6.2. Компьютерные технологии в бухгалтерском учете

 

В бухучете сосредоточено примерно 60% всей информации [Автоматизированные информационные технологии в экономике. Под ред. Титоренко Г.А., с. 259]. Каждая функциональная подсистема имеет свой состав комплексов задач и информации, предназначенной для реализации определенных функций управления.

Основой информационной подсистемы бухгалтерского учета являются учетные задачи, объединенные в комплексы, выполняемые отдельными участками учета.

Информационная подсистема бухгалтерского учета включает следующие комплексы задач:

-   учета основных средств;

-   учета материальных ценностей;

-   учета труда и зарплаты;

-   учет готовой продукции;

-   учет финансово-расчетных операций;

-   учет затрат на производство;

-   сводный учет;

-   по составлению отчетности.

Организация АРМов и создание ЛВС приводит к постепенному стиранию граней между вышеуказанными комплексами задач; возникают межфункциональные  комплексы, объединяющие информацию комплексов различных участков учета.

Комплексы  бухгалтерских задач имеют сложные внутренние и внешние информационные связи. Внутренние – это взаимосвязи отдельных задач, комплексов и участков бухучета; внешние связи – взаимодействие с другими подразделениями, реализующими иные функции управления, а также вышестоящими организациями.

Информационные связи комплексов учетных задач позволяют выделить три фазы, обработки, заложенные в основу компьютерных программ: первичный учет, составление первичных бухгалтерских документов, их обработка и составление ведомостей аналитического учета по каждому участку учета: составление проводок и их размещение в различные регистры аналитического и синтетического учета, журналы-ордера по номерам счетов: составление сводного синтетического учета: отчетно-сальдовых ведомостей по счетам Главной книги, баланса  и форм финансовой отчетности.

Программное обеспечение решения задач бухгалтерского учета строится с учетом рассмотренных фаз обработки, интеграции учетных задач, а также наличия внешних связей.

При создании БуИС следует учесть информационные связи бухгалтерского учета с внешними организациями. Эта связь заключается в получении нормативных и методических материалов, а также в передаче сводной финансовой отчетности заинтересованным организациям: вышестоящим административным органам, налоговой инспекции, органам статистики, финансовым организациям и др.

Для связи с банками предусматривается межмашинный обмен информацией по системе «клиент-банк», которая позволяет создавать платежные поручения, передавать их в банк по модему, а также получать выписки из расчетного счета. При этом для  обеспечения защиты информации используется  электронная подпись и система шифрования информации.

Информационное обеспечение бухгалтерского учета характеризуется большим объемом разнообразных первичных документов, возникающих в различных подразделениях как вовне, так и внутри бухгалтерии, а также  широким  использованием нормативно-справочной документации.

Документы бухгалтерского учета классифицируются по различным признакам:

-   по назначению: распорядительные, исполнительные, учетного оформления, комбинированные;

-   по содержанию хозяйственных операций: материальные, денежные, расчетные;

-   по способу использования: разовые и накопительные;

-   по объему отраженных операций: единичные (первичные) и сводные;

-   по числу учитываемых позиций: однострочные и многострочные;

-   по месту составления: внутренние и внешние;

-   по способу заполнения: вручную и при помощи средств автоматизации учета.

Классификаторы и коды используются для составления бухгалтерских отчетов, сводок и группировок на основании выделенного группируемого признака. При компьютеризации бухгалтерских задач используются классификаторы различных видов: общегосударственные, отраслевые и локальные.

К информационному обеспечению бухгалтерских задач можно отнести ряд типовых отечественных информационно-справочных программ: Консультант-бухгалтер; Консультант-плюс; Гарант; Налоги России; Юридический справочник и др. 

В целях изучения информации, необходимой для управления производственной и хозяйственной деятельностью, предприятие создает бухгалтерскую информационную систему (БуИС). БуИС служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения.

В ней осуществляется сбор, регистрация данных о хозяйственной деятельности на предприятии, их обработка, хранение, передача пользователям для анализа и принятия решений. При этом данные о хозяйственной деятельности являются входом в БуИС, а полезная информация для лиц, принимающих решения, -  выходом из нее. Главная цель функционирования БуИС на предприятии – обеспечить руководство предприятия финансовой информацией для принятия обоснованных решений при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов.

К БуИС крупного предприятия предъявляются следующие требования:

-   автоматизированное решение всего комплекса  задач бухгалтерского учета, планирования, анализа и внутреннего аудита;

-   получение оперативной, постоянно меняющейся информации  о текущем состоянии дел на предприятии;

-   возможность консолидированного управления  и получения консолидированных финансовых отчетов.

БуИС, отвечающие этим требованиям, целесообразно создавать на основе комплекса АРМов ученых работников, действующих в сети с центральным управлением.

Состав и структура БуИС крупного предприятия зависит от размера предприятия и объема учетной информации.

На крупном предприятии обработка учетной информации с помощью БуИС ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, управлен­ческому и финансовому учету. На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации соз­даются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаи­модействующие между собой.

При создании БуИС на  предприятиях малого и среднего бизнеса использование ПЭВМ позволяет автоматизировать все процедуры по обработке инфор­мации на рабочем месте бухгалтера.

Существует несколько подходов к автоматизации бухгалтерского уче­та при создании таких БуИС. Это связано с тем, что небольшие предпри­ятия с простой и слаборазвитой структурой не требуют ведения управлен­ческого учета как отдельной подсистемы.

Программный комплекс для автоматизации бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях, охватывающий финансовый и управлен­ческий учет, состоит из двух модулей – управленческого и финансового учета. 

При решении вопроса компьютеризации на предприятии малого и среднего бизнеса, необ­ходимо учитывать ряд факторов, связанных со спецификой финан­сово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия, его экономическими возможностями, а также уровнем подготовки персонала. Подбор оптимальной конфигурации технических средств и программного обеспечения является серьезной пробле­мой, с которой сталкиваются такие предприятия.

Компьютеризация бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса ведется на основе большого количества программных средств, от­носящихся к классам «Мини-бухгалтерия» и «Интегрированная бухгалтерская система».

Пакеты мини-бухгалтерии имеют много общего и действуют по аналогичной схеме обработки информации. Принципы работы с такими пакетами можно рассмотреть на примере «1С:Бухгалтерия» (версия 6.0).

Программа ориентирована на привычную ручную работу бух­галтера и журнально-ордерную систему. Меню программы состав­лено в удобной форме, имеется возможность пересчета остатков и оборотов после ввода и изменений операций, получение итогов за любой расчетный период и интервал времени. В программе имеет­ся возможность формирования и печати всех необходимых пер­вичных документов: приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов, платежных документов.

Результатом обработки является набор форм отчетности для анализа финансового состояния предприятия на основе показате­лей, принятых в международной практике.