1.3. Образовательный стандарт как модель реализации компетентностного подхода

 

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания высшего образования в международной образовательной практике.

В настоящее время этой проблеме уделяется повышенное внимание. Появилось немало публикаций, ведутся дискуссии, разрабатываются образовательные стандарты на международном, государственном, региональном уровнях, даже на уровне учебных заведений различного типа. Основное внимание уделяется разработке стандартов, отражающих уровневые и профильные аспекты образования – дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, последипломного (непрерывного). Такие стандарты полезны и могут служить критериальной основой оценки конкурирующих образовательных стратегий.

Государственные образовательные стандарты с момента их введения в Закон РФ «Об образовании» в 1992 г., а также в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 26.12.2012 г. № 273-ФЗ) вызывают наиболее острые споры в педагогической среде.

В настоящее время с 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый, интегрированный Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем образование определяется как «общественное и частное благо». Можно только приветствовать провозглашение образования общественным благом. В российских нормативно-правовых актах это делается впервые. Подход к образованию как к общественному благу пронизывает все документы Болонского процесса. Такой подход означает, что образование должно быть доступным и бесплатным на протяжении всей жизни человека. К этому подходу призывает Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в.

Споры затрагивают различные аспекты стандартов: от идеи и необходимости этого педагогического инструмента до его теоретико-концептуальных и методологических оснований, правового статуса и пр. Полемика вокруг стандартов идет и в России, и за рубежом. Она отражает различное понимание образовательного стандарта в зависимости от:

·                       доминирования тех или иных его сторон в образовательной политике («унификация», «норма» или «свобода выбора»);

·                       типа самого стандарта – регламентация преподаваемого материала (стандарты на «входе»), образовательного процесса («процессуальные» стандарты) или качества результатов обучения (стандарты «на выходе»);

·                       акцента на «государственный» или «общенациональный» характер стандарта;

·                       готовности общества к их восприятию и т. д. [5].

Понятие стандарт (от анг. standart – «норма, образец, мерило») означает систему основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала [7]. Стандарт – образец, эталон, модель. Образовательный стандарт – стандартный результат обучения; уровень обучения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; «образ» образования, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты [1: 48].

Конституция РФ, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в Международной декларации прав ребенка (от 20 ноября 1959 г.) и Конвенции ООН о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.), где в принципе 7 определены общие цели образования: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

С этих позиций одним из основных инструментов реализации конституционных гарантий права личности и гражданина на образование вступают федеральные государственные образовательные стандарты. В ст. 43 Конституции РФ, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» [6].

Введение Государственного образовательного стандарта соответствует ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, поскольку в контексте прав личности образовательный стандарт является документом, который аккумулирует важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.

Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона РФ «Об образовании», они являются важнейшим нормативно-правовым актом Российской Федерации, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, которое реализует соответствующие образовательные программы. При этом в основе стандарта лежит общественный договор, представляющий собой новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством. Договор наиболее полно реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в части формировании и реализации политики в области образования, что подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). При этом стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. Следовательно, с принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата, но и ученик и его родители вправе требовать от школы, вузов и государства выполнения взятых на себя обязательств. Стандарт выступает средством обеспечения планируемого уровня качества образования, а будучи стабильным в течение определенного времени, он остается динамичным и открытым для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

С точки зрения методологии оценки качества образования, чрезвычайно важной представляется проблема стандартизации ожидаемых и желательных результатов образовательной деятельности.

Инновационность стандарта заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности [8].

Стандарты одновременно обеспечивают преемственность и обновление системы образования в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях, поскольку именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений. При этом стратегическими задачами развития высшего образования в настоящее время выступают обновление его содержания, методов обучения и достижение на этой основе новых качественных результатов [5].

Особенностью сегодняшнего этапа развития российского общества является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. При этом основными причинами развития образования являются: поворот к личности обучаемых развитие процессов глобализации; новые требования формирующегося информационного общества и т. д. Все это требует обеспечения инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу [2].

Следовательно, принципиально новые во многом требования обусловлены изменениями сложившихся ранее представлений о сущности готовности личности к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, инновационному поведению и т. д. Поскольку в настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной, существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность личности во всех областях. Эти процессы и тенденции наверняка получат дальнейшее эффективное развитие в условиях становления инновационной системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты [9].

