Лекция 8. Дидактика профессиональной подготовки юриста

 

1.              Сущность и методическая система обучения юриста. Задачи профессиональной подготовки юриста

2.Педагогические принципы профессиональной подготовки юриста (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 341.)

3.  Подготовка юристов к научно-исследовательской работе

4.Организационная подготовка юриста

5.Работа студента по овладению профессией юриста

 

 

1.    Сущность и методическая система обучения юриста. Задачи профессиональной подготовки юриста

Сущность обучения заключается в формировании у обучающихся знаний, навыков и умений (таблица 38.). Одна часть их образует профессио­нальное мастерство, другая становится компонентом образован­ности обучаемого – общей и профессиональной.

 

Таблица 38. Содержание и особенности процесса обучения.

 

Фундаментом всех знаний юриста выступает знание закона. «...В основании обвине­ния и защиты лежит юридическая оценка события», – писал из­вестный русский юрист П.С. Пороховщиков (П. Сергеич). По его словам, кто не сумел доказать факта или убедить судей, тот, может быть, дос­тоин жалости, но не заслужил осуждения; тот, кто не сумел найти нужный закон, тот не исполнил долга, тот виновен. Незнание за­кона является  преступлением.

Опираясь на знания, профессионал разбирается в жизни, пра­вой сфере, обстановке, планирует решение стоящих перед ним за­дач, продумывает пути выполнения служебных функций, изучает возникающие проблемы, намечает цели и задачи их решения, го­товит решения, выбирает способы действий, контролирует и оце­нивает свое поведение. Чем глубже и обстоятельнее он понимает все это, тем выше его профессионализм, тем успешнее его дея­тельность. В ситуациях конфронтации, борьбы с преступником специалист побеждает, если он больше знает, глубже понимает все аспекты и тонкости их.

Специализированные зна­ния имеют прикладное значение. Это знания, относящиеся к пра­воохранительной деятельности, обеспечивающие осмысленное вы­полнение профессиональных действий и решение задач.

 

Таблица 39. Принципы обучения.

 

Совре­менные требования, содержащиеся в новых законах об образовании в России, обязывают гармонично сочетать формиро­вание фундаментальных и специализированных знаний у студен­тов, не допускать снижения первых ниже уровня, предусмотрен­ного государственными образовательными стандартами, не сводить обучение к профессиональному натаскиванию, но не допускать и противоположной крайности – голой абстрактности обучения, его оторванности от жизни. Для этого необходимо соблюдать принципы обучения указанные в таблице 39. Как бы ни были важны зна­ния, но профессионал – это, прежде всего, человек, умеющий профессионально действовать, получать практические результаты.

 

Таблица 40. Основные методы обучения.

 

В юридическом образовании применяются многочисленные методы (таблица 40.) и методики, которые подразделяются на:

Пассивные методики (таблица 41.). Студент выступает в роли объекта обуче­ния, он должен усвоить и воспроизвести материал, который пере­дается ему преподавателем - источником знаний (иногда ни ме­тодики называют репродуктивными). Обычно это происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача информации от преподавателя к студенту), чтении, демонстрации. Студенты при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных заданий.

 

Таблица 41. Особенности устного изложения учебного материала.

Активные методики. Студент в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выпол­няет творческие, проблемные задания. Отчасти здесь также за­метна однонаправленная передача студентом информации, ранее полученной от преподавателей или из литературы. Но появляет­ся и обратная связь - вопросы от студента к преподавателю, воп­росы преподавателя, развивающие творческое мышление. Студент устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем, но не с другими членами группы. Такие методики занимают сегодня основное место на семинарских занятиях и в самостоятельной работе студентов.

 

Таблица 42. Характеристика метода обсуждения изучаемого материала.

 

Интерактивные методики. Интерактивные методики (oт англ. interact - взаимодействовать, т.е. находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг па друга) предполагают совместное обу­чение (обучение в сотрудничестве, таблица 42.): и студенты, и преподаватель являются субъектами обучения. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения. Все учас­тники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и собственное поведение. Обучаемый погружается в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего юриста. В целях самодиагностики предложен тест оценки уровня творческого потенциала личности, приложение 8.


Приложение 8.

 

Тест оценки уровня творческого потенциала личности.

 

В тесте используется девятибалльная шкала самооценки личност­ных качеств либо частоты их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.

