Тема № 8. Темперамент, характер, их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста

 

1. Понятие темперамента

2. Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека

3. Типы характера

 

1. Понятие темперамента

Темпераменткомплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определённому стилю поведения. В нём проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, лёгкость или затруднённость социальной адаптации, способность к волевым усилиям.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И.П.Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей  нервной деятельности, лежащих в основе четырёх темпераментов.

Названия темпераментов впервые ввёл древнегреческий врач Гиппократ, который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) – у сангвиников, жёлтой желчи (холэ) – у холериков, слизи (легмы) – у флегматиков и чёрной желчи (мелайна холэ) – у меланхоликов.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

- скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно – моторную экспрессивность;

- преимущественную подчинённость поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия);

- адаптированность к внешним изменяющимся условиям;

- чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость;

- пластичность или ригидность психической деятельности.

Ригидность  - это инертность, консервативность, плохая переключаемость психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности:

- сенсорная –пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;

- моторная – трудность перестройки привычных движений;

- эмоциональная  продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;

- памяти – персеверация, навязчивость образов памяти;

- мышления – инерция суждений, установок, способов решения задач.

Качество, противоположное ригидности, - гибкость, подвижность, адекватность.

Темперамент

1.Научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием  поступков людей к их природным особенностям. Исследования И.И.Павлова показали, что свойства личности зависят от нейрофизиологической организации человека, но не определяются ею. В экспериментах было доказано, что нервная деятельность пластична, поддаётся изменениям: «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно вступает и важнейшее свойство-т высочайшая пластичность».

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, т.к. в нем объединяются природные и социально-приобретённые качества человека.

2.Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы - экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введённые швейцарским психологом К.Г.Юнгом, означают преимущественную  направленность индивидов на внешний  (экставерт) или внутренний (интроверт) мир.

Экстраверты отличаются преимущественной обращённостью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны.

Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхожденни в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

   Направленность личности- целостно-ориенационная система личности, иерархия её базовях потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности. Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности.

Различаются следующие особенности направленности личности:

-социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности - направленность её повседневного поведения, соответствие поведения личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности;

-разнообразие потребностей личности, широта её интересов и определённость центральных стержневых интересов -  целеустремлённость личности;

-степень устойчивости отношений - последовательность и принципиальность личности, цельность личности.

   Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность- это значимость для человека определённых явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы её организации (честность, достоинство и т.д.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.

   Социальная адаптация личности - это прежде всего её приобщение к системе социальных общностей. Среди этих ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, а также сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство – вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.

   Направленность личности определяет всю систему её побуждений, её стратегические и тактические цели, которые регулируют деятельность личности. Но если цель – основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности – в системе человеческих потребностей.

К одной из наиболее ранних относится известная типология древнегреческого врача Гиппократа (IVв. до н.э.), который делили всех людей по темпераменту на следующие четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. В терминологии средневековой психологии "нравов" эти четыре импринтных типа обозначены в таблице 14. Как типы темперамента человека.

 

Таблица 14.

Типы темперамента.

 

Желчный нрав
(Враждебная сила)

Сангвинический нрав
(Дружелюбная сила)

Холерический нрав
(Враждебная слабость)

Флегматический нрав
(Дружелюбная слабость)

 

Согласно древним сведениям, если следовать по часовой стрелке, сангвинический тип (дружелюбная сила) отождествлялся с архетипом Льва и элементом огня. Лев, знаменитый своим чувством собственного достоинства, представляет «хорошую» силу», а огонь – власть. Флегматический тип (дружелюбная слабость) отождествлялся с архетипом Ангела и элементом воды; эти люди «слишком чувствительны, чтобы сражаться» и «плывут по течению». Холерические типы отождествлялись с архетипом Быка (свирепая подозрительность, паранойя) и элементом земли (медлительная псевдоглупость, традиционная поза покоренных рас по отношению к их завоевателям). Желчные типы (враждебная сила) отождествлялись с архетипом Орла (символ Римской Империи  и т.д.) и элементом воздуха, который, по-видимому, означает небо, так как эти типы обычно наделены «высотой и властью».

В системе трансакционного анализа эти четыре импринтных типа соответствуют четырем основным жизненным сценариям (см.таблицу 15):

 

Таблица 15.

Четыре импринтных типа темперамента.

