Лекция №1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ Российской Федерации

1.1. Экономическая информация и информационные ресурсы

 

Для того, чтобы показать необходимость автоматизации и компьютеризации в налогообложении и в экономике в общем, необходимо вспомнить общие понятии, принятые в экономической информатике.

В общепринятом смысле понятие «информация» — это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Со временем появляются новые определения понятия. С позиций кибернетики, информация — обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, пере­дача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. [7, 17].

Отличительная черта информации — ее способность подвергаться обработке в соответствии с потребностями человека, задачами специа­листа. Ин­формация — это массив данных, который может обрабатываться, передаваться, сохраняться и использоваться в общественно-исторической практике путем применения различных форм, методов и средств на различных видах носителей.

Информатизация — это организационный социально-экономи­ческий и научно-технический процесс создания оптимальных усло­вий для удовлетворения информационных потребностей и реализа­ции прав граждан, органов государственной власти и местного са­моуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Процесс информатизации в Российской Федерации регулирует­ся рядом нормативно-правовых документов; основные среди них: «Об информации, информационных технологиях и о защите ин­формации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России (1994—1995), Концепция информационной безопасности России (2000), Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (2002), программа «Электронная Россия» (2002—2010 гг.).

К основным задачам информатизации общества относятся:

       модернизация информационно-телекоммуникационной ин­фраструктуры;

       развитие информационных, телекоммуникационных техно­логий;

       эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов и обеспечение широкого, сво­бодного доступа к ним;

       обеспечение граждан общественно значимой информацией, развитие независимых средств массовой информации;

       создание необходимой нормативно-правовой базы построе­ния информационного общества.

Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяют уровень развития страны, ее ста­тус в мировом сообществе.

Информационный ресурс — это массивы данных в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах), т.е. данные сохраненные на любых видах носителей – бумажных, электронных и т.д. Информационный ресурс каждой страны отно­сится к стратегическим, аналогичным по важности запасам энер­гии, ископаемых, сырья и прочим источникам.

Вместе с тем с развитием информацион­ной индустрии наблюдаются и негативные тенденции: увеличивается проникновение в частную жизнь людей, сокращается занятость, ухуд­шается здоровье пользователей информационных технологий и т.п.

Уметь целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, передачи, обработки и использования компью­терную информационную технологию, современные технические средства и методы — значит обладать информационной культурой. Это необходимое профессиональное качество бухгалтеров, финан­систов, менеджеров, банковских служащих и т.д.

Информационные ресурсы являются исходной базой для созда­ния информационных продуктов — результата интеллектуальной дея­тельности человека, распространяемого посредством услуг.

Главная тенденция развития информации на современном этапе состоит в совершенствовании электронной техники в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств ком­муникации.

Слияние компьютеров и средств коммуникации привело к соз­данию «инфокоммуникационных технологий», охватывающих все со­циально значимые области человеческой жизни:

       электронную коммерцию;

       электронные платежи, платежи в банковских, клиентских, налоговых и других расчетах;

       дистанционное обучение и выполнение других работ.

Среди информационных методов можно указать, в частности, сравнение, анализ, син­тез, классификацию, индукцию, формализацию, моделирование и др. Если говорить о средствах, то можно назвать речь, письмо, ЭВМ, сети ЭВМ и др. Рацио­нальное решение по управлению предприятием базируется на анализе достоверной, полной и своевременной информации.

Информация применяется во всех сферах общественной практики. Одна из таких значительных областей — экономика. Экономическая информация создается в результате экономической деятельности. Она отображает экономические объекты и хозяйственные процессы, кото­рые происходят на этих объектах — предприятиях, фабриках, банках и др.

Экономическая информация — это вид информации, отображающей состояние экономических объектов и происходящие в них хозяйственные процессы.

По своим свойствам экономическая информация — своеобразный ресурс экономической деятельности. На ее основе реализуется комплекс задач и функций экономических объектов. Вместе с тем экономическая информация в силу межотраслевого ее характера широко применяется и в других сферах общественно-полезной деятельности. Экономическая информация — неотъемлемая часть информационного ресурса эконо­мики всего общества. Информационный ресурс экономики — это система сведений, данных, знаний, сгенерированных в процессе общественно-исторической практики людей и используемых в экономической дея­тельности. Следует отметить, что экономическая информация занимает в информационном ресурсе общества значительное место в силу не только своего объема, но и содержательной значимости.