тема5. Правовой подход к профессиональному труду

 

1. Работа юриста с фиксированной информацией

2. Работа юриста с законодательством

3. Технология ознакомления с документами

 

1. Работа юриста с фиксированной информацией

Современный юрист должен быть готов правильно и своевременно реагировать на потребности и запросы общества, владеть методиками и приёмами работы с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой. Он должен уметь разговаривать с людьми, выслушивать оппонентов, вести переговоры, участвовать в обсуждениях юридических дел или в процедурах их коллегиального разрешения. Юрист должен уметь определять свою роль в социальной жизни, экономике и управлении, обнаруживать ситуации, требующие его вмешательства, владеть методиками решения стандартных и нестандартных правовых задач.

Каждый юрист, кем бы он ни был, должен читать книги, нормативные акты, документы; обязан составлять процессуальные документы, проекты, справки, отчёты.

Юрист должен уметь слушать, уметь читать документы и нормативные акты, вычленяя информацию, относящуюся к делу, давать правовую оценку деяния.

При осуществлении трудовых операций юрист применяет самые разные подходы, например, принятые в информатике, социологии, теории управления и пр.

Именно правовой подход позволяет профессионалу реализовать систему социальных ожиданий и требований к юридической профессии. Он позволяет юристу работать с правом и давать, «производить» правовые суждения, оценки, выводы, осваивая новое законодательство.

Правовой подход охватывает:

1)     систему и сложившийся способ использования аргументов, восходящих к закону, исходящих из него, из механизма действия правовой нормы;

2)     принятые требования к оценке фактов и оперированию фактами, информацией, имеющей юридическое значение;

3)     ориентацию на получение выводов, основанных на праве и реализующих его предписания, его смысл.

Юристы исходят из разных позиций, решая свои задачи. Они принимают к руководству разные правовые подходы.

Выделяют следующие критерии различения правовых подходов, отражающих их различные стороны: этатистский, ориентирующийся на интересы государства; либеральный, ориентирующийся на интересы личности; буквалистский, догматический, ориентирующийся на жёсткое осуществление буквы закона; свободноправовой, ориентирующийся на основные начала, природу, принципы права, позволяющие достигать социальной справедливости на основе свободного усмотрения; профессионально-качественный, ориентирующийся на высокий уровень профессионализма и правовой культуры, и подход низкого профессионального уровня, ориентирующийся на временные успехи и экономию сил.

Нельзя не согласиться с А.Э. Жалинским, который считает, что в любом случае нужно изучать различия в правовых подходах. Весьма полезными для этого могут оказаться исследования правосознания юристов, их мышления, поведения, позволяющие выделять различные группы с различными правовыми подходами или различные варианты подходов в разных ситуациях (Жалинский А.Э. Основы профессиональной деятельности юриста. Введение в специальность. – Смоленск, 1995. – С.56-57.).

Правовой подход влияет:

-         на понимание и оценку права, его предписаний;

-         на используемые аргументы;

-         на выбор ориентации на сотрудничество или давление;

-         на качество исполнения своих обязанностей и уровень его результатов.

Результативность работы каждого отдельного юриста правовой профессиональной структуры, сообщества юристов определяется их возможностью получить, переработать и использовать фиксированную информацию, т.е. закреплённую в соответствующих источниках.

Юрист-профессионал постоянно работает с документами, в которых содержится правовая и неправовая, нормативная и ненормативная информация. Он изучает законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, инструкции разных ведомств, законодательства субъектов РФ. Он должен знать опубликованные решения Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изучать мнения юристов по тем или иным сложным вопросам.

Таким образом, объектом работы с фиксированной информацией оказываются разнообразные по смыслу, значению и содержанию тексты; написанные от руки, исполненные на пишущей машинке или компьютере, отпечатанные в типографии.

