Лекция № 3. Психические (познавательные) процессы и их роль в профессиональной деятельности юриста

 

1. Внимание

2. Ощущения

3. Восприятие

4. Мышление

5. Воображение

6. Память

7. Память её виды, краткая характеристика классификаций явлений памяти

8. Закономерности процессов памяти, условия успешного запоминания и воспроизведения

9. Использование знаний о закономерностях памяти в следственной практике

10. Понятие об эмоциях, чувствах, психических состояниях и их значение в уголовном и гражданском процессах

11. Тревога, стресс, страх и их оценка при рассмотрении уголовных дел, гражданско – правовых споров в суде

12. Аффект и страдания, их уголовно – правовое значение.

 

1. Внимание

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, отдель­ных психических процессов на определённом объекте с одновременным отвлече­нием от посторонних раздражителей, выражающееся в повышении уровня сен­сорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Чем сложнее и ответственнее решаемая задача, тем больше внимания она требует. Во-первых, внимание непосредственно влияет на качество выполнения юристом своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону вни­мания участников уголовного и гражданского процессов помогает более объек­тивно оценить их показания.

Чтобы наглядно определить сущность внимания как одного из познавательных психических процессов мы предоставим таблицу 10.

Таблица 10. Сущность внимания.

 

По характеру происхождения и способам осуществления выделяют два ос­новных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от соз­нательных намерений и целей человека. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъ­екта. Кроме того, внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах.

Произвольное внимание, развивается на основе непроизвольного. Оно как более высокий вид (или уровень) внимания сложилось в процессе труда. Произ­вольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой оп­ределённую задачу и сознательно вырабатывает программу действий.

Виды внимания наглядно приведены в таблице 11.

 

Таблица 11. Виды внимания.

 

Как отмечает В.В. Романов, если внешние факторы во многом определяют уровень непроизвольного внимания, которое сказывается на процессах воспри­ятия событий свидетелями, потерпевшими, то субъективные факторы, особенно воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, - непроизволь­ное внимание, которым юрист должен управлять (Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998. С. 131.). При совершении противоправ­ных действий преступник находится под воздействием как внешних, так и субъ­ективных факторов. Часто они мешают ему сосредоточиться и целенаправленно управлять своим вниманием на месте происшествия. В результате ему не удаётся полностью уничтожить или скрыть следы преступления. И если следователь учи­тывает эти закономерности, то при решении сложных задач особую роль играют его волевые усилия, позволяющие сосредоточить своё внимание на тех или иных предметах обстановки места происшествия.

Внимание характеризуется различными свойствами. К ним относят: устой­чивость, переключение, распределение и объем внимания.

Устойчивость - характеристика внимания во времени, определяемая дли­тельностью сохранения его интенсивности. Показатель устойчивости — высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.

Продлить устойчивость внимания на некоторое время можно и в случаях, если посмотреть на тот или иной предмет под другим углом зрения, попытаться отыскать в нём новые признаки, обнаружить новое содержание.

Зависимость направленности внимания указана в рис. 1. в качестве наглядности.

Рис. 1. В зависимости от направленности внимания – от того, что мы выделяем в качестве основы для принятия решения мы видим на рисунке либо молодую, либо старую  женщину.

 

Переключаемостъ внимания - проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Вбираемая информация органами зрения зависит от фона на котором расположен объект внимания (см. рис. 2.).

 

Рис. 2. Одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся большими. Иллюзия контраста.

Распределяемостъ внимания - свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более видов дея­тельности (нескольких действий) — например, проведение обыска и наблюдение за реакцией подозреваемого. Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий успешной деятельности юридических работников, но следователя, прокурора, судьи. В условиях возрастающих нагрузок, когда следователя может находиться в производстве значительное количество уголовных дел, очень важно, чтобы эти дела со своими сроками движения постоянно были в сфере внимания следователя и по каждому из них он мог планировать своевременно проводить следственные действия. Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью, оно может быть развито путём упражнения и накопления соответствующих навыков.

Объём внимания определяется количеством одновременно и отчётливость воспринимаемых объектов. Данную особенность внимания следует учитывать время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить росту за счёт расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т.п. (Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998. С. 131.)

 

2. Ощущения

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Чтобы правильно оценивать показания свидетелей, других участник уголовного, гражданского процесса, необходимо, знать, об, основных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний (это прежде всего чувствительность анализаторов, адаптация, взаимодействие ощущений и др. таблица 12.).

