Тема № 8. Социальное обеспечение граждан

 

1. Понятие  социального обеспечения

2. Виды социальной помощи

3. Пенсионное обеспечение. Общая характеристика пенсионного законодательства

 

1. Понятие  социального обеспечения

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию. В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной.

Представителями этой теории явились В. М. Догадов, Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко (Догадов В. М. Социальное страхование. М., 1926; Вигдорчик Н. А. Теория и практика социального страхования. М., 1923; Семашко Н. А. Право на социальное обеспечение. М., 1938.). Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли по вопросу о понятии социального обеспечения.

Развивая позицию В. Дурденевского, В. С. Андреев указывал, что социальное обеспечение — это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности» (Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник. М., 1974. С. 10.).

Своеобразный подход к данному вопросу предлагает Е. Е. Мачульская. По ее мнению, социальное обеспечение предоставляется только лицам, подвергшимся воздействию социального риска на безвозмездно-неэквивалентных или бесплатных началах. Поэтому санаторно-курортное обслуживание и образование не следует включать, по ее мнению, в понятие социального обеспечения (Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., Гордец. С. 43.).

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми, на наш взгляд, являются.

1) источники финансирования

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,  Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения;

2) круг лиц, подлежащих обеспечению

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных социальных фондов, средств республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления обеспечения

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств,  указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;

4) цель предоставления обеспечения

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемником которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.).

В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного обстоятельства утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Итак, под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе «О государственной  социальной помощи», социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Можно выделить следующие признаки социальной помощи:

1.              социальная помощь распространяется на особые субъекты – малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан;

2.              источниками финансирования служат бюджеты различных уровней;

3.              В рамках социальной помощи указанным выше категориям малоимущих граждан предоставляются особые виды выплат и услуг, которые назначаются решением органа социальной защиты населения по месту жительства или регистрации малоимущих лиц, как правило, после проверки их нуждаемости (Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: - М.,  2011. С. 171.).

 

2. Виды социальной помощи

Малоимущие семьи могут получать материальную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне. Региональные меры социальной помощи разнообразны и различаются в зависимости от субъекта РФ, в котором проживает семья

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.

Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

- безвозмездность выплаты пособий;

- выплачивается в фиксированных законом размерах; 

- являются материальной поддержкой граждан; 

- выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены. Жилищная субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Компенсация - возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в  отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Очень часто получается так, что денег в бюджете не хватает, но местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п. Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.

Одним из таких путей, может смело считаться предоставляемая нашей стране гуманитарная помощь. Гуманитарная  помощь, как известно, оказывается тогда, когда необходимо поддерживать (по разным причинам) социально незащищённые слои населения. 

Как правило, это бывает во время стихийных бедствий, войн, катастроф, а также на сложных этапах социального и экономического развития. Существуют разработанные стандарты потребностей в продуктах различных слоев населения. Приоритет при оказании помощи должен отдаваться нуждающимся многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам. Органы соцзащиты на местах располагают сведениями о среднедушевых доходах, поэтому могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь. Но может быть принята и заявительная форма. Однако ясно: нельзя просто механически раздавать продукты, одежду. Нужно знать и каков конечный результат гуманитарной акции. Прежде всего, необходимо руководствоваться прожиточным минимумом, помогать тем, кто имеет доход ниже этого минимума. 

Малоимущим семьям предоставляется налоговая льгота в отношении тех сумм, которые они получают от государства. В частности, освобождаются от обложения НДФЛ единовременные выплаты (в том числе материальная помощь), которые малоимущие граждане получают в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Следует подчеркнуть, что эта льгота распространяется только на помощь, получаемую в соответствии с программами, которые ежегодно утверждаются соответствующими госорганами (абз. 5 п. 8 ст. 217 НК РФ).

Закон о бесплатной юридической помощи (Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»), вступивший в силу в январе 2012 г., предоставляет малоимущим семьям право получать бесплатную помощь профессиональных юристов. Такие семьи могут не только получить устную или письменную консультацию, но и рассчитывать на представление их интересов в суде или других госорганах. Крайне важно и то, что в рамках этого закона профессиональная юридическая консультация может быть дана в том числе по вопросам оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи. Таким образом, эта мера поддержки, предоставляемая в натуральной форме (в виде бесплатных услуг), может способствовать получению других льгот и пособий.

Дети из малоимущих семей получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Они имеют право быть принятыми вне конкурса в государственные и муниципальные вузы. Однако при этом должны быть соблюдены несколько дополнительных условий:

·                 в семье есть только один родитель, и он является инвалидом I группы;

·                 ребенок, поступающий в вуз, не достиг 20 лет;

·                 вступительные испытания пройдены успешно. Испытание считается пройденным успешно, если поступающий наберет заранее установленное минимальное количество баллов (в рамках ЕГЭ или вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно) (Этот вывод следует из п. п. 5, 21.3 и 52 Приказа Минобрнауки РФ от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования»).

