тема №6. Межличностные коммуникации юриста

 

1. Проведение юристом бесед

2. Мышление юриста. Правовые проблемные ситуации и правовые задачи

 

Профессиональная деятельность юриста реализуется путём взаимодействия с другими людьми, т.е. процессом межличностной коммуникации. Достаточно сказать, что любой текст, написанный юристом – соглашение, проект суда, проект нормативного акта – в конечном счёте должен быть оглашён, доведён до сведения, согласован, выработан совместно. Только в процессе межличностной коммуникации осуществляются переговоры юриста с заинтересованными лицами, рассматриваются судебные дела, доводятся до сведения адресатов мнения и решения юристов.

Различаются следующие виды межличностных коммуникаций, распространённые в ПДЮ: беседы, включая объяснения и допросы; переговоры; участие в коллегиальном обсуждении; выступления (речи) в коллегиях и коллективах; получение оценок, указаний, инструкций от вышестоящих лиц либо иных субъектов; совместное осуществление каких-либо направлений или видов ПДЮ; неформальные контакты, состоящие во взаимном наблюдении, неформальных оценках, неформальной помощи, либо противодействии.

Все виды межличностных коммуникаций должны проводиться с учётом правовых норм и этических правил, направляться на достижение определённого, согласия. В их основе должны лежать общий язык, использование максимально широкого набора формальных и неформальных инструментов взаимодействия.

К общим инструментам межличностных коммуникаций относят:

-     язык и в целом используемые знаковые системы, которые должны быть если не общими, то по меньшей мере воспринимаемыми;

-     определение целей, интересов и позиций участников взаимодействия, т.е. самого юриста-профессионала и его партнёров;

-     выбор стратегии, тактики и манёвра поведения юриста в процессе взаимодействия, включая соотношение убеждения, внушения, отбор и дозировку аргументов;

-     определение системы и пределов уступок в процессе взаимодействия, приемлемых результатов взаимодействия как для юриста, так и для его партнёров;

-     выбор подходящих условий взаимодействия, включая место, время, наличие посторонних лиц и т.д.

Применение инструментов межличностных коммуникаций, проявляющееся в использовании некоторых методик и приёмов, определяется особенностями личности юриста, его мотивацией, представлениями о значимом, важном, необходимом, интегрируемым в правовом подходе профессионала.

Так, популярный специалист может в итоге потерять свой авторитет, если его доброжелательность, личные качества не подкреплены профессионализмом. В то же время неизвестный юрист может получить хорошую репутацию, хотя и не сразу, если его деятельность профессиональна.

 

1. Проведение юристом бесед

Понятие правовых бесед подробно изучается в юридической литературе, и беседы могут проводиться в различных ситуациях.

Цель проведения беседы – получение от клиента информации, имеющей правовое значение, на основе которой юрист предложит клиенту варианты правового разрешения возникающих проблем.

Беседа является необходимой составляющей деятельности любого юриста, в какой бы области юриспруденции он ни работал.

За советом к юристам обращаются люди, которые, столкнувшись с жизненными трудностями, не могут их разрешить самостоятельно, без обращения к специалисту. Эти люди плохо представляют себе способы преодоления данных трудностей и их последствия. Им предстоит общение с незнакомым человеком – юристом. Одна мысль о том, что в обстоятельства личной жизни будут вмешиваться посторонние, способна привести любого человека в смятение, помешать рассказать о своих проблемах. Это – люди разного культурного уровня, разных национальностей, разного темперамента. Далеко не все из них обладают способностью выделить в возникшей жизненной ситуации именно правовые аспекты, не все из них могут самостоятельно, связно и последовательно изложить юристу именно те факты, которые важны для дела.

Следовательно, юрист должен владеть навыками проведения собеседования, чтобы в результате этой работы получить от разных людей (клиентов) полную и достоверную информацию, необходимую для правильной правовой оценки полученных фактов.

Беседа, в первую очередь, должна быть основана на уважительном отношении к личности гражданина, обратившегося к юристу за помощью.

Другим важнейшим правилом этики является доверительность отношений между юристом и клиентом. Это этическое правило также является основой беседы.

Выработка навыков проведения собеседования с клиентом должна начинаться с усвоения правил профессиональной этики. Особенно актуальным это является для студентов юридической клиники. В настоящее время многие юридические клиники, созданные при вузах, разработали и приняли этические кодексы, которые включают также правила, регулирующие отношения клиента и юридической клиники.

В беседе с клиентом выделяют несколько этапов.

1-й этап – подготовка к беседе. Задачи, которые можно решить в ходе подготовки и организации беседы.

2-й этап – встреча, взаимное представление, определение «правил игры». Задачами второго этапа являются знакомство, установление правил собеседования, а также установление доверительных отношений между юристом и клиентом. Это – очень важный этап, в значительной степени предопределяющий дальнейший ход и успех беседы.

3-й этап – свободное изложение клиентом сути своего обращения. Юрист должен уметь управлять ходом свободного рассказа, ведь это именно он ведёт беседу.