 

Таблица 12. Свойства ощущений.

 

Чувствительность анализатора — это способность психики к отражена свойств предметов и явлений, определяется минимальной силой раздражите; который различает человек, а также разницей между двумя раздражителями, способными вызвать изменения в ощущении. Наглядный пример представлен в рисунке 3.

 

Рис. 3. «Вкусовая рецепция». Относительная концентрация вкусовых рецепторов но поверхности языка.

 

Адаптация - это изменение чувствительности анализатора к интенсивности действующего на него раздражителя. В результате адаптации ощущение может значительно измениться, и даже полностью исчезнуть (особенно, если действие раздражителя достаточно продолжительное).

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной систем. Так, после холодного слабый тепловой раздражитель, кажется горячим, ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. Иногда контрастные ощущения приводят к ошибкам в ощущениях, что в свою очередь, может привести ошибкам в свидетельских показаниях.

 

Рис. 4. Топография кожной температуры у человека (по А.Д. Слониму).

 

На рисунке 4. указаны области туловища человека, где существует разность восприятия температурного контакта после которого происходит ощущение.

 

3. Восприятие

Более совершенной формой отражения является восприятие. Восприяти­ем называется отражение в сознании человека предметов или явлений во всей совокупности их свойств и признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Если мы посмотрим на квадрат то мы воспринимаем не параллельные ребра квадрата, а необычно изогнутые, которые в свою очередь искажают восприятие ребер квадрата как это показано на рис. 5.

Рис. 5. Избирательность восприятия. Выделяется фигура в центре, а не четыре сегмента по краям.

 

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность, осмыс­ленность, апперцепция и активность.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объектива­ции, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность - в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на органы чувств, восприятие есть целостный образ предмета. С близкого расстояния мы воспринимаем рис. 6, как нечто раздельное, не связанное друг с другом, но стоит нам отдалится на некоторое расстояние, то мы начинаем различать контур глаза и брови.

 

 

Рис. 6. Целостность восприятия

 

Поэтому при допросе свидетелей необходимо выяснить не только, что он видел, слышал, но и на чём основаны его утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта.

Структурность связана с целостностью восприятия. Восприятие в значи­тельной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой.

Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцеп­тивный системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п. (Пер­цептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия).

Константность восприятия вырабатывается в процессе усвоения человеком жизненного, профессионального опыта. Но сохраняется она лишь до определён­ных пределов. Константность может нарушиться, например, при резком измене­нии освещения, при эмоциональном напряжении, что в свою очередь, может при­вести к ошибкам в свидетельских показаниях.

Что касается осмысленности восприятия, то на таблице 13 мы наглядно это видим.

Таблица 13. Особенности восприятия.

 

Осмысленность восприятия. Восприятие у человека тесно связана с мыш­лением. Сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нём сходство со знакомыми нам объектами. Мы не только воспринимаем, но и одновременно изучаем предмет, пытаемся найти объяснение его сущности.

Говоря о восприятии в пространстве (таблица 14.) мы можем допускать ошибки. Например, черный силуэт человека на светлом фоне мы воспринимаем ближе, чем белый силуэт на черном фоне. На восприятие человека может повлиять крой одежды цвет, наличие вертикальных либо горизонтальных полос и т.д., что необходимо учесть при описании наблюдаемого объекта участниками процесса.

 

Таблица 14. Характеристика восприятий пространства.

 

Апперцепция - это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, опыта, знаний, интересов. Восприятие зависит от прошлого опыта человека, чем богаче этот опыт, чем больше у человека знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете (см. рис. 7).

 

Рис. 7. Данный плоский предмет может стать объемным, как только вы узнаете, что перед вами изображена пирамида (вид сверху), а не конверт или квадрат разделенный биссектрисами.

 

Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические ис­точники ошибок правоохранительных органов и на этой основе давать рекомен­дации по повышению эффективности их следственной деятельности.

 

 

4. Мышление

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с ре­чью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опо­средованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза.

Изучая мышление, психология учитывает и исследует какие именно по­требности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потреб­ность в анализе, синтезе и т.д.

 

Таблица 15. Особенности мышления.

 

Индивидуальные особенности мышления (таблица 16.) у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности. К индивидуаль­ным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мыслительных процессов, познавательная активность, глубина и широта мышления.

 

Таблица 16. Содержание мышления.