Однако следует помнить, что все оценки относительны. При само­оценке мысленно представьте себе высший (девятый) уровень разви­тия соответствующего качества и низший (первый) уровень и найдите себе место на девятибалльной шкале.

1.     Как часто начатое вами дело удается довести до логического конца?

2.     Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов
(т. с. генераторов идей), то в какой степени вы — генератор идей?

3.      В какой степени вы относите себя к людям решительным?

4.В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?

5. Насколько вы способны проявлять требовательность и настой­чивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то,, выполнили бы свое обещание?

6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждения­ми в адрес кого-либо?

7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от ва­шей энергии и напористости?

8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддержи­вают вас, ваши инициативы и предложения?

9.      Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?

10.   Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то
каков среди них удельный вес практических проблем?

11.   Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?

12.   В какой степени ваша общительность, коммуникабельность
способствует решению жизненно важных
для вас проблем?

13.Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответствен­ность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?

14.Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается во­плотить в жизнь?

15.Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприим­чивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе?

16.Как много людей среди ваших друзей и близких, которые счи­тают вас человеком воспитанным и интеллигентным?

17.Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать не­что такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожидан­ность, как принципиально новое дело?

18.Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?

Вы можете определить уровень вашего творческого потенциала на основе суммарного числа набранных вами баллов.

Суммарное число баллов

Уровень творческого потенциала личности

18-39

1 — очень низкий уровень

40-54

2 — низкий

55-69

3 — ниже среднего

70-84

4 — чуть ниже среднего

85-99

5 — средний уровень

100-114

6 — чуть выше среднего

115-129

7 — выше среднего

130-142

8 — высокий уровень

143-162

9 — очень высокий уровень

 

 

Психологическими компонентами мастерства, обеспечивающими это, выступают профессиональные навыки и умения.

Профессио­нальным навыком называется автоматизированный способ выпол­нения действия, обеспечивающий эффективность последнего. Свойствами навыков являются: скорость, точность, экономичность (выполне­ние при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на тех­нике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надеж­ность (противодействие разрушающим факторам – перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность.

Важное значение в образовании имеют методы обучения. Основными методами обучения юристов являются:

– словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж;

– наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, показ;

– методы учебных действий: упражнение, лабораторная ра­бота, поисковая работа, контрольная работа, обучающее наблюде­ние, обучение в практической деятельности (во время практик и стажировок);

– методы учебного моделирования реальных действий: словесно-образного моделирования (словесного описания обстановки с мысленным представлением ее обучаемыми), фактического мо­делирования, имитации, психологического моделирования (вызова у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональ­ных, волевых процессов, характерных для реальных условий), моделирование противоборства и игровых ситуаций, метод моде­лирования нагрузок (физических, моральных, психологических).

Неотъемлемой частью методической системы являются средства обу­чения. К ним относятся: речь, наглядные пособия и предметы, ис­пользуемые преподавателем, его действия и действия обучаемых, макеты и модели, технические средства обучения и учебные печат­ные, видео- и аудиоматериалы, документальные материалы и тех­ника, оружие, учебные модели профессиональной обстановки и реальная обстановка, трудности и противодействие «противника».

Качество выступления резко повышается при использовании на­глядных пособии. В качестве таких пособий могут быть исполь­зованы схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме выступления. Любой текст, изображение могут быть просто продемонстриро­ваны, воспроизведены на плакате, ксерокопированы и розданы слушателям, увеличены на экране с помощью проектора и т.п. Важно подготовить помещение, чтобы наглядные пособия были доступны всем слушателям. Сле­дует подумать о целесообразности демонстрации каждого нагляд­ного пособия, возможной реакции аудитории, чтобы ваши слуша­тели, с одной стороны, не представили себя зрителями в цирке, где вы фокусник, достающий из рукава все новые предметы, а с другой стороны, не увлеклись незапланированным переписыва­нием текстов с плакатов, не давая вам возможности продолжать выступление. Наглядные пособия должны работать на ваше выс­тупление, а не наоборот.

Образо­вательные учреждения закладывают надежные основы профессио­нализма специалистов правоохранительных органов. Но переход на практическую работу требует адаптации к конкретной должно­сти, на которую назначается выпускник, что обычно обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании.

 Профессиональная подготовка, проводимая непосредственно в правоохранительных органах, представляет собой специально ор­ганизованную педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессиональной подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся, конкретных задач. Она, как и система воспитания, является важным элементом органи­зации управления и обеспечения деятельности правоохранительно­го органа.

