1.2.
АРМ
экономистов: состав, структура, назначение, классификация
Понятие АРМ возникло в 70-е
годы применительно к системам автоматизации проектирования. Под АРМом понимали
графические комплексы автоматизации проектирования на базе мини-ЭВМ.
В основу создания АРМ
доложены следующие основные принципы;
- максимальная ориентация на
конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств
адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и
самообучения;
- проблемная ориентация АРМ
на решение определенного класса задач
объединенных общей технологией обработки информации, единством
режимов работы и эксплуатации;
- формализация
профессиональных знаний, т.е. возможность предоставления с помощью АРМ
самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе
накопления опыта работы с системой;
- модульность построения,
обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки
информации, а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания
его функционирования;
- эргономичность, т.е.
создание для пользователя комфортных условий труда и удобного общения с
системой.
Структура АРМ включает
функциональную и обеспечивающую части.
Функциональная часть определяет содержание конкретного АРМ и
включает описание совокупности взаимосвязанных задач, отражающих особенности автоматизируемых
функции деятельности пользователя. В основе разработки функциональной части АРМ
лежат требования пользователя к описанию вводной и выходной информации, средств
и методов достижения достоверности и качества информации, применяемых
носителей, средств защиты информации от
несанкционированного доступа, восстановления системы в сбойных
ситуациях, управления в нестандартных
случаях.
Обеспечивающая часть включает традиционные виды обеспечения:
техническое, математическое, программное, информационное и др.
К техническим средствам относятся персональный компьютер, дополняемый
другими вспомогательными устройствами (дисковыми накопителями, печатающими
устройствами, устройствами графики и т.д.). Математическими
средствами являются различные виды и типы математических алгоритмов и
моделей для решения конкретных экономических и управленческих задач. Программные средства включают
операционные системы, сервисные программы, стандартные программы пользователей
и пакеты прикладных программ, ориентированные на решение определенного класса
задач, обусловленного назначением АРМов. Программное обеспечение АРМ
подразделяется на общее и функциональное. Общее ПО предназначено для управление работой процессора,
организации доступа к памяти, периферийным устройствам, запуска и управления
процессором, выполнения прикладных программ, обеспечения выполнения программ на
языках высокого уровня. Функциональное ПО
предназначено для автоматизации решения функциональных задач, включая
универсальные программы и функциональные пакеты. К информационным средствам
относятся массивы информации, хранящихся в базах и банках данных, а также
системы управления базами данных.
АРМ – это специализированная
система, ориентированная на конкретного работника: администратора, экономиста,
инженера, конструктора и т. д. С помощью АРМ специалист может обрабатывать
тексты, посылать и принимать сообщения, хранящиеся р памяти ЭВМ, участвовать в
совещаниях, организовывать и вести личные архивы документов, выполнять расчеты
и получать готовые результаты в табличной или графической форме.
АРМ экономиста позволяет:
создавать персональный
информационный фонд цифровых, текстовых и справочных данных; выполнять
экономические средств (стандартных программ,
осуществлять ввод-вывод, информации; вести учет и контроль
документооборота; обрабатывать таблично-графические материалы; обеспечить
хранение, поиск и отбор информации.
АРМ можно классифицировать по
различным признакам (функциональному, режиму эксплуатации, виду решаемых задач,
степени подготовленности пользователя к работе с ПЭВМ и др.).
1. По функциональному
признаку различают АРМы: административно-управленческого персонала;
специалистов (экономиста, математика, медицинского работника, физика и т.д.);
проектировщиков (автоматизированных систем управления, радиоэлектронной аппаратуры и т.д.):
производственно-технологического назначения.
2. По
режиму эксплуатации АРМы подразделяются на одиночные, групповые и сетевые. а) В первой случае АРМ реализуется на
обособленно ПЭВМ, все ресурсы которой находятся в монопольном распоряжении
пользователя. Такое рабочее место ориентировано на решение нестандартных,
специфических задач, и для его реализации применяют ПЭВМ небольшой мощности.
б) При групповом режиме на
базе одной ПЭВМ реализуется несколько рабочих мест, объединенных по принципам
административной или функциональной общности. В этом случае требуется более
мощное ПЭВМ и более сложное ПО.
в) Сетевой режим эксплуатации
АРМа объединяет достоинство первых двух режимов. В этом случае каждое АРМ
строится на базе одного ПЭВМ, может эксплуатироваться автономно и имеет
возможность использовать различные ресурсы вычислительной сети.
3. По видам решаемых задач
различают АРМы для решения: информационно-вычислительных задач, задач
подготовки и ввода данных; информационно-справочных задач; задач статистической
обработки данных; задач аналитических расчетов и др.
Классификация АРМов должна
учитывать также степень подготовленности пользователей к работе с ПЭВМ:
- пользователи, владеющие программированием;
-
пользователи, получившие специальную подготовку по использо-ванию
инструментальных средств АРМ и освоивших работу на конкретной ПЭВМ;
- пользователи, не получившие
специальных знаний, но имеющие определенные навыки работы на конкретной ПЭВМ;
- пользователи, не имеющие знаний в области
ПЭВМ и не умеющие на них работать.
АРМ экономиста автоматизирует различные
аспекты деятельности и обеспечивает:
•
снижение
трудоемкости обработки информации;
•
повышение
оперативности использования получаемой информации;
•
повышение
персональной ответственности исполнителей за качество и достоверность
информации, получаемой на рабочем месте.
АРМ может быть настроено на обеспечение
обработки и получение информации как в автономном, так и в сетевом режимах.
Результатная информация может быть получена в форме сводных аналитических материалов
и графиков.
