Тема № 13. Основные понятия патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности

 

1. Понятие, основные черты и задачи

2. Должностные лица и их обязанности по руководству патрульно-постовой службой

 

1. Понятие, основные черты и задачи

Патрульно-постовая служба полиции в соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции» входит в состав полиции общественной безопасности (местной полиции) и выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах, которая организуется в городах и других населенных пунктах и осуществляется специально назначаемыми нарядами полиции.

Главными задачами патрульно-постовой службы являются:

1) обеспечение личной безопасности граждан;

2) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19.);

4) участие в раскрытии преступлений и задержании преступников;

5) оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

Правовую основу деятельности патрульно-постовой службы полиции составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О полиции», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные правовые акты республик, входящих в состав Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Устав патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности, нормативные акты министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, акты местных органов государственной власти и управления, принятые в пределах их полномочий.

Следует заметить, что организация и деятельность патрульно-постовой службы полиции должны строиться в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Патрульно-постовая служба полиции должна решать стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

Сотрудники патрульно-постовой службы должны иметь необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, при выполнении служебных обязанностей действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить все трудности, связанные со службой, не щадить своих сил, а если потребуется – самой жизни для выполнения служебного долга (Печников Н.П. Защита прав и свобод личности в уголовном процессе: Монография. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2006. – 84 с.; Его же. Процессуальные гарантии прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве: Монография. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 120 с.).

В обращении с окружающими сотрудники полиции обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми, их действия должны быть законными и понятными гражданам.

Следует заметить, что несение патрульно-постовой службы нарядами полиции является формой выполнения оперативно-служебной задачи, которое обеспечивается:

знанием личным составом своих обязанностей и прав, прав и законных интересов граждан, оперативной обстановки на постах и маршрутах патрулирования;

оперативным реагированием на сигналы о преступлениях и административных правонарушениях, умелыми активными действиями нарядов по их пресечению;

тесным взаимодействием со службами криминальной полиции (Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений: Приказ МВД РФ от 20.06.1996 г. № 334 (в ред. от 18.01.1999 г. № 30).);

знанием начальниками своих подчиненных, постоянной заботой о них, высокой требовательностью к личному составу, организацией систематического контроля за несением службы;

воспитанием у личного состава верности Присяге, самоотверженности и постоянной готовности к выполнению своего служебного долга, ответственности за обеспечение правопорядка, непримиримости к правонарушителям, совершенствованием профессионализма;

рациональной расстановкой личного состава, постоянным совершенствованием системы управления нарядами и взаимодействия между ними, умелым использованием автотранспорта, средств связи, широким внедрением в патрульно-постовую службу новых тактических приемов и технических средств.

Силами патрульно-постовой службы являются:

строевые подразделения полиции;

подразделения дорожно-патрульной службы ГИБДД;

подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

специальные моторизованные воинские части внутренних войск МВД России. В охране общественного порядка принимают участие общественные формирования.

В случае привлечения в соответствии с действующим законодательством для несения патрульно-постовой службы сотрудников МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей, автономных образований, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВДТ, ОВДТ, учебных заведений МВД России, других служб и подразделений территориальных и транспортных органов внутренних дел в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации, на них распространяются обязанности, права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников полиции действующим законодательством.

Строевые подразделения полиции предназначены для обеспечения охраны общественного порядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и в других общественных местах. Они являются структурными подразделениями территориальных и транспортных органов внутренних дел.

В МВД, УВД могут создаваться самостоятельные строевые подразделения полиции, которые входят в их штаты и находятся в непосредственном подчинении министров внутренних дел республик и начальников УВД. Министры внутренних дел республик, начальники УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) вправе перераспределять численность личного состава строевых подразделений полиции между органами внутренних дел в зависимости от изменений оперативной обстановки, а также временно использовать подчиненных сотрудников полиции для выполнения отдельных задач по обеспечению охраны общественного порядка в пределах соответствующей республики, края, области.

В составе строевых подразделений по мере необходимости могут создаваться специализированные группы сотрудников полиции для борьбы с наиболее распространенными видами правонарушений в общественных местах. Представляется, что их работа должна осуществляться под ежедневным контролем командного состава строевого подразделения полиции в тесном взаимодействии с подразделениями криминальной полиции.