 

Изображенной  таблице мы заметим целостное содержание мышления, схему которого необходимо учесть при проведении различных следственных действий учитывая, пол, возраст, интересы лиц проходящих по делу.

 

5. Воображение

   Воображение — это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов и явлений на основе имеющихся знаний и представлений. Оно занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение бывает пассивным и активным (воссоздающим и творче­ским).

 

Рис.8. При совпадении контуров двух объектов возникает эффект двойственных фигур. «Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга».

 

Активное творческое воображение - профессионально важное качество юриста. Особенно велико его значение в деятельности следователя при расследо­вании преступления, когда из-за отсутствия полной информации возникает ситуа­ция неопределённости и следователь вынужден мысленно реконструировать со­бытие преступления и образ преступника. Воображение необходимо ему и при прогнозировании результатов своей деятельности, поведения различных участни­ков уголовного процесса в ситуациях наибольшей неопределённости. Так, вооб­ражение придёт на помощь следователю и при осмотре места происшествия (ко­гда он представить себе, что здесь может произойти и как вели себя участники преступления), и при подготовке к предстоящему допросу (когда следователь мо­жет представить себе, как и на какие вопросы будет реагировать допрашивае­мый), и при подготовке к обыску и т.д.

 

Таблица 17. Виды воображения.

 

Виды воображения многообразны (см. таблицу 17.), но для юриста важными могут быть творческое и воссоздающее воображение, а для этого рекомендуется читать художественную литературу классиков, которая бы расширяла чувственное усвоение типажей, кругозор, воображение, мысленный проигрыш сцен и эпизодов.

 

6. Память

Память— это сложное психическое явление, проявляющееся в способно­сти человека запоминать, сохранять в сознании и в последующем воспроизво­дить различные обстоятельства, имевшее место в прошлом.

 

Таблица 18. Сущность памяти.

 

По характеру психической активности память делят на двигательную, эмо­циональную, образную и словесно-логическую (см. таблицу 18.).

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память - это память чувств. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Соответственно она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Словесно-логическая память - это вид памяти, основным содержанием ко­торой являются наши мысли, выраженные в словесной форме.

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. В тех случаях, когда такая цель стоит, говорят о произвольной памяти.

   По характеру своей деятельности юристам приходится удерживать в памя­ти большое количество фактов и событий.

 

Таблица 19. Характеристика памяти.

 

К тому же, часто эти сведения прихо­дится сохранять в памяти довольно продолжительное время. Поэтому для повышения эффективности своей деятельности юридическим работникам рекоменду­ется использовать специальные приёмы для улучшения памяти и собственно са­мого процесса запоминания. В изображенной таблице 19. перечислены критерии эффективности памяти. Среди них можно выделить такие как - составление плана, смысловая организация материала, построение вспомогательных схем и таблиц, классификация и систематизация материала и др.

 

7. Память её виды, краткая характеристика классификаций явлений памяти

Существенная роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточно большим объёмом, прочностью сохранения, точностью воспроизведения важных в его деятельности обстоятельств, высокой мобилизованной готовностью припоминать требуемые сведения в нужный момент.

По характеру психической активности различают:

Образная память основана на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия.

Двигательная память. Иногда свидетели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая характер и очерёдность свих действий, дают очень важные показания о длительности того или иного события, его последовательности и о других, связанных со своими действиями обстоятельствах.

Эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств.

Вербально – логическая память – её роль велика в процессе обучения, в деятельности следователя расследующего сложное, многоэпизодной дело.

Непроизвольная память, обычно данный вид памяти проявляет себя в ситуации допроса свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Произвольная память, опосредованная целью и задачами запечатлеть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания.

По продолжительности закрепления и сохранения раздражителей памяти классифицируют на кратковременную, долговременную и оперативную.

Кратковременная память. Воспроизведение следа с помощью кратковременной памяти возможно в первые секунды после восприятия. В результате повторения она постоянно обновляется и может преобразоваться в долговременную память.

Долговременная память. В долговременной памяти хранится очень большой объём информации. Вся сложность состоит в том, чтобы получить доступ к ней. И этим искусством должен владеть юрист.

Оперативная память. Обеспечивает сохранение и воспроизведение той информации, которая необходима для достижения цели определённого действия, с выполнением которого она перестаёт функционировать. Велика роль оперативной памяти в деятельности следователя, занятого расследованием уголовного дела. С окончанием предварительного следствия многие детали по делу полностью утрачиваются из памяти как потерявшие актуальность и значение.

