Тема № 13. Понятие деонтологии. Виды деонтологии. Особенности деонтологического подхода к обеспечиваемым в социальном обеспечении

 

1.Понятие деонтологии

2.Личностные качества социального работника. Профессиональный паспорт социального работника

3.Этика социальной работы. Мораль и этика

4.Профессионально- этический кодекс социальных служб

5.Подход с точки зрения долга

6.Долг социального работника перед самим собой

7.Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими

 

1.Понятие деонтологии

      Термин «деонтология» (от греч. deonthos – должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий.

      С формированием деонтологии этика из морали добродетельного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует должное в определенных максимах, правилах. Так в истории этики был совершен еще один шаг от морали отдельных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон.

      На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом.

      Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста.

      Долг -  одна из важнейших категорий как общей, так и  профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними.

      В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.

      Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу. Ответственность в свою очередь не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, - в соответствии с известным принципом «primum non nocere» - «прежде всего, не навреди», приписываемом Гиппократу.

      Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность.

      Применительно к социальной работе деонтология – это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

      Таким образом, профессиональный долг специалиста – это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

      Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:

      - свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является универсальной  и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе, - от групповых до общественных – специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

      - сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;

      - добровольно, поскольку чувство долга стало убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятельство определяет поведение и деятельность специалиста в повседневной практике.

       Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

      - высокий профессионально-квалификационнный уровень как гарант качества работы;

- четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

- профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

- глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

- сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

-  заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и совей индивидуальной работы;

-  высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

- наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

- стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

- личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

 - компетентности специалиста;

       - рационального подхода к решению поставленных задач;

       - соответствия полномочий и ответственности;

       - правовой регламентации деятельности;

       - подотчетности;

       - инициативы и творческого подхода;

       - организованности и дисциплины;

       - контроля и проверки исполнения;

       - критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

       - доверия и свободы действия;

       - поощрения и наказания и другие.

     

2.Личностные качества социального работника. Профессиональный паспорт социального работника

Социальная работа — такая деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социальной философии и этики, но самое главное, чем должен обладать социальный работник — это высокие морально-V нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людьми в корыстных целях. Он призван творить добро и не имеет права принести ненароком зла. Невежество и душевная черствость — черты, для социального работника неприемлемые.

Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают. Она опасна из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, даже порой не претендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, участвуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.

i Социальный работник в некоторой степени действует на пересечении нравственной обязанности и нравственной свободы. Чем выше степень его нравственной свободы, тем непреложнее его долг.

Именно нравственно-гуманистические истоки заставляют людей выбирать трудную социальную работу, имеющую единственное, но важнейшее отличие от других видов деятельности: возможность помочь людям, отдать свои силы, знания, уверенность слабым.

Качества, необходимые социальному работнику

Национальная Ассоциация социальных работников в США выработала профессиональные нормы, которыми руководствуются социальные работники в своей деятельности. Ню разработан кодекс этики социального работника. Не все из него приемлемо актуально для российских социальных работников, но то рациональное, что в нем присутствует, представляет интерес для нас. ,   Главные «заповеди» социального работника:

-  уважать частную жизнь клиента и держать и тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

-  быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;  

-  делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности
клиентов;

- в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

-  социальный работник должен стараться давать максимально возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов, помощи;

-  социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Что касается такого важного этического момента, как конфиденциальность, то социальный работник должен:

-  уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденцианость всей полученной информации;

-  информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использовании;

-  получить согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица;

-  в отношениях с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.

Для эффективного осуществления профессиональных интересов социальному работнику необходимо сотрудничать с коллегами. При этом он должен с уважением относиться к мнениям, квалификациям, достижениям коллег.

Если социальный работник заметает коллегу, то он должен действовать с учетом интересов, характера н репутации этого коллеги. Социальный работник, руководящий своими коллегами должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивать их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями.

Социальному работнику следует защищать достоинство и целостность профессии. Социальная работа находится в процессе постоянного развития и обогащения, поэтому социальный работник всегда должен быть в курсе знаний, касающихся социальной работы, уметь их критически оценивать и использовать, делиться результатами исследовании и практическим оптом с коллегами.

