число человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

 

п/п

Перечень аудиторских процедур по раз­делам аудита

Период проведения

Исполни­тель

Рабочие документы аудитора

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель аудиторской организации

__________________________________

Руководитель аудиторской группы,

имеющий право подписи аудиторских заключений

от имени аудиторской организации:

__________________________________

4. Порядок изменения аудиторского задания

Согласно Международному стандарту аудита  (МСА) 210 «Согласование условий аудиторских заданий» аудитору запрещается соглашаться на внесение изменений в условия аудиторского задания в случаях, когда для этого отсутствует разумное обоснование.

Запрос от аудируемой организации аудитору на внесение изменений в условия аудиторского задания может явиться результатом изменения обстоятельств, затрагивающих саму необходимость в данной услуге, непонимания характера аудита в изначально заказанном формате или ограничения объема аудита, наложенного руководством или вызванного иными обстоятельствами. Аудитор изучает предложенное обоснование запроса на внесение изменений, уделяя особое внимание последствиям того или иного ограничения на объем аудита. 

Изменение в обстоятельствах, затрагивающее требования аудируемой организации, или неправильное понимание самой сути изначально заказанных услуг могут считаться разумными основаниями для запроса изменений в условиях аудиторского задания. 

Напротив, изменение условий не может считаться оправданным, если оказывается, что запрашиваемое изменение относится к информации, которая неверна, не является исчерпывающей или не удовлетворяет иным требованиям. 

Например, аудитор не в состоянии получить достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств, касающихся дебиторской задолженности, а аудируемая организация запрашивает замену аудита на обзорную проверку, чтобы избежать получения мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения. 

Если до завершения аудиторского задания аудитор получает запрос на замену проводимого аудита на такую проверку, которая обеспечивает более низкий уровень уверенности, аудитор должен определить, существует ли для этого какое-либо разумное обоснование. 

Прежде чем согласиться на замену аудита на обзорную проверку или на сопутствующие услуги аудитору может понадобиться оценить все юридические и договорные аспекты последствий такой замены.

Если аудитор придет к выводу, что имеется разумное обоснование замены аудита на обзорную проверку или на сопутствующие услуги, то вся выполненная к моменту замены аудиторская работа может оказаться уместной и в условиях изменившегося аудиторского задания. Однако работа, которую еще только предстоит выполнить, а также заключение, которое предстоит выпустить, должны быть такими, чтобы соответствовать уже пересмотренному аудиторскому заданию.

Если условия аудиторского задания меняются, аудитор и руководство должны согласовать и изложить новые условия выполнения задания в тексте письма-соглашения о проведении аудита или иной приемлемой разновидности письменного соглашения.

Если аудитор не в состоянии согласовать изменения условий аудиторского задания, а руководство не разрешает ему продолжать начатое задание на исходных условиях, аудитор должен:

а) отказаться от дальнейшего проведения этого аудиторского задания, если это допускается в соответствии с применимыми законами или нормативными актами; 

б) определить, предусмотрена ли обязанность – договорная или иного рода – докладывать о таких обстоятельствах третьим лицам, таким как лица, отвечающие за корпоративное управление, собственники или регулирующие органы.

5. Оценка стоимости аудиторских услуг

Одним из факторов независимости является обеспечение условиями договора принципа независимости в части оплаты. С целью определения стоимости проверки аудиторской организации целесообразно разработать Положение об определении стоимости аудиторских услуг.

Задачи аудита во многом зависят от вида экономической деятельности клиента, но данный факт не является решающим в определении стоимости проверки.

Среди факторов, определяющих стоимость аудиторской проверки, следует выделить шесть:

- количество совершенных в организации за проверяемый период хозяйственных операций (Ко);

- виды деятельности организаций - количество наименований товаров и выпускаемой готовой продукции (Вд);

- льготы по отдельным видам налогов (основание), основание для освобождения от налогообложения (Л);

- наличие, количество, местонахождение обособленных подразделений, филиалов, представительств (ПФ);

-   наличие сделок с иностранными лицами и организациями (Ил);

- потребность организации в дополнительных аудиторских услугах (Ду).

Указанные факторы определяются сотрудником аудиторской организации в ходе интервьюирования представителя клиента и оформляются в виде таблицы, представленной в качестве приложения к указанному Положению.

Заметим, что первая проверка клиента, как правило, дороже, чем последующие, так как много времени уходит на ознакомительные процедуры и оценку работы клиента в целом (работы бухгалтерской службы, системы внутреннего контроля и т.д.).

Расчет общей стоимости аудиторских услуг (Ц) производится с учетом работы каждого из аудиторов организации.

 При оценке аудиторских услуг принимается некоторая базовая часовая ставка, т.е. условная оценка одного человеко-часа работы аудитора. Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Она должна определяться с учётом объёма и трудоёмкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского риска и других факторов.

 

 

Рисунок 5.1  - Формы и виды оплаты стоимости аудиторских услуг

 

Все используемые в настоящее время формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг условно можно разделить на следующие группы:

-           аккордная оплата, при которой сумма оплаты определяется и фиксируется в договоре до начала проверки. Как правило, её определяют произвольно в зависимости от финансовых возможностей клиента. Эта сумма определяется в размере 0.1-1.0 % от объёма реализации продукции за проверяемый период. Нередко аудиторы предварительно знакомятся с особенностями деятельности клиента, оценивают аудиторский риск, примерную трудоёмкость работ, после чего они определяют общую стоимость работ. К недостаткам аккордной оплаты относится невозможность обоснованно оценить реальную трудоёмкость работы и предусмотреть непредвиденные обстоятельства, которые могут повлиять, а значит отразиться на финансовом положении аудиторской организации;

-           повременная оплата, которая наиболее распространена на рынке аудиторских услуг во всех странах. Она базируется на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора, которая зависит от его квалификации. При появлении непредвиденных обстоятельств увеличение трудоёмкости прямо пропорционально стоимости работ;

-           сдельная оплата, которая применяется, как правило, при восстановлении бухгалтерского учёта. Расчёт производится исходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчётности;

-           оплата по результатам, которая предусматривает установление оплаты в виде доли от сэкономленных для клиента финансовых ресурсов. Эта экономия возникает в результате выявления ошибок в ведении учёта, оформления документации, уплаты налогов и т.п.;

-           комбинированная оплата, представляющая различные комбинации из перечисленных выше форм и видов оплаты. Например, в договоре определяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определённый процент от достигнутой экономии средств клиента при выявлении налоговых ошибок или резерв на непредвиденные обстоятельства и т.п.

 

 

Вопросы для самопроверки

1.    Как осуществляют выбор аудиторской организации аудируемым лицом?

2.    Каково содержание программы проведения аудита?

3.    Как организуется подготовка аудиторской проверки?

4.    Как аудиторские организации осуществляют выбор клиентов?

5.    Какова роль письма-обязательства в регулировании отношений аудитора и клиента?

6.    В чем состоят особенности договора на оказание  аудиторских услуг?

7.    Каков порядок и каковы основные этапы заключения договоров на проведение аудиторской проверки?

8.    Назовите основные этапы процесса планирования аудиторской проверки.

9.    Каково содержание плана проведения аудита?

10.                  Каковы сущность подготовки и составления программы проведения аудита?