Тема № 8. Виды юридической работы и юридические специальности

 

Юридическая работа – это многогранная деятельность. Она осуществляется во всех сферах социальной жизни. Юристы работают в органах законодательной и судебной власти, прокуратуре и адвокатуре. Специалисты-правоведы есть в юридических отделах, бюро и т.п. предприятий и социально-культурных учреждений, в кооперативных организациях, общественных объединениях, в органах, осуществляющих международные связи, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях.

Существуют следующие должностные лица по соответствующим юридическим специальностям: следователь, прокурор, судья, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

Следователь. Должностное лицо, назначенное в установленном порядке и наделённое исключительной функцией производства предварительного следствия, решения вопроса о предъявлении конкретному лицу обвинения в совершении преступления. Предварительное следствие начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. По делам, по которым проводится дознание, предварительное следствие начинается после его окончания.

Следователь обладает полномочиями по вызову и обеспечению явки обвиняемых (подозреваемых), потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей. Он вправе требовать документы, назначать ревизии и экспертизы. Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан.

Все решения следователь принимает самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда требуется санкция судьи. К таким случаям относятся: заключение под стражу, арест, обыск, наложение ареста на корреспонденцию и выемка её в почтово-телеграфных учреждениях и др.

Следователь выполняет указания начальника следственного отдела и прокурора, связанные с обеспечением законности, полноты, всесторонности и объективности предварительного следствия. В случае заведомо незаконного ареста, привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности, принуждения к даче показаний следователь несёт уголовную ответственность, предусмотренную статьями 299-303 УК РФ.

От следователя требуются: наблюдательность, умение анализировать факты и обстоятельства; работать с людьми, получать от них интересующие, достоверные сведения; проницательность и прозорливость; максимальное использование специальных знаний, экспертиз, заключение специалистов.

Прокурор. Должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

На должность прокуроров района, города в установленном порядке назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трёх лет.

Важным инструментом контроля за соблюдением законности является проверка прокурором всего доказательственного материала по делу, поступившего от органа дознания или предварительного следствия с обвинительным заключением. Прокурор имеет право отменить незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Он вправе отстранить лиц, производящих дознание, или следователя от дальнейшего ведения расследования, если допущены нарушения закона. Прокурор возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; приостанавливает производство по уголовным делам; утверждает обвинительные заключения (постановления) и направляет уголовные дела в суд.

При осуществлении функций прокурор в пределах своей компетенции: требует для проверки соответствия закону приказы, инструкции и иные акты, издаваемые министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами; требует от руководителей необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения, проведения проверок и ревизий; требует от должностных лиц объяснений по поводу нарушений закона; опротестовывает незаконные акты либо обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; привлекает виновных к ответственности, возбуждает производство по делам об административных правонарушениях; принимает меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причинённого нарушением закона; вносит представления в органы и организации.

К наиболее важным профессиональным особенностям работы прокурора относятся:

·         универсализм – прокурор должен быть специалистом в предварительном следствии, в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу, и, разумеется, специалистом в общенадзорном деле;

·         организационный характер прокурорской деятельности;

·         искусство устной речи (прокурор должен уметь придавать своим выступлениям в суде, на собраниях граждан публицистическую страстность, точно и аргументированно излагать свои мысли;

·         принципиальность и настойчивость, объективность и неподкупность в обеспечении законности.

Судья. Должностное лицо (судья, председатель суда, заместитель председателя, члены коллегии суда), назначенное Президентом России в установленном порядке в состав судебного органа для осуществления правосудия на профессиональной основе, а также мировые судья, назначенный (избираемый) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираемый населением соответствующего судебного участка).

Согласно действующему законодательству судьёй может быть назначен гражданин, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судьёй военного суда может быть гражданин, достигший 25 лет, состоящий на действительной военной службе, имеющий высшее юридическое образование и воинское звание офицерского состава.

Правовой статус судьи характеризуется независимостью, он подчиняется только закону.

Судья имеет право: требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с выполнением возложенных на него обязанностей; вносить представления в государственные органы, общественные организации, должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений; запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров. Указанные органы и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы.

Неприкосновенность федеральных судей гарантируется несменяемостью судей, установленным законом порядком досрочного лишения судейских полномочий, особым порядком привлечения к уголовной ответственности, ареста, а также особым порядком дисциплинарной ответственности судей, установлением правила, согласно которому не допускается задержание, привод или применение мер административного взыскания в отношении судьи. Судья может быть досрочно лишён своих полномочий за нарушение законности или совершение порочащего поступка, не совместимых с его высоким званием не иначе как по Указу Президента Российской Федерации, а также в силу состоявшегося обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу. На мировых судей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты (О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон. Ст.2 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №51. Ст.6270.).