С этих позиций создание стандартов второго и третьего поколения инициировано необходимостью решения актуальных задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов функционирования высшего образования в условиях возникшей в начале 90-х гг. XX в. ситуации многообразия образовательных систем. Кроме того, реальная угроза развала единого образовательного пространства страны предопределила основное назначение стандартов, направленное на сохранение единого базового ядра образования в российских вузах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Поставленную задачу стандарты второго поколения выполнили, несмотря на то, что они (во многом невольно и вопреки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации высшего образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной неприятия стандартов со стороны части общественности, ряда учителей, рассматривавших их как тормоз в развитии инновационных процессов в системах образования.

В условиях изменения социальных реалий в России, перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. В начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Период перехода к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда, постоянно изменялись условия жизни, что требовало умений решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Поликультурное общество выдвинуло повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности и т. д.

В предложенном стандарте третьего поколения впервые сделан серьезный шаг по реализации компетентностного подхода, т. е. по переходу на новую педагогическую парадигму и новые ценностные педагогические ориентиры. И это важное обретение стандарта, которое должно способствовать повышению качества и эффективности отечественного образования, востребованности его результатов в жизни и совершенствованию умения практически пользоваться этими результатами.

Важным признаком современного этапа развития выступает повышенная профессиональная мобильность, связанная с тем, что современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к смене ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» на лозунг «Образование на протяжении всей жизни». С этих позиций на первый план выходит важнейшая социальная деятельность, связанная с обеспечением способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. При этом важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием, среди которых консолидация общества; формирование гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой); эффект социального «лифта» и социального «миксера»; достижение социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями и т. д. [3].

Следовательно, развивающемуся обществу, как подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования», «нужны образованные, нравственные, предприимчивые специалисты, умеющие самостоятельно принимать решения..., прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью..., способные к сотрудничеству..., обладающие чувством ответственности за судьбу страны и ее социально-экономическое процветание» [10].

Образование должно стать важнейшим конкурентоспособным институтом социализации подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, обеспечения благосостояния, стабильности и процветания России. С этих позиций, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, Россия предъявляет к выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В.В. Путина: «Свободный человек в свободной стране».

В историческом плане стандарт являет собой качественно новый этап в эволюции способов проектирования и нормирования содержания образования. Если все предыдущие способы этого нормирования («единый учебник», «единые программы» и др.) жестко фиксировали состав и объем преподаваемого материала, то стандарт принципиально меняет сам объект нормирования. Он выдвигает требования к результатам образования. Тем самым вводятся по меньшей мере 4 фундаментальные идейные и технологические новации:

1. Стандарт делает акцент не на том, что надо учить, а на том, что надо знать ребенку, т. е. внешнее для него содержание обучения (преподавания) транслируется в личностно усвоенное содержание образования.

2. Поскольку личностное усвоение возможно только в процессе самостоятельной деятельности студента, стандарт выстраивает сами требования к образованию в деятельностном ключе, т. е. придает образованию личностно-деятельностный характер.

3. Акцентируя результаты, которые должны быть достигнуты в ходе обучения, стандарт оставляет вузу, преподавателю, студенту свободу выбора путей, средств, способов их достижения. Это тем более значимо, что главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать, как отмечается в Докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке, «создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов».

4. Наконец, вводя систему объективных (независимых от субъективной воли) измерителей результатов образования, стандарт выступает как защитный механизм от произвола разного рода инспекторов и контролеров образовательного процесса [5].

Зачетные единицы являются своего рода инструментом обеспечения качества образования обучающихся. Цели введения зачетных единиц – определение результатов повышения квалификации, академической мобильности обучающихся, развитие компетенции и в результате – обеспечение условий для реализации идеи непрерывного образования.

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией системы высшего образования, поскольку они порождают принципиально иные требования к образованию и его результатам, вследствие чего требуют разработки нового поколения образовательных стандартов. При этом концепция государственных стандартов образования сохраняет многие идеи, реализованные в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель, в которой нашли отражение провозглашенные, но не реализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для разработки стандартов нового поколения.

Рассмотрим общие положения концепции федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Образовательный стандарт рассматривается как общественный договор между обществом и государством в сфере содержания вузовского образования, т. е. договор о том, чему общество и государство учат студентов. Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Следовательно, выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной цели, поскольку система образования – сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы всего населения. При этом образование составляет основу, базис системы, включающий многие миллионы обучающихся, работников системы образования, людей, ее обслуживающих, затрагивающий интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организации и т. д.

