МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

образования

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                 Биологический факультет

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЗООПСИХОЛОГИЯ»

Кафедра зоологии и физиологии

 

 

 

Образовательная программа

44.03.01. – Педагогическое образование

 

Уровень высшего образования

 Бакалавриат

 

Форма обучения

 очная, заочная

 

 

 

 

 

Статус дисциплины:   Вариативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Махачкала, 2017

 

 

 

 

 

 

 

 
 


Аннотация рабочей программы дисциплины

    Дисциплина «Зоопсихология» входит в вариативную часть образовательной программы бакалавриата, по направлению: 44.03.01. – Педагогическое образование.

    Дисциплина реализуется на биологическом факультете кафедрой зоологии и физиологии.

    Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с предметом, задачами основными направлениями зоопсихологии и сравнительной психологии, развитием психики в онто- и филогенезе, врожденными и приобретенными формами регуляции психической деятельности.

    Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций выпускника: профессиональных – ПК-1.

    Преподавание дисциплины предусматривает проведение следующих видов учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

    Рабочая программа дисциплины предусматривает проведение следующих видов контроля успеваемости в форме: контрольная работа, коллоквиум, устные ответы, доклады и пр. и промежуточный контроль в форме зачета.

 

Объем дисциплины  3  зачетных единиц, в том числе в академических часах по видам учебных занятий

 

Семестр

Учебные занятия

Форма промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный  зачет, экзамен

в том числе

Контактная работа обучающихся с преподавателем

СРС, в том числе экзамен

Всего

из них

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

КСР

Консультации

2

108

26

 

    36

 

 

46

зачет

 

 


1. Цели освоения дисциплины

     Целями освоения дисциплины (модуля) «Зоопсихология» являются: ознакомление студентов с предметом, задачами основными направлениями зоопсихологии и сравнительной психологии, развитием психики в онто- и филогенезе, эволюционными стадиями развития психики, врожденными и приобретенными формами регуляции психической деятельности.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

    Дисциплина «Зоопсихология» входит в вариативную часть образовательной программы бакалавриата, по направлению 44.03.01. – Педагогическое образование.

    Курс «Педагогическое образование» логически и содержательно – методически  связан с такими дисциплинами как «Общая биология», «Зоология. Систематика», «Философия», «Педагогическое образование», «Нейрофизиология», «Психофизиология», «Антропология», «Педагогическое образование развития».

    При освоении данной дисциплины необходимы знания «Общей биологии», «Философия», «Анатомии и нейрофизиологии центральной нервной системы», «Общей психологии», «Психофизиологии».

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (перечень планируемых результатов обучения).

Компетенции

Формулировка компетенции из ФГОС ВО

Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

ПК-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонения  в социальном и личностном статусе и развитии профессиональных рисков в различных видах деятельности.

 

 

 

 

Знать: содержание стандартных программ зоопсихологии и сравнительной психологии, направленных на предупреждение психических отклонений.

Уметь: предупреждать  отклонения в личностном и социальном статусе.

Владеть: владеть навыками предупреждения отклонений  в личностном и социальном статусе  и развитии профессиональных рисков.

 

 


 

 

4. Объем, структура и содержание дисциплины.

4.1. Объем дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108  академических часов.

4.2. Структура дисциплины.

 

 

п/п

 

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Самостоятельная работа

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Контроль самост. раб.

 

Модуль 1. Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию. Общая характеристика психической деятельности животных.

1

Тема 1.Введение. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии.

8

 

4

2

 

 

2

Устный опрос, рефераты, эссе (3,4).

2

Тема2. Методы зоопсихологии и сравнительной психологии.

8

 

4

2

 

 

2

 

Устный и письменный

опрос (5,6).

3

Тема3. Инстинкты как основа жизнедеятельности животных.    

8

 

4

4

 

 

2

Устный и письменный

опрос (7,8).

4

Тема4.

Обучение животных (неассоциативное, облигатное и ассоциативное, факультативное обучение).

 

8

 

4

4

 

 

2

 

 

 

 

Коллоквиум (9)

 

Итого по модулю 1:

 

 

16

12

 

 

8

 

 

Модуль 2. Развитие психики в онто- и филогенезе.

1

Тема5. Эволюция психики. Стадии развития.

8

 

2

4

 

 

4

Устный и письменный

опрос (10,11).

2

Тема 6. Развитие психики в онтогенезе.

8

 

2

4

 

 

4

Устный и письменный

опрос (12,13).