Адвокат. Юрист, член коллегии адвокатов, в задачу которого входит оказание правовой помощи гражданам и организациям: дача консультаций и разъяснений по правовым вопросам, устных и письменных справок по законодательству; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных правонарушениях. Важная роль принадлежит адвокату в деятельности органов предварительного следствия и суда. Адвокат допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения.

Адвокат правомочен:

·         представлять права и законные интересы лиц, обратившихся к нему за юридической помощью; запрашивать во всех государственных и общественных организациях через юридическую консультацию все документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи из государственных и общественных организаций;

·         использовать все установленные законом способы и средства для защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся к нему за юридической помощью.

Адвокатом может быть гражданин, имеющий юридическое образование и стаж работы в качестве юриста не менее двух лет. Окончившие высшие юридические учебные заведения и не имеющие стажа работы по специальности или имеющие стаж менее двух лет принимаются в члены коллегии лишь после прохождения соответствующей стажировки.

К профессиональным обязанностям адвоката относятся: доверительный характер отношений с клиентом; строгое соблюдение профессиональной тайны, неразглашение сведений, сообщённых клиентом. Адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя потерпевшего, истца, ответчика. Труд адвоката оплачивается из средств, поступающих от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь.

Нотариус. Основами законодательства РФ о нотариате определены полномочия нотариусов по совершению нотариальных действий (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №10. Ст.357.). Государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, наделены правом совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки, факт нахождения гражданина в живых, в определённом месте, тождественность гражданина с лицом, изображённым на фотографии, время предъявления документов; выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; налагать и снимать запрещение отчуждения имущества; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой; передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принимать в депозиты денежные суммы и ценные бумаги, документы на хранение; совершать исполнительные надписи, протесты векселей, морские протесты; предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков; обеспечивать доказательства. Государственные нотариусы, кроме того, имеют право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.

Юрисконсульт – работник правовой службы органов государственной власти, предприятий (концернов, объединений), социально-культурных учреждений, организаций, состоящий в должности начальника юридического отдела (бюро), главного (старшего) юрисконсульта.

На юрисконсульта возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых руководством; дача заключений по правовым вопросам; составление юридических документов; участие в подготовке проектов договоров и соглашений, заключаемых с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями и их визирование; информация членов трудовых коллективов о текущем законодательстве и оказание им правовой помощи; ведение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах дел, по которым орган, предприятие, учреждение, организация выступают в качестве истца или ответчика, предъявление претензий при поставке недоброкачественной продукции и некомплектного оборудования, заявление претензий транспортным организациям по поводу недостачи, порчи грузов и т.д.

Полицейский. Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической безопасности РФ.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, вышеназванный Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известными в процессе оперативно-розыскных мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1.          Опрос.

2.          Наведение справок.

3.          Сбор образцов для сравнительного исследования.

4.          Проверочная закупка.

5.          Исследование предметов и документов.

6.          Наблюдение.

7.          Отождествление личности.

8.          Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9.          Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10.      Прослушивание телефонных переговоров.

11.      Снятие информации с технических каналов связи.

12.      Оперативное внедрение.

13.      Контролируемая поставка.

14.      Оперативный эксперимент.

Приведённый перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменён или дополнен только федеральным законом. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются следующие: а) наличие возбуждённого уголовного дела; б) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовной наказания; о лицах, без вести пропавших и об обнаружении неопознанных трупов; в) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; г) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; д) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ; е) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Дознание в РФ – одна из двух форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием). От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объёму и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

В соответствии с УПК РФ (ст. 40) органами дознания являются:

1)     полиция, компетенцию которой закон не ограничивает определенными категориями уголовных дел, как, например, остальные органы дознания. Полиция обязана принимать любые заявления о преступлениях, но не подменять иной орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производство дознания на основании первичных материалов о преступлении;

2)     командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных сил Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения. Дознание осуществляют дознаватели, назначаемые командиром части из наиболее подготовленных в юридическом отношении офицеров;

3)     органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

4)     начальники исправительно учреждений, следственных изоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений. Дознаватели назначаются руководителями подразделений из числа подготовленных сотрудников;

5)     органы пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил. Полномочиями органа дознания обладают государственные инспектора по пожарному надзору;

7)     капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8)     таможенные органы Российской Федерации — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 189, 190,193 и 194 УК РФ.

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю и дальнейшие следственные и розыскные действия осуществлять лишь по поручению следователя.

Дознание необходимо завершить не позднее 1-го месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения, представляемого вместе со всеми материалами прокурору для утверждения, либо постановления о прекращении или приостановлении дела.