С этой целью у юристов со студенческой скамьи необходимо формировать следующие способности:

– профессиональное мышление (юридическое, тактическое,  криминалистическое, техническое, психолого-педагогическое и др.);

– профессиональную наблюдательность;

– профессиональную память;

– способность к перевоплощению и ролевому поведению;

– профессиональную бдительность;

– скорость реакции;

– профессионально-психологическую устойчивость и др.

В заключение следует отметить, что эффективному обучению юристов способствует сочетание методов и средств обучения.

 

2.    Педагогические принципы профессиональной подготовки юриста (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 341.)

Система педагогических принципов профессионального обучения – это отражение целостно функционирующих в процессе подготовки и влияющих на ее результаты объективных педагогических законо­мерностей. В их совокупности выделяются те, которые присущи основным компонентам педагогической системы подготовки, а именно содержательные, организационные и методические.

К содержательным педагогическим принципам относятся следующие:

1.    Принцип профессионально-педагогической целеустремленно­сти отражает закономерную связь отбора содержания подготовки от четко осмысленных и сформулированных целей ее содержания.

2.    Принцип профессионально-прикладной направленности – принцип, отвечающий основному предназначению подготовки, проводимой в практических органах.

3.    Принцип профессиональной основательности отвечает необ­ходимости строить подготовку на достоверной, соответствующей требованиям жизни информации, знаниях, проверенном опыте, доводить формирование всех компонентов профессионализма до совершенного, в деталях отработанного прочно сохраняющегося и устойчивого к разрушающим факторам уровня.

4.    Принцип профессиональной надежности нацелен на удовле­творение высоких требований к профессионализму сотрудников правоохранительных органов, необходимость учиться действовать не кое-как, а наилучшим образом, в любых условиях, преодоле­вать любые трудности.

Организационные педагогические принципы отражают закономерную связь подготовки от организационного порядка в ней и предполагают обеспечение качественного функционирования ее педагогической системы.

1.    Принцип педагогической эффективности профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка проводится не ради формального соблюдения чьих-то предписаний. Она нужна для дела, для повышения профессионализма личного состава, для по­вышения успешности правоохранительной деятельности.

2.    Принцип плановости и дисциплины подготовки определяет необходимость четкой продуманности, определенности, ясности и обязательности в построении подготовки.

3.    Принцип комплексирования и дифференциации подготовки учитывает комплексный характер профессионализма в правоохра­нительной деятельности и необходимость организованного форми­рования каждого из его видов, сторон, субъектов.

4.    Принцип полноценной обеспеченности подготовки в целом и каждого занятия, как и везде, – важный принцип полноценной организации. Обеспечение включает управленческие, кадровые, методические, материально-технические, финансовые и иные ме­ры.

Методические принципы профессионального обучения включают в себя следующие принципы:

1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения юристов.

2. Принцип психолого-педагогической технологичности. Он требует продуманности, обоснованности и объединения во взаимосвязан­ный комплекс (микросистему) всех методов и элементов методики, приведения их в полное соответствие с психолого-педагогическими закономерностями формирования знаний, навыков и других ком­понентов профессионального мастерства, активного использования интенсивных педагогических технологий.

3. Принцип сознательности и активности отражает зависи­мость успешности подготовки от этих факторов и отражается в правилах.

4. Принцип образности и наглядности учитывает зависимость ясности, глубины и прочности усвоения учебного материала от этих особенностей его предъявления обучающимся.

5. Принцип алгоритмизации («поэтапности», «структурирова­ния») отражает зависимость успешного формирования знаний, а особенно профессиональных навыков и умений от их структуры и трудностей овладения ими.

6. Принцип профессионализации учебных трудностей констати­рует общую и специальную зависимость качества усвоения учебно­го материала, темпов, роста реальной подготовленности обучаю­щихся сотрудников и военнослужащих внутренних войск от сте­пени и характера трудностей, присущих подготовке.

7. Принцип профессиональной надежности важен для построе­ния всей подготовки, но особое значение имеет для подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстре­мальных, особых, чрезвычайных условиях.

8. Принцип максимального приближения условий обучения к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым отражает зависимость успешности профессиональных действий сотрудника военнослужащего внутренних войск от условий, в которых обучался их выполнению.

 

3.  Подготовка юристов к научно-исследовательской работе

Одним из наиболее важных аспектов методологии обучения студентов в учреждениях высшей школы образования является формирование принципов и навыков научно-исследовательской работы.