3

Тема 7. Психика на сенсорной стадии развития.

8

 

2

4

 

 

4

Устный и письменный

опрос (14,15).

4

Тема8. Интеллектуальная стадия развития психики.

8

 

 

4

 

 

2

Коллоквиум

 

Итого по модулю 2:

 

 

6

16

 

 

14

 

 

Модуль 3.

 

 

 

 

 

 

 

зачет

3

Тема 9. Психика перцептивной стадии развития.

8

 

2

4

 

 

4

Устный и письменный

опрос (14,15).

4

Тема 10.  Стадия сознания.

8

 

2

4

 

 

4

Коллоквиум

 

Итого по модулю 3.

 

 

4

8

 

 

24

 

 

ИТОГО:

 

 

26

36

 

 

46

зачет

 

4.3. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам).

Модуль 1.

Глоссарий:

Поведение – один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды. Оно обеспечивает выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.

Инстинкт (от латинского instinctus – побуждение) – одно из основных понятий, употребляемых при описании и анализе поведения животных.  Оно появилось в трудах философов еще в 111 в. до н.э. и означало способность человека и животных выполнять определенные действия в силу внутреннего побуждения. В современной науке такое значение термина в целом сохраняется. Под инстинктом понимают совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, совершаемых в ответ на  внешние и внутренние раздражители для удовлетворения основных биологических потребностей.

Фиксированные комплексы действий ФКД (fixed action patterns). Это единицы инстинктивного поведения – видотипические, врожденные, шаблонные двигательные акты.

Обучение – процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретенного опыта.

Когнитивные (от лат. cognitio – знание), или познавательные процессы – термин, употребляемый для обозначения тех видов поведения, которые основаны, как полагают не на ассоциативных процессах, а на оперировании внутренними (мысленными) представлениями. К ним относятся достаточно широкий круг явлений – некоторые виды памяти (образная память), ряд форм обучения, прежде всего пространственная, а также рассудочная деятельность. Существует ошибочная тенденция употреблять этот термин в более широком смысле, как синоним многих форм высшей нервной деятельности.

 

Раздел 1. Общая характеристика психической деятельности животных.

  Тема 1. Введение. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии

Введение. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Развитие представлений о психической деятельности животных. Психика и поведение животных, их особенности и взаимосвязь. Теоретические и прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии. Вклад отечественных и зарубежных исследователей в развитие и становление зоопсихологии. Классификация поведения животных (Дьюсбери, Хайнд, Крушинский)

Тема 2.  Методы зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы сбора эмпирических данных (методы наблюдения, лабораторные методы). Метод наблюдения. Метод эксперимента. Метод проблемных ящиков, метод лабиринтов, формирующий эксперимент. Методы изучения элементарной рассудочной деятельности животных.

Тема 3. Инстинктивная деятельность как основа жизнедеятельности животных.   

 Классификация инстинктивных форм поведения. Биологическое значение инстинктов. Концепция инстинктивного поведения К. Лоренца и Н. Тинбергена.

Внутренние и внешние факторы инстинктов. Эндогенная мотивация поведения и врожденные пусковые механизмы. Природа, носители и функциональная роль ключевых раздражителей.

Структура и стадии инстинктивного поведения. Поисковая и завершающая стадии инстинктивного поведения.

Гипотеза  Л. Крушинского о роли возбудимости нервной системы и биологически активных веществ как модификаторах поведения. Инстинктивное поведение и общение. Роль химических, акустических и зрительных стимулов в коммуникации животных

Тема 4. Обучение животных (неассоциативное, облигатное и ассоциативное, факультативное обучение).

Виды неассоциативного обучения (привыкание, суммация, импринтинг, подражание). Неассоциативное обучение: классические условные рефлексы, инструментальные рефлексы, дрессировка. Правила, методики и условия выработки условных рефлексов. Стадии дрессировки. Интеллектуальная форма регуляции деятельности. Латентное обучение. Пространственное обучение. Инсайт обучение.

Элементарная рассудочная деятельность животных. Экспериментальное изучение элементарной рассудочной деятельности. Работы  Н.Н. Ладыгиной –Котс по изучению конструктивной и орудийной деятельности антропоидов.

Опыты В. Келлера по исследованию интеллекта шимпанзе.

Исследование Л.В.Крушинского по изучению способностей животных к экстрополяции траектории биологически значимого стимула и оперирование мерностью. Биологическое значение элементарной рассудочной деятельности. Ограниченность интеллекта животных.