Все перечисленные выше этические нормы могут оказать непосредственную помощь социальным работникам в их повседневной деятельности, основной целью которой является оказание помощи людям. «Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия... это — судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается... Мы уже как бы не можем не общаться; не помогать друг другу, жить друг без друга», — эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника, его место и обществе и отношение к своей обычной, но очень гуманной и нужной профессии.


Этические нормы профессионального общения социального работника:

-     социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с
обманом, ложью, подлогом;

-  социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;

-  социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;

-  социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;

-  социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;

-  социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для люден, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давление (при этом сохранить конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);

-  социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью только с людьми, профессионально связанными с ними,

Этические обязательства социального работника перед клиентом:

-  на первом месте всегда должны быть интересы клиента;

-  социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, максимально используя профессиональные навыки;

-  недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;

-  не следует проявлять, способствовать, участвовать в любой форме дискриминации па основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, умственными или физическими недостатками, личностными характеристиками , условиями, статусом;

-  социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;

-следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;

-     социальный работник может прервать работу с клиентом только в
особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно
меньший ущерб;

Прикладная этика предлагает для анализа возникающих мо­ральных проблем, для принятия и обоснования решений следующие подходы:

1.    Подход с точки зрения долга (деонтологический):
Рассматриваемый подход имеет две разновидности:

а)   с позиции моральных прав (прав человека);

б)   с точки зрения справедливости.

 

3.Этика социальной работы. Мораль и этика

Мораль и этика — специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требовании, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе (или слою), представителем которой он является, к себе как к члену конкретного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных и профессиональных обязанностей.

Этика — это наука, изучающая закономерности возникновения развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиции. Она устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, моральную ценность поступков. Этика базируется на философии. Она формировалась вместе с зарождением, становлением н развитием философии. Вместе с тем этика связана с социальной педагогикой, социальной психологией и юридическими дисциплинами.

Этику следует рассматривать как научную теорию морали и нравственности. Этические категории представляют собой объяснение нравственных понятий.

Многие специалисты в области этики исходя из объективных условий становления и развитии профессиональной нравственности предлагают создать кодексы профессиональной морали. Применительно к социальным работникам такие кодексы уже созданы.

Профессиональные группы учителей, врачей, артистов, служащих, управленцев и другие представляют собой специфические объекты для исследований, рассмотрения нравственно-этической стороны их деятельности. Даже на обыденном уровне заметна специфика их профессионального самовыражения.

Дифференциация и развитие этики привели к выделению конкретных областей профессиональной этики ~ педагогической, врачебной, юридической, судебной, изучающих особенности профессиональной морали. Профессиональная этика не сводится лишь к распространению общих закономерностей общечеловеческой морали на этику специалистов. Для нее характерны и свои, свойственные лишь ей нравственные нормы, которые могут даже ограничивать действие общих моральных принципов. Особенностью каждой профессиональной морали является то, что в различных сферах профессиональной деятельности применение, выражение и преломление общих нравственных норм имеет свои специфические черты и формы.

Профессиональная группа специалистов по социальной работе имеет свои особенности.

Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью конкретной группы специалистов и неразрывное единство с общей теорией в практикой морали, господствующей в обществе. Этика социальной работы — относительно самостоятельный раздел этической науки. Это учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи инвалидам, семьям, социальным группам и общинам, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, нравственно-этических норм поведения специалистов по социальной работе, работников социальных служб. Этика социальной работы — специфическое проявление общей этики в социальном обслуживании населения. Раздел прикладной философской пауки о роли нравственных начал в деятельности работников социальных служб имеет большое значение для практики социальной работы.

Основные цели и задачи этики социальной работы, этические категории, роль нравственных ценностей в становлении социальной работы, этические проблемы социальной работы и исследований, будущее этики социальной работы — вот те проблемы, которые заслуживают внимания специалистов по социальной работе. Этика социальной работы как философско-социологическое знание играет уникальную роль в формировании профессионально-этического облика стилиста.

В предмет этики социальной работы входят не только нравственные нормы служебной деятельности специалистов, но и нормы внеслужебного поведения работников социальных служб.

Профессиональная мораль социального работника включает и себя следующие функции: познавательная, профессионально-нравственная, социально-корректирующая, социализирующая и дидактическая,. воспроизводство этических знаний, выработка устойчивого иммунитета.