 

1.Сангвиническая/Дружелюбная сила. «Я в порядке, и ты в порядке»

 

 

3.Холерическая/Враждебная слабость. «Я не в порядке, и ты не в порядке»

 

2.Флегматическая/Дружелюбная слабость. «Я не в порядке, а ты в порядке»

 

4.Желчная/Враждебная сила.
«Я в порядке, а ты не в порядке»

 

Рассмотрим поведенческие особенности каждого вида на примере посещения врачебного кабинета. На приеме у психотерапевтов чаще всего оказываются флегматики (дружелюбная слабость; зависимый невротик), которые добровольно ищут переимпринтирования. С ними не все в порядке, однако они глубоко верят, что врач хорош. Желчные (враждебная сила) и холерики (враждебная слабость), могут оказаться у психотерапевта только в том случае, если их коллеги, семьи или, чаще всего, постановление суда вынудят их попробовать переимпринтировать их обременительную враждебность. Сангвиники (дружелюбная сила) практически никогда не обращаются к психотерапевту. Они, как правило, удовлетворены своей жизнью, как и все остальное общество. Увы, они также не могут ощутить необходимость в какой-либо терапии, просто потому, что принимают на себя слишком большую ответственность и взваливают на себя слишком большую ношу. Обычно они попадают к психотерапевту только по направлению лечащего врача, который догадывается о причине их недугов. Постараемся рассмотреть схему жизненных позиций каждого из представленных психотипов по сведениям древних источников.

Субъект No 1 – Ответственный/Сверхобыкновенный (сангвиник). Все считают его (ее) уважаемым общественным лидером – полезным, внимательным, дружелюбным и уверенным в себе. Некоторые даже скажут, что он (она) портит людей своей добротой, слишком многое прощает, соглашается с каждым. Он (она) любит управлять теми, кто не может управлять собой. Это Благородный Лев. Этот человек может быть (и, вероятно, является) абсолютным роботом. Это означает, что если он не способен отдавать строгие приказы, не способен сомневаться в других, не способен проявлять эгоцентричность и т.п. – значит, он механически импринтировал первый квадрант, «дружелюбную силу». С другой стороны, если в соответствующих ситуациях он способен выйти за пределы первого квадранта (например, проявить враждебность по отношению к мародеру или агрессору), у него имеется импринтированно-кондиционированная склонность к «Я – в порядке, ты – в порядке».

Субъект No 2, - дружеская слабость (флегматик). Он самокритичен, застенчив, робок, легко поддается чужому влиянию, «бесхребетен» и всегда ищет кого-нибудь, кто взял бы руководство на себя и отдавал приказы.

Субъект No 3, полностью роботоподобный или обладающий небольшой гибкостью, приземлился в квадранте 3, «враждебная слабость» (холерик). Он никому не верит, восстает против всего, постоянно саркастичен, все время жалуется и в целом является резким, злопамятным и (до некоторой степени) параноидальным типом. Это Мрачный Бык.

Субъект No 4 приземлился в квадранте 4, «враждебная сила» (желчный), и является «начальственным», холодным, бесчувственным, авторитарным, самовлюбленным, хвастливым и т.д., хотя большинство все же считает его «хорошим лидером». Это Царственный Орел.

Ирония и трагедия человеческой жизни в том, что ни один из них не подозревает о том, что он – робот. Каждый из этих четверых пространно и с большой убедительностью объяснит вам, что каждый из его роботических, бесконечно повторяющихся рефлексов вызывается окружающими обстоятельствами, т.е. «плохим» поведением других людей.

Итак, если поместить этих четырех приматов на необитаемый остров, можно предсказать, что субъект No 1 и субъект No 4 (дружелюбная сила и враждебная сила) попытаются захватить власть – No 1 для того, чтобы помочь другим, No 4 потому, что он не может представить у руля никого другого. No 1 уступит No 4, так как хочет, чтобы все шло хорошо в интересах других, а это невозможно, если No 4 не окажется наверху. No 2, дружелюбную слабость, не интересует, кто – No 1 или No 4 – будет у власти, лишь бы кто-то другой принимал решения. А No 3, также независимо от того, кто будет у власти, будет жаловаться (и жаловаться, и жаловаться), в то же время избегая любых действий, требующих личной ответственности.

Социобиологи, которые отлично знакомы с этими четырьмя квадрантами, присутствующими как в человеческих, так и в животных обществах, утверждают, что каждый организм рождается с генетической предрасположенностью к одной из этих ролей. Но в чистом виде эти типы темперамента у человека отсутствуют, один из них является доминирующим.

Верхние два квадранта сетки Лири – дружелюбная сила и враждебная сила – приблизительно соответствуют тому, что Ницше называл моралью господ, этикой правящих классов. Ницше также называл эту силу «животной» или «несублимированной» формой воли к власти. Дружественная сила, с другой стороны, не соответствует, разве что очень слабо, ницшеанской «сублимированной воле к власти».

Нижние два квадранта – дружелюбная слабость и враждебная слабость – соответствуют ницшеанскому понятию морали рабов, тех, кто принадлежит к «низшей» касте или к «низшему» классу. Каждый «товарищ» – это комок концентрированной ненависти. Любой профессиональный актер знает это, поэтому его тело увеличивается физически, если он играет сильного персонажа, и съеживается, когда он играет слабака.

Каждый «ярко выраженный» тип на сетке Лири (таблица 16.) представляет собой один из четырех секторов круга:

 

Таблица 16.

 

Сетка Лири.