Раздел 2.  Развитие психики в онто- и филогенезе.

Тема 5. Эволюция психики.

Проблема происхождения психики в психологии. Панпсихизм, биопсихизм, анималопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. Проблема возникновения психики с позиций эволюционно-системного подхода. Определение психики как формы отражения. Выделение системообразующего качества, характеризующего психическую форму отражения. Критерии психики. Чувствительность как объективный критерий наличия психики. Проблема эволюции психики. Сравнительно-психологический метод исследования. Характеристика стадий развития психики: сенсорная стадия, перцептивная стадия, интеллектуальная стадия, стадия сознания. Низшие и высшие уровни, переходные фазы. Классификация А.Н.Леонтьева, К.Э. Фабри, С.Л. Новоселовой. Содержание отражения  и структура деятельности как критерии выделения стадий развития психики.

Тема 6. Развитие психики в онтогенезе.

Развитие психики животных в пренатальном периоде.  Способы и биологическое значение контактов эмбриона и родительской особи. Закономерности развития сенсорных систем зрело- и незрелорождающихся животных в эмбриональный период. Развитие психики животных в раннем постнатальном периоде. Запечатление. Онтогенез и забота о потомстве у зрело- и незрелорождающихся животных. Развитие психики в ювенильном периоде. Игровая деятельность животных Функциональное значение игры в жизни животных. Локомоции и манипуляции

Тема 7,8 . Психика на сенсорной и перцептивной стадиях развития.

Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики. Двигательная активность простейших. Способы передвижения (пассивный и активный). Элементарные формы психического отражения простейших. Кинезы и таксисы. Пластичность поведения простейших. Привыкание.

Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики. Основные этапы эволюции нервной системы. Двигательная способность и сенсорные особенности низших многоклеточных беспозвоночных.

Элементарные формы научения. Особенности выработки и свойства оборонительных и пищевых условных рефлексов беспозвоночных.

Низший и высший уровни.  Содержание и форма отражения. Структура деятельности. Строение нервной системы и органов чувств высших беспозвоночных (головоногие и насекомые). Способы ориентации высших беспозвоночных в пространстве. Предметное восприятие на низшем уровне перцептивной психики. Характеристика инстинктивных форм поведения и научения высших беспозвоночных. Высший уровень перцептивной психики. 

Тема 9,10. Интеллектуальная стадия развития психики. Стадия сознания.

Строение нервной системы и содержание отражения. Структура деятельности. Основные направления изучения элементов мышления у животных. Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности животных. Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию. Способность животных к символизации. Языки животных и язык человека. Способности к символизации у приматов, птиц семейства врановых. Обучение животных языкам –посредникам. Обучение человекообразных обезьян амслену.

Основные характеристики сознания. Экспериментальное обоснование наличия у понгид предпосылок, необходимых для развития сознания в антропогенезе. Способность к самоузнаванию у человекообразных обезьян. Самоузнавание у животных других видов. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей. «Социальные знания» и жизнь в сообществе. Сравнительное изучение психики человекообразных обезьян и человека. Рассудочная деятельность и сложность строения мозга. Сопоставление особенности к экстраполяции и к обучению. Индивидуальные различия в проявлении когнитивных способностей животных. Генетические исследования способности к обучению

 

4.4. Темы практических и семинарских занятий

        

На семинарские занятия, в первую очередь, выносятся темы, относящиеся к наиболее сложным. Семинары рекомендуется проводить по итогам нескольких тем, объединенных в подразделы. При подготовке к семинарским занятиям студенты должны повторить материалы лекционных занятий, ознакомиться с теми главами из книг или статьями, электронными ресурсами,  которые были рекомендованы преподавателем, попытаться ответить на вопросы по изучаемой теме. По некоторым темам могут быть подготовлены доклады или рефераты. Студенты должны быть знакомы с основными понятиями, пройденными в лекционном курсе, уметь объяснить их значение и правильно ими оперировать.

Дидактическая цель  выявление и закрепление знаний студентов по наиболее сложным темам дисциплины.

Формирующая цель - обучить студентов самостоятельной работе, умению работать с первоисточниками, составлять конспекты, писать рефераты, самостоятельно выступать, защищать собственную позицию, вести дискуссии, слушать партнера.