Практика показала, что многие работники правоохранительных органов не в состоянии выступать перед аудиторией. Студенты, как будущие практические работники правоохранительных органов, должны уметь кратко и убедительно, с использованием необходимых нормативных актов, обосновывать свой вывод по любым правовым вопросам.

С этой целью многие практические занятия необходимо проводить в форме  деловых игр. По программам, разработанным кафедрами, деловые игры позволяют приблизить студентов к ситуациям, которые возникают в практической деятельности правоохранительных органов и в организациях различных форм собственности. В заданиях для деловой игры должны быть предусмотрены различные варианты ответа на поставленные вопросы.

Важно присутствие студентов при рассмотрении гражданских и уголовных дел в федеральных судах и при рассмотрении гражданских дел в арбитражных судах. Обсуждение порядка рассмотрения и принятых решений по этим делам с анализом использованного законодательства и сложившейся судебной практики позволяет студентам высказать своё мнение о правильности применения норм материального и процессуального права.

Очень сильный обучающий эффект дает подготовка публика­ций о делах, проведенных самими начинающими юристами (кон­сультация, выступление в суде, участие в законотворческой дея­тельности). Используя радиопередачи, телевидение, газеты, Интернет, можно организовать правовое просвещение населения, а также оказание юридической помощи в виде ответов па конк­ретные вопросы, с которыми обращаются граждане в СМИ.

Студенты-юристы могут писать статьи и готовить репортажи обо всех событиях, связанных с хо­дом программы обучения и практики, проведением любых соци­альных проектов.

Одной из форм научно-исследовательской подготовки является обобщение судебной, арбитражной и производственной практики.  По заданию преподавателя, с согласия правоохранительных органов и администрации организации, можно обобщить практику по отдельным категориям дел по тематике практических занятий. Результаты обобщения могут быть обсуждены студентами не только на практических занятиях, но и на научно-студенческом кружке, на научно-студенческой конференции, опубликованы в печати.

Полезно приглашение специалиста - кто лучше практика сможет прокомментировать практические действия на­чинающего юриста, поделиться опытом практической деятельно­сти, помочь отработать практические навыки и включиться в исследовательскую работу по решению правовых вопросов и задач. Приглашенные специалисты могут стать активными участни­ками любых интерактивных занятий - дискуссий, анализа казу­сов, ролевых игр, различных проектов... Специалистами в данном случае считаются представители раз­личных профессий, связанных с темами занятий: судьи, прокуро­ры, адвокаты, сотрудники ОВД, чиновники, ученые... Также может быть полезно приглашение депутатов, активистов общественных организаций.

Публичная защита студентом курсовой работы на практическом занятии также является одной из методов обучения научно-исследовательской работе.   Целесообразно её проводить, если тема курсовой работы соответствует теме практического занятия. Сама процедура защиты с коллективным обсуждением привлечёт внимание всех студентов к изучаемой проблеме, заинтересует студента более ответственно подходить к написанию курсовой работы, а при защите – отстаивать своё мнение по обсуждаемой проблеме (Гудимов Н. Методика проведения практических занятий со студентами юридического факультета вуза // Рос. юстиция. 1996. № 5. С. 52.).

 

4.Организационная подготовка юриста

К числу основных организационных форм обучения относятся: лекция, семинар, ин­дивидуальное собеседование, коллоквиум, практические и лабора­торные занятия, профессиональный тренинг (тренировка), игра, учение, конференция, урок (в учебных центрах и некоторых средних образовательных учреждениях), экскурсия, учебная практика, стажировка, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены. Все они вариативны. Например, есть разные виды лекций – вводная, установочная, основная, обзорная и др., семинар – тематический, межпредметный (спецсеминар), дискус­сионный, опросный, с докладом и др. (Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России.  М., 1997.)

Все формы обучения призваны одновременно выполнять ряд педагогических функций: обучающую, развивающую, образова­тельную, воспитательную и дополнительные – направляющую, активизирующую, организующую (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000.  С. 341-355.).

Лекция – ведущая форма обучения. Ведущей она является потому, что с нее начинается каждая учебная дисципли­на, раздел и большинство тем, предусмотренных программами. Лекция пока незаменима, ибо она не повторяет даже учебник, а дополняет его самыми последними данными науки, порой даже неопубликованными, но известными преподавателю, фактами из жизни, личным пониманием и отношением его к излагаемому.