С этих позиций создание отечественных стандартов образования означает стремление к эффективному выполнению своей миссии через разработку и проведение процедуры принятия основанных на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в образовании. Кроме того, периодически возобновляемый в связи с разработкой стандартов процесс выявления и согласования социально-образовательных потребностей способствует консолидации общества и государства, поскольку прямо указывает на наличие широких областей общих интересов. Поэтому миссия стандартов проявляется еще и в том, что их разработка и реализация рассматриваются в качестве предмета ответственности главных действующих сил в образовании, где индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы в образовании можно классифицировать следующим образом:

– индивидуальные потребности личности (семьи) в области образования, интегрирующие потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся;

–личностная успешность: полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей;

–социальная успешность: органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества;

–профессиональная успешность: развитость универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии;

–следовательно, социальный заказ интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей, среди которых потребность в безопасном и здоровом образе жизни, характеризующемся следованием принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;

–потребность свободы и ответственности: осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умение делать осознанный и ответственный личностный выбор;

–потребность в социальной справедливости, включающая освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;

–потребность в благосостоянии, включающая активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики;

–потребность в удовлетворении государственных требований, включающая государственные запросы в области общего образования, представляющие наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Следует отметить, что государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов:

–национального единства и безопасности через формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование чувства гражданской идентичности у подрастающего поколения;

–развития человеческого капитала через подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на технологиях и знаниях;

–конкурентоспособности через фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования, формирование компетентности по освоению новых компетенций [8].

Следует отметить, что согласование потребностей и интересов является важнейшим условием успешности политики вообще и в образовании в особенности. При этом нужно признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причиной нарастающей рассогласованности является то, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования. Кроме того, государственный интерес заключается прежде всего в решении остро стоящей задачи обеспечения доступа к качественному образованию всех слоев общества вне зависимости от их социального и имущественного положения, территориальных или иных различий, что позволит не только снять возможные будущие социальные конфликты, но и решить вопросы национальной безопасности, государственной стабильности, государственного авторитета в мире. Принципиально необходимой чертой образовательной политики выступает последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса (учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами и т. д.). Исходя из этого, федеральные государственные образовательные стандарты должны регулировать все образование в целом, а устанавливаемые ими нормы (цели, требования к образовательным результатам, содержание образования, система оценивания и др.) призваны охватить только инвариантную часть образования. Касательно вариативной части, включая внеурочную работу, Федеральный образовательный стандарт определяет временные нормативы (соотношение между объемами отдельных составляющих базисного образовательного плана) реализации содержания образования, учитывающие региональные особенности и индивидуальные интересы и потребности обучаемых.

Образовательный стандарт как важный инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы требует четкой фиксации предмета организации, в качестве которого выступают цель, процесс и результаты деятельности, а также частные составляющие образовательного процесса (условия, средства, ресурсы и т. д.). Следует отметить, что все три уровня предметов регламентации возможны и необходимы, поскольку модернизация системы образования предполагает переход к системному управлению, где приоритетными являются регламентация целей и четкая фиксация требований к результату с одновременным принятием требований к процедурам оценки результата. Следовательно, учитывая вариативный характер системы образования, необходимо четко указать границы (рамки) возможных вариаций и установить, что не подлежит изменению, поскольку именно в этом случае образовательный стандарт может пониматься как базовый комплексный государственный документ, совокупно определяющий систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как важный фактор финансового управления системой образования, как форма «общественного договора».

Таким образом, образовательный стандарт выступает инструментом правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества – с другой, при условии, что в нем определены цели системы и операционализированы результаты деятельности субъектов системы (т. е. описаны процедуры измерения и заданы критерии достижения требований к результатам). На наш взгляд, принципиально, что в таком стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым, поскольку именно результаты образования могут быть предметом диалога как внутри системы, так и между обществом и государством, которые отражены в новом законе «Об образовании».

Следует отметить, что образовательные результаты, представляющие собой, по существу, декомпозицию целей образования, должны быть ориентированы на познавательные возможности обучаемых разных возрастных групп и связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении необходимого уровня образования. При этом естественным является желание семьи, общества и государства поднять уровень образования как можно выше, несмотря на отчетливое понимание того, что задаваемый в стандартах уровень образовательных результатов реально зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

·                       доступность требований стандартов, соответствие их познавательным возможностям основной массы учащихся определенного возраста;

·                       различный уровень мотивации, интереса отдельных школьников к тем или иным областям знаний и деятельности, способностей к их освоению;

·                       ограничения требований относительно учебной нагрузки обучаемых;

·                       материально-технические, учебно-методические, кадровые ресурсы школы и т. д.