 

img2

 

Для полного представления психотипов представим таблицу 17. который даст возможность представить их по пятнадцати позициям.

 

Таблица 17.

 

Описательная характеристика типов темперамента.

 

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

1

Неуравновешен­ное поведение

Хорошо уравно­вешенное поведе­ние

Отлично уравно­вешенное поведе­ние

Очень неурав­новешенное поведение

2

Сильные кратко­временные эмо­циональные пе­реживания

Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания

Слабые эмоцио­нальные пережи­вания

Глубокие и длительные эмоциональные переживания

3

Настроение неус­тойчивое с пре­обладанием бод­рого

Настроение ус­тойчивое, жизне­радостное

Настроение устой­чивое, без больших радостей и печалей

Настроение неустойчивое с преобладанием

пессимизма

4

Речь громкая, резкая, неравно­мерная

Речь громкая, живая, плавная

Речь монотонная, медленная

Речь тихая с задыханием

5

Терпение слабое

Терпение умерен­ное

Терпение очень большое

Терпение очень слабое

6

Адаптация хоро­шая

Адаптация отлич­ная

Адаптация мед­ленная

Адаптация трудная

7

Общительность высокая

Общительность равномерная

Общительность невысокая

Замкнутость

8

Агрессивность в поведении

Миролюбивое поведение

Сдержанность в поведении

Истеричность поведения

9

Отношение к критике возбуж­денное

Отношение к критике спокой­ное

Отношение к кри­тике безразличное

Отношение к критике обид­чивое

10

Отношение к новому положи­тельное

Отношение к новому безраз­личное

Отношение к но­вому отрицатель­ное

Оптимистиче­ское отношение сменяется пес­симизмом

11

Стремление к цели сильное, с полной отдачей

Стремление быст­рого достижения цели с избеганием препятствий

Достижение цели медленное, упор­ное

Стремление к цели то силь­ное, то слабое с избеганием препятствий

12

Значительная переоценка своих способностей

Некоторая пере­оценка своих способностей

Более реальная оценка своих спо­собностей

Чаще недо­оценка своих способностей

13

Умеренная вну­шаемость и мни- тельность

Небольшая вну­шаемость и мни­тельность

Слабая внушае- мость и мнитель­ность

Большая вну­шаемость и мнительность

14

Впечатлитель­ность весьма сильная

Впечатлитель­ность сильная

Впечатлительность слабая

Впечатлитель­ность очень сильная

15

Импульсивность весьма сильная

Импульсивность сильная

Впечатлительность слабая

Впечатлитель­ность слабая

 

Основные виды темперамента:

1.Сангвинический темперамент. И.П.Павлов даёт следующую характеристику сангвинического темперамента: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым».

Сангвиник отличается лёгкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив.

Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределённости внимания.

2.Холерический темперамент. «Холерический тип, - отмечает И.П.Павлов, - это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся». «Увлекшись каким – нибудь  делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвётся, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу».

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений.

3.Флегматический темперамент. «Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни».

Реакции флегматика несколько замедленны. Настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остаётся достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, т.к. процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны, и поведение в ряде случаев недостаточно гибко.

Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

4.Меланхолический темперамент. «Меланхолический темперамент, - отмечает И.П.Павлов, - есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он не во что не верит, ни на что не надеется, во всём видит и ожидает только плохое, опасное». 

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчётливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определённых условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость.

В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности.

 

2. Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека

Возраст 36-40 лет считается жизненным водоразделом. С этого времени жизненные силы начинают понемногу убывать. Но процесс вначале идет очень медленно и компенсируется духовными приобретениями.

Н склоне же лет многие ценности переоцениваются, многое девальвируется, прожитая жизнь представляется сгустком отдельных событий. И только первая четверть жизни вспоминается как самая дорогая и счастливая и наиболее продолжительная. Остальные периоды кажутся короткими и не очень благополучными.

Вторая половина жизни предопределяется капиталом, созданным в ее первой половине.

Характер людей может наиболее оптимально проявляться в разном возрасте. Одни люди особенно привлекательны в юности, другие – деятельны, продуктивны и красивы в зрелом возрасте. Некоторые особенно привлекательны в старости, когда становятся предельно задушевными, доброжелательными, уступчивыми и полезными своей мудростью и бескорыстной гуманностью. Вероятно, в характере индивида имеется то, что предназначено для наиболее полного проявления в определенном возрасте.

К концу жизни у человека окончательно исчезают иллюзии, его характер обнажается в своей непосредственности, ослабляются  социально-ролевые  наслоения. И человек, наконец, узнает сам себя, свои подлинные мироотношения. Жизнь вновь приобретает оттенок созерцательности.

Сильным чувством старого человека является  чувство его значимости в делах минувших дней, состоявшейся самореализации, причастности к вечному потоку жизни. И даже уходя из этого мира, человек знает, что он не исчезает полностью. Его жизнь обеспечила беспрерывность человеческого бытия.