В АРМ реализованы следующие функции:
•
ввод данных в ЭВМ
с первичных документов;
•
контроль вводимых
данных;
•
корректировка
информации;
•
обработка
текстовой, табличной, графической и мультимедиа информации;
•
расчет данных по
задаваемым формулам;
•
накопление данных
и их хранение по годам и периодам;
•
логико-математическая
обработка информации для получения информации по запросам;
•
формирование
сводных отчетов с выдачей на экран дисплея, на печать, а также на магнитные
носители;
•
группировка
данных по характеристикам предприятий и показателям;
•
обработка и
представление данных в различных разрезах;
•
построение
графиков и диаграмм по финансово-экономическому состоянию предприятий;
•
пересылка данных
абонентам по каналам связи.
Диалог пользователя с ЭВМ в режиме АРМ
организован по принципу «меню». В зависимости от характера решаемых задач в
состав меню включаются разные программы, обеспечивающие соответствующие режимы
работы: настройка персональной ЭВМ, введение лингвистических средств, видов
документов, редактирование, сервис, помощь.
Например, в АРМ-статистика в режиме
«Настройка» пользователь определяет нужный ему раздел из перечня массивов
документов, файлов, разделов БД, а также хронологические рамки документов и
другие параметры [17].
Режим «Лингвистические средства» может быть представлен списком ИПЯ, классификаторов,
используемых для формирования сводных документов в виде группировок по
значениям кодов этих классификаторов (ОКПО, СООГУ, ОКОНХ и др.), а также
подготовки запроса и проведения документального поиска в БД.
С помощью режима «Документы» осуществляется
ввод, контроль и запись данных первичных отчетов, необходимых по регламенту
решения определенной задачи в рамках АИС. При входе в данный режим на экране
дисплея отображается список документов, подлежащих вводу для заданной задачи.
Затем данные вводятся в формы документов, например в электронные таблицы, в
соответствии с определенным списком предприятий и организаций, отчитывающихся
по данной форме.
В процессе ввода проводится проверка правильности
вводимых данных с использованием средств контроля, предусмотренных для данной
формы документа. Результатом контроля становится файл протокола, содержащий
информацию об обнаруженных ошибках, который можно просмотреть на экране или
распечатать. После анализа ошибок документы могут быть откорректированы. В
данном режиме работы можно также рассчитать итоговые или средние значения для
каждого показателя формы по заданной группе документов. Введенные документы
можно поместить в файл, предназначенный для передачи абоненту.
АРМ выполняет также формирование сводных
документов — сводки, отчеты за соответствующий период времени на основе
введенных первичных документов. В сводные отчеты могут быть отобраны любые
показатели по усмотрению пользователя. На основе привлеченных данных могут
быть выполнены самые разнообразные расчеты. АРМ позволяет производить
автоматическую группировку данных при получении сводок.
АРМ предусматривает графическое
отображение полученных сводок. Графики можно строить по любым выбранным
показателям сводки, используя столбиковую, наложенную, линейную, круговую и
другие виды диаграмм.
В режиме «Редактирование» создаются
справочники классов отчетности, форм первичной отчетности, а также выполняется
проектирование электронных образов форм первичных и сводных документов. Любая
электронная таблица состоит из строк и колонок, пересечение которых образует
клетку. Клетка может содержать информацию, представленную постоянным текстом
или переменным значением, которое бывает как числовым, так и символьным.
Числовые значения могут рассчитываться по различным формулам с нарастающим
итогом. Для создания электронной таблицы в АРМ предусмотрены следующие
возможности:
•
создание новой
таблицы;
•
создание новой
таблицы методом корректировки старой;
•
создание для
одного и того же первичного документа нескольких различных таблиц.
При создании разных таблиц отображения
для одного и того же документа, показатели, включаемые в новую таблицу,
сохраняют свое смысловое значение. Это очень удобно при получении различных
справок, сводок и других видов отображения данных. В процессе создания новой
электронной таблицы требуется ввести ее заголовок, изобразить шапку, присвоить
соответствующие номера колонкам и строкам, ввести наименования показателей,
заложить расчетные формулы контроля, присвоить номера показателей каждому
значению таблицы. В процессе редактирования электронной таблицы необходимо
предусмотреть правки шапки и строк, изменение ширины колонок, а также формул
расчета и контроля, вставку и удаление строк и колонок.
В режиме «Сервис» предусмотрены следующие функции: индексирование,
копирование, восстановление и сжатие информации, а также выборка данных из
массивов нормативно-справочной информации, например классификаторов.
Режим «Помощь» служит для "получения справок по пояснению и
уточнению правил выполнения различных операций в АРМ.
В результате работы АРМ полученная
информация может быть выведена на печать, записана на магнитные носители, а
также передана в виде файла по каналам связи на вышестоящие (нижестоящие)
уровни управления экономическим объектом. Организация работы АРМ базируется на
применении системной технологии обработки экономической информации, включающей
следующие этапы:
•
формирование
электронных таблиц на основе документов с использованием необходимых расчетов
и методов контроля информации;
•
создание сводных
документов в необходимых разрезах, используя данные электронных таблиц;
•
формирование
локальных БД;
•
передача
подготовленных сводных отчетов, справок, аналитических записок и других материалов
в вышестоящие и другие инстанции;
•
получение
запросов на выполнение указанных выше видов работ с учетом изменений и
дополнений, выработанных на основе анализа переданных материалов.
Применение АРМ в ТПОД обеспечивает
повышение эффективности решения регламентных задач по обработке данных в их
различных формах. Реализация АРМ в рамках системной технологии обеспечивает
высокое качество и дисциплину представления результатных данных, типизацию
технологического процесса обработки информации на различных уровнях управления
экономической системой.