Лекция № 1.  Понятие и система  экологического права.

1.                     Понятие экологического права.

2.                     Предмет и методы экологического права.

3.                     Система экологического права.

4.                     Принципы экологического права.

 

1. Понятие экологического права.

Формирование экологического права обусловлено появлением экологической проблемы во второй половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. Под воздействием этого в обществе развивается понимание необходимости подчинения своих действий требованиям, способным обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия выживания современной и будущей цивилизаций, стабильного и бескризисного развития общества. Целеустремленная деятельность государств по охране природы начинается с конца XIX столетия с практических шагов по охране памятников природы, уникальных, красивых и ценных природных объектов. В этот период по всему миру создается сеть особо охраняемых территорий. В начале XX столетия все возрастающее воздействие приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов.

Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, которые позднее образовали единое направление под названием «природоресурсовое право». Затем доминирующее значение в обществе приобретают интересы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти интересы определили развитие правовой охраны природы и природопользования в направлении консолидации и формирования отрасли экологического права. Учитывая, что причины и факторы, обусловившие необходимость охраны окружающей среды не исчезают, а усиливаются, в дальнейшем значение экологического права будет возрастать. Эти причины и факторы включали: рост народонаселения в условиях неограниченного пространства и ограниченных природных ресурсов, рост производственных сил, сопровождаемый усилением вмешательства человека в природные процессы, истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей. Своей целью экологическое право ставит конструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.

 Экологическое право рассматривается как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.

Экологическое право как комплексная отрасль права представляет собой  совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей средой. 

Экологическое право как наука представляет собой систему взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектах, а также взаимодействие эколого-правовых норм с нормами иных отраслей.

Экологическое право  как учебная дисциплина представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки экологическое право.

2. Предмет и методы экологического права.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

Предметом экологического права как отрасли права  являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного российского экологического права образуют отношения:

- собственности на природные объекты и ресурсы;

- по природопользованию;

- по охране окружающей среды от разных форм деградации;

- по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Метод правового регулирования представляет собой способ воздействия на участников  общественных отношений.  Основными способами правового регулирования являются:

позитивное обязывание-возложение на лиц обязанности к активному поведению;

дозволение - предоставление лицам права на свои собственные действия;

запрещение-возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода.

Специфика метода обусловлена спецификой предмета экологического права, поэтому комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, обусловливает и методы их правового регулирования. 

Метод правового регулирования экологических отношений проявляется, как и в других отраслях права, через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений. 

Императивный метод экологического права – это метод предписаний субъектам правоотношений по выполнению условий охраны, использования и воспроизводства объектов окружающей среды. Он представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, требований, различных лимитов, нормативов,   мер по охране и использованию окружающей среды. Для этого метода регулирования экологических правоотношений характерно наличие элемента власти и подчинения.

Диспозитивный метод экологического права – это способ воздействия, при котором участники экологических отношений выступают как равные субъекты и независимы друг от друга, т.е. основан на равенстве сторон.

В настоящее время регулирование экологических отношений осуществляется путем сочетания императивного и диспозитивного подходов, с преобладанием императивного, что обусловлено тем, что охрана окружающей природной среды - государственная задача, решаемая прежде всего путем установления запретов и разрешений. 
Вместе с тем все большее развитие получают договорные, экономические способы возникновения и регулирования экологических отношений, т.е. применение диспозитивных норм и диспозитивного метода. 

Экологическое законодательство Российской Федерации предусматривает и экономические методы регулирования экологических отношений. Методы экономического регулирования охраны окружающей среды воздействуют на имущественные интересы физических и юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды.          К экономическим методам можно отнести:

-     установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-     установление лимитов на экологически вредную деятельность;

-      предоставление налоговых и иных льгот при осуществлении хозяйственной деятельности с минимальным негативным воздействием на окружающую среду (внедрении наилучших доступных технологий; проектирование, строительство, реконструкция систем оборотного и бессточного водоснабжения и др.)

  Особенным, присущим данной отрасли права методом, считается метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды. Его можно рассматривать как проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, как проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом.

 Метод экологизации включает в себя   следующие элементы:

- закрепление в действующем законодательстве экономически и экологически значимых элементов экологической системы страны, нуждающихся в правовом регулировании;

-  закрепление структуры органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов;

-  закрепление круга экологопользователей;

-  правила экологопользования;

-   установление юридической ответственности за нарушения правил экологопользования.

 

 3. Система экологического права.

Система экологического права представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих отношения в области охраны и использования окружающей среды.  Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений. 

Система экологического права как отрасли права делится на общую, особенную и специальную части.

Общая часть в экологическом праве является основополагающей, которая содержит наиболее важные положения, определения и принципы и оказывает   влияние на формирование состава институтов Особенной части. В состав общей части входят следующие вопросы:

понятие, предмет, методы и принципы экологического права;

полномочия органов государственной власти и муниципальных органов в экологической сфере;

основы управления природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

экологические права и обязанности граждан и общественных объединений;

право собственности на природные ресурсы;

право природопользования;

экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды;

оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

ответственность за совершение экологических правонарушений и возмещение вреда, причиненного ими.

В свою очередь особенная часть экологического права раскрывает содержание общественных правоотношений, складывающихся применительно к конкретным объектам окружающей среды.  В ее состав входят вопросы:

использования и охраны земель, недр, вод, лесов, животного мира, природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны;

охраны атмосферного воздуха;

соблюдения режима  особо охраняемых природных территорий;

функционирования зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.

В специальной части экологического права  рассматриваются вопросы международно-правового сотрудничества и основы правового регулирования экологических отношений в зарубежных странах.

 4.     Принципы экологического права.

Наукой экологического права к настоящему времени выработаны определенные основополагающие понятия, смысловые установки которых наполняют содержание экологических правоотношений, формируют поведение их участников. Такие понятия носят название принципов.

Их принято делить на общие (законность, гласность и т.д.), характерные для права в целом, и отраслевые (специальные) принципы, отражающие особенности отраслевого правового регулирования.

Сформулированные в  Законе «Об охране окружающей среды» нормы-принципы являются стержнем всей системы права в данной сфере. Они выражают сущность охраны окружающей среды, основу ее правового регулирования и осуществления. Данные принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в отношениях по охране окружающей среды.

Так, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

- сохранение биологического разнообразия;

- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

-запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Принципы охраны и использования конкретных компонентов природной среды закрепляются также в природоресурсном законодательстве.