Строевые подразделения вневедомственной охраны, ДПС ГИБДД, наряду с выполнением своих основных задач, обязаны обеспечивать охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Специализированные моторизованные воинские части предназначены для несения патрульно-постовой службы в общественных местах, участия в обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Для несения патрульно-постовой службы используются следующие виды нарядов:

1) патруль;

2) патрульная группа;

3) пост;

4) наряд сопровождения;

5) контрольно-пропускной пункт;

6) контрольный пост полиции;

7) заслон;

8) резерв и другие.

Патруль – подвижной наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников полиции и выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования. Сотрудник полиции, входящий в состав патруля, называется патрульным.

Патруль может нести службу на автомобиле (ПА), мотоцикле (ПМ), катере (ПКТ), велосипеде (ПВ). Применяются также пешие (ПП), конные (ПК) и патрули со служебными собаками (ПС). Для обеспечения безопасности дорожного движения применяются патрули по надзору за движением (ПНД), вертолетные патрули (ВП).

Патрулю для несения службы устанавливается маршрут патрулирования, границы которого определяются на местности в зависимости от конкретных условий и оперативной обстановки.

Протяженность маршрута патруля, как правило, составляет: для патрулей на автомобиле – 6…8 км, на мотоцикле –3…5 км, для пеших патрулей – 1…1,5 км. Протяженность маршрута для патрулей по надзору за дорожным движением либо иных специальных патрулей может быть увеличена или уменьшена.

Патрульная группа (ПГ) – наряд полиции в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы под единым руководством.

Патрульной группе для несения службы назначаются несколько маршрутов, участок территории города, поселок, другая местность, на которой проводится мероприятие с большим количеством людей, зона массового отдыха.

Основу патрульной группы составляет патруль на автомобиле, оборудованном радиостанцией, проблесковым маяком, громкоговорящей установкой, сиреной и иными техническими средствами. В состав группы входят полицейские с носимыми радиостанциями для осуществления пешего патрулирования на установленном участке.

Начальником (старшим) патрульной группы назначается командир отделения либо наиболее опытный сотрудник полиции, способный обеспечить руководство деятельностью группы.

Пост – место или участок местности, на котором сотрудники полиции (постовые) выполняют возложенные на них обязанности по охране общественного порядка. Посты выставляются там, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудника полиции.

Для поста определяются его центр и границы. Центр поста определяется в таком месте, откуда наиболее удобно вести наблюдение и оперативно принимать меры к предупреждению и пресечению правонарушений. Удаление границ от центра поста не должно превышать 300 м.

Наряд полиции для сопровождения поезда, судна, самолета (НС) – назначается в целях поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности, предупреждения и пресечения правонарушений в пути следования этих транспортных средств.

Контрольно-пропускной пункт (КПП) – наряд полиции выставляется для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуациях.

Контрольный пост полиции (КПМ) – наряд межрегиональной специальной заградительной системы выставляется для обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и задержанию автомототранспорта, причастного к преступлениям, и лиц, их совершивших.

Заслон (З) – наряд в составе группы (подразделения) сотрудников полиции, выполняющий задачу по контролю за определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений.

Резерв (Р) – наряд полиции, предназначенный для усиления задействованных сил и средств в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены патрульных и постовых.

Состав резерва, размещение и порядок его использования в каждом отдельном случае определяются тем начальником, в распоряжении которого он находится (выделяется).

Сотрудники полиции и военнослужащие специальных моторизованных воинских частей внутренних войск МВД России несут патрульно-постовую службу в установленной форменной одежде. При решении специальных задач им может быть разрешено несение службы в гражданской одежде.

Служебное время при несении патрульно-постовой службы устанавливается нахождением нарядов в оперативном подчинении дежурного по территориальному и транспортному органу внутренних дел или иных должностных лиц, осуществляющих руководство службой. В подчинение сотрудники полиции поступают с начала инструктажа, а выходят из подчинения – по команде об окончании службы.

Для сотрудников полиции устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю.

Непрерывная служба на посту, маршруте патрулирования, как правило, не должна продолжаться свыше четырех часов.