Помимо описанных общих правил существуют специальные нормы, обеспечивающие господдержку особым категориям малоимущих семей – вынужденным переселенцам и беженцам. Вынужденными переселенцами считаются граждане России, покинувшие свое место жительства в связи с преследованиями различного рода. Малообеспеченным гражданам из числа вынужденных переселенцев, в частности, предоставляется компенсация расходов на проезд и провоз багажа от места, где было зарегистрировано их ходатайство о приобретении статуса переселенца, до места временного поселения.

Документы, необходимые для получения социальной помощи

Для получения социальной помощи нужно подать в орган социальной защиты по месту жительства заявление, указав в нем:

·                 состав семьи (подтверждается свидетельством о рождении ребенка, свидетельством о браке);

·                 доходы (подтверждаются справками о зарплате, стипендии, пособиях, пенсиях и т.д.);

·                 имущество, которое находится в собственности у семьи (подтверждается свидетельством о госрегистрации права собственности в отношении недвижимости. Для движимого имущества, как правило, специальных документов нет);

·                 сведения о получении госпомощи в виде предоставления социальных услуг. Право на это имеет ограниченный круг лиц, например, инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны и другие лица, перечисленные в ст. 6.1 Закона о социальной помощи (Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

 

3. Пенсионное обеспечение. Общая характеристика пенсионного законодательства

Пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. В соответствии со статьей. 8 Федерального закона « Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца являются одним из видов страхового обеспечения работающих граждан по обязательному социальной страхованию.

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности или смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Основным нормативным актом, устанавливающим основания и условия назначения и выплаты государственных пенсий, является Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской федерации» от 20 ноября 1990 г. Данным Законом предусмотрены два вида пенсий трудовые и социальные.

К трудовым пенсиям, назначаемый в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью засчитываемой в трудовой стаж, относятся следующие четыре вида пенсий

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

-  за выслугу лет.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Социальная пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней) (ст. 3 Закона РФ от 20 ноября 1990)-Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане Российской Федерации, но и проживающие в российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные одновременно право на различные государственные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено Законом или Договором.

Как правило, гражданам, имеющим пенсии (в том числе и на основании других нормативных актов), назначается и выплачивается по выбору. Исключение из этого общего правила предусмотрено законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. Право на получение одновременно двух пенсий предоставлено:

а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Им могут устанавливаться одновременно пенсия по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности;

б) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться и пенсия по старости (либо пенсия по инвалидности, за выслугу лет,  социальная), и пенсия по случаю потери кормильца — за погибшего мужа;

в) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву,  погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).

Пенсионное обеспечение некоторых категорий граждан (военнослужащих, прокурорских работников, сотрудников таможенной службы, государственных служащих, судей, депутатов Государственной Думы и др.) регулируется специальными нормативными актами.

Так, Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливаются основания и условия пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, а также иные категории граждан, на которых распространено действие данного Закона (На условиях и по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г. назначаются пенсии следующим категориям граждан: прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семей (Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2291 «О пенсионном обеспечении работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семей»); сотрудникам таможенных органов и членам их семей (ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114- ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»); сотрудникам налоговой полиции и членам их семей (ст. 17 Закона РФ от 24 июня 1993 г. №5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»).)

Законом предусматриваются три вида пенсий:

- за выслугу лет;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца.

Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается после увольнения военнослужащего со службы. Пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы, т.е. независимо от продолжительности выслуги.

Лицам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору. Жены лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.,  погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии. Выплата пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.  Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ устанавливается право государственных служащих на пенсию за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти государственного служащего в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. 19  Закона). Условия, порядок назначения и выплаты пенсии должны быть определены федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят и пенсионное обеспечение государственных служащих, т.е. назначение и выплата пенсии за выслугу лет, осуществляется на основании Указа Президента РФ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» от 16 августа 1995 г. № 854. Указ предусматривает ежемесячные доплаты к государственным пенсиям для лиц, замещавших государственные должности. Поскольку Указом предусмотрена доплата к пенсии,  следовательно, государственные служащие должны иметь право на назначение какой-либо государственной пенсии ( либо по Закону от 20 ноября 1990 г., либо право на досрочную пенсию по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.). Условия назначения и размер ежемесячной доплаты зависят от государственной должности и продолжительности стажа работы на государственных должностях.

Пенсии по старости — это ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам по достижении ими установленного пенсионного возраста при наличии трудового (общего или страхового) стажа.

Пенсии по старости предусмотрены Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г.

По условиям назначения пенсии по старости можно условно классифицировать на пенсии, назначаемые на общих основаниях, и пенсии на льготных условиях.