Многое меняется в психике человека на протяжении всей его жизни – меняется объем знаний, образ мыслей, поведенческие навыки, отношение к различным явлениям действительности. Но очень устойчивым, стабильным психическим образованием остается его «Я-концепция», его жизненное самоощущение. Эта стабильность личностной концептуальности, очевидно, и породила души человека.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Характер – мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности.

Физиологическая основа поведения индивида охватывается понятием «темперамент», социально обусловленная же сфера его поведения – понятием «характер». Темперамент соотнесен с природно – бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер – с волевой сферой. Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Отличительные черты, свойственный индивиду от природы, накладывают отпечаток и на его характер, то есть и на социально сформированные способы его поведения. Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительных приемов поведения. Затормаживаются и угасают те поведенческие направления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения; «утверждаются» приемы, содействующие самореализации индивида, его Я-концепции.

  В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако, поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте.

Воспитание человека, формирование его характера – это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социуме. В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными.

Существенным качеством характера является сбалансированность его черт – цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.

Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых  качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера.

Этот возрастной период отличается и высокой поведенческой активностью. Дети стремятся к формированию своих поведенческих возможностей. В связи с этим существенное воспитательное значение приобретает метод упражнения.

В системе отношений человека в социуме выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

 

Опросник. Определение акцентуаций характера по методике

Леонгарда - Шмишека.

 

1.      Выполнение подготовительной части работы (теоретическое обоснование материала)

Акцентуация характера – это  чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека.

Виды акцентуаций:

1.Застревающий тип - умеренная общительность, часто конфликтует, чувствителен к справедливости, обидчив, предъявляет ко всем повышенные требования.

2.Возбудимый тип- малообщителен, зануден, угрюм, склонен к брани, неучтив, властен в семье, вспыльчив, раздражителен.

3.Демонстративный тип – лёгкость в установлении контактов, склонность к лидерству, жажда власти и похвалы, артистичен.

4.Педантичный тип -  конфликтует редко, очень аккуратен, добросовестен, надёжен.

5.Гипертимный тип – общителен, при беседе часто отклоняется от темы, энергичен, легкомысленен, не может находиться в одиночестве.

6.Дистимный тип- немногословен, домосед, замкнут, серьёзен, добросовестен

7.Циклоидный тип- частая смена настроения, при хорошем настроении ведёт себя как гипертимный тип, при плохом как дистимный.

8.Экзальтированный тип- влюбчив, привязан к близким, отличается хорошим вкусом

9.Тревожныйтип -  робкий, неуверенный, самокритичен, часто бывает «козлом отпущения».

10.Эмотивный тип – общителен в кругу избранных, редко вступает в конфликты, умеет радоваться чужим успехам.

2.      Выполнение тестового задания

Инструкция: Ниже представлены 97 вопросов – утверждений. Отметьте те из них, с которыми вы согласны. Работать следует достаточно быстро, долго не раздумывая над каждым последующим вопросом.

Опросник ЛеонгардаШмишека.

1.      Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомрачённым?

2.      Восприимчивы ли  вы к оскорблениям, обидам?

3.      Легко ли вы плачете?

4.      Возникает ли у вас после окончания какой- либо работы сомнения в качестве её исполнения и проверяете ли вы, правильно ли всё было сделано?

5.      Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?

6.      Часто ли у вас бывают резкие смены настроения?

7.      Бываете ли вы обычно в центре внимания во время веселья?

8.      Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин становитесь ворчливыми и раздражительными, и все считают, что  вас лучше не трогать?

9.      Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10.   Вы человек серьёзный?

11.   Способны ли вы на время так сильно увлечься чем – нибудь, что всё остальное перестаёт быть значимым для вас?

12.   Предприимчивы ли вы?

13.   Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

14.   Мягкосердечны ли вы?

15.   Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?

16.   Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учёбе) вы были одним из  первых?

17.   Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?

18.   Смеётесь ли вы иногда над неприличными шутками?

19.   Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичными?

20.   Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и  событий?

21.   Любят ли вас ваши знакомые?

22.   Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23.   Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24.   Случалось ли вам рыдать, переживая тяжёлое нервное потрясение?

25.   Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?

26.   Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?

27.   Хвастаетесь ли вы иногда?

28.   Смогли  ли бы вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29.   Раздражает ли вас, если шторы или скатерть висят неровно, стараетесь ли вы это поправить?

30.   Боялись ли вы в детстве оставаться  дома одни?

31.   Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?

32.   Случалось ли вам быть одним  из лучших в своей профессиональной или учебной деятельности?

33.   Легко ли вы впадаете в гнев?

34.   Способны ли вы быть весёлым?

35.   Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?

36.   Смогли бы вы играть роль ведущего веселых представлениях?

37.   Лгали ли вы когда – нибудь в своей жизни?

38.   Говорите ли вы людям своё мнение о них прямо в глаза?

