Тема 7. Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) организаций и граждан.

2.Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве).

3.Специальные правила рассмотрения и разрешения дел о несостоятельности (банкротстве).

 

 

1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) организаций и граждан.

 

   Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, относящихся к специальной подведомственности арбитражного суда (п.1 ч.1 ст.33 АПК РФ). При этом в АПК РФ предусмотрено, что дела о банкротстве независимо от состава участвующих в них лиц рассматриваются исключительно арбитражными судами, на что указывает правило о специальной подведомственности, сформулированное в ст.33 АПК РФ.

Эти дела согласно ст.223 АПК РФ рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Таким законам является Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002г. №127-ФЗ. Таким образом, положения АПК РФ и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами. Причем нормы АПК РФ имеют при этом общий характер, а нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" особенный, специальный характер.

   Структура Закона о банкротстве такова, что в его гл.I определяются основные понятия и другие общие положения, относящиеся к банкротству. В гл. III "Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном, суде" содержатся нормы, регламентирующие процесс рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде. В гл. IV-VIII регулируются вопросы, связанные с осуществлением процедур банкротства, и определяется компетенция арбитражного суда, его функции при осуществлении этих процедур. Глава IX Закона о банкротстве посвящена особенностям банкротства отдельных категорий должников юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий). Особенности банкротства граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также упрощенные процедуры предусмотрены в гл. X, XI ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

   Дела о банкротстве всегда подведомственны арбитражному суду независимо от того, участвуют ли в деле юридические или физические лица. Суды общей юрисдикции дела о банкротстве не рассматривают. То же самое относится и к третейским судам согласно п.3 ст.33 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда, тогда как в соответствии со ст.4 АПК РФ подведомственные арбитражному суду споры, возникающие из гражданских правоотношений, могут быть переданы сторонами на рассмотрение в третейский суд. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в ч.2 ст.3 устанавливает, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Также в ст.33 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено данным законом.

 Понятие подведомственности дел о банкротстве как бы включает в себя и признаки неплатежеспособности, наличие которых служит основанием для обращения в арбитражный суд и принятия им заявления к рассмотрению.

Применительно к делам о банкротстве в ст.38 АПК РФ и в ст.33 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено специальное правило территориальной подсудности – они рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника-юридического лица и по месту жительства должника-гражданина. При этом ст.42, 50 Закона о банкротстве предусматривают нормы о том, что судья единолично решает вопрос о принятии к рассмотрению заявления о признании должника банкротом и осуществляет меры по подготовке к судебному разбирательству.

   Как и АПК РФ (гл.5), ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

 выделяет лиц, участвующих в деле (ст.34), и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст.35), однако состав названных лиц характеризуется значительными особенностями.

Так, по Закону о банкротстве, лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

В отличие от АПК РФ ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)е называет в числе лиц, участвующих в деле, третьих лиц. Согласно ст.52 АПК РФ 2002 г. положение прокурора в арбитражном процессе ограничено. При этом Закон о банкротстве вообще не называет прокурора в числе лиц, участвующих в деле.

 

 

2.Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве).

 

   Производство по делу о банкротстве в соответствии со ст.42 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" возбуждается в арбитражном суде на основании заявления о признании должника банкротом, подаваемого лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением. Круг этих лиц четко определен в ст.7 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)": это должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Причем право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения, подтверждающего взыскание задолженности за счет имущества должника (п.2 ст.7, п.3 ст.6).

При этом право на обращение с заявлением о признании должника банкротом названные лица имеют при наличии признаков банкротства, предусмотренных в ст.3 и 33 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" .

На лиц, участвующих в деле о банкротстве, распространяются положения ст.41 АПК РФ о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле. Однако арбитражный управляющий наделен более широким кругом процессуальных прав и обязанностей, чем другие лица, участвующие в деле, что в определенной степени обусловлено предъявляемыми к нему требованиями (ст. 23-26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

 

 

3.Специальные правила рассмотрения и разрешения дел о несостоятельности (банкротстве).

 

   Особенности производства по делам о банкротстве проявляются и в установлении особых по сравнению с предусмотренными в ст.125-126 АПК РФ требований к форме и содержанию заявления о признании должника банкротом и к документам, прилагаемым к нему. Такие требования установлены в ст. 37-41 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при этом они отличаются в зависимости от того, кто обращается с заявлением в арбитражный суд (должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган).