Пенсии по старости на общих основаниях назначаются гражданам по достижении:

- мужчинами — 60 лет при наличии общего трудового стажа не менее 25 лет;

- женщинами — 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет (ст. 10 Закона).

Наличие общего трудового стажа определенной продолжительности является обязательным условием для назначения полной пенсии по старости.

Пенсии по старости на льготных условиях назначаются при сокращении установленной ст. 10 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»  продолжительности общего трудового стажа и пенсионного возраста.

Пенсии по старости, назначаемые на льготных условиях, дифференцируются в зависимости от того, что является основанием для предоставления льгот: особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью или тяжестью (ст. 12 Закона); медико-биологические и социальные факторы (материнство, воспитание ребенка-инвалида, состояние здоровья) (ст. 11 Закона); климатические условия жизни и труда (ст. 14 Закона). Статья 11 Закона от 20 ноября 1990 г. предоставляет право на льготное назначение пенсии по старости:  женщинам, родившим пять детей и более и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьмилетнего возраста. Пенсия по старости назначается по достижении женщиной 50 лет и при наличии у нее общего трудового стажа не менее 15 лет. Льготы при назначении пенсии предоставляются также и женщинам, усыновившим детей до достижения ими восьмилетнего возраста; инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения.

Пенсии за выслугу лет — ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам в связи с длительной профессиональной деятельностью, выплачиваемые, как правило, при условии оставления работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет устанавливаются в связи с длительной подземной работой, работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также в случаях занятия лицами некоторыми видами профессиональной деятельности, связанной с риском преждевременного профессионального старения.

Законодательством не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет при неполном специальном трудовом стаже ( исключение установлено для работников гражданской авиации в случаях оставления летной работы по состоянию здоровья).

Причины и группы инвалидности и их юридическое значение Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. дает следующее понятие термина «инвалид».

Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,  приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты ( ст. 1 Закона). Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,  контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.  Специалисты, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные медицинские документы, проводят личный осмотр гражданина,  оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,  ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Пенсии по случаю потери кормильца по закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»

Пенсии по случаю потери кормильца — это ежемесячные денежные выплаты,  назначаемые в случае смерти кормильца нетрудоспособным членам семьи,  находившимся на его иждивении.

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является смерть кормильца, а также признание лица безвестно отсутствующим либо объявление его умершим. Порядок признания лица безвестно отсутствующим, а также объявление лица умершим регулируется ст. 42—45 ГК РФ. Семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы.

Право на пенсию по случаю потери кормильца закреплено в нескольких нормативных актах (ст. 28—42 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; ст. 50—76 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; Закон РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993 г. и др.) и отличается как по кругу лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, так и по основаниям, условиям и размерам назначаемой пенсии.

Социальные пенсии — это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве. Впервые социальные пенсии вошли в советскую пенсионную систему в связи с принятием Верховным Советом СССР Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15 мая 1990 г. Основная цель введения социальных пенсий — обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Законодатель четко очерчивает круг лиц, имеющих право на социальную пенсию.  Социальная пенсия устанавливается следующим категориям граждан:

а) инвалидам I, II и III групп;

б) детям-инвалидам в возрасте до 16 лет;

в) детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

г) гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчинам и женщинам).

В отличие от пенсии по случаю потери кормильца право на получение социальной пенсии в связи со смертью кормильца законодатель признает только за детьми, не достигшими 18- летнего возраста. Другие категории граждан (пасынок; падчерица; нетрудоспособный супруг; родители; лица, осуществляющие уход за детьми умершего кормильца, и др.) право на назначение социальной пенсии не имеют.

В отличие от пенсии по старости право на социальную пенсию признается за лицами с более высокими возрастными границами. Если пенсия по старости на общих основаниях устанавливается при достижении мужчинами 60 лет, а женщинами — 55 лет, то для назначения социальной пенсии возраст увеличивается на 5 лет.

Социальная пенсия не исчисляется из заработка, размер пенсии устанавливается в твердой сумме дифференцированно для различных социальных категорий нетрудоспособных граждан.

Социальная пенсия устанавливается:

-  в размере минимальной пенсии по старости — инвалидам I и II групп с детства;

- детям-инвалидам;

-  детям, потерявшим обоих родителей, умершей одинокой матери (детям-сиротам);

- в размере 2/3 минимальной пенсии по старости — инвалидам II группы (кроме инвалидов II группы с детства); детям, потерявшим одного из родителей;

- гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчинам и женщинам);

- в размере 1/2 минимальной пенсии по старости — инвалидам III группы. 

К социальным пенсиям начисляется только один вид надбавки — надбавка на уход. Надбавка на уход начисляется только инвалидам с детства I группы, а также детям-инвалидам. Работающим пенсионерам, получающим социальную пенсию, пенсия выплачивается в полной сумме, без учета заработка.