Профессиональная работа юриста основывается на общих правилах и приёмах работы с информацией, которые должны соблюдать любые специалисты. Юрист должен владеть техникой анализа информации, достаточно быстрого чтения текстов и усвоения их смысла. Требует особого внимания выделение таких приёмов и правил работы с информацией, как:

-         учёт законных прав и интересов юридических и физических лиц, относительно которых так или иначе осуществляются информационные процессы;

-         соблюдение процедурных и материально-правовых норм, регламентирующих соотносимые с информацией правила работы и определяющие её значение;

-         проведение оценки источника информации по правовым критериям реального издания.

 

2. Работа юриста с законодательством

Работа с законодательством постоянно осуществляется юристом и включает в себя: а) понимание права, б) поиск необходимых нормативных актов, в) систематизацию нормативно-правовых актов и подготовку нормативной базы к использованию, г) непосредственный анализ юридической силы и содержания нормативных актов.

Понимание права является необходимой предпосылкой работы с законодательством. Это – работа с самой правовой информацией, выяснение её внутреннего смысла, т.е. суммы значений, содержания предписаний, установление возможностей реализации права, его управленческого потенциала, силы и пределов охранительно-регулятивного воздействия на статусы и отношения.

Работа с правом возможна только на основе обнаружения источников права, какими бы они ни были и как бы они ни отличались друг от друга.

Поиск права обычно основывается на предварительном чтении учебников, справочников, пособий. В некоторых ситуациях поиск права ограничивается обращением к нескольким кодексам или общим законам и связан с их актуализацией (выверкой) на момент применения, т.е. с внесением всех изменений в соответствующий текст с момента его опубликования.

Первым шагом является общая ориентация в массиве нормативно-правовых актов. Этот массив, т.е. действующее законодательство и подзаконные акты любой страны, имеет сложную структуру. Отдельные нормативно-правовые акты содержатся в самых различных источниках.

Закон представляет собой юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон составляет основу системы права государства. Закон обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства (Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. – 2-е изд. – М., 1998. – С.104.).

Законодательство – один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов.

Актом высшей юридической силы является Конституция РФ (ст. 15 п. 1 Конституции РФ). Она имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются Федеральным Собранием от имени Российской Федерации по предметам её ведения.

В Российской Федерации под законодательством на федеральном уровне понимается:

1.      Конституция РФ.

2.      Федеральные конституционные законы.

3.      Федеральные законы.

4.      Постановления палат Федерального собрания.

5.      Указы Президента РФ.

6.      Постановления Правительства РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» эти акты официально и обязательно публикуются в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Иные федеральные НПА – это указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного суда РФ о соответствии нормативных актов Конституции РФ, также публикуются в «Собрании законодательства».

В зависимости от видов отраслей права, сводов законов в виде кодексов, отдельных видов нормативно-правовых актов различаются нормы права, обозначенные следующей технологией:

1)     конституционного права,

2)     муниципального права,

3)     гражданского права (наследственного права, права собственности и т.д.),

4)     авторского право,

5)     уголовного права,

6)     уголовно-исполнительного права,

7)     административного права,

8)     процессуального права (гражданский процесс, уголовный процесс, арбитражный процесс),

9)     трудового права,

10)     пенсионного законодательства,

11)     семейного права,

12)     жилищного права,

13)     земельного права,

14)     нотариального законодательства,

15)     хозяйственного предпринимательского права,

16)     социального обеспечения,

17)     приватизационного законодательства,

18)     банковского права,

19)     коммерческого права,

20)     финансового права,

21)     налогового права,

22)     валютного законодательства,

23)     страхового права,

24)     водного законодательства,

25)     воздушного законодательства,

26)     лесного законодательства,

27)     аграрного права,

28)     таможенного права,

29)     экологического права,

30)     международного права (дипломатического и внешнеэкономического права).

Федеральные ведомственные акты, т.е. нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 года, должны проходить государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и публиковаться в газете «Российские вести». Без этого они считаются недействующими и не подлежащими применению. Все федеральные НПА, как правило, публикуются повторно многими изданиями с учётом их специализации. Такие публикации можно найти в газетах «Коммерсант», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Бизнес и банки» и т.д. Но юрист-профессионал должен стремиться пользоваться официальными текстами нормативных актов.