Ясно, что максимальные (желаемые) результаты не могут стать нормой, задаваемой образовательными стандартами, но позволят обеспечить доступность требований стандарта (как только в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. стали доступными данные о реальном уровне образовательных результатов в массовой школе, выяснилось, что программу высшего образования тех лет даже на тройку не способны были освоить около 40 % учащихся). При ориентации на максимальные требования реально можно забыть об индивидуализации образования, нормализации учебной нагрузки, а также говорить о государственных гарантиях материального, финансового и кадрового ресурса.

Этими соображениями предопределяется роль условий осуществления образования как ресурсных ограничений системы, имеющих приоритетный характер. Сама же задача разработки стандарта в этой связи может быть классифицирована как «задача на оптимизацию», предполагающая одновременное утверждение в государственных образовательных стандартах и результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.

Поэтому необходим иной подход к определению уровня образования, задаваемого стандартом. Стандарт должен определять тот уровень образования, относительно которого в обществе достигается конвенция (договор) как о необходимом и достаточном уровне для обеспечения возможностей полноценного развития личности ребенка и успешного продолжения образования на следующей его ступени. Такой уровень можно было бы назвать базовым, учитывая, что он устанавливается для инвариантной и обязательной для всех части образования.

Реальный уровень образования каждого отдельного студента будет складываться из базового уровня и уровня образования, достигнутого при освоении вариативной части содержания образования, выбор которой осуществляется им самим (вместе с родителями) в зависимости от индивидуальных познавательных потребностей и способностей. При таком построении содержания высшего образования стандарт, оптимизируя объем инвариантной его части, открывает широкие возможности для вариативности, реализации индивидуальных образовательных программ.

Обязательным условием разработки федеральных государственных образовательных стандартов должно стать их широкое общественное обсуждение.

Для этого необходимо публиковать стандарты в официальных средствах массовой информации за определенный Правительством Российской Федерации временной промежуток до их утверждения в установленном порядке.

Назначение и функции государственных образовательных стандартов определяются задачами, поставленными перед образованием. Сфера действия и назначение образовательных стандартов расширяются, поскольку стандарты второго поколения ориентированы на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и требований к подготовке выпускников после того, как в начале 90-х гг. XX в. было легализовано многообразие образовательных систем. На этот момент основным назначением и приоритетными функциями стандартов выступали сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Однако сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий оптимальность системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства. С этих позиций стандарты нового поколения выступают:

·                       инструментом организации и координации системы образования, ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

·                       средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

·                       фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества – с другой;

·                       ориентиром создания современной инфраструктуры образования.

Вместе с тем новое поколение стандартов создаёт условия для более эффективной реализации их традиционных функций, связанных с нормативно-правовым регулированием деятельности системы образования, к числу которых следует отнести:

·                       обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ каждому гражданину «равных возможностей» для «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

·                       обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой многообразие образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране;

·                       обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

·                       критериально-оценочная функция, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Большое значение имеет более объективная оценка, которая является необходимым условием коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально ориентированного подхода к оцениванию и использованию системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Не ограничивая специфику региональных подходов, наличие различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных образовательных программ. При этом реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться по объему, глубине предлагаемой подготовки, но соответствуют требованиям стандартов, что позволяет внутри страны гарантировать качество подготовки выпускников, определяющее организацию последующего обучения. Стандарт является важнейшим условием решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. д. Следует отметить, что функционирование стандарта зависит от требований к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являющихся составной частью оценки качества образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях – от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителя народного образования (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).

Важной составляющей построения образовательных стандартов третьего поколения, принципиально отличающей их от образовательных стандартов второго поколения, является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент. При этом понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматриваются образование и его главные цели. В отечественной психолого-педагогической науке подробно разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности студента на основе освоения универсальных способов деятельности, где процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью реализации компетентностного подхода при разработке стандартов образования третьего поколения является то, что цели представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи).

Если для общества и системы образования приоритетом является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т. д. Это становится одним из важных ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Актуализация компетентностного подхода при разработке образовательных стандартов третьего поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельной работы в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; существенное повышение мотивации и интереса к учению; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Компетентностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития личности и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. При этом содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат образования. Достижения личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Следовательно, личностное развитие представляет собой готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, и умения противодействовать им в пределах своих возможностей.

