Тема № 6. Общие основные учения о личности определения понятия личности

 

1. Понятие личности

2. Личность и общество

3. Основные концепции личности

 

1. Понятие личности

   Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

   Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:

- человек – наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни. Продукт общественно – трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально – родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;

- индивид – конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;

-индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально – приобретённых свойств.

Таким образом, личность – это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально – психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Именно в этом смысле понятие личности используется в юридической литературе, в правовых актах в одном смысловом ряду с такими терминами, как субъект правоотношений, гражданин, участник, лицо.

В жизни у человека периодически происходит смена множества его образов самого себя. Она проявляется в год, когда ребенок делает над собой усилия для прямохождения, проявляется в три года, когда говорит «Я сам», «буду», «не хочу», в шесть лет, когда он входит в новый коллектив таких же, как и он сам и вынужден активно социализироваться в учебном коллективе, в двенадцать-четырнадцать лет, когда приходят новые чувства – стыд и ощущения, когда в двадцать либо двадцать пять лет проводит черту жизненного этапа и спрашивает себя – «кто Я есть?», «чего Я достиг в жизни?» и т.д. Всё это является весьма продолжительного и очень важного процесса самопознания, который предполагает развитие у человека определённых познавательных способностей, интеллекта. Как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, «всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим» (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. С. 302.). Поэтому всякое продвижение к самопознанию человека, закреплённое в его «Я-образе», представляет весьма значимый шаг в его развитии, в построении им своей собственной системы взаимоотношений, прежде всего с самим собой, а так же взаимодействия с другими людьми.

Напротив, неадекватный, искажённый «образ самого себя» может свидетельствовать об определенном интеллектуальном отставании субъекта, о его сниженной критичности, задержке психического, личностного развития, что немаловажно учитывать при оценке личности виновного, потерпевшего, особенно когда с первого взгляда бывают, непонятны до конца мотивы поведения. Иногда стремление человека отстоять собственный «Я-образ» может выступать в качестве побудительной силы (мотива), толкающей его на те или иные поступки, в том числе и противоправного характера.

Одним из важнейших элементов Я-образа является такое личностное образование как «моё». Это не только само тело человека и его части, но и любые другие объекты, при утрате которых он чувствует себя лишённым чего-то очень важного для него. Размытые границы между «моё» и «не моё» могут говорить о ещё далеко не завершившимся процессе формирования личности, сниженной критичности, о личностной незрелости человека или, как говорят, инфантилизме личности – явлении, чаще встречаемом при рассмотрении в судах правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодыми людьми.

 

2. Личность и общество

Человек, как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:

-человек - наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;

-индивид – конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;

-индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойства.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно -мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.

В понятии личности на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своими социальными обязанностям.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т.д. эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо – физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.

Человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

Автономность личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации и персонализации.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентаций. Социально ценная стратегий – высоконравственная самореализация личности, выработка духовного стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить социально ценным жизненными перспективами.

 

3. Основные концепции личности

Когда психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются , это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональны и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного ( подсознательного) и многое другое - вот далеко не полный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи : во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством); во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы. Это главные проблемы общей психологии.

Пожалуй, самой популярной за пределами психологии является концепция человека, разработанная Зигмундом Фрейдом. В 1923 году 3. Фрейд опубликовал работу «Я и Оно». Выдающийся психолог рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: «Оно» (ид), «Я» (эго) и «Сверх -Я» ( супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, унаследованное людьми от животных, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворят инстанция «Я» (эго).

Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго-посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубины организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями- с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегания угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид.

Рис.7 «Оно» входит в «Я».

 

Особое значение Фрейд придавал «Сверх-Я» (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувст, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а «Я»- продукт индивидуального опыта, то супер- эго - продукт влияния, исходящих от других людей, с которыми мы общаемся в течение жизни. Оно возникает в раннем детстве ( связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. «Сверх-Я» образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если «Я» (эго) примет решение или совершит действие в угоду «Оно» (ид) (рис.7), но в противовес «Сверх-Я» (супер-эго), то «Оно» испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку «Сверх-Я» черпает энергию от ид, постольку «Сверх-Я» часто действует жестко, даже садистки. От напряжений, испытываемых под давление различных сил, «Я», эго спасатеся с помощью специальных «защитных механизмов» - вытеснения, рационализации и др. вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывать на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

Ученик З.Фрейда Карл Юнг продолжил исследование психики человека. Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психически-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детального описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики. Юнг назвал эти бессознательные образы архетипами коллективного бессознательного.

Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией «психологических типов», различают несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверсия и интроверсия - всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущения, интуиция.

Попытка вывести психологическую типологию была предпринята в начале 20-х г.г. нашего века немецким врачом – психиатром, психологом Э. Кречмером (1888-1964), опубликовавшим в 1921 г. свой широкий известный труд «Строение тела и характер»,  в котором проблема «соотношения души и тела», психического и физического была центральной. Учёный обратил внимание, что два наиболее распространённых психических заболеваний – шизофрения и маниакально – депрессивный психоз чаще наблюдается у людей с определённым типом телосложения. В дальнейшем он перенёс эту, с его точки зрения, закономерность и на психически здоровых людей.

Так, наблюдая за больными с различными психическими расстройствами, Кречмер заметил, что среди них чаще встречаются лица, имеющие «три постоянно повторяющихся главных строения тела»: пикническое, астеническое и атлетическое. Причём эти морфологические типы учёный видел и в популяции психически здоровых людей.

У лиц, больных шизофренией, по мнению Кречмера, чаще наблюдается астеническое (или лептосомное – буквально узкотелое) телосложение. Они худощавы, узкоплечи. У них сравнительно с общими размерами тела длинная узкая плоская грудь, неразвитая мышечная и жировая ткани с явным отставанием веса от длины тела. Причём такой тип телосложения наблюдается не только среди больных, страдающих шизофренией, но и у психически здоровых людей, которых Кречмер назвал шизоидами (или шизотимиками) за их внешнее сходство с больными шизофренией и ярко выраженные черты «шизоидного» характера.

Таким  наиболее выраженными чертами характера шизоидов, с его точки зрения, являются: замкнутость, эмоциональная холодность, отчуждённость, сдержанность в проявлении эмоций, несмотря на то, что у них тонко чувствующая натура. Они полностью погружены в мир собственных переживаний, застенчивы, внутренне отгорожены от окружающих.

Страдающие маниакально – депрессивным психозом чаще имеют так называемый психический склад телосложения. У них средний рост, плотная фигура, более развитая по отношению к телу грудь, крупная голова, широкое с мягкими чертами лицо, выступающий живот. Такой тип людей, по мнению Кречмера, имеет «циклоидный» характер. Они общительные и добросердечные, весёлые и остроумные, беспечные, любят жизнь, прагматики. У них часто меняется настроение. Их чувства открыты и понятны окружающим. С ними легко общаться.

…к атлетическому типу Кречмером были отнесены люди среднего или высокого роста, с развитой грудной клеткой, мускулатурой, широкоплечие с сужающейся книзу формой туловища и т.д. (Кречмер Э. Строение тела и характер.  М., 1995. С. 353, 354, 362, 450, 517.)

В 1915 г. А.Ф. Лазурским (1874-1917) была предложена первая в России классификация личности. Он разделил на две большие группы, было деление людей по их проявлениям или отношениям, которые он назвал эндопсихическими и экзопсихическими. По мнению Лазурского, эндопсихические отношения личности выражают «как бы внутренний механизм человеческой личности». Это так называемая им эндопсихика, включающая в себя темперамент, характер, умственную одарённость человека, его способность к восприятию, память, мышление, воображение, снимание, эмоционально-волевую устойчивость, психоматорику и т.п.

Широко известна типологическая модель личности, в основу которой положено учение  И.П. Павлова (1849-1936) о соотношении свойств нервной системы, которые уравновешивают состояние организма, психики во взаимоотношениях с окружающей средой. Различные свойства нервной системы человека влияют на особенности его условно-рефлекторной деятельности, темперамента. Комбинации этих свойств с преобладанием процессов возбуждения или торможения образуют четыре основных типа нервной системы, лежащих в основе четырёх традиционных типов темперамента (сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический).

Первым у нас в стране к разработке психологической структуре личности подошёл С.Л. Рубинштейн (1889-1960), который в 1940г. писал о том, что «в психическом облике выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности» (Рубинштейн С.И. Основы общей психологии. Т.2. М., С. 102.).