В течение смены личному составу предоставляется один час перерыва для отдыха и принятия пищи. Из общей продолжительности служебного времени перерыв исключается. В необходимых случаях производится подмена нарядов. Время проведения инструктажей, служебных совещаний, учебных занятий считается служебным временем.

Начальнику подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел, командиру строевого подразделения предоставлено право в случае необходимости увеличивать продолжительность рабочего времени нарядов. Выходные дни предоставляются по графику, при этом ежемесячно не менее двух раз выходные должны приходиться подряд на субботу и воскресенье.

Продолжительность непрерывного несения службы нарядами полиции на внешних постах и маршрутах при температуре воздуха –20 градусов и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при температуре +35 градусов и выше не должна превышать двух часов. В этих случаях организуется подмена нарядов.

При осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и др.), проведении массовых мероприятий (общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и пр.) может вводиться усиленный вариант несения патрульно-постовой службы.

Патрульно-постовая служба по усиленному варианту обеспечивается за счет увеличения продолжительности ежесуточного несения службы личным составом до 12 часов и отмены выходных дней на срок не свыше двух недель, а в необходимых случаях и за счет переноса сроков предоставления очередных отпусков и временного запрещения выезда за пределы города, населенного пункта.

За несение службы сверх установленного законодательством рабочего времени, а также в дни еженедельного отдыха и в праздничные дни сотрудникам полиции производится дополнительная оплата или предоставляется отдых в другие дни в соответствии с законодательством о труде.

Время продолжительности несения службы специальных моторизованных воинских частей внутренних войск МВД России определяется Уставом внутренних войск МВД России.

При несении патрульно-постовой службы используются следующие средства:

автотранспорт, специальные автомобили, бронемашины, вертолеты, мотоциклы, катеры и велосипеды, другие транспортные средства;

средства радио- и проводной связи и специальной техники (в том числе системы телевизионного наблюдения, электромегафоны и т.д.);

табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства;

осветительные приборы, специальная аппаратура и другие технические средства;

служебные животные (собаки, лошади).

Патрульные автомобили должны быть оборудованы средствами связи и специальной техники в соответствии с табелем положенности и использоваться с максимальной нагрузкой, не менее 12…16 часов в сутки. Каждый патрульный автомобиль обеспечивается двумя–тремя сменными полицейскими-водителями. Использование патрульного автотранспорта не по назначению категорически запрещается.

 

2. Должностные лица и их обязанности по руководству патрульно-постовой службой

Начальник полиции общественной безопасности МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) отвечает за обеспечение охраны общественного порядка на территории соответствующих республики, края, области, автономного образования, города.

Они обязаны:

совершенствовать формы и методы организации и управления патрульно-постовой службой в системе полиции общественной безопасности на основе внедрения передового опыта и современных технических средств;

обеспечивать в организации охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений комплексное использование всех сил и средств органов внутренних дел, их взаимодействие с подразделениями криминальной полиция и общественными формированиями, своевременно производить маневр силами и средствами в масштабе республики, края, области, автономного образования, города, железной дороги (водного бассейна) с учетом изменений оперативной обстановки;

осуществлять повседневный контроль за повышением уровня профессионализма и поддержанием готовности строевых подразделений полиции к выполнению задач по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, рациональной расстановкой и использованием по назначению личного состава, автотранспорта и других технических средств;

организовывать в установленном порядке подбор, расстановку и воспитание кадров подразделений, их профессиональную подготовку, обеспечение социальной и правовой защиты личного состава;

уделять постоянное внимание вопросам материально-технического снабжения патрульно-постовой службы и социально-бытового обеспечения личного состава.

Начальник управления (отдела, отделения) МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), ОП по организации обеспечения общественного порядка и его заместители несут персональную ответственность за организацию патрульно-постовой службы в подчиненных подразделениях.