39.   Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?

40.   Нравится ли вам ваша работа, когда только вы один за неё ответственны?

41.   Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым была допущена несправедливость?

42.   Беспокоит ли вас необходимость спуститься в тёмный погреб, войти в пустую тёмную комнату?

43.   Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44.   Вы очень общительный человек?

45.   Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

46.   Сбегали ли вы в детстве из дома?

47.   Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?

48.   Часто ли вам жизнь  кажется тяжёлой?

49.   Случалось ли вам так расстраиваться из – за какого – нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали, что не в состоянии пойти на работу?

50.   Можно ли сказать,  что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?

51.   Стараетесь ли вы помириться, если кого – нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?

52.   очень ли вы любите животных?

53.   Случалось ли вам уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить, не произошло ли чего – нибудь?

54.   Беспокоили ли вас когда – нибудь мысли, что с вами или вашими родственниками  должно что – либо случиться?

55.   Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?

56.   Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

57.   Можете ли вы, рассердившись на кого – либо, пустить в ход кулаки?

58.   Очень ли вы любите веселиться?

59.   Вы всегда говорите то, что думаете?

60.   Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61.   Привлекает ли вас роль организатора в каком – нибудь деле?

62.   Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое – либо препятствие?

63.   Чувствовали ли вы когда – нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?

64.   Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слёзы?

65.   Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

66.   Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67.   Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?

68.   Вернули бы вы не раздумывая, лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69.   Большое ли значен6ие вы придаёте тому, чтобы каждая вещь в вашем доме должна находиться на своём месте?

70.   Случается ли вам, что, ложась спать в отличном настроении, на следующее утро вы встаёте в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71.   Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72.   Часто ли у вас бывают головокружения?

73.   Часто ли высмеётесь?

74.   Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы  плохого мнения, так приветливо, что никто не догадается о вашем действительном отношение к нему?

75.   Вы человек подвижный?

76.   Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77.   Вы – страстный  любитель природы?

78.   Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79.   Пугливы ли вы?

80.   Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение?

81.   Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82.   Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?

83.   Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?

84.   Бывают ли у вас переходы от весёлого настроения к  тоскливому?

85.   Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?

86.   Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

87.   Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

88.   Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых осознаёте?

89.   Могли ли вы в школьные годы переписать страницу в тетради из – за помарок?

90.   По отношению к людям, вы больше осторожны и недоверчивы,  чем доверчивы?

91.   Часто ли у вас бывают страшные сновидения?

92.   Хотите ли вы иногда покончить жизнь самоубийством?

93.   Становитесь ли вы веселее в обществе весёлых людей?

94.   Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?

95.   Совершаете ли вы импульсивные поступки под влиянием алкоголя?

96.   В беседах вы больше молчите, чем говорите?

97.   Могли бы вы, изображая кого – нибудь, так увлечься, что на время забыть, кто  вы на самом деле?

3. Обработка результатов

1.Подсчитайте ответы, совпадающие с Ключом к опроснику по каждому из свойств характера (типов акцентуаций).За каждый ответ, совпадающий с Ключом, присваивается 1балл

2.Сумма сырых баллов по каждому из свойств характера умножается на соответствующий коэффициент, указанный в Ключе.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Свойство характера

Коэф.

«ДА» № вопросов

«НЕТ» № вопросов

Гипертимность

3

1, 12, 25, 36, 50, 61,75, 85

-

Дистимность

3

10, 23, 48, 83, 96

34, 58, 73

Циклотимность

3

6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93

-

Эмотивность

3

3, 14, 52, 64,77,87

28, 39

Демонстративность

2

7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97

56

Застревание

2

2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90

13, 51

Педантичность

2

4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92

40

Тревожность

3

17, 30, 42, 54, 79, 91

5, 67

Возбудимость

3

8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95

-

Экзальтированность

6

11, 35, 60, 84

-

4.Обобщение полученных значений

0 – 8 – отсутствие выраженности акцентуации

8 – 12 – среднее значение выраженности

12 – 18 – выраженная акцентуация

18 – 24 – ярко выраженная акцентуация

 

Нравственность – свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению.

Нравственное самоусовершенствование индивида – один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивида – это духовное преодоление трудностей бытия.

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам:

- «Я хороший и все люди хорошие»;

- «Я плохой, а все люди хорошие»;

- «Я хороший, а все люди плохие»;

- «Я плохой и все люди плохие».

У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе – «Я - концепция». Образ собственного «Я» состоит из ряда компонентов:

- когнитивного – образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость;

- эмоционального – самоуважение, самодовольство, самоуничтожение и др.;

- притязательно – волевого – желание самоутверждения, признания достоинств другими индивидами.

Наряду с реальным «Я» существуют «Я» идеальное и «Я» динамическое, саморазвивающееся.

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений также включает в себя склонности, призвание и талант как характерологические качества личности.

К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др.

Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе некоторые качества характера носят криминогенный характер: корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».

Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость и уравновешенность:

- цельность характера – устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков;

- сила характера – энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях;

- твердость характера – сила характера в сочетании с личностной  принципиальностью;

- уравновешенность характера – ровность, сдержанность поведения, эмоционально – волевая устойчивость личности.

Эмоциональные особенности характера индивиданаиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление.

Эмоциональность индивида характеризуется содержанием, качеством и динамикой его эмоциональных процессов:

- содержательная сторона эмоциональной сферы индивида определяет его ценностные ориентации, общую психическую направленность;

- качественная сторона эмоций свидетельствует о преимущественной положительной или отрицательной модальности присущих данному индивиду эмоциональных состояний;

- к динамическим эмоциональным свойствам индивида относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов, их внешнее проявление – экспрессия.

Интеллектуальные черты характераустойчивые индивидуально – типологические особенности интеллекта. По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости  и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.

Интеллект индивида – устойчивая структура его умственных качеств. В развитии интеллекта индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее – взаимодействие этих факторов.

Итак, в многообразии черт характеров выделяется то, что заметно выступает на передний план в регуляции поведения индивида, - волевая сторона его психики, выражающаяся в  повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях. В этих случаях проявляется сила характера, которая вместе с цельностью и устойчивостью составляет основные динамические качества характера. Ценностное же его качество определяется нравственностью и когнитивной направленностью.

 

Приложение 1.

 

«Конфликтная личность»

Тест позволяет оце­нить степень вашей конфликтности или тактичности.

 

Инструкция

Выберите один из трех предложенных вариантов ответа — а, б или в.

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете:

а)   избегаете вмешиваться в ссору;

б)   можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;

в)   всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения.

2.   На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

а)   нет;

б)   да, но в зависимости от личного отношения к нему;

в)   всегда критикуете за ошибки.

3.   Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется неудачным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

а)   если другие вас поддержат, то да;

б)   разумеется, вы будете поддерживать свой план;

в)         боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.
         4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а)   только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;

б)   да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в)   вы спорите со всеми и по любому поводу.

5.   Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

а)   считая, что и вы не хуже него, попытаетесь тоже обойти очередь;

б)   возмутитесь, но про себя;

в)   открыто выскажете свое негодование.

6.   Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, новая работа вашего товарища, в которой есть сме­лые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

а)   выскажетесь и о положительных и об отрицательных сторонах этого проекта;

б)   выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;

в)   станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допус­кать ошибки.

7.   Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительнос­ти, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:

а)   что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;

б)   скажите, что эта вещь безвкусна;

в)   в очередной раз поругаетесь с ней из-за этого.

8.   Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?

а)   думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных детей»;

б)   делаете им замечание;

в)   если бы это было в общественном месте, вы бы их отчитали.

9.   В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а)   в таком случае, вы не даете ему чаевые, которые заранее приго­товили;

б)   попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в)   это будет поводом для скандала.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой, разнообразием меню. Воз­мущает ли вас это?

а)   да, но если вы даже выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;

б)   вы находите способ пожаловаться на него, предлагая наказать или даже уволить;

в)   вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщи­цах, официантках.

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

а)   нет;

б)   разумеется, признаете;

в)   какой же будет авторитет, если вы признаетесь, что были неправы?

Ключ

Каждый вариант ответа получает определенное количество очков:

ответ а — 4 очка

ответ 6—2 очка

ответ в — 0 очков.

Подсчитайте сумму набранных вами очков.

 

Результат

От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, стремитесь избегать критических ситу­аций. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельс­ких отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы принципиальный и смелый человек. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.

От 10 до 14 очков. Вы ищете поводы для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если неправы. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?

 

3. Типы характера

Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характерна отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

Тип внутренне конфликтный, но внешне согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями.

Конфликтный тип с пониженной адаптацией – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания.

Вариативный тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности; свидетельствует о низком уровне развития личности, отсутствии у нее устойчивого способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогат пластичности поведения.

В старости характер претерпевает определенные изменения, которые, по мнению большинства исследователей, в значительной степени предопределяются самим человеком, его жизненным статусом, направленностью его личности, его индивидуальными особенностями.

Личность дезорганизуется по мере утраты приобретенного опыта. Сначала утрачиваются индивидуальные духовные свойства и черты. Затем следует потеря социальных черт, общих для всей группы, к которой принадлежит личность, а уже к самому концу жизни исчезают и особенности биологического вида.

Нормальными проявлениями старения являются те случаи, когда в старости не происходит каких-либо изменений характера и до конца жизни пожилые остаются теми же людьми, что и были раньше.

Если же изменения происходят, то они обусловлены развитием негативных возрастных органических процессов, имеющих отношение к функционированию центральной нервной системы. Акцентуация черт характера, а также и впервые выявляющиеся негативные изменения личности в старости, являются симптомами собственно-возрастных психозов позднего возраста.