В соответствии с п.1 ст.42 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" судья обязан принять заявление о признании должника банкротом, если оно подано с соблюдением требований, предусмотренных как АПК РФ, так и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

   Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично, руководствуясь при этом положениями ст.127 АПК РФ и ст.42 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В частности, в течение пяти дней после поступления заявления судья должен вынести определение о принятии заявления, в котором могут быть также предусмотрены меры по обеспечению требований кредиторов (п.7 ст.42, ст.46). Причем в отличие от обеспечительных мер, называемых ст.91 АПК РФ, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" , кроме того, предусматривает, что арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п.2 ст.64 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего (п.3 ст.42).

   При этом в качестве такой организации понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих (ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

   Важная роль отводится в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" наблюдению, которое является не только процедурой банкротства, как определено в данном законе, но в то же время может рассматриваться в качестве меры по обеспечению заявленного требования и исполнения решения, вводится в целях обеспечения сохранности имущества должника, проводится под контролем временного управляющего, утверждаемого арбитражным судом (гл. IV ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

   Об утверждении временного управляющего указывается в определении (п.2 ст.65 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

   Суд может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом по основаниям, предусмотренным в ст.43 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Так, в соответствии со ст.43 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" судья отказывает в принятии заявления, если не соблюдены условия, предусмотренные п.2 ст.33 этого закона, о том, например, что требования к должнику должны в совокупности составлять определенную сумму и задолженность должна существовать не менее трех месяцев.

   При этом следует заметить, что АПК РФ не предусматривает в настоящее время института отказа в принятии искового заявления, тогда как Закон о банкротстве его использует.

   Заявление о признании должника банкротом может быть оставлено без движения в соответствии со ст.128 АПК РФ, а также возвращено при наличии оснований, предусмотренных в ст.129 АПК РФ и в ст.44 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". При этом ст.44 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает возвращение заявления, если не соблюдены требования к нему, предусмотренные ст.37-41. Если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным (ст.9 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" , но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные ст.38 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", это обстоятельство не является основанием для возвращения заявления. Судья истребует недостающие документы при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству (абз.2 п.1 ст.42). Аналогично должен бы решаться вопрос и в случаях, когда есть возможность устранить недостатки заявления. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ст.47) предусматривает и такое процессуальное правило, как установление права должника направить в суд, заявителю, иным лицам, участвующим в деле, в 10-дневный срок с момента получения определения отзыв на заявление о признании банкротом. При этом отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве. Согласно ст.131 АПК РФ ответчик должен направить отзыв на исковое заявление.

   Большое значение в процессе рассмотрения дела о банкротстве отводится подготовке дела к судебному разбирательству, которая осуществляется по правилам гл.14 АПК РФ, но при этом имеет и важные особенности. Они состоят в том, что до рассмотрения дела по существу арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле, устанавливает обоснованность требований кредиторов по правилам ст.71 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", по ходатайству лиц, участвующих в деле, может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (ст.50 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

   Дело о банкротстве согласно ст.51 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должно быть рассмотрено в срок не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд. В соответствии со ст.152 АПК РФ установлен 3-х месячный срок для рассмотрения дел в порядке искового производства. Таким образом, сроки рассмотрения дел о банкротстве значительно превышают сроки, установленные для рассмотрения дел искового производства.

   Другая важная особенность рассмотрения дел о банкротстве состоит в том, что согласно ч.3 ст.223 АПК РФ определения, выносимые при рассмотрении дел о банкротстве, обжалование которых предусмотрено АПК РФ или федеральным законом, могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня вынесения. Данное специальное процессуальное правило предусмотрено для ускорения процедуры рассмотрения дел этой категории.

Решение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения дела о банкротстве, должно соответствовать требованиям, установленным в ст.170 АПК РФ. В решении о признании банкротом в соответствии с п.2 ст.53 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должны содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства. Такое решение подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (п.2 ст.52). В статьях 28, 54 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривается публикацию сведений о судебных актах, вынесенных арбитражным судом, в официальном издании, определяемом Правительством Российской Федерации.