Введение

 

Вы не можете научить человека чему-нибудь;

Вы можете только помочь ему понять это самому.

Галилео Галилей

 

Начало XXI столетия – это период глобальных инноваций во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни.

Перед российским образованием поставлены политические, социальные, экономические цели. В образовательном аспекте требуется создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего  потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда.

В пособии рассматриваются различные подходы к конфигурации компетенций при проектировании новых образовательных программ по новому стандарту высшего профессионального образования. Предлагается авторский подход к изменению структуры и содержания компетенций, основанный на обобщении различных вариантов.

Кроме того, раскрываются направления и психолого-педагогические условия интеграции науки, инновации и практики, обеспечивающие подготовку педагога для современного общества. Интеграция науки, инноваций, практики в педагогическом образовании рассматривается как сложный наукоемкий процесс.

Основополагающими понятиями в реферате являются следующие: профессиональные компетенции, дескрипторы компонентов компетенций, профессионально-деятельностные и профессионально-личностные компоненты компетенций; интеграция науки, практики и инноваций, подготовка педагога, направление интеграции науки, инновации и практики, психолого-педагогические условия, обеспечивающие интеграцию науки, инноваций и практики.

Современное образование призвано сформировать у обучаемых способность к проектированию будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Основным ресурсом развития становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, что, безусловно, требует обновления системы образования. Следовательно, перестройка системы высшего профессионального образования прежде всего связана с поиском форм структурирования учебного знания, формирования содержания учебных программ в соответствии с компетентностным подходом, который приобретает сегодня особую актуальность, так как он ориентирован на формирование способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

При этом компетентностный подход становится одной из ведущих тенденций мировой образовательной практики и мерилом качества и эффективности системы. Кроме того, при разработке проекта содержания стандарты профессионального образования необходимо выстраивать с ориентаций на реализацию компетентностного подхода в образовании, с позиций формирования ключевых компетенций, характеризующих готовность обучающегося к использованию усвоенных знаний, умений и навыков, а также способов деятельности для решения практических и теоретических задач.

Данное практико - ориентированное учебно-методическое пособие представляет теоретическое и практическое обобщение работы Дагестанского государственного университета.

Авторы выражают глубокую признательность преподавателям Дагестанского государственного университета, рецензентам, принявшим участие в эксперименте, за творческое взаимодействие и надеются, что данный опыт послужит основой для развития этой инновационной технологии и будет способствовать повышению результативности работы преподавателей.