Лекция – это сплав, произведение научной мысли, эстетики слова, глубоко­го понимания и пристрастного отношения преподавателя к тому, о чем идет речь.

Лекции присущи следующие функции:

1. Познавательная. Она выражается в вооружении студентов научным, цивилизованным пониманием действительности и юри­дической деятельности, всесторонне осмысленных способов обес­печения ее эффективности и совершенствования. Лекция призвана давать целостное, систематизированное, доказательное и отчетли­вое, самое современное представление об относительно самостоя­тельном, сложном вопросе жизни, правовой действительности и предстоящей слушателям практической правоохранительной дея­тельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой.

2. Развивающая. Лекция всегда должна быть ориентирована не на память студентов, а на мышление, учить их не запоминать, а думать, понимать. Она призвана будить и направлять мысль, и тогда она станет лабораторией научной мысли, участниками рабо­ты которой становятся и обучающиеся.

3. Воспитательная. Основные воспитательные возможности связаны с усвоением слушателями ее содержания. Глубоко поняв преподавателя, внутренне одобрив его рассуждения и доказатель­ства, студенты приходят к убеждениям, оценкам, отношениям, связанным с содержанием. Это происходит не только при слуша­нии правильных мыслей, но и при испытываемом эмоциональном подъеме. Когда слушатели в аудитории видят на кафедре человека, действующего так, они как бы присутствуют при рождении и биении мысли, и это притягивает, оказывает на них заражающее и внушающее влияние. Даже если преподаватель говорит не «по писанному» гладко, а порой подбирает слова, ищет способ точного оформления своей мысли и это происходит на гла­зах у слушающих, завораживающее влияние на них усиливается.

4. Организующая. Лекция займет свое место, когда она по­влияет на работу студентов и в ходе ее и после нее. Эта функция сознательно усиливается при чтении установочных и вводных лекций.

На лекции особенно важно установить психологический кон­такт с аудиторией, захватить ее внимание и мышление, действо­вать в унисон, что усилит воздействие преподавателя на нее – и познавательное, и развивающее, и воспитательное (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 341-355.).

Следующей формой обучения являются семинарское, практическое и лабораторное  занятия.

Характерная особенность семинарского занятия заключается в групповом обсу­ждении студентами под руководством преподавателя определенно­го учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний студентов, полученных в ходе лекции по определенной теме и при подготовке к семинару по заданию преподавателя. Бы­вает, что семинар превращается в проверку знаний студентов по теме. Однако более эффективен семинар, имеющий дискуссионный характер.

Практическое и лабораторное занятия предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в ауди­ториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, по­лигонах, на местности, в расположении местных правоохрани­тельных органов.

Интересной и содержательной формой обучения является тренинг (тренировочные практические занятия). Это форма практических занятий, развивающая результаты предшествующих семинарских, практических и лабораторных занятий. Новые зна­ния, навыки и умения на них студентами не приобретаются. Ос­новная цель их – доведение способа выполнения осваиваемого обучающимися профессионального действия до совершенства, до требуемых показателей, нормативов, отвечающих требованиям профессионализма, а также развитие какого-то профессионального качества.

Конференция также является одной из ведущих форм обучения. Она похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между сту­дентами и тщательно подготавливаются.

Следующими формами обучения являются экскурсия и игра.

Экскурсия («выезд») – это форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику. Проводится путем выезда преподавателя со студентами в практические правоохранительные органы или дру­гие организации для непосредственного зрительного, вообще — чувственного ознакомления с реальностями жизни и юридической деятельности. К проведению ее привлекаются представители прак­тики, дающие пояснения наблюдаемому студентами и отвечающие на их вопросы.

Игра – это форма практического обучения, в которой имити­руются (поэтому их называют имитационными) деятельность и взаимодействие юриста с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать навыки и профессиональные умения в выполнении функциональных обязанностей и решении задач, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки си­туаций и принятия решений в них. В ролевых играх один из обучаемых играет роль юриста, а 3–5 других выступают в роли, например, потерпевшего, свидете­лей, подозреваемого и пр. Ход заседания может быть записан на видеокамеру, что позволяет потом продуктивно проводить разбор игры. В ряде случаев в основу игры кладутся материалы подлинного дела из архива суда (Корнеев С.М. Методика проведения практических занятий по гражданскому праву // Методика преподавания юридических дисциплин.  М., 1986. С. 79.).

Нередко бывает полезным заранее подготовить имитатора – студента или лаборанта, которому преподаватель заблаговременно поручает, например, роль подсудимого и договаривается с ним о линии поведения. Хорошо, когда подбирают человека с артистиче­скими задатками, находчивого в ведении диалога, быстро ориен­тирующегося в изменениях ситуации. После отработки действий одной группой студентов и разбора преподавателем назначается новая группа с теми же ролями или иными.

В группе из пяти человек больше вероятность, что никто не останется в меньшинстве в одиночку. В такой группе достаточно много участников для выработки различных мнений и продуктивного обмена информацией. В то же время у каждого имеется возможность внести свой вклад в работу, услышать другого и быть услышанным самому. При работе в малой группе из пяти человек участники могут выполнять следующие роли:

·                 ведущею (посредник - организатор работы группы);

·                 секретаря (записывает результаты работы);

·                 докладчика (представляет результаты работы группы другим группам);

·                 наблюдателя;

·                 хронометриста (следит за временем, отпущенным на группо­вую работу).

В заключение следует отметить, что в педагогической деятельности важно сочетание разных форм обучения.

 

5.              Работа студента по овладению профессией юриста

Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» квалифицируют обучающихся, студентов в качестве субъектов деятельности в сис­теме образования, а не пассивных объектов педагогических воз­действий. Определенный смысл и в том, что они стали именовать­ся не обучаемыми, а обучающимися, что предполагает активный характер их позиции, их заинтересованность в процессе и резуль­тате овладения образовательными программами и в становлении как профессионалов.

Требование высшего юридического образования по существу отсылает нас к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

Стандарт, в свою очередь, разделяет квалификационные тре­бования (п. 1.3) и требования к профессиональной подготовлен­ности юриста (п. 7.1), относя к последним умение «решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта».

В перечне квалификационных требований выделены профес­сиональные умения и навыки юриста. Что же должен уметь юрист?

   Толковать и применять законы и другие нормативные право­вые акты;

   обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

   юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­тельства;

   разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифици­рованные юридические заключения и консультации;

   принимать правовые решения и совершать иные юридиче­ские действия в точном соответствии с законом;

   вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; прини­мать необходимые меры к восстановлению нарушенных нрав;

   систематически повышать свою профессиональную квали­фикацию, изучать законодательство и практику его приме­нения, ориентироваться в специальной литературе.

Учебу в профессиональном образовательном учреждении пра­вильно называют первой профессиональной пробой: каков студент в учебе, таким, скорее всего, он будет и юристом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг станет добросовестным юристом, мало знающий – тонким профессионалом, бездарный – интеллектуалом, безответственный – ответственным должностным лицом. Практика подтверждает (Атанесян Г.А. Использование научно-технических средств для совершенствования учебного процесса в юридических вузах // Методика преподавания юридических дисци­плин.  М., 1986.  С. 15.), что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение каждого студента со всеми проявле­ниями положительных личностных потенций и усилий может сформировать полноценного профессионала. Поэтому нельзя от­кладывать проблему, задачу формирования личности на потом. Ее надо обязательно решать в образовательном процессе.

Зарубежный опыт обучения профессионализму, чрезвычайно разнообразен. Британские преподаватели Хю Брэйн, Найджел Данкан и Ричард Граймз в книге «Клиническое юридическое образование: активное обуче­ние в вашей школе права» (Brain H., Duncan N., Grimes R/ Clinical Legal Education: Active Learning in Your Law School. London. 1998. P. 57.) подчеркивают; что каждое учебное заведение по-своему формулирует учебные задачи и изменяет обучение по мере приобретения опыта. В этой связи они предла­гают следующий перечень знаний и навыков:

  навыки проведения правовых исследований, техники юри­дического письма, коммуникативные навыки;

  понимание принципов группового и межличностного взаи­модействия;

  способность принимать и отстаивать этические решения;

  знания о доступе к правосудию, его ограничениях и возмож­ности улучшений;

  понимание персональной ответственности и обязанностей юриста по отношению к клиентам;

  понимание взаимосвязи принципов права и юридических процедур;

  понимание взаимосвязи правовой доктрины и ожиданий кли­ента и предполагаемых результатов, определение слабых мест и возможностей для реформирования права и процесса;

  способность разрешать проблемы, определяя для этого стра­тегию;

  понимание связи права и других дисциплин, таких, как фи­лософия, экономика, психология.