 

8. Закономерности процессов памяти, условия успешного запоминания и воспроизведения

Что же лучше всего запоминается и удерживается в памяти, если человек не ставить специальную цель - запомнить?

1.    Сильные физические раздражители (громкий звук, яркий свет);

2.    Всё то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т.п.);

3.    Раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);

4.    Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;

5.    Лучше запоминается то, что более всего связано с потребностями данного человека, что является объектом активной деятельности (так, условия задачи, которую мы долго решаем, непроизвольно и прочно запоминаются).

Особенно прочно запоминается тот материал, который является объектом активной умственной деятельности, подвергается логической переработке, обобщению, систематизации и т.п. Запоминание становится более успешным при установлении ассоциаций. Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы (особенно их самостоятельное составление).

Часто бывает так, что при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше  по сравнению с тем количеством материала, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается  действие проективного и ретроактивного торможения. Явление реминисценции (РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – смутное воспоминание, отголосок.) должно учитываться при производстве допроса и очной ставки. Следователь должен учитывать, что в ряде случаев большая полнота показаний получается при повторном допросе.

Запоминание большого по объёму логического материала сопровождается следующими действиями:

1.                    Сложный материал разделяется на самостоятельные смысловые части;

2.                    Устанавливается структура каждой части, отношения между её элементами, кратко формулируется (своими словами) содержание каждой части;

3.         Устанавливается логическая последовательность всех частей.

Эта последовательность формулируется в виде системы опорных слов.  Например, текст своего доклада человек запоминает по следующим словам: введение, значимость проблемы, два факта, вывод.

У отдельных людей некоторые типы представлений бывают особенно яркими и полными (так, у художников обычно развиты зрительные представления, у музыкантов – слуховые, а у танцоров – двигательные).

Забывание связано с ослаблением дифференцировочного торможения, в силу его воздействия в первую очередь забываются детали.

Забывание - целесообразный процесс, если оно касается того материала, который не имеет существенного значения.

 

9. Использование знаний о закономерностях памяти в следственной практике

Свидетельские показания в большинстве случаев формируется в результате непроизвольного (непреднамеренного) запоминания.

В следственной практике следует иметь  в виду, что сами вопросы следователя могут иметь внушающее воздействие. По степени внушающего влияния вопросы следователя можно разделить на следующие группы:

1.    Маловнушающими являются вопросы разделительные («упал потерпевший или не упал?»).

2.    Менее внушающими являются прямые вопросы (например, «какого цвета был костюм преступника?»).

3.    Более внушающими являются вопросы о наличии или отсутствии вещей, предметов (даже если они ставятся в разделительной форме). Например, вопрос: «был ли стул в этой комнате или нет?», несколько побуждает к утвердительному ответу. Это объясняется тем, что когда задаётся такого рода вопрос, у свидетеля невольно возникает представление о соответствующем предмете, и оно начинает оказывать влияние на показания свидетеля.

4.    Значительно внушающую силу имеют вопросы, содержащие подсказку (вопрос типа: «ведь мужчина был в кепке?»). Опыт свидетельствует, что значительная часть испытуемых даёт подсказываемые ответы даже в тех случаях, когда они противоречат действительности.

5.    Наибольшей внушающей силой обладают совершенно недопустимые в процессуальном отношении вопросы, предусматривающие ложный ответ, сбивающие свидетеле с толку. (Например: «какой предмет держал в руках Петров в такой-то ситуации?», хотя в действительности Петрова в этой ситуации могло не быть. Растерявшийся свидетель может второпях ответить, что никакого предмета в руках Петрова не было, вместо того, чтобы ответить, что не было самого Петрова).

Следует также помнить, что вероятность ошибочных показаний, относящихся к отдельным деталям, несколько выше, чем вероятность ошибочных показаний, относящихся к событию в целом. Поэтому в процессе допроса не следует перебивать подследственного, пусть говорит, ваша задача все запротоколировать, при повторном допросе можно уточнить обстоятельства по любому описанному раннее, со слов подследственного  эпизоду.

Для получения более полных и достоверных показаний возможно оказание мнемической помощи дающему показание: содействие установлению возможно большего количества ассоциаций, выезд с этой целью на место происшествия, напоминание свидетелю фабулы события, отдельных его деталей. Значительно облегчает дачу показаний хронологическая последовательность воспроизведения, напоминание свидетелю о последовательности достоверно установленных фактов, внимательное выслушивание всего того, что предшествовало событию, даже если это не имеет прямого отношения к делу.