Воспитательная цель - привить студентам любовь к знаниям, добросовестному отношению к учебному процессу, ответственному отношению к текущему контролю результатов самостоятельной работы. Воспитательные цели достигаются  с учетом личностных особенностей и индивидуальных трудностей в обучении студентов и своевременной  коррекцией негативных явлений в процессе обучения.

 

Раздел 1. Общая характеристика психической деятельности животных

   Тема 1. ЗооПедагогическое образование, предмет и задачи

 Вопросы к теме:

  1. Место зоопсихологии в системе психологических наук и наук о поведении животных
  2. Изучение поведения животных, различные подходы и направления           
  3. Антропоморфизм и его причины   
  4. История развития и становления зоопсихологии

           Форма проведения – практическое занятие.

           Рекомендуемая литература: О-1,2,3, Д-2,4,6,

       Тема 2. Методы зоопсихологии и сравнительной психологии

       Вопросы к теме:

1.      Метод наблюдения: основные принципы, правила и виды наблюдения

2.      Метод эксперимента: основные принципы и правила проведения эксперимента

3.      Виды лабораторного эксперимента: лабиринтные методики, проблемная клетка и проблемные ящики.

4.      Формирующий эксперимент: выработка условного рефлекса, дрессировка, дифференцировочное научение, использование и изготовление орудий, обучение с использованием искусственных знаковых средств, изучение зачатков самосознания

         Форма проведения – практическое занятие.

               Рекомендуемая литература: О-1,2,3, Д-2,4,6,

 Тема 3. Инстинкты как основа жизнедеятельности животных.                      

        Вопросы к теме:

1.      Инстинктивная форма регуляции деятельности.

2.      Внутренние факторы поведения.

3.      Внешние факторы поведения   

4.      Пластичность инстинктов, спонтанность инстинктов.

             Форма проведения – семинар.

                  Рекомендуемая литература: О-1,2,3, Д-2,4,6,

Тема 4. Научение.

Вопросы к теме:

  1. Неассоциативное научение. Запечатление, привыкание
  2. Ассоциативное научение, условные и инструментальные рефлексы
  3. Элементарная рассудочная деятельность.
  4. Экспериментальное изучение элементарной рассудочной деятельности

Форма проведения – семинар.

     Рекомендуемая литература: О-1,2,3, Д-2,4,6,

 

Тема 5. Эволюция психики.               

Вопросы к теме:

  1. Проблема происхождения психики в психологии
  2. Основные точки зрения на возникновение психики
  3. Проблема возникновения психики с позиций эволюционно-системного подхода.
  4. Закономерности эволюции психики, стадии развития психики

Форма проведения – семинар.

      Рекомендуемая литература: О-1,2,3, Д-2,4,6,

Тема 6. Стадии развития психики

Вопросы к теме:

1.История представлений об эволюции психики

2.Концепция развития психики А.Н.Леонтьева

3.Стадии и уровни развития психики К.Э.Фабри

Форма проведения – семинар.

     Рекомендуемая литература: О-1,2,3, Д-2,4,6,

   

      Тема 7. Проблема интеллекта антропоидов.              

Вопросы к теме:

  1. Проблема изучения  интеллекта высших обезьян, критерии интеллекта.
  2. Исследование манипулятивной активности антропоидов.
  3. Проблема изучения происхождения сознания.
  4. Языки животных и язык человека

Форма проведения – семинар.                 

     Рекомендуемая литература: О-1,2,3, Д-2,4,6,

 

5. Образовательные технологии.

     В соответствии с требованием ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» реализация компетентностного подхода по курсу «Педагогическое образование»  предусматривает использование  активных и интерактивных методов обучения, реализующих  установку на оптимизацию учебного процесса, большую активность и мотивацию  студентов в учебной деятельности. Широко применяются дискуссионные, проблемные методы обучения, которые выступают в качестве средства не только обучения, но и воспитания. На занятиях применяются различные видеоматериалы, компьютерные технологии, позволяющие в полной мере реализовать принцип наглядности, интенсифицировать и повысить эффективность учебной деятельности, использовать не только слуховые, но и зрительные каналы в практике обучения, позволяющие  в полной мере овладеть знаниями. При проведении практических и семинарских занятий  используются дискуссионные, проблемные, эвристические и исследовательские методы, формирующие  творческую активность учебной деятельности, а также методы контроля и обучения студентов навыкам самостоятельного выступления с устными докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения. На семинарских и практических занятиях выявляются личностные особенности студентов, могущих позитивно и негативно сказаться на всем процессе обучения и требующих поэтому, учета или даже коррекции. Для обеспечения самостоятельной работы студента создана материально-техническая база (обеспечение литературой, компьютерами, доступом в Интернет).

   Подготовка к практическим занятиям предполагает самостоятельную работу студентов, написание рефератов, выполнение контрольных работ, изложение вопросов в виде докладов и устных ответов.  Студент должен проработать лекционный материал, в котором излагаются основополагающие сведения по теме. Затем приступить к проработке учебного материала по рекомендуемой литературе, проявить инициативу в поиске дополнительной литературы, использовать периодические печатные издания и Интернет ресурсы.

Рефераты, доклады и контрольные работы оформляются с обязательным указанием цитируемой литературы.

Оценка работы студента на семинарских занятиях проводится с учетом принятой балльно-рейтинговой шкалы, результаты которой учитываются при итоговой аттестации студента.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Для самостоятельного изучения студентам предлагаются следующие разделы и темы:

 При выполнении самостоятельной работы студент должен проработать лекционный материал, в котором излагаются основополагающие сведения по теме. Затем приступить к проработке учебного материала по рекомендуемой литературе, проявить инициативу в поиске дополнительной литературы, использовать периодические издания и Интернет ресурсы. Задания по самостоятельной работе оформляются в виде рефератов, докладов и контрольных работ с обязательным указанием цитируемой литературы. Категорически запрещается репродукция готовых рефератов из Интернета. Результаты самостоятельной работы обсуждаются с преподавателем, контролируются на семинарских занятиях и учитываются при аттестации студента.

Разделы и темы для самостоятельного изучения:

Раздел 1. Общая характеристика психической деятельности животных

Тема 1.

Методы зоопсихологии и сравнительной психологии.

Вид самостоятельной работы – реферат, доклад.

Тема 2.

Инстинкты. Их структура и биологическая роль.    

Вид самостоятельной работы – доклад с презентацией, реферат.

Тема 3.

Виды неассоциативного и ассоциативного обучения.                

Вид самостоятельной работы – доклад с презентацией, реферат.

       Раздел 2. Развитие психики в онто- и филогенезе

Тема 4.

Эволюция психики. Характеристика сенсорной, перцептивной, интеллектуальной стадий.

Вид самостоятельной работы – доклад с презентацией, реферат.

Тема 5.

Тесты для выявления элементарной рассудочной деятельности.

Вид самостоятельной работы – доклад с презентацией, реферат.

Тема 6.

Характеристика сенсорной стадии развития              

Вид самостоятельной работы – реферат.

Тема 7.

Характеристика перцептивной стадии развития.

Вид самостоятельной работы – реферат, доклад.        

Тема 8.

Элементарная рассудочная деятельность (работы Л.В. Крушинского).           

Вид самостоятельной работы – реферат, доклад

 Тема 9.

Значение раннего опыта для развития психики животных.

 Вид самостоятельной работы – реферат,  доклад

Тема 10.

Психогенетические исследования отдельных когнитивных характеристик         

 Вид самостоятельной работы – контрольная работа

Тема 11.

Познавательная функция игровой деятельности.

Вид самостоятельной работы - доклад

Тема 12.

Способность животных к символизации.

 Вид самостоятельной работы – реферат, доклад

 

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

 

ПК-1. Готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных программ.

 

Компетенция

Знания, умения, навыки

Процедура освоения

ПК-1

Знать: способы решения стандартных задач по зоопсихологии на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникативных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Уметь: использовать информаци-онные и библиографические ресурсы по зоопсихологии,  применять информационно-коммуникативные технологии  с учетом основных  требований информационной безопасности

Владеть: информационной и библиографической культурой

 

Круглый стол

 

7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания.

ПК-1. Готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных программ.

 

Уровень

Показатели (что обучающийся должен продемонстрировать)

Оценочная шкала

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Пороговый

Знать: адекватные психодиагностические методы зоопсихологии.

математико-статистическую обработку данных, полученных на их основе.

Уметь: использовать методы зоопсихологии.

с целью психодиагностики и подвергать их статистическому анализу.

Владеть: навыками использования психодиагностических методов зоопсихологии.

 на практике с  последующим статистическим  анализом результатов. 

 

 

Недостаточно полно владеет методами психологической диагностики, а также методами математико-статистического анализа данных и их интерпретацией.