Известный российский юрист С.С. Алексеев подчеркивал осо­бую значимость становления личности юриста у молодых людей, обучающихся в юридическом вузе (Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М., 1976. С. 242-244.).  С первых же дней учебы в вузе студент активно «входит в роль» настоящего юриста. Обуча­ясь, он уже юрист, хотя пока не подготовлен в полной мере и не имеет право занимать ответственные юридические должности (старшекурсники уже привлекаются к участию в практической работе). Сам студент уже должен чувствовать себя юристом, и ок­ружающие должны относиться к нему как к юристу, чем опреде­ляются и повышенные требования к его работе над собой.

Важное значение в профессиональной подготовке юристов имеют специальные курсы. Их основные задачи: сориентировать студента в предстоящей работе, целях и задачах ее, требованиях к ней, условиях успешно­сти, необходимости самоформирования, содержании и методах, возможностях, предоставляемых образовательным учреждением, технике работы на аудиторных занятиях, в библиотеках, учебных кабинетах, информационном фонде, способах самооценки дости­гаемых результатов и др. Хорошо, когда занятия проводятся не только преподавателями, но и опытными юристами, старшекурс­никами, выпускниками не в одной аудитории, а с проведением экскурсий по образовательному учреждению, выездами в местные правоохранительные органы. Полезно вручать молодым студентам и памятку-методичку с советами по работе.

В ходе учебы самим студентам, педагогическому коллективу, преподавателям следует обращать внимание на проявление отно­шения каждого студента:

– к учебе как к труду;

– к усвоению содержания образования;

– к другим людям;

– к себе.

В ходе обучения студентов необходимо готовить их к технологии работы на аудиторных занятиях, с книгой, с персональным компьютером. Студенту рекомендуется работать внимательно, активно и инициативно, тщательно готовиться к ка­ждому занятию, выполнять все задания преподавателя, на семина­рах не ожидать вызова преподавателем, а самому включаться в обсуждение, потому что все это упражняет и развивает интел­лект, деловые качества, укрепляет и обогащает знания и что все это идет на пользу именно ему (приложение 9.).

 

Приложение 9.

 

Тест. Оценка способности к саморазвитию, самообразованию

 

1.     За что вас ценят ваши друзья:

а) преданный и верный друг; б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять; в) эрудированный, интересный собеседник?

2.     На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) целеустремленный; б) трудолюбивый; в) отзывчивый.

3.     Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:

а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени; б) я пытался это делать, но нерегулярно; в) положительно, так как я давно это делаю?

4.     Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться:

а) нет достаточно времени; б) нет подходящей литературы; в) не всегда хватает силы воли и настойчивости?

5.     Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов:

а) невнимательный; б) переоцениваю свои способности; в) точно не знаю?

6.     На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) настойчивый; б) усидчивый; в) доброжелательный.

7.     На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) решительный; б) любознательный; в) справедливый.

8.     На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) генератор идей; б) критик; в) организатор.

9.     На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества
у вас развиты в большей степени:

а) сила воли; б) память; в) обязательность.

10.   Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное
время:

а) занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби; б) читаю художе­ственную литературу; в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи?

11.   Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время
представляет познавательный интерес:

а) научная фантастика; б) религия; в) психология?

12.Кем бы вы могли себя максимально реализовать:
а) спортсменом; б) ученым; в) художником?

13.Каким чаще всего считают или считали вас учителя:

а) трудолюбивым; б) сообразительным; в) дисциплинированным?

14.   Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придерживаетесь его чаще всего:

а) живи и наслаждайся жизнью; б) жить, чтобы больше знать и уметь; в) жизнь прожить — не поле перейти?

15.   Кто ближе всего к вашему идеалу:

а) человек здоровый, сильный духом; б) человек, много знающий и умеющий; в) человек, независимый и уверенный в себе?

16.   Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане:

а) думаю, что да; б) скорее всего, да; в) как повезет?

17.   Какие фильмы вам больше всего нравятся:

а) приключенческо-романтические; б) комедийно-развлекатель­ные; в) философские?

18. Представьте себе, что вы заработали очень большую сумму де­нег. Куда бы вы предпочли ее истратить:

а) путешествовал бы и смотрел мир; б) поехал бы учиться за грани­цу или вложил бы деньги в любимое дело; в) купил бы коттедж с бас­сейном, мебель, шикарную машину и жил бы в свое удовольствие?

Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:

Вопрос

Оценочные баллы ответов

Вопрос

Оценочные баллы ответов

1

а — 2, б — 1, в — 3

10

а - 2, б - 3, в - 1

2

а — 3, б — 2, в — 1

11

а—.1, б — 2, в —3

3

а - 1, б -2, в—3

12

а- 1, б - 3, в - 2

4

а — 3, б — 2, в — I

13

а — 3, б — 2, в - 1

5

а — 2, б — 3, в — I

14

а — 1, б — 3, в — 2

6

а — 3, б — 2, в — 1

15

а-1,6-3, в-2

7

а — 2, б — 3, в — 1

16

а - 3, б - 2, в - 1

 

а — 3, б — 2, в — 1

17

а -2, б - 1, в - 3

9

а — 2, б — 3, в — 1

18

а — 2, б — 3, в — 1

По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию:

Суммарное число баллов

Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию

18-25

1 — очень низкий уровень

26-28

2 — низкий

29-31

3 — ниже среднего

32-34

4 — чуть ниже среднего

35-37

5 — средний

38-40

6 - чуть выше среднего

41-43

7— выше среднего

44-46

8 — высокий

47-54

9 - очень высокий

 

Знания и навыки - это средства достижения цели, инструмен­ты разрешения проблем. Эффект применения инструмента зависит не только от того, насколько про­фессионально он используется, но и от того, в чьих руках он на­ходится, кто его использует. Реальный эффект использования про­фессиональных знаний и навыков также зависит от качеств юриста.

Педагогическая направленность отвечает требованиям высокой профессиональной культуры, если базируется не на простых представлениях, а на твердом знании законов, тенденций мирового развития, потребностей общества, данных педагогической и психологической наук и пра­вильно осмысленного передового опыта преподавания.

В документах Международной комиссии юристов приводятся рекомендации, особенно актуальные для стран, находящихся на переходном этапе развития:

1. В изменяющемся и взаимозависимом мире юристы долж­ны играть ведущую роль в создании новых правовых концепций, институтов и механизмов, защищающих человека, помогающих ему преодолевать трудности и обеспечивающих удовлетворение интересов всех людей. В настоящее время юрист не может ограничиваться рамками своей практической деятельности и отправления правосудия. Он не должен оставаться в стороне от важных изменений в экономи­ческой и социальной сферах: если он действительно юрист по призванию, он примет активное участие в общественных делах, содействуя экономическому развитию и укреплению в обществе социальной справедливости. Опыт и знания юриста должны ис­пользоваться на благо не только клиентов, но и всего общества.

2.В каждой стране обязанностью юриста как в его практиче­ской деятельности, так и в общественной жизни является всемер­ное содействие тому, чтобы обеспечить существование ответствен­ной законодательной власти, выбранной демократическим путем, независимой, получающей адекватное вознаграждение судебной власти и защиту гражданских прав и свобод человека.

3.Юристы обязаны отказываться от сотрудничества с любой властью в осуществлении любых действий, нарушающих прин­ципы правления права.

4.Юристы не должны спокойно смотреть на распространение бедности, невежества и неравенства в обществе, а призваны иг­рать ведущую роль в их искоренении, ибо, пока эти отрицатель­ные общественные явления существуют, гражданские и полити­ческие права не могут сами по себе обеспечить достойного человека уровня жизни.

5.Юристы обязаны принимать активное участие в правовой реформе. Если уровень общественного сознания невысок, особен­но важно, чтобы именно юристы, поскольку они обладают специ­альными знаниями, пересмотрели действующее законодательство и представили в соответствующие органы программы реформ.

6.Юристы должны прилагать усилия к распространению пра­вовых знаний и внушать уважение к принципам права, способ­ствовать пониманию всеми людьми их прав и законных интере­сов.

7.Так как юристы призваны исполнять свои обязанности в со­ответствии с принципами права, им следует проявлять собствен­ную инициативу и действовать через все возможные организации, включая, в частности, самоуправляющиеся ассоциации юристов. Такие ассоциации должны быть полностью свободны от вмеша­тельства и контроля со стороны исполнительной власти.

<…>

13.Юрист должен стремиться неуклонно следовать таким иде­алам своей профессии, как неподкупность, компетентность, му­жество и полная самоотдача» (Правление права и права человека: Принципы и определения / Жене­ва: Международная комиссия юристов. 1966 (цит. по: Козлихин И.Ю. Идеи пра­вового государства: история и современность. СПб., 1993. С. 146- I47).).