В бухучете
сосредоточено примерно 60% всей информации [Автоматизированные информационные
технологии в экономике. Под ред. Титоренко Г.А., с. 259]. Каждая функциональная
подсистема имеет свой состав комплексов задач и информации, предназначенной для
реализации определенных функций управления.
Основой
информационной подсистемы бухгалтерского учета являются учетные задачи,
объединенные в комплексы, выполняемые отдельными участками учета.
Информационная
подсистема бухгалтерского учета включает следующие комплексы задач:
-
учета основных
средств;
-
учета
материальных ценностей;
-
учета труда и
зарплаты;
-
учет готовой
продукции;
-
учет
финансово-расчетных операций;
-
учет затрат на
производство;
-
сводный учет;
-
по составлению
отчетности.
Организация АРМов и
создание ЛВС приводит к постепенному стиранию граней между вышеуказанными
комплексами задач; возникают межфункциональные
комплексы, объединяющие информацию комплексов различных участков учета.
Комплексы бухгалтерских задач имеют сложные внутренние
и внешние информационные связи. Внутренние – это взаимосвязи отдельных задач,
комплексов и участков бухучета; внешние связи – взаимодействие с другими
подразделениями, реализующими иные функции управления, а также вышестоящими
организациями.
Информационные
связи комплексов учетных задач позволяют выделить три фазы, обработки,
заложенные в основу компьютерных программ: первичный учет, составление
первичных бухгалтерских документов, их обработка и составление ведомостей
аналитического учета по каждому участку учета: составление проводок и их
размещение в различные регистры аналитического и синтетического учета,
журналы-ордера по номерам счетов: составление сводного синтетического учета:
отчетно-сальдовых ведомостей по счетам Главной книги, баланса и форм финансовой отчетности.
Программное
обеспечение решения задач бухгалтерского учета строится с учетом рассмотренных
фаз обработки, интеграции учетных задач, а также наличия внешних связей.
При создании БуИС
следует учесть информационные связи бухгалтерского учета с внешними
организациями. Эта связь заключается в получении нормативных и методических
материалов, а также в передаче сводной финансовой отчетности заинтересованным
организациям: вышестоящим административным органам, налоговой инспекции,
органам статистики, финансовым организациям и др.
Для связи с банками
предусматривается межмашинный обмен информацией по системе «клиент-банк»,
которая позволяет создавать платежные поручения, передавать их в банк по
модему, а также получать выписки из расчетного счета. При этом для обеспечения защиты информации
используется электронная подпись и
система шифрования информации.
Информационное
обеспечение бухгалтерского учета характеризуется большим объемом разнообразных
первичных документов, возникающих в различных подразделениях как вовне, так и
внутри бухгалтерии, а также широким использованием нормативно-справочной
документации.
Документы
бухгалтерского учета классифицируются по различным признакам:
-
по назначению:
распорядительные, исполнительные, учетного оформления, комбинированные;
-
по содержанию
хозяйственных операций: материальные, денежные, расчетные;
-
по способу
использования: разовые и накопительные;
-
по объему
отраженных операций: единичные (первичные) и сводные;
-
по числу
учитываемых позиций: однострочные и многострочные;
-
по месту
составления: внутренние и внешние;
-
по способу
заполнения: вручную и при помощи средств автоматизации учета.
Классификаторы и
коды используются для составления бухгалтерских отчетов, сводок и группировок
на основании выделенного группируемого признака. При компьютеризации
бухгалтерских задач используются классификаторы различных видов:
общегосударственные, отраслевые и локальные.
К информационному
обеспечению бухгалтерских задач можно отнести ряд типовых отечественных
информационно-справочных программ: Консультант-бухгалтер; Консультант-плюс;
Гарант; Налоги России; Юридический справочник и др.
В целях изучения информации, необходимой для
управления производственной и хозяйственной деятельностью, предприятие создает
бухгалтерскую информационную систему (БуИС). БуИС служит связующим звеном между
хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения.
В ней осуществляется сбор, регистрация данных о
хозяйственной деятельности на предприятии, их обработка, хранение, передача
пользователям для анализа и принятия решений. При этом данные о хозяйственной
деятельности являются входом в БуИС, а полезная информация для лиц, принимающих
решения, - выходом из нее. Главная цель
функционирования БуИС на предприятии – обеспечить руководство предприятия
финансовой информацией для принятия обоснованных решений при выборе
альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов.
К БуИС крупного предприятия предъявляются следующие
требования:
-
автоматизированное
решение всего комплекса задач
бухгалтерского учета, планирования, анализа и внутреннего аудита;
-
получение
оперативной, постоянно меняющейся информации
о текущем состоянии дел на предприятии;
-
возможность
консолидированного управления и
получения консолидированных финансовых отчетов.
БуИС, отвечающие
этим требованиям, целесообразно создавать на основе комплекса АРМов ученых
работников, действующих в сети с центральным управлением.
Состав и структура
БуИС крупного предприятия зависит от размера предприятия и объема учетной
информации.
На крупном
предприятии обработка учетной информации с помощью БуИС ведется на трех
уровнях, соответствующих первичному, управленческому и финансовому учету. На
каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки
учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и
аналитиков, взаимодействующие между собой.
При создании БуИС
на предприятиях малого и среднего бизнеса
использование ПЭВМ позволяет автоматизировать все процедуры по обработке информации
на рабочем месте бухгалтера.
Существует
несколько подходов к автоматизации бухгалтерского учета при создании таких
БуИС. Это связано с тем, что небольшие предприятия с простой и слаборазвитой
структурой не требуют ведения управленческого учета как отдельной подсистемы.
Программный комплекс для автоматизации бухгалтерского
учета на малых и средних предприятиях, охватывающий финансовый и управленческий
учет, состоит из двух модулей – управленческого и финансового учета.
При
решении вопроса компьютеризации на предприятии малого и среднего бизнеса, необходимо
учитывать ряд факторов, связанных со спецификой финансово-хозяйственной
деятельности конкретного предприятия, его экономическими возможностями, а также
уровнем подготовки персонала. Подбор оптимальной конфигурации технических
средств и программного обеспечения является серьезной проблемой, с которой
сталкиваются такие предприятия.
Компьютеризация
бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса ведется на
основе большого количества программных средств, относящихся к классам
«Мини-бухгалтерия» и «Интегрированная бухгалтерская система».
Пакеты мини-бухгалтерии имеют много общего и действуют по
аналогичной схеме обработки информации. Принципы работы с такими пакетами можно
рассмотреть на примере «1С:Бухгалтерия» (версия 6.0).
Программа
ориентирована на привычную ручную работу бухгалтера и журнально-ордерную
систему. Меню программы составлено в удобной форме, имеется возможность
пересчета остатков и оборотов после ввода и изменений операций, получение
итогов за любой расчетный период и интервал времени. В программе имеется
возможность формирования и печати всех необходимых первичных документов:
приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов, платежных
документов.
Результатом
обработки является набор форм отчетности для анализа финансового состояния
предприятия на основе показателей, принятых в международной практике.