Социальное развитие ориентировано на формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия студентами демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие предполагает формирование у студентов научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие ориентировано на формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию студентов на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать и вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Компетентностный подход изменяет общую парадигму образования: переход от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формированию умения учиться, обеспечивающего овладение новыми компетенциями:

·                       переход от «изолированного» изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание предметов к пониманию обучения как процесса образования и порождения смыслов);

·                       переход от стихийности учебной деятельности к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

·                       переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения и т. д.

Соответственно в рамках новой парадигмы результаты образования должны быть напрямую связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, что, в частности, означает выраженность результата высшего образования не только в предметном формате, и в универсальных (метапредметных) умениях. В этом проявляется тенденция в виде усиления общекультурной направленности образования, универсализации и интеграции знаний. Следует отметить, что предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но как базовый контекст уже недостаточен, поскольку на первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций, которые в информационном обществе становятся приоритетными.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет включить в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий, где основу развития личности ребенка составляет умение учиться (познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими). При этом универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действий учащегося, которые характеризуют способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию самого процесса.

Изложенное выше в целом позволяет сформулировать основные направления государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов. При этом важным направлением является создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование; соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью; взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов; конкурентность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.

Повышение качества образования в Российской Федерации станет возможным, если создать условия для полноценного развития личности и продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуры, через баланс взаимных обязательств и требований в области государственных образовательных стандартов. При этом государство обеспечивает условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования, а обучающиеся используют предоставленные возможности для получения качественного образования. При этом важно обеспечить государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов, гуманистический характер содержания стандартов, их ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

Следовательно, сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации, развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития государства, обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защита педагогических работников от необъективной оценки их труда выступают важными факторами качества образования. Социальный опыт необходимо рассматривать не только с позиции, что он собой являет (мир материальной и духовной культуры). Следует попытаться понять, как социальный опыт и его составляющие (знания, умения, навыки; опыт творческой деятельности; опыт эмоциональных отношений) соотносятся с процессами обучения и воспитания, образованием.

Стандарт образования детерминирован множеством факторов, относящихся к результатам обучения, воспитания, развития учащихся, которые должны стать объектами специального исследовательского поиска и обоснования. В нём, в частности, должны учитываться:

·                       высший мировой уровень применительно к таким понятиям, как грамотность (общая и функциональная), образованность (для каждого уровня образования), профессионализм (с точки зрения наиболее компетентного участия в определенных видах деятельности с учетом общественного разделения труда), культура и нравственность (как некие интегральные качества, характеризующие отношение человека к миру, его оценочные и самооценочные возможности), ментальные характеристики личности, соответствующие не только ценностям собственного социума, но и общечеловеческим, цивилизационным ценностям;

·                       исторически обусловленные традиции и представления об истинных ценностях образования, соответствующих данному этапу общественного развития, сложившемуся общественному сознанию, менталитету социума;

·                       прогностически важные параметры результативности образования, отражающие возможности наиболее эффективного и безболезненного «встраивания» личности не только в нынешние общественные условия, но и в предсказуемые условия будущего, адаптации к этим условиям;

·                       логика развития науки, техники, технологии, предопределяющая динамику развития соответствующих учебных дисциплин, а следовательно, и все необходимые компоненты знаний, умений, навыков учащихся, их специфических личностных качеств и способностей;

·                       социальные аспекты функционирования личности в системе изменяющихся общественных отношений (правовые, культурологические, этические, эстетические, экологические и т. п.);

·                       ограничения (материальные, финансовые, кадровые и т. п.), препятствующие на данном этапе достижению максимально возможного и желаемого образовательного уровня и требующие реально и конкретно учитывать имеющиеся ресурсы для обеспечения гарантированного стандарта образования [39: 320].

Понимание сути образования непосредственно связано с целями, ценностями образования его непосредственных участников.

Таблица 1

 

Основные положения парадигм образования

 

Наполнительная   (цивилизационная)

парадигма образования

Гуманитарная   (культурологическая)   парадигма образования

Цель – передача ученику знаний, умений.

Цель – создание условий развития всех участников образовательного процесса.

Признание самодостаточности науки в постижении человека.

Вера в человека, опора в его понимании на искусство, культуру в целом, в т. ч. и на науку.

Субъект педагогической деятельности (педагог) беспристрастен, сопереживание необязательно.

Субъект педагогической деятельности лично заинтересован, поэтому есть сопереживание, вживание.

Активность объекта педагогического воздействия во внимание не принимается (субъект-объектный характер отношений).