Они обязаны:

постоянно анализировать состояние преступности и динамику административных правонарушений на улицах и в других общественных местах и на этой основе обеспечить эффективную расстановку и координацию действий сил и средств по единой дислокации, а также вносить предложения о маневре ими в целях усиления патрульно-постовой службы в районах осложнения оперативной обстановки;

осуществлять контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы, соблюдением личным составом дисциплины и законности, правил ношения форменной одежды, использованием сил и средств патрульно-постовой службы по их прямому назначению;

оказывать помощь начальникам подразделений территориальных и транспортных органов внутренних дел и командирам строевых подразделений полиции в комплектовании, организации обучения и переподготовке личного состава подразделений патрульно-постовой службы;

принимать личное участие в решении вопросов материально-технического снабжения подразделений патрульно-постовой службы, строительства и эксплуатации специальных городков и других служебных помещений, социально-бытового обеспечения личного состава;

организовывать совместно с руководителями других служб повышение качества проведения инструктажа нарядов перед заступлением на службу, а также обеспечивать изучение и внедрение передового опыта в практику патрульно-постовой службы;

проводить работу по организации повседневного взаимодействия с населением и общественными объединениями, привлечению их к охране общественного порядка.

Начальник территориального и транспортного органа внутренних дел (отделения полиции) и его заместитель – начальник полиции общественной безопасности несут ответственность за организацию охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на обслуживаемой территории.

Они обязаны:

постоянно анализировать состояние преступности и динамику административных правонарушений на улицах и в других общественных местах и на этой основе обеспечить эффективную расстановку сил и средств ППС;

утверждать планы комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка (единую дислокацию);

ежедневно принимать решение на организацию ППС на предстоящие сутки в соответствии с единой дислокацией и учетом изменений обстановки. Решение оформляется постовой ведомостью и должно обеспечивать выполнение обязательных норм выставления нарядов и выделения автотранспорта;

обеспечивать изучение и внедрение передового опыта в практику организации патрульно-постовой службы;

обеспечивать через дежурную часть оперативное управление нарядами, их взаимодействие, совместное патрулирование полицейских с членами общественных объединений, а также своевременное маневрирование силами и средствами в целях сосредоточения сил в местах осложнения обстановки;

организовывать подготовку и проведение инструктажей нарядов, заступающих на службу, с участием командного состава строевого подразделения полиции, руководителей и оперативно-начальствующего состава других служб и подразделений;

лично контролировать несение службы нарядами, соблюдение ими законности и дисциплины, а также использование сил и средств строевого подразделения по их прямому назначению, привлекать для этого руководителей, инспекторский и оперативный состав подразделений территориальных и транспортных органов внутренних дел;

обеспечивать полный учет и оценку результатов работы нарядов строевого подразделения, принимать необходимые меры к повышению ее эффективности;

осуществлять служебные проверки по каждому преступлению, совершенному во время работы нарядов в местах несения ими службы;

проводить совместно с командиром строевого подразделения полиции работу по подбору и обучению кадров строевого подразделения, обеспечению социально – правовой защиты его личного состава;

решать вопросы материально-технического снабжения подразделений патрульно-постовой службы, строительства специальных городков и других служебных помещений, социально-бытового обеспечения личного состава.

Начальник отделения (старший инспектор) управления (отдела) по организации обеспечения общественного порядка подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел обязан:

принимать непосредственное участие в организации патрульно-постовой службы, комплектовании и обучении личного состава строевого подразделения;

на основе реально складывающейся оперативной обстановки совместно с руководителями подразделений, участвующих в охране общественного порядка, разрабатывать единую дислокацию; представлять начальнику подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел предложения по ее корректировке и проект решения на организацию патрульно-постовой службы на текущие сутки;

проверять службу нарядов, правильность ведения служебной документации; устранять выявленные недостатки и докладывать начальнику органа о фактах использования личного состава и технических средств не по назначению;

контролировать своевременное обеспечение нарядов вооружением, снаряжением, специальными и другими техническими средствами, а также служебной документацией;

постоянно взаимодействовать со службами криминальной полиции и подразделениями полиции общественной безопасности в целях получения объективной информации об оперативной обстановке и координации совместных действий в охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

обобщать и распространять положительный опыт организации и несения патрульно-постовой службы;

вести учет и отчетность по патрульно-постовой службе и результатах охраны общественного порядка.

Командир строевого подразделения полиции и его заместители несут персональную ответственность за организацию оперативно-служебной и хозяйственно-финансовой деятельности подчиненного подразделения, его постоянную готовность к выполнению задач по охране общественного порядка, использование сил и средств по их прямому назначению, комплектование, дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава.