В старости взаимодействие и переплетение биологических и социальных факторов ведут к сложной количественной и структурной трансформации личности. У старых людей снижены самочувствие, самооценка, усиливается недовольство собою, раздражительность, гневливость, угрюмость. Старики становятся пессимистами, способность радоваться снижается, у них преобладают различные тревожные опасения: одиночества, беспомощности, смерти. Неуверенность в себе делает стариков мелочными, скупыми, педантичными и т.п. Интерес к внешнему миру падает, но наряду с этим появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого, его переоценке.

Интровертированность и ипохондризация сопровождаются ростом эгоистических и эгоцентрических черт личности. У стариков волевые качества ослабляются, ухудшается контроль над своими реакциями, они недостаточно хорошо владеют собой, поэтому затрудняются взаимоотношения с окружающими.

В процессе старения происходят следующие изменения характерологических особенностей.

1. Изменяются образы времени: во-первых, с возрастом бег времени как бы ускоряется, во-вторых, время ощущается менее заполненным различными событиями. Активно участвующие в жизни люди больше внимания уделяют планированию будущего, а пассивные - воспоминания о прошлом.

2.        Более однообразными становятся интересы человека, они не связаны с необходимостью значительных затрат времени и сил на умственную или мышечную работу. Часто интересы сосредоточены на состоянии своего здоровья, на своих сиюминутных потребностях и желаниях.

3.    Характерной чертой многих пожилых и старых людей становится
обидчивость, реакции с нею связанные часто не адекватны вызвавшим их причинам. Порой это связано со старыми, давно забытыми обидами, которые возникают в памяти в ответ на конкретный конфликт.

4.           Становятся более выраженными такие черты характера, как скупость, недоверчивость, завистливость, неуживчивость. Однако далеко не у всех пожилых старых людей проявляются данные характерологические особенности. Неоднозначно и их объяснение. Так, часто скупостью скрывается бережливость как форма борьбы за материальную независимость и свободу.

5.           Менее выраженными становятся такие качества, как честолюбие, самолюбие, тщеславие; снижается общительность.

Отмеченные инволюционные изменения проявляются у людей в разной степени, что зависит от сохранности адаптивных механизмов организма и возможной «возрастной перестройки». Так, у некоторых характер с возрастом не только не портится, но даже улучшается. Все мелочное, неважное отпадает, идет концентрация на главном, на «вечном», наступает «просветленность духа», приходит мудрость.

Приложение 2.

 

Тест «Акцентуации характера»

(определение основных направлений характера по К. Леонгарду)

 

Среди личностных причин конфликта важное место принадлежит акцентуациям характера. Приводимый тест позволит вам определить свой характер с этой точки зрения. Какие акцентуации, на ваш взгляд, наиболее часто выступают в качестве причин конфликта? Тест предназначен для определения акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера, включающих десять шкал. Вам предоставлены 88 вопросов, касающихся вашего характера. Если согласны с утверждением, рядом с его номером поставить знак «+» («да»), если нет — знак «—» («нет»). Над вопросами долго не думай­те, правильных и неправильных ответов нет.

1.  Ваше настроение в общем веселое и беззаботное?

2.Восприимчивы ли вы к обидам?

3.  Бывает ли так, что на глаза неожиданно навертываются слезы?

4.  Всегда ли считаете себя правым в осуществляемом вами деле и не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5.  Считаете ли себя таким же смелым, как в детском возрасте?

6.  Часто ли меняется ваше настроение от глубокой радости до глубо­кой печали?

7.  В компании находитесь в центре внимания?

8.  Бывает ли так, что беспричинно находитесь в угрюмом и раздражи­тельном настроении, что с вами лучше не разговаривать?

9.  Серьезный вы человек?

10.Способны ли восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11.Вы предприимчивы?

12.Быстро ли забываете, если вас кто-либо обидит?

13.Вы мягкосердечный человек?

14.Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли затем, не оста­лось ли оно висеть в прорези?

15.Всегда ли стараетесь быть добросовестным в работе?

16.Испытывали ли в детстве страх перед грозой или собаками?

17.Стремитесь ли во всем и всюду соблюдать порядок?

18.Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19.Любят ли вас ваши знакомые?

20.Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

21.Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощуще­ние возможной беды, неприятности?

22.Бывали ли у вас раньше хотя бы один раз нервный срыв или истерика?

23.Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24.Отстаиваете ли свои интересы, если кто-то поступил с вами несправедливо?

25.Можете ли зарезать курицу или овцу?

26.Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят настолько неровно, что стараетесь сразу же поправить их?

27.Испытывали ли в детстве страх, когда оставались одни в квартире (доме)?

28.Часто ли без причины у вас меняется настроение?

29. Всегда ли старательно относитесь к своей деятельности?

30. Быстро ли можете разгневаться?

31. Можете ли быть бесшабашно веселым?

32. Может ли иногда чувство полного счастья пронизывать вас?