Правовое положение сотрудников МВД РФ. Существенное значение в правоприменительной практике имеет право личности на неприкосновенность жилища. В статье 25 Конституции РФ указано, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законодательством или на основании судебного решения». Реализация данного ограничения в деятельности сотрудников полиции определена Федеральным законом «О полиции». В нём (ст.10) содержится исчерпывающий перечень условий, при которых полиция при выполнении возложенных на неё обязанностей имеет право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их. Это – следующий перечень: «При преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошёл несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках».

Органы внутренних дел (МВД РФ) представляют собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел.

Правовую основу этой деятельности составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Федеральный закон от 5 июля 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», другие акты Государственной Думы и Совета Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права, международные договоры РФ, а также приказы, положения и инструкции МВД РФ.

Порядок прохождения службы в полиции регулируется Положением о службе в органах внутренних дел. На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольное порядке граждане Российской Федерации не моложе 18-ти и не старше 40 лет (на службу в полицию — не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности по предоставляемой должности и присваиваемому специальному званию. В учебные заведения Министерства внутренних дел могут приниматься граждане, не достигшие 18-ти лет, но имеющие среднее образование. На должности начальствующего и офицерского состава, как правило, принимаются лица, имеющие высшее юридическое образование.

Прием на службу сотрудников органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего подразделения согласно его компетенции. Приказ объявляется сотруднику под расписку.

Для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от 3 месяцев до 1 года, в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен.

Сотрудникам полиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях и в учреждениях.

По своему содержанию обязанности и права сотрудников органов внутренних дел подразделяются на общие и специальные (служебные). Общие – непосредственно определяются содержанием и особенностями службы в органах внутренних дел. К их числу относятся следующие: добросовестное исполнение требований, вытекающих из законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере внутренних дел государства; неуклонное проведение в жизнь законов и других нормативных актов, действующих в сфере внутренних дел, повышение своих профессиональных знаний и мастерства; хранение государственной и служебной тайны; содействие друг другу в выполнении служебных обязанностей; строгое соблюдение законности, государственной и служебной дисциплины.

В соответствии с законодательством о прохождении службы в органах внутренних дел лиц рядового и начальствующего состава устанавливается ненормированный рабочий день. Иными словами, они по распоряжению соответствующего начальника в случае необходимости могут привлекаться к работе сверх установленного рабочего времени, а также в ночное время, дни еженедельного отдыха и праздничные дни. При несении службы сверх установленной продолжительности сотрудникам органов внутренних дел предоставляется отдых в другие дни или производится компенсация в соответствии с законодательством.

Денежное довольствие включает в себя оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет, процентную надбавку за ученую степень или звание, стоимость продовольственного пайка, а также ряд других денежных выплат, которые могут устанавливаться органами местного самоуправления за счет дополнительных средств.

Лица рядового и начальствующего состава пользуются льготами по оплате занимаемой ими жилой площади. Сотрудники полиции имеют льготы при установке квартирных телефонов и решении других вопросов социально-бытового обеспечения. Сотрудникам полиции предоставлено право пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности – также попутным и рейсовым транспортом. Сотрудники подразделений полиции имеют право бесплатного проезда на железнодорожном и водном транспорте. На речных и морских судах в пределах обслуживаемых железных дорог, акваторий рек и водных бассейнов.

Специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности. Специальные звания подразделяются на первые и очередные. При получении специального звания впервые принимается во внимание уже имеющееся воинское звание. В процессе службы существуют установленные сроки на основе выслуги в специальных званиях для присвоения очередного, более высокого звания, например, для рядового – 1 год, сержанта – 2 года, старшего сержанта 3 года, прапорщика – 5 лет, старшины – не устанавливается, младшего лейтенанта – 1 год, лейтенанта – 2 года, старшего лейтенанта и капитана – 3 года, майора – 4 года, подполковника – 5 лет. Иными словами, при положительном прохождении службы после окончания соответствующего срока может быть присвоено очередное звание.

Для сотрудников органов внутренних дел, которым первое специальное звание лейтенанта присвоено по окончании высшего учебного заведения (со сроком обучения 5 лет и более) и которые проходят службу по полученной в учебном заведении или родственной специальности, срок выслуги в звании лейтенанта сокращается до 1 года.

Сроки выслуги лет в званиях полковника, а также в званиях высшего начальствующего состава не устанавливаются.

Для сотрудников органов внутренних дел определены возрастные ограничения по времени состояния на службе. Сотрудники, достигшие предельного возраста, подлежат увольнению:

·             рядовые и младший начальствующий состав — по достижении 45 лет,

·             средний, старший и высший начальствующий состав, от младших лейтенантов до подполковников включительно — 45 лет,

·             полковники — 50 лет,

·             генерал-майоры, генерал-лейтенанты – 55 лет,

·             генерал-полковники — 60 лет.