Нормативные акты субъектов РФ принимаются государственными органами представительной и исполнительной власти и публикуются в официальных изданиях соответствующего уровня. Для Москвы такими изданиями являются «Ведомости Московской городской думы» и «Вестник мэрии Москвы».

Создание любой информации основывается на использовании хронологического показателя и принятой классификации правовой информации. В РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. действует общеправовой классификатор отраслей законодательства в меняющихся версиях, который используется органами государственной власти, местного самоуправления, иными субъектами права для систематизации правовой информации. Этот классификатор даёт общую ориентацию в структуре права по объекту регулирования и позволяет отбирать группу правовых актов по отдельным разделам (Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: Учебное пособие. – М., 1997. – С.178.).

По времени действия нормы права подразделяются на следующие:

1)     постоянные (действующие до официальной отмены) и

2)     временные (действующие в пределах определённого промежутка времени).

Кроме того, различаются нормы права:

·         законодательные – нормы права, содержащиеся в законах;

·         подзаконные – нормы права, изданные или принятые во исполнение законов;

·         общие – нормы права, действие которых распространяется на всех лиц в государстве,

·         специальные – нормы права, действующие в отношении определённой категории лиц (пенсионеров, ветеранов, инвалидов и т.д.),

·         отсылочные – нормы права, которые указывают на другие нормы права как на условие своего действия,

·         запрещающие – юридические нормы, которые указывают на недопустимость совершения каким-либо лицом определённых действий,

·         охранительные – нормы права, регулирующие общественные отношения, связанные с какой-либо юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения (процессуальное право),

·         регулятивные – нормы права, содержащие предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений,

·         обязывающие – нормы права, предписывающие определённым лицам совершать определённые обязательные действия,

·         уполномачивающие – нормы права, представляющие определённым лицам возможность совершения определённых действий, которые повлекут юридические последствия,

·         делегированные – нормы права, изданные государственным органом или организаций по поручению вышестоящего государственного органа,

·         бланкетные – нормы права, определяющие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил,

·         диспозитивные – нормы права, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объёме и характере своих прав и обязанностей,

·         императивные, или категорические, – нормы права, содержащие властные предписания, отсутствие которых не допускается.

В некоторых ситуациях поиск права ограничивается обращением к нескольким кодексам или общим законам и связан с их актуализацией на момент применения, т.е. с внесением всех изменений в соответствующий текст за период с момента его опубликования в имеющемся издании. Чаще отбор НПА (нормативно-правовых актов) представляет собой сложную работу.

Для успешной работы по поиску НПА необходимо:

а)   знание системы и классификации НПА, сложившихся в стране;

б)   наличие представлений о порядке и способах публикации НПА;

в)   понимание и освоение действующей системы фиксации и предоставления НПА адресату. В любом случае первым шагом является общая ориентация в массиве НПА. Массив нормативных текстов, т.е. действующее законодательство и подзаконные акты любой страны, имеет сложную структуру. Отдельные нормативно-правовые акты (НПА) содержатся в самых различных источниках, общий объём которых весьма велик.

Под банками нормативно-правовых актов понимаются упорядоченные по хронологическому, предметному, субъективному критерию собрания нормативно-правовых актов, выраженные в традиционных текстах либо приведённые на технических (машинных) носителях информации. Банки нормативно-правовых актов могут находиться в постоянных местах (библиотеках, кодификационных бюро) и быть передвижными.

В настоящее время можно выделить:

а)   традиционные текстовые кодификации как собрания текстов;

б)   компьютерные информационно-поисковые системы.

С развитием научно-технического прогресса появились новые формы хранения и обработки информации. Компьютерная технология даёт возможность легко ориентироваться в массиве нормативно-правовых актов. Появились компакт-диски с программами по юриспруденции. Например, такие информационные программы, как «Юсис», Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс», «Эталон».

Все нормативные акты перед подключением в систему проходят многоступенчатую обработку: предварительный юридический анализ, создание электронных копий. Технология такова, что все нормативные акты поддерживаются в последней действующей редакции. Они сопровождаются дополнительной аналитической информацией, которая позволяет получить целостную картину правового регулирования интересующего вопроса. Еженедельно весь информационный блок приводится в соответствие с текущими изменениями в законодательстве. Гипертекстовая структура ссылок позволяет в тысячи раз ускорить поиск документа и превращает запутанное законодательство в стройную систему, наглядную и удобную для работы.

Программный комплекс «ЮСИС» ориентирован на профессиональных юристов: законодателей, судей, прокуроров, адвокатов, следователей, нотариусов, юрисконсультов, которые в своей деятельности постоянно работают с правовой информацией. Для них ЮСИС выполняет роль персонального референта, предназначенного не только для поиска документов по интересующей правовой тематике и ознакомления с ними, но и для формирования специализированных подборок, содержащих нормативные акты, материалы судебной и арбитражной практики применения.

ЮСИС содержит как действующие, так и утратившие силу нормативные акты РФ, субъектов Федерации и законодательство бывшего СССР. В ЮСИСЕ содержится функция-словарь Определения, которая позволяет сразу просмотреть определение в тексте документа.

Система «Гарант» представляет собой правовую автоматизированную информационно-справочную систему. Основу её составляют правовые базы и справочники. «Гарант» формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В ней представлено банковское, таможенное, жилищное законодательство, уголовное, административное, международное право, судебная и арбитражная практика.

Основой для создания информационных банков Консультант Плюс является правовая информация, которая непосредственно поступает из органов государственной власти и управления России – эмитентов правовых актов – на основе прямых официальных договоров и соглашений о сотрудничестве в области правовой информации между АО «Консультант Плюс» и государственными ведомствами.

ИПС «Кодекс» предназначена для установки на персональный компьютер или локальную, корпоративную, глобальную сеть компьютеров IBM PC. Обладатель системы получает возможность оперативного доступа к электронной библиотеке, содержащей полное собрание законодательства России, региональное и иностранное законодательство, документы международного права, образцы правовых и деловых документов, многочисленные юридические комментарии, консультации, словари, электронные издания книг, журналов и газет и многое другое.

СПС «Эталон» содержит более 20 тыс. действующих нормативных правовых актов Президента РФ, Федерального собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера, Сотрудничества Независимых Государств и бывшего СССР (с 1922 года). В базу данных включены нормативные правовые акты, регулирующие в настоящее время широкий круг правоотношений, в том числе: гражданские, земельные, трудовые, жилищные, финансовые, а также социального страхования, вопросы приватизации, охраны окружающей среды и др.

В качестве банков нормативно-правовых актов можно рассматривать также своды и собрания законодательства. В последнее время в России принято решение об издании Свода российских законов, реализация которого возложена на ряд отраслевых институтов. Уже издан мини-свод российского законодательства под названием «Российские законы», который регулярно пополняется и актуализируется издателем.

 

3. Технология ознакомления с документами

Большая часть времени юриста проходит за составлением различных юридических документов: писем, запросов, завещаний, договоров, уставов и иных документов. Для того чтобы уметь составлять такие документы, необходимо владеть основами юридической техники.

Юрист выступает как в качестве создателя текста юридического документа, так и в качестве адресата. Знание приёмов юридической техники может помочь составлению грамотных и законных юридических документов, уяснению содержания документов, составленных другими лицами.

Что же представляет собой юридический документ? Обратимся к справочной литературе. Так, в юридической энциклопедии даётся следующее определение.

Документ (от латинского documentum – «доказательство, свидетельство») – это:

1)     зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать;

2)     письменное свидетельство, доказательство;

3)     составленный в порядке, предусмотренном законом, акт, удостоверяющий юридический факт (рождение, вступление в брак и т.п.) или предоставляющий право на что-либо (диплом, завещание и т.п.); любой письменный акт, имеющий юридическую силу или носящий служебный характер;

4)     паспорт, удостоверение личности (Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М., 1999. – С.150.).