4-й этап – выяснение характера правовых проблем, установление хронологии событий. В практике очень редки случаи, когда свободного рассказа оказывается достаточно для выяснения правовых проблем и для уяснения всех имеющих значение для данного случая юридически значимых фактов.

Поэтому в беседе в качестве самостоятельного этапа принято выделять ту его часть, которая устанавливает юридически значимые факты, характеризующие проблемы клиента, причём в хронологической последовательности.

5-й этап – резюмирование. Составление резюме, основанного на информации, полученной в ходе собеседования от клиента.

6-й этап – завершение беседы. Собеседование с клиентом может заканчиваться по разным причинам.

Как было отмечено, чрезвычайно важным аспектом беседы являются приёмы постановки вопросов в ходе собеседования с клиентом.

Умение задавать точные, уместные для данного случая вопросы является искусством. Невозможно научить человека, лишённого слуха, петь. Однако, освоив нотную грамоту, некоторые люди способны воспроизвести мелодию на музыкальном инструменте. Поэтому, не претендуя на абсолютную истинность и полноту изложения, попытаемся разобраться в правилах постановки вопросов в ходе интервью.

Управление ходом собеседования возможно при помощи постановки определённых вопросов.

Подобного рода вопросы принято называть открытыми, т.е. вопросами, содержание которых не предопределяет сути ответа на них, не ограничивает собеседника в выборе той информации, которую он считает необходимым сообщить.

Открытые вопросы применяются для получения дополнительной информации в ситуации, когда предмет разговора открыт для обсуждения.

Но чаще юристы прибегают к постановке другого типа вопросов, которые принято называть закрытыми вопросами.

Закрытые вопросы применяются для получения однозначного ответа в ситуации, когда предмет разговора уже не обсуждается.

Следует отметить, что успешной постановке закрытых вопросов помогает хорошая правовая подготовка юриста.

Речь идёт о том, что юрист должен иметь точное представление о тех юридически значимых фактах, которые имеют отношение к проблеме клиента, и задавать вопросы с целью установления этих фактов.

Поскольку личность каждого клиента имеет свои психологические особенности, то знание основ психологии и их применение при общении с клиентом является одним из тех навыков, которые могут и должны помогать юристу в решении стоящих перед ним задач.

В ходе беседы с клиентом может возникнуть огромное количество различных ситуаций, для решения которых потребуется психологический подход.

Рассмотренные особенности проведения беседы не охватывают всех возможных ситуаций, возникающих в ходе этой деятельности юриста. Но соблюдение хотя бы некоторых изложенных приёмов позволит существенно облегчить достижение целей беседы и сделает работу юриста более эффективной.

 

2. Мышление юриста. Правовые проблемные ситуации и правовые задачи

Социально-правовое мышление представляет собой интеллектуальную деятельность, состоящую из решения задач, связанных с использованием правовых средств, или правовых аргументов.

Правовое мышление в профессиональной деятельности юриста осуществляется вместе с ее предметной стороной. В правовой беседе, в изучении документов никак нельзя обойтись без правового мышления, без интеллектуальной деятельности (Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: Учебное пособие. – М., 1997. – С.198-199.).

Методика выявления проблемно правовых ситуаций включает в себя следующие этапы:

·        определение собственного правового статуса, задач, полномочий по объекту и кругу действий;

·        обозначение предмета анализа, т.е. выделение объекта, на котором или применительно к которому будет вестись поиск проблемно-правовых ситуаций (обслуживаемая основная деятельность);

·        собственная деятельность с самостоятельными задачами следователя, обслуживаемая группа контрагентов, третьих лиц, состояние правопорядка или отношений иного характера;

·        уточнение последствий выявления проблемно-правовых ситуаций и собственно прав по их выявлению;

·        собственно анализ, направленный на выявление существующих проблем (наличие претензий, ошибок в деятельности);

·        общий выбор средств преодоления проблемно-правовых ситуаций.

Существуют следующие виды правовых задач:

-         правотворческие задачи, или задачи по восполнению пробелов существующего законодательства;

-         правоприменительные задачи или задачи по конкретизации правовых норм применительно к определённым целям;

-         правообеспечивающие задачи, или задачи на получение определённых ресурсов, необходимых для реализации определённых целей;

-         правоорганизующие задачи, или задачи на рационализацию и организационное обеспечение осуществляемой деятельности;

-         легитимационные задачи – задачи на обоснование необходимости правовых решений, их справедливость и эффективность.

Каждое правовое решение должно соответствовать определённым требованиям, которые проверяются в процессе принятия этого решения.

Эти требования состоят в следующем:

-         решение должно приниматься в рамках общесоциальных требований с учётом ресурсов и потребностей;

-         решение должно содержать нормативное обоснование, являющееся его легитимацией;

-         решение должно содержать нормативное описание предлагаемых действий, т.е. указание на то, в каких правовых формах, с учётом каких правовых норм и каким образом должен действовать адресат решений;

-         решение должно быть подготовлено для его понимания и исполнения адресатом.