33. Подходите ли для ведущего в юмористическом спектакле?

34. Высказываете ли людям свое мнение откровенно по тому или ино­му вопросу?

35 Трудно ли переносите вид крови?

36. Любите ли работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли выступить в защиту человека, с которым поступили несправедливо?

38. Трудно ли вам входить в темный подвал?

39. Кропотливую черную работу выполняете так же тщательно, как и любимое дело?

40. Вы общительны?

41. В школе охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли в детстве из дома?

43. Кажется ли жизнь вам трудной?

44. Бывали ли у вас конфликты, которые так изматывали вам нервы, что идти на работу казалось просто невыносимо?

45. Можно ли сказать, что при неудачах, теряете чувство юмора?

46. Сделаете ли вы первый шаг к примирению, если вас кто-то обидит?

47. Вы любите животных?

48. Уйдете ли с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке?

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами или вашими близкими случится какое-нибудь несчастье?

50. Считаете ли, что ваше настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли вам докладывать, выступать перед большим количеством людей?

52. Можете ли ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. Много ли вы общаетесь?

54. Если будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние?

55. Нравится ли вам работа организаторского характера?

56. Упорно ли стремитесь к намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли фильм так взволновать вас, что слезы выступят на глазах?

58. Часто ли вам трудно заснуть из-за того, что целый день размышля­ли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Трудно ли вам ночью пройти через кладбище?

61. Тщательно ли следите за тем, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, вы встаете в подавленном, длящемся несколько часов?

63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

65. Часто ли смеетесь?

66. Можете ли быть приветливыми с теми, кого не цените, не любите или не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Сильно ли переживаете из-за несправедливости?

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, выключены ли газ и свет, закрыта ли дверь?

71. Пугливы ли вы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. Охотно ли участвовали в юности в кружках художественной само­деятельности?

74. Смотрите ли на будущее несколько пессимистически?

75. Часто ли тянет вас путешествовать?

76. Может ли ваше настроение измениться резко от высочайшей радо­сти до глубокой тоски?

77. Легко ли поднимаете настроение друзей в компании?

78. Долго ли переживаете обиду?

79. Сильно ли переживаете горести других людей?

80. Была ли у вас привычка в школе переписывать лист в тетради, если поставили на него кляксу?

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, не­жели доверчивы?

82. Часто ли видите страшные сны?

83. Способны ли отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

84. Становитесь ли радостным в веселой компании?

85. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна или под приближающийся поезд?

86. Трудно ли вам сдержать себя, если разозлитесь?

87. В беседе вы словоохотливы или молчаливы?

88. Если бы вам необходимо было бы играть на сцене, смогли бы с полным перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

 

Ключ

При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.

1.         Демонстративность (демонстративный тип). Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, живописи, подвижности, легкости в установлении контактов, склонности к фантазерству, артистизму, стремлению к лидерству.

«+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 75, 83, 88

«—»: 51

Сумму ответов умножьте на два.

2.         Педантичность (педантичный тип). Высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, дли­тельном переживании травмирующих событий. В конфликты вступает редко, но сильно реагирует на любые нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 85

«»: 36

Сумму ответов умножьте на два.

3.         Застревание (застревающий тип). Основная черта этого типа — склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в дости­жении своих целей.

«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

«-»: 12, 46, 59

Сумму ответов умножьте на два.

4.         Возбудимость (возбудимый тип). Таким людям свойственна повы­шенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуж­дениями, низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, равнодушие к будущему. Этот человек целиком живет настоящим.

«+»: 8, 21, 30, 42, 52, 64, 74, 86

Сумму ответов умножьте на три.

5.         Гипертимность (гипертимический тип). Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой дея­тельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем люди этого типа с трудом переносят условия жесткой дисциплины, мо­нотонную деятельность, одиночество.

«-»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

Сумму ответов умножьте на три.

6.         Дистимность (дистимический тип). Этот тип характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленнос­тью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством спра­ведливости.

«+»: 9, 20, 43, 73, 87

Сумму ответов умножьте на три.

7.         Тревожность (тревожно-боязливый тип). Основная черта — склон­ность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокри­тичностью, дружелюбием, исполнительностью.

«+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

«—»: 5

Сумму ответов умножьте на три.

8.         Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип). Лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, лег­ко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.

«+»: 10, 32, 54, 76

Сумму ответов умножьте на шесть.

9.         Эмотивность (эмотивный характер). Это чувствительные и впечат­лительные люди, отличаются глубиной переживаний  в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.

«+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79

«—»: 25

Сумму ответов умножьте на три.

10.       Циклотимносгь (циклотимный тип). Характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные — по­давленность, замедленность реакций и мышления; часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

«+»: 6,18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

Сумму ответов умножьте на три.

Максимальная сумма баллов после умножения — 24. Сумма баллов от 15 до 19 свидетельствует о тенденции к тому или иному типу акценту­ации, И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.