Таким образом, под юридическим документом будем понимать официальный письменный документ, порождающий определённые юридические последствия, создающий определённые юридические состояния и направленный на регулирование отдельных отношений (Шугрина Е.С. Техника юридического письма. – М., 2000. – С.63-64.).

Существует большое количество различных юридических документов. Весь массив юридических документов можно сгруппировать следующим образом:

1)     нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции и т.п.);

2)     акты правоприменения (решение суда, постановление и назначение экспертизы, протест прокурора и т.п.);

3)     договоры (договор купли-продажи, брачный договор, трудовые соглашения и т.п.);

4)     иные акты (исковые заявления, претензии, жалобы, заявления и т.п.).

Изучение документов – это один из способов получения информации, рассчитанный на её визуальное восприятие. Содержащаяся в документах (деле, актах, досье) информация обычно подаётся в форме, избранной её автором, для того, чтобы, информируя адресата документа, воздействовать на его позицию.

Язык юридического документа должен в целом отвечать трём условиям: быть точным, ясным и достоверным. От качества текста юридического документа зависят эффективность его правоприменения, степень регулирования конкретных отношений. Высокая точность документа допускает повторяемость отдельных фраз (слов, словосочетаний, терминов и т.п.) на определённых участках его текста. Безусловно, это оказывает влияние на эстетическое восприятие текста, но практический критерий должен брать верх над общелитературными стандартами. В качестве подтверждения важности этого средства юридической техникой можно провести п.2 ст.30 Типового договора о международном лизинге: «Термины мужского рода при соответствующей смысловой нагрузке могут быть использованы как термины женского и среднего рода, а слова, зафиксированные в единственном числе, могут употребляться во множественном числе – и наоборот» (Власенко В.А. Язык права. – Иркутск, 1997. – С.21-22.).

Текст закона должен быть написан в официальном стиле, не вызывающем дополнительных ассоциаций и лишних эмоций и не отвлекающем от сути документа. Официальный стиль обычно характеризуется:

·         сжатостью, компактностью, экономичным использование слов и выражений;

·         стандартным расположением материала;

·         использованием клише, штампов (например, часто используются такие штампы, как «должностное лицо государственного органа», «в соответствии с действующим законодательством» и т.п.);

·         повествовательным характером;

·         наличием тенденции к повторному употреблению слов и отсутствием местоимений, их заменяющих;

·         слабой индивидуализацией.

Выделяют такие стили документов, как официальный (официально-безразличный), жёстко-категоричный, заискивающе-просительный, литературно-художественный, разговорный (бытовой, обыденный).

Юридический документ не должен содержать оскорбительных, унижающих человеческое достоинство слов и выражений. Использование резких, эмоциональных слов исключается. Для такого рода документов неприемлемы жаргонизмы, сленговые выражения и метафоры, недопустимо использование и уничижительных, льстивых, комплиментарных выражений.

Исключением из этого правила являются ситуации, когда в тексте документа необходимо привести цитату. Например, в исковое заявление, связанное с защитой чести и достоинства, может потребоваться включить те оскорбительные выражения, которые высказаны были в отношении заявителя.

Выделяют несколько этапов подготовки текста юридического документа:

1-й этап – определение адресата документа. Адресат документа – широкое понятие. К адресатам документа относятся все лица, которые когда-либо будут с ними знакомиться. Это может быть широкий круг читателей. Необходимо выявить специфические особенности различных категорий адресатов, чтобы подготовленный вами документ был доступен всем читателям. Особенности адресата предопределяют стиль документа, используемую лексику. Важно определить отношение адресата – дружественное или враждебное, его образовательный уровень и жизненный опыт, а также с какой целью будет использован документ.

2-й этап – определение общей структуры документа, систематизация материала и аргументов по соответствующим разделам. Сбор всех относящихся к делу фактов является необходимым условием успешной подготовки документа. Невозможно подготовить точный документ, не зная всех относящихся к делу фактов.

Прежде чем облекать документ в текстовую форму, необходимо систематизировать, организовать материал и подготовить общую структуру документа на основании полученной информации. Тем самым можно избежать непреднамеренных пропусков и обеспечить логическую последовательность изложения.

3-й этап – написание текста документа. При написании документа следует соблюдать ясность и добиваться краткости изложения; важно придерживаться соответствующей тональности.

4-й этап – прогнозирование и анализ возможных последствий. Следует ещё раз обратить внимание на адресат документа и собранные факты, варьируя их один за другим, чтобы предсказать возможные последствия; мысленно пройтись через все операции или события, чтобы убедиться, сохранит ли документ юридическое действие.

Необходимо проверить организацию документа, чтобы убедиться в его логическом построении, язык документа с точки зрения точности, тональности и краткости. Нельзя забывать и о визуальной привлекательности документа.

5-й этап – редактирование материала. Необходимо внимательно прочитать написанный текст, просмотреть, как расположен материал, как выглядит документ в целом, несколько раз перечитать его для выявления и исправления ошибок, допущенных на различных этапах процесса подготовки.

Следуя этим правилам, можно подготовить хорошо организованный, всеохватывающий, краткий и точный документ.

Юрист должен владеть техникой описания документов и составления резюме по ним.

В резюме указываются: допустимость жалобы, иска, его подведомственность и подсудность, а в этих рамках соблюдение правил подачи искового заключения, условия подсудности судам России или иностранным судам, местная подсудность, право- и дееспособность сторон, как материально-правовая, так и процессуальная, представительство, соблюдение его условий, наличие материальной потребности в защите. Соблюдение претензионного порядка, наличие изменений в первоначальном исковом заявлении, разграничение по участникам спора.

Обоснованность жалобы (иска) включает в себя:

а)   общую оценку достаточности аргументов истца, полноту или достаточность аргументов ответчика, которые анализируются и фиксируются применительно к участникам процесса и различного рода притязаниям;

б)   анализ отдельных составных частей иска применительно к истцу (ситцам) и ответчику (ответчикам), оценку достаточности доказательств также применительно к сторонам, анализ соотношения притязаний и возражений, жалобы и контржалобы; оценку отдельных видов доказательств.

Выводы по делу включают в себя: фиксацию предложений, содержащихся в деле, и их осознание, что не всегда бывает просто и нередко требует либо перекодировки, либо вписывания в правовой контекст; предложения о необходимых действиях по данному делу, которые, во всяком случае, вытекают из его содержания (назначение к слушанию, вызов дополнительных свидетелей и пр.). Изучение документов может носить и криминалистический характер, т.к. криминалистическое исследование документов – это исследование закономерностей природы письма, проявлений при этом некоторых свойств личности, способов подделки документов. Одновременно разрабатываются средства и методы познания этих закономерностей в целях раскрытия и расследования преступлений.

Различают два вида криминалистического исследования документов:

1)     криминалистическое исследование письма;

2)     технико-криминалистическое исследование.

Объектами криминалистического исследования письма являются письменная речь и почерк. При этом могут быть установлены автор, исполнитель рукописи или его свойства: пол, возраст, физические и профессиональные особенности. При технико-криминалистическом исследовании документа изучается его содержание, материал, из которого он изготовлен, следы воздействия на его содержание. При этом решаются как идентификационные, так и диагностические задачи.

Для решения этих задач применяются различные средства и методы:

1)     химические – установление состава материала документа;

2)     фототехнические – идентификация фотоаппарата по фотоснимку;

3)     фоноскопическое – расшифровка магнитной записи и др.

При расследовании преступлений рекомендуется соблюдать ряд правил обращения с документами:

а)   работать с документом в перчатках или с помощью пинцета;

б)   не трогать документ мокрыми руками;

в)   не класть документ на влажные или загрязнённые предметы;

г)   не делать записи на лицевой или обратной стороне документа;

д)   приобщаемый к делу документ не подшивать за края, а поместить в конверт, который затем можно подшить;

е)   при осмотре не применять методов, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние документа, и др.