Они обязаны:

организовывать боевую, служебную и физическую подготовку личного состава, лично руководить обучением и воспитанием подчиненных;

совершенствовать методы управления подразделением, внедрять достижения научно-технического прогресса, передовые формы и методы патрульно-постовой службы полиции;

на основе анализа оперативной обстановки вносить предложения по расстановке нарядов при разработке единой дислокации, принятию решения на расстановку и маневрирование силами и средствами патрульно-постовой службы;

организовывать совместно с руководством подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел проведение инструктажа и лично участвовать в инструктажах нарядов полиции, осуществлять постоянно контроль за несением ими службы, следить за внешним видом и строевой выправкой личного состава, за соблюдением правил ношения форменной одежды, подготовкой снаряжения и обмундирования;

обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями для совместной работы на постах и маршрутах, оказывать им методическую и практическую помощь в обучении формам и методам борьбы с правонарушениями;

всесторонне изучать действительное состояние дел в строевом подразделении, наличие и использование личного состава, вооружения, автотранспорта, средств связи, химической защиты, специальных и иных технических средств, служебных животных;

вести учет результатов работы строевого подразделения полиции в целом и каждого работника в отдельности; анализировать эффективность несения службы нарядами и принимать меры по повышению ее уровня;

осуществлять подбор и расстановку личного состава, знать деловые и моральные качества подчиненных, разрабатывать их функциональные обязанности;

знать нужды и запросы личного состава и своевременно принимать меры по их рассмотрению, оказывать помощь в решении жилищно-бытовых и иных социальных вопросов;

контролировать соблюдение необходимых мер личной безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами;

обеспечивать приобретение, содержание, подготовку и использование в охране общественного порядка служебных животных;

входить с предложениями о выделении строевому подразделению полиции служебных помещений и надлежащем их оборудовании, следить за содержанием и эксплуатацией помещений, поддержанием в них чистоты и порядка, а также выполнением подчиненными правил противопожарной безопасности;

принимать меры по предупреждению нарушений законности личным составом строевого подразделения. В случае их совершения немедленно проводить служебную проверку и докладывать старшему начальнику.

Командир отдельного строевого подразделения полиции, непосредственно подчиненного МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), ОП, наряду с выполнением обязанностей, обязан также вносить предложения о перераспределении штатной численности полицейских между строевыми подразделениями, обеспечивать их хозяйственно-финансовую деятельность, проводить в установленном порядке аттестование личного состава.

Дежурный по территориальному и транспортному органу внутренних дел обеспечивает своевременную подготовку и проведение инструктажа нарядов, непрерывное управление силами и средствами патрульно-постовой службы в соответствии с единой дислокацией.

Он обязан:

всегда знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, расстановку сил и средств патрульно-постовой службы полиции и общественности, участвующих в охране общественного порядка, режим их работы, порядок осуществления контроля и способы связи с ними;

обеспечивать несение службы нарядами в соответствии с принятым решением на текущие сутки, осуществлять контроль за выполнением предусмотренных постовой ведомостью норм выставления нарядов на службу, использованием личного состава, патрульного автомототранспорта по прямому назначению;

поддерживать связь с нарядами в период несения службы, принимать от них доклады об изменении обстановки, своевременно передавать сведения о вновь совершенных преступлениях (Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: приказ МВД Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 985.), приметах разыскиваемых преступников и похищенного имущества и другую оперативную информацию, организовывать их розыск;

принимать меры по организации предупреждения и пресечения преступлений и нарушений правопорядка, задержанию правонарушителей, усилению патрульно-постовой службы в местах осложнения обстановки путем маневрирования нарядами; об изменении в расстановке сил докладывать начальнику подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел или начальнику полиции общественной безопасности, информировать командира строевого подразделения полиции;

контролировать выполнение оперативно-начальствующим и командным составом графика проверки несения службы патрульно-постовыми нарядами, лично участвовать в этой работе;

обеспечивать своевременную и полную сдачу нарядами по окончании несения службы оружия, боеприпасов, специальных средств, снаряжения, средств связи, служебных документов;

докладывать начальнику подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел о результатах работы патрульно-постовых нарядов за прошедшие сутки, состоянии служебной дисциплины и соблюдения законности.

Участковый уполномоченный полиции в пределах своей компетенции отвечает за состояние охраны общественного порядка на закрепленном за ним участке.

Он обязан:

докладывать начальнику и дежурному территориального и транспортного органа внутренних дел об изменении оперативной обстановки на участке и вносить предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка;

при необходимости, по согласованию с руководителями подразделений территориальных и транспортных органов внутренних дел, а в их отсутствие – с дежурным по территориальному и транспортному органу внутренних дел, осуществлять маневрирование патрульно-постовыми нарядами на территории участка;

проверять несение службы патрульно-постовыми нарядами на участке, оказывать им помощь в пресечении преступлений и задержании преступников, обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями;

информировать патрульно-постовые наряды об изменениях оперативной обстановки и совершении правонарушений на обслуживаемом участке;

осуществлять совместно с нарядами патрулирование территории, обход мест возможного появления антиобщественного элемента, обучать полицейских методам и форме несения патрульно-постовой службы.

Начальник специальной комендатуры отвечает за обеспечение общественного порядка в местах размещения лиц, условно осужденных к лишению свободы или условно освобожденных из мест лишения свободы, с обязательным привлечением к труду.

Он обязан:

вносить начальнику подразделения территориального и транспортного органов внутренних дел, на территории обслуживания которого расположена спецкомендатура, предложения по организации охраны общественного порядка в местах проживания и работы поднадзорных;

обеспечивать выставление постов полицией в местах проживания и работы поднадзорных;

проводить инструктажи патрульно-постовых нарядов, контролировать несение ими службы, организовывать взаимодействие нарядов спецкомендатуры с другими сотрудниками полиции, участвующими в охране общественного порядка в районе расположения спецкомендатуры.

Начальник линейного отдела (отделения внутренних дел, линейного пункта полиции) организует охрану общественного порядка и безопасности на обслуживаемом участке железной дороги (водного бассейна, аэропорта).

Он обязан:

организовать службу подчиненных полицейских в соответствии с утвержденными постами и маршрутами;

инструктировать и проверять несение службы нарядами органов внутренних дел на транспорте;

регулярно проводить служебные занятия с личным составом;

обеспечивать взаимодействие с нарядами патрульно-постовой службы территориальных органов внутренних дел;

вносить в случае осложнения обстановки на обслуживаемом участке предложения начальнику УВДТ, ОВДТ об усилении сил и средств патрульно-постовой службы.

Начальники подразделений ОВО, ДПС ГИБДД, обеспечивая охрану объектов, безопасность дорожного движения, организуют участие подчиненных им сотрудников в охране общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации).

Они обязаны:

вносить начальнику подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел, начальнику полиции общественной безопасности предложения по разработке единой дислокации и принятию решения на охрану общественного порядка с учетом имеющихся постов и маршрутов подчиненных подразделений;

обеспечивать взаимодействие подчиненных сотрудников полиции с патрульно-постовыми нарядами других служб, участвующих в охране общественного порядка, и членами общественных объединений;

участвовать в инструктажах и проверках несения службы нарядами комплексных сил, обучать полицейских строевых подразделений полиции специальным методам и тактике действий по направлениям работы своих служб;

учитывать результаты работы подчиненных нарядов по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Начальники служб криминальной полиции, следственных аппаратов вносят предложения в расстановку нарядов патрульно-постовой службы.

Они обязаны:

на основе анализа оперативной обстановки по линиям своих служб вносить начальнику подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел предложения по разработке единой дислокации и принятию решения на расстановку нарядов патрульно-постовой службы на следующие сутки;

организовывать взаимодействие личного состава своих подразделений с нарядами патрульно-постовой службы;

информировать через дежурного по территориальному и транспортному органу внутренних дел патрульно-постовые наряды о совершенных преступлениях и розыске преступников, вероятном их местонахождении, похищенных вещах, прекращении розыска, а также своевременно принимать меры по проверке сведений, поступающих от нарядов;

обучать наряды методам личного сыска, пользования словесным портретом, распознавания и задержания преступников, проверки документов, удостоверяющих личность, приемам обнаружения и сохранения следов преступления, обеспечения сохранности обстановки места происшествия, выявления и установления очевидцев преступления, потерпевших и подозреваемых;

согласно разработанному графику принимать участие в проведении инструктажей и проверке несения службы нарядами.