 

4.Профессионально- этический кодекс социальных служб

Профессионально-этические кодексы работников разработаны во многих странах мира. В кодексе определены требования к уровню знаний и умений в области профессиональной этики социального работника (см.; Стандарты квалификации практической социальной работы // Социальная защита. 1993. № 7. С. 61). В частности, обозначаются требования к объему и качеству знаний морали и нравственности, жизненных укладов различных расовых, этнических и других культурных групп общества; этические основы процесса обсуждения с клиентов деликатных проблем, принципы моральной ответственности работников социальных служб перед клиентом; моральная ответственность перед профессией социальною работника и коллегами' этические вопросы в социальных исследованиях.

Российскому специалисту известна «Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятая Международной федерацией социальных работников (1994) и опубликованная в «Российском журнале социальной работы» (М.; Институт социальной работы, 1995, № 2. С, 122-126).

В России профессионально-этический кодекс социального работника был принят в мае 1994 г. на конференции членов Международной ассоциации работников социальных служб. Он включает в себя следующие принципы:

-        компетентности

-        моральной ответственности перед клиентом

-        моральной ответственности перед обществом

-        моральной ответственности перед профессией и коллегами.

 

5.Подход с точки зрения долга

Типичный   подход   с   точки   зрения   долга   получил   свое   выражение в трудах немецкого философа И. Канта.

Кант описал «сценарий» действия морального сознания людей в трех формулировках нравственного закона, или категорического императива (безусловного повеления). Первая формулировка отражает принцип всеобщности или универсализуемости: «...Поступай только согласно такой максиме (правило поведения), относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Во-вторых, для того чтобы действие было нравственным, оно должно быть основано на уважении разумных существ как самоценных личностей, имеющих цель в самих себе.

Основной идеей третьей формулировки нравственного закона Канта является то, что воля каждого разумного существа — это воля, устанавливающая всеобщие законы. Воля, по Канту, должна быть не просто подчинена нравственному закону, а подчинена ему таким образом, чтобы она «рассматривалась так же, как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)». Категорический императив, или нравственный закон у Канта, — это безусловная команда, это правила принятия решений, которые не зависят ни от обстоятельств, ни от последствий действий, они не допускают исключений. Категорический императив не говорит, каким должно быть содержание действия, чтобы оно было правильным, он лишь устанавливает форму, в которой должно осуществляться действие, чтобы быть нравственным.

С деятельностью юриста связана проблема соотношения законности и справедливости, которая возникает каждый раз, когда принимается решение, либо формально соответствующее букве закона, но при этом оценивающееся как несправедливое, либо кажущееся справедливым, но не согласующееся с требованиями закона (оценка может следовать со стороны общественного       мнения,      участников       судебного       процесса, международного сообщества и др.). Прежде чем принять решение,
юрист должен взвесить все «за» и «против», прислушаться к
голосу своей совести, «голосу справедливости». И тут
оказывается, что для принятия правильного решения ему
недостаточно обращения только к своему естественному
моральному чувству справедливости — он должен знать, каким
образом похожие проблемы решались и решаются другими
специалистами,    что        одобряется       и        не        одобряется профессиональным сообществом; он также должен знать законодательство и основы теории морали, методы обращения с моральными и этическими проблемами, а также способы решения этических дилемм. Ведь естественное чувство справедливости может, например, породить желание мщения (по принципу талиона, от лат.
talio — возмездие, достигаемое путем нанесения равного ущерба, — древнего обычая, регулировавшего взаимоотношения между 'кровнородственными коллективами и обязывавшего сородичей при осуществлении мести руководство­ваться нормами простой уравнительности)

Основная и наиболее распространенная формула талиона — «жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб».

Выделяют несколько категорий справедливости:

распределительная дистрибутивная справедливость.

2)ретрибутивная (карательная) справедливость — фокуси­руется на ответственности или наказании за неправильные по­ступки;

3)компенсаторная  справедливость   сосредоточивается   на возмещении убытков потерпевшей стороне в той мере, в какой ущерб   поддается   справедливой оценке;

4)коммутативная   (обменная)   справедливость    относится к справедливости и честности сделок.