Способен адекватно использовать психодиагностические методы диагностики, в полной мере демонстрирует знание прикладного аспекта применения методов психодиагностики, однако не в полной мере владеет методами математико-статистического их анализа, допускает ошибки в их интерпретации

Свободно и адекватно использует психодиагностические методы диагностики, уверенно демонстрирует знание прикладного аспекта применения методов психодиагностики, в полной мере владеет методами математико-статистического их анализа и интерпретации

 

7.3. Типовые контрольные задания.

Тематика курсовых и контрольных работ.
  

1.        История развития зоопсихологии и сравнительной психологии

2.        Структура инстинктивных форм поведения

3.        Общая характеристика научения

4.        Виды научения.

5.        Классические условные рефлексы. Правила выработки условных рефлексов.

6.        Инструментальные условные рефлексы. Методики выработки.

7.        Запечатление. Реакция следования за матерью. Половое запечатление.

8.        Пренатальное развитие сенсорных способностей животных.

9.        Способы коммуникации в животном мире.

10.    Сравнительный анализ способности к обучению животных разных филогенетических уровней.

11.    Сравнительная характеристика языка животных и человека.

12.    Орудийная деятельность человекообразных обезьян.

13.    Сенсорная стадия развития психики. Обучение простейших.

14.    Перцептивная стадия развития психики.

15.    15 Забота о потомстве.

16.    Игровая деятельность животных.

17.    Манипуляционные игры животных.

18.    Познавательная функция игровой деятельности.

19.    Элементарная рассудочная деятельность животных.

20.    Обучение шимпанзе амслену.

21.    Поведение человекообразных обезьян в условиях естественной среды.

 Варианты тестов, предназначенных для проведения текущего и промежуточного контроля знаний студентов по учебной дисциплине «Педагогическое образование» по направлению подготовки 44.03.01. - Педагогическое образование. Содержание и форма этих заданий позволяет проводить аттестацию (проверку знаний) в устной, письменной формах.

 

  1. Тесты с выбором одного ответа

 

1. Античный философ, автор трактата «История животных».

а) Аристотель; б) Платон; в) Сократ; г) Демокрит.

2. Античный философ, изучавший формирование пения у певчих птиц:

а)Аристотель; б)Платон; в)Сократ; г)Хризипп

3. «Четырехчленная» классификация форм поведения: инстинкт, научение, интеллект, сознание – появилась в начале:

а)XX века (20 в); б) XXI века (21 в); в) XIX века (19 век); г) XVIII века (18 век)

4. Автор работы «Эволюция и психика»:

а) А.Н. Северцов; б) Ч.Дарвин; в) В.А. Вагнер; г) А.С. Выготский

5. Исследование инструментальных условных рефлексов связано с именем:

а) Э.Торндайка; б) И.П.Павлова; в) К.Ллойд-Моргана; г) Ю.Конорски

6. Уровень развития психики, к которой следует отнести кишечнополостных:

а)высший уровень сенсорной психики; б) низший уровень сенсорной психики;

в) к переходной от сенсорной к перцептивной; г) низший уровень перцептивной психики

7. Линия крыс с аудиогенной эпилепсией была создана в лаборатории:

а) А.В.Крушинского;б) И.П.Павлова; в) К.Литтлома; г) Д.Л.Бельцева

8. Деление стадий развития психики на уровни (высший и низший) принадлежит:

а) К.Э.Фабри; б) А.Н.Леонтьеву; в) С.Л.Новоселовой; г) З.А.Зориной

9.Одноклеточное животное, которое можно отнести к переходной фазе от биологической к психологической форме отражения:

а) эвглена; б) амеба; в) инфузория; г) гидра обыкновенная

10. Объективным системообразующим фактором, характеризующим эффективность системы, по П.К.Анохину, является:

а) полезный приспособительный эффект; б) потребность; в) мотивация; г) форма отражения.

11. Представители, у которых впервые появляется половое поведение:

А) кольчатые черви; Б) кишечнополостные;  В) жгутиковые; Г) инфузории

12. Какие из перечисленных поведенческих реакций не относятся к классификации Р.Хайнда?

а) социальное поведение; б) по происхождению в филогенезе; в) по способу формирования в онтогенезе; г) по выполненным функциям

13. Наиболее простой формой научения по подражанию является:

а) аллеломимитическое поведение; б) импринтинг; в) инструментальный условный рефлекс; г) привыкание.

14. Американский ученый, который наряду с Павловым считается основоположником научного метода исследования процесса обучения в лабораторных условиях:

а) Э.Торндайк; б) Б.Скиннер; в) Э.Толмен; г) Д.Уотсон

15. Метод отсроченных реакций принадлежит:

а) У.Хантеру; б) О.Келеру; в) Л.В.Крушинской; г) Б.Скиннеру

16. Способность «умного Ганса» «считать», «складывать»-это проявление:

а) условных рефлексов; б) когнитивных функций; в) латентного обучения; г)  (мышления) инсайта

 

II. Тесты с выбором двух и более ответов

1.Критерии, предложенные А.И. Леонтьевым для периодизации психики в эволюции (выделения стадий):

а) содержание отражения; б) структура деятельности; в) мотивация; г) предмет деятельности

2.Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву:

а) элементарная сенсорная; б) перцептивная; в) интеллектуальная; г) высшая интеллектуальная

3.Обучение, «методом проб и ошибок» относится к:

а) инструментальным условным рефлексам; б) ассоциативному обучению; в) оеративному обучению; г) классификационному обучению

4. Основу дрессировки цирковых и служебных собак составляет метод:

а) последовательного приближения; б) формирования поведения; в) классических условных рефлексов; г) классических условных рефлексов 2го порядка

 

5. Виды чувствительности, характерные для представительной сенсорной стадии:

а) световая; б) химическая; в) тактильная; г) отражение целостных объектов.

6. Синонимами поисковой фазы инстинктивного поведения является:

а) подготовительная; б) аппетитная; в) консуматорная; г) завершающая

 

III. Тесты на установление последовательности действий, событий

1. Установите последовательность стадий развития психики:

а) перцептивная, б) интеллектуальная, в) сенсорная, г) сознания

 

IV. Тесты на соотнесение:

1. Соотнесите взгляды на происхождение психики с ее пониманием:

1) панпсихизм; 2) биопсихизм; 3) анималопсихизм; 4) нейропсихизм

а) всестороннее одушевление материи;

б) раздражимость - как изначальная форма психического, свойственная живой материи;

в) выделение ощущения в качестве основного критерия психики;

г) психика, как функция нервной системы.

2. Соотнесите различные формы отражения с их содержанием:

1) физическая; 2) химическая; 3) физиологическая; 4) психическая

а) возникает при механическом взаимодействии материальных тел

б) сопровождается разрушением внутрисистемных связей

в) представлено в форме ассимиляции-диссимиляции

г) представлена в субъективном переживании.

3. Соотнесите виды научения с их содержанием:

1) неассоциативное; 2) ассоциативное; 3) когнитивные процессы; 4) элементарное мышление

а) привыкание;

б) инструментальные условные рефлексы; 

в) латентное обучение;

 г) инсайт

 

 

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

 

 Основная литература:

  1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных М., 2002.
  2. Зорина З.А., Полетаева И.И, Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., МГУ, 2002.
  3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., МГУ, 1993.

 

Дополнительная литература:

  1. Хрестоматия  по зоопсихологии и сравнительной психологии. Уч. пособие, (Ред.
  2. Мешкова  Н.Н.) 1997.
  3. Ладыгина –  Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М.: Наука 1959.
  4. Крушинский Л.В.  Биологические основы рассудочной деятельности. М.: МГУ, 1986.
  5. Резникова Ж.И.Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов. М. Наука, 2000.
  6. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.
  7. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1992. 6. Малых С.Б. Егорова М.С., Пьянкова С.Д. Природа индивидуальных различий когнитивных параметров и психологическая структура деятельности. Психологический журнал, 1993, №5.
  8. Мэтт Ридли. Геном. Открытия,  которые потрясли мир. М.: 2008 - 427 с.
  9. Прайор К. Не рычите на собаку: О дрессировке животных и людей. М.: Селена,   1995.
  10. Хайнд Р. Поведение животных. М. Мир, 1975.
  11. Фабри К. Э. Орудийные действия животных. М.: Знание, 1980.

 

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.

www.rsl.ru

www.book.ru

www.aspectpress.ru

maito.lib@mgppu.ru

psychlib.ru/mgppu/mvp/MVP-001-HTM

www.rsl.ru

www.book.ru

www./koob.ru/zoo/

www.etholpsy.ru/

log-in/books/zoopsikhologiya.

works.tarefer.ru/70/100225/index.html

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Учебный процесс должен быть основан на принципах планомерного формирования знаний студентов. На первом этапе, при формировании мотивации действия, первостепенное значение приобретает актуализация профессиональных интересов студентов. Преподаватель, опираясь на свой опыт и используя особенности конкретной ситуации, должен актуализировать внешние и внутренние мотивы обучаемого и добиться его активного включения в учебный процесс. Внешние мотивы создаются  с помощью поощрения или угрозы наказания и обычно менее эффективны, чем внутренние. Под внутренними мотивами понимается интерес к предмету и удовлетворение от самого процесса получения знаний и успешного выполнения деятельности. Следует помнить, что хороший преподаватель постоянно стремится создать условия для зарождения внутренней мотивации в процессе учебной деятельности, даже если изначально оно побуждалось внешними мотивами. Для преподавателей высшей школы представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у студентов (прежде всего на младших курсах). Речь идет о том, чтобы научить студентов учиться, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными предметными знаниями. Учебный процесс должен представлять  совместную продуктивную деятельность преподавателя и обучающегося. Именно она обеспечивает активизацию процессов целе- и смыслообразования, являющихся главным условием успешности учебной деятельности и одновременно личностного роста участников процесса учения – как студентов, так и преподавателей. Для оптимизации учебного процесса при изучении дисциплины «Основы нейропсихологии» разработана методическая база для ведения занятий, т.е. матрица наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы, адекватных видам лекций и семинарских занятий. В учебный процесс необходимо широкое внедрение информационных и коммуникативных технологий, с помощью которых решаются следующие дидактические задачи:

-совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

-повышение продуктивности самостоятельной работы;

-усиление мотивации к обучению и обеспечение гибкости образовательного процесса;

-активация процесса обучения.

 При выполнении самостоятельных работ (рефераты, контрольные работы, доклады) студент должен проработать лекционный материал, в котором излагаются  основополагающие сведения по теме, цель которых формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы.

 Главным звеном дидактического цикла обучения является лекция, цель которой формирование у студентов ориентировочной основы для последовательного усвоения материала методом самостоятельной работы.

Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

      лекционный материал должен излагаться от простого к сложному, от известного к неизвестному;

      для активизации деятельности студентов при чтении лекции следует использовать проблемные ситуации, дискуссии, диалоги;

                    в лекции следует опираться на подлинные факты и явления;

      при изложении лекционного материала следует обеспечить тесную связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

 Семинары и практические работы проводятся по наиболее сложным темам учебной программы. При проведении семинарских занятий используются разнообразные формы и методы обучения и контроля для реализации воспитательных и формирующих целей. Семинарские занятия должны включать элементы дискуссии, проблемности, диалога.

При подготовке семинара следует:

        сформулировать тему, соответствующую программе и Госстандарту;

        определить дидактические, воспитательные и формирующие цели;

        определить методы, приемы и средства для проведения семинара;

        рекомендовать литературу;

        проконсультировать студента по заданной теме;

        обеспечить наглядность и другие информационные ресурсы.

При подведении итогов семинара учитываются следующие критерии:

        полнота и конкретность ответа;

        последовательность и логика изложения;

        связь теоретических положений с практикой

        наличие иллюстраций и примеров к ответам;

        уровень культуры речи;

        использовать наглядные пособия.

В конце семинара дается оценка деятельности студента, обращается особое внимание на:

        качество подготовки;

        степень усвоения знаний;

        активность;

        положительные моменты в работе студента;

        творческую инициативу;

        недостатки в работе при подготовке учебного материала;

        рекомендации к устранению недостатков.

В работе со студентами учитываются эмоционально – личностные особенности и осуществляется дифференцированный подход к студентам с учетом индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Главным принципом контроля и оценки знаний студента являются системность, объективность и аргументированность.

 

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.  

    При осуществлении образовательного процесса по курсу «ЗооПедагогическое образование» необходимо использовать весь спектр информационных технологий, с использованием  программных и технических средств:

-персональный компьютер;

-электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат;

-программы для общения в реальном режиме времени;

-интернет телефон;

-поисковые системы;

-видеозаписи;

-печатные издания и видеокассеты;

-ссылки на образовательные электронные издания и ресурсы;

            Для обеспечения самостоятельной работы студента создана материально-техническая база (обеспечение литературой, компьютерами, доступом в Интернет).

  

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине «Педагогическое образование» предусмотрены следующие технические средства и мультимедийное обеспечение:

        видео-аудиовизуальные средства обучения;

        компьютер, проектор, экран для демонстрации;

        интерактивная доска.