Направленность воспроизведения зависит также от степени понимания событий, от жизненного опыта и интересов человека.

Воспроизведение всегда перестраивается в соответствии с задачами деятельности человека. Иногда услышанная свидетелем версия влияет на его показания.

При допросе необходимо установить, прежде всего, те обстоятельства, которые были объектом сенсорной (чувствительной) деятельности свидетеля, а не результатом его суждений и умозаключений.

При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, следователю необходимо учитывать особенности процесса узнавания. Этот процесс основан на взаимодействии восприятия и памяти.

В стрессовых ситуациях, в обстановке крайней напряжённости может возникнуть временное не узнавание хорошо знакомых объектов в результате торможения ранее образованных связей.

При допросе несовершеннолетних лиц необходимо учитывать, что особенностью детской памяти является её образный характер. Дети и подростки лучше запоминают эмоционально действующие части рассказа и значительно хуже – отвлечённые понятия.

В процессе воспроизведения материала подростками не всегда осуществляется систематизация материала, его группировка, выделение существенного; иногда второстепенные, но наглядно яркие стороны предмета выступают на передний план.

Дети и подростки более подвержены внушению. При формулировке вопросов на допросе следователю необходимо особенно тщательно избегать того, что может оказать внушающее воздействие.

В следственной практике иногда возникает необходимость опроса лиц с различными формами ослабления памяти – амнезией. Особенно часто встречается старческая амнезия, вызванная склерозом мозга. Для неё характерна, прежде всего, забывание собственных имён, их смешивание. Наибольшему забыванию подвергаются факты недавнего прошлого, тогда как факты далёкого прошлого сохраняются в памяти достаточно прочно.

Люди, перенесшие физические травмы (например, сотрясение мозга) могут страдать ретроградной амнезией. В этих случаях они, прежде всего, забываю факты, которые непосредственно предшествовали, а затем всё более и более отдалённые факты. При выздоровлении начинается обратный процесс

Нередко амнезия связана с поражением отдельных участков коры больших полушарий (при различных ранениях, опухолях, кровоизлияниях). При поражении височной области мозга утрачивается речедвигательное представление (афазия). Афазия может иметь различные формы), человек не может говорить, но понимает чужую речь или наоборот, говорит, но не понимает чужой речи). Афазия часто связана с нарушением осмысленного воспроизведения. Поражение теменно-затылочной области мозга нередко ведёт к изменению зрительных образов. В результате крайнего переутомления может затрудняться процесс узнавания, временное нарушение памяти называемой парамнезией. Это мы видим порой на улице, когда мимо нас проходят знакомые нам люди, но в силу их крайнего переутомления, зрительный нерв фиксирует лица для узнавания, но память не в силах воспринять и переработать полученную информацию.

 

10. Понятие об эмоциях, чувствах, психических состояниях и их значение в уголовном и гражданском процессах

В некоторых статьях Уголовного кодекса РФ необычные состояния психики признаются квалифицирующим признаком некоторых преступлений, например, внезапно возникшее сильное душевное волнение (аффект), вызванное насилием, издевательством или тяжким оскорблением, либо иным противоправным или аморальными действиями (бездействием), а равно длительное психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст. 107 «Убийство, совершённое в состоянии аффекта», ст. 113 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»).

Необычное состояние психики виновного в момент совершения им преступления в некоторых случаях может учитываться судом в качестве обстоятельств, смягчающего наказание, - закон не запрещает этого (ст.61 УК РФ «Обстоятельства, смягчающие наказание»).

Эмоция – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему. Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Например, такие эмоции как гнев, отвращение и презрение образуют, своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения.

 

Таблица 20. Классификация эмоций и чувств.

 

Длительное переживание эмоций и чувств (таблица 20.) нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренние противоречивые психические состояния. К ним, например, относятся состояния психической напряжённости, имеющие особое значение при оценке некоторых преступлений против личности, и некоторые другие.

Психические состояния формируют настроение (см. таблицу 21.), окрашивающее продолжительное время течение психических процессов, определяющие направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям. Владение языком эмоций и чувств – профессионально важное умение юриста. С одной стороны, оно выражается в способности распознавать эмоциональные проявления, переживания других лиц, выявлять симулятивный характер демонстрируемых чувств и эмоций. С другой стороны, оно проявляется в правильном выборе выразительных средств реагирования, в проявлении юристом своего эмоционального состояния, адекватного той или иной коммуникативной ситуации.