В настоящее время широко применяется несколько концепций справедливости.

1.    Эгалитарные концепции

       теории, делающие акцент на проблеме равенства;

       принцип наибольшей равной свободы: в соответствии с ним каждая отдельная личность имеет равное с другими право пользоваться  максимальным   количеством  свобод;

       принцип справедливого «равенства возможностей»;

       принцип дифференциации, предусматривающий, что об­щественные и экономические институты должны действовать таким, образом, чтобы максимизировать доступность благ для граждан, находящихся в наихудших условиях.

2.    Либертарианская (радикально-либеральная) концепция справед­ливости.

3.    Коммунитаризм.

4.Справедливость  как  результат  честно  организованной  общественной  дискуссии.                                            

5.   Справедливость как черта характера.

6.     Справедливость как лояльность.

 

6.Долг социального работника перед самим собой

      Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу своих профессиональных обязанностей, и, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он обязан выполнить долг перед самим собой.

      По мере развития личности соц.работника, у  человека вырабатывается специфическая потребность в получении высокой оценки своей профессиональной деятельности, своей личности и поведения, завоевания авторитета.

Творческое выполнение соц.работником его профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование – долг соц.работника по отношению к самому себе.

      Честь и достоинство соц.работника – это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких  качеств и ценности как специалиста и личности.

      Потребность в объективной и обоснованной оценке своих достоинств является стимулом к совершенствованию личности. Если специалисту достаточно лишь внешнего проявления уважения к нему, если он готов довольствоваться лишь видимостью авторитета – он никогда не станет хорошим специалистом, поскольку личные амбиции в отношении оценки окружающих и субъективная самооценка для него важнее, нежели действительная ценность его личности. Большое самомнение, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности, являются качествами, отрицательно сказывающимися как на перспективах личного роста, так и на качестве профессиональной деятельности.

      Долгом соц.работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении.

      Авторитет соц.работника может быть как формальным, так и неформальным. Формальный авторитет – авторитет его профессии и должности. Неформальный авторитет – показатель моральной значимости и степени влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег. Завоевание авторитета – процесс длительный и трудный, имеющий, однако одну особенность: чем меньше соц.работник думает  об авторитете и чем больше о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет.

      В отличие от профессионального долга, профессиональные обязанности носят более конкретный характер. Профессиональные обязанности соц.работника в общих чертах изложены в Квалификационном перечне, куда специальность «социальная работа» была внесена в апреле 1991г. Приказом Госкомтруда СССР.

 

7.Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими

      Система отношений «социальный работник - клиент» и «социальный работник – окружение клиента» играет в социальной работе важнейшую роль.

      В зависимости от характера отношений работника с клиентом, система социальной защиты может или укрепляться или разрушаться. Несмотря на то, что между социальным работником и его клиентом устанавливаются партнерские отношения, по силе влияния на партнера более активной стороной является соц. работник, поскольку его действия и поступки имеют решающее значение для клиента  и решения его проблем.

      Профессиональный долг соц.работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами, избранными в зависимости от потребностей клиента; за свои действия социальный работник несет моральную ответственность. Основными требованиями профессионального долга соц.работника в отношении клиента являются такие требования, как: уважение клиента как личности, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.

      Особо следует подчеркнуть такое требование, предъявляемое к социальному работнику, как требование изучения  внутреннего, духовного мира клиента. Внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, интересам клиента, его эмоциям и переживаниям, основанное на уважении личности, поможет соц.работнику выполнить его профессиональный долг по отношению к клиенту.

      Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между соц.работником и социальным окружением клиента – его родными и близкими, друзьями и соседями. Внимание к социальному окружению клиента, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания – профессиональный долг социального работника. Создание крепкого, творчески работающего коллектива, объединенного единством целей и задач - объективная цель сотрудничества соц. работника с социальным окружением клиента.

      Вместе с тем, соц.работник должен иметь в виду те трудности, которые могут встретиться в его работе с социальным окружением клиента. Специалист не имеете права упрекать родных и близких клиента во невмешательстве в его судьбу, равнодушии, делать категоричные, скоропалительные заключения. В интересах соц.работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность его участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие во взглядах и мнениях людей, а также отчуждение их друг от друга,  пробудить в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента.