Тема 9.Мониторинг и диагностика процесса и результатов обучения.

 

Диагностика и контроль обучения. Диагностика качества обучения. Виды, формы, методы контроля. Педагогические требования к контролю. Виды тестов. Функции контроля. Тестирование достижения и развития. Диагностирование обучаемости.

1.  Вопросы письменного задания по теме:

 

1. а) Диагностика – … … (это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов).

б) Диагностика – это  выявление  исходного состояния или изменений,  происходящих  у обучаемых  под влиянием обучения.

 2. Что такое мониторинг - … … (это контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким - либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям).

2.           Чем отличается диагностирование обученности и обучаемости: … … (обученность – это достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели; обучаемость – это способность, «пригодность» учащегося овладевать заданным содержанием обучения).

3.           Какие вы знаете синонимы понятию «обучаемость»: … … («податливость», «учебная способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость».)

4.           Диагностирование включает: … … (контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции,  прогнозирование дальнейшего развития событий).

5.           Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются: … … (1) потенциальные возможности обучаемого; 2) фонд действенных знаний (тезаурус); 3) обобщенность мыслительного процесса; 4) темпы продвижения в обучении (усвоения знаний).

6.           Охарактеризуйте основные функции контроля: … … (обучающая, стимулирующая, развивающая, воспитывающая).

7.           Какие различаются методы контроля: … … (устного, письменного, практического (лабораторного), машинного и самоконтроль обучающихся).

8. Виды контроля: … … (предварительный, текущий, тематический, итоговый).

9.           Дайте определение понятию: дидактический тест, оценка знаний: … … (оценка - это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков; тесты представляют собой систему тестового задания стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализов результатов).

10. Какие выделяются тесты: … … (педагогические, психологические, социологические, социально-педагогические, социально-культурологические).

1. Перечислите причины неудач в учебе: … … (социально – экономические, причины биологического характера, педагогические причины)

     Познакомьтесь с различными подходами к классификации    закономерностей и принципов в педагогике (Ю.К. Баранса, М.Н.  Скатюлн, Б.П. Лихачев и др.)   

        Качества знаний – высокий уровень владения, отличающееся полнотой и глубиной, системностью,  оперативностью,  гибкостью, конкретностью, обобщенностью.

12. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспеваемости: … … (1) педагогическая профилактика; 2) педагогическая диагностика;

3)  педагогическая терапия).

13.                    Рейтинговая система оценки знаний - … … (основывается на интегральной (суммарной) оценки результатов всех видов учебной деятельности студента в течение семестра. Предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки специалистов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе. Р. с. о. з. позволяет студентам: организовать систематическую, ритмичную работу по усвоению учебного материала, регулярно оценивать состояние своей работы по выполнению всех видов учебных поручений, корректировать ход самостоятельной работы по курсу, быть осведомленным о своих знаниях по отдельным блокам учебной дисциплины и прогнозировать итоговую оценку, получение итоговой оценки без экзамена по результатам рейтинга..

Позволяет преподавателям: рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине, знать ход усвоения курса каждым студентом, корректировать ход учебного процесса, осуществлять всесторонний и объективный контроль за самостоятельной работой студентов, точно и объективно определять итоговую оценку каждому студенту, решать вопрос о без экзаменационной оценке по дисциплине).

Назовите  основные  задачи  контроля …

1.         установить готовность к восприятию знаний;  

             2.  установить внимание и понимание;

             3.  Выявить трудности по ходу прохождения материала;

             4. определить понимание теоретических знаний;

             5. выявить умения применения знаний;

            6. проверить системный характер знаний;

            7. определить место и роль знаний в опыте ученика.

       Назовите  основные  показатели  качества  знаний …..–

1.           полнота и глубина;

2.           оперативность и гибкость -   это способность быстро найти и применять соответствующие для ситуации методы и средства для достижения результатов обучения;  гибкость – это способность искать  и применять разные способы к одному явлению,  ставить разные вопросы, видеть аналогии  вопросы;

3.      осознанность и сознательность;   

4.      эмоциональность,  действенность;

5.      конкретность и прочность;

6.      системность и интегративность;

7.      поисковый характер.

    Требования  к современному  образованию  это творческий подход, творческое мышление, когда   эти знания преобразовать новое мышление

 Модульно-рейтиноговая состоит из следующих элементов 1. разбивка учебной темы на основные части имеющее более самостоятельное значение

2. Подготовка задания разного характера  к разной части. 3.Понятийные представления, глубокое понимание вопрос 3фй. Способность применения знания 5. Систематизация 4. присвоение к каждому заданию адекватного объема знаний. Применение этих заданий и обеспечение систематической работы студентов, прослеживание самими учащими своих учебных достижений  и огласка результатов

1.  Термин мониторинг качества образования – … … (систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном  (включая школы) уровнях).

          Назовите элементы системы мониторинга: … … (частью системы мониторинга являются следующие элементы: 1) установление стандарта и операционализация: определение стандартов; опреационализация стандарта в индикаторах (измеряемые величины); установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов; 2) сбор данных; оценка результатов; 3) действия: принятые соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами).

      Проверка и оценка знаний и умений учащихся – процесс выявления и сравнения уровня усвоения учебного материала требованием к качеству знаний и умений.

2.  Требования  к организации контроля: … … (1) индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса) и наоборот; 2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся; 3) разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам; 4) единство требований учителей; 5) всесторонность, заключающийся в том, что контроль должен охватывать все стороны учебной программы; 6) объективность, исключающая преднамерение субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя; 7) дифференцированный подход.

2. Литература.

1.           Аманашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М., 1984.

2.           Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

3.           Гузик Н.П. Учить учиться. М., 1981.

4.           Шишов С.Е., Кальний В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998.

5.           Розенберг Н.М. Измерения в дидактике. – Киев, 1985.

6.           Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / Пер. с  нем. М.,  1991.

7.           Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам: Учеб.-справ.пос. М., 2002.

8.           Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. М., 1997.