 

Таблица 21. Особенности настроений и аффектов.

 

Среди различных эмоциональных проявлений особый интерес для юриста представляют аффект, психическая напряжённость (стресс). Фрустрация, которые помогают объяснить динамику некоторых опасных преступлений, поведение обвиняемых, потерпевших, свидетелей в момент совершения преступления и в ходе выполнения следственных действий.

 

11. Тревога, стресс, страх и их оценка при рассмотрении уголовных дел, гражданско – правовых споров в суде

Состояние тревоги (тревога, тревожность) – особое эмоциональное состояние психической напряжённости человека, возникающее в результате предчувствия им неопределённой, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности.

Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как умеренный страх, стыд, вина и некоторые другие. Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащённое дыхание, сердцебиение, усиленное потовыделение, понос, рвота, в психологической сфере – чувство нетерпения и т.п. Все эти ощущения могут быть настолько интенсивными, что может, завершится сердечным приступом или летальным исходом (Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 33, 39-40.).

Всё это нужно учитывать при оценке психического состояния виновного по уголовным делам в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, тем более что законодатель не исключает такой возможности (п. «е» ч.1, ч.2 ст.61 УК РФ «Обстоятельства смягчающие наказание»); при расследовании уголовных дел, связанных с самоубийством, а также при разрешении гражданско-правовых споров, связанных с компенсацией морального вреда гражданину, перенёсшему нравственные и физические страдания (ст. 151, 1101 ГК РФ «Способы и размер компенсации морального вреда»).

Кроме того, говоря о состоянии тревоги как о факторе, вызывающем страдания у потерпевшего, следует обратить внимание на содержание ст.117 УК РФ «Истязание».

Известно, например, что некоторые люди вообще не склонны остро переживать состояние тревоги. Кроме того, сниженный уровень тревожности у субъекта может благоприятствовать формированию так называемого виктимного поведения (ВИКТИМОЛОГИЯ – учение о жертве преступления, наука о потерпевшем, потенциально обладающем способностью стать жертвой преступного посягательства) потерпевших в ситуациях возможных сексуальных посягательств на них. Установлено, что трагическая развязка в подобного рода криминальных ситуациях в значительной мере бывает, связана с так называемым «способствующим поведением» потерпевшей, составными элементами которого являются: легкое вступление будущей жертвы в контакт с незнакомыми людьми, легкомыслие и т.п. (Конышева Л.П. Судебно – психологическая экспертиза психического состояния несовершеннолетней жертвы изнасилования: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1988. С. 17.).

Отсутствие тревожности (наряду со сниженным интеллектом, с некоторыми другими особенностями личности) точно так же, как и высокий, значительно превышающий норму показатель тревожности, парализующий волю, активность потерпевшей, следует рассматривать в качестве одного из состоявляющих элементов психологического содержания такого уголовно – правового понятия, как «беспомощное состояние потерпевшей» (п.1. ст. 131 «Изнасилование», п.1. 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера»).

Страх, по мнению известного исследователя эмоциональных состояний Кэрола Е. Изарда, является наиболее опасной из всех эмоций (Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980. С. 313.). Страх мешает людям использовать свои способности, добиваться поставленных целей, быть счастливыми и довольными. Переживания страха обычно варьируется от предчувствия опасности, боязни, до ощущения испуга, ужаса.

Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней. Поэтому признак страха, как и признак сильной тревоги, свидетельствуют и о пережитом субъектом страдании. Вот почему, когда суду приходится решать вопросы, связанные с компенсацией морального вреда гражданину, с оценкой степени физических и нравственных страданий (ст. 151, 1101 ГК РФ), установление факта, что пострадавший пережил эмоции страха может быть признано в качестве доказательства причинения ему нравственных страданий. При рассмотрении в суде вопросов о недействительности сделки, совершённой гражданином под воздействием угрозы (вызывающей страх) (ст.179.ГК РФ).

Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряжённости или в состоянии стресса.

Стресс – это состояние психической напряжённости, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Физическими стрессорами могут быть высокие температуры, различного вида промышленные интоксикации, шумы и т.п. Стресс может возникать под воздействием монотонности трудового процесса, длительной изоляции, одиночества, неудачного выбора профессии, межличностных конфликтов и т.п.