Предусмотрена активная роль ребенка в самопознании, обучении, воспитании (субъект-субъектный характер отношений).

Главный метод познания – индуктивный: единичные факты жизни конкретных людей подводятся под общие законы.

Преобладает метод дедукции: единичный факт неповторим и самоценен.

В познании действительности преобладает формальная логика.

Главная роль в постижении педагогической действительности и ребенка отведена чувству, интуиции, основанным на любви, доверии к ребенку.

Объяснение преобладает над пониманием.

Понимание на основе сочувствия преобладает над объяснением.

Понятийный аппарат – научные термины.

Наряду с однозначными терминами используются образные средства (аллегория, метафора, сравнение, ассоциация).

Технократический стиль мышления педагога: монологизм, объяснение, однозначность, авторитаризм, предметоцентризм.

Стиль нового педагогического мышления: диалогичность, понимание, метафоричность, другодоминантность, рефлексивность.

Оценка результатов как соотношение уровня имеющихся знаний ученика с образовательными стандартами – количественный балл (отметка).

Оценка результатов развития ученика (педагога) «сегодняшнего» с ним же самим «вчерашним» – содержательная оценка.

 

Какими ценностями нужно руководствоваться? Какую цель ставить в процессе собственного образования? Важно представить собственную точку зрения на понимание образования через осмысление различных ценностных позиций:

– образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней   (Закон РФ «Об образовании»);

– образование – это особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из деятельностей воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества, государства (В.В. Краевский);

– образование – встреча обращающихся друг к другу поколений за сомыслием, сочувствием, содействием (Ф.Т. Михайлов);

– образование – процесс становления человека в культуре и культуры в человеке (B.C. Библер) и др.

Выявление целей, ценностей образования с гуманитарной и технократической позиций позволит представить соотношение содержания двух парадигм образования, рассмотреть общее и специфичное в процессах обучения и воспитания.

Законодательная база разработки ФГОС:

·       ежегодные послания президента Федеральному Собранию;

·       стратегические направления развития образовательной системы РФ до 2010 г. (одобрены правительством РФ);

·       ФЗ № 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»;

·       ФЗ № 309-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры Государственного образовательного стандарта»;

·       ФЦПРО;

·       Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования;

·       концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности.

Принципы разработки ФГОС ВПО:

·       преемственность;

·       согласованность в системе непрерывного образования;

·       фундаментальность подготовки;

·       усиление практической направленности обучения;

·       акцент на результаты обучения, выраженные на языке компетенций;

·       сопоставимость с образовательными системами других стран.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО):

·       уровневая структура (бакалавриат – магистратура);

·       отсутствует деление на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты (весь стандарт – федеральный);

·       в каждом цикле – базовая и вариативная части;

·       компетентностный подход к результатам обучения;

·       отказ от дисциплинарного подхода;

·       отсутствие обязательного перечня дидактических единиц;

·       показатель трудоемкости – зачетные единицы (аналог европейской системы ECTS).

Стандартом не устанавливаются:

·       обязательные наименования дисциплин (за исключением истории, философии, иностранного языка, БЖД, физкультуры);

·       наименования других дисциплин приводятся как примерные (для разработки примерных программ дисциплин, учебников и учебных пособий);

·       полный перечень дисциплин – в ООП (комплект учебно-методической документации вуза).

Общие требования:

·         к результатам освоения основных образовательных программ;

·         к структуре основных образовательных программ;

·         к условиям реализации основных образовательных программ.

Структура ФГОС

 


                                                                                  

 

 


 


1.–общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

2.–общие математические и естественнонаучные дисциплины;

3.–общепрофессиональные дисциплины;

4.–дисциплины предметной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 – гуманитарный, социальный и экономический циклы;   2 – математический и естественнонаучный циклы; 3 – профессиональный цикл; 4 – физическая культура; 5 – учебная и производственная практики; 6 – ИГА

 

Литература

 

1.                     Бухарова Г.Д. Системы образования: уч. пос. –   Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 475 с.

2.                     Гендипа Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. – Кемерово, 1999. – С. 6–7.

3.                     Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.

4.                     Гребнев Л. Кредит-часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки // Высшее образование в России. – 2008. – № 11. – С. 21–33.

5.                     Днепров Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования / Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. – М., 2004. – 104 с.

6.                     Конституции государств-участников СНГ. – М.: Изд. группа Норма Инфра, 1999. – 736 с.

7.                     Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.

8.                     О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: Докл. РАО / под ред.   А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 43 с.

9.                     Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

10.                Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.

11.                Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013. – С. 3.