Особый интерес в уголовно – правовом отношении «представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к завышению этой оценки» (Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. С.98.). Данную закономерность необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны, при оценке суицидных поступков, поведения потерпевших по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, когда есть основания полагать, что потерпевшая могла находиться в психически беспомощном состоянии (ст. 131, 132 УК РФ).

В гражданско – правовых спорах при  обсуждении вопросов, например о признании действительности заключённой сделки «гражданином хотя и дееспособным, но находившемся в момент её совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий …» (ч.1 ст.177 ГК РФ), а также под влиянием заблуждения (ст.178 ГК РФ), может также возникнуть необходимость в психологических знаниях о стрессе, чтобы разобраться в причинах того, почему субъект согласился заключить на явно невыгодных для него условиях сделку, лишившись способности прогнозировать неблагоприятные от этого последствию. Из-за этого в подобных случаях некоторые авторы такие соглашения называю «сделки с пороками воли» (Новецкий П.Б. Сделки. Исковая давность. ., 1954. С. 103; Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. М., 1997. С. 52-55.).

Известно, что реакции агрессивного характера, связанные с фрустрацией, чаще наблюдаются у людей недостаточно воспитанных, несдержанных в проявлении эмоций, грубых в обращении с окружающими, психопатизированных. Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно - мнительных по складу своего характера. Деструктивное воздействие фрустрации на поведение таких лиц может усугубляться употребление алкоголя. В некоторых случаях, особенно когда фрустрация возникла у виновного под воздействием неправомерных действий потерпевшего, она может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Тем более что законодатель предоставил такую возможность судам (ст. 61 УК РФ «Обстоятельства смягчающие наказание»).

 

12. Аффект и страдания, их уголовно – правовое значение.

Аффект это одно из тех эмоциональных состояний, к которому давно обращено внимание юристов. В Уголовном кодексе РФ понятие аффект (наряду с понятием внезапно возникшего сильного душевного волнения) введено законодателем в правовые нормы, предусматривающую уголовную ответственность за умышленное совершение убийства, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего «в состоянии аффекта» (ст.107 «Убийство, совершённое в состоянии аффекта», 113 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»)

Аффект – это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением волевого контроля.

Для правильного решения вопроса о том, находился ли обвиняемый (подсудимый) в состоянии аффекта, помимо отмеченных выше признаков необходимо исследовать:

·       Характер аффектогенной ситуации;

·       Индивидуально – психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого);

·       Его психофизиологическое состояние накануне преступления;

·       Характер действий обвиняемого в момент совершения преступления;

·       Особенности поведения виновного сразу же после преступления, его реакция на слова окружающих, отношение к своим противоправным действиям и наступившим последствиям.

Аффектогенная ситуация обычно носит неожиданный, остроконфликтный кратковременный характер.

К индивидуально – психологическим особенностям личности субъекта, предрасполагающим к аффекту, относятся: значительное преобладание у него процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональная неустойчивость, повышенные чувствительность, ранимость, обидчивость, склонность к застреванию на психотравмирующих факторах, высокая, но не устойчивая самооценка.

Нередко обвиняемый, совершивший убийство, причинивший телесные повреждения в состоянии аффекта, искренне сожалеет о случившемся, стремится сам оказать помощь своей жертве.

Основными методами, которыми пользуются при установлении аффекта специалисты – психологи, являются: изучение анамнестинестических сведений о лице, совершившем противоправное деяние;

- психологический анализ ситуации, в которой совершено преступление, по материалам уголовного дела;

- беседа с обвиняемым, его близким, родным, хорошо знающими, в каких условиях он рос, жил, воспитывался.

Законодатель в ряде правовых норм уголовного и гражданского законодательства использует понятия: «психические страдания» (ст.117 УК РФ), «нравственные страдания» (ст.151, 1101 ГК РФ). В ст.151 ГК РФ судам предписывается при решении вопросов, связанных с компенсацией морального вреда, «учитывая степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред».

Страдания – это чувства, эмоция человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье.

Понимание роли эмоциональных явлений у субъектов уголовного, гражданского процессов помогает следователю, суду наиболее эффективно, с точки зрения правосудия, проводить следственные (судебные) действия, объективно оценивать поступки людей, их мотивационную сферу, принимать правильные решения по делу.